Можно ли контролировать эффект пигмалиона. Что значит обесценить себя и эффект Пигмалиона? Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона - психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

Американский психолог Р. Розенталь (Robert Rosenthal) назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Схожим механизмом является проективная идентификация в психоанализе .

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений , как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии, а отрицательные - противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Примеры

Паранормальные явления

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений , как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии , а отрицательные - противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

См. также

Литература

  • Э. Аронсон, Р. Эйкерт, Т. Уилсон Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. - 5-е международное издание, дополненное и расширенное. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - ISBN 5-93878-134-5
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Проспект, 2005. С. 66.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эффект Пигмалиона" в других словарях:

    эффект Пигмалиона - (эффект Розенталя) связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то, даже при его стремлении сохранить объективность, весьма велика вероятность, что он как то невольно и незаметно передаст свои… …

    ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА - проявление иредубежденности экспериментатора, влияющее на рез т эксперимента. Открыт Р. Розенталем, в исследованиях к рого было показано, что, сформировав отношение экспериментатора к испытуемому, можно предсказать в ряде случаев исход… … Российская социологическая энциклопедия

    Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в к рой описывались влияния ожиданий учителей на… … Психологическая энциклопедия

    Пигмалиона эффект -    ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ (с. 446)    Принято считать, что достижения социальных наук, суждения и концепции философов, социологов, психологов в значительной мере формируют общественные настроения и моральную атмосферу своей эпохи. Такой взгляд,… … Большая психологическая энциклопедия

    Или эффект Пигмалиона психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества … Википедия

    эффект Розенталя - см. эффект Пигмалиона. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Пигмалиона эффект - улучшение результатов умственной деятельности, в частности школьной успеваемости и результатов тестирования, вследствие непроизвольной положительной стимуляции учащегося педагогом. Данное явление открыто и описано в 1968 г. американскими… … Дефектология. Словарь-справочник

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия аудиокнига


Экология жизни: Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона).

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.

Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.

Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.

Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».

Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.

Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.

Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.

Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре. опубликовано

Эффект Пигмалиона (он же эффект Розенталя или эффект предвзятости экспериментатора) - это психологический феномен, суть которого заключается в том, что убежденный в верности той или иной информации человек непроизвольно ведет себя таким образом, что эта информация получает подтверждение. Информация может быть верной и вымышленной, позитивной или негативной, услышанной от другого человека или быть собственным убеждением. В любом случае эти ожидания во многом определяют характер действий субъекта и то, как он интерпретирует последующие события - из чего человек получает доказательства собственной правоты.


Античные истоки

Согласно легенде, мифологический скульптор Пигмалион создал статую девушки неземной красоты. Чем дольше мастер любовался творением своих рук, тем прекрасней казалась ему мраморная девушка. Вскоре Пигмалиону уже казалось, что ни одна из женщин Эллады не может сравниться со статуей, которую он назвал Галатеей. Скульптор проводил рядом с ней дни и ночи, любуясь её точёными изгибами, одаривая ее щедрыми дарами и нашёптывая нежные слова любви… Отчаявшись, Пигмалион обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви осуществила его желание. Когда мастер вернулся домой, его ждала там ожившая статуя - живая, тёплая, любящая Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть её скульптор.

Вера в исключительность своего творения и страстное желание разделить с ним свою любовь помогли Пигмалиону воплотить невероятную мечту в реальность. В основе эффекта Пигмалиона могут лежать любые другие ожидания - лишь бы субъект не колебался между множеством различных вариантов и предвидел какой-то один сценарий. Об этом и говорят на разные голоса создатели фильма «Секрет», Вадим Зеланд в своём «Транссерфинге реальности» и прочая «нейро-мистическая» литература.

Как работает этот эффект?

Первым об этом психологическом феномене поведал миру Р. Розенталь. В эксперименте участникам поручали следить за поведением популяции крыс в лабиринте, причём одним наблюдателям сообщали о высоком интеллекте грызунов, другим - о примитивных умственных особенностях. В результате Розенталь получил данные, которые подтвердили обе версии. Когда лаборант присматривал за «умной» крысой, он вёл себя мягче, поглаживал зверюшку и помогал ей преодолеть стресс - поэтому «нечаянно» создавал дополнительные положительные подкрепления для выполнения задания.

Впоследствии Р. Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли экспериментатора выступили учителя: оказалось, что якобы «способные» ученики действительно достигли выдающихся успехов. В 1966 году учёный описал особенности «эффекта предвзятости экспериментатора» в научной деятельности, который наблюдается в таких случаях:

* Экспериментаторы, которые в начале исследования получают очень «хорошие» данные, в дальнейшем пытаются получить ещё более позитивный результат. Зато экспериментаторы, которые изначально получают «плохие» данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.

* Эффект предвзятости экспериментатора проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные («фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым. Он просто неосознанным образом поддерживает именно те действия испытуемых, которые подтверждают гипотезу.

* Осознание экспериментатором своей возможной предвзятости может привести к противоположному эффекту: искать предвзято только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы не казаться предвзятым.

* Эффект предвзятости больше проявляется у тех исследователей, которые по-дружески и с интересом относятся к испытуемым. Этот эффект усиливается, когда экспериментатор и испытуемый знают друг друга. Экспериментаторы-женщины более эмоциональны, и потому больше склонны к предвзятости, чем мужчины.

Другие эксперименты

Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали эффект Пигмалиона с помощью социального эксперимента: группу студентов колледжа, в которой никто не знал друг друга, разбили на пары. Одному человеку в каждой паре по секрету сообщали, что его напарник либо симпатизирует ему, либо испытывает к нему неприязнь. Затем учащимся давали возможность встретиться и пообщаться со своей парой. Как и ожидали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру: они были откровеннее, сердечнее, чаще приходили к общим выводам. Студенты, которые считали, что не нравятся своему партнёру, вели себя жёстче и больше спорили с собеседником, заставляя его по-настоящему испытывать ожидаемое раздражение и неприязнь.

Эффект Пигмалиона проявляется повсеместно: когда руководитель верит в сотрудников, воспитатель - в ребёнка из неблагополучной семьи, врач - в своего пациента… По той же причине научный мир до сих пор в неуютном тупике: в опытах по проверке паранормальных явлений сторонники парапсихологии получают положительные результаты, а скептики с тем же успехом находят опровержение.

Проективная идентификация

Схожий с эффектом Пигмалиона механизм из области психоанализа заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого. Проективную идентификацию, впервые описанную Мелани Кляйн, считают своего рода психологической защитой.

Однако она работает только в случае позитивной «проекции» на другого человека: ожидая увидеть в нём приятные качества, субъект бессознательно ведёт себя соответственно с этим прогнозом - так что другой человек невольно «включается в игру» и показывает себя с лучшей стороны. Если же от него ждут приступов агрессии, грубости, вульгарности - то своим бессознательным поведением можно спровоцировать человека именно на неадекватные поступки. В любом случае образуется замкнутый круг: едва мы создаём добрую или злую проекцию, мы начинаем получать её отражение снова и снова, - до тех пор, пока не рассмотрим в этом зеркале самих себя и не изменим образ своего мышления.

error: