Экономическая сфера жизни общества. Каковы основные сферы жизни общества? Что включает в себя экономическая сфера

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ « ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА».

ВАРИАНТ 2.

Задания части А.

1. Российское правительство оказало материальную помощь лицам, пострадавшим в результате сильного наводнения. Какую сферу экономической деятельности иллюст-рирует данный факт?

А) распределения б) потребления в) обмена г) производства.

2. Экономические системы различаются:

А) объемом инвестиций в экономику б) способами распределения ограниченных ресурсов в) количеством денежной массы в обращении г) уровнем квалификации работников.

3. Сводный план сбора доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

А) финансовым планом б) бухгалтерским отчетом в) государственным бюджетом

г) экономическим расчетом.

4. Верны ли суждения:

А. Размеры полученной производителем прибыли являются одним из факторов роста предложения.

Б. Увеличение цены обычно приводит к увеличению предложения.

5. Прямые налоги характеризуются тем, что они:

А) взимаются только с предприятий- монополистов б) не взимаются с граждан в) используются только для сокращения гос. долга г) являются обязательным сбором в пользу государства.

6. Государство в рыночной экономике:

А) обеспечивает правовую защиту частной собственности б) устанавливает цены на товары первой необходимости в) централизованно распределяет ресурсы г) определяет размеры ставок и окладов рабочих на предприятиях.

7. К типам предприятий, выделенных в зависимости от формы собственности, относится:

А) производственное объединение б) акционерное общество в) естественная монополия г) филиал фабрики.

8. К рынку экономических ресурсов относится:

А) рынок труда б) товарный рынок в) фондовый рынок г) валютный рынок.

9. К расходам государственного бюджета относится:

А) прибыль гос. предприятий б) % по гос. облигациям в) взносы на социальное обеспечение г) акцизы.

10. Верны ли суждения:

А. Основной целью деятельности Банка России (Центробанка) является получение прибыли.

Б. Важнейшая задача Центробанка состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.

11. Экономический показатель, выражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за год:

А) ВВП б) ВНП в) личный доход г) национальный доход.

12. Рост спроса на услуги менеджеров отражает ситуацию на рынке:

А) капиталов б) труда в) фондовом г) товаров и услуг.

13. Верны ли суждения:

А. В процессе приватизации гос. собственность переходит в частную собственность.

Б. Акционерное общество является формой коллективной собственности.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.

14. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов- это:

А) акция б) кредит в) сертификат г) вексель.

15. Что не характерно для периода подъема в экономическом цикле:

А) сокращение инвестиций б) снижение безработицы в) рост заработной платы

г) увеличение объемов кредитов.

Задания части В.

1.Заполните пропущенное в схеме:

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Традиционная Командная Рыночная ______________.

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В начале 90-х гг в России было лишь около 10 гос. банков, которые обслуживали все расчеты на территории страны.(2) По официальным данным Центробанка, на май 1996г. в России зарегистрировано 2568 банков, в том числе 1556- паевых и 1012- акционерных. (3) Несмотря на бурный рост числа коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы еще далеко. (4) Специалисты считают, что российская банковская система на целые десятилетия отстает от западной по техническому уровню.

Определите, какие положения носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений. Ответ запишите в виде последовательности букв.

3. Установите соответствие между факторами производства и примерами. Ответ запишите в виде последовательности букв.

ПРИМЕРЫ: 1. токарный станок 2. каменный уголь 3. наладчик оборудования 4. офис фирмы 5. менеджер.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА: А) земля Б) труд В) капитал.

Задания части С.

1. Перечислите три признаки командной экономической системы.

2. На трех примерах покажите источники доходов семьи.

3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Должно ли государство регулировать экономику?

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно- исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала является следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования. А. Фелдстайн

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии.. Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения. Р. Альфонсин.

3-3. Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет гос. регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществознания, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.

Совокупность устоявшихся отношений в социуме называют сферой жизни общества. Существует четыре основных сферы: экономическая, социальная, духовная и политическая. В данной статье мы познакомимся с экономической сферой общества, разберёмся со значением понятия собственности и особенностями межличностных отношений.

Экономическая сфера жизни общества

Совокупность связей между людьми, при которых создаются или перемещаются материальные блага, называют экономической сферой жизни общества. К ней относится изготовление, обмен, распределение различных товаров и услуг. Для этого необходимы производительные силы – инструменты, станки, а также рабочая сила (люди). Во время изготовления товара между людьми складываются производственные отношения.

Производственные силы и отношения в совокупности представляют экономическую сферу.

Понятие «экономика» возникло в Древней Греции. Слово состоит из двух основ: «эйкос» – хозяйство и «номос» – закон, и обозначает - «хозяйствование по закону» или «мастерство ведения хозяйства».

Человек является основной производительной силой и источником экономической инициативы. Существуют два типа человеческих усилий:

  • труд - исполнители;
  • предпринимательство - организаторы.

В современном обществе важную роль в производительности труда имеет наука. С её помощью можно создать новые или облегчить привычные орудия труда.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Понятие собственности

Межличностные связи, касающиеся владения, распоряжения, перемещения, пользования материальными благами, называют отношениями собственности. Изначально такие взаимоотношения регулировались традицией и обычаями, но в современном обществе они устанавливаются на основе правовых норм.

Особенность отношений собственности состоит в том, что они предполагают наличие других социальных связей. Так владелец, распорядитель и пользователь - это не один и тот же человек, а абсолютно разные личности.

Чаще всего собственность является основой ряда обязанностей, которые фиксируются в правовых отношениях. Существуют такие формы собственности: личная, частная, коллективная и государственная.

Проблемы экономической сферы общества

Экономическая жизнь общества и его развитие тесно связаны между собой. А именно:

  • Общество постоянно производит материальные блага;

Показателем благосостояния является уровень жизни каждого члена общества. Он включает в себя состояние здоровья человека, условия окружающей среды, доступность культуры, прожиточный минимум и другие показатели. Низкая производительность труда может быть связана с использованием устаревших технологий, неквалифицированных кадров. А чем больше хотим потреблять благ, тем больше нужно их производить.

  • Производство и разделение труда влияют на развитие социальной структуры;

Качественным показателем развития экономики является плотность и численность населения, его состояние здоровья и продолжительность жизни. Проблема экономической сферы общества лежит в неравенстве доходов. В развитых странах доходы обеспеченных слоёв населения перераспределяются в пользу бедных путём социального обеспечения (пенсия, пособия).

В каждой стране свой уровень бедности. Так для развивающихся стран он составляет 1 доллар на человека в день; для СНГ и Восточной Европы - 4 доллара; для развитых государств - 14,4 доллара.

  • Влияние экономических отношений на политику государства;

Большинство развитых стран выбрали рыночные преобразования в экономике. Важной задачей государства при этом остаётся поддержание конкуренции и борьба с монополизмом, а также разработка стратегии экономического развития страны.3.9 . Всего получено оценок: 67.

Изучение экономических вопросов в курсах обществознания и экономики на базовом уровне в старшей школе направ­лено на достижение следующих целей:

Освоение основных знаний об экономической деятель­ности людей, фирм и государства, об экономике России;

Ознакомление с функционированием рынка труда, сфе­рой малого предпринимательства и индивидуальной трудо­вой деятельности, ориентация в выборе профессии и траекто­рии дальнейшего образования;

Развитие у учащихся умений подходить к событиям об­щественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономи­ке, государственной экономической политике и вырабаты­вать собственное аргументированное мнение 1 .

Изучение экономической теории помогает адаптировать­ся к современным условиям жизни и трудовой деятельности. Какие преимущества у экономически грамотного человека по сравнению с теми, кто не имел возможности получить эконо­мические знания? Освоив «правила игры», действующие в рыночной системе, такой человек сможет наиболее полно реализовать свои таланты и способности в любой выбрайной сфере деятельности. Знающий основы экономической теории способен не только вырабатывать новые идеи, но и оценивать возможные варианты, принимать эффективные решения в условиях ограниченности ресурсов.


Требования к уровню подготовки выпускников включают следующие позиции:

Знать/понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные ви­ды налогов, организационно-правовые формы предпри­нимательства, виды ценных бумаг, факторы экономи­ческого роста;

Уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобаль­ных экономических проблем;

Описывать действие рыночного механизма, основные фор­мы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, роль профсоюзов, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

Объяснять взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, пробле­мы международной торговли;

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для: полу­чения и оценки экономической информации, составле­ния семейного бюджета, оценки собственных экономи­ческих действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина 1 .

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы и собственность. Измерители экономической деятельности

Ученики должны уметь:

Давать определение понятий: потребности, блага, фак­торы производства;

Характеризовать сущность проблемы ограниченности ресурсов;

Характеризовать главные вопросы экономики;

Описывать признаки типов экономических систем: тра­диционной, командной, рыночной;

См. образовательный стандарт среднего (полного) общего образо­вания по экономике 2004 года (базовый уровень).


Давать определение валового внутреннего продукта;

Давать определение экономического роста;

Показывать различия между экстенсивным и интенсив­ным экономическим ростом.

Ключевые положения

1) Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть сво­бодными и ограниченными. Ограниченные блага - это эко­номические, платные блага.

2) Для производства экономических благ требуются ре­сурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Доходы собственников факторов производства: заработная плата, рента, процент, прибыль.

3) Главная проблема экономики: потребности безгранич­ны, а доступные ресурсы ограничены.

4) Три главных вопроса экономики - «Что произво­дить?», <■ Как производить?», «Для кого производить?» -ак­туальны в любом обществе.

5) В зависимости от того, как общество отвечает на глав­ные вопросы, формируется определенный тип экономиче­ской системы: традиционная, командная или рыночная.

6) Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмеша­тельство государства и формирование смешанной системы.

7) Основным показателем уровня развития экономики яв­ляется валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП измеряет рыночную стоимость товаров и услуг, учитывает конечную продукцию, произведенную внутри страны.

8) Уровень благосостояния граждан определяется величи­ной ВВП на душу населения.

9) Экономика страны развивается неравномерно: после
ускорения роста наступает спад деловой активности.

10) Возможны внешние причины циклов: мировые от­
крытия, войны, соглашения о торговле, - и внутренние при­
чины: деятельность правительства, изменение объемов инве­
стиций и потребления.

Экономический рост - это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютном значении, так и в расчете на душу населения. Рост может быть результатом увеличения количества и/или качества ресурсов (экстенсивные или ин­тенсивные факторы). Научно-технический прогресс обеспе­чивает интенсивный экономический рост.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1. Есть несколько значений понятия «экономика». Какая позиция
иллюстрирует экономику как науку?

1) изучение функционирования рынка труда

2) оказание населению образовательных услуг

3) развитие сетей мобильной связи

4) производство большой партии новых автомобилей

2. Экономическая теория - это

1) наука о ведении домашнего хозяйства

2) наука об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей

3) умение сохранять и увеличивать капитал

4) знания о последствиях научно-технического прогресса

3. Экономика как область знаний непосредственно изучает

1) способы регулирования социальных конфликтов

2) способы эффективного использования ограниченных ресурсов

3) социальные последствия научно-технической рево­люции

4) способы оптимального управления обществом

4. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - это наука о том, как наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы для удовлетворе­ния неограниченных потребностей.

Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей пу­тем создания необходимых благ, условий и средств су­ществования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения об экономике как науке?

А. Экономика относится к общественным наукам.

Б. Методы исследования экономики предполагают ее тес­ную связь с математикой.


ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Что из перечисленного относится к природным ресурсам?

1) сырье, не включенное в производство

2) действующие на производстве машины

3) квалифицированная рабочая сила

4) топливо, находящееся в вагонах на подъездных путях

7. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного,
характеризуют понятие «измерители экономического роста».

Валовой внутренний продукт, национальный доход, ВВП в расчете на душу населения, количество налогов, индекс инфляции.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

8. Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воз­действия экономики на социальную сферу (в каждом случае запи­шите сначала проявление, а затем - соответствующий пример).

9. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в го­сударственную собственность составляет суть

1) национализации

2) инфляции

3) приватизации

4) разгосударствления

10. Переход предприятий из рук государства в частную собствен­
ность составляет суть

1) национализации

2) инфляции

3) приватизации

4) деноминации

11. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпора­
тивную форму собственности?

1) облигация

2) страховой полис

4) ассигнация


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

12. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруд­
нику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует пра­
во собственника

1) распоряжаться имуществом

2) пользоваться имуществом

3) владеть имуществом

4) наследовать имущество

13. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три
первых позиции должны представлять формы частной собст­
венности, три последующие - государственной. Цифры в каж­
дой тройке запишите в порядке возрастания.

1) Семейная ферма

2) Вооруженные Силы страны

3) Сельскохозяйственный кооператив

4) Приватизированная гражданином квартира

5) Имущество дипломатических представительств стра­ны за рубежом

6) Национальный парк

14. Необходимым признаком рыночной экономики является

1) свободное ценообразование

2) использование ресурсосберегающих технологий

3) высокое качество продукции

4) внешнеэкономическая деятельность государства

15. Для рыночной экономики характерно(-а)

1) преобладание государственных предприятий

2) самостоятельность предприятий в вопросах производства

3) государственное ценообразование

4) преобладание энергоемких технологий в промышлен­ности

16. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней

1) вопрос о том, что и как выпускать, производители ре­
шают самостоятельно

2) работникам на предприятии выплачивается повышен-
- ная заработная плата

3) принимаются государственные планы, обязательные для производителей

4) существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства


ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

17. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Конкуренция в условиях рыночной экономики несо­вместима с монополией.

Б. Задача государства в условиях рыночной экономики - правовым путем ликвидировать конкурентную борьбу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. К объективным условиям функционирования рыночной эконо­
мики можно отнести

1) экономическую самостоятельность предпринимателей

2) общественную собственность на факторы производства

3) преобладание универсального труда.

4) прямые связи между производством и потреблением

19. Основу традиционной экономической системы составляет

1) свободное распределение ресурсов /

2) директивное ценообразование

3) распределение ресурсов государством

4) использование ресурсов в соответствии с обычаями

20. Рынок обязательно предполагает

1) конкуренцию независимых производителей

2) государственную регламентацию производственной деятельности

3) наличие значительного сектора государственной собст­венности

4) полное отсутствие государственного вмешательства в экономику

Что относится к характеристикам рыночной экономики?

1) частная собственность на средства производства

2) уравнительное распределение производимых про­дуктов

3) государственное регулирование ценообразования

4) централизованное планирование производства


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

22. В стране А гарантировано существование предприятий различ­
ных форм собственности. Успех этих предприятий 1¥атчаямую за­
висит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К каЪ
типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А?

1) плановая

2) командная

3) рыночная

4) традиционная

23. Запишите слово, пропущенное в схеме.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) многообразие форм
собственности

Б) контроль за производством со стороны государства

B) контроль за распределением
со стороны государства

Г) централизованное ценообразование Д) экономическая самостоятельность товаропроизводителей

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробе­лов и других символов).

А Б В Г Д

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

26. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«В современной экономике действуют три главных ^______ (1):

производители экономического продукта, его потребители и______

___ (2). Между ними происходит весьма интенсивный__________ (3)

товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Госу­
дарство обеспечивает определенную упорядоченность экономиче­
ских процессов, их правовое_____ (4), защиту прав и интересов от­
дельных участников экономических отношений. В то же время госу­
дарство выступает как весьма крупный________ (5) товаров, услуг,

информации. В то же время государство является________ (6), оно

приобретает у производителей военную технику для армии, про­дукты питания для государственных запасов, компьютерную техни­ку для государственных органов и учреждений».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) производитель Б) обмен

Г) государство

Д) предложение

Е) субъект

Ж) регулирование

И) потребитель

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному ва­ми слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25

Человечеству и каждому отдельному человеку необходимы определённые условия существования, без которых невозможна жизнь. В 5 классе вы узнали, что всё, что нужно людям для жизни, то, в чём они нуждаются, называется потребностями.

Самые первостепенные из них - потребности в пище, одежде, жилище, т.е. в материальных благах.

Материальное благо - всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу. Например, одежда, которую мы носим, или вода, которую мы пьём.

Количество потребностей постоянно растёт, они становятся разнообразнее. Человек в XXI веке стремится удовлетворить потребности в получении образования, в медицинском обслуживании, в общении с другими людьми, в различных формах досуга и отдыха и др. Кроме того, он нуждается в услугах продавцов, парикмахеров, мастеров по пошиву одежды, ремонту техники и др. Все эти потребности удовлетворяет экономика.

Слово «экономика» появилось в Древней Греции. У древних греков оно обозначало «искусство вести домашнее хозяйство».

В наше время под экономикой понимают хозяйство в широком смысле этого слова. Экономика - это и домашнее хозяйство, и хозяйство предприятия (фирмы), и хозяйство города, и хозяйство целого государства, и мировое хозяйство. Итак, понятие «экономика» имеет несколько значений.

Экономика - сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;

система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.

Главная цель экономической деятельности - удовлетворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению.

Экономика требует от людей рационального (разумного) поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной организации хозяйственной деятельности.

Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Между собой эти четыре сферы связаны экономической деятельностью. К ней относятся множество действий - усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание стоматологических услуг, перевозка грузов и товаров, финансовая или посредническая деятельность и т.д.

Таким образом, у экономической (хозяйственной) деятельности есть важная отличительная черта - это совокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо оказание услуг с целью получения прибыли.

Виды экономической деятельности

Производство товаров и услуг - основа любой экономики.

Производство - процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи.

Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг.

В производство товаров входит большое число подвидов экономической деятельности. Например, обрабатывающие производства включают свыше двух десятков подвидов - от производства продуктов питания до производства мебели, машин и оборудования. И в каждом подвиде производства работают тысячи и сотни тысяч предприятий, фабрик, заводов, фирм и организаций.

В современном обществе значительное место занимает сфера услуг. В развитых экономических странах в ней занято больше людей, чем в сфере производства.

Дополнительное чтение

Подростки тоже могут участвовать в экономической деятельности. Те, кому исполнилось 14 лет, имеют право устраиваться на работу, заниматься предпринимательской деятельностью. Но только с письменного согласия родителей или тех, кто их заменяет.

Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия взрослых.

Производство - это только начало экономических отношений. Необходимо, чтобы товар дошёл до потребителя. Происходит это благодаря распределению и обмену.

Распределение, обмен и потребление

Отношения распределения - это те отношения, в которые люди вступают в процессе уплаты налогов, получения пенсий, социальных льгот и субсидий, выплаты заработной платы и т.д.

Например, распределение происходит следующим образом. Государство собирает с граждан, предприятий и учреждений налоги, которые поступают в государственный бюджет, а также в специальные организации - фонды. Есть, например, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования. Деньги из Пенсионного фонда выплачиваются пенсионерам в виде пенсий (кстати, в России сейчас 40 млн пенсионеров из 142,9 млн жителей). Деньги из Фонда медицинского страхования поступают в больницы и поликлиники. Из этих денег врачи, медицинские сёстры, другой персонал получают заработную плату; оплачивается пользование электричеством, водой и т.д.; покупаются лекарства, специальное медицинское оборудование.

К отношениям обмена относятся внутренняя и международная торговля. Предметом торговли являются в том числе изобретения, информация, услуги. В процессе обмена заключаются сделки, договоры, контракты. Нанимаясь на работу, человек заключает с предприятием договор: свой труд он обменивает на соответствующее вознаграждение (заработная плата).

В сфере обмена господствует рынок.

Обмен - купля-продажа товаров и услуг.

Рынок - общественный механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги.

Рынком движут два механизма - спрос и предложение. Предложение - желание и способность продавцов поставлять на рынок блага для продажи.

Спрос - способность и желание потребителей купить блага.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся (рыночным) ценам. Рынки бывают разные: небольшой овощной базар, крупный магазин одежды или электроники, рынок ценных бумаг - акций и т.д.

Таким образом, рынок непосредственно связывает производителя с потребителем.

Наконец, в процессе обмена товар (компьютер, трактор, джинсы, пшеница, нефть или газ и т.д.) доходит до потребителя.

Потребление - использование материальных благ, созданных в процессе производства для удовлетворения потребностей населения.

Таким образом, производство - начало цепочки, а потребление - её конец. Человек потребляет не только пищу или одежду (изнашивая её), но и знания. Сегодня они играют такую важную роль, что современную экономику стали называть экономикой знаний.

Двигателем экономики выступают деньги - всеобщее средство обмена. То есть деньги - это такой товар, на который можно обменять любой другой товар.

Продажа товара - это обмен его на деньги, а покупка - обмен денег на товар. Количество денег определяет желания, потребности, интересы человека и многое другое.

Интересные факты

Первоначально роль денег у разных народов выполняли различные товары, например: меха, зерно, скот, позднее - металлы: серебро, золото, медь и др. Со временем начали выпускать бумажные деньги. В XX веке роль денег стали выполнять не только купюры или монеты, но и чеки, банковские карты.

Подведем итоги

В экономической сфере общества происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.

Основные термины и понятия

Экономика, экономическая деятельность, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятий: «экономика», «экономическая деятельность», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «рынок».
  2. В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям.
  3. Почему производство считается основой экономики?
  4. Назовите основные виды экономической деятельности. Какова роль сферы услуг в современной экономике? 5*. Как вы думаете, люди вступают в экономические отношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Объясните свой ответ.
error: