Стилевыми чертами научного стиля являются логичность изложения. Научный стиль

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения .

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее ; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот ; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому . Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность .

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел ; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий .

Например: Филолог должен внимательно , т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы , т. е. не единичный предмет, а порода деревьев - общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.).

Слово науки - однозначно и терминологично.

Сравните:

Береза

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.
(Большой энциклопедический словарь.)

Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

(С. Есенин.)

Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты ; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

Не только существительные, но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении.

Слова: идти, следовать, привести, составлять, указыват ь и др. обозначают не собственно движение и т.д., но нечто иное, отвлеченное:

В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является .

Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают . Широко употребляются формы несовершенного вида.

Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экспрессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели.

Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии - язычок, пестик, зонтик ; в технике - муфта, лапа, плечо, хобот ; в географии - подошва (горы), хребет ) с использованием терминов в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т.д.).

Для усиления выразительности в научном стиле речи , в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются :

1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только ;

2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая ;

3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?

Объективность - еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты - все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.

И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что. ..), безличные (известно, что... ), определенно-личные (рассмотрим проблему.. .).

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный (академический) - наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

б) научно-популярный (научно-публицистический) им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией;

в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).


Адресат цель

Академический
Ученый, специалист
Выявление и описание новых фактов, закономерностей


Научно-учебный

Учащийся
Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом


Научно-популярный

Широкая аудитория
Дать общее представление о науке, заинтересовать

Отбор фактов, термины

Академический
Отбираются новые факты.
Общеизвестные факты не объясняются
Объясняются только новые термины, предлагаемые автором

Научно-учебный
Отбираются типовые факты

Все термины объясняются

Научно-популярный
Отбираются интригующие, занимательные факты

Минимум терминологии.
Значение терминов объясняется через аналогию.

Ведущий тип речи Заглавие

Академический

Рассуждение
Отражает тему, проблему исследования
Кожина М.Н.
«О специфике художественной и научной речи»

Научно-учебный
Описание

Отражает тип учебного материала
Голуб И.Б. «Стилистика русского языка»

Научно-популярный

Повествование

Интригует, вызывает интерес
Розенталь Д.Э.
«Секреты стилистики»

Лексические особенности научного стиля речи

Главное назначение научного текста, его лексики - обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны прежде всего имена существительные.

Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:

а) употребление слов в их прямом значении;

б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;

в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.

В научной речи выделяют три пласта слов:

Слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные, используемые в разных стилях.

Например: он, пять, десять; в, на, за; черный, белый, большой; идет, происходит и т.д.;

Слова общенаучные, т.е. встречающиеся в языке разных наук, а не какой-либо одной науки.

Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия и т.д.

Это можно подтвердить примерами словосочетаний, взятыми из текстов разных наук: административный центр, центр Европейской части России, центр города; центр тяжести, центр движения; центр окружности.

Термины какой-либо науки, т.е. узкоспециальная лексика. Вы уже знаете, что главное в термине - точность и его однозначность.

Морфологические особенности научного стиля речи

В научном тексте практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа. В художественном тексте они используются часто.

Глаголы в настоящем времени с «вневременным» значением очень близки к отглагольным существительным: приводняется - приводнение, перематывает - перемотка ; и наоборот: заливка - заливает .

Отглагольные существительные хорошо передают объективные процессы и явления, поэтому они часто используются в научном тексте.

В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.

В научном стиле части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.

Чтобы выявить эти особенности, проведем небольшое исследование.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Типичными для научной речи являются:

а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту ;

в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи ;

г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)

В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.

Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.

Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку ), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо ).

В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение - ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова.

Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.

Использование средств выразительности

Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.

Сравнение – одна из форм логического мышления.

Безобразное (лишенное образности), например: Борофториды подобны хлоридам.

Развернутое сравнение

…В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).

Образное сравнение

Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…

Проблемные вопросы

Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?

(П. Сорокин. Общая социология)

Ограничения употребления языковых средств в научном стиле

– Недопустимость внелитературной лексики.

– Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.

– Ограниченно используются неполные предложения.

– Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Все сказанное можно представить в таблице

Особенности научного стиля речи

В лексике

а) термины;

б) однозначность слова;

в) частая повторяемость ключевых слов;

г) отсутствие образных средств;

В составе слова

а) интернациональные корни, приставки, суффиксы;

б) суффиксы, придающие отвлеченное значение;

В морфологии

а) преобладание существительных;

б) частое использование абстрактных отглагольных существительных;

в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;

г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий;

В синтаксисе

а) прямой порядок слов (предпочтителен);

б) широкое использование словосочетаний

сущ. + сущ. в род. п.;

в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений;

г) редкое использование неполных предложений;

д) обилие сложных предложений;

е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

Основной тип речи
Рассуждение и описание

Образец научного стиля

Реформа орфографии 1918г. приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение. Которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И.А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом, надо подчеркнуть что, во-первых, эти особенности были известны в конце ХIХ в. и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

Общая характеристика научного стиля речи

Научный стиль относится к книжным стилям литературного языка, «которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, тяготение к нормированной речи» [Розенталь, 2004, с. 21].
Специфика научной речи в значительной степени связана с экстралингвистическими факторами. Назначение научных работ состоит в изложении материала исследований и знакомстве читателей с научной информацией, что предопределяет монологический характер языка данной функционально-стилевой разновидности книжной речи. Научный стиль обладает тремя основными функциями: коммуникативной, эпистемической и когнитивной, что позволяет отражать действительность, сохранять и передавать полученную информацию, приобретать новые знания.
Сфера научного общения «отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логического, однозначного выражения мысли» [Кожина, 1983, с. 164] . Поскольку мышление носит обобщенный характер, языковое воплощение динамики мышления выражается с помощью научных понятий, суждений и умозаключений, расположенных в строгой логической последовательности. Это обусловливает такие черты научного стиля, как отвлеченность, обобщенность, логичность изложения. Указанные экстралингвистические признаки систематизируют все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, частные, стилевые черты. По мнению М.Н. Кожиной, типичными для научной речи являются «смысловая точность (однозначность), безобразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость его, не исключающие, однако, своеобразной экспрессивности» [Кожина, 1983, с. 165] . Особая экспрессивность и эмоциональность зависят от жанра и темы, формы и ситуации общения, а также авторской индивидуальности. Выразительность научной речи, как считает М.Н. Кожина, «достигается прежде всего точностью употребления слов и логичностью изложения (так называемая интеллектуальная экспрессивность)», для чего привлекаются усилительные и ограничительные частицы, местоимения, количественные наречия, эмоционально-экспрессивные прилагательные, суперлятивы (простая форма превосходной степени прилагательного) и др. [Кожина, 1983, с. 172] . Образные средства в научной речи имеют общеязыковой характер и обозначают не индивидуальные, а общие свойства предмета.
Письменная речь — основная форма реализации научного стиля, хотя с расширением научных контактов и развитием средств массовой коммуникации в обществе возрастает значение устной формы общения. Однако следует учитывать, что разные формы изложения объединены общими экстралингвистическими и интралин-гвистическими особенностями и являются единым функциональным стилем.
Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Важной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Под логичностью понимается наличие смысловых связей между частями курсовой или дипломной работы, последовательность изложения, т. е. движение мысли от частного к общему или от общего к частному, отсутствие внутренних противоречий в тексте. Логическим следствием изложенного научного материала являются выводы.
Главным средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи. Самым распространенным и типичным для научной речи видом связи предложений является повтор существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями этот, тот, такой.
Четкая логическая структура научной речи обусловливает широкое использование в связующей функции прилагательных и причастий, наречий, наречных выражений, а также других частей речи и сочетании слов: названные, указанные, поэтому, потому, сначала, затем, впоследствии, в заключение, наконец, сверх того, в то время как, тем не менее и др.
В научных текстах, представляющих собой выводы или обобщения, частотны вводные слова, указывающие на следующее:
. последовательность развития мысли (прежде всего, во-первых, во-вторых и др.);
. противоречивые отношения (однако, наоборот, с одной стороны, с другой стороны и др.);
. причинно-следственные отношения или вывод (следовательно, итак, таким образом, значит, наконец и др.);
. источник сообщения (например, по мнению ученого А.А. Иванова).
Монологический характер изложения в письменной научной речи предполагает безличное рассуждение (использование глаголов третьего лица единственного числа), так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. В научном монологе ограничено использование формы первого лица единственного числа личного местоимения «я», что является не следствием этикета, а проявлением отвлеченно-обобщенной стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления. Практически не используются и формы второго лица единственного и множественного числа как наиболее конкретные, обычно обозначающие автора речи и адресата. Адресуется научная речь обычно не конкретному собеседнику или читателю, а неопределенно широкому кругу лиц. Однако в дискуссионных статьях и в той части текста, где содержится полемика, допускается так называемая интеллектуальная экспрессивность научной речи, степень которой зависит от авторской индивидуальности.
Таким образом, авторское «я» как бы отступает на второй план. При этом становится правилом, что автор научной работы говорит о себе во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению. Действительно, выражение авторства через «мы» позволяет отразить свой взгляд на проблему как мнение определенной научной школы или научного направления. Это вполне объяснимо, поскольку современную науку характеризует комплексный подход к решению проблем, что как нельзя лучше передают местоимение «мы» и его производные (например, по нашему мнению).
Строгий отбор языковых средств научного текста определяется стилеобразующими чертами научного стиля, среди которых выделяют следующие: обобщенно-отвлеченный характер изложения, подчеркнутая логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность.
Значительную часть лексических средств научной речи составляют слова общенаучного употребления, абстрактная лексика и термины. Точность в научном изложении предполагает однозначность понимания, поэтому в научных текстах не допускается использование многозначной лексики и слов в переносном значении. Терминологическая лексика составляет наиболее существенный признак языка науки. Согласно словарной статье «термин (лат. terminus — предел, граница, пограничный знак) — слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В отличие от слов общеупотребительных, которые часто бывают многозначными, термины, как правило, однозначны, им не свойственна также экспрессия» [Розенталь, 1976, с. 486]. Термин не только обозначает то или иное понятие, но и обязательно основан на определении (дефиниции) понятия. Например:
Лексикология — раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка (Лингвистика).
Фразеологические сочетания научного стиля также характеризуются специфическими особенностями. Здесь употребляются общелитературные, межстилевые устойчивые обороты, выступающие в номинативной функции, например глухой согласный. В отличие от других типов словосочетаний, терминологические сочетания утрачивают образно-метафорическую экспрессию и не имеют синонимов. К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода речевые клише: представляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., относится к... и т. п.
Весьма типичны для языка науки отказ от образных выражений, некоторая сухость и строгость изложения. Однако степень проявления этих черт может колебаться в зависимости от темы, жанра, ситуации общения. Например, «появление экспрессивных элементов в научной речи может быть вызвано полемическим содержанием текста», или «филологические исследования в большей мере тяготеют к эмоциональной речи, чем исследования в области точных наук» [Голуб, 2002, с. 39].
Неупотребительны в научном стиле слова и устойчивые словосочетания с разговорной окраской, слова ограниченного употребления (архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы и т. д.).
Существенно влияют на языковое стилистическое оформление текста морфологические особенности научной речи. Стремление к обобщению и абстракции на морфологическом уровне проявляется как в выборе морфологических категорий и форм, так и в особенностях их функционирования. Научный стиль характеризуется явным преобладанием имени над глаголом, использованием большого количества имен существительных с абстрактным значением и отглагольных существительных на -ние, -ие, -ость, -ция, -фикация и т. п. со значением признака действия, состояния, изменения. Большинство имен существительных употребляются только в форме единственного числа: единственное число имени существительного в значении множественного числа служит для обозначения целого класса предметов с указанием их характерных признаков или собирательного значения.
Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, которые выступают в функции определения: норма литературного языка, средства художественной выразительности, филологический перевод поэтического текста. После родительного падежа по частотности употребления идут формы именительного и винительного падежей; в составе пассивных конструкций распространены формы творительного падежа: введено А. П. Квятковским, установленный Н.М. Шанским.
Широко представлены относительные имена прилагательные, потому что именно они, в отличие от качественных, способны предельно точно выражать признаки понятий. При необходимости использования качественных имен прилагательных предпочтение отдается аналитическим формам сравнительной и превосходительной степени, образованных путем сочетания исходной формы имени прилагательного с наречиями более, менее, наиболее, наименее. Синтетическая форма превосходной степени имени прилагательного с суффиксами -ейш-, -айш- в силу ее эмоционально-экспрессивного оттенка нетипична для научной речи.
Особенность научного стиля — использование кратких прилагательных, которые выражают не временный, а постоянный признак предметов и явлений. Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени. Они выступают в отвлеченном временном значении (настоящее вневременное): Методика Б.А. Гончарова базируется на...; Понятие языковой наивной картины мира представляет... и др. Отвлеченность значения распространяется на формы глаголов будущего и прошедшего времени, приобретающие вневременное значение: Выделим номинации...; Входе исследования установили... и др.
Из видовых форм глаголов наиболее частотны в научной речи формы несовершенного вида как сравнительно более отвлеченно-обобщенные по значению. Поданным М.Н. Кожиной, в научной речи они составляют около 80 % [Кожина, 1983, с. 169].
Глаголы совершенного вида часто используются в форме будущего времени, синонимичного настоящему вневременному, видовое значение таких глаголов оказывается ослабленным, в результате чего совершенный вид в большинстве случаев возможно заменить несовершенным: проведем (эксперимент) — проводим, сравним (результаты) — сравниваем, рассмотрим (изменения в законодательстве) — рассматриваем.
Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко — сослагательное и почти совсем не используется повелительное наклонение.
Стремлением к абстракции, к обобщению обусловлена тенденция глагола к десемантизации. Во-первых, научному стилю свойственны глаголы абстрактной семантики, поэтому широко используются возвратные глаголы и пассивные конструкции: иметь(ся), изменяться), наблюдать (ся), проявлять (ся), кончать(ся), обнаруживаться), существовать. Во-вторых, многие глаголы в научном стиле выступают в роли связки: быть, стать, являться, служить, обладать, называться, считаться, заключаться, отличаться. В-третьих, ряд глаголов выполняет функцию компонентов глагольно-именных словосочетаний (вербономинантов), в которых основную смысловую нагрузку несут имена существительные: находить применение, осуществить передачу, оказывать влияние и др.
В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные: при помощи, с помощью, в соответствии, в качестве, в результате, по причине, на основе, в отношении и др.
Эмоциональные и субъективно-модальные частицы и междометия в научной речи не употребляются.
Синтаксис научной речи обусловлен строгой логической последовательностью, стремлением к информационной насыщенности, что приводит к преобладанию простых распространенных и сложноподчиненных союзных предложений.
Среди простых односоставных предложений наиболее употребительны неопределенно-личные с прямым дополнением в начале предложения, синонимичные пассивным конструкциям; обобщенно-личные предложения с главным членом, выраженным глаголом в форме первого лица множественного числа настоящего или будущего времени во вневременном значении; безличные предложения разных типов (за исключением тех, которые выражают состояние человека и природы). Использование номинативных предложений в научных текстах довольно ограниченно. Они употребляются обычно в заголовках, формулировках пунктов плана, в названиях таблиц.
Из двусоставных предложений наиболее частотны предложения с составным именным сказуемым, что тесно связано с отмеченными выше морфологическими особенностями научного стиля. Причем в таком сказуемом в настоящем времени характерно употребление связки есть: «Язык есть важнейшее средство человеческого общения».
В научной речи отдельные предложения и части сложного синтаксического целого очень тесно связаны друг с другом. Поэтому для научного текста, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями. Преобладание союзных предложений над бессоюзными объясняется тем, что связь между частями сложного предложения с помощью союзов выражается более точно и однозначно. В научном тексте чаще встречаются сложноподчиненные предложения с причинными, временными, условными, следственными и др. придаточными, а не сложносочиненные предложения. Причина в том, что подчинительные конструкции, выражая причинные, временные, условные, следственные и т. п. отношения, более тесно связаны между собой. Отсюда разнообразие составных подчинительных союзов: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Среди сложноподчиненных предложений самыми распространенными являются предложения с придаточными определительными и изъяснительными, в которых основная информация заключена в придаточной части.
Предложения часто осложняются причастными и деепричастными оборотами, вставными конструкциями, уточняющими членами, обособленными оборотами.
Такова в общих чертах характеристика научного стиля.

1. В научных текстах широко применяется отвлеченная, абстрактная лексика : равновесие , знание , атрибуция .

Среди абстрактных существительных много:

– слов, образованных от глаголов: преобразование , исследование ;

– слов среднего рода: свойство , явление , восприятие (академик В.В. Виноградов утверждал, что формам среднего рода, в отличие от форм мужского и женского рода, свойственно «общее отвлеченное значение вещной предметности»).

2. В научном стиле слова обычно используются для обозначения общих понятий , а не конкретных предметов. Это касается даже конкретных существительных (обозначающих в языке предметы, которые можно увидеть, потрогать, посчитать): В средней полосе России распространена липа сердцелистная ; Береза хорошо переносит мороз . В подобных случаях форма единственного числа обозначает множество (т.е. происходит контекстуальный переход конкретных существительных в собирательные).

Впрочем, отмечается и обратное явление: слова, которые обычно не образуют форму множественного числа (абстрактные и вещественные существительные) встречаются в данной форме – также со значением обобщения: частоты , длины ,теплоты , климаты .

3. Краткие прилагательные , которые обычно называют временный признак , в научном тексте (как и в официально-деловом) указывают на постоянный признак: Окись меди нерастворима . Краткие причастия также могут использоваться со значением постоянного признака.

4. Глаголы (такие, как идти , следовать , носить , составлять , указывать ) в научном тексте используются не в своих основных, конкретных значениях, а во вторичных, переносных, обобщенно-отвлеченных . Ср.: следуйте за мной отсюда следует вывод ; носить дрова заключение носит приблизительный характер .

5. Обобщенность достигается за счет использования наречий , прилагательных и местоимений , которые обозначаютпостоянное или общее качество, действие, состояние : обычно , регулярно , всегда , любой , каждый , весь ; Каждый металл обладает способностью проводить электрический ток ; Каждый современный литературный язык представляет собой систему стилей .

6. Преобладают глаголы и личные местоимения в форме 3 лица , которая позволяет сделать акцент на предмете рассмотрения, а не на личности ученого и т.п.: Особого комментария требу ет употребление глагола предати .

7. Личное местоимение мы употребляется вместо местоимения я (соответствующую форму получает глагол-сказуемое):Таким образом, мы можем заключить, что … Подобное использование числовых форм также способствует тому, что личность исследователя на первый план не выдвигается.

8. Среди немногочисленных глаголов 70% приходится на глаголы настоящего времени ; из них 98% имеетвневременное значение : Ртуть переходит из жидкого состояния в твердое при температуре –79°С (всегда переходит).

9. Используются также формы будущего времени с вневременным значением: Запишем условие задачи (типичное действие при решении задач).

10. Глаголы чаще (в 80% случаев) употребляются в формах несовершенного вида , которые являются более абстрактными по сравнению с формами совершенного вида.

11. Используется много возвратных глаголов : считается , рассматривается , относится .

12. Пассивные конструкции преобладают над активными.

Сказуемые в таких конструкциях могут быть выражены:

– возвратными глаголами в форме страдательного залога: По окончании опыта отсчитывается остаток кислот ;Диссонансное соотношение формы и содержания наблюдается лишь в области пермиссивных значений императивных высказываний ;

– страдательными причастиями: Точка удалена от плоскости ; Среди источников прецедентных текстов были выявлены названия произведений живописи .

Субъект действия в таких конструкциях, как правило, не называется.

13. Часто употребляются безличные предложения . Сказуемые таких предложений обычно выражены безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении или сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) и инфинитива: В современном русском языке насчитывается около 150 цветоообозначений ; Нужно заметить, что контекстуальная маркированность символических значений не регулярно присутствует в тексте .

Обобщенно-отвлеченный характер может также придаваться научному тексту за счет использования неопределенно-личных предложений : Бром получают подобно хлору .

    ЛОГИЧНОСТЬ КАК СВОЙСТВО НАУЧНОГО СТИЛЯ: СРЕДСТВА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.

С.М. Карпенко

В связи с модернизацией образования и планирующимся переходом на профильное обучение особое значение придаётся качеству образовательного процесса. Качественная реализация образовательных программ предполагает обращение учителя к вспомогательным в процессе обучения средствам – учебно-методическим пособиям.

Особенности учебно-научного текста недостаточно освещены в научной литературе, хотя в целом научный стиль достаточно изучен исследователями Пермской лингвистической школы (см. работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой, Е.А. Баженовой и др.).

Наша задача – на основе обобщения имеющегося в научной литературе материала и анализа ряда текстов указанного жанра охарактеризовать жанрово-стилистические особенности учебного пособия. Понимая под жанром «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» , отметим специфику композиции данного жанра и особенности реализации основных стилевых черт научного стиля применительно к тексту учебного пособия. Учебное пособие как жанр научного стиля является текстом учебно-научным и занимает промежуточное положение между текстами собственно научными и научно-популярными, что обусловливает его специфику.

Выделяют разные типы учебных пособий: 1) методические указания (рекомендации) (автор – составитель); 2) учебно-методический комплекс, включающий курсы лекций, практических занятий; 3) учебное пособие, содержащее программу курса, разработки каждой темы в рамках программы, упражнения и практические задания, способствующие усвоению и закреплению пройденного материала, обобщающие таблицы, тексты для анализа, темы для учебных сообщений, список использованной и рекомендуемой литературы и др.; 4) сборники контрольно-тренировочных упражнений и т.д.

Структура учебно-научного пособия является традиционной и включает следующие основные разделы: аннотацию, оглавление, предисловие, введение, основное содержание, библиографические списки [см. подробнее: 2].

При характеристике любого жанра важен экстралингвистический контекст, составляющий основу речевого общения. Экстралингвистические факторы, влияющие на специфику учебно-научного текста, являются стилеобразующими. Среди экстралингвистических факторов традиционно выделяют сферу общения, характер адресата, задачи речевого общения в данной сфере, тип мышления, форму речи и др. .

Любой текст как средство коммуникации адресован определённой категории читателей. Фактор адресата учебно-научного текста является ведущим и в постановке задач, и в выборе языковых средств. В отличие от текста собственно научного подстиля – научной статьи, монографии и др., учебное пособие адресовано неспециалисту, человеку, целью которого является обучение, т.е. приобретение научного знания. Ситуация обучения, на которую ориентирован текст данного типа, определяет его информационную направленность и доступность подачи научного материала. Таким образом, научность и доступность изложения в равной степени свойственны учебному пособию. Задача автора учебного пособия – доступно для адресата изложить научную информацию, объяснить, проиллюстрировать примерами, обобщить, сопроводить её вопросами и подобрать задания для закрепления материала, отработки практических навыков.

Письменная форма речи обусловливает отбор языковых средств, которые в данном стиле имеют в основном книжный характер. Невозможность переспросить при письменном характере изложения диктует необходимость выбора точных формулировок, полных синтаксических конструкций. Научный текст – форма осуществления коммуникации обучаемого и обучающего. Несмотря на монологический характер речи, коммуниканты в данном случае вступают в диалогические отношения, которые реализуются в вопросно-ответных комплексах. Автор учебного пособия ведёт постоянный диалог с адресатом, ставя вопросы и отвечая на них. Например: Что составляет концептуальную основу обучения текстовой деятельности? Как связаны понятия речевая деятельность и текстовая? Каковы условия осуществления эффективной текстовой деятельности? Какие виды текстовой деятельности выделяются? . После каждого вопроса следует обстоятельный развёрнутый ответ.

При реализации диалогичности учебно-научного текста необходимо учитывать и риторические принципы диалогизации речевого поведения, выделяемые А.К. Михальской: учёт фактора адресата, принцип конкретности, близости содержания речи интересам и жизни адресата. Принцип конкретности реализуется благодаря примерам, подтверждающим высказанные ранее мысли, некоторой образности (насколько это допустимо в научном стиле), конкретизации фактов, употреблению не родовых, обобщающих наименований, а видовых, имеющих конкретную семантику и способствующих реализации принципа доступности. Среди приёмов диалогизации можно выделить побудительный характер изложения, проявляющийся при формулировании заданий посредством употребления глаголов 2 лица, множественного числа, повелительного наклонения: укажите , раскройте , определите , выявите , распределите , подберите , употребите , образуйте , составьте , затранскрибируйте , запишите , перепишите , проанализируйте , обобщите и др. Использование глаголов в неопределённой форме, придающих категоричность и императивность высказыванию, не способствует предполагаемому общению автора и адресата (ср.: Указать сложноподчинённые предложения. Укажите сложноподчинённые предложения).

Стилевые черты, свойственные научному стилю в целом, в полной мере характеризуют и текст данного жанра. Рассмотрим некоторые особенности реализации стилевых черт научного стиля применительно к жанру учебного пособия.

Строгость, объективность изложения.

Цель учебного пособия – «преподнести научное знание, объективно науке уже известное, однако новое для данного адресата. Тем самым адресат приобщается к науке, научному знанию» .

Автор соответственно выступает как интерпретатор и в некоторой степени популяризатор научной информации. Реализуя такую стилевую черту научного текста, как объективность, автор не должен дублировать материал других учебных пособий. «В учебном пособии представлено уже устоявшееся, базовое (дисциплинарное) научное знание, изложение в целом не имеет проблемного характера и полемической заострённости» .

Но учебно-методическое пособие может быть посвящено рассмотрению какой-либо дискуссионной проблемы. В этом случае изложение разных точек зрения может предваряться вопросом, например: «Как же решается вопрос о вводных единицах в учебных пособиях и научных грамматиках? ». Или: «Обратимся к пониманию водных единиц лингвистами, которые стояли у истоков русского синтаксиса » . Далее последовательно представлены разные позиции учёных, после чего формулируется авторское обобщение: «Как видно, у лингвистов нет категоричности, замыкающей научные поиски истины » (там же).

Обобщённо-отвлечённый характер изложения.

Обобщённый характер изложения проявляется в семантике и структуре текста Обобщение следует, как правило, после рассмотрения проблемных вопросов, анализа разных точек зрения и вводится в текст словами и сочетаниями: итак , таким образом , в целом , как видно , как показал анализ и др. Обобщающий характер имеет использование глаголов в «настоящем вневременном» значении: выделяются , определяются , подразделяются и др.; «не случайно в учебниках нового поколения при изучении частей речи приводятся данные об их роли в речевой практике » . Обобщение реализуется и посредством структурирования фрагментов текста: «Подведём итоги »; «Вопросы для самопроверки » и др. С целью выделения и обобщения материала используются таблицы, схемы, комментарии. Данная стилевая черта актуализируется в пособиях, являющихся руководством к выполнению контрольных работ и содержащих схемы, планы, памятки, комментарии, образцы анализа слов в научной и школьной грамматике и т.д. [см., например: 8].

Служит целям обобщения и повторение предшествующей информации в несколько изменённом виде: «Под внеязыковым фактором понимается творческая активность автора, намеренно направляющего ассоциации читателя в нужное русло, и воспринимающего лица… » и далее: «Иначе говоря, внеязыковой аспект образной перспективы – это творческая активность субъектов, кодирующих и декодирующих текст » . Используются составные глагольные формы «с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа»: рекомендуется выписывать , необходимо отличать , следует отметить .

Логичность

Логика рассуждения в научном тексте имеет ретроспективно-проспективную направленность . Новое знание, представленное в основной части учебного пособия, вводится последовательно с опорой на «старое знание», «причём на каждом новом, продвигающем вперёд витке, происходят два непременных процесса: а) отталкивание от старого и возвращение к нему и б) введение новой мысли» . Исследователями отмечается коммуникативный эффект (обусловленность законами психологии восприятия и понимания текста) и текстообразующая функция ретроспективно-проспективного характера научного текста .

Средствами выражения категорий проспекции и ретроспекции являются глаголы подчеркнём , вспомним , сопоставим и др. Как показали наблюдения, наиболее употребительным является приём ретроспекции: «В рассматриваемом выше тексте-повествовании… » ; «Как видно из приведённого выше примера… » ; «Как известно, основным методом познания является диалектический метод… » . Категория проспекции чаще реализуется в ближайшей перспективе текста: «Остановимся подробнее на основных частных методах анализа художественного текста » ; «Приведём пример ассоциативного поля текста » .

Реализации логичности служат языковые средства композиционно-структурных и информативных связей фрагментов текста . Композиционно-структурные связи определяют место высказывания в тексте (в начале, середине, конце развития темы; в ряду подобных микротем; на дистанции к предшествующему и последующему фрагментам). Информативные связи классифицируются по типам выделяемой информации, каждому из которых соответствуют определённые языковые связки.

    Иллюстративная объективно-логическая информация: «Так, в стихотворении Д.Кедрина «Я» доминируют причастия, составляющие треть всех знаменательных слов…» .

    Существенная объективно-логическая информация: «Особого внимания заслуживает позиция А.Г. Руднева» .

    Типичная объективно-логическая информация: «Но во многих случаях члены УК настолько логически тесно связаны между собой, что перестановка их является практически невозможной» .

    Нетипичная объективно-логическая информация: «В некоторых случаях при перестановке уточняемого и уточняющего пояснительные (в широком значении) отношения сохраняются…» .

    Объективная информация, полученная из определённых источников: «А.А. Шахматов считал, что…» .

    Уточняющая объективная информация: «Содержание, иными словами, – это….» ; «Иначе говоря, даже если значение общего и частного в предложении сохраняется, но члены, представляющие их, расположены в обратном порядке, то УК не образуется» .

    Дополнительная объективно-логическая информация: «Однако необходимо отметить, что в отдельных случаях количество общих признаков может быть большим, а дифференциальных – соответственно – меньшим» .

    Субъективная оценка логического тезиса по его достоверности: «Понятно: данная часть некорректна, т.к. нацеливает на вопрос, а чем же они являются в предложении» .

Точность

Данная стилевая черта реализуется прежде всего при употреблении полных синтаксических конструкций, вводных слов и вставных конструкций, терминологической лексики, ссылок и сносок в тексте с указанием инициалов и фамилии автора, года издания работы и т.д. Специфика употребления терминов в учебно-научном тексте обусловлена необходимостью доступного толкования терминологических обозначений. Исследователями отмечается допустимость популяризации научного знания текста учебного пособия. При этом под популяризацией понимается доступное, но не упрощённое изложение научной информации. С.В. Сыпченко выделяет приёмы популяризации научного знания при употреблении терминов (приёмы включения научного термина в контекст): 1) предварение иллюстративным примером, после которого следует объяснение термина; 2) препозиция употребления термина с помощью общеупотребительных слов; 3) этимологическая справка; 4) контекстуальная синонимизация, т.е. использование общеупотребительных слов и словосочетаний в качестве соотносительных средств обозначения научного понятия; 5) сопоставление, направленное на объяснение обобщённо-абстрактного через его соотнесение с конкретным, наглядным; 6) использование для толкования терминов функционально-смыслового типа речи (описания, повествования, рассуждения) .

При создании учебного пособия необходимо учитывать особенности восприятия адресата, его пресуппозицию и такие параметры текста, как ассоциативность и регулятивность. Ассоциативность восприятия имеет значение не только для восприятия и интерпретации художественного текста, но и в некоторой степени при освоении научной информации. Большую роль при этом играют ключевые слова. В научном тексте это, как правило, термины, обозначающие как уже знакомые адресату понятия, так и новые. Регулятивность – организация познавательной деятельности адресата средствами текста . Средства регулятивности учебно-научного текста - лингвистические (лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические) и экстралингвистические (композиционные, логические, графические).

Таким образом, учебное пособие – жанр учебно-научного подстиля, имеющий свою специфику.

Литература

                Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 318с.

                Положение о подготовке и издании научной, учебной и учебно-методической литературы в ТГПУ / Сост. Н.И. Медюха. – Томск, 2002. – 30с.

                Кожина М.Н. Научный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. – С. 242-248.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: пособие для филологов. Ч. 1 – 4. – Томск, 2001 – 2005.Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В. Матвеева. – М.. 2003. – 432с.Баженова Е.А., Котюрова М.П. Жанры научной литературы // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. – С. 57-67.Бражникова А.И. Вводные единицы в современном русском языке. Методическая разработка для студентов-филологов. – Томск, 2003. – 20с.Морфологический анализ слов разных частей речи: Методические указания для студентов заочного отделения филологического факультета / Составитель Л.Г. Ефанова. – Томск, 2003. – 32с.Кожина М.Н., Чиговская Я.А. Стилистико-текстовый статус и взаимодействие категорий ретроспекции и проспекции в научной речи (интердисциплинарный аспект) // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. М.П. Котюрова. – Пермь, 2001. – С. 118 – 156.Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: синхронно-сопоставительный очерк. – Свердловск, 1990 – 172с.Глебская Т.Ф. Современный русский язык. Синтаксис. Пояснительная связь в простом предложении: Учебно-методическое пособие. – Томск, 2005. – 36с.Сыпченко С.В. Речевые приёмы популяризации научного знания в педагогическом процессе // Проблемы развития речевой культуры педагога: Материалы регионального научно-практического семинара (28-29 ноября 1997). – Томск, 1997. – С.32-37.

Сдано в набор 13.06.2006 г.

Подписано в печать: 17.06.2006 г.

Формат 62х84/16. Гарнитура «Таймс».

Печать трафаретная. Бумага офсетная № 1.

Усл. печ. л. 6,98. Заказ № 44.

1 Рац М.В., Ойзерман М.Т. Размышления об инновациях // Вопросы методологии. – 1991. - № 1.

2 Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социальных изменений. Пер. с фр. – М., 1998. – 284 с.

3 Сенге П., Клейнер А., Робертс Ш. и др. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2003; Гайсельхарт Х. Обучающееся предприятие в ХХI веке. Пер. с нем. Н.В. Маловой. – Калуга: «Духовное познание», 2004.

4 Гайсельхарт Х. Обучающееся предприятие в ХХI веке. Пер. с нем. Н.В. Маловой. – Калуга: «Духовное познание», 2004. – С. 228.

5 Щедровицкий П.Г. Начала системно-структурного исследования взаимоотношения в малых группах. Курс лекций. /Их архива П.Г. Щедровицкого. Т. 3. – М.: Изд-во «Путь», 1999. – 352 с.

6 Там же, С. 212-213.

7 Очерки русской литературы Сибири. Т.1. Дореволюционный период. – Новосибирск: Наука, 1982. – С. 45.

8 Общее количество часов по русскому языку для 5 класса и указанное распределение даны в полном соответствии с существующими программами по русскому языку, рекомендованными Министерством образования Российской Федерации (см. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2000.

Научный стиль - функционально-стилевая разновидность литературного языка, которая обслуживает разнообразные отрасли науки (точные науки, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется в жанрах монографии, научной статьи, диссертации, реферата, тезисов, научного доклада, лекции, сообщения на научные темы, рецензии , а также в учебной и научно-технической литературе и т. д. Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер речи, строгий отбор языковых средств, стремление к нормированности речи. Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в различных сферах деятельности, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль и устной формы общения с использованием научного стиля.

Главной коммуникативной задачей общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в этой сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный, логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля, как отвлеченность , обобщенность , подчеркнутая логичность изложения, и вторичные, более частные, стилевые черты: смысловая точность (однозначность выражения мысли), информативная насыщенность , объективность изложения , отсутствие образности и эмоциональности . Обобщенность и отвлеченность языка научной прозы диктуются спецификой научного мышления. Наука трактует о понятиях, выражает абстрактную мысль, поэтому язык ее лишен конкретности. В этом отношении он противопоставлен языку художественной литературы.

Лексические средства научного стиля

Основной особенностью организации языковых средств и научном стиле является их обобщенно-отвлеченный характер на лексическом и грамматическом уровнях языковой системы, что придает научной речи единую функционально-стилистическую окраску. Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины .

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Аппаратура работает как при высоких, так и при низких температурах . При том, что в предложении нет ни одного специального слова, очевидно, что в научном тексте такие общеупотребительные слова составляют основу изложения. В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в жанрах, обращенных к широкой аудитории. Общеупотребительные слова в научном стиле используются в их номинативном значении, что позволяет объективно обозначить сущность понятия или явления. Однако в конкретном научном тексте они могут изменять свою семантику. Например, слово предполагать в математических текстах обозначает «считать, допускать»: Предположим, что данные треугольники конгруэнтны . За многозначными общеупотребительными словами в научныx текстах закрепляется специальное значение. Так, существительное окончание , имеющее два значения (1. Завершение, доведение чего-либо до конца. 2. Заключительная часть чего-либо), в лингвистике употребляется как однозначное: " грамматически изменяющаяся часть слова; флексия" .

Общенаучная лексика – второй значительный пласт научной речи. Это уже часть языка науки, т. е. языка описания научных объектов и явлений. При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, хотя и носят терминологический характер, например: операция, задача, явление, процесс, поглощать, абстрактный, ускорение , величина, функция, значение, элемент, результат, следствие, анализ, синтез, система, базироваться, универсальный и др.

Для научного стиля характерно широкое использование абстрактной лексики , преобладающей над конкретной: испарение, замерзание, давление, мышление, отражение, излучение, невесомость, кислотность, изменяемость и т. д. В отвлеченных и обобщенных значениях используются не только слова с абстрактной семантикой, но и слова, обозначающие вне научного стиля конкретные предметы. Так, в предложении В нашей местности растут дуб, ель, береза слова дуб , ель , береза обозначают не единичные, конкретные предметы (конкретное дерево), а класс однородных предметов, породу деревьев, т. е. выражают общее понятие. Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается также употреблением специальных слов типа обычно, обыкновенно, всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий, любой, каждый .

Поскольку в области науки и техники требуется максимально точное определение понятий и явлений действительности, отражающее точность и объективность научных истин и суждений, специфической особенностью словарного состава научного стиля является использование терминов .

Термин (от лат. terminus "граница, предел") - слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства. Каждая отрасль науки располагает своей терминологией, объединенной в одну терминосистему (терминология медицинская, математическая, физическая, философская, лингвистическая, литературоведческая и др.). Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы . Лексическое значение термина соответствует понятию, выработанному в данной области науки. Термины, входящие в состав нескольких терминосистем, и конкретном тексте употребляются в каком-то одном значении, характерном для определенной терминологической системы.
Например : Реакция [франц. reaction , нем. Reaktion < лат. re против + ctio действие]
1. Биол . Ответ (организма, его части) на какое-л. раздражение извне.
2. Физ. и Хим . Физико-химическое взаимодействие между веществами.

error: