Массовый психоз. Массовые психозы и истерии Гибель людей массовый психоз в разных странах

Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос. Больной не знает, чей это голос

Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть. Но голос крепнет и становится гораздо реальней, чем здравый смысл и окружающий мир. И тогда на смену растерянности приходит то, что в психиатрии называется «кристаллизация бреда». В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя. Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.

Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.

Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек — не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело — классическим, либо индуцированным. Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.

Индуцированный бред в психиатрии — не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл — точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того — индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких. История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов. Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название — массовый психоз.

Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в своей массе — это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно. В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР — самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матрёнушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита. В то, что сосед слесарь Витя — оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное. А если возникнет потребность в логике — человек отыщет себе один подходящий «факт», который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому — как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля. Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные — дураки, зомбаки и неверные.

Вся история человечества — это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом — в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии. Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально. Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.

Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрения в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации. Отдельный полезный навык — постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей. Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики, — потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.

Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников. Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностью перечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.

1. Истеричность

Истерика и агрессия — ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных — последний способ доказать свою точку зрения. Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов — скорее всего, они больны. Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, — они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.

2. Внушаемость

Внушаемость, суеверность и религиозность — термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм — это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию БогаЯ верю, что Бога в нашей Вселенной нет, но будет. Потому что создать его — конечная задача технического и нравственного прогресса человечества (возможно, самим Богом изначально придуманная и поставленная, например путем использования парадокса в космических законах времени). Из этой теории следует, в частности, что Бог не помогает, но всё видит (все случившиеся события Вселенной доступны Богу, но задним числом он на них не влияет). Что чудес и справедливости на этом этапе ждать не надо, но это не повод бездельничать и быть скотиной. Что молитва в итоге дойдет до адресата, а благие поступки окажутся зачтены. И даже продолжение жизни после смерти эта теория обещает — правда, пополам с риском, что человечество не справится с задачей, оставшись без Всевышнего и всех благ, которыми он мог бы вознаградить тех, кто помогал ему возникнуть, и даже тех, кто мешал (милость и всепрощение — свойство Бога). Поэтому каждый из людей собственными поступками чуть-чуть меняет вероятность успеха миссии, и в этом главный смысл, риск, труд и нравственный выбор: легко не будет, а успех не гарантирован. В любом случае эта теория прекрасно объясняет мироустройство, ставит благородную цель жизни и выводит идею служения Богу на современный уровень, не входя в конфликт ни с традиционными религиями, ни с наукой, ни с атеизмом.

Но вот суеверность в самом широком смысле — это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов. К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу. Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи — это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).

3. Низкий интеллект

Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики — это вряд ли массовый психоз. И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги — грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР). И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу «врагов» с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.

Невозможно описать словами то, что произошло в Нидерландах во время собрания в память о Второй Мировой Войне.
В то время, как была минута молчания, послышался крик в толпе, и все начали панически кричать и бегать.
Полиция прикрывала Королеву.
Паника.
Без причины, без повода.
Вмиг.
Моментально.
Даже не подумав осмотреться и одуматься…



4


  • 07 мая 2010, 20:41


В 1885 году в Италии разразилась холерная эпидемия. В эти тяжёлые дни жители небольшого посёлка Корано близ Неаполя начали видеть мадонну в чёрном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Карано начал стекаться народ. Все или почти все явственно видели молящуюся богоматерь. Массовая галлюцинация, подобно эпидемии, грозила сумасшествием многим. Тогда правительство приняло решительные меры. Часовня была перенесена на другое место, холм заняли карабинеры - и видения прекратились.

В том же XIX веке во время франко-прусской войны сотни крестьян Прирейнской провинции в местах сражений видели на облаках изображения мадонны и распятие Христа. Похожие массовые галлюцинации наблюдались и в годы первой мировой войны. В средние века вспышки болезненных галлюцинаций бывали неоднократно в женских монастырях. В 1631 году этим отличалась обитель луженских урсулилок. Монахини утверждали, что их стали посещать по ночам демоны. Они видели их «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». Женщины бились в судорогах, впадали в летаргический сон, катались по полу с дикими воплями. Изрыгали брань и проклятия богу.

Расследованием этого «дела» занимались святые отцы-инквизиторы. Виновный был найден: священник Урбан Грандье, который давно подозревался в связи с дьяволом. После нечеловеческих пыток несчастный Грандье был сожжён.

Хочется привести отрывок из статьи известного русского психиатра В.М. Бехтерева, исследовавшего явление массовых психозов: «Несомненно,- пишет он, - что в некоторых случаях передача психической «инфекции» от одних к другим представляется крайне облегчённую и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в среде многих лиц мысли одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения. Благодаря этим условиям различаются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц».

«К числу коллективных галлюцинаций, - пишет В.М.Бехтерев, - относятся, между прочим, видение небесной рати одним отрядом русских войск перед Куликовской битвой, видение крестоносцами закованной в латы нисходящей с неба рати под предводительством св. Георгия, Димитрия и Теодола и многое другое».

А в наши дни массовые галлюцинации не редкость на сектантских молениях. Галлюцинация, появляющаяся у одной из молящихся, передаётся затем другим. Одинаковое у всех настроение, взаимовнушение, связанное с постоянными разговорами об одном и том же предмете, приводит к тому, что галлюцинация становится общей для массы.
Для иллюстрации приведем несколько ярких примеров массовых психозов. В 1998 году в Иордании после проведения вакцинации «мистическая болезнь» поразила 800 подростков. Результаты расследования показали, что причиной недуга стала не иммунизация, а массовая истерия (hysteria - состояние, при котором человек неосознанно копирует симптомы заболевания окружающих, пристрастно выискивая изъяны в собственном самочувствии) . Фатальную роль при этом сыграли средства массовой информации, убедившие население в том, что вакцина была испорчена, а шумиха, поднявшаяся после начала заболевания, усугубила ситуацию и увеличила количество подростков, обратившихся за помощью в больницы.
Один из феноменальных случаев массовой истерии случился во Франции в 1789 году на фоне революционных событий. «Великий страх» (фр. la Grande Peur) распространялся по стране, повергая в ужас жителей сел и городов, рассказывающих страшные истории о вторжении то ли австрийцев, то ли британцев, непобедимые полчища которых стирали с земли все живое. Интересно, что «Великий страх» не имел под собой совершенно никаких оснований, потому что вторжения не было.

Примеров массовых психозов и истерии можно приводить тысячи, при этом напрашивается вывод о влиянии средств массовой информации, которые имеют все возможности для управления толпой. Даже нормальный человек, попадающий в толпу, проникается общим настроением и теряет способность к критическому

мышлению.

Коллективная истерия часто распространяется, когда существует страх реальной или воображаемой болезни в сочетании со стрессовой средой.

Вот самые странные случаи массовой истерии, которые демонстрируют, как быстро общество может быть поглощено.
Массовые истерии (примеры)

Мяукающие монахини

Во Франции в Средние века монахини начали необъяснимым образом мяукать, как кошки. Другие монахини вскоре присоединились к ним, пока весь монастырь не стал издавать мяукающие звуки в течение нескольких часов.

Ситуация вышла из под контроля, и жители деревни вынуждены были позвать солдатов, которые угрожали выпороть монахинь, если те не прекратят. В те времена считалось, что некоторые животные, особенно кошки, могут завладеть людьми.

Эпидемия дрожи при письме

Первое массовое проявление этой истерии произошло в Гросс-Тинц в 1892 году, когда рука 10-летней девочки начала дрожать в классе. Дрожь распространилась по всему телу и передалась другим ученикам в ее классе, а именно 15-ти из них.

В том же году у 20 детей в Базеле, Швейцарии, появились те же симптомы дрожи. Через 20 лет еще у 27 детей в Базеле появилась та же дрожь, возможно после прослушивания истории о первом случае массовой дрожи.

Галифакский расчленитель

В 1938 году две женщины из Галифакса в Англии утверждали, что на них напал странный мужчина с молотком и яркими пряжками на обуви. Вскоре еще больше людей стали заявлять о том, что на них напал похожий мужчина, только с ножом. Вскоре полиция Скотланд-Ярда решила взяться за этой дело. В конце концов, оказалось, что многие "жертвы" на самом деле выдумали эту историю, и некоторых из них даже отправили в тюрьму за вред, причиненный обществу.

Безумный газовщик в Матооне

В 1944 году в городе Матооне, США женщина Алин Керни (Aline Kearney) утверждала, что почувствовала что-то ужасное за окном, что заставило ее горло гореть, а ноги онеметь. Она также увидела смутную фигуру. Вскоре весь город был напуган неизвестным биохимическим злоумышленником, но никаких свидетельств его существования так и не нашли.
Случаи эпидемии

Эпидемия смеха в Танганьике

Этот случай произошел в Танганьике (нынешней Танзании) в школе-интернате, когда три ученицы начали смеяться, и их смех оказался слишком заразительным. Вскоре к ним присоединилось 95 из 150 учеников. Некоторые смеялись несколько часов, а другие до 16 дней. Школу закрыли, но это не остановило смех, который перешел на соседнюю деревню. Месяц спустя случилась еще одна эпидемия смеха, поразившая 217 людей.

Июньская эпидемия насекомых

В 1962 году 62-х работников американской текстильной фабрики поразила загадочная болезнь. Она вызвала такие симптомы, как онемение, тошнота, головные боли и рвоту. Многие посчитали, что болезнь появилась из-за укусов июньских насекомых, но на самом деле симптомы были вызваны массовой истерией из-за стресса.

Блэкбернские обмороки

В 1965 году несколько девочек из школы в Блэкберне, Англии начали жаловаться на головокружение и многие упали в обморок. В течение часа, 85 девочек были доставлены в больницу после обморока. Через год выяснили, что массовую истерию вызвала недавняя вспышка полиомиелита в Блэкберне.

Злые чары Маунт Плезант

В 1976 году 15 студентов в школе города Маунт Плезант в Миссиссиппи упали на землю и начали извиваться от боли. Школа и полиция заподозрили, что причиной явления стали наркотики, но этому не было доказательств. Ученики считали, что всему виной было какое-то проклятие, а одна треть всех учеников осталась дома на день, чтобы их не настигла "порча".

Эпидемия обморока на Западном берегу реки Иордан

Около 943 палестинских девочек и женщин упали в обморок на западном берегу реки Иордан в 1983 году. Израиль и Палестина обвинили друг друга в применении химического оружия. На самом деле только 20 процентов вдохнули что-то токсичное, а остальные 80 процентов были охвачены истерией.

Отравление учеников в Косово

В 1990 году тысячи учеников в Косово заболели, как многие думали, от отравления токсичными газами. Многие падали в обморок, у них была рвота и судороги, воспаленные глаза и покраснение лица. Врачи так и не смогли выяснить, чем именно было вызвано отравление, и предполагают, что это был случай массовой истерии.

Шок от Покемонов

В первом сезоне аниме-сериала "Покемоны" была серия, которую никогда не показывали за пределами Японии из-за того, что она вызвала симптомы тошноты и эпилептические припадки у примерно 12 000 японских детей после ее просмотра в 1997 году. Серия "Dennō Senshi Porygon" сопровождалась яркими вспышками, которые по предположениям и вызвали припадки. Другие считают, что это был случай массовой истерии.

Вирус "Клубника с сахаром"

В 2006 году показали серию из португальской мыльной оперы "Клубника с сахаром", где герои пострадали от ужасной болезни. После просмотра у 300 детей появились симптомы этой болезни. Несколько школ было закрыто в попытке остановить массовую истерию.
Дух Чарли

Хотя версия этой игры была популярна в Южной Америке много лет, она недавно стала очень популярной. Во время сеанса человек задает вопрос некому духу по имени Чарли, который предположительно отвечает, направляя движение карандашей, наложенных друг на друга.

Более простым примером взаимного внушения может служить такой факт. Каждьй знает, как меняется настроение, когда среди скучающих появляется весёлый человек. Очень быстро, даже особенно не стремясь к этому, его весельем заражаются остальные. Бывает и так, что у скучающего человека становится хорошее настроение, когда он попадает в весёлое и оживлённое общество.

Время на чтение: 3 мин

Психоз – это нарушение душевного состояния с характерным расстройством психической деятельности грубо противоречащей реальной ситуации. Эти нарушения душевного состояния относят к выраженным формам психических расстройств, при этом психическая деятельность заболевшего отличается несоответствием окружающей действительности.

Психоз относится к собирательному названию группы различных психических расстройств, которые сопровождаются психопатологической продуктивной симптоматикой: бредом, псевдогаллюцинациями, галлюцинациями, дереализацией, деперсонализацией. У больного искажено отражение реального мира, что выражается в нарушениях поведения, а также проявлении патологических расстройств памяти, восприятия, мышления, аффективности. Психоз не порождает новые явления, он представляет выпадение деятельности высших уровней.

Причины психоза

Выделяют причины психозов разнообразного характера, а делят их на внутренние и внешние. К внешним причинам относят: стресс, психотравмы, инфекции (туберкулез, грипп, сифилис, тиф); употребление алкоголя, наркотических веществ, отравление промышленными ядами. Если причина нарушения душевного состояния внутри человека, то возникает эндогенный психоз. Провоцируют его нарушения нервной системы или эндокринный баланс. Эндогенные нарушения душевного состояния происходят из-за возрастных изменений в организме или как следствие гипертонии, шизофрении, атеросклероза сосудов мозга. Течение эндогенного нарушения отмечается длительностью, а также склонностью к рецидиву.

Психоз выступает сложным состоянием и часто невозможно выявить, что именно спровоцировало его появление. Первый толчок может быть вызван внешним воздействием, к которому присоединяется внутренняя проблема. Первое место среди внешних причин отводится алкоголю, который может спровоцировать . Причиной психозов также выступает престарелый возраст и эндоморфные нарушения, . По особенностям течения отмечают реактивные, а также острые психозы. является временным, а также обратимым расстройством, возникающим из-за травмы (психической).

Острый психоз имеет внезапное развитие. Спровоцировать его может неожиданное известие об утрате имущества, а также потере близкого человека.

Признаки психоза

Данное состояние проявляется в искаженном восприятии реального мира, а также дезорганизации поведения. Первыми признаками психозов выступает резкий спад активности в работе, повышенная стрессовость, нарушение внимания. Больной испытывает различные страхи, колебания настроения, для него свойственна , изоляция, недоверие, уход в себя, прекращение всех контактов, проблемы при общении с людьми. У страдающего появляются интересы к необычным вещам, например к религии, магии. Человек часто переживает, у него меняется восприятие звуков, цвета, ему кажется, что за ним следят.

Зачастую заболевание имеет приступообразное течение. Это значит, что течение данного душевного состояния характеризуется вспышками острых приступов, которые сменяются периодами ремиссии. Для приступов характерна сезонность и спонтанность. Спонтанные вспышки появляются под действием психотравмирующих факторов. Встречаются и так называемые одноприступные течения, которые наблюдаются в юном возрасте. Для такого приступа характерна значительная длительность и постепенный выход. Трудоспособность при этом полностью восстанавливается. Тяжёлые случаи психозов переходят в хроническую непрекращающуюся стадию. Для таких случаев характерна симптоматика, проявляющаяся в течение всей жизни, даже, несмотря на лечение.

Психоз симптомы

Страдающий от нарушений душевного состояния ощущает ряд изменений в поведении, эмоциях, мышлении. Основой этой метаморфоз выступает утрата адекватного восприятия реального мира. Для человека становится невозможным осознать происходящее, а также оценить тяжесть изменений психики. Больной испытывает угнетенное состояние, его преследуют галлюцинации и бредовые высказывания.

Под галлюцинациями понимают разговоры с собой, смех без причины, прислушивание и замолкание, озабоченный вид. Ощущение того, что родственник больного слышит, что он воспринять не в состоянии.

Под бредом понимают изменившееся поведение, появление скрытности и враждебности, прямые высказывания сомнительного характера (преследование, собственное величие или неискупимая вина.)

Психозы классификация

Все нарушения душевного состояния классифицируют по этиологии (происхождению), а также причинам и выделяют эндогенные, органические, реактивные, ситуационные, соматогенные, интоксикационные, постабстинентные и абстинентные.

Помимо этого классификация нарушений душевного состояния обязательно учитывает клиническую картину и преобладающую симптоматику. В зависимости от симптоматики выделяют ипохондрические, пароноидальные, депрессивные, маниакальные нарушения душевного состояния и их комбинации.

Послеродовой психоз

Данное состояние изредка встречается у женщин после родов, появляется оно на второй - четвертой неделе. Послеродовой психоз сама женщина зачастую не ощущает. Очень важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение. Позднее диагностирование может отсрочить выздоровление.

Причиной такого состояния выступают осложнения во время родов, болевой шок.

Чем больше женщина получила травм (физических, психологических) во время родов, тем сложнее протекает нарушение душевного состояния. Первые роды имеют выше вероятность появления нарушения душевного состояния, чем вторые. Женщина на вторых родах уже знает чего ей ожидать психологически и не испытывает такого страха, как на первых. Квалифицированная медицинская помощь зачастую не доходит до роженицы, поскольку на ее психологическое состояние никто не обращает внимание. Родные, врачи больше обеспокоены физическим здоровьем женщины и новорожденного, поэтому со своим психологическим состоянием роженица остается один на один.

Послеродовой психоз часто путают с . Для послеродового психоза характерны тревожность, бессонница или тревожный сон, спутанность сознания, нарушение аппетита, бредовые идеи, отсутствие адекватной самооценки, галлюцинации.

Психоз после родов лечится в стационаре. Один на один категорически запрещено оставаться матери с младенцем. Кормящим мамочкам показана психотерапия, медикаментозная терапия назначается очень осторожно и под обязательным присмотром медперсонала.

Массовый психоз

Данное состояние характерно для коллектива, группы людей, народа, где основой выступает внушаемость и подражаемость. Массовый психоз имеет и второе название - психическая эпидемия. В результате массового нарушения душевного состояния люди утрачивают адекватную способность к суждению и становятся одержимыми.

Случаи массового психоза имеют общий механизм формирования. Для неадекватного состояния характерно внеколлективное поведение именуемое толпой. К толпе относят публику (большую группу людей), которых объединяет общие интересы и действующую очень единодушно, а также эмоционально. Зачастую в толпе находится совокупность аморфных индивидов, не имеющих между собой прямых контактов, однако связанных постоянным общим интересом.

Случаи массового психоза – это массовое самосожжение, массовое религиозное поклонение, массовые миграции, массовая истерия, массовые увлечения компьютерными играми и социальными сетями, массовый патриотический, а также лжепатриотический угар.

В массовых нарушениях душевного состояния внеколлективного поведения огромную роль отводят неосознанным процессам. В основе эмоционального возбуждения лежат стихийные действия, возникшие с впечатляющими событиями и обязательно затрагивающими значимые ценности. Например, борьба за свои права и интересы. Зигмунд Фрейд рассматривал эту толпу, как человеческую массу, пребывающую под гипнозом. Очень опасным и существенным в психологии толпы выступает ее острая восприимчивость к внушению. Всякое верование, мнение, идею толпа или принимает, или целиком отвергает и отношение к ним отсюда или как к истинам абсолютным, или как к заблуждениям абсолютным.

В основе всех случаев внушения выступает иллюзия, которая рождается у одного из индивидов, обладающего более или менее ораторским искусством. Вызванное представление, а именно иллюзия становится ядром кристаллизации, которая наполняет всю область разума, а также парализует способности людей к критике. Особенно подвержены массовому нарушению душевного состояния люди со слабой психикой, имеющие в анамнезе отклонения, депрессии и психические заболевания.

Параноидальный психоз

Данное состояние относят к более тяжелому проявлению, чем паранойя, однако оно является легче парафрении. Для параноидального нарушения душевного состояния свойственны идеи преследования, а также воздействия с аффективными расстройствами. Зачастую данное состояние отмечается при органических и соматогенных расстройствах, а также токсических нарушениях душевного состояния (алкогольный психоз). Параноидальный психоз при шизофрении сочетается с психическими автоматизмами и псевдогаллюцинозом.

Параноидальный психоз отличается злопамятностью, постоянным недовольством окружающими. Человек болезненно воспринимает все отказы, а также неудачи. Индивид превращается в высокомерного, ревнивого, следящего за своей половинкой – супругом (супругой).

Параноидальный психоз в основном случается в молодом возрасте, преимущественно у мужчин. Все эти подозрения, которые свойственны для больного, значительно ухудшают его жизнь и вносят социальные ограничения. Такие личности не переносят критику, имеют репутацию скандальных, а также заносчивых людей. Данное состояние неминуемо загоняет человека в самоизоляцию и при отсутствии лечения жизнь больного превращается в мучение. Чтобы избавиться от параноидального нарушения душевного состояния необходима своевременная психотерапия. Психотерапевтический подход направлен на повышение общих жизненных навыков, улучшение качества социального взаимодействия, а также укрепления чувства собственного достоинства.

Параноидальный психоз лечится ограничено медикаментами. Используют в лечении антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики.

Старческий психоз

Заболевание имеет второе название - сенильный психоз. Данное расстройство свойственно для людей после 60 лет и характеризуется состоянием помрачения сознания. Старческое нарушение душевного состояния часто напоминает .

Старческий психоз отличается от старческого слабоумия отсутствием тотального слабоумия. Острая форма старческого нарушения душевного состояния отмечается очень часто. Причиной возникновения выступают соматические заболевания.

Причиной старческого нарушения душевного состояния зачастую выступают хронические или острые заболевания дыхательных путей, а также сердечная недостаточность, болезни мочеполовой системы, гиповитаминозы, оперативные вмешательства. Иногда причиной является гиподинамия, неполноценное питание, нарушения сна, снижение слуха и зрения. Для хронических форм старческих нарушений свойственно протекание в виде депрессивных состояний, которые часто отмечаются у женщин. В легких случаях возникают субдепрессивные состояния, для которых характерна вялость, адинамия, чувство пустоты, отвращение к жизни.

Психозы у детей

У детей психозы протекают тяжело. Для заболевания характерно нарушение способностей различать реальность и фантазию, а также возможность адекватно оценивать происходящее. Любой тип нарушения душевного состояния существенно вредит жизни малыша. Заболевание создает проблемы в мышлении, в контролировании побуждений, проявлении эмоций, а также портит отношения с другими людьми.

Психоз у детей принимает разные формы. Распространены галлюцинации, когда ребенок слышит, видит, осязает, обоняет и ощущает на вкус то, чего не существует. Малыш придумывает слова, смеется без причины, сильно раздражается по любому поводу, а также беспричинно.

Пример психоза у детей: после прочтения сказки «Золушка» ребенок воспринимает себя главной героиней и верит, что злая мачеха находится рядом в комнате. Такое восприятие малышом относят к галлюцинациям.

Нарушение душевного состояния у детей возникает из-за кратковременных, а также длительных физических состояний, длительного использования лекарств, нарушенного гормонального равновесия, высокой температуры, менингита.

Психоз у ребенка 2-3 лет во многих случаях заканчивается, когда разрешаются его проблемы или немного притупляются. В редких случаях полное выздоровление наступает после вылечивания основного заболевания.

Заболевание у ребенка 2-3 лет диагностируется после неоднократного осмотра в течение нескольких недель. В диагностике принимают участие детский психиатр, невропатолог, отоларинголог, логопед.

Диагностические процедуры заключаются в тщательном физическом и психологическом обследовании, лонгитюдном наблюдении за поведением малыша, тестировании умственных способностей, а также проверки слуха и речи. Заболевание у детей лечится специалистами только после тщательного обследования.

Психоз после наркоза

Психоз после операции возникает сразу непосредственно или спустя две недели. Такие нарушения отмечаются после нейрохирургических операций на головном мозге. Для послеоперационного нарушения душевного состояния характерно спутанное сознание или оглушение сознания, аффективно-бредовое расстройство, психомоторное возбуждение. Причиной выступает влияние наркоза. Выход из наркоза сопровождается онирическими эпизодами с аутоскопическими галлюцинациями или фантастическими комбинированными галлюцинациями, а также отмечается эмоциональным состоянием, которое близко к экстатическому.

Психоз после наркоза близок в воспоминаниях больного к полетам в направлении манящего источника ослепительного света, представляющимся раем в ярких тонах. У пожилых людей вероятность послеоперационного нарушения душевного состояния намного выше.

Психоз после инсульта

Психические нарушения зачастую появляются сразу в первую неделю после инсульта. Причиной психоза после инсульта выступает отек мозговой ткани. Своевременная правильная коррекция состояния улучшает самочувствие пациента. Такие нарушения при лечении проходят за несколько дней.

Диагностика психоза

Диагностическое обследование включает изучение особенностей клинической картины, а также характерной динамики расстройства психики. Большинство симптомов заболевания возникают в облегченной форме, еще до возникновения болезни и выступают ее предвестниками.

Первые признаки очень затруднительно распознать. Самые первые симптомы, на которые следует обратить внимание это перемены в характере (беспокойство, раздражительность, сердитость, нервозность, расстройство сна, гиперчувствительность, потеря интересов, отсутствие аппетита, необычный и странный вид, безинициативность).

Психоз лечение

Больные психозами нуждаются в госпитализации, поскольку зачастую они не контролируют поступки и неосознанно могут причинить вред себе и окружению. Терапевтическое лечение назначается после установления точного диагноза, а также определения остроты состояния и симптомов.

Как лечится психоз? Медикаментозное лечение включает психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и общеукрепляющие препараты.

Излечим ли психоз? Это зависит от вида заболевания и его остроты.

Средство от психоза при возбуждении - это транквилизаторы Седуксен, нейролептик Трифтазин или Аминазин. Бредовые идеи устраняют нейролептиками Стелазин, Этаперазин, Галоперидол. Реактивный психоз лечится после устранения причины заболевания и если к болезни присоединилась депрессия, то назначаются антидепрессанты Пиразидол, Герфонал, Амитриптилин.

Выход из психоза должен включать динамичную медикаментозную терапию. Психологическая реабилитация после психоза повышает эффективность медикаментозной терапии. Основной задачей психиатра выступает налаживание доверительного контакта с больным, а комплексное лечение: медикаментозная терапия с психотерапевтическими сеансами ускоряет выздоровление.

Реабилитация после психоза включает обучающие занятия. Широко применяются всевозможные физиотерапевтические процедуры: электросон, иглорефлексотерапия, лечебная физкультура, трудотерапия. Физиотерапия способна снять утомление, эмоциональное перенапряжение, улучшить обмен веществ, повысить работоспособность.

Восстановление после психоза может затянуться на месяцы, поскольку организм тяжело переносит болезнь, истощается эмоционально, умственно, физически. Для выздоравливающего важен отдых и постепенное вхождение в жизнь. Необходимо потихоньку проверять память, упражнять мозг, выполнять простейшие логические операции.

Сразу вернуться в прежнее эмоциональное состояние и стать прежним не получится. Наберитесь терпения. Увлечение арт-терапией или каким-нибудь творчеством поможет вам, иначе депрессия после психоза неминуемо настигнет. Это происходит потому, что человек начинает осознавать и анализировать, что с ним произошло. Поэтому важно не замыкаться в себе, на своих прошедших состояниях. Это уже в прошлом, необходимо сделать все возможное, чтобы подобное не произошло в будущем, и научиться себя контролировать.

Восстановление после психоза для одних проходит быстро и достаточно легко, для других затруднительно и долго. Тут важно учесть, что психика является гибкой структурой, откликающейся на воздействия, которые неуловимы зрением, слухом, осязанием. Она не вправляется моментально в то положение, в котором первоначально была. Все происходит индивидуально, постепенно привыкая к новым условиям. Это подобно механизму выработки иммунитета.

Массовый истерический психоз [ | ]

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия . Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980
  7. Теленасилие (Манипуляции на российских телеканалах) // Пси-фактор, 2004

Белый класс

Копирование чужого поведения.

  • Пролонгированное поведение больших групп, не вкладывающееся в рамки действующей системы убеждений и морали.
  • В чистом виде они практически не встречаются, а могут проявляться в различных комбинациях под воздействием дополнительных факторов и внешнего воздействия.

    МАССОВЫЕ ПСИХОЗЫ И ИСТЕРИИ

    Несмотря на усилия исследователей, человеческая психика продолжает оставаться одной из самых загадочных областей знаний. Многие психические болезни и даже эпидемии до сих пор не имеют четкого однозначного объяснения. Они словно выходят за рамки привычных представлений о человеческих недугах и многим кажутся абсолютно непонятными.

    «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЧУМА»

    Одно из самых известных массовых психических заболеваний произошло в 1374 году сразу в нескольких деревнях, расположенных возле реки Рейн. Сотни их жителей много суток подряд выходили на улицы и танцевали, при этом люди почти не спали и не принимали пищи.

    Через несколько месяцев заболевание прекратилось, но случаи «танцевальной чумы» встречались еще несколько раз. В 1518 году вспышка этой непонятной болезни произошла в городе Страсбурге (ныне территория Франции, также возле Рейна). Одна из женщин вдруг стала танцевать на улице. К ней постепенно присоединились несколько десятков, а потом и сотен горожан.

    Власти города не знали, что предпринять, - ведь танцующие не нарушали никаких законов. Местные врачи рекомендовали продолжать танцы, потому что посчитали, что только это занятие излечит больных от непонятного недуга. В городе специально открыли два больших зала, где для пляшущих играли музыканты.

    Эпидемия также продолжалась несколько месяцев и привела к гибели десятков людей - от сердечных приступов и истощения. Потом она прошла так же неожиданно, как и появилась.

    Всего в средневековых документах отмечено не менее семи случаев массового танцевального психоза, которые поразили десятки тысяч европейцев. Ученые назвали такую болезнь хореоманией (от греческих слов choreia - «танец» и mania -«страсть»), В 1952 году исследователь Юджин Бэкмэн выдвинул версию о том, что причиной мании могли быть галлюциногенные споры плесени, которая образуется в стогах непросохшей ржи и потом попадает в хлеб.

    Но уже в наше время профессор Мичиганского университета Джон Уоллер оспорил эту точку зрения. Он указал на то, что танцующие не просто содрогались в конвульсиях, а целенаправленно исполняли танцевальные движения. Вызывающая галлюцинации плесень вряд ли могла оказать такое воздействие. При этом показания свидетелей отмечали, что танцующие словно не хотели плясать - а ведь действия человека в состоянии транса обычно приносят ему удовлетворение.

    Уоллер предполагает, что массовая истерия связана прежде всего со стрессами. В Средние века регион Рейна возле Страсбурга переживал плохие времена. Неурожаи сменялись эпидемиями оспы и проказы, люди умирали от болезней и голода. Жители города и близлежащих деревень испытывали постоянный страх за себя и своих близких.

    В это же время в регионе была популярна легенда про святого Витта - христианского мученика, перед статуей которого нужно танцевать, чтобы обрести здоровье. Но при этом, если человек вызовет неудовольствие святого, тот заставляет его танцевать снова и снова. То есть, по мнению Джона Уоллера, люди подсознательно искали в подобных танцах спасение от смерти.

    ПСИХОЗ В ТАНГАНЬИКЕ

    Зимой 1962 года в одной из школ Танганьики произошел случай другого массового психического заболевания. Началось с того, что несколько девочек-учениц в деревне Кашаша без всякой причины начали смеяться. Это явление оказалось настолько заразительным, что к концу дня в школе беспрерывно хохотали более половины учеников в возрасте от 12 до 18 лет. Занятия пришлось отменить, школу на несколько дней закрыли.

    Но эпидемию такая мера не остановила - через несколько дней массовый психоз распространился среди подростков соседних поселений. Врачи предположили, что в связи с закрытием школы в деревне Кашаша родители отвозили некоторых подростков в другие учебные заведения - и те заражали здоровых детей.

    Предположение об инфекционном характере заболевания не нашло никаких подтверждений: большинство непрерывно смеющихся подростков были обследованы, но никаких аномалий, как и следов присутствия в организме каких-либо психотропных препаратов, у них не выявили. Причина заболевания так и осталась неизвестной.

    Приступы истерического смеха у детей продолжались от двух недель до нескольких месяцев. Иногда они сопровождались рыданиями и даже вспышками агрессии. Позже массовый психоз стал слабее и через какое-то время совсем прекратился.

    Всего эпидемия смеха поразила более 1000 подростков, она продолжалась 18 месяцев - и никаких научных объяснений случившемуся до сих пор не найдено.

    Охота к перемене мест

    Еще одно психическое заболевание, свойственное подросткам, ученые называют дромоманией (от греческого dromos -«бег»). Эта тяга к бродяжничеству, одолевающая многих несовершеннолетних, широко описана в художественной литературе. Подросткам свойственно мечтать о приключениях, которые могут случиться вдали от родного дома, поэтому дети нередко покидают его в поисках таинственных сокровищ, новых друзей и т.п.

    Но иногда такое неодолимое желание охватывает взрослых. Подобная эпидемия наблюдалась во Франции в течение 1881-1909 годов. Первый из обследованных случаев произошел со слесарем из Бордо Жаном-Альбертом Дада. В 1881 году, будучи призванным на армейскую службу, он в составе своего подразделения был направлен в Бельгию - и там вдруг почувствовал непреодолимое желание путешествовать. Жан-Альберт уехал из Бельгии в Прагу, потом в Берлин, затем в Восточную Пруссию, откуда перебрался в Москву.

    В том же 1881 году произошло убийство российского императора Александра II, поэтому в России Дада арестовали и как подозрительное лицо выслали в Турцию. В Константинополе его через французское консульство отправили в Вену и помогли устроиться по специальности.

    Но из Вены Жан-Альберт тоже уехал. В 1886 году во Франции его поместили в госпиталь, после чего история необычного бродяги стала широко известной. В вышедшем через несколько лет сборнике статей «Безумный путешественник» медики попытались дать оценку его психическому состоянию. Отмечалось, что все свои перемещения Жан-Альберт Дада совершал, совершенно не помня, где он был и что делал.

    Научные работы привлекли внимание к данной проблеме. Оказалось, что во Франции в это время было не менее десятка похожих путешественников. Признаки болезни удалось выявить и описать. Прежде всего, человек принимал решение сменить место жительства внезапно. Он забывал обо всех планах и обязательствах, в некоторых случаях даже поднимался из-за стола и уходил во время приема пищи.

    Второй характерной деталью «взрослой» дромомании было полное отсутствие подготовки. Люди уезжали без денег, забывали документы, никак не беспокоились о своем багаже.

    Ученые пришли к выводу, что такое психическое заболевание вызвано эмоциональным стрессом, под воздействием которого человек стремится изменить жизненное пространство. Сам Дада и некоторые его последователи говорили о своих ощущениях как о непреодолимом чувстве тревоги, пропадающем только во время перемещения. Такому человеку не важны цель и конечный пункт путешествия, для него главным становится непрерывная возможность менять место пребывания.

    Иногда такого рода бродяги после нескольких лет скитаний возвращаются домой - и даже могут впоследствии осознать и осудить свой поступок. Но бывают случаи, когда скитания занимают всю оставшуюся жизнь и заканчиваются гибелью странника.

    Ученые отмечают, что патологическое стремление к перемене мест нередко связано с нервными расстройствами или травмами головного мозга, но еще чаще оно проявляется у людей, которые любят фантазировать.

    Считается, что дромоманией страдал известный писатель Максим Горький, причем страсть к побегам была свойственна также его матери и бабушке. Горький не мог долго жить на одном месте и, даже будучи респектабельным советским литератором, постоянно стремился покинуть жилище и куда-то уехать.

    ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИСТЕРИЯ

    Начиная с 1400 года в разных документах зафиксированы случаи неожиданного массового безумия среди женщин, живущих в монастырях. Известно, что в одном из них послушницы вдруг вообразили себя кошками. Они мяукали и пытались забраться на деревья.

    Такое необычное поведение продолжалось в течение нескольких дней, после чего священники были вынуждены провести обряд изгнания бесов. Другой похожий случай произошел в 1749 году в немецком городе Вюрцбурге, где у монахинь в массовом порядке наблюдались неожиданные обмороки с пеной изо рта, одну из них тогда обвинили в колдовстве и казнили.

    Уже знакомый нам профессор Джон Уоллер, изучая возможные причины коллективного безумия монахинь, пришел к выводу, что они были вызваны массовым стрессом в сочетании с религиозным трансом. Как раз с 1400 года в европейских монастырях стали действовать строжайшие условия проживания, а женщин туда чаще всего отправляли насильно.

    Католическая религия того времени активно занималась истреблением темных сил, причем считалось, что именно женщина является их носителем. Поэтому монахини и послушницы подсознательно ощущали себя орудиями дьявола и при религиозном экстазе могли почувствовать эту одержимость, которую выражали в совершенно неадекватных движениях.

    Массовые психозы

    Истории о массовых психозах стары как сам мир. Сколько ходит о них различных рассказов, леденящих душу историй, в которые трудно поверить, ещё труднее отделить искренность от сознательной лжи, где подчас нелегко обнаружить материальную, естественную основу увиденного.

    В 1885 году в Италии разразилась холерная эпидемия. В эти тяжёлые дни жители небольшого посёлка Корано близ Неаполя начали видеть мадонну в чёрном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Карано начал стекаться народ. Все или почти все явственно видели молящуюся богоматерь. Массовая галлюцинация, подобно эпидемии, грозила сумасшествием многим. Тогда правительство приняло решительные меры. Часовня была перенесена на другое место, холм заняли карабинеры - и видения прекратились.

    В том же XIX веке во время франко-прусской войны сотни крестьян Прирейнской провинции в местах сражений видели на облаках изображения мадонны и распятие Христа. Похожие массовые галлюцинации наблюдались и в годы первой мировой войны. В средние века вспышки болезненных галлюцинаций бывали неоднократно в женских монастырях. В 1631 году этим отличалась обитель луженских урсулилок. Монахини утверждали, что их стали посещать по ночам демоны. Они видели их «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». Женщины бились в судорогах, впадали в летаргический сон, катались по полу с дикими воплями. Изрыгали брань и проклятия богу.

    Расследованием этого «дела» занимались святые отцы-инквизиторы. Виновный был найден: священник Урбан Грандье, который давно подозревался в связи с дьяволом. После нечеловеческих пыток несчастный Грандье был сожжён.

    Хочется привести отрывок из статьи известного русского психиатра В.М. Бехтерева, исследовавшего явление массовых психозов: «Несомненно,- пишет он, - что в некоторых случаях передача психической «инфекции» от одних к другим представляется крайне облегчённую и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в среде многих лиц мысли одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения. Благодаря этим условиям различаются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц».

    Сам он приводит очень интересный пример массовой иллюзии и галлюцинации, который произошёл с военными моряками. Дело было в 1846 году. Два французских корабля - фрегат «Бель-Пуль» и корвет «Берсо» были застигнуты в Индийском океане страшным ураганом. Первый корабль благополучно перенёс бурю. Потеряв при урагане второе судно, фрегат направился к заранее условленному месту встречи - у восточного берега Мадагаскара. Но корвета там не оказалось. Шли дни, но корабля, на борту которого было 300 человек, не появлялось. В мучительном ожидании за судьбу товарищей прошёл целый месяц. И вдруг наблюдатель, сидевший на мачте, заметил на западе близ берега корабль, лишённый мачт. Весь экипаж бросился наверх. Да, наблюдатель не ошибся! Все увидели несчастный корабль.

    Событие взволновало всех, причём волнение стало ещё больше, когда моряки увидели, что перед ними виднеется не разбитый корабль, а плот с людьми, буксируемый морскими шлюпками, с которых передавали сигналы о гибели. Это видение продолжалось несколько часов, причём с каждой минутой выяснялись всё новые и новые подробности видимой картины.

    На помощь отправился стоящий на рейде крейсер «Архимед». День уже подходил к концу, когда он подошёл к «потерпевшим кораблекрушение». Вместо «плота с людьми» он нашёл множество огромных деревьев, принесённых сюда течением. В происхождении этой массовой галлюцинации явно заметно влияние внушения. Несомненно, что всё пережитое сильно возбуждало нервы моряков. Беспокоясь об участии своих товарищей, они вели разговоры только о них. В это время сигналист заметил на горизонте странный предмет с неясными очертаниями. Мысль о крушении корвета тут же рождает в его воображении картину гибнущего корабля. Одних его слов о корабле было достаточно, чтобы внушить всем тут же иллюзию.

    А вот ещё один рассказ - о хромом коке. Его неожиданная смерть взволновала многих, кто был на корабле. В тот же день повара похоронили по морскому обычаю - спустили в море. А вечером многие увидели мертвеца, идущего по воде за судном и прихрамывающего на одну ногу! Всю ночь напуганные люди не смогли заснуть. А утром всё разъяснилось: вместо призрака все увидели обрубок доски, привязанный к корме.

    «К числу коллективных галлюцинаций, - пишет В.М.Бехтерев, - относятся, между прочим, видение небесной рати одним отрядом русских войск перед Куликовской битвой, видение крестоносцами закованной в латы нисходящей с неба рати под предводительством св. Георгия, Димитрия и Теодола и многое другое».

    А в наши дни массовые галлюцинации не редкость на сектантских молениях. Галлюцинация, появляющаяся у одной из молящихся, передаётся затем другим. Одинаковое у всех настроение, взаимовнушение, связанное с постоянными разговорами об одном и том же предмете, приводит к тому, что галлюцинация становится общей для массы.

    Более простым примером взаимного внушения может служить такой факт. Каждьй знает, как меняется настроение, когда среди скучающих появляется весёлый человек. Очень быстро, даже особенно не стремясь к этому, его весельем заражаются остальные. Бывает и так, что у скучающего человека становится хорошее настроение, когда он попадает в весёлое и оживлённое общество.

    Массовый психоз в России

    В современном мире свирепствует куда более страшная эпидемия, чем лихорадка Эбола – массовая индуцированная паранойя. Именно это заболевание стало причиной жуткой резни в Руанде (1994 г.) и Косово (1998 г.). После акции 11 сентября 2001 г. подозрительность, оправдывающая любые нарушения прав человека, стала нормой в «благополучных» Европе и Америке. Массовый психоз в России привёл к реставрации «империи зла» и невероятной русско-украинской войне на Донбассе.

    Как видите, психическая инфекция распространена повсеместно, а жертвы её исчисляются миллионами. Пути передачи: бытовой контактно-информационный и массовый транСМИссивный. Возбудители: сплетни, слухи и искусственно создаваемые «мемы» («каратели», «укрофашисты», «хунта» и т. д.). Источником может быть как больной, являющийся пленником собственных иллюзий, так и носитель, транслирующий «дезу» по каким-то своим скотским соображениям.

    Сладострастие, жестокость и русский мир глазами психолога.

    Такое впечатление, что кто-то время от времени, по меткому выражению Оксаны Забужко, жмёт на «кнопку» самых низменных человеческих чувств. Ленин, например, давил на обычную зависть, и она стала называться «классовой ненавистью». Гитлер смог развить немецкое самомнение до идеи расового превосходства. А Путин, индуцируя массовый психоз в России, использует древний комплекс рабской неполноценности с извечным же великороссийским самодовольством и бредоподобными фантазиями величия. Это и есть та широта загадочной русской души, о которой писал Достоевский. Но психологи и психиатры называют данный феномен гораздо прозаичнее – садомазохизм:

    1. Мазохизм . На современном этапе окультурился и выродился в привычку видеть в отечестве своём и самом себе один негатив, а на Западе, пусть и «прогнившие» вследствие защитной рационализации, но всё же блага цивилизации. В чём же тут кайф? Да в том, что даже бедность и духовную нищету можно себе в заслугу поставить. Мол, благодаря нам жируете и нам должны. Да платить-то, подлецы, и не желаете! И отсюда уже один шаг к другому полюсу массового психоза в России;
    2. Садизм . Происходит от тайных желаний самодержавной вседозволенности, которые Кремль XXI века демонстрирует и внушает гораздо тоньше и культурнее, чем Иван IV или Пётр І. Как всегда помогают искажающие сказки о «великом прошлом» в духе панславизма, и защитное отрицание «такой страны Украина». А настоящее, со всей его грязью и кровью, всё равно рано или поздно войдёт в героическую историю с верой в светлое будущее «прекраснаго рускаго мiра».

    Удивительно, но как оказалось, массовый психоз в России можно делать не только из зла, но и из добра. Многие ополченцы РФ, которые едут воевать в Украину, уверены, что помогают «СВОЕМУ» народу и отстаивают «СВОЮ» культуру. А виноват во всём, по механизму проекции, проклятый госдеп, Гейропа и укрофашисты, а не любимый царь с боярами-олигархами. Не собственные глупости и мракобесие, а пресловутая «мировая закулиса»;

    Информационное противоборство в современной войне как шаманская практика.

    В том, что сегодня большинство граждан РФ не только говорят, но и думают пропагандистскими штампами, есть что-то мистическое. Любой самый идиотский фейк или постановочный сюжет, как камень, брошенный с горы, тут же вызывает лавину ненависти и маразма в комментариях и репостах. В фантазии заражённых, то есть зомбированных, бандиты превращаются в борцов за свободу, а захватчики в освободителей. При этом они сокрушаются, что у жителей Украины нет «нормального ТВ», а только лживые «укроСМИ» с «пиндосской» пропагандой.

    Таким образом, любой разговор с пророссийским фанатиком быстро превращается в «хохлосрач». Если же тот, кто выявляет признаки зомбированного человека, ваш друг, брат, хороший знакомый или просто культурный человек, то перед тем как предать вас анафеме он сначала «очень вежливо и корректно» перескажет все известные ему байки Киселёв-ТВ. Интересно, что просмотр новостей и ток-шоу России, поражённый массовым психозом, как правило, отрицает.

    Но массовое зомбирование людей это не только пропаганда. Обратите внимание на остальной «медиа-продукт». Это либо «жёлтые» слухи, либо предсказания конца света с рекламой колдунов, гадалок, целителей, экстрасенсов и магов, готовых снять порчу, сглаз, залатать информационные дыры и сделать полную «переполюсовку» (я ничего не придумывал) организма. Можно смело ставить диагноз шизофрения!

    А может в этом-то всё и дело? Реально, есть люди, готовые платить 1000 евро медиуму, проживающему в UK, за то, чтобы очистить карму своего захромавшего кота, который в прошлой жизни был Буцефалом Александра Македонского и теперь мучается от чувства вины за проигранную в Индии битву! Такое впечатление, что мы недалеко ушли от современников Чингис-хана и до сих пор прислушиваемся к звону бубна из человечьей кожи. Не эта ли склонность к зомбификации, наравне с национальным садо-мазо, вызвали массовый психоз в России - ментальном, а не географическом пространстве?

    Массовый психоз

    Массовый психоз - это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает человека одержимым .

    Массовый истерический психоз

    Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия. Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

    Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

    • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
    • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
    • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
    • самобичевание;
    • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
    • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

    Психиатр В. М. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: «авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью» . Не до конца понятным остается механизм передачи истерии от человека к человеку. Также не найдено логическое объяснение тому, почему одних она поражает, а других нет.

    Механизм формирования массового психоза

    Массовый психоз поражает такой субъект массовых форм внеколлективного поведения, который называется «толпа». Толпой называют:

    • публику, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
    • контактную, внешне неорганизованную общность, действующую крайне эмоционально и единодушно;
    • совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический психоз.

    В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права .

    З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

    Британский нейрофизиолог Крис Фрит утверждает, что мозг может создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. В случаях двойного психоза два человека разделяют одни и те же бредовые идеи, а иногда подобный психоз объединяет и большее число людей (например, членов семьи до тех пор пока они не обсудят ложность моделей с посторонними людьми). Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее. Что-то подобное произошло в трагической истории массового самоубийства в Джонстауне 18 ноября 1978 года, когда 911 членов секты «Храм народов» покончили с собой, выпив препарат цианида .

    Белый класс

    Массовые психозы – как создаются иллюзии?

    «Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить» (Зигмунд Фрейд)

    • Стихийное поведение толпы (влияние момента).

    Пролонгированное поведение больших групп, в рамках сложившихся на тот момент убеждений и системы ценностей.

    Психоз – это сложное заболевание душевного состояния человека, для которого свойственно сильное расстройство психики, которая не соответствует реальным ситуациям и обстоятельствам. Психоз как нарушение психических процессов характеризуется несоответствием деятельности человека и происходящего вокруг него.

    Данное заболевание относят к выраженным формам психического расстройства, и оно представляет собой собирательный комплекс различных нарушений. Как правило, они сопровождаются симптоматикой психопатологических процессов, к которым относятся: деперсонализация, галлюцинации и псевдогаллюцинации, дереализация и различные варианты бреда.

    Восприятие реальности при данном расстройстве полностью искажается, что может также проявляться в виде паталогических нарушений восприятия и мышления в целом.

    Причины развития психоза

    Заболевание может провоцироваться различными факторами, поэтому причины развития психоза разделяют на внутренние и внешние. Когда основная причина заключается в индивидуальных, внутренних нарушениях, такой вариант психоза называется эндогенным.

    К нему может привести выражение нервной системы или эндокринного баланса. Часто подобные факторы обусловлены возрастными изменениями в организме и возникающими гипертониями, атеросклеротическими процессами в сосудах головного мозга.

    Эндогенный психоз характерен достаточно выраженной длительностью и наличием рецидивов. Внешними причинами психоза чаще всего бывают психические травмы, постоянные стрессы, отравления ядами промышленного производства, алкоголизм, употребление наркотиков и психоделиков, инфекционные заболевания с поражением центральной нервной системы и головного мозга.

    Психоз проявляет себя как достаточно сложное сочетание, из-за чего определение основной причины заболевания может быть затруднено. Причиной может быть какой-либо внутренний фактор, в то время как внешний, например, стрессовая ситуация, играет роль «пускового механизма».

    При этом первой по частоте внешней причиной является алкогольная зависимость, постепенно перетекающая в алкогольный психоз. Не менее часто встречаются психозы, вызванные старческим возрастом, эндоморфными нарушения или помрачнения сознания.

    Признаки и симптомы психоза

    Специфика этого расстройства заключается в глубоком нарушении восприятия реальности и дезорганизации поведения больного. Зачастую первыми признаками наступающего расстройства является снижение физической активности и переносимость труда, нарушение стрессоустойчивости и внимания.

    Для такого человека внезапно становится характерной склонность к депрессиям, частым беспокойствам, неуверенности. Больной уходит в себя, замыкается, стремится к изоляции от окружающих, относится к ним с выраженным подозрением. Характерным также является частый интерес к необычным вещам, например, магии и религии. При этом возможно постепенно развитие мании преследования.

    Чаще всего признаки и симптомы психоза проявляются приступообразно. Говоря иначе, заболевание протекает в виде череды внезапных вспышек обострения, которые сменяются периодами ремиссии и ложного выздоровления. Для вспышек приступов характерна сезонность, также они могут быть спровоцированы различными психостимулирующими факторами, эмоциональными потрясениями, стрессами.

    Страдающий от нарушений не способен к самостоятельной критичной оценки своего состояния, хотя испытывает глубоко выраженные метаморфозы. В первую очередь играет роль утрата адекватного восприятия окружающего мира. При этом наступает сильное угнетение, подавленность, человека преследует постоянные и .

    Это проявляется в бессвязных разговорах с самим собой, внезапном беспричинном смехе, резкая смена поведения на настороженное, сконцентрированное. Больной может начать к чему-то пристально прислушиваться, при этом выражая озабоченный вид. Поведение может меняться на скрытное, враждебное, характеризующееся идеями величия своего «Я».

    Массовые психозы

    Возможны также массовые варианты психоза как нарушения психических процессов. Такое специфическое состояние характерно для коллективов и компаний, где основами выступают идеи подражания и повышенная внушаемость. Для данных случаев характерно внеколлективное поведение, которое часто называют «толпой».

    Толпой является определенная группа людей, участники которой могут быть выраженно аморфными, являться малознакомыми между собой, но, несмотря на это объединятся какими-то общими идеями, переживаниями, эмоциями. Примеры массовых психозов, это коллективное самосожжение, увлечение компьютерными играми или социальными сетями, массовый патриотический или ложнопатриотический угар.

    Практически все массовые психозы, основывающиеся на внушении, начинаются с иллюзорной идеи, которая зарождается у одного из участников коллектива. Как правило, такой человек выступает в роли «негласного лидера» и обладает некоторой долей харизмы и ораторского искусства, чего вполне достаточно для внушаемой «публики».

    Большую роль играют также неосознанные процессы, которые могут быть связаны с каким-то широкомасштабным действом, обладающим выраженным впечатлением или затрагивающие определенные интересы. Ярким примером выступают различные формы протестов и борьбы за идею или право.

    Старческий психоз

    Данное состояние наступает, как правило, после 60 лет. При этом оно характеризуется выраженным помутнением сознания и во многом может напоминать развивающийся . От старческого слабоумия это заболевание отличается тем, что при нем не наблюдается тотальной утраты разума.

    Частой причиной развития являются соматические заболевания данной возрастной группы. Так, например, старческий психоз может быть вызван острыми или хроническими респираторными заболеваниями.

    Частыми причинами также выступают авитаминозы, сердечная недостаточность, постоперационные периоды, патологии мочеполовой системы. Гораздо реже провоцирующим фактором может стать низкая подвижность и неактивный образ жизни, несбалансированное питание и нарушение распорядка дня. Возможен вариант хронической формы заболевания, который характеризуется выраженной степенью депрессии.

    Лечение психоза

    Насколько излечим психоз, и каков дальнейший прогноз жизни больного – зависит от остроты и вида заболевания. Важно понимать, что страдающие психозом нуждаются в госпитализации, так как они сами зачастую не отдают отчет в своих действиях и могут причинить вред как себе, так и окружающим.

    Медикаментозная терапия состоит из применения нейролептиков, транквилизаторов, а также антидепрессантов и общеукрепляющих препаратов. Немаловажной является последующая психологическая реабилитация, которая включает в себя налаживание доверительных отношений с больным и обучающие занятия. Широко распространено применение физиотерапии, различных видов лечебной физкультуры, трудотерапии.

    Это позволит не только снять напряжение у больного, но также улучшает процессы метаболизма и работоспособность пациента. Важно понимать, что психика человека, особенно перенесшего серьезное расстройство, является достаточно гибкой и шаткой структурой. По этой причине полное выздоровление и восстановление у одних может протекать быстро, а у других больных – затянуться на месяцы.

    error: