2 отметьте знаком значения и сущность средневековья. Введение

6 Роль эпохи средневековья в истории человечества

Эпоха Средневековья впервые в истории человечества отчетливо обозначила различия между западной и восточной цивилизациями. В Европе на исходе Средних веков уже сформировался новый тип человека - свободного, деятельного, предприимчивого. Со страхом перед будущим входил человек Запада в Средние века, но покидал их с желанием познать и преобразить мир. Подобное превращение оказалось возможным благодаря в том числе и особенностям городской жизни, взаимоотношениям горожан с государственной властью. Сельская община на Западе даже в условиях феодализма способствовала сплочению людей, формированию их способности к сопротивлению.

На Востоке Средневековье формировало другого человека. Он жил нередко в условиях господства деспотических правителей, строгой регламентации не только общественной, но и личной жизни. Восточная сельская община отличалась особенной устойчивостью и меньшей способностью к нововведениям. Восточное общество было ориентировано на стабильность, нерушимость традиций, в то время как на Западе традиции постепенно разрушались, уступали место принципу приоритета нового, оригинального, общественная жизнь приобретала динамичность.


От средневековья к новому времени. Европа в конце XV - XVI вв.

1 Назовите основные изменения в экономической жизни Европы в конце XV - XVI вв.

1) рост населения;

2) начало внедрения достижений науки в производство;

3) становление книгопечатания;

4) становление металлургии;

5) изменения в сельском хозяйстве.

6) размывание традиционного сословного строя.

2 Назовите 7-8 ключевых имен философов, литераторов и деятелей искусства эпохи Возрождения из различных государств Европы. Укажите период (век, годы) их жизни, главные произведения

Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля Санти (1483-1520), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Джорджоне (1476-1510), Тициана (1477-1576), Антонио Корреджо (1489-1534) составляют золотой фонд европейского искусства.

К наиболее значительным художникам этого периода можно отнести Альбрехта Дюрера, (1471-1528), Лукаса Кранаха (1472-1553), Альбрехта Альтдорфера (1480-1538), Маттиаса Грюневальда (1470-1528).

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.

3 Каковы главные социально-политические аспекты учения Мартина Лютера?

Мартин Лютер разделял многие религиозные воззрения и суеверия своего времени. Для него, к примеру, были очевидны всесилие дьявола и необходимость предавать ведьм огню. Также он признавал религиозную ценность алхимии. Подобно многим богословам и мирянам, приверженным практике созерцания, Мартин Лютер черпал "мистическое" вдохновение в "Theologia deutsch", книге, которая, как он считал, по своей духовной ценности уступает лишь Библии и творениям св. Августина. Изучив множество богословских сочинений, Лютер еще в юном возрасте испытал влияние взглядов Уильяма Оккама. Однако современные Лютеру религиозные представления бессильны объяснить взлет его творческого гения. Наоборот, личный духовный опыт реформатора послужил главной причиной тому, что они были опрокинуты. Как и в случае с Магометом, биография Лютера поможет нам понять истоки его религиозного творчества.

4 Каковы характерные черты европейского абсолютизма как политического режима (сформулируйте главные тезисы).

Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.


Мир в новое время

1 Тридцатилетняя война: укажите основные этапы конфликта и сформулируйте кратко его итоги

Тридцатилетняя война 1618-1648,первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем "христианским миром" габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством, католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством (Речь Посполита), и противодействовавшими этому блоку национальными государствами - Францией, Швецией, Голландией (республика Соединённых провинций), Данией, а также Россией, в известной мере Англией, образовавшими антигабсбургскую коалицию, опиравшуюся на протестантских князей в Германии, на антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании (движение Бетлена Габора 1619-26), Италии. Первоначально носила характер "религиозной войны" (между католиками и протестантами), в ходе событий, однако, всё более утрачивала этот характер, особенно с тех пор, как католическая Франция открыто возглавила антигабсбургскую коалицию.

Второй период Тридцатилетней войны (1625-29) - датский период, так как в войну против Габсбургов вступила Дания, фактически выполнявшая политический план заключивших в 1624 между собой союз Франции, Англии и республики Соединённых провинций за обещанные крупные денежные субсидии (Гаагская конвенция о субсидиях, декабрь 1625). Протестантская Дания к тому же и сама была заинтересована во вступлении в войну, рассчитывая захватить южные побережье Балтийского моря.

В 1628-31 развернулись военные действия между Габсбургами и Францией в Северной Италии - так называемая война за Мантуанское наследство (выделяется некоторыми исследователями в самостоятельный период Тридцатилетней войны). Однако Ришелье всё ещё не решался на большую войну на территории Германии, пока империя не будет зажата в тиски с двух сторон.

Тридцатилетняя война имела тяжёлые последствия для Германии: закрепление её раздробленности, огромная убыль населения, разорение страны; наибольшие бедствия война принесла немецкому крестьянству. Война Франции с Испанией продолжалась до заключения Пиренейского мира 1659, что сковало их силы, послужив одной из важных помех для организации интервенции феодальных монархий Европы в революционную Англию. После Тридцатилетней войны гегемония в международной жизни Западной Европы перешла от Габсбургов к Франции. Однако Габсбурги не были полностью сокрушены и оставались серьёзной международной силой. С точки зрения истории военного дела, Тридцатилетняя война - кульминационный пункт развития системы наёмных армий, дорогостоящих, относительно немногочисленных и подвижных (в большинстве случаев численность обеих враждующих сторон измерялась несколькими десятками тыс. чел.). Тем самым военный потенциал участников войны сводился к возможности мобилизовать большую или меньшую денежную наличность для найма войска. Поэтому в Тридцатилетней войне, более сильные государства нередко скрывались за спиной второстепенных, которым они предоставляли субсидии на ведение войны. Наиболее существенные преобразования в области военного искусства были произведены в шведской армии (переход к линейной тактике и др.).

2 Периодизация Английской революции. Укажите главные события каждого периода

Английская революция XVII века (известная также как Английская гражданская война; англ. English Civil War; в советской историографии Английская буржуазная революция) - процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы.

1. Долгий парламент и его борьба с абсолютизмом - Первый период деятельности Долгого парламента - Ирландское восстание. «Великая ремонстрация»

Народные массы в борьбе против попыток контрреволюционного переворота

2. Первая гражданская война - Пресвитериане и индепенденты - Два этапа первой гражданской войны 3. Борьба народных масс за дальнейшее углубление революции. Раскол партии индепендентов. Левеллеры - Антинародная политика пресвитерианского парламента во время гражданской войны - Народные движения. Революционное движение в армии - Левеллеры - Переход революционной инициативы к народным низам - Конференция в Пэтни - Вторая гражданская война и казнь короля 4. Индепендентская республика и ее крушение - Республика 1649 г. и ее классовый облик

Окончательный разрыв иидепендентов с левеллерами. Разгром солдатских восстаний

Абсолютная монархия. Однако в отличии от континентальной Европы английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как "незавершенный". 3. Основы феодального права стран Западной Европы 3.1 Салическая правда Формирование государственности у франкских племён сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью запаси древнегерманских обычаев. Так появились " ...

И военной практике. В последние десятилетия среди исследователей приобретает популярность подход, в соответствии с которым позднеантичное общество было не упадком, а закономерным этапом развития античной цивилизации. Реформы Диоклетиана попытались приспособить прежние формы административной системы и внутренней политики к многократно возросшему в течение III века гражданскому коллективу. Но...

Всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства такой своеобразной формы социально-экономической и политической организации общества, как полис. Основными оставались изображения богов и героев – покровителей полиса и «идеальных» граждан, однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» – подобия – как основной эстетической...

История средних веков Европы охватывает период с V до середины XVII века внутри периода можно выделить такие этапы: а) раннее средневековье: V - XI века; б) развитое средневековье: XI - XV века; в) позднее средневековье: XVI - середина XVII века.

Термин «средние века» (от лат. medium aevum - отсюда название науки, изучающей средневековье, медиевистика) возник в Италии периода Возрождения в среде гуманистов, считавших, что это время было периодом культурного упадка, в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.

Средние века - это время феодализма, когда человечество значительно продвинулось вперед в развитии материальной и духовной культуры, расширился ареал цивилизации.

Для феодального общества характерно: 1) господство крупной земельной собственности; 2) сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей - крестьян, которые были лишь держателями земли, а не собственниками; 3) внеэкономическое принуждение в разных формах: от крепостничества до сословного неполноправия.

Феодальная собственность (от лат. - feodum) - наследственная земельная собственность, связанная с обязательным несением военной службы. В средневековом обществе возникает иерархия с большой ролью личных вассально-ленных связей.

Государство прошло разные этапы: для раннефеодального периода характерны крупные, но рыхлые империи; для развитого средневековья - мелкие образования, сословные монархии; для позднего средневековья - абсолютные монархии.

Феодальное право защищало монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьян, на судебную и политическую власть над ними.

Огромную роль в обществе играла религиозная идеология и церковь.

Таким образом, особенности феодального производства порождали специфические особенности социальной структуры, политической, правовой и идеологической систем.

Основными чертами средневековой культуры являются: 1) господство религии, богоцентрического мировоззрения; 2) отказ от античной культурной традиции; 3) отрицание гедонизма; 4) аскетизм; 5)

усиленное внимание к внутреннему миру человека, его духовности; в) консерватизм, приверженность к старине, склонность к стереотипам в материальной и духовной жизни; 7) элементы двоеверия (христианство и язычество) в народном сознании; 8) фетишизация произведений искусства; 9) внутренняя противоречивость культуры: конфликт между язычеством и христианством, противоположность ученой и народной культуры, отношения светской и духовной, церковной властей, двойственность ценностных ориентаций (духовность и телесность, добро и зло, боязнь греха и грех); 10) иерархичность культуры, в которой можно выделить культуру духовенства, рыцарскую культуру, городскую культуру, народную, в основном, сельскую культуру; 11) корпоративность: растворение личностного начала человека в социальной группе, например, сословии.

Средневековая европейская культура сложилась на развалинах Римской Империи. В раннем средневековье углубился упадок культуры, имевший место еще в позднем Риме. Варвары разрушили города, являвшиеся сосредоточением культурной жизни, дороги, ирригационные сооружения, памятники античного искусства, библиотеки, произошла аграризация общества с господством натурального хозяйства, товарно-денежные отношения были неразвиты.

Церковь установила на многие века монополию на образование и интеллектуальную деятельность.

Все области знания оказались подчинены церковно-феодальной идеологии. Обладая во времена политической децентрализации прочной организацией и сложившейся доктриной, церковь располагала и мощными средствами пропаганды.

Сутью церковного мировоззрения было признание земной жизни временной, «греховной»; материальная жизнь, природа человека противопоставлялись «вечному» существованию. Как идеал поведения, обеспечивающего загробное блаженство, церковь проповедовала смирение, аскетизм, строгое соблюдение церковных обрядов, подчинение господам, веру в чудо. Презирались разум, науки, философия, которым противопоставлялась вера, хотя из античного наследия были позаимствованы отдельные элементы философского и светского знания. Система образования: так называемые «семь свободных искусств античности», - делилась на низшую - «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и высшую - «квадривиум» (геометрия, арифметика, астрономия, музыка части). Использовались работы античных авторов: Аристотеля, Цицерона, Пифагора, Эвклида, но в ограниченных пределах. Выше всех наук ставился авторитет Священного писания. В целом, для системы знаний Средневековья были свойственны такие черты: 1) универсализм; 2) энциклопедизм; 3) аллегоризм; 4) экзегеза (греч. толкование) - умение толковать и давать религиозное объяснение Библии.

Вселенная (космос) рассматривалась как творение бога, обреченное на гибель. Господствовала геоцентрическая система с различными сферами, адом и местопребыванием бога. Каждый материальный объект рассматривался как символ сокровенного и идеального мира, а задача науки - раскрыть эти символы. Отсюда проистекал отказ от изучения подлинных связей вещей при помощи опыта. Символизм наложил отпечаток на всю средневековую культуру. Считалось, что слова объясняют природу вещей. Непосредственное реалистическое восприятие мира в искусстве и литературе часто облекалось в форму символов и аллегорий.

Феодально-церковной культуре противостояла народная культура. Она уходила корнями в дофеодальную древность и связана с варварским культурным наследием, языческими мифами, поверьями, легендами, праздниками. Эти традиции, сохранившиеся в крестьянской среде на протяжении всего средневековья, были пронизаны религиозными представлениями языческого толка, чуждыми мрачному аскетизму христианства, его недоверию к живой природе: в ней виделась не только грозная сила, но и источник жизненных благ и земных радостей. Народному мировосприятию был присущ наивный реализм. Формы народного творчества разнообразны: сказки, предания, песни. Народные сказания легли в основу эпоса (ирландский эпос о герое Кухулине, исландский эпос - «старшая Эдда», англосаксонский эпос - поэма «Беовульф»). Выразителями и носителями музыкального и поэтического творчества народа были мимы и гистрионы, а с XI века жонглеры - во Франции, хуглары - в Испании, шпильманы - в Германии, бродившие по всей Европе.

Искусство раннего средневековья утратило многие достижения античности: почти полностью исчезли скульптура и вообще изображение человека; забылись навыки обработки камня, в архитектуре, преобладало деревянное зодчество. Для искусства этого периода характерно: варваризация вкуса и мироощущения; культ физической силы; выставляемое напоказ богатство; вместе с тем, ему присуще живое, непосредственное чувство материала, особенно проявившееся в ювелирном и книжном деле, где господствовали сложный орнамент и «звериный» стиль. При примитивизме варварское искусство было динамичным, его главным изобразительным средством являлся цвет. Яркие предметы создавали ощущение материальности, соответствующее варварскому чувственному видению и восприятию мира, далекому от христианского церковного аскетизма.

В раннем средневековье VII - IX веках наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры при дворе Карла Великого (768 - 814) - так называемое «Каролингское возрождение», вызванное потребностями в грамотных людях для управления империей. Открывались школы при монастырях и для мирян, приглашались образованные люди из других стран, собирались античные рукописи, началось каменное строительство, но этот подъем культуры был непрочным и непродолжительным.

Развитое Средневековье отмечено значительным ростом городов и возникновением университетов.

Возникновение городов, как центров ремесла и торговли, означало новый этап в развитии средневековой культуры. Предпосылками роста городов были интенсивное развитие товарного производства и денежного обращения на базе частной собственности. Возникла потребность в грамотных людях; производство породило интерес к опытному знанию и его накоплению; для горожан характерно активное восприятие жизни, трезвый расчет, деловитость, что способствовало выработке рационалистического типа мышления; росли умственные запросы и интересы и, соответственно, тяга к светскому образованию. Монополия церкви на образование оказалась нарушена, хотя церковь и господствовала в идеологии. Городские школы успешно конкурировали с монастырскими.

Города росли в связи с притоком в них крестьян, бежавших от господ или отпущенных на оброк. По численности населения средневековые города были невелики; в XIV - XV века те из них, где проживало 20 тыс. человек, считались крупными. Население городов активно боролось за свою независимость от феодалов: города либо откупались, либо добывали независимость в вооруженной борьбе. Многие города стали коммунами, то есть они обладали правом вести самостоятельную внешнюю политику, иметь свое самоуправление, чеканить монету, все горожане были свободными от крепостной зависимости. По сути, они являлись городами-государствами, напоминавшими античный полис. Городское население, или «третье сословие», становилось духовным лидером и преимущественным носителем культуры.

С развитием городской культуры появляется светское образование, возникают университеты (от лат. universitаs - объединение, общность). В 1088 году на основе Болонской юридической школы открылся Болонский университет, в 1167 году в Англии начал работу Оксфордский университет, в 1209 году - Кембриджский университет, во Франции в 1160 году открывается Парижский университет. Всего к концу XV века в Европе насчитывалось 65 университетов (кроме Италии, Франции, Англии университеты появились в Испании, Германии, Чехии, Польше). Преподавание в университетах велось на латинском языке, ставшим европейским языком культуры. Общий язык и религия создавали определенное культурное единство в Европе, несмотря на феодальную раздробленность и политические конфликты. Основными факультетами (от лат. facultas - возможность) были младший, на котором изучали «семь свободных искусств античности», и старшие, где изучали богословие, право, медицину.

В своей рафинированной форме духовная культура получила выражение в философии. В ходе философских споров сложились основные направления средневековой схоластики (от лат. schola - школа). Возникло два основных направления: «номинализм» (от лат. nomina - имя), считавший, что объективно существуют лишь единичные вещи, доступные человеческим ощущениям, а общие понятия - «универсалии» реально не существуют, номинализм явился зародышем материализма; «реализм», считавший, что реально существуют только общие понятия - «универсалии», единичные вещи рассматривались лишь как порождение и несовершенное отражение этих понятий. Основным вопросом схоластики был вопрос об отношении знания к вере. Проблема соотношения веры и разума получила воплощение и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке. Религиозное мировоззрение, как стержень духовной культуры, и христианский Бог, как основа нравственного мира средневекового человека, определили подчиненную роль философии по отношению к религии.

Фома Аквинский (1225/26 - 1274) - самый крупный философ- схоласт утверждал, что философия и наука являются служанками теологии, поскольку вера превосходит разум в человеческом бытии. Он аргументировал это тем, что, во-первых, человеческий разум непрерывно ошибается, тогда, как вера опирается на абсолютную правдивость бога, и, во-вторых, вера дается каждому человеку, а обладание научным и философским знанием, требующее напряженной умственной деятельности, доступно далеко не каждому.

Выдающимся схоластом был Пьер Абеляр (1079 - 1142) - французский философ, теолог и поэт, яркий выразитель свободомыслия, выступавший против крайних форм, как номинализма, так и реализма. Его свободомыслие основывалось на приоритете разума по отношению к вере: «пониманию, чтобы верить». Он был признан еретиком с запретом преподавать и писать.

Наряду со схоластикой в средние века существовали иные направления философии и богословия, в частности, мистика. Мистики отвергали необходимость изучать Аристотеля и пользоваться логическими доказательствами веры. Они считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарения или «созерцания», молитв и бдений. Отрицая роль разума в познании мира и бога, мистики были более реакционны, чем схоласты. Но среди них были сильны демократические настроения: мистические секты критически относились к феодальному строю и проповедовали необходимость установления «царства божия на земле» без частной собственности, неравенства, эксплуатации. Среди мистиков можно выделить Бернарда Клервосского, Иогана Таулера, Фому Кемпийского.

В средневековой Европе хотя и медленно, но шло развитие науки и техники. Так, профессор Оксфорда Роджер Бэкон (1214 - 1294), исходивший из того, что опыт является основой знания, создал «Большой труд» - энциклопедию того времени. В средневековой науке развивалась алхимия, которая выражала связь ремесла, религии, мистики, магии, оккультизма. Алхимия предваряла собой возникновение опытного естествознания.

Значительное влияние на европейскую философию и науку оказала арабо-исламская цивилизация, в частности, труды Аль- Бируни (980 - 1048), Ибн-Сины (980 - 1037).

В средние века сделаны изобретения, повлиявшие на всю дальнейшую жизнь общества: изобретение пороха, бумаги, книгопечатания, очков, компаса. Особое значение имело книгопечатание, начатое в Европе Иоганном Гуттенбергом (1400 - 1468), способствовавшее развитию национальных литератур, унификации правописания и, соответственно, образованию, науке, культуре.

В XII - XIII века расцветает латино-язычная литература, в частности, поэзия вагантов (от лат. vagary - бродить). Развивается национальная литература, в частности, записывается эпос: французский - «Песнь о Роланде», испанский - «Песнь о Сиде», германский - «Песнь о Нибелунгах». Формируется рыцарская литература: светская лирическая поэзия трубадуров, прославляющая «куртуазную любовь» (от старофранцузского - придворный), рыцарские романы. Возникает интерес к личности человека, его чувствам. Развивается городская литература на национальных языках: например, на французском языке создан «Роман о Лисе», «Роман о розе»; предшественником Возрождения во Франции был Франсуа Вийон (1431 - 1461). Отцом английской литературы считается Джеффри Чосер (1340 - 1400), создавший сборник стихов на английском народном языке «Кентерберийские рассказы».

В средневековой Европе место искусства было противоречиво. Искусство рассматривалось как Библия для неграмотных. Главная задача искусства - укрепить религиозные чувства, раскрыть образы Священного писания, произведения, как правило, анонимны. От художника требуется не реализм, а раскрытие идей божественной святости. Переход из пространства внешнего мира во внутреннее пространство человеческого духа - вот главная цель искусства. Она выражена знаменитой фразой Августина: «не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Xристианская идеология отвергала идеалы, воодушевлявшие античных художников: радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса, - она разрушала античную гармонию тела и духа, человека и земного мира.

Важнейшим видом искусства становится зодчество, воплотившееся в двух стилях: романском и готическом. Романская архитектура отличается массивностью, приземистостью, ее задача - смирение человека, подавление его на фоне монументального величия мироздания, бога. С XII века возникает готический стиль, чертами которого является устремленность ввысь, стрельчатые арки, витражи. В. Гюго назвал готику «симфонией в камне». В отличие от суровых, монолитных, внушительных романских храмов, готические соборы украшены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 м. Античный храм считался местом жизни бога, религиозные церемонии проходили снаружи, а средневековый храм воспринимался как место общения религиозной общины и особое внимание уделялось внутреннему убранству.

В живописи главным жанром была иконопись. Живопись выступала как немая проповедь, «умозрение в красках». Иконы рассматривались как эмоциональная связь с богом, доступная неграмотным, они являются глубоко символичными. Изображения часто нарочито деформированы, условны, существует эффект, так называемой, обратной перспективы для большего воздействия на зрителя. Кроме икон, изобразительное искусство средневековья представлено также росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами.

Основу музыкальной культуры составляло литургическое пение, воспевающее Бога в напевах, а потом и гимнах, соединяющих стихотворный текст с песенной мелодией. Канонизированная музыка -

григорианский хорал - включала в себя также песнопения, предназначенные для всех служб церковного календаря. Другой пласт музыки связан с идеологией рыцарства (куртуазная лирика трубадуров) и творчеством профессиональных музыкантов-менестрелей.

В развитом Средневековье значительных успехов достигло прикладное искусство: изготовление ковров, бронзовое литье, эмаль, книжная миниатюра.

В целом, для средневекового искусства характерны: искреннее почитание Божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства внеэс- тетическим, религиозным идеалам, иерархичность, традиционализм, неразвитость личностного начала, - вместе с тем, средневековая культура выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Динамику культурного развития во многом определяет взаимодействие и соперничество официальной и народной культур. В целом же средневековая культура обладала целостностью; существовала авторитарная система ценностей; господствовал догматизм; ей была свойственна тяга к Всеединству («град Божий на земле») через имеющуюся раздробленность бытия; христианская универсальность человека противостояла национально-сословной ограниченности; наряду с отречением от мира имелось стремление к насильственному всемирному преобразованию мира. Человек начинал обращаться к самому себе, а не только к богу, но в полной мере этот величайший прогрессивный переворот в истории человечества произошел в эпоху Возрождения, подготовленное Средневековьем.

Особое место в средневековой Европе занимала Византия. На заре средневековья она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Но наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком, принадлежащий духу и букве Средневековья.

Причем, из всего средневекового европейского искусства именно византийское являлось в наибольшей степени ортодоксальнохристианским. В византийской художественной культуре слиты два начала: пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Значительное влияние на культуру Византии оказывал Восток. В свою очередь Византия существенно повлияла на культуру Южной и Восточной Европы, особенно России. 6.4.1.

Мировоззрению средневекового европейца и его культуре были присущи такие понятия, как символизм и иерархизм.
Средневековье создало символическое изобразительное искусство и символическую поэзию, определило богатый, с исключительно сложной и тонко разработанной символикой религиозный культ и философию, сводящуюся к постижению и раскрытию символического значения окружающей действительности. Символическими актами сопровождается оформление правовых отношении, и символическими знаками отмечено большинство объектов обихода человека. Символической была и иерархия общества. Иерархизмом проникнут весь социальный уклад Средневековья.
Согласно идеологическим установкам Средневековья, мир телесный обладает меньшей реальностью, нежели мир духовный. Он не существует сам по себе, он обладает лишь призрачным бытием. Он — только тень истины, но не сама истина. Спасение тела не есть истинное спасение. Кто болен духом и здоров телом, не обладает истинным здравием. Такое здоровье только кажущееся: на самом деле его нет. Вещи не просто могут служить символами, они и есть символы, и задача познающего субъекта сводится к раскрытию их истинного значения. Для того ведь твари и созданы Богом, чтобы быть символами и служить к научению людей.
Вот то чувственное основание, на котором вырастает символическое восприятие. У Бога нет ничего пустого, лишенного значения. Так возникает благородный и величественный образ мира, который представляется единой огромной символической системой, собором идей, богатейшим ритмическим и полифонным выражением всего, что можно помыслить.
Когда на Западе закончилась эпоха Темных веков, завершилось Раннее и Высокое Средневековье, тогда там состоялся расцвет наук и образования, стали изучаться фундаментальные научные труды, открылись университеты, возникли корпорации ученых людей. При всем этом образование никогда не играло в Средние века такой же роли, что в Античности. Для средневековых христиан кощунственно прозвучали бы слова о том, что путь образования ведет к свободе, как это полагали в Древней Греции. Они знали призыв Христа: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Но точно так же очевидно для них было и то, что Истина достигается не изучением христианской доктрины, а служением Богу и своим ближним. Бога, а в Нем и ближнего, нужно, прежде всего, полюбить, а все остальное приложится. Какбы ни почиталась в Средние века ученость, всегда помнили, что апостолов Христос избрал из простецов.
Тем не менее, именно Церковь сохранила античную систему образования (тривиум и квадривиум), несколько перекроив ее под свои нужды. Так, риторика (искусство красноречия), изучавшаяся в Античности для развития мышления, для выражения своей личности, для достижения высокого положения в обществе, в Средние века была источником правовых знаний и навыков в составлении деловых документов (писем, грамот, посланий и т.п.) и не должна была служить честолюбивым помыслам. А, например, грамматика, также входившая в число дисциплин тривиума, необходима была не только для чтения, толкования и комментирования Священного Писания или текстов признанных Церковью авторов, но также позволяла добраться до скрытого смысла слов, ключом к которому они являются.
Средневековая символика, пронизывавшая всю жизнь людей, начиналась на уровне слов. Слова были символами реальностей. Понимание есть знание и овладение вещами. В медицине поставленный диагноз означал уже исцеление, оно должно было наступить вследствие произнесения названия болезни. Когда епископ мог сказать о подозреваемом: «еретик», то главная цель была достигнута — враг назван, а значит, и разоблачен.
Природа также виделась огромным хранилищем символов. Минералы, растения и животные, символизируя собой образы и сюжеты Библии, выстраивались в своеобразную иерархию: одни, вследствие своего символического значения, имели преимущество перед другими. У камней и цветов символический смысл совмещался с их благотворными или пагубными свойствами. Существовала цветовая гомеопатия, которая, например, желтыми и красными цветами лечила, соответственно, желтуху и кровотечения. Животный мир чаще всего виделся сферой зла. Страус, откладывающий яйца в песок и забывающий их высиживать, - таков был образ грешника, не помнящего долга перед Богом.
Исключительно широко символика применялась в богослужении: от храмовой архитектуры до песнопений и от выбора строительных материалов до мельчайших орнаментов на утвари. Так, круглая и крестообразная форма храмов являлась образом совершенства. Кроме того, форма, базировавшаяся на квадрате, обозначала четыре основных направления, символизировавших Вселенную. Восьмиугольное же строение, согласно символике чисел, обозначало вечность. Таким образом, строение храма олицетворяло микрокосмос.
Понятие красоты сводится средневековым мышлением к понятиям совершенства, соразмерности, блеска. С восхищением всем тем, что блестит и сверкает, связано и украшение одежды, которое в XV в. все еще состоит преимущественно в уснащении ее несметным количеством драгоценных камней. Блеск даже стремятся выделить звоном, прибегая для этого к колокольцам или монетам.
В повседневной одежде широко использовались серый, черный и лиловый цвета. Желтый носили прежде всего военные, пажи и слуги. Желтый иногда означал враждебность. Так, знатный вельможа, облаченный вместе со всей своей свитой в желтое, мог прошествовать мимо своего обидчика, давая знать цветом, что затеяно сие против него.
В праздничной и парадной одежде над всеми прочими цветами господствовал красный, часто в сочетании с белым. Эти два цвета символизировали чистоту и милосердие. Цвета тоже представляли собой определенную иерархию, соответствующую их символическому значению.
Вообще, яркость и острота жизни, столь присущие средневековой культуре, были порождены, очевидно, чувством неуверенности. Неуверенности в материальной обеспеченности и неуверенности духовной. Эта лежащая в основе всего неуверенность в конечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением. Творимые дьяволом опасности погибели казались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой. Именно этим страхом и потребностью в самоуспокоении объясняются эмоции, поведение, ментальность людей Средневековья. И здесь главенствующую роль играли традиция, опыт прошлого и предшественников. В духовной жизни высшим авторитетом являлось Писание, в теологии особое значение придавали признанным авторитетам прошлого.
Все эти характерные особенности средневекового мышления и мироощущения — символизм, иерархизм, приверженность традициям и авторитетам, потребность в самоуспокоении и в забвении среди ярких красок, острых впечатлений, тяга к экзальтации и грезам (сны и видения также являются характерными явлениями средневековой культуры) — все это можно увидеть в жизни всех слоев средневекового общества снизу доверху, как бы сильно они, на первый взгляд, ни различались.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

Бицилли П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. — М.: Языки славянских культур, 2006.
Гусарова Т.П. Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время.- М.: Книжный Дом « Университет», 2010.
Зарецкий Ю.П. История субъективности. Средневековая Европа. - М.: Академический проект, 2009.

Дополнительная литература

Бойцов М.А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе.- М.: Российская политическая энциклопедия, 2009.
Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. — М.: Алетейя, 2001.
Иванов К.А. Жизнь средневекового города.- CD. Производитель: Новый диск, 2007. Вып.9.
Памятники средневековой латинской литературы. VIII-IX вв. / под. ред. М.Л. Гаспарова. — М.: Наука, 2006.
Хёйзинга Й. Осень Средневековья. — М.: Айрис-Пресс, 2004.

2. Дайте сравнительный анализ полисов Греции

3. Расположите события в правильной хронологической последовательности

А) Пелопонесская война

Б) реформы Солона в Афинах

В) правление Перикла

Г) правление Александра Македонского

Д) покорение Греции Римом

Запишите ответ

6. Расположите события в правильной хронологической последовательности

А) Пунические войны

Б) основание Рима

В) распад Римской империи

Г) правление Октавиана Августа

Д) правление Гай Юлия Цезаря

Е) разделение Римской империи на Западную и Восточную

Ж) распространение христианства в Римской империи

Запишите ответ

7. Прочитайте фрагмент из работы, посвященной истории Древнего Рима, и выполните задания.

«Октавиан достиг той же цели, что и Цезарь. Он казался менее даровитым, был невзрачен, застенчив, скрытен, у него не было военного таланта, как у Цезаря. Ему много помогло само положение дел.

Долгая война во всех областях кругом Средиземного моря утомила большинство людей: многие искали покоя и теснились к сильному человеку, надеясь на его охрану… Жители провинций привыкли подчиняться Риму; им было все равно, пришлёт ли им начальника римский сенат или военный правитель из Рима. Население самого Рима мирилось с тем властителем, который готов был больше всех дарить ему.

Но Октавиан добился власти также своим терпением и искусством. Он не принимал названия диктатора , которое напоминало торжество Суллы и Цезаря; он не хотел ни в титуле, ни в обстановке ничего такого, что было бы похоже на царя, чтобы не раздражать старых привычек и понятий римлян.

Между прочим он принял звание трибуна . В то же время Октавиан постоянно повторял, что его главная забота – восстановить в Риме старинный порядок. Октавиан назвался принцепсом, т.е. первым человеком в государстве. Это значило, что он как бы считается уполномоченным на свою власть от народа. Он решил не пугать население Италии военными силами: солдат увели и расставили по границам. Наконец, Октавин поделился со старыми господами, нобилями . В важных случаях принцепс советовался с сенатом, как раньше это делали консулы.

Было положено, что по-прежнему сенат будет распоряжаться старинными провинциями: сенат будет посылать туда наместников из своей среды. Области вновь присоединённые, пограничные остались за Октавианом… Войска были подчинены Октавиану, солдаты приносили присягу только ему. Старое название военного императора он присвоил себе одному; оно означало теперь власть верховного главнокомандующего. Императором звали его в провинциях. В свои области Октавиан посылал для управления своих офицеров и приказчиков.

Народ перестал созывать собрания. Однако новый правитель должен был также угождать столичному населению, как раньше это делали народные вожди или сенат. Он только принял один на свой счет все траты, какие прежде делались в пользу народа разными лицами. Принцепс взял на себя устройство развлечений, которых народ настойчиво требовал …

Когда установили новый порядок, Октавиан принял и новый титул Августа, т.е. священного. Этот титул обратился в его имя: правитель точно поднялся над всеми как высшее существо».

1) Выпишите выделенные слова и найдите им определения

_______________________________________________

______________________________

2) Когда Октавиан захватил власть в Риме?

__________________________________________________

3) Почему ему удалось укрепить свою власть после победы в гражданской войне?

4) Назовите общие черты между властью Октавиана Августа и монархией?

_______________________________________________________________________

5) Какие элементы республиканского строя были сохранены в период принципата и почему?

____________________________________________

Занятие 4. Европа в средние века (V−XV вв.)

При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 75−119.

1. Используя карту «Великое переселение народов» напишите названия германских племен, расселившихся на территории Западной Римской империи

2. Отметьте знаком «+» значения и сущность Средневековья

3. Выделите основные этапы в развитии цивилизации средневековой Европы

4. Расположите события в правильной хронологической последовательности

А) появление в Европе Священной Римской Империи

Б) возникновение парламента в Англии

В) коммунальные революции

Г) образование франкского королевства

Д) создание Генеральных штатов во Франции

Е) начало Столетней войны

Ж) война Алой и белой розы

З) Жакерия

Запишите ответ

6. Отметьте знаком «+» черты, характерные для феодальной системы Европы в X-XV вв.

1.формирование крупного землевладения
2. сельскохозяйственное производство основывалось на труде мелких производителей, наделенных землей, орудиями труда, скотом, домашним имуществом
3. Сокращение посевных площадей
4. Внутренняя колонизация
5. Сокращение населения из-за эпидемии чумы
6. Появление мануфактурного производства
7. Расширение внутреннего рынка
8. Упадок заморской торговли
9. экономическая и личная зависимость крестьян от феодала
10. натуральный характер экономики
11. наличие феодальной ренты: в виде отработок и натурального оброка или денег
12. рост ремесла и городов

7. Правильная последовательность формирования политической организации феодального общества

А) абсолютные монархии

Б) варварские государства

В) феодальная раздробленность

Г) сословно-представительные монархии

8. Заполните таблицу. Сословия средневекового общества.

9. Отметьте знаком «+» основные верные высказывания о городах

1. Города возникали на пересечении дорог, у переправ через реки, рядом с укрепленными местами
2. Средневековые города были крупнее, чем города эпохи Античности
3. Средневековые города первоначально подчинялись духовным и светским феодалам
4. Рост городов был связан с подъёмом аграрного, ремесленного производства, развитием торговли
5. Коммунальное движение привело к освобождению многих городов от власти сеньоров
6. Большинство средневековых городов подчинялись королю
7. Полноправными гражданами считались все жители города, независимо от имущественного состояния
8. Ремесленники одной специальности объединялись в цеха, а торговцы в гильдии

10. Соотнесите события и даты в становлении христианства в Европе

Запишите ответ

А Б В Г

Эпоха средних веков внесла необратимые изменения в историю развития человечества была преобразована система социального строя общества, сформированы новые нации и их культурное наследие, разделена светская и духовная культуры и мировоззрений. Что и как изучает история Средних веков?

Значение средних веков для общего развития человечества

Но общее развитие народов и наций в средние века происходило неравномерно. Историки выделяют, что наиболее развитыми и передовыми нациями были народы Западной Европы, а на Востоке процветал феодализм.

Территории Африки, Азии, Америки и Австралии до сих пор частично сохранили первобытнообщинный строй. Эпоха средних веков ознаменована тем, что именно в этот период было создано большинство существующих ныне государств особенно это касается земель Западной Европы.

Благодаря постоянному развитию государств Европы зародились предпосылки современной демократии, были созданы ее основные атрибуты: представительные учреждения, как парламент в Британском королевстве, и суды присяжных.

Ключевое значение истории средних веков заключено и в развитии законодательных процессов. Законодательство развитых стран этой эпохи было основано на римском праве, которые было кодифицировано в Византии (преимущественно кодекс Юстиниана). Основы римского права положены и в современную систему законодательства.

Преобразование культуры и искусства

Со временем стали возрождаться античные города и создаваться новые не менее красивые и функциональные - города, благодаря этому культура и хозяйство существенно развивались и преобразовывались.

Культура раннего Средневековья и духовное развитие становятся общедоступными и массовыми, это обусловлено открытием университетов, библиотек, школ различного профилей, созданию печатного станка, благодаря которому начались массово издаваться газеты и журналы.

Изобретения и открытия - промышленность и наука

Именно в период средневековья были созданы для человечества фарфоровая посуда, зеркала, мыло, механические часы, очки и множество других полезных вещей, без которых современный был бы не настолько развитым и совершенным. Для производства и промышленности было сделано также множество удобных приспособлений: доменные печи, водяной двигатель, ткацкий станок. Было развитие и в военном деле появилось огнестрельное оружие, использование которого изменило ход многих военных действий.

Стоит выделить и значение эпохи средних веков для развития художественной культуры и даже в образе мышления человека. Люди узнали о шарообразности Земли, были сделаны фундаментальные выводы о космосе, труды многих средневековых ученых положили начало современной астрономии и космологии.

Новая архитектура, формирование языков

Средневековый человек уже совершенно по-другому смотрел на мироздание, его представления существенно отличались от представлений людей более ранней эпохи. Многие выдающиеся, поражающие своей уникальностью и великолепием произведения искусства были созданы именно в средневековье. Это касается литературы, архитектуры, живописи и скульптуры.

Средние века подарили нам неописуемо величественный Собор Парижской Богоматери, лондонский Тауэр и множество других прекрасных соборов, замков, храмов и дворцов, которые до сих пор считаются истинными шедеврами человеческого мастерства и искусства. Именно в эпоху средних веков сформировались основные языки современности английский, французский, итальянский, немецкий и другие.

error: