Основные термины региональной экономики. Основные понятия, характеризующие категории «мировая экономика», «региональная экономика», «национальная экономика Каковы основные понятия региональной экономики

1. Введение

2. Основные понятия и определения экономики региона.

2.1. Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов

2.2. Понятия "регион", "экономический район"

3. Типы и виды экономик. Экономические системы и их сущность.

3.1. Экономическая система и ее элементы

3.2. Типы хозяйственных систем

3.3. Типы и виды рыночных экономик

4. Методы исследований в региональной экономике-

5. Основы регионального управления экономикой.

5.1. Особенности организации регионального управления

5.2. Сущность и задачи регионального управления

5.3. Задачи и объект регионального управления

5.4. Принципы и методы регионального управления

6. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления

6.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона

6.2. Методы управления региональным развитием

7. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов. Методы управления региональной экономикой.

7.1. Организационно-экономические факторы

7.2. Общая характеристика методов управления

7.3. Классификация методов управления

8. Организация управления экономикой региона.

8.1. Сущность организации управления экономикой региона

8.2. Типы организационных структур управления

8.3. Классификация организационных структур управления

9. Заключение

1. Введение

Есть области знаний и жизненный опыт, о которых может рассуждать любой из нас. Кроме политики к таким сферам относятся медицина и, конечно, экономика. И это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, непосредственно связанная с практикой. Каждый человек повседневно сталкивается с экономическими явлениями и процессами. Все мы - активные участники повседневной экономической жизни, но далеко не все имеют полное представление о том, чем является экономика в действительности.

Как наука экономика - это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения. С ростом дохода происходят уменьшение потребляемой его части и возрастание - накопляемой.

В XVIII-XIX вв. была создана классическая экономическая теория. Она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе экономического выбора. Ее основоположником считается Адам Смит, значение учения которого подобно изобретению колеса; "колесо" национального хозяйства "вращает" сложные системы взаимозависимых отраслей, формирует мировое хозяйство. Между тем в общественной жизни и деловой практике возникают проблемы, которые нельзя разрешить только при помощи традиционных средств. Экономисты начинают интересоваться вопросами общего порядка, совокупного спроса, денежного обращения. Нельзя не вспомнить в этой связи о Леоне Вальрасе, создателе теории общего экономического равновесия.

XX век явился в истории экономической мысли этапом макроэкономики. Большая система - это не только множество малых подсистем (фирм и отраслей), но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы. Макросистема не может быть описана категориями микроэкономики (ценой, прибылью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропоказатели, новые методики и инструменты.

Подводя итог сказанному, отметим, что экономика - это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой.

Однако кроме понятия экономики как науки существует понятие "конкретная экономика", или "реальная экономика", которая может быть представлена различными уровнями хозяйствования: общегосударственным, региональным, корпораций, предприятий, организаций и т.д.


2. Основные понятия и определения экономики региона.

2.1. Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов.

Понятие национальная экономика введено в научный оборот XIX в. представителями исторической школы. Почти 100 лет назад ее основатель - Густав Шмоллер (1838-1917) сформулировал "генетический подход" к исследованию экономики. По его мнению, хозяйственный облик страны формируют социально-исторические, национально-психологические, этнические и даже антропологические факторы. Шмоллер впервые обратил внимание на "экономическую психологию" того или иного народа, придающую неповторимость национальной экономике. Он высказал и другую, звучащую весьма актуально, мысль: в экономической политике не может быть универсальных правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Примыкавший к исторической школе социолог Макс Вебер (1864-1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды "Протестантская этика и дух капитализма" и "Экономическая этика мировых религий" снискали мировую известность.

С воспроизводственных позиций можно дать такое определение понятия национальной экономики: это сфера, в которой организуются процессы производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления в рамках национального государства, т.е. сфера, ограниченная рамками государственности, где организуются воспроизводственные процессы. Схематично сформулированное понятие можно отобразить следующим образом (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Сфера национальной экономики

2 .2. Понятия "регион", "экономический район"

Актуальность рассмотрения проблемы разграничения понятий и определений, выяснение сущностного содержания некоторых экономических категорий обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий.

В связи с этим необходимы:

· учет местных ресурсов и специфики при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;

· опора на экономическое состояние и уровень развития муниципальных образований и регионов;

· страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятие решений местными органами власти и управления.

Отечественная экономическая наука с 70-х годов истекшего столетия основное внимание уделяла изучению теории и разработке практических рекомендаций, касающихся регионального воспроизводства и управления ресурсами. Вместе с тем многие вопросы интенсификации использования потенциала развития муниципальных образований, разработки жизнеспособных моделей эффективного использования местных ресурсов остаются недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злободневными - в практической деятельности:

В их числе:

· эффективность управления социально-экономическим потенциалом в регионах;

· соотношение местных, региональных и федеральных интересов;

· формирование местных и региональных рынков и их инфраструктуры;

· инвестиционная политика;

· управление имуществом при различных формах собственности;

· повышение эффективности использования местных pecypсов;

· интенсификация использования ресурсов и другие проблемы.

Исключительная важность действительно научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.

Понятию "регион" уделяется много внимания и в современной экономической, географической и градостроительной литературе.

Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются:

· географические (расположение, величина территории и количество населения);

· производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

· градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

· социологические (нормы общения, поведения).

Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Ее характеризуют:

· высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;

· многоконтурность управления; иерархичность структуры;

· значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов;

· неполная определенность состояний элементов.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

· системообразующая база;

· системообслуживающий комплекс;

· экология;

· население;

· инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек - органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Перед тем как приступить к изложению курса региональной экономики, необходимо остановиться на понятии региона и регионологии. Регион означает область, район; это часть страны, отличающаяся от других частей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых экономических, географических и других особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения.

В понятие региона также можно включить группу близлежащих стран, представляющую собой отдельный экономический, географический, близкий по национальному составу или расе и культуре или однотипный по общественно-политическому строю район мира. На этой основе возникают региональные объединения государств, что сопровождается развитием, укреплением экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион. Например, Сибирь представляет собой подобное объединение внутри Российской Федерации (РФ), а Юго-Восточная Азия, Ближний Восток - регионы континента, т. е. группы стран со сходными условиями.

Регионологию можно определить как систему наук и научное направление по изучению регионов. Она исследует (в широком смысле этого слова) закономерности комплексного развития (в сочетании со специализацией в общественном разделении труда) и управления функционированием регионов. Регионология имеет социально-экономическую направленность и подразделяется, прежде всего, на региональную экономику, региональную социологию, региональную экологию и др. Вызывает сомнения предложенное некоторыми учеными деление естественных наук по принципу регионологизации: региональная физика, региональная математика , региональная биология и др. В то же время в условиях построения обновленной федерации и отказа от унитаризма можно говорить о существовании, например, региональной политики и региональной истории. Впрочем, под региональной политикой чаще всего подразумевается политика центра по отношению к регионам. Очевидно, что регионология предполагает подход к экономическим, социальным, политическим, экологическим, демографическим и другим проблемам с точки зрения, прежде всего, интересов региона. Как бы то ни было, регионология должна стать основой региональной политики государства, направленной на формирование и поддержание комплексного социально-экономического развития.

Регионология как научное направление складывалась постепенно. Видимо, логичным было опережающее становление такой ее отрасли, как региональная экономика, которая в нашей стране развивается уже довольно длительное время. Лишь в конце 70 - начале 80-х гг. XX столетия появляется региональная социология. Сравнительно недавно началось формирование и региональной экологии. Еще более молодым научным направлением является теория регионального управления.

Соединение региональной экономики, экологии, социологии и управления в целостное направление произошло только после того, как возможности дальнейшего экстенсивного развития оказались практически исчерпанными, а прирост продукции на основе преимущественно-интенсивных методов ведения хозяйства оказался жизненно важной, объективной задачей. В подобной ситуации комплексное развитие общества в целом и его регионов в частности стало не только возможностью, но и необходимостью. Таким образом, очевидна прямая связь между становлением регионологии как научного направления и переходом к рыночной экономике.

В Российской Федерации признанными центрами регионологии являются Мордовский государственный университет, где с 1992 г. издается научно-публицистический журнал "Регионология", академические институты РАН, высшие учебные заведения Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Иркутска, Уфы и других городов.

В Республике Башкортостан развиваются в основном такие отрасли регионологии, как региональная экономика и региональная социология: анализ региона как функциональной и структурной подсистемы народнохозяйственного комплекса на основе балансовых исследований, межотраслевые и межрайонные исследования места и роли республики и региона в воспроизводственном процессе всей страны, исследования социально-экономических подсистем самой республики. К середине 1980-х гг. сложилась научная школа башкирской регионалистики. К сожалению, в дальнейшем в силу ряда субъективных причин исследования в этом направлении существенно сузились, а в некоторых областях и вовсе сошли на нет.

Следует подчеркнуть, что регионология - это не механическая сумма базовых направлений региональных исследований, а интегральное их обобщение , результатом которого является разработка относительно самостоятельной системы законов и категорий, фундаментальных и прикладных понятий. Исходным служит понятие региона как территории с относительно целостной организацией экономической и социальной жизни, наличием органов управления ( по крайней мере в ряде случаев).

Таким образом, специфика понятия "регион" в регионологии связана с выделением таких свойств, как целостность и комплексность. Это означает, что на первый план выдвигается органическое единство природно-территориальных и социально-экономических характеристик, рассматриваемых во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, - черты, говорящие о системности подхода.

Основная закономерность в регионологии - органическое сочетание комплексного развития регионов с неуклонным возрастанием вклада каждого из них в прогресс общества в целом, но при условии эквивалентности обмена и достижения уровня жизни пропорционально вкладу.

Предмет региональной экономики

Региональная экономика - это научная дисциплина, изучающая территориальные принципы воспроизводства национальной экономики, механизм функционирования региона как подсистемы народнохозяйственного комплекса на основе преимуществ его участия в межрайонном и международном разделении труда. Без сомнения, эту научную дисциплину невозможно рассматривать вне связи с экономической географией и размещением производительных сил.

Экономическая география сочетает в себе черты общественной и географической науки. Слово "экономика" переводится с греческого языка как "управление хозяйством", а "география" - как "землеописание". Таким образом, экономическая география описывает хозяйство мира, различных стран и регионов. По определению Второго съезда Географического общества СССР (февраль 1955 г.), экономическая география изучает географическое размещение производства (понимаемое как единство производительных сил и производственных отношений), условия и особенности его развития, территориальное разделение общественного труда в различных странах и районах.

Размещение производительных сил - сложная синтетическая научная дисциплина. В зависимости от того, методы какой науки - экономической или географической - используются и превалируют, размещение производительных сил принимает направление экономическое или географическое. Так, можно изучать географическое размещение производства по районам страны, а можно исследовать закономерности, принципы, факторы размещения производительных сил в сочетании с экономическими обоснованиями и выбором экономически эффективных пунктов строительства. Словом, размещение производительных сил может стать объектом подхода как географической, так и экономической науки.

Региональная экономика изучает закономерности территориальной организации общественного производства и механизм их действия. При этом территориальная организация производства основывается на территориальном разделении труда, которое оказывается решающим фактором для размещения производительных сил.

Региональная экономика в отличие от экономической географии, изучающей общие особенности экономического развития стран и районов, охватывает широкий круг общеэкономических категорий - совокупный общественный продукт (СОП), национальный доход (НД), валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП), темпы развития и структуру хозяйства страны, отдельных республик и регионов, соотношение производственной и непроизводственной сфер, территориальные, межотраслевые и внутриотраслевые пропорции, инвестиции, их структуру и темпы роста, показатели использования капитала, производительности труда и эффективность общественного производства, вопросы рентных отношений и др. Эти важные общеэкономические вопросы, как известно, не входят в предмет изучения экономической географии.

Региональная экономика отличается от экономической географии тем, что изучает воспроизводственную структуру народнохозяйственного комплекса страны в территориальном аспекте, проблемы прогнозирования и регулирования организации и управления народным хозяйством в пространстве, т. е. пространственные особенности процесса расширенного воспроизводства. Можно сказать, что категория "расширенное воспроизводство" является по отношению к категории " размещение производительных сил" исходной, первичной и что первая предполагает вторую. Игнорирование этого положения как раз и приводит к дублированию региональной экономики экономической географией.

Региональная экономика формирует свой предмет на основе изучения региональных и межрегиональных социально-экономических явлений с позиций теории воспроизводства. Цель региональной экономики - выяснить прежде всего пространственные аспекты общеэкономических пропорций. Только при таком подходе обе указанные дисциплины могут исследовать один и тот же объект - территориальную организацию общественной деятельности человека, - не дублируя друг друга. Экономическую географию и региональную экономику можно образно сравнить с анатомией и физиологией человека. Анатомия, изучающая строение организма, похожа на экономическую географию, а физиология, исследующая функции этих органов, - на региональную экономику. В экономической географии упор делается на вскрытие существующих особенностей размещения хозяйства, его территориальной организации. Региональная экономика охватывает всю совокупность экономических явлений в пространственном аспекте.

Региональная экономика в системе наук

Место изложенных выше научных дисциплин в общей системе экономических и географических наук выглядит следующим образом ( рис. 1.1).


Рис. 1.1.

Как видно из схемы, размещение производительных сил оказывается смежным направлением в системах экономических и географических наук. Это связано с тем, что размещение производительных сил может стать объектом как одной, так и другой системы наук.

Следует отметить, что роль региональной экономики в подготовке специалистов-экономистов растет. Это подтверждается на примере Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ). Долгое время будущие экономисты, знакомясь с особенностями пространственных соотношений между производительными силами и производственными отношениями, слушали лекции по экономической географии.

Затем вместо нее был введен курс " Размещение производительных сил". С 1994/95 учебного года началось преподавание "Региональной экономики", хотя новая программа во многом сохраняет элементы предшествующего курса лекций с превалированием экономико-географических подходов.

Хочется подчеркнуть, что это не формальные изменения. Они отражают по крайней мере два актуальных требования: во-первых, стремление к более глубокой экономической подготовке будущих специалистов и, во-вторых, приближение, "привязку" будущих специалистов к регионам, к их нуждам и проблемам.

В условиях перехода к рыночной экономике перед региональной наукой возникают специфические задачи, которые невозможно воспринять без априорного признания важнейшей роли воспроизводственного процесса в рыночной экономике. С учетом этого основные проблемы и направления исследований региональной экономики на современном этапе могут быть выражены следующим образом:

  • региональные и межрегиональные закономерности, формы выражения и особенности процесса расширенного воспроизводства; закономерности, принципы и факторы территориальной организации производства
  • социально-экономические условия и факторы воспроизводства в регионах; уровень социально-экономического развития регионов и его выравнивание;
  • специализация, интеграция, комплексное развитие регионов и экономические связи между ними;
  • прогнозирование регионального хозяйства, схемы развития и размещения производительных сил регионов;
  • межсекторальные балансы на уровне регионов; трансформация межотраслевого баланса в межсекторальный; учет особенностей традиционной и рыночной концепций при разработке межсекторальных балансов регионов; повышение степени информационной обеспеченности регионов;
  • анализ экономической эффективности функционирования регионального хозяйственного комплекса; активизация деятельности по воспроизводству общественного продукта и повышение доходов макроэкономических субъектов региона как способы повышения вклада региона в общенациональную экономику.

В условиях Российской Федерации понятие "регион" требует дифференциации и уточнения. Под этим понятием подчас понимаются и крупные экономические районы, и субъекты Российской Федерации. Но ведь субъекты сами по себе неоднородны. В их составе - республики (большинство из которых приняли декларации о государственном суверенитете), края, области, города федерального подчинения, автономные образования, состоящие из одной автономной области и десяти автономных округов. Может ли понятие "регион", каким бы емким оно ни было, собрать воедино такую пестроту? На наш взгляд, нет. Следовательно, в Российской Федерации термин "региональная экономика" на практике может относиться или к экономике субъекта федерации, или к экономике крупного экономического района.

Субъекты федерации для анализа и прогнозирования ценны тем, что являются адресным звеном, т. е. имеют свои органы управления. Однако они неудобны с точки зрения целей долгосрочной стратегии, так как некоторые из них имеют относительно малую по площади территорию (Белгородская, Владимирская, Ивановская, Калининградская, Курская, Липецкая, Орловская, Тульская области, например, имеют площадь менее 30 тыс. кв. км каждая) или слишком слабо заселены (Калининградская, Камчатская, Костромская, Магаданская, Новгородская, Орловская, Псковская, Сахалинская области, например, имеют население меньше 1 млн. чел. каждая).

Крупные экономические районы, наоборот, весьма удобны для целей долгосрочного прогнозирования, но не располагают органами государственного регулирования. Приходится констатировать, что функции крупных экономических районов в настоящее время подменены федеральными округами, формирование которых преследовало цели администрирования, а не научного прогнозирования. Статистическая информация в региональном разрезе также большей частью приспособлена к федеральным округам.

Республики в этом смысле занимают особое положение. По нашему мнению, механическое включение той или иной республики в состав какого-либо крупного экономического района вряд ли оправданно. Действительно, даже в советское время Молдавская ССР, например, не была частью подобного экономического образования. Союзные министерства и ведомства, сначала стремившиеся к достижению этой цели, впоследствии признали существовавшее положение дел. Республики-государства в составе Российской Федерации сегодня располагают не меньшими экономическими правами, нежели союзные республики во времена СССР. Деление же страны на крупные экономические районы осуществляется именно с целью экономического решения программ федерального уровня.

Регион как функциональная и структурная подсистема

Народнохозяйственный комплекс страны можно рассматривать в качестве экономической системы, характеризующейся, с одной стороны, целостностью экономического пространства и, с другой - возможностью деления на составные элементы (подсистемы). В роли подсистемы могут выступать как сферы экономики (отрасли, комплексы), так и регионы (республики, края, области, экономические зоны, укрупненные и крупные экономические районы, федеральные округа, территориально-производственные комплексы).

Объектом исследования в настоящей работе выступают регионы. Представление о регионе как подсистеме народного хозяйства вытекает из положений расширенного воспроизводства, в соответствии с которыми весь общественный процесс производства рассматривается в диалектической взаимосвязи. Исследование каждой подсистемы предполагает соблюдение принципов динамичности, взаимодействия, комплексности внутри самой подсистемы, а также принципов взаимозависимости и иерархичности по отношению к главному звену.

Из изложенного вытекает, что системный подход предполагает возможность исследования региона с двух позиций: функциональной и структурной. Рассмотрение региона как функциональной подсистемы национальной экономики связано с оценкой и анализом территориального аспекта воспроизводственной структуры, пространственных особенностей процесса расширенного воспроизводства, широкого круга общеэкономических категорий - СОП, НД, ВНП, ВВП (ВРП), важнейших пропорций в народном хозяйстве и темпов его развития, места и роли региона в общественном разделении труда, специализации и комплексного развития экономики и др. Следовательно, важно не только измерение, но и анализ результатов функционирования экономики. Круг вопросов, относящихся к характеристике региона как функциональной подсистемы, очень широк, поэтому можно принять то их сочетание, которое способствует достижению конкретной цели.

Для характеристики региона как функциональной подсистемы народного хозяйства нами принята следующая логическая последовательность:

  1. место и роль региона в воспроизводстве общественного продукта;
  2. специализация экономики;
  3. комплексное развитие экономики и важнейшие пропорции, его характеризующие.

В этом случае регион рассматривается как единый организм с присущими только ему особенностями.

Объектом подобного анализа может стать вся региональная система страны:

  • все субъекты Российской Федерации (их всего 89);
  • крупные экономические районы Российской Федерации (всего 11 плюс Калининградская область);
  • федеральные округа (7);
  • укрупненные экономические районы (5);
  • экономические зоны - "Восток" и "Запад".

В то же время вхождение подсистемы в систему более высокого порядка предполагает ее связи с другими подсистемами. Экономика региона - часть целого. Тогда становится возможным исследование региона в качестве структурной подсистемы национальной экономики страны, т. е. звена в иерархии регионов.

Представление об экономике региона как структурной подсистеме основано на использовании показателей, характеризующих ее территориальны евзаимосвязи с районами всей таксономической иерархии в соподчинении с народнохозяйственным комплексом страны. Эта соподчиненность может быть прямой и многоступенчатой. Так, стоимостные показатели вывоза и ввоза в региональном межотраслевом балансе производства и распределения совокупного общественного продукта (МОБ) являются, прежде всего, его составной частью и тем самым находятся в соподчинении с обобщающими показателями хозяйства региона. В свою очередь , региональный МОБ представляет собой неразрывную часть балансов вышестоящих регионов страны. С этой точки зрения межрайонный обмен связан с системой народнохозяйственных показателей.

Межрайонный обмен в натуре также отражает взаимосвязи региона со всеми другими и со страной в целом. Системный подход к исследованиям территориальных взаимосвязей региона невозможен без использования подобной информации. В методическом плане сложность представляет, во-первых, получение показателей, реально отражающих обменную деятельность , и, во-вторых, использование моделей и решение задач по рационализации и оптимизации экономических связей.

Приведем примеры прямой и многоступенчатой соподчиненности в таксономической иерархии, отражающей взаимосвязи регионов. Если анализировать народное хозяйство Республики Башкортостан по отношению к национальной экономике Российской Федерации, такая форма отражает прямую соподчиненность. Если в процессе анализа между Республикой Башкортостан и Российской Федерацией параллельно будут рассматриваться взаимосвязи республики с Уралом, в составе которого условно функционирует экономика республики, то исследователь будет иметь дело с многоступенчатой соподчиненностью.

Функции региона в национальной экономике

Региону присуща не только территориальная (географическая), но и функциональная сущность. Функция , прежде всего, есть " деятельность , обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений". Различают функцию в философии, социологии, экономике и т. д. Анализ определений рассматриваемой категории в указанных областях знаний позволяет выявить ее общее свойство - некая "служебная" роль, назначение к чему-либо.

Разделение государства на регионы обусловлено неспособностью государства выполнять определенные функции без образования дополнительных институтов - регионов. Другая причина может состоять в том, что указанные функции эффективнее осуществляются регионами, чем целым государством. Итак, регион реализует некие самостоятельные, присущие ему одному функции.

Регион может пониматься как минимально необходимая территория, получающая от государства полномочия для выполнения неких функций. В западной литературе процесс передачи функций региональным структурам называется децентрализацией (" decentralization "). В подготовленном Всемирным банком докладе о мировом развитии отмечается общемировая тенденция к децентрализации, т. е. к передаче политических, бюджетных и административных полномочий субнациональным институтам государства.

Отечественные исследователи подходят к понятию децентрализации аналогичным образом. Так, В.Н. Лексин и А.Н. Швецов определяют децентрализацию как "отмену или ослабление единоличных функций „центра“ с появлением этих функций у других организационных структур, обладающих определенной самостоятельностью".

Классическим аргументом в пользу децентрализации считается то, что вследствие этого процесса повышается ответственность государства и эффективность предоставления им общественных услуг. Считается, что если население мобильно и обладает возможностью "голосования ногами", то децентрализация приводит к конкуренции между местными властями за лучшее удовлетворение нужд населения.

Действительно, в рамках экономической теории федерализма признанным является положение о более высокой, по сравнению с централизованным, эффективности децентрализованного предоставления государственных услуг, поскольку последнее позволяет лучше учесть предпочтения различных групп общества.

Наличие различных понятий региона (философская, географическая, политическая, экономическая и другие трактовки) предполагает и существование различного понимания функций региона. В рамках данного параграфа понимание функций региона ограничивается экономическим смыслом, или, другими словами, определением функций региона в национальной экономике. Здесь следует оговориться, что анализ связан не только с поиском экономической функции (такой подход был бы оправдан авторами, отождествляющими понятия "регион" и "региональная экономика"), а подразумевает выявление сущностного содержания функции региона как системы (подсистемы), функционирующей в рамках более сложной системы национальной экономики.

По мнению некоторых авторов, "не существует исчерпывающих и общепринятых представлений относительно того, какие функции и масштабы их развертывания присущи собственно региональному уровню территориальной организации, но адекватное определение должно формулироваться исходя из признания особой промежуточной, или посреднической, функциональной роли региона в качестве управленческого звена общественной системы".

Использование структурно-функционального анализа как методологического инструментария для ответа на поставленный вопрос представляется достаточно обоснованным.

Можно выделить два подхода к функционированию региона в системе национальной экономики - экономический и социально-экономический. Сугубо экономический подход предполагает развитие в регионе отраслей производства с целью получения экономического эффекта в масштабах всего национального хозяйства. Приверженцы социально-экономического подхода ставят уровень жизни населения в зависимость от эффективности функционирования региональной экономики и рассматривают регион как социально-экономический комплекс, основными звеньями которого выступают сбалансированные материальное производство и социальная сфера.

Второй подход меняет традиционное (с точки зрения первого подхода) понимание места и роли региона в системе национального хозяйства, с иных позиций рассматривается и само понятие региона. Так, по мнению А.С. Маршаловой и А.С. Новоселова, "регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов". На специфический по отношению к другим территориям характер воспроизводственного процесса, комплексность и целостность хозяйства, наличие органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач, указывает в определении региона И.В. Арженовский. В книге "Регион в системе национальной экономики" Тамбиева отмечается, что "в строго научном плане с методологически четких позиций регион можно представить как самостоятельную функционально-ориентированную единицу макроэкономической структуры национального хозяйства, выступающую в качестве формы организации и функционирования социоприродохозяйственной системы мезоуровня, целенаправленно осуществляющей процесс самовоспроизводства с учетом локально-территориальных факторов и ресурсов при консенсусе экономических интересов и социальных целей федерального центра и территориально-поселенческой общности (населения) и согласовании индикаторов эволюционной динамики со стратегическими ориентирами развития страны".

Исходя из вышеприведенных определений, очевиден двойственный статус региона в национальной экономике. С одной стороны, это единица территориальной структуры национального хозяйства, с другой - относительно самостоятельная территориально-хозяйственная система.

Следует отметить, что принципиальная теоретическая посылка, согласно которой регион - это одновременно и целое (единое хозяйство), и часть (национальной экономики), находит поддержку в исследованиях по региональной проблематике.

Действительно, различные относительно самостоятельные экономические образования в составе национальной экономики образуют ее региональную структуру. Элементы этой структуры различаются хозяйственной ориентацией в рамках национального хозяйства, но их объединяет принадлежность к макроэкономической системе страны.

Регион, занимающий определенное место в системе разделения труда, выполняет ту или иную функцию, обусловленную комплексом производственных условий и системой общественных национальных потребностей. В то же время развитие региона не должно мешать пропорциональному функционированию самого регионального экономического комплекса.

Эту двуединую функцию региональной экономической системы Р.И. Шнипер сформулировал следующим образом: "с одной стороны, региональная экономика существует в системе общесоюзного разделения труда и функционирует как составная часть народного хозяйства страны; с другой стороны, для того, чтобы активно участвовать в общесоюзном разделении труда, регион должен обеспечить развитие всех элементов региональной экономики как целостного функционирующего организма".

Таким образом, если представить национальную экономику как систему, а регион - как элемент этой системы, то в рамках рассматриваемого элемента правомерно выделить две подсистемы национальной экономики: функциональную и структурную (см. § 1.4). Структурная подсистема обеспечивает производство продукции специализации для нужд всей национальной экономики. Функциональная подсистема отвечает за собственно социально-экономическое развитие региона.

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте значение понятий "регион" и "регионология".
  2. Перечислите структурные части регионологии.
  3. Назовите основные особенности башкирской регионалистики.
  4. Что общего и в чем различия у таких дисциплин и направлений исследования, как экономическая география, размещение производительных сил и региональная экономика?
  5. Каковы задачи региональной экономики?
  6. Перечислите функции региона как функциональной подсистемы народнохозяйственного комплекса.
  7. Перечислите функции региона как структурной подсистемы народнохозяйственного комплекса.
  8. Назовите возможные объекты для изучения регионов Российской Федерации, рассматриваемых как функциональная или структурная подсистема народнохозяйственного комплекса.
  9. Опишите общемировую тенденцию в распределении государственных функций между центром и регионами. Как распределяются государственные функции между центром и регионами в Российской Федерации?

Исходным понятием рассматриваемой области знаний является территория. Производные понятия – регион и экономическое пространство. Территория - это ограниченная часть твердой поверхности Земли, характеризующаяся опре­деленной площадью, географическим положением и другими признаками. Дополняющими понятиями являются акватория - ограниченная часть водной поверхности Земли и аэротория - часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией. Родовым понятием, объединяющим содержание понятий "территория", "акватория", "аэротория", является геотория .

В дальнейшем изложении будет использоваться главным образом поня­тие "территория", однако понятия "акватория" и "аэротория" также находят применение при изучении экономического пространства.

Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности обусловливают необходимость членения терри­тории на части - регионы.

Регион - это определенная территория , отличающаяся от других тер­риторий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимо­связанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" - латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область 1 .

Синонимом понятия "регион" является "район". Ранее термин "район" был более употребительным в русском языке, нежели "регион". Далее мы будем использовать главным образом термин "регион", а термин "район" - только там, где он укоренился для обозначения определенных типов регионов: адми­нистративный район, внутригородской район, крупный экономический район.

Введенное понятие региона является весьма абстрактным ("регион вообще") и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпре­тация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Итак, регион - понятие типологическое. Регионы выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами 2 .

Например, Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные Президентом страны в 1996 г., содержат сле­дующие определения региона: это "... часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации" 3 .


Очевидно, что в разных науках и областях практической деятельности используются свои принципы выделения регионов. В частности, для экономики наибольшее значение имеет выделение регионов с позиций административного и экономического управления, места в территориальном разделении труда, функционирования рынков труда, товаров и услуг, типичности социально-экономических проблем и т.п.

1. Вводимые понятия "геотория", "территория", "акватория", "аэротория" и "регион" соответствуют формулировкам понятийно-терминологического словаря Э.Б. Алаева "Социально-экономическая география" (М.: Мысль, 1983. С. 50-51, 67-70).

2. Классик советской регионалистики Н.Н. Колосовский следующим образом подчеркивает роль рассматриваемого фундаментального понятия: "Во всякой науке, как показывает история научных знаний, самым трудным и сложным делом оказываются исходные положения и понятия. В математике таковым является понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в биологии -учение о "первичном " живом веществе - клетке, в географии - учение о районах. Эти простейшие на первый взгляд вопросы оказываются в конечном рассмотрении настолько сложными и трудными, что вызывают необходимость вновь и вновь к ним возвращаться по мере углубления научных знаний"
(Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М: Мысль, 1969. С. 15).

Уточним, что понятие регион (район) является ключевым, разумеется, не только в геогра­фии, но и в региональной науке, регионоведении и т. д. (см. параграф 1.3).

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2756.

Региональная экономика - это система общественных отношений, которые исторически сложились в пределах областей государства, и представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев и связей, которые обеспечивают ее устойчивость как на макро-, так и микроуровне и целостность. Региональная экономика требует определения в широком и узком аспектах. В узком смысле - это не что иное, как комплекс отраслей по производству товаров и оказанию услуг. В широком смысле это система не только производственных отношений, но и форм и методов организации производства и комплексного управления регионом.

Внедрение рыночных отношений в регионах, как и в государстве вообще, происходит в борьбе старого и нового на основе их сочетания и противоречий. Основой противоречий является влечение к старому отработанного годами развития отраслей, производств, технологий. Новая структура региона требует широкого использования и быстрого внедрения знаний и опыта через новые производства и услуги по созданию конкурентоспособной продукции и услуг. Она базируется на внедрении новых методов управления, разработке принципиально иных видов техники и технологий, которые не уступают зарубежным аналогам. Такой концептуальный подход к старым и новых структур и систем как на уровне регионов, так и государства ускоряет отмирание или уменьшение роли старых отношений и дает возможность создавать новые отношения и соответствующие производства, новые сферы экономической деятельности и системы управления.

Региональная экономика как система охватывает производственные, финансовые, кредитные и общественные отношения, которые возникают и развиваются на территории определенного региона.

Экономическая политика региона базируется на экономическом выравнивании городов и районов на основе специализации производства как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции в связи с потребностями рынка и рыночных отношений. Поэтому для развития производства необходимы такие формы организации его как на предприятиях, так и в сельском хозяйстве, которые бы соответствовали содержанию рыночных преобразований, что требует значительной поддержки и развития тех форм организации, которые способствуют развитию производства и его прибыльности.

Для того чтобы успешно развивалась экономика, и прежде всего производство, необходимо:

Найти организационные формы для внедрения в производство достижений науки и передовых технологий, создать условия для развития всего нового и прогрессивного;

Внедрять новые методы производства, энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, различные формы организации производства;

Ввести четкую систему мероприятий на обновление оборудования, привлечение инвестиций и на этой основе постоянно совершенствовать воспроизводственные процессы производства.

Экономическое реформирование требует осуществление эффективной и гибкой региональной политики. К сожалению, взаимоотношения между центром и регионами, а также межрегиональные отношения в Украине продолжают оставаться неурегулированными, что порождает и обостряет явление экономической разобщенности, проявление дезинтеграционных процессов. Собственно, социально-экономическая неурегулированность и подталкивает как политические силы, так и общегосударственные и региональные органы власти к конфронтации на этой почве.

Поныне крупнейшим недостатком при разработке основ региональной политики является недостаточное использование системного подхода, попытки базировать ее на хаотичном и беспорядочном применении спорадических действий. Вот почему сначала следует определить, что мы понимаем под понятием "региональная политика". Разумеется, речь идет именно о социально-экономическую региональную политику в ее двоєдиному понимании. Итак, под региональной политикой следует понимать, с одной стороны, четко проработанную в законодательном аспекте практическую деятельность государства во всех регионах страны, а с другой, - социально-экономическую политику, что осуществляется на базе общегосударственного законодательства самими регионами для достижения тех или иных региональных и местных целей.

Мировой опыт однозначно показывает, что к очень негативным последствиям приводит жестко централизованная модель территориального устройства и управления. Она просто тормозит полноценный развитие местного хозяйства, не давая решать социальные проблемы регионов. Отсюда и возникает необходимость проводить региональную социально-экономическую политику, стратегической целью которой должно быть существенное повышение жизненного уровня население всех регионов страны на основе качественного улучшения их использования ресурсного потенциала, принципиально новых подходов к развитию производительных сил, коренного улучшения экологической обстановки. Достижение этой цели невозможно без реализации двух ее решающих направлений. Несмотря ни на какие региональные особенности и различия в уровнях социально-экономического развития регионов, государство, во-первых, призвана обеспечивать межрегиональную единство воспроизводственных макроэкономических процессов. В этом заключается основное назначение ее региональной социально-экономической политики. Во-вторых, она должна создать экономические интересы в активной социально-экономической деятельности регионов, добиваясь обеспечить стратегическую цель развития, структурного и качественного обновления хозяйства.

Разработать и реализовать такую модель межрегионального развития очень сложно. Ведь здесь нужны не фиктивные, а реальные шаги по развитию, с одной стороны, интеграционных процессов между регионами страны (так называемые связи по горизонтали за счет углубления и развития специализации и кооперирования регионов), а с другой - шаги по благоустройству, систематизации и углублению вертикальных связей, то есть связей самой государства с регионами на основе совершенствования инвестиционной, научно-технической, бюджетной, налоговой, финансовой и внешнеэкономической политики. Еще сложность заключается и в неопрацьованості, а порой и просто в отсутствии законодательного механизма регулирования интеграционных процессов между регионами, так и их взаимоотношений с самим государством.

Но было бы недостаточно ограничиться сказанным, говоря о цели региональной социально-экономической политики. Ведь если понимать под регионом экономический район, который выделяется внутри страны своей специализацией и структурой хозяйства, природными и трудовыми ресурсами, социальными и экономическими особенностями, то необходимо вести речь и о разработку и реализацию региональных моделей воспроизводственных процессов.

Проще одним махом сломать региональные приоритеты, которые уже сложились и оправдали себя, и ничего в конечном итоге не добиться. Совсем другое дело - в неразрывной связи с выбранными приоритетами развивать и углублять территориальное разделение труда, добиваться комплексного использования ресурсного потенциала территорий, развивать современную инфраструктуру и местные рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг, новых технологий. Весь смысл действительно научной и эффективной региональной социально-экономической политики как раз и заключается в том, чтобы органично связать общенациональную модель межрегионального развития и территориальные модели воспроизводственных процессов, свойственных определенной территории.

Что же до способов, методов и механизмов связывание этих двух типов стратегических моделей развития, то к их числу следует отнести: разработку стимулирующих (а не фискальных) госбюджета и региональных бюджетов всех уровней, использование балансовых методов планирования и прогнозирования и особенно сводных балансов как национальной экономики в целом, так и экономических районов; разработку и применение долгосрочных и стабильных нормативов экономического развития, в том числе и тех, которые относятся к инвестиционной деятельности как в национальном, так и в региональных аспектах.

В региональной экономике ключевыми являются понятия территории и региона.

Территория- это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Категориями, дополняющими понятие территория являются акватория (ограниченная часть водной поверхности земли) и аэротория (часть воздушной оболочки Земли,

соотнесенная с определенной территорией или акваторией). Понятием, объединяющим категории территория, акватория и аэротория является понятие геотория . В дальнейшем, если это не оговорено особо, мы будем пользоваться термином территория .

Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории обусловливает необходимость ее членения на части, которыми являются регионы.

ПОДХОДИМ К ПОНЯТИЮ РЕГИОНА

Регион. Обычно под регионом понимается цело­стный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Первоначально термином регион обозначали территорию, отделенную по определенным, характерным признакам, например, Сибирский, Южный регион и т.д.

Регионализация (разделение целой территории страны на составляющие – регионы). В целях выработки национальной экономической политики существуют следующие типы регионализации:

1) макрорегионализация, исходящая из деления национальной экономики на определенные зоны в целях долгосрочного планирования структуры размещения производительного потенциала. В соответствии с этим выделяют восточную и западную экономическую зону. Для западной зоны характерно доминирование производства в отрасли машиностроения и наукоемких сфер экономики. Восточная зона ориентирована на ресурсодобывающие и энергетические отрасли. Основным критерием подобного рода деления является общность преобладающей специализации хозяйственной деятельности, природного и ресурсного потенциала. Каждый из них представляет собой укрупненный экономический район, целостную хозяйственную систему;

2) мезорегионализация, исходящая из деления регионов в соответствии с существующей административной структурой - субъекты, входящие в состав Федерации. Они представляют собой функционально независимые хозяйственные системы. Существует и более мелкая мезорегионализация - выделение хозяйственных систем подрайонов, которые обладают общей специализацией и тесными хозяйственными связями;

3) микрорегионализация , исходящая из выделения уровня местного самоуправления и соответствующих ему сельских, городских административных районов, общая численность которых составляет 4 тыс. человек. Они представляют собой первичный уровень национальной экономики как целостной системы.

Таким образом, термин регион может употребляться в следующих значениях:

-Административно-территориальная единица унитарного государства или федерации (муниципальное образование или субъект Федерации).

-Экономико-географический район , включающий совокупность таких административно-территориальных единиц.

-Территориальная единица национального социально-экономического пространства, характеризующаяся наличием определенного явления или их совокупности.

Мы в региональной экономике оперируем мезорегионизацией , т.к. в структуре национальной экономики России в силу ее федеративного государственного устройства существует специфическая структурная единица - регион ; это ограниченная рамками субъекта РФ экономическая система с взаимосвязанными протекающими в ней экономическими процессами.

Итак, в региональной экономике под регионом понимаются субъекты РФ , входящие в состав Российской Федерации - относительно обособленные административные единицы и соответствующие им социально-экономические хозяйственные системы. В этом случае экономика региона представляет собой часть национальной экономики, повторяющую ее по основным функциональным характеристикам. Выделение в составе национальной экономики более мелких единиц - экономики регионов - позволяет выработать и реализовать более эффективную экономическую политику, так как каждый регион отличается своими специфическими чертами. Соответственно в предмет региональной экономики включается региональная специфика функционирования национальной экономики, в том числе инвестиционный процесс, человеческие ресурсы, качество жизни, хозяйственной деятельности.

Регион характеризуют следующие критерии:

- географические (расположение, величина территории, наличие ресурсов, климатические условия);

- демографические (количество и плотность населения, половозрастная структура);

- производственно-функциональные (специфика преобладаю­щих видов деятельности);

- градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

- социологические (нормы общения, поведения).

!!! Пример . Выводимую в Калининград игорную зону разместить в ЧР проблематично.

Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения, играющего определяющую роль в функционировании региона. Изучение об­щественной жизни в регионе возможно только на основе струк­туризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Регион - это территория в административных границах субъ­екта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостно­стью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Регион как социально-экономическая система может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к кото­рым относятся:

Системообразующая база;

Системообслуживающий комплекс;

Экология;

Население;

Инфраструктура рынка.

ПОПЫТКА ВЫДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ РЕГИОНОВ

Однородный регион (гомогенный) не имеет больших внутренних различий по существенным критериям, например по природным условиям, плотности населения, доходам на душу населения и т.п. Очевидно, что полностью однородный регион - это абстракция, в реальности полностью однородных регионов быть не может. Понятие однородного (гомогенного) региона имеет главным образом концептуально-методологическое значение.

Узловой регион имеет один или несколько узлов (центров), которые связывают остальную часть пространства. Регион такого типа называют также центральным, поляризованным.

Программный регион выделяется как пространственная система, на территории которой реализуются некоторые региональные или общенациональные задачи, и которая становится в этой связи особым объектом управления. Например, это программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

По уровню социально-экономического развития специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделя­ют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы:

1) развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей;

2) регионы со средним экономическим потенциалом ;

3) проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития – например, зоны Севера и др. В этой группе выделяются депрессивные и отсталые регионы . Сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка. Указанные регионы могут не совпадать с административно-территориальными единицами.

! .По классификации 2010 г. Минрегионов - высокоразвитые, развитые, средне-развитые, менее развитые

! Не обязательно! Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.

1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

Объем валового регионального продукта;

Темпы экономического роста;

Тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

Коэффициент плотности населения;

Характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей:

Инвестиционного потенциала и

Инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

Депрессивные регионы

Демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

Стагнирующие регионы

Отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;

Пионерные регионы;

Регионы нового освоения;

Программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются:

-"планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и

-"плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-

Черноземный район, Волго-Вятский, Прибалтийский, Приволжский).

Регионы в понимании региональной экономики (субъекты РФ) имеют органы управления, т.е. относятся к первому типу.

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Экономическое пространство - это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними:

Населенные пункты,

Промышленные пред­приятия,

Хозяйственно освоенные и рекреационные площади,

Транспортные и инженерные сети и т.д.

Основные характеристики экономического пространства :

- плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади);

- размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий);

- связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей).

Для функционирования экономического пространства важное значение имеют расстояния между его элементами. Экономическое расстояние , в отличие от физического, измеряемого километрами, милями и т.п., характеризуется прежде всего транспортными издержками . Поэтому экономическое расстояние между одними и теми же географическими точками оказывается неодинаковым для разных перемещаемых товаров,

услуг, групп мигрантов.

Каждый регион имеет свое внутреннее экономическое пространство и связи с внешним пространством.

В Конституции РФ зафиксированы главные требования, обеспечивающие единство экономического пространства страны, в том числе:

Гарантируемое единство экономического пространства, свободное пере­мещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом (ст. 8);

Недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74);

Запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля (ст. 75).

Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство. В этом отношении особенно отличается Россия, но даже в границах неоднородного экономического пространства выделяются особые части - анклавы и эксклавы.

Анклав - обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (эконо­мическими, финансовыми, национально-культурными и т.п.). Типичными примерами анклавов являются свободные и оффшорные экономические зоны.

Эксклав - это отделенная от основной территории страны ее часть. В Российской Федерации всеми признаками эксклава обладает Калининградская область.

Локалитет - элементарный объект пространства (местность -"малая территория") с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуникация и т.п., т.е. локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д. Сочетания локалитетов образуют конкретные:

а) формы пространственной организации хозяйства,

б) формы пространственного расселения.

Формы пространственной организации хозяйства.

Промышленный узел - группа предприятий различных отраслей, размещенных на компактной территории, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспо­могательные объекты и сооружения (общие объекты производственной и социальной инфраструктуры).

Саратовский промышленный узел состоит из предприятий нефтехимии и машиностроения. В состав узла входят объединение Нитрон, завод резинотехнических изделий, завод санитарно-технического оборудования, дизельный завод и ряд других расширяемых и существующих предприятий, в том числе ТЭЦ.

Транспортный узел - пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения.

Федеральные транспортные узлы : Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Калининград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск. Владивосток.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) ― значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологиче­скую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транс­портных затрат.

ТПК имеют производственную специа­лизацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК , специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке. Другие ТПК - Тимано-Печорский, Западно-Сибирский, Канско-Ачинский (КАТЭК), Южно-Якутский - формируются на базе уникальных природных ресурсов.

Межотраслевой территориальный комплекс - интегрирован­ные на территории отраслевые производства, входящие одно­временно в общегосударственную систему межотраслевых обра­зований и имеющие единую программу развития.

М ежотраслевые промышленные комплексы охватывают горнодобывающую промышленность, рудно-металлургическую, топливно-энергетическую, машиностроительную, химическую, строительную, легкую и т.д.; агропромышленные - отрасли растениеводства и животноводства вместе с предприятиями, которые перерабатывают сельскохозяйственное сырье и реализуют ее. Туда же – военно-промышленный комплекс и т.д.

Формы пространственного расселения подразделяются на городские и сельские населенные пункты.

Городские населенные пункты различаются, прежде всего, по числен­ности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. чел. , а других городских образований (поселков городского типа ) - не менее 2 тыс. чел. Так согласно Градостроительному Кодексу РФ выделяются:

Сверхкрупные города (свыше 3 млн. жителей),

Крупнейшие города (от 1 до 3 млн. жителей),

Крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. жителей),

Большие города (от 100 до 250 тыс. жителей),

Средние города (от 50 до 100 тыс. жителей),

Малые города (от 10до 50 тыс. жителей).

Города бывают моно - и (чаще) многофункциональными - одновременно концентрируют промышленность, строительство, транспорт, торговлю, финансы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, управления и т.п.

Сельские поселения в большей степени, отра­жают природные, исторические, национально-культурные особенности народонаселения. Для исторического ядра России характерен деревенский тип расселения , сложившийся при общинной форме землепользования. На северном Кавказе это казачьи станицы и горные аулы. В Сибири и на Дальнем Востоке -лесопромышленные и горнопромышленные поселки. На Крайнем Севере - оленеводческие и охотничьи поселки.

Урбанизация - процесс концентрации населения и производства в городах, который имеет своим результатом образование систем городов, поглощающих значительную часть сельских поселений и сельского населения. Уменьшение сельского населения происходит в результате его миграции в города, включения сельских поселений в городскую черту растущих городов, преобразования крупнейших сельских поселений в городские поселки.

Обратный процесс – субурбанизация или дезурбанизация . Современной тенденцией урбанизации в развитых странах является переезд наиболее обеспеченной части населения из городских центров в более комфортабельные пригороды и поселки с хорошей транспортной доступностью (субурбанизация и дезурбанизация). В России эти процессы пока в начальной стадии.

Агломерация - территориально-хозяйственное образование, интегрирующее промы­шленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населен­ные пункты. Характерные признаки агломерации :

Возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

Отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

Оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

Показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Примерами являются Московская и Санкт-Петер­бургская агломерации.

Слияния городских агломераций образуют мегаполисы, концентрирующие по несколько десятков миллионов человек (северо-восточное побережье США, восточно-центральное побережье острова Хонсю в Японии и т.д.).

ПОНЯТИЯ «РЕГИОН» И «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН»

В английском языке регион и район синонимы, но в региональной экономике это разные понятия.

Экономический район - это крупный территориально-производственный комплекс, сложившийся на базе большой территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характеризуется целостностью территории, он является неразрывной частью народного хозяйства страны, отличающейся под влиянием территориального разделения труда от других территорий определенным сочетанием отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Экономический район - целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.

В современной РФ выделяют следующие экономические районы : 1.Центральный (13 регионов - субъектов РФ: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская,Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области и Москва)

2. Центрально-Черноземный,

error: