Система персонажей художественного произведения. Ана­ло­гич­но пра­ви­ло ра­бо­та­ет и при опре­де­ле­нии без­удар­ной глас­ной буквы перед суф­фик­сами де-е-при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

1

В приведённой сцене фигурирует Глаша - девка в доме Кабановой. Каким термином обозначается персонаж второго ряда, изредка появляющийся на сцене?

Показать фрагмент

«Гроза» А.Н. Островский

Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?

Дикой. Ещё с утра с самого.

Кабанова. Должно быть, денег просили.

Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой. Как так нарочно?

Кабанова. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум! Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова. Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой. Пожалуй. Кабанова. Милости просим!

(Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

2

«Французик из Бордо» фигурирует в рассказе Чацкого, но на сцене не появляется. Каким термином обозначаются такие персонажи?

Показать фрагмент

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

София (Чацкому)

Скажите, что вас так гневит?

Чацкий

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча,

И сказывал, как снаряжался в путь

В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. Посмотришь, вечерком

Такой же толк у дам, такие же наряды...

Он рад, но мы не рады.

Умолк. И ту т со всех сторон

Тоска, и оханье, и стон:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! -

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён.

Куда деваться от княжон!

Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтобы истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою возжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Пускай меня объявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад, -

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую -

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..

Ах! если рождены мы всё перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев;

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

«Как европейское поставить в параллель

С национальным - странно что-то!

Ну как перевести мадам и мадмуазель?

Ужли сударыня!!» - забормотал мне кто-то...

Вообразите, тут у всех

На мой же счёт поднялся смех.

«Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно!

Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!»

Я, рассердясь и жизнь кляня,

Готовил им ответ громовый;

Но все оставили меня...

3

Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в действии. Как называется такой персонаж?

Показать фрагмент

«Гроза» А.Н. Островский

Дикой . Ишь ты, замочило всего. (Кулигину .) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем .) Глупый человек!

Кулигин . Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой . Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин . Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи ), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом ), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение - для глаз оно приятней.

Дикой . Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе - ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин . Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой . А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин . Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.

Дикой . Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин . За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой . Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кулигин . Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой . Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин . Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо ). Все суета!

Кулигин . Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой . Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин . Стальные.

Дикой (с гневом ). Ну, еще что?

Кулигин . Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более ). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин . Ничего больше.

Дикой . Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Кулигин . Электричество.

Дикой (топнув ногой ). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин . Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой . А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

Кулигин . Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой . Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу ). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил- таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито ). Перестал, что ль, дождик-то?

1-й. Кажется, перестал.

Дикой . Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то - кажется!

1-й (выйдя из-под сводов ). Перестал!

Явление третье

Варвара и потом Борис.

Варвара . Кажется, он!

Борис (проходит в глубине сцены ). Сс-сс!

Борис (оглядывается ). Поди сюда. (Манит рукой .)

Борис (входит ). Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!

Борис . А что?

Варвара . Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.

Борис . Нет, я не знал.

Варвара . Она просто сама не своя сделалась!

Борис . Видно, только я и пожил десяток деньков, пока его не было. Уж теперь не увидишь ее!

4

В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене?

Показать фрагмент

«Недоросль» Д.И. Фонвизин

Правдин (Митрофану ). А далеко ли вы в истории?

Митрофан . Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин . А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум . Вральман? Имя что-то знакомое.

Митрофан . Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова . Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин . Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну ). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери ). А я почем знаю.

Г-жа Простакова (тихо Митрофану ). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери ). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Г-жа Простакова (Правдину ). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин . География.

Г-жа Простакова (Митрофану ). Слышишь, еоргафия.

Митрофан . Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину ). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,

Правдин . Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму ). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум . На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова . Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум . О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова . Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это??

Стародум . Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.

Скотинин . Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича, О гра-моте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!

Правдин . Что ж такое?

Скотинин . Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли во-рота?

Милон . Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.

Стародум (Милону ). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

тле..т (они)

выгор..т (они)

стел..щийся

бор..щийся

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ответ: ВЫГОРЯТ.

Ответ: выгорят

Актуальность: 2016-2017

Сложность: повышенная

Раздел кодификатора: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правило: Задание 12. Гласные буквы в окончаниях глаголов и в суффиксах причастий

НА-ПИ-СА-НИЕ ГЛА­ГО­ЛОВ И ГЛА­ГОЛЬ­НЫХ ФОРМ

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны знать:

Что такое лич­ная форма гла-го-ла;

Что такое спря-же-ние, как его опре-де-лить, в чём его зна-чи-мость;

Как за­ви­сит на­пи­са­ние суф­фик­са при­ча­стия от спря­же­ния гла-го-ла;

В каких слу­ча­ях на­пи­са­ние суф­фик­са при-ча-стия/де-е-при-ча-стия опре­де­ля­ет­ся спря-же-ни-ем, а в каких нет.

11.1 НА-ПИ-СА-НИЯ, КО­ТО­РЫЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛА-ГО-ЛА.

Пра-ви-ло опре­де­ле­ния спря­же­ния гла­го­ла яв­ля­ет­ся ба-зо-вым, ос­нов­ным пра­ви­лом для ТРЁХ ор-фо-грамм, из­ло­жен­ных в этом пунк-те.

В за-ви-си-мо-сти от буквы в окон-ча-нии все гла­го­лы от-но-сят к I или II спря-же-нию . Ис-клю-че-ния со-став-ля-ют раз-но-спря-га-е-мые гла-го-лы

Гла-го-лы вто-ро-го спря-же-ния в окон-ча-ни-ях имеют буквы И и АТ(ЯТ)
Един-ствен-ное число Мно-же-стве-ное число
Окон-ча-ние удар-ное Окон-ча-ние без-удар-ное Окон-ча-ние удар-ное Окон-ча-ние без-удар-ное
я сижУ , кричУ я дышУ , смотрЮ мы сидИМ , кричИМ мы дышИМ , смотрИМ
ты сидИШЬ , кричИШЬ ты дышИШЬ , смотрИШЬ вы сидИТЕ , кричИТЕ вы дышИТЕ , смотрИТЕ
он, она, оно сидИТ , кричИТ он дышИТ , смотрИТ они сидЯТ , кричАТ они дышАТ , смотрЯТ

По-яс-не-ния к таб-ли-це.

1. Если лич-ное окон­ча­ние на­хо­дит­ся под уда-ре-ни-ем , то опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла легко: в при-ведённых парах лич­ные формы гла­го­лов ИДТИ, ПЕТЬ и СИ­ДЕТЬ, КРИ-ЧАТЬ имеют удар­ные лич­ные окон-ча-ния .

Гла­гол от­но­сит­ся к I спря-же-нию, если его окон­ча­ние со­дер­жит Е; УТ/ЮТ .

Гла­гол от­но­сит­ся к II спря-же-нию, если его окон­ча­ние со­дер­жит И; АТ/ЯТ .

Слов с удар­ным окон­ча­ни­ем до­ста­точ­но много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.

Об-ра-ти-те вни-ма-ние: по­яв­ле­ние при-став-ки ВЫ не вли­я­ет на на­пи­са­ние окон-ча-ния: ВЫ-ле-тИТ, ВЫ-го-рИТ, ВЫ-пе-чЕТ, ВЫ-льЕТ.

2. Вто­рые пары слов, лич­ные формы гла­го­лов ПИ­САТЬ, ДЕ-ЛАТЬ и СМОТ-РЕТЬ, ДЫ-ШАТЬ, не имеют уда­ре­ния на окон-ча-нии. В них на­пи­са­ны буквы Е- УТ и И -ЯТ толь­ко по-то-му, что было уста-нов-ле-но: это гла­го­лы I и II спря-же-ния. Спи­сок слов с без­удар­ным окон­ча­ни­ем го­раз­до более об-ши-рен.

Спря-же-ния слова с без­удар­ным окон­ча­ни­ем опре-де-ля-ют, ис­хо­дя из того, на какие буквы окан-чи-ва-ет-ся гла­гол в на­чаль­ной форме (или в ин-фи-ни-ти-ве, или в не-опре-делённой форме).

Об-ра-ти-те вни-ма-ние : фраза «на что окан-чи-ва-ет-ся» не равна фразе «окон-ча-ние слова». У ин-фи-ни-ти-ва нет окон-ча-ния, он может толь-ко окан-чи-вать-ся на что-то, обыч-но пишут три по-след-ние буквы: чи-тАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), бо-рОТЬ-ся (-оть), где буква перед ТЬ яв-ля-ет-ся суф-фик-сом. Окон-ча-ние есть у гла-го-лов в лич-ных фор-мах: чи-та-ЮТ, гнЁТ, дышАТ. По-это-му не-вер-но: гла-гол окан-чи-ва-ет-ся на АТ, зна-чит, он пер-во-го спря-же-ния.

I спря-же-ние II спря-же-ние

Все осталь­ные гла­го­лы на -ОТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ТИ,-УТЬ, -АТЬ, -ЫТЬ.

1) все гла­го­лы на -ИТЬ, кроме

брить (бреют),

сте-лить (упо-треб-ля-ет-ся толь­ко в ин­фи­ни­ти­ве и про­шед­шем вре-ме-ни; лич­ные гла­голь­ные формы об­ра­зу­ют­ся от гла­го­ла стлать - сте-лют),

зи-ждить-ся (зи-ждут-ся);

2) 4 гла­го­ла на -АТЬ и 7 гла­го­лов на -ЕТЬ: гнать, дер-жать, смот­реть и ви-деть, ды-шать, слы-шать, не-на-ви-деть, и оби-деть, и тер-петь, и за-ви-сеть, и вер-теть .

Об­ра­ти­те вни-ма-ние : до­бав­ле­ние при­став­ки не из­ме­ня­ет спря­же­ние гла-го-ла. Таким об-ра-зом, и ЗА-гнать, и ПРИ-смот-реть, и Услы­шать будут по-преж-не-му гла-го-ла-ми вто­ро­го спря-же-ния.

При-ме-ча-ние 1: В на­чаль­ной школе вас учили опре­де­лять спря­же­ние по тре­тье­му лицу гла-го-ла: если ОНИ УТ или ЮТ, то это-гла-гол I спря-же-ния, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это пра­ви­ло ра-бо-та-ет, но толь­ко в том слу-чае, если вы точно зна-е-те, как пра­виль­но на­пи­сать тре­тье мно­же­ствен­ное (ОНИ). В этих при-ме-рах-они бор..тся или они слыш..т - вы-брать буквы Я/Ю или А/У слож-но, а вот уме­ние опре­де­лять спря­же­ние по ин­фи­ни­ти­ву не под-ведёт: бо­роть­ся (на ОТЬ, I спря-же-ние, зна-чит, пишем ЮТ; слы­шать (II спр., ис-ключ., пишем АТ).

При-ме-ча-ние 2 : Ин­фи­ни­тив дол­жен быть того же вида, что и лич­ная форма гла-го-ла. К при-ме-ру, есть слово «на-стра-и-ва-ет» (он). Ин­фи­ни­тив будет «на-стра-и-вать», что де-лать?, не­со­вер­шен­ный вид, как и у слова «на-стра-и-ва-ет». Это пер­вое спря-же-ние, по­это­му пи­шет­ся Е. Если же оши­боч­но взять ин­фи­ни­тив дру­го­го вида, «на­стро­ить» (что сде-лать), то уж вы­хо­дит вто­рое спря-же-ние, и нужно пи­сать И. Это букву мы на­пи­шем в форме «на­стро­Ит» (что сде-ла-ет, со­вер­шен­но­го вида).

При-ме-ча-ние 3 . По­стфикс СЯ/СЬ не вли­я­ет на спря-же-ние.

При-ме-ча-ние 4 . В не­ко­то­рых ин­фи­ни­ти­вах на­пи­са­ние букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вы­зы­ва­ет слож-но-сти. Таб­ли­ца таких гла­го­лов опуб­ли­ко­ва­на в «Справ-ке» к за­да­нию 10.

При-ме-ча-ние 5: К не-ко-то-рым гла-го-лам по-до-брать не-опре-делённую форму не-про-сто. За-пи-сы-вай-те такие гла-го-лы и за-по-ми-най-те их на-чаль-ные формы. На-при-мер, слово «уко-лет» имеет на-чаль-ную форму уко-лоть (не уко-лить), гла-гол «мелет» имеет форму мо-лоть (не ме-лить).

Рас-смот-рим ор-фо-грам-мы, ос­но­ван­ные на этом пра-ви-ле.

11.1.1 Без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов

Чтобы опре-де-лить, пи­сать в окон­ча­нии гла­го­ла букву И или Е, тре­бу­ет­ся уста­но­вить его спря-же-ние.

Пер-вым делом убе­ди­тесь в том, что в гла­го­ле нет при­став­ки вы , если же она есть, убе­ри­те её и сле­дуй­те ос­нов­но­му пра­ви­лу опре­де­ле­ния спря­же­ния гла-го-ла. Не об­ра­щай­те вни­ма­ния на пост­фикс СЯ или СЬ, он не вли­я­ет на спря-же-ние. На-при-мер, даны слова: по-ст-ро..шь, устра-и-ва..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).

Уви-де-ли при­став­ку вы в слове вынес..т, убра­ли её, оста­лось слово несЁТ с удар­ным окон-ча-ни-ем.

Осталь-ные гла­го­лы ста­вим в на­чаль­ную форму (не пу­та­ем ВИД!) и опре­де­ля­ем спря-же-ние: по­стро­ИТЬ (II спря-же-ние, на ИТЬ), устра­и­вАТЬ (I спря-же-ние, на АТЬ, нель­зя «устро-ить», вид не тот), оби­дЕТЬ­ся (II спря-же-ние, ис-клю-че-ние). Встав­ля­ем буквы: по-стро-Ишь, устра­и­ва­Ет (он), оби­дИт­ся (он), вы­не­сЕт (он).

11.1.2 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Клю-че-вым мо­мен­том этого пра­ви­ла яв­ля­ет­ся по­ни­ма­ние того, что при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов на­сто­я­ще­го вре-ме-ни, а выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ за­ви­сит от спря­же­ния гла-го-ла . Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 3 лице. Срав-ним:

И это не сов­па­де­ние не слу-чай-но, ведь для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы УЩ/ЮЩ, а для об-ра-зо-ва-ния при­ча­стий от гла­го­лов II спря­же­ния - АЩ/ЯЩ.

Как видно из таб-ли-цы, глас-ные буквы в окон-ча-ни-ях гла-го-лов У Т(Ю Т) и А Т(Я Т) сов-па-да-ют с бук-ва-ми в суф-фик-сах при-ча-стий: они меч-та-Ют - они меч-та-Ю-щие; они колЮт - они ко-лЮ-щие; они дрем-лЮт - они дрем-лЮ-щие.

Рас-смот-рим на при-ме-рах, как зна­ние пра­вил об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни по­мо­га­ет из­бе­жать оши-бок.

Возьмём гла­гол «сле-до-вать». Об­ра­зу­ем от гла­го­ла «сле-до-вать», 1 спря-же-ния, 3-е лицо: сле-ду-ЮТ. Уберём окон-ча-ние, оста­вим ос-но-ву, до­ба­вим суф-фикс: следу+ЮЩ+ий=сле-ду-Ю-Щий. Вот по-че-му не-вер-но «сле-ду-щий», без буквы Ю.

Об­ра­зу­ем при­ча­стие от слова «быть», 1 спря-же-ние. Ста-вим в тре-тье лицо, они будУТ Об­ра­зу­ем при-ча-стие, беря ос-но-ву: буд+УЩ+ий= бу-дУ-Щий. Вот по-че-му не-вер-но «бу-ду-ю-щий», с бук-вой Ю.

Возьмём слово с не­яс­ной букой в суф­фик­се леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в ин-фи-ни-ти-ве, зна-чит, не можем опре-де-лить спря-же-ние. Такие слова нужно за-по-ми-нать. В «Справ-ке» к за­да­нию 10 это слово было в таб-лич-ке, по­то­му впи­сы­ва­ем ле-ле-Ять, а далее по схеме: спря­же­ние I, зна-чит, они ле-ле-ЮТ, зна-чит, ле-ле-Ю-Щий.

В за­да­нии 11 нам пред­ла­га­ет­ся прой­ти об­рат­ный путь, то есть опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла по уже об­ра­зо­ван­но­му при­ча­стию и вста­вить букву.

Кашля...щий←каш-ля-ЮТ←каш-лЯТЬ. Спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←бо-рОТЬ-ся. По тре­тье­му лицу спря­же­ние не уда­лось опре-де-лить, по на­чаль­ной легко, I спря-же-ние, нужен суф­фикс ЮЩ;

Увле-ка..щийся←увле-ка-ЮТ-ся←увле-кАТЬ-ся, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Мел..щий (кофе, зерно или го-во-ря-щий ерун-ду, че-пу-ху)←мо-лОТЬ, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ

За-пом-ним слова-ис-клю-че-ния из этого пра-ви-ла:

брез-жУ-Щий, зыб-лЮ-Щий-ся, зи-ждУ-Щий-ся, внем-лЮ-Щий.

11.1.3 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Как и в преды­ду­щем пунк-те, выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий ЕМ или ИМ за­ви­сит от спря­же­ния гла-го-ла.

Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 1 лице мно­же­ствен­но­го числа (мы). Срав-ним:

Для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы ЕМ/ОМ, а для при­ча­стий от гла­го­лов II спря-же-ния- ИМ.

Рас-смот-рим, как при-ме-нять это пра-ви-ло на при-ме-рах.

Рас-хо-ду...мый (ма-те-ри-ал)← (мы) рас-хо-ду-ЕМ← так как «рас-хо-до-вАТЬ» - гла-гол I спря­же­ния, суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ;

Не-кон-тро-ли-ру...мый (про-цесс)←(мы) не кон-тро-ли-ру-ЕМ←так как «кон-тро-ли-ро-вАТЬ» - гла-гол I спря­же­ния, суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ.

За-пом-ним слова, на­пи­са­ние букв в суф­фик­се ко­то­рых вы­зы­ва­ет за-труд-не-ние:

при-ем-лЕ-Мый, не-отъ-ем-лЕ-мый, не-зыб-лЕ-Мый.

Слово дви­жИ­Мый пи­шет­ся с ИМ, так как об­ра­зо­ва­но не от слова «дви-гать», а от ныне уста-рев-ше-го гла-го-ла вто-ро-го спря-же-ния дви-жи-ти.

11.2 НА-ПИ-СА-НИЯ, КО­ТО­РЫЕ НЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛА-ГО-ЛА.

Сфор-му-ли-ру-ем общее пра-ви-ло, по­ни­ма­ние ко­то­ро­го поз­во­лит не до­пус­кать оши-бок: при­ча­стия и де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы ин-фи-ни-ти-ва , по-это-му до­ста­точ­но знать, как пи­шет­ся ин­фи­ни­тив и как про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние гла­голь­ных форм.

11.2.1 Глас­ные перед суф­фик­сами дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

На-пи-са-ние про­пу­щен­ной буквы в при­ча­сти­ях типа уви-дЕв-ший, оби-дЕв-ший, на­кле­Ив­ший опре­де­ля­ет­ся толь­ко тем, какая буква была на этом месте в на­чаль­ной форме гла-го-ла , ведь эти слова об­ра­зо­ва­ны от основ уви-дЕть, оби-дЕть, на­кле­Ить при по­мо­щи суф­фик­са ВШ. Эта буква-та же самая, что и перед Л в гла­го­лах про­шед­ше­го вре-ме-ни: тот, ко­то­рый уви-дЕл-увидЕвш ий, от-ре-дак-ти-ро-вАл-от-ре-дак-ти-ро-вАвш ий, пе-ре-пи-сы-вАл-пе-ре-пи-сы-вАвш ий.

При-ведём при-ме-ры из за-да-ния 11

не-на-вид...вший - суф-фикс вш ука-зы-ва-ет на про-шед-шее время, зна-чит, нужно опре-де-лить букву в ин-фи-ни-ти-ве: не-на-ви-дЕть. Впи-сы-ва-ем эту букву в при-ча-стие, не-на-ви-дЕв-ший.

Об-ра-ти-те вни-ма-ние : то, что гла-гол вхо-дит в спи-сок ис-клю-че-ний, для дан-но-го пра-ви-ла не имеет ни-ка-ко-го зна-че-ния.

При-ведём при-мер оши-боч-но-го рас-суж-де-ния: слово об-ра-зо-ва-но от гла-го-ла -ис-клю-че-ния, зна-чит, нужно пи-сать и . (Букву и нужно пи-сать, но толь-ко в фор-мах не про-шед-ше-го вре-ме-ни, а в фор-мах на-сто-я-ще-го).

выгор..вший - суф-фикс вш ука-зы-ва-ет на про-шед-шее время, зна-чит, нужно опре-де-лить букву в ин-фи-ни-ти-ве: вы-го-рЕть. Впи-сы-ва-ем эту букву в при-ча-стие, вы-го-рЕв-ший.

11.2.2 Ана­ло­гич­но пра­ви­ло ра­бо­та­ет и при опре­де­ле­нии без­удар­ной глас­ной буквы перед суф­фик­сами де-е-при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Срав-ним пары слов в стол-би-ках:

Глас-ная буква-суф-фикс на­чаль­ной формы- перед вы­де­лен­ны­ми суф­фик­са­ми ОДНА и та же, и она «пе-ре-ш-ла» вме­сте с ос­но­вой на­чаль­ной формы гла-го-ла, от ко­то­рой обе формы об-ра-зо-ва-ны.

При-ведём сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные це-поч-ки: обес-си-лЕть→обес-си-лЕвш ий (при-ча-стие), обес-си-лЕть→обес-си-лЕв (де-е-при-ча-стие); из-му-чИть→из-му-чИвш ий(при-ча-стие), из-му-чИть→из-му-чИв (де-е-при-ча-стие); по-се-Ять→посеЯвш ий (при-ча-стие), посеЯв (де-е-при-ча-стие).

11.2.3 Глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Формы стра­да­тель­ных при­ча­стий об­ра­зу­ют­ся от основ ин­фи­ни­ти­ва при по-мо-щи суф-фик-са ЕНН или НН.

не на ИТЬ , то есть с со­хра­не­ни­ем глас­ной буквы ос-но-вы, на-при-мер:

За-ри-со-вАть→за-ри-со-вА+НН+ый=за-ри-со-ван-ный, в слове два суф-фик-са;

за-мас-ки-ро-вАть→за-мас-ки-ро-вА+НН+ый=за-мас-ки-ро-ван-ный, в слове два суф-фик-са;

об-стре-лЯть→об-стре-лЯ+НН+ый=об-стре-лян-ный, в слове два суф-фик-са.

Таким об-ра-зом, перед НН пи­шет­ся та же самая буква, что и в ос­но­ве ин-фи-ни-ти-ва.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ИТЬ , то есть с усе­че­ни­ем глас­ной буквы ос-но-вы, на-при-мер:

Уку-сИть→укуш+ЕНН+ый=уку-шен-ный, суф­фикс И усе-ка-ет-ся, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

под-стре-лИть→под-стрел+ЕНН+ый=под-стре-лен-ный, суф­фикс И усе-ка-ет-ся, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

за-кра-сИть→за-краш+ЕНН+ый=за-кра-шен-ный, суф­фикс И усе-ка-ет-ся, до­бав­ля­ет­ся ЕНН.

Таким об-ра-зом, чтобы пра-виль-но на-пи-сать суф-фикс при-ча-стия, об-ра-зо-ван-но-го от гла-го-ла на ИТЬ, нужно ить за-ме-нить на ЕНН.

От-дель-но стоит от­ме­тить слу-чаи, если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ЕТЬ : не­ко­то­рые линг­ви­сты счи­та­ют в при­ча­сти­ях суф­фикс ЕНН, дру­гие видят два суф-фик-са, Е и НН:

Уви-дЕть→увидЕ+НН+ый=уви-ден-ный, ука­за­ны два суф-фик-са;

рас-смот-рЕть→рас-смотр+ЕНН+ый= рас-смот-рен-ный, ука­зан один суф-фикс.

При раз­ном под­хо­де к опре­де­ле­нию со­ста­ва слова на­пи­са­ние буквы Е перед НН остаётся не-из-мен-ным.

Как вы уже за-ме-ти-ли, буквы и перед НН не бы-ва-ет ни-ко-гда.

Этим же пра­ви­лам под­чи­ня­ют­ся и от-гла-голь-ные при-ла-га-тель-ные , об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида:

пи-лИть→пил+ЕН+ый=пи-ле-ный, суф­фикс И усе-ка-ет-ся, до­бав­ля­ет­ся ЕН;

вя-зАть→вязА+Н+ый=вя-за-ный, в слове два суф-фик-са;

сеЯть→сеЯ+Н+ый= се-я-ный, в слове два суф-фик-са.

Ряд слов, об­ра­зо­ван­ных от ПО­ХО­ЖИХ гла­го­лов нужно от­ме­тить особо.

РАЗ-ЛИ-ЧАЙ-ТЕ:

вы-ка-чАн-ная (ка-чАть) из ко­лод­ца вода - вы­ка­чЕн­ная из под­ва­ла бочка (вы-ка-тИть);

раз-ве-шАн-ное бельё (раз-ве-шАть) - на­ве­шЕн­ная дверь (на-ве-сИть); взве­шЕнн­ный товар (взве-сИть);

Татьяна Юдина

Правила определения спряжения таковы. Спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями : к II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, зиждиться, зыбиться, стелить), а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать).Остальные глаголы относятся к I спряжению.

Если же личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям; при этом не имеет значения, какой гласный в неопределенной форме глагола. Так, глаголы спать, лететь, греметь, гореть, звенеть относятся к II спряжению (сп-ишь, лет-ишь, грем-ишь, гор-ишь, звен-ишь), а, например, глагол пить – к I спряжению (пь-ешь). Важно помнить: к тому же спряжению относятся и все производные от таких глаголов приставочные глаголы с безударными окончаниями. Поэтому глагол выгореть второго спряжения: выгорит, выгорят, а глагол выпить – первого спряжения: выпьешь, выпьют.

Игорь Леонов (Казань) 30.11.2012 19:08

Если глагол в неопределнной форме (Что делать?) кончается на -ться, то это какое спряжение?



Справочная информация

Для того чтобы обойти "подводные камни", к заданию 11 готовься пошагово. Всего три шага гарантируют вас от ошибок.

Шаг 1 . Выбор гласных в безударных окончаниях глаголов.

Личные окончания глаголов

В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени

в окончаниях глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): имеешь, имеет, имеем, имеете, имеют

в окончаниях глаголов 2-го спряжения – и, а (я): смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят

Значит, для правильного написания гласных в безударных окончаниях нужно уметь безошибочно определять спряжение глагола!

Вспомни:

Ко 2-му спряжению относятся глаголы:

с суффиксом -и в основе неопределённой формы: любить

Исключение:

Брить, стелить – глаголы 1-го спряжения: бреет, бреют, стелет, стелют и их производные: постелить, застелить, перестелить и другие.

7 глаголов-исключений с суффиксом -е в основе неопределённой формы.

Запомни их: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть и их производные,

например: посмотреть, осмотреть, высмотреть, досмотреть, насмотреться, засмотреться и другие.

4 глагола с суффиксом -а.

Запомни их: гнать, держать, слышать, дышать и их производные: прогнать, догнать, выгнать, изгнать и другие.

К 1-му спряжению относятся остальные глаголы c безударными окончаниями: играть, рисовать, тянуть, кинуть и другие.

Внимание:

Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1-го спряжения, а в других — 2-го. Проспрягаем эти глаголы:

Хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1-го спр., во мн. - 2-го).

Бежать — бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн.ч. — окончание 2-го спр.)

Чтить — чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн. ч. — окончание 2-го спр.)

Лишь у глагола хотеть в форме ед.ч. окончания в безударном положении.

Внимание:

Глаголы есть и дать и производные от них не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний. Об этом см. подробнее: Русская грамматика. Раздел 11. Глагол. Проблемы для задания ЕГЭ они не представляют, поскольку окончания у них под ударением.

Шаг 2. Выбор гласных в суффиксах причастий настоящего времени.

Суффиксы причастий настоящего времени

Причастия могут быть разными: действительными и страдательными, настоящего и прошедшего времени.

Избежать ошибок в их правописании поможет осознание того, что причастия настоящего времени образованы от основы глагола настоящего времени, а причастия прошедшего времени — от основы неопределённой формы глагола. Поэтому при выборе суффиксов причастий настоящего времени определяй спряжение глагола. Это поможет правильно выбрать суффикс. А для безошибочного написания причастий прошедшего времени важно знать суффикс в основе неопределённой формы глагола.

1. Суффиксы -ущ(-ющ),- ащ(-ящ ) в действительных причастиях настоящего времени: знающий, любящий

Определи спряжение глагола .

В причастиях, образованных

от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающий, читающий.

от глаголов 2-го спряжения — -ащ (-ящ): любящий, видящий

Обрати внимание:

Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:

Знает, знают – 1-е спряжение, основа зна+ суффикс -ющ →знающий,

любит, любят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ →любящий.

2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаемый, видимый

Определи спряжение глагола.

В причастиях, образованных от глаголов

1-го спряжения, пиши суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,

2-го спряжения — -им: любимый, видимый

Обрати внимание:

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:

Поднимает, поднимают — 1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем → поднимаемый,

любит, любят — 2-е спряжение, основа люб + суффикс --им → любимый.

Шаг 3 . Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.

Суффиксы причастий прошедшего времени

1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: видевший←видеть, слышавший←слышать.

2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я ) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов

с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я): потерянный ← потерять,

с суффиксами -и- или -е -, в суффиксе -енн- пиши букву е: наполненный ← наполнить.

Выполняй задания

Задание из демоверсии ФИПИ 2016:

error: