Философия истории толстого. IV

Идейно-тематическое содержание. Понятие “мысль народ­ная”; определяет основу идейно-тематического содержания произ­ведения и раскрывается на самых разных тематических уровнях. Оно неразрывно связано не только с исторической темой, но и с те­мами, относящимися к частной жизни человека. “Мысль семейная”; становится, таким образом, одной из составляющих “мысли народ­ной”;. На философском уровне она проецируется в “закон текуче­сти”;, который определяет жизни и народов, нации в целом, и от­дельного человека. “Жизнь –

тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью”;, – считал Толстой и эта идея положена в основу его романа-эпопеи.

Среди огромного многообразия тем и проблем, обнимаемых “мыс­лью народной”;, безусловно важнейшей является тема войны и свя­занные с ней проблемы национального характера, истинного и лож­ного патриотизма, подвига, проблема исторической оценки событий эпохи наполеоновских войн и роли в них исторических деятелей. По своим убеждениям Толстой, прошедший через войну на Кавказе, обо­рону Севастополя как офицер действующей армии, был пацифистом, то есть человеком полностью

отрицавшим войну. Толстой считал, что война противостоит гуманистическим идеалам и христианским запо­ведям любви и братства. Пацифизм Толстого, определившийся еще в период “Севастопольских рассказов”;, в романе-эпопее отразился на авторской военно-исторической концепции. Толстой выступает как принципиальный противник войны, подчеркивая ее бессмысленность и безнравственность, что прежде всего сказывается на изображении военных событий 1805-1807 годов. Он стремится реалистически пока­зать войну не с парадной ее стороны, “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, … войну в настоящем ее вы­ражении – в крови, в страданиях, в смерти”;.

Но при этом писатель особо выделяет войну 1812 года как народ­ную, освободительную и справедливую, не противоречащую гумани­стической сущности русского народа. Недаром народная война пред­ставлена в двух противоположных образах, двух типах русского человека, двух взаимосвязанных воплощениях национального ха­рактера – “хищном”; и “смирном”;. Это Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Тихон Щербатый – “человек войны”;, он воплощает в себе ее жестокую, но необходимую для победы над врагом сущность, кото­рая получила у Толстого емкое название “дубина народной войны”;. Это авторское определение Отечественной войны 1812 года, харак­теризующее ее как войну народную, принципиально отличающуюся от войны 1805 года. Народную войну определяет чувство, которое ох­ватывает всю нацию – “скрытая теплота патриотизма”;. Победа на такой войне обеспечивается не военным искусством и количеством пушек, а силой духа. Пример тому – Бородинская битва как высшее проявление героизма народа, выражение его активной, сокрушающей противника силы. Здесь патриотическое чувство народа достиг­ло своего высшего проявления и объединило всех – от аристократов Андрея Болконского, Пьера Безухова до простого русского солдата. Это общенародное патриотическое чувство выражается в словах: “Всем народом навалиться хотят”;. При всей реалистичности описа­ния сражения, народ здесь предстает как эпический герой-богатырь. Солнце, бьющее в глаза французам, как бы олицетворяет сочувствие и помощь природы русским воинам, защищающим Москву. “Чудес­ный, бесподобный народ!”; – с восхищением говорит о русском солда­те Кутузов. Толстой был прав в исторической оценке этого сражения. Он считал, что на Бородинском поле была одержана победа “силь­нейшего духом”; противника над французскими войсками. Ведь “на­родная война”; – это война “не по правилам”;, которыми привыкли руководствоваться полководцы, подобные Наполеону. Он столкнулся в России с войной, которую вела не только армия, но все население страны. Ненависть к захватчикам, никакой компромисс с которыми невозможен, приводит к возникновению партизанского движения. Партизанские отряды начали возникать стихийно, из глубин самого народа, когда простые мужики с топорами и вилами бросались на ненавистного противника. И лишь затем их стали возглавлять такие офицеры русской армии, как Денисов. Общенародное сопротивление врагу выразилось и в том, как вели себя люди на захваченных тер­риториях (купец Ферапонтов, готовый сам запалить с трудом нажи­тое имущество; Наташа Ростова, отдающая подводы раненым, не­смотря на грозящее семье разорение).

Но вместе с тем Толстой видит в народной войне и другое отличи­тельное качество, которое в определенной мере согласуется с идеями пацифизма: гуманное отношение к поверженному врагу (эпизод с французскими пленниками Рамбалем и Морелем, которых накор­мили и пустили погреться к костру русские солдаты; Кутузов, в своей речи перед войсками в Красном призывающий быть милосердными к пленным). Эта особенность народной войны связана с другими ка­чествами национального характера: душевной чистотой и христиан­ской нравственностью, добротой, отзывчивостью, состраданием. В наибольшей степени эта черта характера русского человека пред­ставлена в образе Платона Каратаева, человека “мира”;, воплощения “всего русского, доброго, круглого”;. Сравнивая тип “хищного”; и “смирного”; русского человека, Толстой, безусловно, отдает свои сим­патии второму. Недаром Платон помог “любимому”; герою Толстого Пьеру найти свою дорогу в жизни, сформулировать свою философию на основе каратаевских представлений о “роевой жизни”;. Для Пьера он стал “непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”;. Создавая образ Платона Каратаева, Толстой стремился показать не индивидуальный характер, а обобщенную картину нравственного состояния народа. Характерно, что даже смерть Платона не разрушает обретенной гармонии, так как он яв­ляется носителем тех всеобщих истин, которые индивидуально ему не принадлежат, а потому не могут быть утрачены с его гибелью.

Также обобщенным с точки зрения выражения в нем основных качеств русского человека является образ Кутузова, воплощение “смирного”; типа. Он не гонится за славой, а старается сделать все, чтобы освободить Россию от захватчиков. Согласно взглядам авто­ра, Кутузов не столько следит за стратегией и тактикой ведения войны, сколько прислушивается к той “скрытой теплоте патрио­тизма”;, которая присуща и ему, как любому истинно русскому че­ловеку, и только это внутреннее чувство может указать верный путь действий в народной войне. Вот почему именно его Толстой считает по-настоящему великим человеком, в противоположность Наполеону, который воплощает разрушительное начало жизни. Наполеон в изображении Толстого мелочен и тщеславен, он крайне эгоистичен и бросает свою армию на растерзание, буквально убегая от наступающего противника. Но самое главное, Толстой считает, что по сути Наполеон ничего не может сделать, потому что, в отли­чие от Кутузова, не способен услышать потаенный голос истории. Эта позиция писателя в корне противоречила исторической науке той эпохи, но отражала историко-философские взгляды писателя.

Тема истории, ее движущихся сил, объективных законов – одна из важнейших в произведении. В отличие от официальной историо­графии того времени, делавшей упор на роли в истории великих го­сударственных и военных деятелей, Толстой считает, что история определяется иным началом. “Рой”;, “роевая жизнь”; – понятие, ха­рактеризующее толстовскую философию истории. Оно соответствует народному, крестьянскому “миру”; и противостоит взаимному отчуж­дению людей, индивидуализму и субъективному произволу отдель­ной личности. С этим понятием соотносится исторический фатализм – основа историко-философской концепции Толстого, выраженной в авторских отступлениях и в целом во всей художественной системе романа-эпопеи “Война и мир”;. Стихийное (“роевое”;) начало, по Тол­стому, являясь главной силой исторического движения, в то же вре­мя абсолютно непредсказуемо, независимо от человеческой воли. Толстой критикует официальную историографию, возвеличивающую роль личности в истории. Для писателя цари, полководцы – лишь “ярлыки истории”;. В соответствии с идеей исторического фатализма он определяет путь исторического развития как некую равнодейст­вующую, вытекающую из совпадения воль, влечений, интересов множества людей. Устремляясь непостижимым образом в одном на­правлении, они и передвигают “стрелку истории”;, законы движения которой невозможно познать. Но можно почувствовать ее ход, что ха­рактерно для истинно великих исторических деятелей, которые, влившись в “роевое”; движение нации, становятся ее естественными лидерами, как Кутузов. Если Наполеон олицетворяет собой мировую силу, характеризующуюся произволом единичной воли, которая раз­венчивается в войне 1812 года, то Кутузов не имеет другой задачи, как служить исполнению общей необходимости. Вот почему Кутузов и Наполеон у Толстого изображены не только как люди с присущими им бытовыми чертами, но и главное – как фигуры обобщенные, символические, человеческое воплощение мировых сил, о которых рассказывается в романе-эпопее.

Часто Толстого упрекали за некоторую предвзятость как в изо­бражении этих исторических личностей, так и всей его историче­ской концепции. Казалось бы, Толстой-теоретик, действительно, не всегда может свести концы с концами в своих рассуждениях. Но от­дельные теоретические рассуждения писателя в романе сходятся в живое единство. Толстой рассказывает о людях, которые стремятся к чему-то, ставят какие-то цели, но жизнь зачастую разрушает все их планы, выявляя при этом свою закономерность. Возникает уди­вительно достоверное изображение жизни как процесса, в котором главенствует “закон текучести”;. Это идейно-философская концеп­ция Толстого, определяющая законы человеческой жизни и исто­рии. С ней связан толстовский метод “диалектики души”; как осно­вы изображения человека и толстовская философия истории, движение которой “течет”;, переходя из состояния спокойствия, ми­ра в период активных действий, войн, перемен в жизни всей нации и отдельных людей в ее составе. В этом постоянном движении, из­менении и развитии возникают особые моменты, открывающие ис­тину и становящиеся неким поворотом – “звездные минуты”;. Они бывают и у отдельных личностей (князь Андрей на поле Аустерли­ца, когда он, раненый, смотрит в небо), и в истории целых народов. Война 1812 года – это “звездная минута”; в жизни русского народа. В эти мгновения отдельный человек или в целом вся нация поды­мается до своей вершины, отбрасывает все лишнее, ненужное, что только мешает жить. Но проходит время, и эти мгновения забыва­ются, снова начинается поиск вплоть до следующих “звездных ми­нут”;. Уходит армия Наполеона, и начинает спадать волна неверо­ятного подъема духа нации. Далее снова следует череда рядовых событий, которые накапливаются, развиваются и движутся к ново­му подъему, которым для России станет декабрь 1825 года. В эпи­логе “Войны и мира”; этот исторический путь нации только наме­чен. Но в художественном целом романа-эпопеи ясно видно, как “сопрягается”; история отдельной личности и целого народа, судьба человека и исторические судьбы. Вот почему здесь звучит не только гимн всей нации, но и гимн частной жизни человека – семье.

“Мысль семейная”; и вместе с ней размышления над судьбами разных представителей русской нации органично входит в идейно­тематическое содержание “Войны и мира”;. В центре внимания писа­теля находятся три семьи: Ростовых, Болконских и Курагиных. Каж­дая из них по-своему представляет тему семейных ценностей – ис­тинных и ложных. Семьи Болконских и Ростовых, разные по укладу, взглядам, взаимоотношениям внутри семьи, едины в их неразрыв­ной связи со всей нацией, общенародным “миром”;, что особенно ясно проявляется в пору войны 1812 года. Болконские аристократы по своему духу, им присущ ум, честь, необыкновенно развитое чувство достоинства, свободолюбие и осознание своего долга перед отечест­вом. Но не всегда этой семье хватает простоты и сердечности, хотя люди в этой семье сохраняют подлинные родственные связи и любят друг друга, порой, боясь показать свои чувства. Таковы старый князь Николай Андреевич, его сын князь Андрей и дочь княжна Марья. Для семьи Ростовых характерен “ум сердца”;: они добры, приветли­вы, радушны, хлебосольные хозяева, двери их дома всегда открыты для гостей, а сердца – для встреч с новыми друзьями. Может быть, они не во всем знают меру, иногда ведут себя не слишком разумно, но это с лихвой искупается простотой, естественностью, непосредст­венностью, которые присущи всей “ростовской породе”;, за исключе­нием старшей дочери Веры. Недаром из этой семьи выходит героиня Толстого, которую он называет “живой жизнью”; – Наташа Ростова. С этой семьей связаны и народные традиции, обычаи, нравы, кото­рые, как показывает Толстой, могут существовать не только в народ­но – крестьянской, но и дворянской среде, если она сохраняет кров­ную связь со своей нацией.

Именно эти связи оказываются утрачены в семье Курагиных, а вместе с ними, как показывает Толстой, исчезают подлинные се­мейные ценности, семья по сути оказывается раздробленной, рас­падается. Объединяет эту семью только эгоистический расчет, стремление во что бы то ни стало сохранить ведущие позиции в аристократическом обществе, богатство и почет. Ради этого они го­товы пойти на все: ложь, обман, хитрость и коварство в сочетании с беспринципностью и безнравственностью – вот их отличительные черты. Но внешне они скрываются под маской благопристойности и добропорядочности, которые на деле оказываются лицемерием и фальшью. Они не умеют любить, не ценят дружбы, не понимают, что такое настоящие родственные связи. Вот почему в жизни этой семьи, как показывает Толстой, так часто происходят разрывы – между родителями и детьми, братом и сестрой, между этой семьей и всей нацией, когда наступает пора испытаний Отечественной вой­ны. Таковы Элен и Анатоль Курагины, человек-флюгер князь Ва­силий, придурковатый, но принятый в свете Ипполит.

“Мысль семейную”; Толстой считал не менее важной в “Войне и мире”;, потому что для него семья – это и есть высшая форма еди­нения между людьми, о чем он мечтал, изображая единение нации в войне 1812 года. Недаром в эпилоге он показывает такие семей­ные союзы, в которых соединяются лучшие черты нации, вопло­щенные в семьях Болконских и Ростовых. Это семьи Наташи и Пьера, Марии Болконской и Николая Ростова, в которых снимают­ся противоположности меду супругами, в общении между ними взаимно дополняются личности каждого из них. Писателю очень важно найти тот тип личности, в котором могли бы воплотиться лучшие черты русской нации, органично соединяя в себе ее диа­метральные противоположности. Поиск такой личности во многом определяет систему персонажей романа-эпопеи.

Глоссарий:

– гибель армии наполеона как следствие общенародного подъема

– гибель армии наполеона как следствие общенародного подъема война и мир

– Роевая жизнь война и мир

– идейно тематическое содержание романаВойна и мир Л Н Толстой


Другие работы по этой теме:

  1. Идейно-тематическое содержание. В Представлении Инсти­тута мировой литературы им. А. М. Горького на выдвижение Шоло­хова кандидатом на соискание премии им. И. В. Сталина по худо­жественной литературе...
  2. Идейно-тематическое содержание. В основе рассказа “Судь­ба человека”; лежит реальный факт – встреча писателя с неизвест­ным шофером, который рассказал ему о своей жизни. Однако в ис­тории...
  3. Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как сам автор характеризует свой замысел в 1946 го­ду в письме к сестре О. М. Фрейденберг: “Начал писать...
  4. Идейно-тематическое содержание. Булгаков в романе рас­сказывает о судьбе семьи Турбиных и их близких друзей в водово­роте революционных событий и последовавшей Гражданской вой­ны. Трагические события тех...Идейно-тематическое содержание. В поэме “Мертвые души”; продолжается основная гоголевская тема, проходящая через все его творчество: умаление и распад человека в призрачном и абсурдном мире российской...

Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

(То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)

Что стало с армиями?

(Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.

Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV, ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, ... - ...кто не мог - сдался или умер. (т. IV, ч. III, гл. 17).)

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным - милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», - говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... - говорит Кутузов, - Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны - силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

IV. Подготовка к сочинению.

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План.

1. Название романа и его основная проблематика.



2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого «Война и мир».

Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

а) через мысли любимых героев;

б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

в) через описание отдельных боевых эпизодов.

3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

б) размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

в) глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

б) лжепатриотизм петербургских салонов;

в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

7. Роль полководцев в войне.

8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.

Идейно-тематическое содержание. Понятие «мысль народ­ная» определяет основу идейно-тематического содержания произ­ведения и раскрывается на самых разных тематических уровнях. Оно неразрывно связано не только с исторической темой, но и с те­мами, относящимися к частной жизни человека. «Мысль семейная» становится, таким образом, одной из составляющих «мысли народ­ной». На философском уровне она проецируется в «закон текуче­сти», который определяет жизни и народов, нации в целом, и от­дельного человека. «Жизнь — тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью», — считал Толстой и эта идея положена в основу его романа-эпопеи.

Среди огромного многообразия тем и проблем, обнимаемых «мыс­лью народной», безусловно важнейшей является тема войны и свя­занные с ней проблемы национального характера, истинного и лож­ного патриотизма, подвига, проблема исторической оценки событий эпохи наполеоновских войн и роли в них исторических деятелей. По своим убеждениям Толстой, прошедший через войну на Кавказе, обо­рону Севастополя как офицер действующей армии, был пацифистом, то есть человеком полностью отрицавшим войну. Толстой считал, что война противостоит гуманистическим идеалам и христианским запо­ведям любви и братства. Пацифизм Толстого, определившийся еще в период «Севастопольских рассказов», в романе-эпопее отразился на авторской военно-исторической концепции. Толстой выступает как принципиальный противник войны, подчеркивая ее бессмысленность и безнравственность, что прежде всего сказывается на изображении военных событий 1805-1807 годов. Он стремится реалистически пока­зать войну не с парадной ее стороны, «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, … войну в настоящем ее вы­ражении — в крови, в страданиях, в смерти».

Но при этом писатель особо выделяет войну 1812 года как народ­ную, освободительную и справедливую, не противоречащую гумани­стической сущности русского народа. Недаром народная война пред­ставлена в двух противоположных образах, двух типах русского человека, двух взаимосвязанных воплощениях национального ха­рактера — «хищном» и «смирном». Это Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Тихон Щербатый — «человек войны», он воплощает в себе ее жестокую, но необходимую для победы над врагом сущность, кото­рая получила у Толстого емкое название «дубина народной войны». Это авторское определение Отечественной войны 1812 года, харак­теризующее ее как войну народную, принципиально отличающуюся от войны 1805 года. Народную войну определяет чувство, которое ох­ватывает всю нацию — «скрытая теплота патриотизма». Победа на такой войне обеспечивается не военным искусством и количеством пушек, а силой духа. Пример тому — Бородинская битва как высшее проявление героизма народа, выражение его активной, сокрушающей противника силы. Здесь патриотическое чувство народа достиг­ло своего высшего проявления и объединило всех — от аристократов Андрея Болконского, Пьера Безухова до простого русского солдата. Это общенародное патриотическое чувство выражается в словах: «Всем народом навалиться хотят». При всей реалистичности описа­ния сражения, народ здесь предстает как эпический герой-богатырь. Солнце, бьющее в глаза французам, как бы олицетворяет сочувствие и помощь природы русским воинам, защищающим Москву. «Чудес­ный, бесподобный народ!» — с восхищением говорит о русском солда­те Кутузов. Толстой был прав в исторической оценке этого сражения. Он считал, что на Бородинском поле была одержана победа «силь­нейшего духом» противника над французскими войсками. Ведь «на­родная война» — это война «не по правилам», которыми привыкли руководствоваться полководцы, подобные Наполеону. Он столкнулся в России с войной, которую вела не только армия, но все население страны. Ненависть к захватчикам, никакой компромисс с которыми невозможен, приводит к возникновению партизанского движения. Партизанские отряды начали возникать стихийно, из глубин самого народа, когда простые мужики с топорами и вилами бросались на ненавистного противника. И лишь затем их стали возглавлять такие офицеры русской армии, как Денисов. Общенародное сопротивление врагу выразилось и в том, как вели себя люди на захваченных тер­риториях (купец Ферапонтов, готовый сам запалить с трудом нажи­тое имущество; Наташа Ростова, отдающая подводы раненым, не­смотря на грозящее семье разорение).

Но вместе с тем Толстой видит в народной войне и другое отличи­тельное качество, которое в определенной мере согласуется с идеями пацифизма: гуманное отношение к поверженному врагу (эпизод с французскими пленниками Рамбалем и Морелем, которых накор­мили и пустили погреться к костру русские солдаты; Кутузов, в своей речи перед войсками в Красном призывающий быть милосердными к пленным). Эта особенность народной войны связана с другими ка­чествами национального характера: душевной чистотой и христиан­ской нравственностью, добротой, отзывчивостью, состраданием. В наибольшей степени эта черта характера русского человека пред­ставлена в образе Платона Каратаева, человека «мира», воплощения «всего русского, доброго, круглого». Сравнивая тип «хищного» и «смирного» русского человека, Толстой, безусловно, отдает свои сим­патии второму. Недаром Платон помог «любимому» герою Толстого Пьеру найти свою дорогу в жизни, сформулировать свою философию на основе каратаевских представлений о «роевой жизни». Для Пьера он стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Создавая образ Платона Каратаева, Толстой стремился показать не индивидуальный характер, а обобщенную картину нравственного состояния народа. Характерно, что даже смерть Платона не разрушает обретенной гармонии, так как он яв­ляется носителем тех всеобщих истин, которые индивидуально ему не принадлежат, а потому не могут быть утрачены с его гибелью.

Также обобщенным с точки зрения выражения в нем основных качеств русского человека является образ Кутузова, воплощение «смирного» типа. Он не гонится за славой, а старается сделать все, чтобы освободить Россию от захватчиков. Согласно взглядам авто­ра, Кутузов не столько следит за стратегией и тактикой ведения войны, сколько прислушивается к той «скрытой теплоте патрио­тизма», которая присуща и ему, как любому истинно русскому че­ловеку, и только это внутреннее чувство может указать верный путь действий в народной войне. Вот почему именно его Толстой считает по-настоящему великим человеком, в противоположность Наполеону, который воплощает разрушительное начало жизни. Наполеон в изображении Толстого мелочен и тщеславен, он крайне эгоистичен и бросает свою армию на растерзание, буквально убегая от наступающего противника. Но самое главное, Толстой считает, что по сути Наполеон ничего не может сделать, потому что, в отли­чие от Кутузова, не способен услышать потаенный голос истории. Эта позиция писателя в корне противоречила исторической науке той эпохи, но отражала историко-философские взгляды писателя.

Тема истории, ее движущихся сил, объективных законов — одна из важнейших в произведении. В отличие от официальной историо­графии того времени, делавшей упор на роли в истории великих го­сударственных и военных деятелей, Толстой считает, что история определяется иным началом. «Рой», «роевая жизнь» — понятие, ха­рактеризующее толстовскую философию истории. Оно соответствует народному, крестьянскому «миру» и противостоит взаимному отчуж­дению людей, индивидуализму и субъективному произволу отдель­ной личности. С этим понятием соотносится исторический фатализм — основа историко-философской концепции Толстого, выраженной в авторских отступлениях и в целом во всей художественной системе романа-эпопеи «Война и мир». Стихийное («роевое») начало, по Тол­стому, являясь главной силой исторического движения, в то же вре­мя абсолютно непредсказуемо, независимо от человеческой воли. Толстой критикует официальную историографию, возвеличивающую роль личности в истории. Для писателя цари, полководцы — лишь «ярлыки истории». В соответствии с идеей исторического фатализма он определяет путь исторического развития как некую равнодейст­вующую, вытекающую из совпадения воль, влечений, интересов множества людей. Устремляясь непостижимым образом в одном на­правлении, они и передвигают «стрелку истории», законы движения которой невозможно познать. Но можно почувствовать ее ход, что ха­рактерно для истинно великих исторических деятелей, которые, влившись в «роевое» движение нации, становятся ее естественными лидерами, как Кутузов. Если Наполеон олицетворяет собой мировую силу, характеризующуюся произволом единичной воли, которая раз­венчивается в войне 1812 года, то Кутузов не имеет другой задачи, как служить исполнению общей необходимости. Вот почему Кутузов и Наполеон у Толстого изображены не только как люди с присущими им бытовыми чертами, но и главное — как фигуры обобщенные, символические, человеческое воплощение мировых сил, о которых рассказывается в романе-эпопее.

Часто Толстого упрекали за некоторую предвзятость как в изо­бражении этих исторических личностей, так и всей его историче­ской концепции. Казалось бы, Толстой-теоретик, действительно, не всегда может свести концы с концами в своих рассуждениях. Но от­дельные теоретические рассуждения писателя в романе сходятся в живое единство. Толстой рассказывает о людях, которые стремятся к чему-то, ставят какие-то цели, но жизнь зачастую разрушает все их планы, выявляя при этом свою закономерность. Возникает уди­вительно достоверное изображение жизни как процесса, в котором главенствует «закон текучести». Это идейно-философская концеп­ция Толстого, определяющая законы человеческой жизни и исто­рии. С ней связан толстовский метод «диалектики души» как осно­вы изображения человека и толстовская философия истории, движение которой «течет», переходя из состояния спокойствия, ми­ра в период активных действий, войн, перемен в жизни всей нации и отдельных людей в ее составе. В этом постоянном движении, из­менении и развитии возникают особые моменты, открывающие ис­тину и становящиеся неким поворотом — «звездные минуты». Они бывают и у отдельных личностей (князь Андрей на поле Аустерли­ца, когда он, раненый, смотрит в небо), и в истории целых народов. Война 1812 года — это «звездная минута» в жизни русского народа. В эти мгновения отдельный человек или в целом вся нация поды­мается до своей вершины, отбрасывает все лишнее, ненужное, что только мешает жить. Но проходит время, и эти мгновения забыва­ются, снова начинается поиск вплоть до следующих «звездных ми­нут». Уходит армия Наполеона, и начинает спадать волна неверо­ятного подъема духа нации. Далее снова следует череда рядовых событий, которые накапливаются, развиваются и движутся к ново­му подъему, которым для России станет декабрь 1825 года. В эпи­логе «Войны и мира» этот исторический путь нации только наме­чен. Но в художественном целом романа-эпопеи ясно видно, как «сопрягается» история отдельной личности и целого народа, судьба человека и исторические судьбы. Вот почему здесь звучит не только гимн всей нации, но и гимн частной жизни человека — семье.

«Мысль семейная» и вместе с ней размышления над судьбами разных представителей русской нации органично входит в идейно­тематическое содержание «Войны и мира». В центре внимания писа­теля находятся три семьи: Ростовых, Болконских и Курагиных. Каж­дая из них по-своему представляет тему семейных ценностей — ис­тинных и ложных. Семьи Болконских и Ростовых, разные по укладу, взглядам, взаимоотношениям внутри семьи, едины в их неразрыв­ной связи со всей нацией, общенародным «миром», что особенно ясно проявляется в пору войны 1812 года. Болконские аристократы по своему духу, им присущ ум, честь, необыкновенно развитое чувство достоинства, свободолюбие и осознание своего долга перед отечест­вом. Но не всегда этой семье хватает простоты и сердечности, хотя люди в этой семье сохраняют подлинные родственные связи и любят друг друга, порой, боясь показать свои чувства. Таковы старый князь Николай Андреевич, его сын князь Андрей и дочь княжна Марья. Для семьи Ростовых характерен «ум сердца»: они добры, приветли­вы, радушны, хлебосольные хозяева, двери их дома всегда открыты для гостей, а сердца — для встреч с новыми друзьями. Может быть, они не во всем знают меру, иногда ведут себя не слишком разумно, но это с лихвой искупается простотой, естественностью, непосредст­венностью, которые присущи всей «ростовской породе», за исключе­нием старшей дочери Веры. Недаром из этой семьи выходит героиня Толстого, которую он называет «живой жизнью» — Наташа Ростова. С этой семьей связаны и народные традиции, обычаи, нравы, кото­рые, как показывает Толстой, могут существовать не только в народ­но — крестьянской, но и дворянской среде, если она сохраняет кров­ную связь со своей нацией.

Именно эти связи оказываются утрачены в семье Курагиных, а вместе с ними, как показывает Толстой, исчезают подлинные се­мейные ценности, семья по сути оказывается раздробленной, рас­падается. Объединяет эту семью только эгоистический расчет, стремление во что бы то ни стало сохранить ведущие позиции в аристократическом обществе, богатство и почет. Ради этого они го­товы пойти на все: ложь, обман, хитрость и коварство в сочетании с беспринципностью и безнравственностью — вот их отличительные черты. Но внешне они скрываются под маской благопристойности и добропорядочности, которые на деле оказываются лицемерием и фальшью. Они не умеют любить, не ценят дружбы, не понимают, что такое настоящие родственные связи. Вот почему в жизни этой семьи, как показывает Толстой, так часто происходят разрывы — между родителями и детьми, братом и сестрой, между этой семьей и всей нацией, когда наступает пора испытаний Отечественной вой­ны. Таковы Элен и Анатоль Курагины, человек-флюгер князь Ва­силий, придурковатый, но принятый в свете Ипполит.

«Мысль семейную» Толстой считал не менее важной в «Войне и мире», потому что для него семья — это и есть высшая форма еди­нения между людьми, о чем он мечтал, изображая единение нации в войне 1812 года. Недаром в эпилоге он показывает такие семей­ные союзы, в которых соединяются лучшие черты нации, вопло­щенные в семьях Болконских и Ростовых. Это семьи Наташи и Пьера, Марии Болконской и Николая Ростова, в которых снимают­ся противоположности меду супругами, в общении между ними взаимно дополняются личности каждого из них. Писателю очень важно найти тот тип личности, в котором могли бы воплотиться лучшие черты русской нации, органично соединяя в себе ее диа­метральные противоположности. Поиск такой личности во многом определяет систему персонажей романа-эпопеи.

Идейно-тематическое содержание «Война и мир»


На этой странице искали:

  • гибель армии наполеона как следствие общенародного подъема
  • гибель армии наполеона как следствие общенародного подъема война и мир
  • Роевая жизнь война и мир

Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий.
Основные положения философии истории Толстого
1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или не желаниями массы людей.
2. Чтобы свершилось историческое событие должны совпасть миллиарды причин, т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а совокупность их, народ.
3. Почему совпадают бесконечно малые величины человеческих желаний? Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос. « Событие должно было совершиться лишь потому, что оно должно было совершиться», - пишет Толстой. Фатализм в истори по его мнению не избежен.
4. Т. правильно считает, что личность. и даже историческая не играет ведущей роли в истории, что она связана с интересами всех кто стоит ниже ее и рядом с ней.
5. Т. неправильно утверждае, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. «Царь – есть раб истории», -считает Толстой. Так Т. риходит к мысли о покорности перед судьбой и видит задачу исторической личности в следовании за событиями.

План к сочинению « Изображение Толстым Великой отечественной войны 1812 года»
I. Вступление. Изображение войны 1812г- основное в романе Т. «В и М».
II. Главная часть
1. Что такое война с точки зрения истории философии Толстого.
2. Отношение Т. к войне, раскрываемое разнообразными приемами:
А) через мысли люимых героев
Б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумия убивающих друг друга людей
В) через описание отдельных боевых эпизодов
3. Многообразие форм борьбы с наполеоном, выдвинутых
народом:
А)патриотическое воодушевление в войсках и среди мрного населения
Б)размах и величие партизанской ойны
4. Народ в войне 1812г:
А)истинная, непоказная любовь к родине, скрытая теплота патриотизма;
Б)стойкость в бою, беззаветный героизм, мужество, выносливость;
В)глубокое убеждение в правоте своего дела
5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны
светских кругов:
а) крикливый «патриотизм» Растопгинских афишек;
б) лжепатриотизм петербургских салонов
в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных
6. Участие в войне главных героев.Найденное ими место в жизни, вследствие войны.
7. Роль полководцев в войне
III. Заключение
1. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подьема.
2. Торжество мира над войной.

Отступление Наполеона из Москвы и гибель его армии. Приближались холода, и Наполеон понял, что зимовать в Москве было бы безумием. В начале октября произошло сражение под селом Тарутина. Французы отступили с большими потерями. 7 октября Наполеон вывел свою армию из Москвы. Передовые части двух армий встретились у Малоярославца. Пока город переходил из рук в руки, подошли главные силы. На этот раз непобедимый Наполеон решил не испытывать судьбу и дал приказ отступать на Смоленск. Но и в Смоленске он дольше четырех дней не пробыл из-за постоянных натисков русской армии.

В ноябре начались холода, и положение французской армии было катастрофическим. Огромные потери наполеоновская армия понесла при переправе у реки Березины 14-16 ноября. После этого Наполеон оставил свою армию и отправился в Париж. В середине декабря жалкие остатки «великой армии» перешли обратно через Неман. Преследовавшая Наполеона русская армия к берегам Немана вышла только половина той армии, что стояла у Тарутина.

Видя бедственное положение армии и страны, Кутузов склонялся к тому, чтобы завершить войну. Но Александр был убежден, что Наполеон будет представлять постоянную угрозу европейскому миру. Вскоре русская армия возобновила военные действия. Заграничный поход русской армии. К весне 1813 г. значительная часть Польши была освобождена от наполеоновских войск. Русская армия под командованием М.И. Кутузова вступила на территорию Пруссии. Прусский король, боявшийся Наполеона, настаивал на продолжении союза с ним. Но прусская армия объявила о прекращении военных действий против русских войск.

По всей Германии развернулось народное движение против захватчиков. В феврале 1813 г. Россия и Пруссия заключили союзный договор, а затем французы были выгнаны из Берлина. В дальнейшем обстановка переменилась. Наполеон собрал новую армию, численно превосходящую действующие против него войска. В апреле умер Михаил Илларионович Кутузов. После этого русско-прусские войска потерпели ряд серьезных поражений.

В военных действиях наступила пауза, началась дипломатическая борьба. Против Франции объединились Россия, Англия, Пруссия, Австрия и Швеция. В октябре 1813 г. произошло знаменитое Лейпцигское сражение («битва народов»). С обоих сторон в нем участвовало более полумиллиона человек. Наполеон был разбит, но сумел выйти из окружения. В конце 1813 – начале 1814 г. союзные армии переправились через Рейн и вступили на территорию Франции. В марте капитулировал Париж. Наполеон был сослан на остров Эльбу в Средиземном море. Но через год он снова вступил в Париж без единого выстрела.

На этот раз правление его продолжалось всего сто дней. В июне 1815 г. в Ватерлоо (Бельгия) он потерпел поражение от соединенных сил английской, голландской и прусской армии. Венский конгресс. В 1814 г. в Вене был созван конгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве. В австрийскую столицу съехались представители 216 европейских государств, но главную роль играли Россия, Англия и Австрия.

Русскую делегацию возглавлял Александр I. Победа народов Европы над тиранией Наполеона была использована европейскими представителями для восстановления феодально- монархических режимов. Но крепостнические порядки восстановить оказалось невозможно. По венским соглашениям России перешла значительная часть Польши вместе с Варшавой. В 1815 г когда конгресс в Вене закончился, русский, прусский и австрийский монархии подписали договор о Священном союзе. Они взяли на себя обязательство обеспечить незыблемость решений Венского конгресса.

В дальнейшем к священному союзу присоединилось большинство европейских монархов. В 1818-1822 гг. регулярно созывались конгрессы Священного союза. Англия не вступила в союз, но активно его поддерживала. Послевоенное устройство мира оказалось непрочным. Священный союз был активен лишь первые 8-10 лет своего существования, а затем фактически распался. Тем не менее Венский конгресс и Священный союз нельзя оценивать только отрицательно. Они имели и положительное значение, обеспечив на несколько лет всеобщий мир в Европе, измученной кошмаром непрерывных войн. 4. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны.

Первые организации будущих декабристов. Вопрос об отмене крепостного права. После окончания наполеоновских войн передовая часть русского общества ожидала, что в истории России начнутся новые времена. Солдаты и офицеры, познакомившись с более свободной жизнью европейских народов, в новом свете восприняли печальную российскую действительность.

Крепостные крестьяне, побывавшие в сражениях, смотревшие смерти в глаза, с тяжелым разочарованием убеждались, что они не заслужили даже свободы. Александр I чувствовал эти настроения, понимал необходимость перемен. В частных беседах он говорил, что крестьян нужно освободить. Проект освобождения крестьян царь поручил составить Аракчееву. Царский любимец заявил, что с готовностью исполнит любое приказание императора. И такой проект под его руководством был составлен.

В основу плана входило предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этой цели ежегодно надо было отпускать 5млн. рублей. Каждый выходящий на волю крестьянин должен был получить земельный надел не менее 2 десятин (по существу, это был нищенский надел). Историки подсчитали, что по проекту Аракчеева крепостное право должно было окончательно исчезнуть только лишь через 200 лет. Обсуждение проекта проходило в строжайшей секретности. Министр финансов заявил, что у государства не найдется на эти цели 5 млн. рублей ежегодно. Тогда, в 1818 г был создан специальный комитет по разработке этого плана.

Деятельность этого комитета была настолько засекречена, что о нем узнали только лишь через сто с лишнем лет. Проект не требовал от государства никаких затрат, но рассчитанный на столь же не определенный срок. Этим дело и кончилось. Царь ознакомился с проектом и запер его в своем письменном столе. Больше он не возвращался к вопросу об отмене крепостного права.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Российская империя в первой половине XIX в

Но выдвиженцы Павла были не менее алчны и разворовывали казну так же, как и любимцы Екатерины. Крайне вспыльчивый и несдержанный Павел оттолкнул от себя даже ближайшее.. Всюду не понимание мыслей и поступков Павла. Никто из окружения Павла не был уверен в завтрашнем дне и в личной..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

error: