Типы интровертов. Описание социотипа "есенин" Интуитивно этический интроверт есенин описание

» (Есенин, INFP)

Описание по функциям

1. Т — интуиция времени

В своем поведении руководствуется интуитивными предчувствиями. Благодаря этому качеству способен выжить в самой трудной обстановке, так как быстро различает искусственность, фальшь, лицемерие, деградацию. Свободно распоряжается как своим, так и чужим временем. Всегда поступает так, как будто у него есть запас времени. Многое откладывает на завтра. Большой мечтатель и лирическая натура. Картины, которые ему рисует воображение, светлые и яркие, гораздо привлекательнее, чем будничная жизнь. Верит в хорошее будущее. Успокаивает людей, вселяя в них надежду фразами о скорых переменах к лучшему. Не сосредоточивает свое внимание на ошибках прошлого.

2. Е — этика эмоций

Хорошо разбирается в закономерностях эмоциональной жизни людей. Умеет в нужный момент, когда человек находится в хорошем расположении духа, обратиться с просьбой, так что ему трудно отказать. Тонко реагирует на смешное в жизни. Любит юмор. Шутит, дурачится, тормошит близких людей, вызывая у них положительные эмоции разными способами. Миролюбив. Не переносит ссор между близкими людьми. Легко идет на примирение, с готовностью принося себя в жертву ради погашения конфликта. Внутренне тревожен. Много переживает, но прячет волнение и плохое настроение за мягкой улыбкой.

3. S — сенсорика ощущений

Много усилий уделяет внешнему виду. Умеет элегантно, со вкусом одеться. Грациозен, радует глаз эстетическими движениями. Никому не навязывается. Прикладывает усилия к тому, чтобы максимально вписаться в привычки и вкусы людей. Очень уживчив. Людям жалуется на здоровье, плохую заботу о себе, безразличие. Однако в экстремальных ситуациях собирается и подавляет боль. Приобретает уверенность и силу в обстановке комфорта и привычном кругу знакомых. В этом случае позволяет себе и покомандовать.

4. Р — деловая логика

Не умеет экономить деньги, вести строгий учет финансов. Тратится на красивые, с его точки зрения, но не всегда полезные вещи. Если попадает в финансовые затруднения, знает, к кому обратиться за помощью. В таких случаях найдет, что продать последнее. Долговременные отношения у него нередко сочетаются с прагматическим расчетом. Браки по расчету у него оказываются прочнее, чем союз по любви. Плохо складываются отношения с теми, кто заставляет его трудиться, работать в не свойственном ему ритме. Надеется на снисхождение, поблажки, перекуры во время тяжелой работы.

5. F — силовая сенсорика

Уживается с людьми сильными и решительными, уверенными в себе. Однако не допустит, чтобы дело дошло до деспотизма. Открыто заявит о примитивности тупой силы. Хорошо чувствует, какую силу приложить, чтобы добиться своего. Однако сам решается на силовые методы лишь тогда, когда чувствует физическую угрозу себе или своим близким. Если пребывает в дискомфортных состояниях постоянно, то начинает вести себя подчеркнуто грубо и вызывающе. Делает это с целью скрыть свой мягкий, виктимный характер. Без твердого руководства расслаблен и несобран до безалаберности. Его легко сбить с правильного пути, соблазнить чем-либо, обещающим приятные ощущения. Легко вырабатываются вредные привычки, избавить от которых его можно только силой.

6. L — структурная логика

Когда нет четкости и однозначности в понимании ситуации, У него портится настроение, наступает растерянность. Хаос, неорганизованность, отсутствие опоры повергают его в уныние. Действует с энтузиазмом, когда опирается на продуманный, логически выверенный план с четкой конечной целью. Очень нуждается в схемах и технологиях. В экстремальных ситуациях становится хладнокровным. Мысль работает четче, легче принимаются обоснованные решения. Ему сильно портит настроение зарегламентированность и мелочный контроль. Постоянная твердая дисциплина не для него.

7. I — интуиция возможностей

Жизненные ценности и идеалы — одна из его уязвимых точек. Очень переживает, если время проходит, а компромиссы и уступки затягиваются, не находят разрешения. Не терпит притеснений, нивелирования способностей, как своих собственных, так и окружающих его людей. Живет по принципу невмешательства во внутренний мир личности. Хотя мог бы дать ценный совет по раскрытию способностей, если к нему обратиться. К собственным способностям относится весьма критически, часто занижает их. Боится остаться бездарным, невостребованным. Нуждается в комплиментах и поощрении. Хорошо отбирает из имеющихся идей наиболее перспективную. Всегда ищет себе такое занятие, которое соответствовало бы его идеалу служения людям.

8. R- этика отношений

Свое отношение подкрепляет делом. Для тех, кого любит, может сделать многое. Предприимчив, если чувствует, что завоевывает симпатии окружающих. Стабильно выполняет текущие обязанности лишь в коллективе с установившейся системой межличностных отношений. Предупреждает, что личная вражда и разногласия приведут к краху дела. Все делает для того, чтобы деловые отношения сопровождались и благоприятными неформальными связями. Вносит в рабочий коллектив гармонизирующее начало. Уговаривая людей, управляет отношениями таким образом, чтобы дело повернулось в выгодную для него сторону. Удачно пользуется знакомствами и личным обаянием.

Внешние признаки
Самая характерная особенность, позволяющая с уверенностью предположить, что человек относится к данному социотипу, — элегантный внешний вид. ИЭИ очень тонко чувствует гармонию. Чувство композиции позволяет ему одеваться порой весьма изысканно. Прекрасно подбирает предметы туалета. Иногда выглядит как настоящий франт. Это касается как женщин, так и мужчин. Вторая особенность касается походки и фигуры. Фигуры у ИЭИ встречаются как худые, так и полные, причем чем более развит интуитивный компонент, тем сильнее выражена склонность к полноте. Но не зависимо от фигуры очень хорошо владеет своим телом, походка часто бывает грациозная, порой даже вычурная, с вышагиванием. Более эмоциональный вариант ИЭИ легко узнаваем по оживленной жестикуляции. Для него характерен жест рукой от себя в сторону с разворачиванием ладони. Глаза — смеющиеся, узкие. У более интуитивного варианта — широкие, любопытные. Во время разговора иногда имеет склонность заглядывать в глаза собеседнику, а также брать его за руку.

Манера общения
В общении самый главный признак, надежно, свидетельствующий о принадлежности человека к данному социотипу, — тревожная, несколько застенчивая улыбка, которая появляется у него во время волнения или когда о нем заходит разговор в его присутствии. Интересуясь всем необычным, оригинальным, имеет склонность к милой болтовне о разного рода интересных пустяках. Его внимание порой бывает трудно сосредоточить на главном. Сбивает общую линию беседы, неожиданно задавая вопросы не по теме.

Любит интересные или просто смешные истории. Вспоминает смешные эпизоды из своей жизни. В разговоре порой ломается и кокетничает, оттягивая окончательный ответ, хотя для себя уже все решил. Склонен давать пустые обещания. Всегда находит элементарные оправдания своей необязательности типа: «хотел, но не смог», «так сложились обстоятельства» и т.п. Любит говорить о своей непрактичности. Но при этом умеет неплохо провернуть коммерческие дела. Гибок и изворотлив, это помогает ему долго удерживаться на своем посту. Неплохо руководит за счет того, что умеет подбирать себе надежных заместителей. Расстроившихся, растерянных людей успокаивает, говоря о том, что еще не все потеряно, что все еще впереди и т.п.

Особенности поведения
Наблюдая ИЭИ в течении некоторого времени, легко заметить такую его особенность, как контраст между поведением на людях, в незнакомой компании и среди своих близких, в том числе дома. На людях ИЭИ ведет себя всегда мягко, воспитанно, не позволяя себе никакой грубости или даже неучтивости. Но в своем кругу, среди близких людей может себя вести порой даже развязно. Любит подурачиться, создавать необычные ситуации. Тормошит людей, чтобы вызвать у них положительные эмоции.

Дома бывает очень капризен, упрямо добивается своего, устраивая рыдания, слезы, даже скандалы. Эти эмоциональные всплески быстро проходят, не задевая его глубоко. Эмоции очень гибкие, включаются и выключаются сознательно. В обращении с деньгами расточителен, не может себе отказать в чем-либо, поэтому влезает в долги, если собственных средств не хватает. Любит красивую, «салонную» жизнь, поэтому выдвигает большие запросы. Склонен к бракам по расчету. Жалуется на плохую жизнь, страдания. Любит, чтобы его лечили, ухаживали за ним, выслушивали жалобы о плохом самочувствии и т.п. Накапливает их в себе, чтобы потом при подходящем случае высказать все сразу.

Будущее Вы представляете себе оптимистически. Вы — мечтательная, романтическая натура. Вам по душе красота в искусстве и в жизни. Ваша творческая натура не выносит серости и стандарта. В любое дело Вы вносите элементы изящества и оригинальности.

Вы хорошо разбираетесь в настроениях людей, обладаете тонким чувством юмора, умеете с его помощью улучшить настроение себе и своим близким. Вы обладаете богатым миром разнообразных чувств и во многом зависите от нюансов своего душевного состояния. Вы способны на возвышенные чувства и склонны идеализировать людей. В окружающий мир Вы вносите праздничность и возвышенность.

Ваша главная проблема состоит в том, что Вам трудно постоянно заставлять себя заниматься повседневными, неинтересными делами, которые носят сугубо материальный характер. У Вас не получается экономного ведения хозяйства, Вам порой трудно устоять перед соблазном приобретения красивых вещей, стоимость которых выходит за пределы Вашего бюджета. Следите за тем, чтобы не тратить деньги на ненужные безделушки: Вы подвергаетесь риску пострадать в финансовом отношении.

Проявляйте больше сдержанности в тратах, чтобы не поставить себя в унизительное положение, когда Вам приходится рассчитываться с долгами самыми разными способами, вплоть до продажи вещей. Не идите на поводу у своих честолюбивых устремлений и иллюзий в отношении «легкой» жизни, не подчиняйте им соображения этики и морали, чтобы избавиться от повседневных забот. Пусть Ваши искренние чувства подскажут Вам правильный выбор между материальным и духовным аспектами жизни.

Другая Ваша проблема состоит в том, что Вы не склонны долго скрывать от окружающих свои переживания и физические недуги. Этим Вы можете утомить людей и вызвать у них недоверие к искренности Ваших переживаний. Воздерживайтесь от излишних претензий к окружающим и жалоб на отсутствие должной заботы по отношению к Вам. Чтобы заслужить внимание близких, старайтесь умерить некоторую капризность в Вашем характере.

Проявляйте больше великодушия и деятельной заботы о людях. Старайтесь заслужить хорошее отношение к себе трудолюбием и активным участием в общих делах и ни в коем случае не давайте пустых обещаний. Не проводите свободное время в мечтаниях, бесплодных эмоциональных беседах и тайных переживаниях. Если Вы большую часть свободного времени посвятите реальному делу, то Ваши шансы преуспеть в жизни значительно возрастут.

Гуленко В.В., Молодцов А.В. — Введение в соционику

Описание по функциям:

1. Т - интуиция времени:

В своем поведении руководствуется интуитивными предчувствиями. Благодаря этому качеству способен выжить в самой трудной обстановке, так как быстро различает искусственность, фальшь, лицемерие, деградацию. Свободно распоряжается как своим, так и чужим временем. Всегда поступает так, как будто у него есть запас времени. Многое откладывает на завтра. Большой мечтатель и лирическая натура. Картины, которые ему рисует воображение, светлые и яркие, гораздо привлекательнее, чем будничная жизнь. Верит в хорошее будущее. Успокаивает людей, вселяя в них надежду фразами о скорых переменах к лучшему. Не сосредоточивает свое внимание на ошибках прошлого.

2. Е - этика эмоций:

Хорошо разбирается в закономерностях эмоциональной жизни людей. Умеет в нужный момент, когда человек находится в хорошем расположении духа, обратиться с просьбой, так что ему трудно отказать. Тонко реагирует на смешное в жизни. Любит юмор. Шутит, дурачится, тормошит близких людей, вызывая у них положительные эмоции разными способами. Миролюбив. Не переносит ссор между близкими людьми. Легко идет на примирение, с готовностью принося себя в жертву ради погашения конфликта. Внутренне тревожен. Много переживает, но прячет волнение и плохое настроение за мягкой улыбкой.

3. S - сенсорика ощущений:

Много усилий уделяет внешнему виду. Умеет элегантно, со вкусом одеться. Грациозен, радует глаз эстетическими движениями. Никому не навязывается. Прикладывает усилия к тому, чтобы максимально вписаться в привычки и вкусы людей. Очень уживчив. Людям жалуется на здоровье, плохую заботу о себе, безразличие. Однако в экстремальных ситуациях собирается и подавляет боль. Приобретает уверенность и силу в обстановке комфорта и привычном кругу знакомых. В этом случае позволяет себе и покомандовать.

4. Р - деловая логика:

Не умеет экономить деньги, вести строгий учет финансов. Тратится на красивые, с его точки зрения, но не всегда полезные вещи. Если попадает в финансовые затруднения, знает, к кому обратиться за помощью. В таких случаях найдет, что продать последнее. Долговременные отношения у него нередко сочетаются с прагматическим расчетом. Браки по расчету у него оказываются прочнее, чем союз по любви. Плохо складываются отношения с теми, кто заставляет его трудиться, работать в не свойственном ему ритме. Надеется на снисхождение, поблажки, перекуры во время тяжелой работы.

5. F - силовая сенсорика:

Уживается с людьми сильными и решительными, уверенными в себе. Однако не допустит, чтобы дело дошло до деспотизма. Открыто заявит о примитивности тупой силы. Хорошо чувствует, какую силу приложить, чтобы добиться своего. Однако сам решается на силовые методы лишь тогда, когда чувствует физическую угрозу себе или своим близким. Если пребывает в дискомфортных состояниях постоянно, то начинает вести себя подчеркнуто грубо и вызывающе. Делает это с целью скрыть свой мягкий, виктимный характер. Без твердого руководства расслаблен и несобран до безалаберности. Его легко сбить с правильного пути, соблазнить чем-либо, обещающим приятные ощущения. Легко вырабатываются вредные привычки, избавить от которых его можно только силой.

6. L - структурная логика:

Когда нет четкости и однозначности в понимании ситуации, У него портится настроение, наступает растерянность. Хаос, неорганизованность, отсутствие опоры повергают его в уныние. Действует с энтузиазмом, когда опирается на продуманный, логически выверенный план с четкой конечной целью. Очень нуждается в схемах и технологиях. В экстремальных ситуациях становится хладнокровным. Мысль работает четче, легче принимаются обоснованные решения. Ему сильно портит настроение зарегламентированность и мелочный контроль. Постоянная твердая дисциплина не для него.

7. I - интуиция возможностей:

Жизненные ценности и идеалы - одна из его уязвимых точек. Очень переживает, если время проходит, а компромиссы и уступки затягиваются, не находят разрешения. Не терпит притеснений, нивелирования способностей, как своих собственных, так и окружающих его людей. Живет по принципу невмешательства во внутренний мир личности. Хотя мог бы дать ценный совет по раскрытию способностей, если к нему обратиться. К собственным способностям относится весьма критически, часто занижает их. Боится остаться бездарным, невостребованным. Нуждается в комплиментах и поощрении. Хорошо отбирает из имеющихся идей наиболее перспективную. Всегда ищет себе такое занятие, которое соответствовало бы его идеалу служения людям.

8. R- этика отношений:

Свое отношение подкрепляет делом. Для тех, кого любит, может сделать многое. Предприимчив, если чувствует, что завоевывает симпатии окружающих. Стабильно выполняет текущие обязанности лишь в коллективе с установившейся системой межличностных отношений. Предупреждает, что личная вражда и разногласия приведут к краху дела. Все делает для того, чтобы деловые отношения сопровождались и благоприятными неформальными связями. Вносит в рабочий коллектив гармонизирующее начало. Уговаривая людей, управляет отношениями таким образом, чтобы дело повернулось в выгодную для него сторону. Удачно пользуется знакомствами и личным обаянием.

Внешние признаки:

Самая характерная особенность, позволяющая с уверенностью предположить, что человек относится к данному социотипу, - элегантный внешний вид. ИЭИ очень тонко чувствует гармонию. Чувство композиции позволяет ему одеваться порой весьма изысканно. Прекрасно подбирает предметы туалета. Иногда выглядит как настоящий франт. Это касается как женщин, так и мужчин. Вторая особенность касается походки и фигуры. Фигуры у ИЭИ встречаются как худые, так и полные, причем чем более развит интуитивный компонент, тем сильнее выражена склонность к полноте. Но не зависимо от фигуры очень хорошо владеет своим телом, походка часто бывает грациозная, порой даже вычурная, с вышагиванием. Более эмоциональный вариант ИЭИ легко узнаваем по оживленной жестикуляции. Для него характерен жест рукой от себя в сторону с разворачиванием ладони. Глаза - смеющиеся, узкие. У более интуитивного варианта - широкие, любопытные. Во время разговора иногда имеет склонность заглядывать в глаза собеседнику, а также брать его за руку.

Манера общения:

В общении самый главный признак, надежно, свидетельствующий о принадлежности человека к данному социотипу, - тревожная, несколько застенчивая улыбка, которая появляется у него во время волнения или когда о нем заходит разговор в его присутствии. Интересуясь всем необычным, оригинальным, имеет склонность к милой болтовне о разного рода интересных пустяках. Его внимание порой бывает трудно сосредоточить на главном. Сбивает общую линию беседы, неожиданно задавая вопросы не по теме. Любит интересные или просто смешные истории. Вспоминает смешные эпизоды из своей жизни. В разговоре порой ломается и кокетничает, оттягивая окончательный ответ, хотя для себя уже все решил. Склонен давать пустые обещания. Всегда находит элементарные оправдания своей необязательности типа: "хотел, но не смог", "так сложились обстоятельства" и т.п. Любит говорить о своей непрактичности. Но при этом умеет неплохо провернуть коммерческие дела. Гибок и изворотлив, это помогает ему долго удерживаться на своем посту. Неплохо руководит за счет того, что умеет подбирать себе надежных заместителей. Расстроившихся, растерянных людей успокаивает, говоря о том, что еще не все потеряно, что все еще впереди и т.п.

Особенности поведения:

Наблюдая ИЭИ в течении некоторого времени, легко заметить такую его особенность, как контраст между поведением на людях, в незнакомой компании и среди своих близких, в том числе дома. На людях ИЭИ ведет себя всегда мягко, воспитанно, не позволяя себе никакой грубости или даже неучтивости. Но в своем кругу, среди близких людей может себя вести порой даже развязно. Любит подурачиться, создавать необычные ситуации. Тормошит людей, чтобы вызвать у них положительные эмоции. Дома бывает очень капризен, упрямо добивается своего, устраивая рыдания, слезы, даже скандалы. Эти эмоциональные всплески быстро проходят, не задевая его глубоко. Эмоции очень гибкие, включаются и выключаются сознательно. В обращении с деньгами расточителен, не может себе отказать в чем-либо, поэтому влезает в долги, если собственных средств не хватает. Любит красивую, "салонную" жизнь, поэтому выдвигает большие запросы. Склонен к бракам по расчету. Жалуется на плохую жизнь, страдания. Любит, чтобы его лечили, ухаживали за ним, выслушивали жалобы о плохом самочувствии и т.п. Накапливает их в себе, чтобы потом при подходящем случае высказать все сразу.

Ваша сильная сторона - развитое интуитивное предчувствие, которое позволяет Вам извлекать уроки из ошибок прошлого, чтобы обезопасить свое будущее.

Будущее Вы представляете себе оптимистически. Вы - мечтательная, романтическая натура. Вам по душе красота в искусстве и в жизни. Ваша творческая натура не выносит серости и стандарта. В любое дело Вы вносите элементы изящества и оригинальности.

Вы хорошо разбираетесь в настроениях людей, обладаете тонким чувством юмора, умеете с его помощью улучшить настроение себе и своим близким. Вы обладаете богатым миром разнообразных чувств и во многом зависите от нюансов своего душевного состояния. Вы способны на возвышенные чувства и склонны идеализировать людей. В окружающий мир Вы вносите праздничность и возвышенность.

Ваша главная проблема состоит в том, что Вам трудно постоянно заставлять себя заниматься повседневными, неинтересными делами, которые носят сугубо материальный характер. У Вас не получается экономного ведения хозяйства, Вам порой трудно устоять перед соблазном приобретения красивых вещей, стоимость которых выходит за пределы Вашего бюджета. Следите за тем, чтобы не тратить деньги на ненужные безделушки: Вы подвергаетесь риску пострадать в финансовом отношении.

Проявляйте больше сдержанности в тратах, чтобы не поставить себя в унизительное положение, когда Вам приходится рассчитываться с долгами самыми разными способами, вплоть до продажи вещей. Не идите на поводу у своих честолюбивых устремлений и иллюзий в отношении "легкой" жизни, не подчиняйте им соображения этики и морали, чтобы избавиться от повседневных забот. Пусть Ваши искренние чувства подскажут Вам правильный выбор между материальным и духовным аспектами жизни.

Другая Ваша проблема состоит в том, что Вы не склонны долго скрывать от окружающих свои переживания и физические недуги. Этим Вы можете утомить людей и вызвать у них недоверие к искренности Ваших переживаний. Воздерживайтесь от излишних претензий к окружающим и жалоб на отсутствие должной заботы по отношению к Вам. Чтобы заслужить внимание близких, старайтесь умерить некоторую капризность в Вашем характере.

Проявляйте больше великодушия и деятельной заботы о людях. Старайтесь заслужить хорошее отношение к себе трудолюбием и активным участием в общих делах и ни в коем случае не давайте пустых обещаний. Не проводите свободное время в мечтаниях, бесплодных эмоциональных беседах и тайных переживаниях. Если Вы большую часть свободного времени посвятите реальному делу, то Ваши шансы преуспеть в жизни значительно возрастут.

ТЕХНОЛОГИИ
Деловая логика

БОЛЕВАЯ СПОСОБНОСТЬ

Рассеян. Изначально не умеет действовать рационально, выделять первостепенное, вести деловые переговоры, оформлять документацию, вести бухгалтерию, оптимизировать механические и экономические процессы, заниматься строительством, ремонтом, тяжелым ручным трудом. Трудно заниматься рутинной, шаблонной деятельностью, следовать графику и запланированной последовательности действий. Человек с проблемной Деловой логикой склонен больше других переживать о финансовых вопросах, не умеет назначать и отстаивать стоимость услуг и товаров.

В чем плюс: слабая Деловая Логика не препятствует развитию Этики Отношений, это дает проявиться эмпатии, чувствительности и умению разбираться в людях

Данный социотип использует свою Болевую способность, опираясь исключительно на свой личный опыт. Но в отличие от Суггестивной способности, Болевая сфера не вызывает никакого интереса или энтузиазма при соприкосновении с ней. Хочется попросту обойтись без неё, или чтобы кто-нибудь решил проблемы в данной сфере без твоего участия

ПОРЯДОК
Структурная логика

АКТИВАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ

С трудом дается установление причинно-следственных связей, построение логичных алгоритмов и схем, создание графиков и таблиц. Системы со множеством элементов вводят в ступор – трудно учитывать одновременное воздействие разных факторов. В общении человек с проблемной Структурной логикой склонен неожиданно перепрыгивать с одной темы на другую, ему трудно удержаться в едином русле размышлений, планировать и следовать планам.

В чем плюс: слабая Структурная Логика не препятствует развитию Этики Эмоций, это дает проявиться экспрессии, эмоциональной живости и умению создавать легкую атмосферу

Данный социотип использует свою Активационную способность, опираясь на общепринятые нормы поведения и традиционные способы реакции. Творчество и находчивость в этой сфере проявить очень трудно – проще «подсмотреть» и скопировать чужое поведение

СИЛА
Волевая сенсорика

СУГГЕСТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Трудно, проявлять решительность и другие волевые качества, сноровку и быструю реакцию, в общении сложно отличить незначительную претензию от агрессивного вызова и оказать соразмерный отпор. Люди с проблемной Волевой Сенсорикой почти никогда не выглядят «круто», властно, внушительно, вызывающе или агрессивно. Им трудно своевременно оценивать окружающее пространство и попадающие в поле зрения объекты

В чем плюс: слабая Волевая Сенсорика не препятствует развитию Интуиции Времени, что дает проявиться дальновидности, фантазии, умению предвидеть события в долгосрочной перспективе

Данный социотип использует свою Суггестивную способность, опираясь исключительно на свой личный опыт. В этой сфере трудно учиться на чужом примере. Когда приходится проявлять эту способность самостоятельно – добиться качественного успеха и оценить результаты становится довольно трудно. Тем не менее, эта способность Суггестивная, а значит ее хочется развить или, хотя бы получить от другого человека. В частности, от дуала. Люди с развитой Суггестивной способностью вызывают восхищение

Данный социотип использует свою Ролевую способность, опираясь на общепринятые нормы поведения и традиционные способы реакции. Творчество и находчивость в этой сфере проявить очень трудно – проще «подсмотреть» и скопировать чужое поведение

Ашрафов Р.Р.


Взаимное влияние функций по соционике и психософии

В статье показано, насколько важно при определении соционического типа учитывать особенности человека, которые описываются другой типологией – психософией А. Афанасьева. Показана гармонизирующая роль высоких функций Физика и Воля по психософии на тип ИЭИ.

Внешность человека часто является одним из первых диагностических признаков при определении соционического типа. Одна из распространённых ошибок при типировании – это установка на то, что люди с плотным телосложением относятся к сенсорным типам. Крупный, массивный, крепкий – значит сенсорик, уверены многие. Соционики-любители особенно часто забывают о том, что в первую очередь следует обращать внимание на работу человека с информацией, а не на его внешние данные или физические показатели.

В околосоционических кругах и даже в представлении социоников со стажем существует мнение о том, что такой тип, как ИЭИ («Есенин»), обычно является физически слабым, чуть ли не беспомощным типом. «Есенина» каждый может обидеть, а «Жуков» и вовсе охотится на дуала, - шутят соционики. Однако реальность такова, что в природе встречаются (и довольно часто!) представители типа ИЭИ, которые не только сами могут ставить и достигать цели, но и при необходимости силой отстаивать свои интересы. Физическую силу и выносливость, проявление волевых качеств, в случае ИЭИ, соционики-любители обычно считают исключением из правила. Но на самом деле, правила, запрещающего «Есениным» быть сильными и целеустремлёнными людьми не существует. Яркий тому пример – первый космонавт Юрий Гагарин. Подумайте, смог бы полететь в космос человек без воли или с плохими физическими показателями? А ведь он полетел первым, и требования к нему явно не могли быть заниженными!

Хорошо развитый физически «Есенин», умеющий достигать поставленных целей, находить компромиссные решения без ущерба для собственных интересов, а там где нужно – продавливать свою позицию силой. Бывает ли такое? Конечно, бывает!

Понять, что же даёт ИЭИ силу и упорство поможет смежная с соционикой дисциплина – психософия, разработанная Александром Юрьевичем Афанасьевым. Изучая энергетический потенциал человека при занятии различными видами деятельности, психософия объясняет, почему, например, представители интуитивных ТИМов могут иметь крупное и хорошо развитое физически тело, а сенсорики - более утончённое и даже хрупкое.

Рассмотрим более подробно пример мужчины «Есенина» по соционике, принадлежащего к типу «Гёте» по психософии.

Порядок функций у «Гете»: 1Физика, 2Воля, 3Логика, 4Эмоция.

Соционический тип «Есенин» не предполагает высоких физических и волевых показателей. Это и неудивительно, ведь, сенсорика является «слабой» функцией.

Сенсорика ощущений – функция, отвечающая за комфорт, физические ощущения, состояние здоровья, является Ролевой (блок СУПЕРЭГО). Эта функция работает в основном в период адаптации к новым условиям, а затем существенно меньше участвует в информационном обмене с внешним миром. Эта функция слабая, работа по ней не приносит выдающихся результатов и требует довольно много энергии.

Волевая сенсорика, отвечающая за физическую силу, лидерство и волевые качества людей и вовсе находится в так называемом «детском блоке» (СУПЕРИД). Получается, что от «Есенина», доверчиво воспринимающего информацию по этой функции, не стоит ждать целеустремлённости, упрямства и уж тем более – силового воздействия на окружающих. Наоборот, данному ТИМу более свойственно доверчивое отношение к волевым воздействиям.

Однако соционический «провал» в таких жизненно важных для мужчины вопросах, как проявление воли и физических способностей, может быть скомпенсирован высоким положением функций «Физика» и «Воля» по психософии. В нашем примере Физика находится на первом месте, Воля - на втором.

Согласно типологии А. Афанасьева, первая функция у каждого человека проявляется избыточно, вторая – нормативно, адекватно при взаимодействии с окружающим миром. При этом Афанасьев называет первую функцию «монологовой» и сравнивает с молотом. Деятельность по ней осуществляется вне зависимости от потребностей и интересов окружающих. Работа по второй функции учитывает наличие окружающей среды, потребности тех, с кем взаимодействует человек. Работа по второй функции в психософии происходит мягко, без рывков и перегрузок, автор сравнивает её с течением реки, которая хоть и огибает возникающие препятствия, но всё равно продолжает движение в выбранном направлении.

Для более глубокого понимания гипотез, выдвинутых Афанасьевым относительно расхода энергии на функции в зависимости от их положения, рассмотрим несколько наиболее показательных цитат о первой Физике и второй Воле. В книге «Синтаксис любви» людей с первой Физикой Афанасьев называет «Собственниками». В авторской трактовке «Собственник» – «сенсорный бегемот».

«В толпе "собственник" виден издалека, он - наиболее яркая и заметная фигура. Выделяется "собственник" прежде всего мощью и обилием форм, сочностью лепки лица. Обычно он красив, но даже если это не так, "собственника", как говорят, "много". При этом автор оговаривается, что сказанное "об облике 1Физики не является универсальным, обязательным для всех законом, но просто описанием преимущественного типа внешности».

Первая функция , как самая сильная у человека, включается в конфликтных ситуациях. «Потому, естественно, - пишет Афанасьев, - что у "собственника" в случае столкновения первый импульс - попытаться воздействовать на события силовыми методами»… «При возникновении проблемы бессознательный импульс мгновенно провоцирует соблазн решать ее посредством противоправных действий».

1Физика даёт ИЭИ довольно редкое умение и, главное, - силы позаботиться о своём здоровье. На улучшение самочувствия и лечение силы находятся всегда, такие энергозатраты не считаются лишними и не изматывают. А. Афанасьев отмечает, что первая Физика иногда даже слишком сильно печётся о здоровье, чем вызывает непонимание у окружающих. При этом вместе с интуитивными способностями «Есенина» умение и желание позаботиться о здоровье могут дать неплохой результат. Например, простудные заболевания прогнозируются заранее и с помощью подготовки и профилактики в большинстве случаев избегаются.

Защищая от посягательств свою собственность и территорию, 1Физика признаёт и права других людей на владения: «"Собственник" - прирожденный "либерал". Он безусловный сторонник частной собственности и небольшой охотник до поощрения всякого рода социальных программ».

Говоря об отношении к деньгам, А. Афанасьев отмечает, что «любой "собственник" – законченный материалист, лучше, чем кто-либо, знающий свою выгоду и цену денег» . Таким образом, можно отметить позитивное влияние 1Физики не только на Сенсорику в соционической модели, но и на «Деловую логику», которая у ИЭИ находится в точке наименьшего сопротивления (ТНС). Чувство выгоды, эффективность и предприимчивость – качества в наименьшей степени свойственные «Есенину», согласно соционическому подходу. Однако наличие 1Физики отчасти компенсирует этот «провал»: появляются силы на занятие даже не очень интересной деятельностью, работа выполняется более качественно, дела чаще доводятся до логического завершения, а не забрасываются.

Людей, у которых второй функцией в иерархии идёт «Воля», Афанасьев называет «Дворянами». Такое расположение автор считает самым оптимальным и даже немного идеализирует «дворян», говоря, что это «существо деликатное, бескорыстное, бесстрашное, самодостаточное, независимое». Этим людям легче остальных даётся постановка и достижение целей и сбалансированное волевое взаимодействие с окружающими. При необходимости они могут проявить умеренное и аккуратное давление, по возможности учитывая интересы окружающих. Это ценное качество, не описывает соционическая модель ИЭИ. Поэтому, опираясь только на соционическую теорию, можно прийти к выводу, что «Есенину» свойственно уступать во всём, а если он и пытается постоять за себя, то делает это неумело и неэффективно. Учитывая же высокое положение «Физики» и «Воли» по психософии, можно прогнозировать, что у такого «Есенина» с этим проблем не будет.

Вот что пишет о 2Воле А. Афанасьев: «Обладая достаточной силой духа, чтобы брать на себя персональную ответственность за происходящее в его владениях, "Дворянин" … старается привлечь к решению проблемы все заинтересованные стороны, отводя себе место инициатора, стимулятора и хранителя консенсуса. Неприятие диктата, стремление к полноценному диалогу при принятии решений - это и есть процессионность 2-ой Воли». «2-ая Воля сильна, гибка, поэтому ей одинаково легко дается и начальственное положение, и подчиненное». «У "дворянина", не в пример "царю", твердая основа характера не выпячена, а скрыта. Он мягок, уступчив, терпим, покладист, снисходителен к себе и другим, верен в дружбе и любви. Такая пластилиновая внешность "дворянина" многих обманывает и по-своему провоцирует окружающих - попробовать его характер на прочность: нахамить, унизить, подчинить. Результаты обычно бывают плачевны для экспериментатора. Из пластилиновой оболочки внезапно возникает природный аристократ, гордец, человек несгибаемой воли, способный скорее погибнуть, чем уступить пядь своего достоинства… Те, кто пытаются экспериментировать с характером "дворянина" и пробовать его на зуб, просто забывают достаточно банальную истину: слабость могут позволить себе только очень сильные люди. Пытаться определить точно ту грань, за которой начинает проявляться у 2-ой Воли ее твердая основа, дело почти безнадежное. Но ясно, речь каждый раз должна идти о неком принципиальном, капитальнейшем вопросе». Таким образом 2Воля делает поведение ИЭИ менее виктимным и позволяет отстаивать свои интересы более последовательно и продуктивно.

Как уже отмечалось, автор немного идеализирует 2Волю: «2-ая Воля - это не функция, - а человек-река, целокупно неиссякающая личность, свободно, широко, щедро поящая всех желающих, ничего при этом не теряя. Душевная щедрость и щедрость просто - нормальное для 2-ой Воли состояние. Первое что обычно говорят о "Дворянине": "Он хороший человек!"».

Также А.Афанасьев описывает несвойственное интровертам-интуитам спокойное и уверенное взаимодействие с внешним миром: «Вместе с силой, гибкостью, нормативностью, одним из основополагающих элементов Второй функции является естественность… Это личностная открытость, простота, адекватность себе в любой ситуации, отсутствие второго, заднего плана, маски… Душевное здоровье его так велико, что ничего не выпячивая, он ничего и не прячет, позволяет смеяться над собой и сам зачастую готов сыграть в шутливое самобичевание. Более того,2-ая Воля столь личностно неуязвима, что без серьезного насилия над собой решается на самое страшное - публичное покаяние, открытое признание своих ошибок и недостатков, на что совершенно неспособны 1-ая и 3-я Воли».

Говоря о простоте и открытости 2Воли, Афанасьев предостерегает от нечестных людей, которые могут воспользоваться душевной открытостью и щедротой «дворян»: «Крупнейший недостаток "дворянина" - он не психолог, доверчивость и нелюбопытство лишают его возможности и желания разглядывать тайную, скрытую сторону жизни чужой души и адекватно на нее реагировать». Однако этику-интроверту «Есенину», отлично разбирающемуся в информации об отношениях между людьми, такая слабость не страшна. Этика отношений у ИЭИ - Реализующая функция (Блок ИД). Она является стабильной опорой в информационном обмене Есенина, подсознательно отслеживая отношения с окружающими. Так что, как справедливо замечает Афанасьев, «Льстить "дворянину" столь же бесполезно, как и унижать». Особенно, если это Есенин.

Рассмотрим влияние «низких» функций по психософии на соционический тип.

Третья функция по психософии – Логика. В иерархии функций по психософии третья позиция является самой уязвимой, хотя и не самой слабой. Функция диалоговая и процессная. То есть человек учитывает состояние и реакцию окружающей среды и легко включается в работу по этой функции, не требуя быстрого измеримого результата.

У ИЭИ логические функции относятся к слабым неосознанным функциям. Одна из них - Деловая логика - уже рассматривалась в сочетании с 1Физикой. Структурная логика у типа ИЭИ является Референтной и находится в «детском блоке» (СУПЕРИД). Также её называют мотивационной. Поэтому для «Есенина» (и особенно для «Есенина»-«Гёте») так важно понимать суть происходящего, схему, правила и закономерности. Получая информацию такого рода ИЭИ как бы «включается» в работу и может значительно повысить КПД своей деятельности. Однако 3Логика по психософии усложняет восприятие логической информации Есениным. Это связано с тем, что энергии на логические рассуждения не всегда хватает. Поэтому большие объёмы информации, сложные схемы, громоздкие многоуровневые структуры могут ввести «Есенина» с 3Логикой в некоторый ступор или сильно замедлить усвоение им новой информации. Большие неструктурированные объёмы информации могут напрочь отбить у «Есенина» желание во всём этом разбираться. А. Афанасьев отмечает, что для 3Логики «особую сложность представляет формирование приоритетов, системность мышления» . Автор типологии называет таких людей «скептиками» и отмечает, что «для значительной части обладателей 3-ей Логики проблема заключается не столько в бессистемности мышления и связанных с ней сомнениях по части умственных способностей, сколько в скованности и неразвитости речевого аппарата. Поэтому в развитии речи, начиная с младенчества, вижу главное решение проблемы "скептицизма"».

Людям с 3Логикой бывает сложнее рассказывать что-то простыми и понятными словами. «Скептикам» свойственно многократное повторение уже сказанного, «разжёвывание», объяснение одного и того же разными словами. Испытывая затруднения с пониманием сложных вещей, люди с 3Логикой пытаются объяснять максимально просто и, как им кажется, понятно, однако часто получают обратный результат. Именно поэтому рекомендацию А.Афанасьева для 3Логики по развитию разговорных навыков можно адресовать этикам-иррационалам, к которым относится и рассматриваемый тип ИЭИ. Также отмечается, что «скептики» «молчаливы и очень осторожны в посылках и выводах, с неприязнью и иронией относящиеся к разного рода категоричным суждениям… Испытывая почти панический страх перед острым, азартным спором, "скептик" в то же время, как никто, ценит неспешную, благожелательную, вольную беседу, в которой нет победителей и побежденных, а значит нет и деления на умных и дураков» .

Стоит отметить и то, что получая удар по третьей функции, люди автоматический отвечают с первой – самой сильной функции с максимальным запасом энергии. Таким образом, не стоит удивляться, если уязвлённая 3Логика захочет применить силу 1Физики, и в некоторых ситуациях будет считать, что это был единственный выход из сложившейся ситуации. Если же это совпадает с принципиальными убеждениями, которые заботливо бережёт 2Воля, то реакция может быть предельно жёсткой и на удивление последовательной. Такое поведение совершенно не вписывается в стереотипные представления о «Есениных», но имеет место быть.

Четвёртая функция воспринимается человеком, как что-то неважное, несущественное, как пустяк, которым иногда можно пренебречь. Согласно теории А.Афанасьева, человек обладает минимальным запасом энергии, если работает по 4-й функции. Она же первой «отключается» в стрессовых ситуациях. То есть человек перестаёт реагировать на внешние раздражители, соответствующие его последней функции, и сам не работает по ней. Обладая минимальным запасом энергии, четвёртая функция легко программируется окружающей средой. Её ещё называют всеядной и зависимой функцией.

В сочетании 4Эмоции с типом ИЭИ можно объяснить резкую смену эмоциональной замкнутости активным и в чём-то даже экстравертным поведением. В то же время у типа ИЭИ Этика эмоций является Творческой – это сильная осознанная функция. Взаимодействуя с окружающим миром по Творческой функции, Есенин не встречает серьёзных преград и даже может управлять эмоциональным состоянием окружающих. Этика отношений, являясь сильной неосознанной функцией, также редко даёт сбои у ИЭИ. Однако быстро теряющая энергию 4Эмоция может сделать Есенина более сдержанным и менее отзывчивым в этико-эмоциональном взаимодействии.

А.Афанасьев называет 4Эмоцию «зевакой» за то, что «она не столько производит, сколько потребляет художественную продукцию» . При этом автор отмечает, что «В потребительстве 4-ой Эмоции ничего зазорного нет и есть даже своя положительная сторона: "зевака" - наилучший читатель, слушатель, зритель. Он всеяден, зеркален в своем художественном восприятии, поэтому на какой бы ступени функциональной иерархии ни стояла Эмоция у художника, вынесшего на суд "зеваки" свое творение, он всегда найдет благодарный и адекватный отклик. 4-ая Эмоция, если так можно выразиться, эмоционально беспартийна. И гром 1-ой Эмоции, и разлив 2-ой Эмоции, и шепот 3-ей Эмоции - все приемлет тонкая, чувствительная душа "зеваки". Существует для него лишь качество, но не стилевая направленность произведения, что позволяет зачастую 4-ой Эмоции выступать в роли квалифицированного и беспристрастного критика».

Эмоциональная сдержанность совместно с высокой стрессоустойчивостью и высокими Физикой и Волей может привести к полному отключению эмоций в стрессовых ситуациях. Аналогично себя будет вести сильно уставший и физически вымотанный «Есенин»-«Гёте». В такие моменты человек не только сам не в состоянии поддерживать эмоционально комфортную ситуацию, но и совершенно не учитывает эмоциональное состоянии окружающих. Это может проявляться в виде излишней требовательности к окружающим, отрицании права на эмоции (в стрессовых и экстремальных ситуациях – крик, плачь), попытках ускорить течение процессов волевыми и физическими методами.

Подводя итог, можно сказать, что высокие функции Физика и Воля оказывают положительное влияние на «Есенина». Они делают человека более цельным и гармонизируют мужчину с социотипом «Есенин». Низкие функции Логика и Эмоция не имеют ярко выраженного позитивного влияния, однако не противоречат гармонизации за счёт «высоких» функций. Уязвимая 3Логика по психософии в сочетании со слабой Логикой по соционике вынуждают больше внимания уделять изучению новой неструктурированной информации. Проработка этих функций позволит «Есенину»-«Гёте» чувствовать себя более уверенно и избежать лишних энергозатрат при изучении нового и изложении освоенного материала. Эмоционильное состояние и поведение такого человека, хоть во многом и определяется внешними факторами, но в крайних случаях скорее просто не принесёт пользы, чем навредит «Есенину»-«Гёте». Таким образом, тип «Гёте» по психософии можно назвать нормализующим и гармонично дополняющим для мужчины «Есенина».

Литература

  1. Аугустинавичюте А. Социон. М.: Черная белка, 2008. – 192с.
  2. Афанасьев А.Ю. Синтаксис любви. М.: Черная белка, 2007. – 352с.
  3. Прокофьева Т.Н. Опорные конспекты по курсу "Психософия". М., 2009.
  4. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
  5. Прокофьева Т.Н. Соционика в профессиональной деятельности: как достичь успеха на рынке труда. Учебно-практическое пособие. М., 2009. – 55 с.
  6. Прокофьева Т.Н. Соционика в профессиональной деятельности: успешное деловое общение и мотивация к деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2009. – 67с.
  7. Прокофьева Т.Н. Соционика в профессиональной деятельности: эффективная постановка целей и выбор средств их достижения. Учебно-практическое пособие. М., 2009. – 79 с.

«Белая» интуиция времени (интроверт) - предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство

Интуитивно-этический интроверт (Есенин) чувствует себя в потоке времени, который его несет и из которого уйти никак нельзя, да и не хочется этого делать. Перед его внутренним взором все находится в движении, в своем воображении он легко отрывается от реальности, часто и подолгу мечтает.

Человек этого психотипа умеет предчувствовать назревание событий, уловить едва заметные флюиды настроений в обществе, их динамику. Он способен очень точно почувствовать приближение момента, когда настала пора действовать, особенно отчетливо ощущает приближение опасностей и кризисных ситуаций. Много размышляет о себе, о своих способностях, стремится понять себя. Иногда представители этого психотипа ищут в себе умение воздействовать на людей. Легко сами поддаются внушению, легковерны.

Обратимся к образу Эшли Уилкса, того самого Эшли, которого так любит Скарлетт и который описан в романе «Унесенные ветром». Вот его краткая характеристика:

«А сейчас впервые судьба столкнула ее лицом к лицу с натурой несравненно более сложной, чем она. Ибо Эшли был из рода мечтателей - потомок людей, из поколения в поколение посвящавших свой досуг раздумьям, а не действиям, упивавшихся радужными грезами, не имевшими ничего общего с действительностью. (…) В любых традиционных развлечениях местной молодежи Эшли никому не уступал ни в чем: он был одинаково ловок и искусен и на охоте, и на балу, и за карточным столом, и в политическом споре, и считался, притом бесспорно, первым наездником графства. Но одна особенность отличала Эшли от всех его сверстников: эти приятные занятия не были смыслом и содержанием его жизни. А в своем увлечении книгами, музыкой и писанием стихов он был совершенно одинок».

Один из немногих, Эшли понимает всю бессмысленность войны, видит ее истинную сущность и предвидит бесславный конец армии Конфедерации. Его гнетут мысли о войне и он пишет об этом своей жене Мелани.

Вот выдержки из его письма:

«Я не боюсь ни ран, ни плена, ни даже смерти, если уж таков мой удел, - меня пугает одно: чем бы ни окончилась война, возврата к прошлому уже не будет. А я принадлежу к прошлому. Я не создан для нынешней жизни, с ее безумной страстью убивать, и, боюсь, не найду себе места и в будущем, даже если буду очень стараться… Я не должен был писать тебе этих слов. Я не должен был так думать, но ты спросила: какая тяжесть лежит у меня на сердце, и я отвечаю тебе: страх поражения… Нам следовало бы прислушиваться к таким циникам, как Батлер, которые знают, что говорят, а не к восторженным болтунам, которые только говорят, а дела не знают».

Образ человека психотипа интуитивно-этический интроверт (Есенин) великолепно отражен также и в романе Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?». В романе описаны отношения молодого человека двадцати пяти лет по имени Симон и Поль - уже зрелой сорокалетней женщины, которая, будучи дизайнером, занимается оформлением интерьеров в доме матери Симона. Симон явно принадлежит к психотипу интуитивно-этический интроверт (Есенин), в чем легко убедиться, если познакомиться с описанием его характера.

Вот Поль впервые встречает Симона: «Он был слишком тоненький, слишком темноволосый, со светлыми глазами и, пожалуй, излишне изящен».

Симон, со своей стороны, увидев впервые Поль, страстно влюбляется в нее. Он уже не может уйти от этого образа, который так привлек его. Это чувство заполняет его, он пребывает постоянно в грезах о своей возлюбленной, о чем он и говорит постоянно впоследствии ей самой:

«- Буду бродить по улицам и думать о тебе, потом позавтракаю в одиночестве, думая о тебе, потом буду ждать шести часов. Ты ведь знаешь, что я не принадлежу к числу деятельных молодых людей.
- А что скажет твой адвокат?
- Не интересуюсь… Поль молча пожала плечами. Симон пунктуально выполнял намеченную им программу не только в этот день, но и во все последующие дни. Он катался по Парижу, расточал прохожим улыбки, не менее десяти раз проезжал мимо магазина Поль со скоростью десять километров в час, читал книгу, поставив машину где попало, а иногда отдыхал, откинув голову на спинку сиденья и закрыв глаза. Что-то вроде блаженного лунатика».

Выражение «блаженный лунатик» - достаточно точная характеристика психотипа интуитивно-этический интроверт (Есенин), когда он пребывает в области действия своей ведущей программной функции, а поскольку она - самая сильная, то в этом состоянии его и можно найти чаще всего.

II канал - Реализация программы

«Черная» этика эмоций (экстраверт) - открытое эмоциональное воздействие, непосредственная эмоциональная реакция

Почувствовав, уловив тенденции происходящего, интуитивно-этический интроверт (Есенин) старается эмоционально воздействовать на окружающих, чтобы побудить их к соответствующим поступкам. Он - эмоциональный идеалист. Может вызывать в людях нужные ему реакции, однако действует не нажимом, а эмоциональным всплеском, любит при этом продемонстрировать свою хрупкость и ранимость, умеет задеть психологически слабые места окружающих его людей.

Симон, как всегда опоздав на работу, появляется в конторе, используя свою легкую хромоту:

«Ступив на тротуар, он ушиб ногу и тотчас захромал с покорно-томным видом… Прихрамывая, он вошел в контору, и старая мадемуазель Алис бросила на него полуласковый, полускептический взгляд. Ей были известны все фокусы Симона, она относилась к ним снисходительно, но сокрушалась. При такой внешности и живом уме он мог стать знаменитым адвокатом, будь у него хоть на грош серьезности. Он приветствовал ее преувеличенно торжественным поклоном и уселся за свой стол».

В незнакомой обстановке интуитивно-этический интроверт (Есенин) теряется, выглядит тихим и скромным человеком, старается держаться в тени. Однако он - человек интенсивных эмоций, диапазон которых очень велик. В атмосфере любви и понимания раскрывается одно из лучших его качеств - умение сопереживать, оказывать эмоциональную поддержку, готовность проявить теплоту и сочувствие.

Обладая высокой степенью эмоциональности, он чутко отзывается на все виды искусства, особенно любит музыку и стихи, сам часто музицирует, посещает концерты.

Характеристика по функциям слабых каналов

III канал - Канал наименьшего сопротивления

«Черная» логика деловая (экстраверт) - деловая хватка, эффективность, целесообразность, технология

Деловая активность интуитивно-этического интроверта (Есенин) совершенно непредсказуема, поскольку его работоспособность зависит исключительно от настроения, поэтому короткие вспышки-штурмы могут перемежаться периодами длительного бездействия. Он, как правило, обладает низкой энергетикой, поэтому ему бывает трудно заставить себя что-то делать, в том числе и работать.

Присущие ему астения, быстрая утомляемость не способствуют реализации его талантов, поэтому без моральной поддержки он может оказаться на более низкой социальной ступени, чем соответствующая его способностям. В связи с этим он особенно болезненно относится к любым замечаниям в свой адрес относительно частого бездействия, которое окружающими воспринимается как простая лень. Все делает очень медленно, если сказать об этом - сильно обидится.

Ниже приведен небольшой отрывок из романа Франсуазы Саган, исключительно ярко характеризующий особенности этого психотипа:

«Он открыл папку с делом. Дверь распахнулась, и мэтр Флери просунул голову между створками. (…)\
- Вам известно, который час?
Мэтр Флери пустился превозносить точность, трудолюбие и закончил свою пространную речь похвалой своему долготерпению. (…) Симон глядел в окно. (…)
«Что я, в сущности, делал, - внезапно подумалось ему, - что я делал целых двадцать пять лет: только переходил от одного учителя к другому, вечно меня распекали, да еще считалось, что мне это должно быть лестно!» Впервые в жизни этот вопрос встал перед ним с такой остротой, и он машинально произнес:
- Что же я делал?
- Как что? Вы, дружок, вообще ничего не делали, в этом-то вся и трагедия: вы ничего не делаете.
- Думаю даже, что я никого никогда не любил, - продолжал Симон.
- Я вовсе не требую, чтобы вы влюбились в меня или в нашу старушку Алис, - взорвался мэтр Флери. - Прошу вас только об одном - работайте. Есть пределы и моему терпению.
- Всему есть предел, - раздумчиво подхватил Симон. Он почувствовал себя погрязшим в мечтах, в бессмыслице. Будто он не спал дней десять, не ел, умирает от жажды.
- Вы что, издеваться надо мной вздумали?
- Нет, - ответил Симон. - Простите, пожалуйста, я приложу все старания.
Пятясь задом, он вышел из кабинета, сел за стол и, не замечая удивленного взгляда мадемуазель Алис, обхватил голову руками».

Интуитивно-этический интроверт (Есенин) может оказаться настолько оторванным от реальности, что даже находясь в кабинете шефа, который его распекает, не всегда способен быть адекватным ситуации.

Отсутствие деловой хватки проявляется также и в неумении вести денежные дела. Покупки часто делаются стихийно, даже если они крупные. Интуитивно-этический интроверт (Есенин) может тратить деньги на ненужные безделушки, особенно трудно устоять, если вещь имеет красивый и изысканный вид. При этом как-то не принимается во внимание, хватит ли денег до следующей зарплаты или нет. В результате в доме интуитивно-этического интроверта (Есенин) может оказаться много такого, без чего легко можно обойтись, а то и встречаются вещи, которыми вообще ни разу не воспользовались.

IV канал - Канал внушения

«Черная» сенсорика волевая (экстраверт) - позыв к активному действию, экспансия, владение пространством, напористость

Интуитивно-этический интроверт (Есенин) не лидер, а, как правило, - ведомый. Проявление волевых усилий для него - тяжелая задача. Отсутствие дисциплины воли порождает желание немедленно удовлетворить любую свою прихоть.

Он предпочел бы, чтобы рядом всегда находился кто-то, кто вел бы его за собой, наделил своей активностью, а еще лучше - сделал бы сам то, что требуется. Очень часто интуитивно-этический интроверт (Есенин) умеет находить таких людей в своем окружении и, используя свои сильные эмоциональность и интуицию, старается вызвать жалость, демонстрирует хрупкость и неприспособленность к грубому материальному миру. Вот и Симон «воплощал собой тот тип юноши, который внушает материнские чувства женщинам ее возраста».

Именно поэтому некоторые мужчины интуитивно-этический интроверт (Есенин) предпочитают связывать свою судьбу с женщинами более старшего возраста, чем они сами, им, скорее, нужна мать, которая станет их опекать. Именно такая ситуация и описана в романе Франсуазы Саган.

Общие сведения

Там, где требуются сенсорные качества - умение быть волевым, настойчивым и активным, интуитивно-этический интроверт (Есенин) действует своей сильной эмоциональностью и при этом довольно часто добивается успеха. Успех в такой манере поведения чаще сопутствует женщине, чем мужчине. И если хрупкость, бездеятельность и излишняя ранимость простительны женщине и даже придают ей какое-то очарование и шарм, то для мужчины это не так. Социальная роль мужчины, скорее, ассоциируется с образом защитника, борца с жизненными невзгодами, сильного человека, способного постоять за свою семью и обеспечить ее материально.

Не нужно, однако, думать, что большинство представителей психотипа интуитивно-этический интроверт (Есенин) таковы, каким описан Симон. Симон - скорее крайний вариант этого психотипа, в котором все четыре определяющие функции выделены очень ярко, а именно: чрезмерно усиленные мечтательность ("Белая" интуиция времени (интроверт)) и эмоциональность ("Черная" этика эмоций (экстраверт)), но очень слабые деловая логика ("Черная" логика деловая (экстраверт)) и волевая сенсорика ("Черная" сенсорика волевая (экстраверт)).

Если слабые стороны этого психотипа никак не усилены воспитанием, то есть с детства ребенок этого психотипа не приучен трудится и преодолевать хотя бы незначительные трудности - результат может оказаться печальным. Может получиться так, что чрезмерная мечтательность и эмоциональность интуитивно-этического интроверта (Есенин) и одновременно неумение эффективно трудиться и быть практичным и волевым приведут к тому, что он не сможет реализовать и свои сильные стороны - поэтичность и музыкальность, склонность к иным искусствам, умение предчувствовать, умение сопереживать. Его жизнь может выглядеть неудавшейся - именно таковой она и выстраивается, по крайней мере, в начальный период, у Симона.

В заключение еще два отрывка из романа, описывающие конец этой истории любви, которая в ином случае могла бы быть совсем иной - если бы Симон хоть в какой-то степени был способен трудиться. Поль не выдерживает бездеятельности Симона:

«- Я сделаю все, что ты захочешь, - произнес он. (…)
На следующее утро он отправился на работу, с грехом пополам помирился со своим патроном, проглядел дела, раз шесть звонил Поль, занял денег у матери, которая даже обрадовалась этому, и вернулся к Поль в половине девятого с видом человека, изнуренного работой. Последние два часа он провел в баре, играл в 421 с единственной целью вернуться домой с достоинством. А про себя он думал, что убивать время таким образом - скучнейшее занятие и что ему придется немало помучиться, заполняя пустые часы».

Неудивительно, что финал, к которому все шло, оказался печальным.

«Вот уже два часа, как она помогала ему складывать вещи. Незатейливые пожитки влюбленного, но весьма беспорядочного юноши. И повсюду они натыкались на зажигалки Симона, на книги Симона, на туфли Симона. Он ничего ей не сказал, он держался молодцом, сознавал это и задыхался от этого.
- Ну, хватит, - сказал он. Остальное можно снести к вашей консьержке.
Она не ответила. Он оглянулся вокруг, стараясь внушить себе: «В последний раз, в последний раз», но ничего не получалось. Его била нервная дрожь. (…)
Он хотел было повернуть в ее сторону искаженное болью лицо, но вдруг зашатался. Она поддерживала его обеими руками, она снова была опорой его горю, как бывала опорой его счастью. И она не могла не завидовать остроте этого горя, красе этого горя, прекрасной боли, которой ей уже не суждено испытать. Он высвободился резким движением и вышел, забыв свои вещи».

Пример №1: Руководителю предприятия (психотип Жуков. Сенсорно-логический экстраверт (Реалист)) необходим секретарь-референт, в обязанности которого входило бы организовывать приемы коллег из других учреждений, создавать комфортную, мягкую, приятную атмосферу в приемной своего довольно жесткого шефа, вовремя подсказать ему, как лучше обойти острые углы, с чего лучше начать разговор с оппонентом, чтобы затем добиться нужного результата, и т. д. В этом случае уместен именно дуал , то есть человек, который дополнит слабые стороны руководителя своими сильными качествами (в данном случае необходим референт психотипа Есенин. Интуитивно-этический интроверт (Лирик) ).

Пример №2: Этому же руководителю понадобится сотрудник, в обязанности которого входило бы внедрение продукции предприятия в иные отрасли? Это должен быть пробивной и энергичный деятель, то есть кто угодно, только не Есенин. Если же на эту должность взять именно Есенина (дуала Жукова), то, скорей всего, это вызовет производственный конфликт: деятельный и активный Жуков едва ли будет доволен чересчур мягким, уступчивым, не очень энергичным и не очень собранным своим помощником, которому совсем не подходит подобная «пробивная» должность.

Для интуитивно-этического интроверта (Есенин) характерен мечтательный, устремленный куда-то в неизвестность взгляд, определяемый его «белой» интровертной интуицией. Взгляд выглядит расфокусированным или направленным неизвестно куда, в какие-то неведомые дали. Очень хорошо видно «отсутствие присутствия» в данном времени и пространстве.

В его общем облике чувствуется врожденная элегантность, которая может проявляться и в одежде изысканной цветовой гаммы, и в грациозных движениях, независимо от комплекции.

Походка - не очень уверенная. В незнакомой обстановке он очень мнителен, пугается и тревожится, особенно в тех случаях, если разговор касается его. Его поведение отличается мягкостью и учтивостью с людьми малознакомыми, однако в кругу своих близких может повести себя капризно и порой даже развязно.

Заказать соционическое исследование: определение своего психотипа, подбор спутника жизни, подбор сотрудника, подбор напарника по бизнесу, выявление конфликтных пар и прогнозирование конфликтов в коллективе.

error: