Когда появились первые государства на земле. Когда и почему появились первые государства? Где появились первые государства? Какое государство появилось первым? Отличтительные черты Шумера

1 Государство - это основное средство осуществления по­литической власти, центральный институт политической систе­мы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении - как институт господства, как но­ситель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении - как государственно оформленная всеобщ­ность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

В современной науке государство в узком смысле пони­жается как учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсою­зами и т. п.

Общие признаки государства.

Государства разных исто­рических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей сте­пени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою доста­точно размыты. Это следующие общие признаки.

1. Публичная власть, отделенная от общества и не совпа­дающая с организацией всего населения, наличие слоя профес - сионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах само­управления.

2. Территория, очерчиваемая границами государства. За­коны и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровно-родственному, религиозному или какому-нибудь еще признаку, а на основе территориальной и обычно этниче­ской общности людей.

3. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В любом обществе имеется множество властей: се­мейная, производственная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит пра­во на издание законов и норм, обязательных для всего населе­ния.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения про­стирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, ка­ковыми являются жизнь и свобода, определяет особую дейст­венность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства: оружие, тюрьмы и т. п., а также органы: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Нало­ги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.

6. Обязательность членства в государстве и невозможность проживания вне государств. В отличие, например, от такой по­литической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения..

Определение общих признаков государства имеет не толь­ко научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект междуна­родных отношений. Лишь на основе обладания качествами го­сударства те или иные организации признаются субъектами ме­ждународного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выде­ляются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданст­вом), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от дру­гих организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникнове­ния и эволюции.

Причины возникновения государства.

Государство по­является в результате разложения родо-племенного строя, по­степенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ре­сурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

а) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана - государства;

б) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способ­ствовало классовому расслоению общества. В ходе историче­ского развития по мере стирания классовых противополож­ностей и демократизации общества государство все более ста­новится надклассовой, общенациональной организацией;

в) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и раз­витие государства несомненно. Однако его не следует абсолю­тизировать, упуская из виду другие, зачастую более важные факторы;

г) демографические факторы, изменения в воспроизводст­ве самого человека. Имеется в виду прежде всего рост числен­ности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упоря­дочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этниче­ски близких людей;

д) психологические (рациональные и эмоциональные) фак­торы. Одни авторы (Т. Гоббс) сильнейшим мотивом, побуж­дающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и иму­щество. Другие же (Дж. Локк) ставят на первый план разум лю­дей, приведший их к соглашению о создании специального ор­гана - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем их традиционные формы общежития. Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло по­влечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государ­ство - США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие

Теории происхождения государства.

Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовла­дельческими государствами. Ее представители (в Средние века - Фома Аквинский, в наше время - Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является боже­ственная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой тео­рии является вера в бога, божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы,

храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универ­сального порядка, создателем и правителем которого является бог. Цель и оправдание государства - предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.

Одной из известных с древних времен является патриар­хальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, ко­торый объяснял происхождение государства разрастанием се­мьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государ­ственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, а он должен проявлять о них отеческую забо­ту. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отожде­ствляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх дол­жен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, долж­ны повиноваться правителю.

По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, созда­ли специальный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы боль­шинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителям государства. Оно становится органом управления побежденными. В резуль­тате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

а) углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специаль­ную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных свя­зей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредото­чении их у определенных лиц и органов;

б) демографические факторы, изменения в воспроизводст­ве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регули-ровании взаимосвязей между людьми, проживающими на опре­деленной территории. Выделяются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государства (географические, эт­нические и т. п.). Итак, возникновение государственности обу­словлено многими причинами, среди которых различные кон­цепции выделяют обычно одну в качестве определяющей. Госу­дарство возникает, существует и развивается как результат ус­ложнения экономической и социальной жизни, форма удовле­творения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

2 Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

    форму правления,

    форму территориального (государственного) устройства

    политический (государственный) режим. В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками :

1) это, как правило, единоличное правление ;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству ;

Выделяют две разновидности монархической формы правления : абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки :

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок . Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий . Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную . Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы , например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

3 Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Необходимо выделить следующие характерные признаки механизма государства.

Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

При помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

В целом понятия «механизм» и «аппарат» государства являются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Таким образом, функции государственной власти реализуются посредством аппарата управления и принуждения, который называется государственным аппаратом. Наличие разветвленной системы государственных органов и организаций, как уже упоминалось выше, является основным атрибутивным признаком государства.

4 Правовое государство - это такая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека; гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с ее стороны.

Отличительные признаки правового государства:

1. Правовое государство, прежде всего предпо­лагает существование гражданского общества.

В современной интерпретации гражданское обще­ство - это общество с" развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отноше­ниями между его субъектами, независимое от госу­дарства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, по­литического, морального и культурного статуса, соз­дающих совместно с государством развитые право­вые отношения.

2. Разделение власти. Как известно, теория раз­деления власти исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти: законодательная, испол­нительная и судебная. Это препятствует сосредото­чению власти в руках одного лица или органа. В дан­ном случае каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не в состоянии вы­полнить. Законодательная власть - принимает зако­ны, исполнительная - обеспечивает их исполнение судебная - выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов за­конодательных органов, и членов правитель­ства как, частных лиц.

3. Верховенство права. Данный признак правово­го государства означает, что ни один государствен­ный орган, должностное лицо, общественная органи­зация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Государство, под­чиняясь Юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни Правовое государство. Любая попытка - го­сударственного органа ил и должностного лица выйти за Пределы права и поставить себя над людьми должна расцениваться как правонарушение. Верховенство права означает также, что государ­ство не вправе издавать законы, Противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспе­чивают естественные права человека.

4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и Свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы госу­дарством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при котором возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в конституции.

5. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без Существова­ния многочисленных политических организаций, пар­тий и оппозиции.

Таким обрезом, гражданское общество и право­вое государство представляют собой взаимопредполагающие и взаимодополняющие стороны (дина­мическую и статическую) правового общества. В этом обществе спонтанное и рациональное начало, свобода и порядок уравновешены и в подчинение универсальным нормам организовано таким образом, что не только не подавляет, а наоборот, способствует проявлению самостоятельно­сти и независимости человека, развитию его индиви­дуальности.

5 Понятие, признаки и сущность права

Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Сущность права - "крепкий орешек". Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

6 Источники права. Нормативно-правовой акт как основной источник права

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву функции, оно должно иметь свое внешнее выражение, которое называют источником права. В российской правовой системе обычно различают следующие источники права: правовой обычай; акт референдума; нормативно-правовой акт. Среди источников российского права наиболее важное место занимают нормативно-правовые акты. Нормативно-правовой акт - это выраженное в письменной форме решение компетентного органа, в котором содержится норма права. В числе нормативно-правовых актов следует назвать законы, декреты, указы, постановления, приказы, решения и т. п. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Так, согласно действующей Конституции России, предусматривается, что высший представительный и законодательный орган России - Федеральное Собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ в пределах своей компетенции принимают законы и иные нормативные акты.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Основанием данной классификации выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего нормативный акт. В зависимости от этого устанавливается строгая иерархия, определенная система расположения, соподчиненность нормативно-правовых актов. Закон - это акт представительного органа власти, изданный в установленном порядке, регламентирующий важнейшие общественные отношения и имеющий высшую юридическую силу. По юридической силе различают следующие законы: конституционные; текущие (обычные); чрезвычайные. Остальные нормативные акты издаются на основе и во исполнение закона - подзаконные акты.

Различают следующие подзаконные акты: указы; распоряжения; постановления; приказы; решения; инструкции. Подзаконные акты должны соответствовать закону. В случае противоречия подзаконного акта закону - применяется норма закона. В зависимости от органов, издавших тот или иной нормативно-правовой акт, а также от территории, на которую распространяется его действие, нормативные акты в федеративном государстве делят на две группы: федеральные и субъектов федерации (республика, край, область). Первые распространяются на всю территорию России. Вторые имеют юридическую силу на определенной территории. В случае расхождения федеральных нормативно-правовых актов с нормативными актами субъектов, первые имеют приоритет над вторыми.

ГОСУДАРСТВО - политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

Освоение металлов, среди которых не только медь, бронза, но и золото, серебро, было одним из признаков наступления новой эпохи. В конце IV тыс. до н. э. или даже немного раньше в Месопотамии, на юго-западе Ирана, а затем в Египте возникают первые государства. Здесь первобытный образ жизни кончается. Но он продолжает существовать на большей части заселённой людьми Земли.

Государство возникает в разных регионах в разное время. На некоторых территориях его не знали до относительно недавнего времени. До прихода европейцев его не было в Австралии, на большей части Америки, во многих районах Африки. Первобытный, сравнительно простой уклад жизни сохранялся там, куда не проникало влияние государств и где особые природные условия не позволяли развиться сложным формам общественной организации. Общества же тех областей, которые испытывали воздействие государств, уже в древности приобрели новые черты. Что же происходило в обществах на позднем этапе первобытности?

Систематические занятия земледелием и скотоводством, особенно в благоприятных природных условиях (тёплый климат, достаточное количество воды), позволяли людям иметь столько продуктов питания, чтобы скапливать их излишки. Эти излишки позволяли некоторым людям значительную часть своего времени посвящать ремеслу - изготовлению каменных и металлических вещей, посуды, тканей. Часть изготовленного они отдавали своим соседям-родственникам, а те взамен давали продукты или что-либо другое, необходимое им.

Были в селениях и люди, которые играли роль руководителей, - старшие по возрасту, опытные в земледельческих работах, знатоки обрядов. К их авторитету прибегали, когда возникали конфликты внутри деревни или с соседями. Эти люди имели собственное хозяйство и ничего, кроме авторитета, не получали за свою деятельность на общую пользу.

Но постепенно руководство жизнью общества становилось всё более обременительным. Возникала необходимость трудоёмких для небольших коллективов общественных работ. В долинах великих рек первые ирригационные сооружения стали строить уже в VI тыс. до н. э., как это было в Месопотамии. В других районах землю необходимо было очищать от леса. Такие работы не давали мгновенной выгоды, их надо было планировать, а людей убеждать в необходимости работать больше, чем обычно. Благодаря таким дополнительным работам увеличивались излишки зерна, которое составляло достояние всей общины, своего рода запасной фонд. Его могли использовать в случае внезапного голода, для помощи сиротам или немощным. Этот фонд использовали и для обмена с соседними общинами, получая от них то, что было необходимо. Поскольку община представляла собой единый коллектив, из этого же фонда можно было снабжать продуктами питания ремесленников, работавших на общину.

Чтобы распоряжаться всем этим, нужны были специальные люди, доверенные, честные и опытные, пользовавшиеся авторитетом. У прежних руководителей появились новые заботы, которые не позволяли им так усердно, как прежде, заниматься своим хозяйством. И они стали получать часть произведённых всеми продуктов. Это было справедливо, ведь они трудились на общую пользу.

Люди той поры не были такими рационалистами, как мы. Соображения прибыли и пользы не могли заставить их работать больше, чем это необходимо для поддержания своего существования. Некая сила - воля предков или духов, с которыми связывала свою жизнь община, - должна была заставить их поступать так, как призывали предводители. Мы помним, что люди не считали себя независимыми от природы, которая рисовалась им как сообщество особых живых существ, духов. Не от своего имени, а от имени этих предков и духов действовали предводители. Они должны были угадывать волю этих сверхъестественных покровителей, уметь отправлять обряды, т.е. обладать знаниями жрецов.

Итак, руководство общиной осуществлялось от имени предков и духов-покровителей человеком или несколькими людьми, среди которых были люди, наделённые особыми способностями общаться с миром сверхъестественного. Они были выборными, и их власть держалась на авторитете.

Отдельные поселения связывали с соседями родственные узы, необходимость оказывать друг другу помощь в случае стихийных бедствий или военной опасности. Так, несколько селений могли образовывать более или менее прочное объединение, общие вопросы решались представителями от каждого из них. Ни одно из селений не играло преобладающей роли, даже если оно выделялось количеством жителей и более удобным положением на путях обмена или имело более плодородные земли. Но уже во второй половине IV тыс. до н. э. на юге Месопотамии складываются более постоянные сообщества, во главе которых, как сейчас думают учёные, стояли представители общин. Среди них выделяется вождь-жрец. Все эти общественные лидеры находятся при общем святилище, где располагается и общественное хранилище. Святилище находится в одном из поселений, которое является центральным по отношению к целой группе других. Сюда обитатели соседних селений приносят продукты своего труда и отсюда же получают то, что им нужно. На территории этого поселения происходят празднества в честь духов предков и духов природы, обитающих в этих местах. Жители селений в основном связаны узами родства, но среди них могут быть и пришельцы, принятые в общину. Такие небольшие селения могли располагаться по течению одного или нескольких взаимосвязанных каналов. Пока это ещё не государства, но скоро несколько таких образований, объединяющих уже не сородичей, а соседей, т.е. основанные на территориальном, а не родовом принципе, превратятся в древнейшие города-государства.

В тех областях, где занятие земледелием и скотоводством не давало столь значительных излишков продуктов, как в Месопотамии или Египте, общество развивалось иными путями. Некоторые общины были обладателями шахт и рудников, в которых добывали руду. Её обменивали как сырьё или выплавляли металл и тогда в обмен пускали слитки. Потребность в металле была очень велика. Достаточно сказать, что обитатели Средиземноморья во II- I тыс. до н. э. отправлялись за оловом на земли нынешней Великобритании. В Месопотамии, где возникли первые государства, не было не только металлов, но и камня и даже хорошего леса. За всем этим снаряжали экспедиции в горы Ирана и на запад. За камень и металлы давали ткани, зерно и другие продукты сельского хозяйства. Но эти вещи и продукты членам тех общин, которые разрабатывали месторождения полезных ископаемых, доставались в разных количествах. Здесь тоже были свои лидеры, которые вели переговоры и заключали сделки. Они могли присваивать часть обмененных вещей. Кроме того, они получали подарки от купцов.

Знать первых государств не имела образцов для создания особых форм своей жизни, особого стандарта, отличного от жизни рядовых людей. Особые формы быта, особые жилища, предметы роскоши появлялись постепенно. Те же предводители, с которыми торговали купцы из уже сложившихся государств, могли иметь перед глазами образцы для подражания. В сочинениях древнегреческого историка Геродота сохранился рассказ о том, какой интерес к жизни греков проявляли скифские вожди.

Греки основали много колоний по побережью Чёрного моря, особенно в Крыму. Их привлекало зерно, которое выращивали скифы. Скифские вожди, которых Геродот называет царями, приезжали в греческие города побережья (некоторые добирались и до самой Греции), где не только наблюдали за жизнью греков, но и стремились участвовать в ней. Это вызывало протесты соплеменников: один из вождей, переодевшийся в греческую одежду и посещавший их пиршества, был убит своими сородичами за отступление от обычаев предков.

Вожди и знать племён, вступавших в контакты с государствами, стали значительно отличаться от соплеменников. Для скифских вождей греческие ювелиры делали великолепные золотые сосуды, украшения для оружия, уборы для их жён. Эти предметы теперь можно видеть в музеях. Особенно богатое собрание находится в Золотой кладовой Эрмитажа. На этих вещах изображены не только сцены из греческих мифов, но и персонажи скифских легенд.

Земледельцы, создавшие первые государства, были довольно мирными людьми. В то время ещё не существовало ни металлических мечей, ни шлемов, ни доспехов. Иным был быт народов Европы во II-I тыс. до н. э. Занятия земледелием и скотоводством не везде обеспечивали людей достаточным количеством пищи. Поэтому собирательство в лесах и охота сохраняли немалое значение. Меха, металлы, камень, а потом и рабы находили спрос в государствах Средиземноморья. Всё это становилось желанной добычей. Грабёж близких и дальних со-седей считался вполне достойным занятием для упрочения своего существования, повышения престижа и обогащения. Быть воином, равно как и обрести смерть в бою, считалось у этих народов, например у германцев, почётным. Быт воинственных вождей описывается и в греческой "Илиаде", и в эпических сказаниях более позднего времени - германской "Песни о Нибелунгах", ирландских и исландских сагах. Один из признаков наличия достаточно прочных объединений во главе с вождями - существование больших сооружений, монументальных построек. Они могли быть созданы только благодаря усилиям многих людей. Все знают египетские пирамиды и огромные храмы. Но гораздо меньше известны сооружения в приморских областях Южной и Западной Европы, которые создавались в III-II тыс. до н. э. Эти так называемые мегалиты (по-гречески "мегас" - большой, "литос" - камень) поражали воображение людей, которые считали их созданиями великанов. Из огромных плит и столбов были сделаны аллеи, погребальные сооружения, что-то вроде храмов. Среди таких конструкций выделяется знаменитый Стоунхендж в Англии, который, как считают, был построен для наблюдения за светилами. Вероятно, в таких сооружениях могли хоронить умерших, но происходили в них и другие обряды, связанные, наверное, с почитанием сил природы и светил.

Учёные считают, что объединения во главе с вождями появились в Европе в III тыс. до н. э. и просуществовали очень долго, до формирования государств в раннем средневековье. Сообщества, в основе которых лежали родственные связи, не были совершенно разрушены ни завоеваниями римлян, ни нашествиями эпохи Великого переселения народов. Конечно, культура, хозяйство и отчасти общественные отношения изменились. В I тыс. до н. э. появляется и распространяется железо. Полагают, что впервые его начали выплавлять на территории Турции в середине II тыс. до н. э. Железо превосходит медь не только по твёрдости. Железные руды встречаются очень широко; в Европе, например, часто использовали болотную руду. Появление железных орудий резко повысило их эффективность. Теперь стало возможным пахать землю сохой с железным наконечником, что облегчило обработку тяжёлых участков почвы. Очень расширяется ассортимент орудий и оружия из металла, качество ко-торого, однако, не везде было достаточно высоким. Юлий Цезарь писал, что мечи кельтов были из такого плохого железа, что после нескольких ударов они сгибались и воин выпрямлял их ногой.

История [Шпаргалка] Фортунатов Владимир Валентинович

3. Возникновение государства - начало истории

История человечества началась с формирования современного вида человека - Homo sapiens , или «человека разумного». Большинство ученых считает, что около 50 тыс. лет назад люди обрели облик, который в основном сохранился до наших дней.

Древние люди объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. «Первобытное человеческое стадо» сменила родовая община, которая была коллективом кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды постепенно объединялись в племена , а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в ходе политогенеза , то есть в процессе возникновения политических структур, государства.

В обобщенном виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:

1. Период первобытной родовой общины (предыстория) - 45 000–8000 лет до н. э.

2. Период протогосударств , о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, - 8000–3500 лет до н. э.

3. Период древних империй , вокруг которых, собственно, и сложились древние цивилизации, - 3500–600 лет до н. э.

4. Период античных государств - 600 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Люди постепенно расселялись по всему земному шару. Миграции сыграли важную роль в становлении, этногенезе (происхождении ) многих народов. Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря», финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других.

Политогенез , складывание государств - длительный исторический процесс, имевший объективный характер. Исторически первой была теория божественного происхождения государственной, верховной власти. В XVIII–XX вв. появилось более десятка теорий, объясняющих происхождение государства. Теория общественного договора (договорная концепция) (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.) определяла главную задачу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. А против плохих правителей народ может устроить революцию. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) утверждала, что государство возникло как результат разделения общества на классы из-за имущественного неравенства, для угнетения одного класса другим. Гидравлическая (ирригационная) теория (К. Витфогель) объясняла возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных (оросительных) сооружений (в Египте, Шумере, Китае). Патриархальная, психологическая, органическая и другие теории делали акцент на тех или иных сторонах процесса возникновения государства.

Государство возникло как высшая форма организации людей. Признаками государства являются наличие государственного аппарата, письменно зафиксированного законодательства, территории с населением в определенных границах. Только государство может собирать налоги, выпускать деньги, применять силу (армию и др.), обладает высшим суверенитетом , властью в отношении всех других объединений людей.

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

Из книги Происхождение семьи, частной собственности и государства автора Энгельс Фридрих

V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА Как развилось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного

Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро Марк

7. От священной истории к истории отечества и государства: взгляд из Европы Мы уже неоднократно встречались с европейским взглядом на историю и встретимся еще. Но это был взгляд на историю остального мира. Что же касается содержания и хода собственно европейской истории,

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Возникновение государства у франков Начало феодализации франкского общества сопровождалось зарождением раннефеодального государства.Органы управления, присущие первобытнообщинному строю на стадии военной демократии, постепенно уступают место усилившейся власти

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Возникновение Хеттского государства В самом конце III тысячелетия до н. э. в восточной части Малой Азии, к востоку от реки Галиса в области, впоследствии получившей название Каппадокии, ассирийские купцы, выходцы из города Ашшура, среди местного хеттского населения

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Возникновение Урартского государства Хотя первые сведения об урартах относятся лишь к XIII в. до н. э., однако последние раскопки в (Закавказье позволяют изучить культуру древнейших народов Закавказья, среди которых в середине II тысячелетия до н. э. оформился народ

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Возникновение древнейшего государства К сожалению, очень обрывочные сведения, которые можно извлечь из древнейших надписей эпохи Инь, позволяют только в самых общих чертах говорить о системе государственного строя этого времени. Очевидно, в Китае этой эпохи уже

Из книги История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты автора Мейнандер Хенрик

Возникновение шведского государства Тринадцатый век характеризовался нарастанием борьбы за политическое и экономическое господство над побережьем Финского залива. В Северной Прибалтике пытались утвердиться датчане. В 1219 г. они основали портовый город Ревель, ныне

автора Бадак Александр Николаевич

Возникновение рабовладельческого государства В конце IV - начале III тысячелетия до н. э. с распадением общества на классы в Египте и Двуречье создаются первые государства, со своими органами власти, призванными регулировать все более усложняющиеся отношения между

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Возникновение государства в Египте Чтобы долина Нила превратилась в одну из плодороднейших стран мира, требовалось приложить немало усилий. Производство кремневых оружий в первобытном Египте достигло удивительного совершенства. Немало этому способствовали местные

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

§ 1. Возникновение государства в Древнем Риме Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Возникновение государства в Македонии С середины IV века до н. э. важную роль в политической жизни Эллады начинает играть Македония - новое государство, расположенное на севере Балканского полуострова. Ее обычно подразделяют на две части: Нижнюю Македонию - примыкающую

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Возникновение государства Шан (Инь) Основные источники сведений о царстве Шан (Инь) данные по итогам археологических раскопок остатков последней столицы этого государственного образования, города Шан, найденных в районе города Аньян, недалеко от селения Сяотунь

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Начало научной истории права и государства На исходе XVII в. немецкий философ Г. Лейбниц в трактате «Новый метод изучения и обучения юриспруденции» (1667 г.) сформулировал новые задачи общего изучения истории права: они заключаются в общем разъяснении правового развития.

Из книги Национализм автора Калхун Крэйг

Возникновение современного государства «Современность» государств, которые возникли в Европе особенно в эпоху абсолютистских монархий, проявлялась прежде всего в их более широких административных возможностях, объединении территорий вокруг единых административных

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

О самом первом на планете государстве мы знаем немногое. Но именно оно дало толчок развитию других цивилизаций.

Знаете ли вы, какое государство было самым первым? TravelAsk расскажет вам о нем подробно.

Особенности древнейших государств

По своей территории древнейшие государства были небольшими. В центре древней страны находился укрепленный город с храмом местного бога-покровителя и резиденция главы государства. Правитель зачастую был и военным предводителем, и руководителем оросительных работ.

Так, например, в долине Нила во второй половине 4 тысячелетия до н. э. государств насчитывалось более сорока. Между ними постоянно шли войны за территории.

Самое первое государство

Самым первым государством в мире считается цивилизация шумеров. Возникла она в конце IV тысячелетия до н. э. Находилось государство на берегу Евфрата, где он впадает в Персидский залив. Эта территория называлась Месопотамией, сегодня здесь расположены Ирак и Сирия.

Откуда они появились на этой земле ― для ученых до сих пор загадка. И шумерский язык ― тоже загадка, так как его не удалось соотнести ни с одной языковой семьей. Записывался тексты клинописью, которую, собственно, шумеры и изобрели.

Сначала народ окультуривал ячмень и пшеницу, осушал болота и даже делал водные каналы, подводя воду к засушливым участкам. Потом они стали производить металлы, ткани и керамику. К 3000 году до н. э. шумеры обладали высочайшей для своего времени культурой с тщательно продуманной религией и особой системой письменности.

Как жили шумеры

Дома шумеры строили в стороне от берегов Евфрата. Река часто разливалась, затопляя земли вокруг, а ее низовья были болотистыми, где размножалось множество малярийных комаров.

Жилища они воздвигали из глиняных кирпичей, глину добывали тут же, на реке, благо берега Евфрата ей богаты. Поэтому глина выступала основным материалом: из нее делали посуду, таблички для клинописи и даже детские игрушки.


Одним из основных занятий жителей городов была ловля рыбы. Люди строили лодки из речного тростника, смазывая их смолой, чтобы избежать протечек. На лодках они передвигались по водоемам.

Правитель города выполнял одновременно и функции жреца. Он не имел жен и детей, считалось, что жены правителей ― богини. Вообще, религия шумеров интересна: они считали, что существуют для того, чтобы служить богам, а боги без шумеров не могут существовать. Поэтому богам подносили жертвы, а храмы стали центром управления государства.

Возникновение цивилизации

Исследователи предполагают, что основным фактором возникновения государства была необходимость возделывать земли и орошать их, подводя каналы, ведь климат в этом регионе пустынный и засушливый. Оросительные системы ― достаточно сложная технология, поэтому им требовалось организованное управление. Это и сплотило само общество.

У шумеров было много городов со собственным управлением и властью. Самые крупные из таких городов-государств были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Во главе каждого из них стоял жрец, по его указу и жило население. Так, с народа собирали подать, а в голодные годы раздавали еду. В целом жители городов жили не очень мирно, периодически воюя между собой.

В Шумере была даже введена частная собственность на землю. Конечно, это способствовало имущественному расслоению населения. Рабов в городах было немного, а их труд значительной роли в хозяйстве не играл.

Особую роль в Шумерской цивилизации играли лугали ― руководители воинов. Обладая силой и военными знаниями, они со временем частично вытеснили власть жрецов.

Что касается военного обмундирования, то у шумеров был примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапка из меди.

Вклад в дальнейшую историю

Конечно, если сравнивать с последующими государствами, хозяйственные технологии шумеров были весьма примитивны. Однако именно их культура легла в основу последующих цивилизаций: так, шумерская цивилизация пришла в упадок, а на ее месте возникла другая крупнейшая цивилизация ― Вавилонская. Шумеры были очень образованными, на соседних территориях в этот период все еще жили первобытные общины. Они не только изобрели клинопись, но еще обладали математическими познаниями, разбирались в астрономии, умели точно определять площади земельных участков.


При городских храмах были школы, в которых эти познания передавались следующим поколениям.У шумеров была и своя литература. Так, наиболее известным стал эпос о Гильгамеше, царе, который искал бессмертия. Это один из старейших памятников литературы. В эпосе есть глава, в которой рассказывается о человеке, спасшем людей от Всемирного потопа.


Считается, что эта легенда легла в основу библейского потопа.

Упадок государства

По соседству с Шумером жили кочевые племена. Одни из них ― аккадцы ― перешли к оседлому образу жизни, переняв у шумеров многие технологии. Сначала шумеры и аккадцы поддерживали дружеские отношения, однако у них были и периоды военных распрей. В один из таких периодов аккадский вождь Саргон захватил власть и провозгласил себя царем Шумера и Аккада. Случилось это в XXIV веке до н. э. Со временем шумеры ассимилировались среди этих народов, а их культура стала базой для государств, возникших в Месопотамии в будущем.

Политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

Основными причинами возникновения государства являются:

1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3. социально-классовое расслоение членов общества , вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Формы возникновения государства

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

  • азиатская;
  • рабовладельческая;
  • прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.

Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

  • древнегреческая;
  • древнеримская;
  • древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).
error: