Развитие вмф ссср после второй мировой войны. Ссср и мир после второй мировой войны Мир после 2 мировой войны в ссср

Социально-экономическое положение в первые после Второй мировой войны

Вышел из войны победителем. Победа подняла международный военно-политический престиж СССР. Он стал второй супердержавой мира. В прошедшей войне СССР потерял 27 миллионов человек и одну треть своих национальных запасов.

После войны перед стояла главная задача – залечить раны и перевести хозяйство страны на мирные рельсы.

Уже в 1950 году производство продуктов сельского хозяйства вышло на довоенный уровень.

После ощущалась нехватка трудовых резервов. Чтобы выйти из этого положения, использовали труд заключенных, сосланных в Сибирь, и военнопленных.

Чтобы улучшить финансовую систему страны, в декабре 1947 года была проведена денежная реформа. Ценность денежных знаков увеличилась в десять раз. Тогда же, в декабре 1947 года были ликвидированы карточки (талоны на покупку продуктов).

После войны в политической структуре страны также произошли определенные изменения. С сентября 1945 года было отменено чрезвычайное положение. Был упразднен Государственный Комитет Обороны. С марта 1946 года Совет Народных Комиссаров СССР был переименован в Совет Министров СССР.

Вся власть концентрировалась в руках партийных руководителей. Тоталитарный режим ещё более усилился. Система государственного управления лагерями (ГУЛАГ) достигла высшего уровня.

После началась новая волна массовых репрессий. В 1948 году по сфальсифицированному “ленинградскому делу” было арестовано 2 тысячи человек. Серьезнейшие ошибки были допущены в национальной политике. Великорусский шовинизм набирал силу. Тысячи украинцев, литовцев, латышей и эстонцев были обвинены в сопротивлении советизации и коллективизации, и депортированы. Жемчужины народного творчества эпосы “Деде Горгуд” и “Манас” были заклеймены как “реакционные и антинародные”.

Усилилось влияние большевистской идеологии на литературу, искусство и науку. В конце 1948 года началась борьба с космополитизмом. Был восстановлен “железный занавес”, отсекающий страну от культуры остального мира.

5 марта 1953 года умер И.Сталин. Началась борьба за власть. На первые позиции вышли Г.Маленков и Л.Берия. Летом 1953 года Л.Берия был арестован и расстрелян. После этого у руля власти стали Г.Маленков и Н.Хрущев, который в сентябре 1953 года был избран первым секретарем ЦК партии. В феврале 1955 года Г.Маленков был обвинен в организации “Ленинградского дела” и был уволен с поста главы государства. На пленуме ЦК партии в 1957 году оппозиционеры (консерваторы) были объявлены “антипартийной группой” и изгнаны со всех постов. Хрущев и его сторонники одержали победу над своими оппонентами. В 1957 году маршал Г.Жуков был отстранен с поста министра обороны и исключен из состава Президиума ЦК партии.

В 1958 году Н.Хрущев стал занял две должности: первого секретаря ЦК партии и председателя Совета Министров СССР. Это была полная победа Хрущева в борьбе за власть, отказ от принципов коллегиальности в управлении, возврат к сталинской практике единоличного управления страной.

В феврале 1956 года состоялся XX съезд КПСС, на котором прозвучала критика культа личности Сталина. 30 июня 1956 года в ЦК КПСС было принято решение “О культе личности и ликвидации его последствий”. Тысячи людей, репрессированных в 30-40-х годах, были реабилитированы. Балкары, ингуши, калмыки, карачаевцы, чеченцы вновь получили автономию. Началось исправление ошибок, допущенных в национальной политике. В правительственных структурах и в руководстве хозяйством произошли серьезные изменения.

Впервые колхозникам стали выдавать пенсию. С 1959 года они стали получать паспорта. Это был важный шаг в сторону освобождения крестьян от полукрепостнической зависимости. Экономические трудности начала 60-х годов создали почву для новых конфликтов.

В октябре 1964 года Н. Хрущев был освобожден с занимаемых должностей и отправлен на пенсию. Л.И. Брежнев стал Первым секретарем ЦК КПСС, А.Н.Косыгин стал Председа­телем Совета Министров СССР.

Экономические реформы 1950-1960-х годов

После смерти Сталина впервые с идеей экономической реформы выступил Г. Маленков в августе 1953 года. Он предложил дать преимущество в промышленном производстве товарам широкого потребления. Однако, Г. Маленкова уволили, и идея реформы осталась неосуществленной.

В сентябре 1953 года по инициативе Н. Хрущева была подготовлена обширная программа развития сельского хозяйства, в которой предусматривалось:

  • увеличить материальную заинтересованность колхозников в развитии сельского хозяйства;
  • увеличить посевные площади за счет целинных земель.

С 1954 года началось использование целинных земель. Составной частью сельскохозяйственной реформы было восстановление Машинно-тракторных Станций (МТС) с 1958 года и предоставление в распоряжение колхозников сельхозтехники за высокую плату. В результате ряд колхозов разорились, а МТС потеряли квалифицированных механизаторов.

Принятые меры не исправили бедственного положения в сельском хозяйстве. Упало производство зерна. В 1963 и 1965 годах в стране был голод. Впервые были произведены закупки зерна за рубежом.

В 1957 году была перестроена структура управления промышленностью. Был создан Высший Совет Народного Хозяйства.

С 1959 года перешли с пятилетних к многолетним планам развития народного хозяйства; приняли Семилетний план (1959-1965 гг.). Ускорилось развитие машиностроения, химической промышленности, энергетики, производства стройматериалов и других промышленных отраслей.

В 1959 году началось движение за то, чтобы в трехлетний срок догнать и перегнать Америку по производству продуктов животноводства. На XXII съезде в 1961 году была принята программа строительства коммунизма в СССР в течении 20 лет.

Кризис режима

С приходом к власти Л. Брежнева наступил конец эпохи хрущевской “оттепели”. Период правления Брежнева называют “неосталинизмом”, “золотым веком”. В это время:

  1. Перестали критиковать Сталина.
  2. Усилилась традиция партийной номенклатуры.
  3. Была выдвинута линия на “стабильность кадров”.
  4. Некоторые мероприятия, начатые Хрущевым, были аннулированы.
  5. Партийный и государственный аппараты стали “раздуваться”.
  6. Административно-приказная система сталинских времен превратилась в административно-бюрократическую систему.
  7. Усилилась контролирующая функция партии над государственным аппаратом.

В 6-ой статье Конституции СССР, принятой в октябре 1977 года, подчеркивалась руководящая и направляющая роль Коммунистической Партии. Таким образом получил юридическое обоснование тот факт, что реальная власть в СССР принадлежит Коммунистической партии.

В этот период:

а) выросла роль армии и органов безопасности в политической жизни;

б) значительно выросло финансирование оборонительных программ;

в) в связи с ростом диссидентского движения и усилением социальной напряженности укрепились органы безопасности.

В результате сохранения старого режима:

а) образовался застой во всех областях жизни страны;

б) в стране возник социально-экономический кризис;

в) упало производство промышленной и сельскохозяйственной продукции;

г) ощутимо уменьшились капиталовложения, товарооборот, производительность труда и национальный доход.

После Л.Брежнева Советским Союзом управляли Ю.В.Андропов (1982-1984 гг.), К.У. Черненко (1984-1985 гг.) и М.С.Горбачев (1985- 1991).

“Перестройка” в СССР

В апреле 1985 года на пленуме ЦК КПСС была принята линия на ускорение социально-экономического развития страны. Было обещано, что к 2000 году экономический потенциал страны вырастет вдвое. Устаревший тезис о строительстве коммунизма был отвергнут. В январе 1987 года вместо ускорения встала задача коренного обновления общественного строя. В историю советского общества эта задача вошла как политика “перестройки”, которая предусматривала:

а) избавиться от перегибов социализма;

б) вернуться к “ленинским нормам”;

в) построить демократический социализм.

В 1987 году была принята программа экономических реформ, согласно которой:

а) преимущество было дано экономическим методам управления;

б) был предусмотрен переход к “хозрасчетному социалистическому строительству”.

Начались реформы и в советской политической системе:

а) осуществление “кадровой революции”;

б) создание “социалистического правового государства”;

в) разделение властей;

г) создание реального и гибкого советского парламентаризма.

Весной 1989 года прошли выборы народных депутатов. М.С.Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. В 1990 году был учрежден пост Президента СССР. М.С.Горбачев стал первым и последним президентом СССР.

В 1987 году была выдвинута линия на “гласность”, которая бы способствовала моральной, политической и культурной перестройке общества. В 1987 году была создана комиссия, которая доказала незаконность сталинских массовых политических репрессий и способствовала реабилитации сотен тысяч репрессированных. Это были плоды концепции “гласности”.

Начавшееся в национальных регионах освободительное движение ускорило распад СССР. Началом этого распада стало сепаратистское движение в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. В марте 1990 года Литва и Эстония, а в мае и Латвия приняли решение о государственной независимости. В Грузии был принят декрет о суверенитете.

В июне 1990 года РСФСР приняла Декларацию о суверенитете. В июне 1991 года Б. Ельцин был избран президентом РСФСР. В августе 1991 года группа консерваторов создала Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению. Путчисты заявили, что “по состоянию здоровья М.С. Горбачев не способен исполнять обязанности президента”, и его полномочия передаются вице- президенту Г. Янаеву. Путчисты ввели войска в Москву. Это событие вошло в историю как “августовский путч”. После бесславного окончания путча, под нажимом Б. Ельцина, Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев подписал указ о роспуске Коммунистической партии.

8 декабря 1991 года бывшие учредители СССР – лидеры славянских республик Российской Федерации, Украины и Белоруссии объявили о прекращении действия договора от 1922 года и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР. Советский Союз перестал существовать.

Россия избрала путь рыночной экономики. В октябре 1991 года была объявлена программа экономических реформ. Осуществление этой программы началось с 1992 года и включало в себя либерализацию цен, отмену монополии государства на внутреннюю и внешнюю торговлю и процесс приватизации. Россия объявила себя правопреемницей СССР и собственником всего достояния. Летом 1992 года была утверждена программа приватизации собственности. С 1 октября 1992 года началась выдача приватизационных чеков. Деятельность КПСС была прекращена, зародилась многопартийная система, произошли изменения в национальном строительстве.

В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. По этой Конституции Российская Федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 11 автономных областей. Татарстан, Башкирия, Якутия и Чечня взяли курс на выход из Федерации. В 1992 году между Российской Федерацией и субъектами федерации был подписан федеративный договор. Татарстан и Чечня отказались подписывать договор. Башкирия выставила условия, но договор подписала.

Выход Чечни из состава Российской Федерации и провозглашение независимости были оценены как “бунт и террор”. В конце сентября – начале октября 1993 года в стране начался политический кризис. В 1995 году состоялись выборы в Государственную Думу. В 1996 году Б. Ельцина вновь избрали Президентом. 31 декабря 1999 года Б. Ельцин подал в отставку и передал бразды правления В.В. Путину. В мае 2000 года В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации. В марте 2008 года Д.А.Медведев был избран Президентом Российской Федерации.

Победа во второй мировой войне сулила СССР значительные перемены. Этих перемен ждали и граждане, многие из которых при освобождении Европы, увидели буржуазную жизнь, от которой раньше их отгораживал железный занавес. Жители СССР после великой отечественной войны рассчитывали, что изменения коснутся экономики, сельского хозяйства, национальной политики и многого другого. При этом подавляющее большинство было лояльным к власти, поскольку победу в войне считали заслугой Сталина.

В сентябре 1945 года в СССР было отменено чрезвычайное положение, а также было объявлено о роспуске Комитета по Обороне.

В послевоенный годы в СССР начались массовые репрессии. Прежде всего, они коснулись тех, кто побывал в немецком плену. Кроме того, репрессии были направлены против народов Прибалтики, западной Украины и Белоруссии, население которых активнее всего выступали против Советской власти. Таким жестоким образом в стране наводился порядок.

Как и в довоенные годы репрессии советской власти коснулись военных. На этот раз это было связано с тем, что Сталин опасался популярности высшего военного командования, которое пользовалось общенародной любовью. По приказу Сталина были арестованы: А.А. Новиков (маршал авиации СССР), генералы Н.К. Кристаллов и П.Н. Понеделин. Кроме того, были арестованы некоторые офицеры, которые служили под командованием маршала Г.К. Жукова.

В целом репрессии послевоенных лет затронули практически каждое сословие страны. Всего за период с 1948 года по 1953 год в стране было арестовано и расстреляно приблизительно 6,5 миллионов человек.

В октябре 1952 года состоялся 19 съезд партии ВКП(б), на котором было принято решение о переименовании партии в КПСС.

СССР после великой отечественной войны кардинально изменило свою внешнюю политику. Победа СССР во второй мировой войне привела к обострению отношений СССР с США. В результате этого обострения началась холодная война. Советская власть, в послевоенный годы, усилила свое влияние на мировой арене. Многие страны мира, особенно те, которые были освобождены красной армией от фашизма, стали управляться коммунистами.

США и Англия всерьез переживали о том, что рост влияния СССР может привести к снижению их влияния на мировую политику. В результате было принято решение о создании военного блока, функцией которого будет противодействие СССР. Этот блок получил название «НАТО» и образовался в 1949 году. Американцы больше не могли тянуть с созданием НАТО, поскольку в том же году Советский Союз успешно провел испытание первой атомной бомбы. В результате обе стороны были ядерными державами. Холодная война продолжалась вплоть до смерти Сталина 5 марта 1953 года. Главным итогом послевоенных лет стало понимание сторонами того, что вопросы нужно решать мирным путем, поскольку холодная война при упорстве сторон может перерасти в вооруженную.

Но колонизаторы ещё не оставили попыток продолжать эксплуатировать молодые, отставшие в своём развитии страны, используя новые формы и методы. В частности, неоколониализм стремится создать такую систему международного разделения труда, которая постоянно бы воспроизводила зависимость экономически отсталых стран от западных держав, подчиняла бы их экономику потребностям империализма.

Советская внешняя политика с первых дней образования Советского государства направлена на поддержку национально-освободительных движений, на помощь развивающимся странам в отражении империалистической агрессии. Она способствует тому, что многие развивающиеся страны отвергают путь капитализма и избирают некапиталистический путь развития - социалистическую ориентацию.

Ленинская внешняя политика направлена на упрочение независимости и содействие прогрессу, развивающихся стран. По настоянию СССР требование об "уважении принципа равноправия и самоопределения народов" было включено в Устав ООН. Крепнущие экономические связи с СССР и всем социалистическим содружеством способствуют преодолению подчинения развивающихся стран западным капиталистическим державам. Советский Союз оказывает политическую и экономическую помощь освободившимся от колониализма странам и не преследует при этом получение прибыли и прав в отношении промышленных предприятий и других объектов, сооружаемых с его помощью.

СССР оказывает развивающимся странам помощь в подготовке национальных кадров. В ходе строительства и эксплуатации новых предприятий советские специалисты подготовили сотни тысяч квалифицированных рабочих и техников различных национальностей. В 1960 в Москве открылся университет дружбы народов им.П. Лумумбы, где готовятся специалисты по всем отраслям науки и техники. В советских вузах обучаются студенты из 84 стран Азии, Африки и Латинской Америки. Все они учатся бесплатно, получают стипендии за счёт Советского государства.

СССР придаёт большое значение развитию дружеств. отношений с народами арабских стран. Отношения с этими странами были и остаются важной областью внешней политики Советского Союза. В борьбе арабских народов за самостоятельный путь развития и социально-экономические преобразования советская внешняя политика сыграла исключительно важную роль, сорвала планы мирового сионизма и империализма. СССР решительно поддержал Египет, Сирию и Иорданию, подвергшихся в 1967 израильской агрессии, помог арабским государствам укрепить их обороноспособность. Советская внешняя политика направлена на ликвидацию израильско-арабского конфликта на справедливой основе, на обеспечение прочного мира на Ближнем Востоке. Ключевыми условиями для такого мира были и остаются - вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 арабских территорий, признание и претворение в жизнь законных национальных прав арабского народа Палестины вплоть до создания своего государства, а также гарантии независимого существования и развития всех государств этого района.

СССР успешно развивает политические, экономические и культурные отношения со многими странами Азии, в том числе с одной из крупнейших - Индией, отношения с которой покоятся на глубоком взаимном уважении и доверии. Советско-индийский договор 1971 подвёл под эти отношения ещё более прочную основу. Советская внешняя политика сыграла важную роль в урегулировании индо-пакистанского конфликта (см. Ташкентская декларация 1966) и налаживании отношений между Индией и Пакистаном.

Последовательный сторонник свободы и общественного прогресса народов, Советский Союз выступил за обеспечение независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Кипр. СССР поддержал народ Анголы в борьбе с силами империализма, расизма и реакции, выступившими против создания нового независимого государства.

Равноправный характер связей СССР с развивающимися государствами укрепляет их позиции по отношению к империалистическим державам, вынуждая последние идти на уступки, смягчать условия кредита и т.п. Появление большой группы независимых государств, не входящих в военно-политические союзы и в целом проводящих антиимпериалистическую политику, оказывало и оказывает существенное влияние на решение мировых проблем.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами - одно из главных направлений советской внешней политики. Это определяется тем, что именно в них наиболее полно проявляется основное противоречие современной эпохи - противоборство капитализма и социализма, наиболее резко отражается классовая борьба на мировой арене. После окончания 2-й мировой войны западные державы, напуганные ростом влияния и авторитета СССР, сыгравшего решающую роль в разгроме германского фашизма, размахом революционного движения и национально-освободительной борьбы, круто изменили свой внешнеполитический курс. Их правящие круги стали отходить от международного сотрудничества на основе равноправия и уважения интересов Советского Союза, от принятых странами - участницами антигитлеровской коалиции во время войны согласованных решений, подчинили свою политику целям антикоммунизма, антисоветизма. Исходя из представлений о "монополии" США на атомное оружие и их "неуязвимости", руководители империалистических государств пришли к выводу, что могут теперь с "позиций силы" навязывать свою волю остальному миру, используя атомный шантаж. Открытый поворот к вражде, к "холодной войне", борьбе против СССР и других сил свободы и демократии знаменовала речь Черчилля в г. Фултоне (США, март 1946), произнесённая в присутствии президента США Трумэна и получившая его полное одобрение. Она продемонстрировала истинные цели руководящих кругов западных держав и заложила один из краеугольных камней в создание под флагом антикоммунизма и антисоветизма агрессивного военно-политического блока империалистических держав. Едва закончилась 2-я мировая война, как мир и безопасность народов оказались под угрозой новой войны.

Миролюбивая советская внешняя политика должна была защитить в международных отношениях принцип уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств, отстоять мир и обеспечить международную безопасность. При подготовке мирных договоров с побежденными государствами СССР стремился заключить с бывшими союзниками Германии - Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией - такие договоры, которые сохраняли бы их экономическую независимость, ограждали от вмешательства во внутренние дела, определяли их законные границы. Подготовка и подписание договоров 10 февраля 1947 (см. Парижские мирные договоры 1947) свидетельствовали о возможности сотрудничества между СССР и капиталистическими странами и в послевоенное время.

Ещё в 1946 СССР выдвинул в ООН предложения: о мирном сосуществовании двух различных социальных систем; о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну; об укреплении ООН, в первую очередь обеспечение равноправия всех её членов; о выводе войск с территорий не вражеских государств и ликвидации иностранных военных баз; о всеобщем сокращении вооружений; о запрещении атомного оружия. Предложения СССР легли в основу резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1946 "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений". Однако империалистические круги, крупные державы Запада отвергли миролюбивые предложения СССР. В 1947 США провозгласили Трумэна доктрину, означавшую, что США присваивают себе право вмешиваться в дела всех стран на стороне реакции и контрреволюции. Эта доктрина служила целям экспансии и агрессии. Как средство использовать американскую экономическую помощь для обеспечения господствующего влияния в разорённых войной государствах Западной Европы, остановить путём американского вмешательства подъём революционного движения в этих странах, а также изолировать от СССР и вернуть на рельсы капитализма страны народной демократии, тогда же был выдвинут Маршалла план. СССР разоблачил стремления США, поддержанные англо-французскими империалистическими кругами, лишить суверенитета европейские государства и сделать их зависимыми от американского монополистического капитала.

Первый антисоветский военно-политический блок западноевропейских государств был создан в марте 1948. Под покровительством США в "Западный союз" вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. Неоднократные предложения СССР о переговорах для улучшения советско-американских отношений отвергались США. В экономической области большинство западных держав установило дискриминационные ограничения, которые привели к свёртыванию деловых связей с СССР и другими странами социализма. Созданная в апреле 1949 организация Североатлантического договора (НАТО) агрессивна по своей природе и направлена против СССР, а также других миролюбивых стран.

СССР твёрдо придерживался постановлений Крымской и Потсдамской конференций, осуществлял демократизацию, денацификацию и демилитаризацию территории советской зоны оккупации бывшего фашистского рейха. Западные же державы объединили свои зоны и, в нарушение межсоюзнических соглашений, создав в сентябре 1949 ФРГ, начали ускоренную ремилитаризацию, восстановление её вооруженных сил. Вся эта политика создавала серьёзную угрозу безопасности народов Европы. СССР не допустил вмешательства в ход общественного развития в Восточной Германии, на территории которой после образования ФРГ была создана ГДР (окт. 1949). Население ГДР избрало путь строительства социализма.

СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1945-2008 гг.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1945-2008 гг.
Рубрика (тематическая категория) Политика

Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гᴦ.)

Послевоенное устройство мира отличается целым рядом особенностей. Мировое сообщество, пережив самую кровопролитную за всю историю войну (более 50 млн. погибших) и сумев объединить усилия в борьбе против фашизма, рассчитывало на мир и процветание. При этом победа над фашизмом вскоре обернулась расколом мира и угрозой новой мировой войны. Для объективного анализа сложившейся обстановки крайне важно дать оценку международной ситуации.

Из войны 1941–1945 гᴦ. СССР вышел с возросшим авторитетом, что было проявлением признательности многих народов за освобождение от фашизма. Претензии на лавры ʼʼстраны-победительницыʼʼ имелись и у США, что диктовалось созданной за годы войны мощной экономической базой. После войны США контролировали 80 % золотого запаса капиталистического мира и сосредоточивали у себя до 60 % мирового промышленного производства, а рост вырабатываемой продукции составил 2,5 раза. США превратились в экономический, финансовый и политический центр мира. Монопольное обладание ядерным оружием давало возможность этой стране действовать ʼʼс позиции силыʼʼ в отношениях с потенциальным противником.

Постепенно складывается двухполюсная картина международных отношений: формировался блок просоветски ориентированных государств (социалистический лагерь) и противостоящих им западных стран, вступивших в союзнические отношения. Антигитлеровская коалиция с ее детищем – ООН была поставлена под угрозу. Общество втягивалось в ʼʼхолодную войнуʼʼ. Ее своеобразным манифестом стала речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенной 5 марта 1946 ᴦ. Политический смысл этого выступления заключался в ориентации мировой общественности на разрыв отношений между странами-победительницами и признание приоритетов на мировой арене за англоязычными странами. В отношении СССР выдвигалась идея противопоставить советской экспансии ʼʼжелœезный занавесʼʼ, опираясь на американскую ядерную монополию. Отныне в самих США утверждалось мнение, что ХХ в. – век Америки и нужно перестраивать мир по своему подобию.

Ответным шагом со стороны СССР была жесткая пропагандистская кампания против Запада, форсированное продвижение коммунистических идей в страны Восточной Европы и завершение работ по созданию ядерного оружия (в 1949 ᴦ. была испытана советская атомная бомба). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, шансов на развитие сотрудничества, дальнейший поиск его цивилизованных форм с учетом общечеловеческих ценностей практически не оставалось.

Вершиной противостояния стала корейская война 1950-1953 гᴦ. в которую были вовлечены помимо режимов Северной и Южной Кореи армейские подразделœения КНР, СССР и США. В отдельные моменты противостояния американское военное командование предлагало применить атомное оружие.

Вторая половина 40-х и начала 50-х гᴦ. характеризуется следующими событиями:

Со стороны США и их союзников – выдвижение плана экономического возрождения Европы (ʼʼплан Маршаллаʼʼ), создание в 1949 ᴦ. военно-политического блока НАТО (Североатлантический пакт), объединившего вначале 12 государств Европы и Северной Америки, отказ от ранее согласованных решений по Германии (в частности - признать восточную границу Германии по р.
Размещено на реф.рф
Одеру и Нейсе), локальные военные конфликты, наиболее крупным из которых стала война в Корее - 1950-1953 гᴦ., гонка вооружения, прежде всœего ядерных.

Со стороны СССР – в течение 1945-1948 гᴦ. были сформированы сначала коалиционные, с участием коммунистов, а затем – коммунистические по составу правительства в странах Восточной Европы, в 1949 ᴦ. создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1947 ᴦ. для координации деятельности коммунистических партий было создано Коминформбюро, просуществовавшее до 1956 ᴦ. В противовес НАТО в 1955 ᴦ. создается Организация Варшавского Договора как военно-политический союз стран социалистического лагеря. В 1956 ᴦ. при активном участии советских войск было подавлено антикоммунистическое восстание в Венгрии. Спровоцированное волюнтаристской политикой венгерского руководства оно отличавшееся крайней жестокостью по отношению к членам правящей партии.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав – СССР и США, в базе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного устройства. Приоритет общечеловеческих ценностей и идея мирового единства были отодвинуты на задний план.

Внутреннее положение Советского государства было не менее противоречивым. Его определяющие факторы:

- чувство гордости за одержанную победу, возросший авторитет страны подпитывали идею исключительности социалистической державы;

Материальные и моральные потери, человеческие жертвы порождали, напротив - пессимизм, неверие, утраченное чувство перспективы;

- ʼʼхолодная войнаʼʼ, обострение международной обстановки провоцировали экстремальную обстановку с акцентом всœе на тот же энтузиазм;

В обществе зрела ʼʼкритическая массаʼʼ (вернувшиеся с фронта͵ из лагерей, интеллигенция), в центре внимания которой был вопрос о сути общественной системы и крайне важно сти ее пересмотра, К тому же общая угроза сблизила народы и понятие ʼʼсистемаʼʼ потеряло смысл.

Победа предоставила Советскому государству выбор: развиваться с цивилизованным миром, или по-прежнему искать ʼʼсвой путьʼʼ.

Экономическое положение было крайне тяжелым. СССР потерял 1/3 своего национального богатства, погибло 27 млн. чел. Были разрушены 32 тыс. предприятий, 1710 городов и посœелков, 70 тыс. деревень, 96 тыс. колхозов и совхозов. Сумма прямых потерь, причинœенных войной, была оценена в 679 млрд. руб., что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 ᴦ. Засуха 1946 ᴦ. и последовавший за ней голод ухудшили производительные силы деревни.

Задачи восстановление хозяйства были отражены в четвертом пятилетнем плане, главной задачей которого было не только восстановить разрушенное войной народное хозяйство, но и превзойти довоенный уровень в значительных масштабах. Основным направлением развития в послевоенные годы опять становится форсированное развитие тяжелой промышленности. Уже в 1948 ᴦ. национальный доход страны был увеличен на 64 %, достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1950 ᴦ. превзойден на 73 %. Сельское хозяйство вышло на уровень довоенного производства в 1950 ᴦ. Высокими темпами развивались наука и техника. Крупных достижений добилось отечественное ракетостроение, авиастроение, радиотехника.

Социальные проблемы решались медленнее. При этом уже в 1947 ᴦ. была отменена карточная система и одновременно проведена денежная реформа, обеспечившая стабилизацию денежной системы. Высокие темпы восстановления и развития промышленности обеспечивались за счёт изъятия средств из сельского хозяйства, что сказывалось на положении крестьян. Доходы крестьян оставались в 4 раза ниже доходов рабочих и служащих.

Сложной оставалась и политико-идеологическая ситуация в стране. Мы уже отметили наличие в обществе ʼʼкритической массыʼʼ, которая стремилась к изменению системы. При этом выбора в пользу демократии не случилось. ʼʼЭйфория победыʼʼ утвердила мысль об идеальности советской системы. Элементы либерализации общества, формально заложенные в проектах Конституции и Программы партии (1947) не получили своего воплощения. Более того, власть развернула кампанию по ужесточению контроля за общественной жизнью. Для борьбы с опасными общественными умонастроениями использовались прежние полицейско-репрессивные меры. Сотни тысяч вернувшихся на родину военнопленных были отправлены в лагеря.

В 1946-1948 гᴦ. была принята серия идеологических постановлений ЦК ВКП(б): ʼʼО журналах ʼʼЗвездаʼʼ и ʼʼЛенинградʼʼ, ʼʼОб опере ʼʼВеликая дружбаʼʼ Мурадели, ʼʼО репертуаре драмтеатровʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Творческая интеллигенция, таким образом, была поставлена на место за вольнодумство и игнорирование принципа социалистического реализма. В 1947-1951 гᴦ. были проведены погромные ʼʼдискуссииʼʼ по философии, языкознанию, политэкономии, истории, физиологии, в ходе которых насаждались единомыслие и административно-командный стиль в науке.

Отражением внутренней борьбы в руководстве страны стало так называемое ʼʼленинградское делоʼʼ. По сфабрикованным обвинœениям были расстреляны ряд видных партийных и государственных деятелœей (А. Кузнецов, М. Родионов, и др.). Одиозную историческую известность приобрело ʼʼдело врачейʼʼ, принявшее антисемитскую окраску.

Надежды общества, поколения победителœей на либерализацию политического режима были подавлены административно-репрессивной машиной. Только скоропостижная кончина И. Сталина 5 марта 1953 ᴦ. изменила обстановку в стране. С его кончиной закончилась целая эпоха в жизни страны.

К марту 1953 ᴦ. в высших партийных органах сформировались две базовых группировки. Первая из них предполагала сохранение сталинского курса без принципиальных корректировок (В. Молотов, Л. Каганович, Н. Булганин, К. Ворошилов), а вторая понимала крайне важно сть реформирования тоталитарной системы, смягчение политического режима. (Г.М. Маленков, Н.С. Хрущевым, с аналогичными заявлениями выступал и Л.П. Берия).

Самой серьезной проблемой для наследников Сталина было решение вопроса о сохранении созданной ими системы. Но каждый из них понимал, что оставить ее без изменений было уже невозможно. Наиболее радикальную программу преобразований предложил Берия:

Осудить культ личности Сталина;

Перестроить и смягчить сложившуюся репрессивную систему;

Увеличить доля национальных кадров в партийном и государственном аппарате союзных республик;

Перераспределœение властных полномочий от партийных организаций к государственным;

Во внешней политике – нормализация отношений с Югославией, объединœение ГДР и ФРГ.

Возможность усиления позиций Берии встревожило его соперников, опасавшихся, что его приход к власти приведет к новому витку репрессий среди высшего руководства. Маленков и Хрущев, объединившись, в июне 1953 ᴦ. на заседании Президиума ЦК при решающем участии Жукова арестовали Берию, объявив его в традициях того времени английским шпионом и врагом народа. В декабре 1953 ᴦ. он был расстрелян.

Поиск новой модели общественного развития (1953–1990-е гᴦ.)

СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1945-2008 гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1945-2008 гг." 2017, 2018.

2. Внутренняя политика СССР

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 26,5 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального.

Поэтому в первые послевоенные годы главной задачей было восстановление разрушенного народного хозяйства. США, согласно плану Маршалла, оказывали европейским странам колоссальную финансовую помощь в восстановлении экономики: за 1948-1951 гг. страны Европы получили от США $12,4 млрд. США предложили финансовую помощь и Советскому Союзу, но при условии контроля с их стороны за расходованием предоставляемых средств. Советское правительство на таких условиях эту помощь отвергло. Советский Союз восстанавливал свою экономику за счёт собственных ресурсов.

Уже в конце мая 1945 г. ГКО постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров народного потребления. Был принят закон о демобилизации 13-ти возрастов личного состава армии. Демобилизуемые обеспечивались комплектом одежды и обуви, единовременным денежным пособием, местные власти должны были в течение месяца трудоустроить их. Произошли изменения в структуре государственных органов. В 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны (ГКО). Его функции были вновь распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП (б) и Верховным Советом СССР. В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Председателем Совета Министров в 1946 - 1953 гг. по-прежнему являлся И.В. Сталин. Во главе министерств стояли члены правительства, они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства и культуры.

С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П. Берия, затем - С.Н. Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Меркулов, затем - В.С. Абакумов). В 1946 г. наркоматы были переименованы соответственно в министерство внутренних дел СССР и министерство государственной безопасности СССР.

На предприятиях и учреждениях был возобновлен нормальный режим труда: восстанавливался 8-часовой рабочий день, ежегодные оплачиваемые отпуска. Был пересмотрен государственный бюджет, ассигнования на развитие гражданских отраслей экономики увеличивались. Госплан подготовил 4-летний план восстановления народного хозяйства на 1946-1950 гг. Восстановление и развитие промышленности. В области промышленности предстояло решить три важнейшие задачи:

· демилитаризовать экономику;

· восстановить разрушенные предприятия;

· осуществить новое строительство.

Демилитаризация экономики в основном завершилась в 1946-1947 гг. были упразднены некоторые наркоматы военной промышленности (танковый, минометного вооружения, боеприпасов). Вместо них создали министерства гражданского производства (сельскохозяйственного, транспортного машиностроения и др.).

Значительный размах получило строительство новых промышленных предприятий по всей стране. Всего за годы первой послевоенной пятилетки было построено новых и восстановлено разрушенных в годы войны 6200 крупных предприятий.

Борис Ельцин - первый президент Российской Федерации

Экономика В годы президентства Борис Ельцин подвергался критике, в основном связанной с общими негативными тенденциями развития страны в 1990-е годы: спадом в экономике, резким снижением уровня жизни...

Внешняя и внутренняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны

В результате выполнения первого и второго пятилетних планов (1929-1937) СССР стал одной из немногих стран мира, способной производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству...

Внешняя политика советского государства накануне войны

Посмотрим теперь, как же развивались события в международной политике накануне второй мировой войны. Начать отсчет событий можно с 1933 года, как даты прихода к власти в Германии Национал-социалистической партии фашистского толка во главе с А...

Демографический облик кубанского казачества в годы НЭПа

Взаимоотношения со странами Антанты, союзниками Российской империи в Первой мировой войне, у Советской России не складывались. Многие страны Европы опасались распространения революционных идей из СССР на своей территории...

Деятельность Цинь Шихуанди по созданию централизованного государства в Китае

После объединения всей страны и превращения её в единое монолитное государство - империю, Цинь Шихуанди начал проводить реформы, направленные на укрепление своего государства. Эти реформы можно разделить на два типа: во-первых...

Иван Грозный - герой или тиран?

История царствования Николая I

Он вступил на престол, вдохновленный идеей службы государству, и мятеж 14 декабря преломил реализацию ее по двум направлениям. С одной стороны, Николай увидел опасность для собственных прав и прерогатив, а следовательно, с его точки зрения...

Наполеон Банопарт

Состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества...

Отношение СССР к войне в Персидском заливе в 1991 году

Внешняя политика Советского Союза в период с 1985 по 1990 год была разнообразной и в основном «новой», она не то чтобы противоречила политике, сложившейся в период после второй мировой войны и до конца 70-х годов, она была другого мнения о «Западе»...

error: