Трудности и ошибки в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста.
1. Нарушения в образовании отдельных форм местоимений наиболее частотны в разряде притяжательных местоимений третьего лица. В литературном языке эту функцию выполняют застывшие формы родительного-винительного падежа личного местоимения третьего лица: его книга, её книга, их книга . Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой ), не изменяются!
Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо - ихний план , правильно - их план ).
2. При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н , отсутствующее при беспредложном употреблении:
увидел его - войти после него .
Употребление форм без протетического н при наличии предлога (войти после его ) является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует об очень низкой речевой культуре говорящего.
3. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё . Первая из них (саму ) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая - самоё (но не - самую !) - книжная:
Винить ей приходится только самоё/саму себя.
4. При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений.
Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также личное местоимение он (она, оно, они ), относительное местоимение который .
Употребление слов-заместителей требует особого внимания.
Во-первых , нельзя использовать эти местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова.
Например, в контексте: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму - недопустимо употребление местоимения они , поскольку в предыдущем предложении не названо существительное, которое должно замещать данное местоимение.
Во-вторых , если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её .
Так, в тексте: В романе изображена женщина , увлечённая работой . Она нужна моим товарищам - недопустимо употребление местоимение она , поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа .
То же самое относится к использованию местоимений они, их , если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме множественного числа.
Например, в сложном предложении: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов , где они разбирают проблемы воспитания - двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных - статьи, педагоги.
В-третьих , особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который . Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное.
Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки - можно истолковать так, что именно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.
5. Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя , которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.
Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (ср.: я поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру ), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других ).
Возвратное местоимение может использоваться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у .
Ср.: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой .
Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом.
Ср.: я нашёл себе комнату.
Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом.
Например: Мать
велела дочери
принести себе
воды.
В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе
может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.
Если вода предназначена для дочери, то предложение может быть построено следующим образом: Мать велела, чтобы дочь принесла себе воды.
Включив местоимение в придаточное предложение, где есть только одно действующее лицо, мы избежали возможной путаницы.
Если же вода предназначена для матери, то использовать подобную конструкцию уже невозможно. Можно употребить сложное предложение с заменой возвратного местоимения личным (Мать велела, чтобы дочь принесла ей воды
). В придаточном предложении вновь остается одно существительное и одно личное местоимение, которое соотносится с другим существительным (мать
), данным в предыдущем главном предложении. Однако здесь всё же сохраняется определённая неясность, поскольку в высказывании содержатся два существительных женского рода (мать
и дочь
), с которыми в принципе может быть соотнесено личное местоимение ей. Поэтому для большей точности лучше использовать более широкий контекст, например: Матери хотелось пить, и она велела дочери принести воды.
Обратите внимание
Возвратное местоимение не употребляется в предложениях, в которых подлежащим является часть речи, обозначающая предмет или понятие, не совершающие действия. Поэтому исправления требует фраза: Определение, имеющее относящиеся к себе слова , обычно обособляется, если стоит после существительного . Во-первых, здесь необходимо заменить возвратное местоимение к себе на личное к нему , во-вторых, следует исключить из предложения хотя бы одно из действительных причастий. В данном случае можно использовать словосочетание: распространённое определение . (Распространённое определение обычно обособляется, если стоит после существительного. )
6. Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте притяжательного местоимения свой . Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам:
я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.
Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность:
Чтобы избежать смысловой неточности, следует руководствоваться следующими рекомендациями.
Если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы ), а дополнение - существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их .
Ср.: Я застал товарища в своём кабинете - Я застал товарища в его кабинете.
Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов.
Ср.: Сергей застал сестру в своём кабинете - Сергей застал сестру в её кабинете.
Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо.
Ср.: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат - Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.
7. При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.
Во-первых , если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение должно употребляться в форме единственного числа, поскольку данные существительные, хотя указывают на множество, представляют собой форму единственного числа.
Поэтому грамматически некорректными будут следующие примеры употребления местоимений:
Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует использовать форму единственного числа местоимения, то есть грамматически корректным будет контекст:
Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.
Если существительное обозначает лиц, то более уместно заменить собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, то есть второй пример можно скорректировать следующим образом:
Во-вторых , если местоимение стоит после сочетания двух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение должно быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия:
Пушкин отдал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями государя.
Местоимение – часть речи, включающая слова, не называющие предметов, их признаков и количества, а только указывающие на них: Он возьмет, Кто-то был здесь; Этот город, Некоторые трудности; Сколько книг, Оба вагона. Местоимения делятся на три группы по смысловой и грамматической соотнесенности с другими частями речи: 1) местоимения-существительные: Я, кто и пр.; 2) местоимения-прилагательные: Мой, такой и пр.; 3) местоимения-числительные: Столько, сколько-то и пр. Некоторые лингвисты выделяют еще группу местоимений-наречий: Где, куда, когда и др. Эта группа, например, выделена в школьном учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой " . Теория. 5-9". Другие языковеды называют эти слова местоименными наречиями, а то и прочто наречиями.
Ошибки школьников в употреблении местоимений часто объясняются двумя причинами:
1) языковой небрежностью,
2) неверным пониманием семантики того или иного слова.
Примеры характерных ошибок
Особенно распространены ошибки в употреблении Личных местоимений, чаще всего - местоимений 3-го лица:
Герасим был очень предан барыне и сам её утопил. – Очень частая ошибка. Причина – непонимание того, что местоимение третьего лица обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Разумеется, здесь вместо "её утопил" нужно было написать: "утопил Му-му".
Кроме того, часты случаи лишнего, ненужного повтора местоимения 3-го лица в сложном предложении: Он говорит, что он не боится смерти.
Наконец, есть и ошибки, связанные с неправильным образованием падежной формы местоимения 3-го лица: У Насти было много работы, и ее могли выгнать с ней. – Впрочем, в данном случае, даже если исправить "ней" на "неё", фраза останется некорректной. Предлагаемый правки: У Насти было много работы, и Настя могла лишиться места.
Встречаются и ошибки в употреблении личных местоимений 1-го и 2-го лица: Я первый раз был у меня на даче. – Здесь следовало употребить возвратно-притяжательное местоимение: Я первый раз был на своей даче.
Возвратное местоимение Себя "указывает на тождество объекта с субъектом. Не обладая формой именительного падежа, в предложении оно всегда является дополнением, т. е. выражает объект, который одновременно выступает и как субъект действия" (А. Н. Тихонов, "Современный русский язык. Морфемика. . Морфология", М., 2003, с. 298). Местоимение Себя должно относиться к подлежащему. Причиной ошибок чаще всего является то, что школьники не осознают особенностей значения этого местоимения. Кроме того, местоимение Себя часто употребляют зря, как лишнее слово.
Определительным местоимениям больше всего "не повезло" в школьных учебниках. Ни в учебнике под редакцией С. Г. Бархударова, ни в учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой нет сведений о значении местоимений этого разряда. Учебник для вузов "Современный русский язык" (Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова) предлагает такую дефиницию: "Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета". Однако это очень общее . При ознакомлении школьников с местоимениями этого разряда удобнее всего работать с лексическими значениями конкретных местоимений, т. е. с толковым словарем. Например:
Слова Всякий, каждый, любой различаются оттенками значения. Всякий – 1. «Разный, самый разнообразный, всевозможный»: Всякого рода возможности .
2. «Какой-либо, какой бы то ни было»: Отсутствие всякой системы, без всякого сомнения .
Каждый – 1. «Один из всех в данном количественном ряду»; «любой из себе подобных, взятый отдельно»: Дневник есть у каждого школьника; каждый третий день; на каждом шагу .
Кроме того, слово Всякий содержит оттенок обобщения, а Каждый предполагает ограничение определенным кругом: Всякому растению нужна влага; Каждому из новорожденных нужен особый уход .
Помимо этого, слово Всякий свободно принимает формы множественного числа, а Каждый – только при указании на определенное число предметов, а также в сочетании с существительными только множественного числа: Всякие книги – каждые три книги; всякие люди – каждые вторые сутки .
Любой – «какой угодно на выбор»: Отправить в любом почтовом отделении; приходите в любой день . (Значения слов Всякий, каждый, любой даны по материалам "Справочника по правописанию, произношению, литературному редактированию", Розенталь Д. Э., М., 1994.)
Однако школьники чаще всего ошибаются при употреблении различных форм местоимения Весь : Она имеет свое мнение, непохожее на всех. – Предлагаемый вариант правки: Она имела свое мнение, не совпадающее ни с чьим другим .
Притяжательные местоимения. Наиболее частые ошибки – употребление притяжательного местоимения одного лица там, где следовало выбрать местоимение другого лица или возвратно-притяжательное местоимение "свой": Мальчик очень грустил по дому, деревне и его семье. – Здесь следовало употребить местоимение Своей .
Встречается и грубое просторечие: Запорожцы ненавидели поляков и грабили ихние города . – Употребление формы "ихний" вместо "их" недопустимо.
Возвратно-притяжательное местоимение Свой обозначает признак по принадлежности любому из лиц, участвующих в беседе: Ты возьми свою сумку, Толя возьмет свой баул, а я понесу свой чемодан и Катину коляску . Это и является причиной частых ошибок: Катерина могла жить, как жила сестра своего мужа . – В данном случае следовало употребить местоимение 3-го лица в родительном падеже в значении притяжательного: Катерина могла жить, как сестра её мужа .
Местоимение Свой , как и возвратное местоимение Себя , часто употребляют зря, как лишнее слово: Всю свою жизнь Флягина преследует убитый им монах .
Ошибки в употреблении Вопросительных, отрицательных, указательных и Неопределенных местоимений значительно более редки, однако всё же встречаются: Раскольников и грешат из-за того, что ни у кого из них не было денег на существование. – Здесь явно следует употребить личное местоимение: Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них не было денег на существование . Кроме того, в данном примере наблюдается и ошибка в формах глагола: в главном предложении глагол-сказуемое в форме настоящего времени, а в придаточном – в форме прошедшего времени. Это искажает смысл. Возможные варианты правки:
А) и Соня грешили из-за того, что у них не было денег на существование. Б) Раскольников и Соня грешат из-за того, что у них нет денег на существование.
Материал для коллективной работы
I) Личные местоимения.
1. Герасим очень волновался, потому что это был приказ барыни, а потом пошел и сам от нее избавился.
2. И для Ахмадулиной, как и для каждого человека, место, где она провела много счастливых дней, все-гда будет очень дорого для нее и останется в памяти на всю жизнь.
4. Мой сын был вынужден опоздать на первый из-за необходимости зайти в поликлинику и сдать анализы, а они начинают работу с 8.30. [из записки учителю]
5. Когда Лука ушёл из ночлежки, жизнь Актёра снова вошла в привычное русло, и, видимо, не выдержав этого, Актёр повесился. Пепла он наставил на путь истинный.
6. Мне кажется, что стихотворение "Парус" и поэму " " роднит то, что они оба одиноки.
7. Главная мысль рисунка в том, что он работал лучше других мастеров.
8. Когда топор вышел из бревна, он ударил себя по подбородку.
9. Когда приезжает Штольц, он делает последнюю попытку "встать с дивана".
10. У Груши была очень тонкая и чувствительная натура, способная ради любви на самопожертвование, и она утопилась.
II) Возвратное местоимение себя.
1. Кабанова пытается принудить всех строить жизнь по себе.
2. Мцыри решил вернуться к себе на родину.
3. Настя хотела, чтобы было лучше только для себя.
4. Этот человек забит в себе, боится всего на свете.
III) Определительные местоимения:
1. Перед Гриневым стояли два человека, и все они были повешены.
2. Один Дубровский не радовался, весь нахмуренный был.
3. Мать во всём его жалела.
4. Горький создал свой мир, в котором показана вся романтика.
5. Он стал одним из самых величайших русских художников.
6. Старик был весь в морщинах и весь зарос бородой.
IV) Притяжательные местоимения:
1. Эта поэма основана на любви к ее родителям.
2. В середине Азии кочевали монголы. Ихним нойоном был Темучин.
3. Царь пришел к себе и увидел там его дочку.
4. Татьяна делает неправильный вывод из схожести с героями его книг.
Вариантные формы местоимений
Формы сравнительной степени с приставкой по-, вносящие добавочное значение «несколько, немного» (побольше, посильнее, повыше), допустимы только в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.
3. При употреблении сравнительной степени должен быть указан объект сравнения: Эта комната более чистая и светлая – не норма.
4. Ошибкой является образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения простой и сложной форм: более сильнее, самый сильнейший ;
5. Ошибка – плеонастическое сочетание типа несколько поподробнее (форма поподробнее имеет значение «несколько, немного» );
6. Образование сравнительной степени от относительных прилагательных (более разговорных вариант ).
При употреблении местоимений особых трудностей с выбором вариантных форм не возникает. Отметим лишь следующее:
1. Местоимения 3-го лица он, она не произносят применительно к человеку, находящемуся рядом: следует называть его по имени. Таково требование культуры речи.
2. У местоимений 3-го лица после предлогов к основе добавляется -н : встретить ее – встретиться с ней; позвонить ему – вспомнить о нем .
3. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального -н : старше его, выше ее, дороже их .
4. Вопросительные местоимения кто ? и что ? не имеют морфологических категорий рода и числа. При местоимении кто ? глагол-сказуемое употребляется в мужском роде, независимо от того, кто реально имеется в виду: мужчина, женщина, несколько человек. Например: Кто пришел? Кто вызывал такси?
Существуют вариантные формы сочетаний с местоимениями, например: внутри их - внутри них , которые отличаются отсутствием или прибавлением начального н к личным местоимениям 3-го лица после предлогов. Прибавляется н после всех простых предлогов, (без, в для, до, за и т.д.) и ряда наречных предлогов, управляющих родительным падежом (возле, вокруг, впереди, мимо и т.д.); но нормативным употреблением этих предлогов с дательным падежом будет форма без н : вопреки ему, согласно ей, наперекор им и т.д.
Не прибавляется н после отыменных предлогов и употребляемого в функции предлога сочетания существительных с первообразными предлогами: при помощи ее, не в пример им и т.п.
Употребляются вариантные формы: в отношении его – в отношении него, насчет их – насчет них; у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, над всеми ими – над всеми ними; между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним . Ср.: Видишь разницу между нами и ими. .. (М. Горький). – ... Нет между нами и ними никакой средней линии (А. Гайдар).
После сравнительной степени прилагательного или наречия н не прибавляется: моложе ее, выше его, старше их .
При употреблении возвратного местоимения себя и возвратно-притяжательного местоимения свой может возникнуть неясность или двузначность, связанная с тем, к какому предшествующему существительному или личному местоимению они относятся. Согласно правилу, возвратное местоимение следует относить к слову, называющему производителя действия.
Например, в предложении: Он не разрешает мне производить опыты над собой - двусмысленность вызвана тем, что над собой может быть отнесено и к он , и ко мне . В подобных случаях, во избежание двузначности рекомендуется перестроить предложение, например: Он не разрешает, чтобы я производил опыты над собой. – Он не разрешает, чтобы я производил опыты над ним.
Аналогичное положение может возникнуть при употреблении местоимения свой , которое также соотносится со всеми тремя грамматическими лицами. Так, в предложении: Мать попросила дочь принести свое платье - слово свой следует отнести к дочери как производителю действия. При замене местоимения свой личным местоимением ее в притяжательном значении (принести ее платье ) принадлежность должна быть отнесена к матери. Но в обоих случаях сохраняется оттенок неясности, двузначности, поэтому подобные предложения рекомендуется перестраивать: Мать попросила, чтобы дочь принесла свое платье. – Мать попросила, чтобы дочь принесла ее платье.
Винительный падеж определительного местоимения сама имеет две формы: самоё (книжная форма) и саму (разговорная форма): Поддерживают саму (самую) идею переноса срока выборов; Саму хозяйку я не видел; Ее самоё это не волнует.
Трудности и ошибки в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста.
1. Нарушения в образовании отдельных форм местоимений наиболее частотны в разряде притяжательных местоимений третьего лица. В литературном языке эту функцию выполняют застывшие формы родительного-винительного падежа личного местоимения третьего лица: его книга, её книга, их книга . Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой ), не изменяются!
Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо - ихний план , правильно - их план ).
2. При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н , отсутствующее при беспредложном употреблении:
увидел его - войти после него .
Употребление форм без протетического н при наличии предлога (войти после его ) является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует об очень низкой речевой культуре говорящего.
3. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё . Первая из них (саму ) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая - самоё (но не - самую !) - книжная:
Винить ей приходится только самоё/саму себя.
4. При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений.
Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также личное местоимение он (она, оно, они ), относительное местоимение который .
Употребление слов-заместителей требует особого внимания.
Во-первых , нельзя использовать эти местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова.
Например, в контексте: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму - недопустимо употребление местоимения они , поскольку в предыдущем предложении не названо существительное, которое должно замещать данное местоимение.
Во-вторых , если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её .
Так, в тексте: В романе изображена женщина , увлечённая работой . Она нужна моим товарищам - недопустимо употребление местоимение она , поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа .
То же самое относится к использованию местоимений они, их , если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме множественного числа.
Например, в сложном предложении: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов , где они разбирают проблемы воспитания - двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных - статьи, педагоги.
В-третьих , особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который . Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное.
Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки - можно истолковать так, что именно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.
5. Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя , которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.
Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (ср.: я поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру ), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других ).
Возвратное местоимение может использоваться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у .
Ср.: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой .
Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом.
Ср.: я нашёл себе комнату.
Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом.
Например: Мать
велела дочери
принести себе
воды.
В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе
может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.
Если вода предназначена для дочери, то предложение может быть построено следующим образом: Мать велела, чтобы дочь принесла себе воды.
Включив местоимение в придаточное предложение, где есть только одно действующее лицо, мы избежали возможной путаницы.
Если же вода предназначена для матери, то использовать подобную конструкцию уже невозможно. Можно употребить сложное предложение с заменой возвратного местоимения личным (Мать велела, чтобы дочь принесла ей воды
). В придаточном предложении вновь остается одно существительное и одно личное местоимение, которое соотносится с другим существительным (мать
), данным в предыдущем главном предложении. Однако здесь всё же сохраняется определённая неясность, поскольку в высказывании содержатся два существительных женского рода (мать
и дочь
), с которыми в принципе может быть соотнесено личное местоимение ей. Поэтому для большей точности лучше использовать более широкий контекст, например: Матери хотелось пить, и она велела дочери принести воды.
Обратите внимание
Возвратное местоимение не употребляется в предложениях, в которых подлежащим является часть речи, обозначающая предмет или понятие, не совершающие действия. Поэтому исправления требует фраза: Определение, имеющее относящиеся к себе слова , обычно обособляется, если стоит после существительного . Во-первых, здесь необходимо заменить возвратное местоимение к себе на личное к нему , во-вторых, следует исключить из предложения хотя бы одно из действительных причастий. В данном случае можно использовать словосочетание: распространённое определение . (Распространённое определение обычно обособляется, если стоит после существительного. )
6. Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте притяжательного местоимения свой . Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам:
я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.
Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность:
Чтобы избежать смысловой неточности, следует руководствоваться следующими рекомендациями.
Если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы ), а дополнение - существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их .
Ср.: Я застал товарища в своём кабинете - Я застал товарища в его кабинете.
Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов.
Ср.: Сергей застал сестру в своём кабинете - Сергей застал сестру в её кабинете.
Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо.
Ср.: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат - Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.
7. При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.
Во-первых , если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение должно употребляться в форме единственного числа, поскольку данные существительные, хотя указывают на множество, представляют собой форму единственного числа.
Поэтому грамматически некорректными будут следующие примеры употребления местоимений:
Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует использовать форму единственного числа местоимения, то есть грамматически корректным будет контекст:
Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.
Если существительное обозначает лиц, то более уместно заменить собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, то есть второй пример можно скорректировать следующим образом:
Во-вторых , если местоимение стоит после сочетания двух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение должно быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия:
Пушкин отдал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями государя.
Неумелое обращение с местоимениями может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания: Кто-то сказал, что я беру взятки. ...Я не могу с этим смириться, но это так! (Что это ? - что «кто-то сказал» или что «беру взятки»?). В предложении не должно создаваться условий для ошибочного понимания местоимений, как, например, в таком случае: На «Буревестнике» будет новая поточная линия. Она позволит предприятию перейти на выпуск обуви новых моделей. Уже подготовлены помещения и площадки для ее установки. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в той же грамматической форме рода, числа. А в этом предложении между местоимением ее и существительным линия оказалось еще одно существительное женского рода, единственного числа (обувь), что мешает правильному пониманию текста.
Приведем еще несколько примеров подобных ошибок: На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря; Готовится диспут на тему «Свободное время подростка и как его убить»; Воспитатель обращает внимание детей на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает... Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением, но в наших примерах это требование не выдержано.
Для устранения таких ошибок нужно изменить порядок слов (Пришло письмо на судно, и скоро оно снялось с якоря), отказаться от использования местоимения (кролик прыгает), переделать фразу (Как организовать досуг подростка? На эту тему готовится диспут).
Рассмотрим примеры стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения:
Неотредактированный текст |
Отредактированный текст |
1. Выросло целое поколение, для которых война - история. |
1. Выросло целое поколение, для которого война - история. |
2. Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия. |
2. Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия. |
3. Это сцена последнего свидания влюбленных, молча признавшихся в этом в последний момент перед всеми бойцами. |
3. Это сцена последнего свидания героев, которые молча признались в любви в минуты прощания перед всеми бойцами. |
4. Пить сок желательно между приемами пищи (за 30-40 минут до еды). Выпитые во время еды, они могут усиливать брожение в кишечнике. |
4. ...Сок, выпитый во время еды, может усиливать брожение в кишечнике. |
Как видим, наиболее простой способ правки в подобных случаях - замена местоимения соответствующим существительным, но возможны и варианты. Так, во втором примере местоимение не согласовано с замещаемым существительным, редактор исправил эту ошибку [ср.: У железнодорожников пока всего пять очков, и он вынужден будет расстаться с высшей лигой (следует: они вынуждены будут...)]. В четвертом примере нет основания для употребления местоимения во множественном числе (они); редактору пришлось переформулировать предложение.
Иногда местоимение в тексте вовсе не подкреплено существительным, которое должно быть заменено: Не лучше ли покончить с ведомственностью, влить его (кого?) в систему государственного санитарного надзора (имеется в виду ведомственная служба, упоминание о ней - в предыдущем предложении: Ведомственная служба не имеет своего лица. Так что местоимение мужского рода - его - и вовсе не годится!).
Редактор следит за тем, чтобы выбор местоимений был точным, иногда возникает неоправданная замена одного местоимения другим, стилистическая правка в таких случаях не вызывает затруднения:
Неотредактированный текст |
Отредактированный текст |
1. Ребята проводили время без никакой пользы. |
1. ...без всякой пользы. |
2. Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны. |
2. ...такое впечатление. |
3. Не могли бы вы нам что-то посоветовать? |
3. ...что-либо (что-нибудь) посоветовать. |
4. Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи. |
4. Ни о какой внезапности... |
5. Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. |
5. ...со всеми его медалями. |
6. Напротив старого городского укрепления раскинулась современная Иена с ее цейсовскими заводами. |
6. ...раскинулись современная Иена со своими цейсовскими заводами. |
Возвратно-притяжательные местоимения порождают в тексте двусмысленность, если в предложении есть два реальных субъекта действия, например: Врач попросил сестру взять в лаборатории свой анализ крови (его анализ или eel). Правка требует уточнения: Врач попросил сестру, чтобы она взяла в лаборатории его (свой) анализ крови.
Употребление местоимений нередко создает речевую избыточность: Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне).
Николая Лукьяновича поздравили с его 80-летним юбилеем; Признание и успех не помешали ему в своем выступлении выразить свою большую благодарность своему учителю (только последнее местоимение может быть оправданно); Иван решил остаться работать в родной для него деревне. Подобные конструкции требуют устранения плеоназма. Правка-сокращение сводится к исключению лишних местоимений.