Конная повозка. Упряжь и основы запряжки лошадей в телегу

Телега для лошади – вовсе не пережиток прошлого, а вполне себе распространенный в сельских местностях транспорт. Во многих регионах нашей страны некоторые жители до сих пор предпочитают перемещаться на лошади – для перевозки грузов или людей, а также в развлекательных целях. С помощью скакуна можно перевозить негабаритные предметы, вспахивать землю, перемещаться по своим личным нуждам.

Годами ранее в селах работали мастера по изготовлению различных моделей телег, сегодня же найти таких специалистов довольно сложно. Придется покупать готовую конструкцию либо сделать ее самостоятельно. Об этом наша сегодняшняя статья.

Телегой называют повозку, в которую запрягают лошадей и представителей КРС. С помощью этого транспортного средства можно перемещаться по всем дорогам, на которых отсутствует запрещающий знак. На телеге предусмотрены сиденья для пассажиров или площадка для груза, а также отдельное место для извозчика.

Также существуют различные декоративные конструкции — их называют экипажами. Используют эти повозки для праздничных прогулок по городу, свадебных или иных фотосъемок.

Любая телега состоит из хода и кузова. Ход представляет собой механизм, за счет которого повозка перемещается. Кузовом называют сам прицеп.

Таблица 1. Конструкция ходовой части

Элементы Описание
Оси Имеется задняя и передняя ось.
Колеса Располагается по 2 колеса на каждой оси. Обычно диаметр передних колес немного меньше по сравнению с задними.
Стойки Находятся на передней и задней части. Они выполняют функцию амортизации телеги.
Роспуск Требуется его установка для связи осей. С одной стороны роспуск закрепляют, и он остается неподвижным. С другой стороны его можно регулировать. При помощи такой конструкции изменяют положение осей.
Оглобли Закрепляются на передней оси.

Раньше для изготовления таких конструкций, как телеги, использовали только древесину — мастера делали из нее даже колеса. Однако теперь повозки собирают чаще всего из металла, потому что подобные конструкции наиболее долговечные, износостойкие и за ними удобнее ухаживать.

Разновидности телег

С развитием промышленности появилось большое разнообразие повозок. Однако существуют и более ранние транспортные средства, которые использовали для сообщения между крупными и мелкими городами. Для каждой из них предусмотрена особая технология изготовления.

Пассажирские

Наиболее известным средством передвижения является карета. В самом начале они использовались только для перемещения знатных людей. Спустя некоторое время кареты получили широкое распространение, их стали применять в качестве транспорта для общего пользования.

В дальнейшем этот вид пассажирского транспорта начал видоизменяться. Вместо небольших двухместных карет начали проектировать объемные конструкции с несколькими осями. Упоминания о них можно встретить в художественной литературе, увидеть в кино.

Таблица 2. Разновидности повозок для дальнего перемещения

Название Страна Применение Характеристики

Первый раз была замечена у кочевников в России. Для продолжительных поездок в холодное время года. Кочевники использовали эту конструкцию для путешествий со своим грузом. При помощи такого транспортного средства можно было быстро установить сообщение между различными областями.

Появился во Франции в промежутке между XVIII-XIX веками. Использовали для отправки посылок и писем в различные города. На таком транспорте могли перемещаться 7-8 человек. Это была единственная возможность быстро добраться до нужного пункта. Предусматривались кратковременные остановки.

Страной происхождения является Россия. Повозка появилась в XIX веке. Использовалась для перемещения людей по разным городам. Такое транспортное средство использовали даже при длительных поездках. Потому что конструкция позволяла добраться с минимальной тряской. Одновременно в такой телеге могли ехать 4 человека с багажом.

Появился в XVIII. Страна производства – Америка. Использовалось такое транспортное средство как временный дом для передвижения переселенцев. Такая пассажирская телега была накрыта специальным защитным шатром. Повозка не отличалась удобством. Однако на ней можно было быстро перемещаться при любой погоде.

Появился во французских городах в самом начале XIX века. Этот вид транспорта использовался для поездок на природу. Повозка с большим количеством мест для пассажиров и специальным защитным тентом.

Для быстрого перемещения пассажиров были созданы более маневренные телеги:

  1. Кэб. Небольшой экипаж с одной осью, в кабине одновременно находилось 2 или 4 пассажира.
  2. Дрожки. Легкий вариант телеги с двумя осями.
  3. Повозка с одной осью, вмещала только пару человек и кучера.

Важно было обеспечить города быстрым и доступным транспортом, поэтому на дорогах можно было встретить большое количество маленьких и больших повозок. Они выполняли функцию общественного транспорта или такси.

Грузовые

Грузовые конструкции значительно отличались от пассажирских повозок. Основное их преимущество было в большой вместительности. Самый старый тип повозки – двухколесная арба. Такие телеги были распространены в некоторых регионах Кавказа еще в XX веке.

Однако в процессе модернизации промышленности, грузовые телеги значительно усовершенствовали. Улучшенные конструкции передвигались за счет движения подшипников. А также были установлены прорезиненные колеса и тормоз. Благодаря чему на повозках можно было перевозить грузы около 1-1,5 тонны. До этого времени приходилось закреплять к повозке несколько коней.

Безосные

Сани – это наиболее простой тип повозки, который не предусматривает колес. Перемещаться на подобном транспорте можно только по мягким снежным поверхностям, и использовали их только в зимнее время года. Сани обычно являлись именно пассажирским видом повозок, для перевозок грузов использовались дровни.

Собственно, само название говорит о том, что изначально на таких санях перевозили именно дрова, которые требовались зимой в большом количестве для того, чтобы топить печи. Иногда к такому транспортному средству крепили кузов и использовали в качестве кареты.

Последовательность изготовления разных телег для лошадей

Важно заранее спроектировать точный размер готовой конструкции. В старину изготавливали телеги длиной около трех метров и шириной до полутора метров. Можно взять такие размеры за основу.

Пошаговая инструкция по изготовлению телеги

Инструменты для изготовления телеги:

  • доски;
  • сварная конструкция;
  • аппарат для сварочных работ;
  • колеса;
  • трубы из металла;
  • молоток;
  • гвозди;
  • план конструкции.

Таблица 3. Технология по изготовлению телеги

Иллюстрация Описание
Для начала требуется изготовить ходовую часть конструкции. При отсутствии соответствующих навыков сварных работ, рекомендуется обратиться к профессиональным мастерам. Раму и ось изготавливают из металла или труб.
Далее изготавливаем стационарную и передвижную ось. По завершению всех работ следует определиться с типом повозки. При наличии дышловой конструкции делаем держатель. Оглобли следует приварить к передней стационарной оси.
Следует завершить конструкцию ходовой части. При необходимости можно установить тормоза.
Далее следует спроектировать кузов телеги. Для таких целей вырезают доски определенной длины и ширины и скрепляют их между собой. Оглобли изготавливают как из металла, так и из дерева. Дышло конструируют из древесины.
В кузов телеги можно поместить мягкую лавочку.

Пошаговая инструкция по изготовлению саней

Перед тем, как приступить к изготовлению саней, важно определиться с материалом полозьев — их можно сделать из металла или древесины. Чтобы изготовить конструкцию из дерева потребуются соответствующие навыки. При выборе же металлических изделий, их придется выковать в специальном цехе.

Для изготовления саней потребуются следующие материалы:

  • доски;
  • непромокаемая фанера;
  • листы металла;
  • профили;
  • трубы;
  • инструменты для обработки дерева;
  • план конструкции.

Таблица 4. Технология изготовления саней

Иллюстрация Описание
Полозья лучше делать металлическими. Потому что это наиболее долговечная конструкция. Для таких целей потребуется нержавеющая или углеродная сталь. Изготавливают полозья из железного полотна или труб. Для того чтобы их согнуть, потребуется посторонняя помощь.
После чего изготавливают поперечные стойки и перекладины. Располагаются они с обеих сторон. Части закрепляют при помощи сварки.
Важно предусмотреть тормоза в санях. Делаются они довольно просто в виде конструкции из резины с рычагом.
К передней части присоединяются пластины из металла. После чего к ним крепят оглобли. По завершению работ, следует начинать проектирование кузова. Кузов саней делают из дерева по собственным предпочтениям. Его можно обшить поролоном и мягкой тканью для большего удобства.
Оглобли крепят в последнюю очередь.

Пошаговая инструкция по изготовлению кареты

Необходимые материалы для изготовления кузова кареты:

  • брус;
  • влагоустойчивая фанера;
  • мягкий поролон;
  • гайки;
  • болты;
  • пластик;
  • краска;
  • клей;
  • инструменты для обработки дерева;
  • материал для обшивки.

Таблица 5. Процесс изготовления кузова кареты

Иллюстрация Описание
Для кузова кареты следует взять прочную фанеру, которая не деформируется при воздействии влаги. Потому что повозка будет использоваться в различную погоду. А затем на поверхности фанеры следует расчертить все детали.
Далее с помощью электропилы следует вырезать все детали из фанеры. Должны получиться 4 основные детали, разные по размеру. Затем они будут соединяться между собой. В полученных заготовках следует сделать отверстия для окон с помощью лобзика. Потребуется сделать предварительные отверстия в фанере, чтобы лезвие лобзика нормально входило в полотно.
Необходимо соединить полученные детали болтами и строительным клеем. Закручивать болты следует только после того, как клей полностью затвердеет. Конструкцию лучше оставить на некоторое время.
Когда стенки полностью обсохнут можно закреплять днище и потолок кареты. Желательно изготавливать дно из прочной фанеры.
Раму изготавливают из деревянного щита, углы обрабатывают с помощью напильника и зачищают наждачной бумагой. При проектировании рамы, следует оставить место для пассажиров и кучера. После установки окон, проемы оббивают пластиком. Можно изготовить пластмассовые решетки.
Сидение делают из оставшейся фанеры. Их можно оббить поролоном и тканью.
По завершению работ, кузов следует покрасить влагоустойчивой краской.

Самостоятельное изготовление такого средства передвижения потребует усилий и времени. Однако мастер сможет спроектировать конструкцию по индивидуальным чертежам, и готовые детали нужно будет лишь собрать, как конструктор.

Как запрягать коня?

Для новичков этот процесс может быть довольно трудоемким в первое время, и потому, прежде чем начать какие-либо действия, следует изучить конструкцию повозки и упряжи, чтобы понять, как именно «соединить» скакуна и повозку.

Потребуется выполнить следующие действия:


Новичку потребуется помощь профессионала, чтобы выполнить подобные действия, однако со временем этот процесс будет проходить без посторонней помощи.

Видео – Как запрячь лошадь в дуговую упряжь?

Подводим итоги

Проектирование телеги – это интересное занятие, требующее творческого мышления, а также отличная идея для организации бизнеса. Однако начинающим мастерам потребуется изучить некоторые нюансы изготовления повозок и уже после того, как готовы чертежи, закупать материалы и приступать к работе.

Видео – Процесс изготовления телеги

КОННЫЕ ЭКИПАЖИ - повозки, в которые обычно запрягают лошадей. П. к. бывают легковые и грузовые; колёсные (запрягают лошадей, волов, мулов, верблюдов и др.) и полозные (сани) (запрягают лошадей, оленей, собак); одноосные (двухколёсные) и двухосные (четырехколёсные); безрессорные, полурессорные и рессорные; оглобельные и дышловые. В Средней Азии и странах Ближнего Востока для перевозки грузов по полям, пересечённым арыками (канавами), используют двухколёсные арбы с диаметром колёс до 2 м. Наиболее современны усовершенствованные безрессорные грузовые повозки на колёсах с шарикоподшипниками и пневматическими шинами. В СССР такие П. к. производили трёх типов: самосвалы - одноосные грузоподъёмностью 0,75 т, двухосные - 1,5 т несаморазгружающиеся - на 2 т. Эти повозки снабжены ёмкими кузовами, бесшумны, отличаются высокой проходимостью по грунтовым дорогам и бездорожью, обеспечивают при перевозке лучшую сохранность грузов (молока, яиц, фруктов, овощей и др.).
БСЭ

А
автокачка
- полок на пневмошинах
автопоилка - поилка, вода в которую поступает при надавливании животного мордой на специальный клапан
адаптация - приспособление организма животного к условиям окружающей среды (климату, условиям содержания и др.)
аллюр (франц. allure, букв. - походка) - способ поступательного движения лошади: естественным аллюром (шагом, рысью, иноходью, галопом) лошадь движется без предварительного обучения. Искусственный аллюр (главным образом элементы высшей школы верховой езды - пиаффе, пассаж, школьные или испанские шаг и рысь, галоп на трех ногах, пируэт и т.п.) вырабатывают у лошади специальной тренировкой.
американка - старое название качалки (см. качалка)
амуничник - помещение в конюшне для хранения конского снаряжения
андроны - телега с жердями для перевозки сена
арба - 2-х (4-х) колесный экипаж, без рессор, колеса большого диаметра
аркан - 1. Веревка с петлей, затягивающейся на конце, для ловли табунных лошадей и скота. 2. Недлинная веревка для увязывания и переноски сена и соломы (фуражный аркан). 3. Веревка с петлей, обшитой войлоком, для привязывания лошади при транспортировке.
арчак - деревянная основа седла

Б
багги - спортивный экипаж
баланс (франц. balance - букв. весы) - 1. У рысистой лошади уравновешенность, обеспечивающая проявление максимальной резвости на правильном ходу. 2. У верховой лошади при выездке - восстановленное природное равновесие молодой лошади, нарушенной массой всадника.
балансе (франц. balancer - раскачивать, качаться) - введенное в 1880 г Д. Филлисом упражнение высшей школы верховой езды.
балл (франц. balle - шар) - цифровая оценка результатов в некоторых видах кон. спорта (в отдел. конкурах, выездке, вольтижировке, кон. играх).
банкет (англ. banket - земляной вал) - искусств. препятствие, на которое лошадь должна вспрыгнуть, а затем соскочить с него.
бега - разговорное название испытаний рысистых лошадей, а также ипподрома, где они проводятся.
беговой круг - дорожка для тренинга и испытаний рысаков.
беззубые края - края челюстей лошади от последнего резца до первого ложнокоренного зуба.
берейтор (нем. Bereiter) - 1. Наездник, специалист по выездке верховых лошадей. 2. Помощник дрессировщика лошадей в цирке.
берлина - разновидность кареты
бестарка - повозка для перевозки сыпучих грузов без тары
бига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
бидарка (бедарка) - 4-х колесный безрессорный экипаж
бич - длинный кнут для тренировок в манеже
бокс - изолированное помещение в конюшне
болочок - сани с крытым верхом
бочение - нарушение прямолинейности движения. Лошадь идет задними ногами не по следам передних, а несколько вбок.
брек - 4-х колесный рессорный для охоты
бриджи (англ. breeches) - брюки для верховой езды спец. покроя (широкие в бедрах и узкие, плотно облегающие ногу в голени).
бричка - 2-х колесная легкая дорожная повозка; 4-х колесная грузовая повозка
брыкание - удары копытами главным образом задних ног лошади.

В
вальтрап
(итал. qualdrappa) - 1. Покрывало из сукна или бархата, надеваемое на спину лошади под или на седло. 2. Полотняный номерной потничек (со стартовым номером), применяемый на скачках.
венчик - верхний край копыта, от которого вниз отрастает роговая стенка.
верховая лошадь - лошадь, используемая под седлом.
взнуздывание - вкладывание в рот лошади удил при надевании на нее узды. Взнуздывание может быть на трензель и мундштук или на один трензель.
вожжи - длинные поводья, средство управления упряжной лошадью.
возок - крытые сани
воловий постав глаз - большие, круглые, прямо поставленные глаза.
волчки - см. дрожки
вольт (франц. vlote - поворот) - фигура манежной езды, движение по кругу диаметром б м.
вольтижировка (франц. voltiger - порхать) - вид конного спорта, гимнастические упражнения на лошади, двигающейся рысью или галопом по кругу диаметром 12 - 15 м.
всадник - человек, едущий верхом на лошади или на др. животном.
выводка - показ, кратковременная выставка лошади, на специально оборудованной площадке перед комиссией, покупателями, зрителями.
выводной круг - ровная площадка, оборудованная для выводки лошадей.
выездка - обучение молодой лошади, выработка у нее условных рефлексов (двигательного стереотипа).
выжеребка - роды у кобылы.
выкормок - 1. Лошадь, откормленная наскоро месивом для продажи. 2. Жеребенок, выросший до времени от излишнего кормления.
вьючное седло - специальное седло для перевозки вьюков.

Г
галифе - брюки для верховой езды, названные по фамилии французского кавалерийского генерала Галифе.
галоп - самый быстрый скачкообразный аллюр лошади в 3 такта с фазой свободного подвисания.
ганаши - углы нижней челюсти лошади.
гарцевать (от польск. garcowac) - ехать на лошади верхом, красуясь, показывая ловкость.
гиг - легкая двуколка
гитара (калибер) - в дореволюционной Москве: длинные дрожки
гладкие скачки - испытание работоспособности племенных верховых лошадей.
гречка - мелкие темные пятнышки на шерсти старых светло-серых лошадей.
грива - длинные защитные волосы, растущие на верхне-заднем краю (гребне) шеи.
грудина - продолговатая кость, к которой крепятся нижние концы передних семи-восьми пар ребер. Задние пять пар ребер называются ложными, так как они прикреплены не к грудине, а к предыдущей паре ребер. Последняя (13-я) пара ребер свободно заканчивается хрящом в мышцах брюшной стенки.
грум (англ. groom) - конюх, коновод, сопровождающий всадника.
груминг - уход за шерстью.
грызло - часть мундштука, которая лежит во рту лошади на беззубом крае нижней челюсти.
гуж - петля на хомуте, который применяют в дуговой упряжи.
гужевой транспорт - перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях, запряженных лошадьми и др. упряжными животными.

Д
двуколка - 2-х колесная рессорная повозка для 2-х человек
денник - полностью закрытое помещение в конюшне для индивидуального содержания лошади.
дерби (англ. Derby) - главный приз, который разыгрывают с 1780 г. на Эпсомском ипподроме в Англии для 3-летних жеребцов и кобыл чистокровной верховой породы.
дербистка - качалка с рессорой
джигитовка (тюрк. джигит - искусный и отважный всадник) - скачка, во время которой всадник соскакивает с лошади и вновь садится на нее, поднимает с земли различные предметы и выполняет ряд др. гимнаст. упражнений и акробат. трюков.
дилижанс - 4-х колесный экипаж для перевозки пассажиров, почты
дорожка (проф.) - разговорное название бегового и скакового круга.
дог - 2-х колесный, открытый
догкарт - 4-х колесный экипаж для перевозки охотничьих собак
долгуша (долгушка) - 4-х колесный экипаж на длинных дрогах
дормез - карета для сна в пути
драгуны (франц. dragon - дракон) - вид кавалерии, существовавший в армиях ряда стран.
дрессировка - последовательное направленное приучение животных к совершению ими в определенных условиях сложных разнообразных действий, необходимых для несения службы, на охоте и т.д.
дровни - деревянные сани
дроги - передок и задок повозки, связанные дрожинами (длинная телега) без кузова.
дрожки - волочки, 4-х колесная безрессорная повозка; короткие дроги для езды в городе.
дуга - часть русской запряжки, скрепляющая хомут (с помощью гужей) с оглоблями и смягчающая воздействие на лошадь толчков повозки.
дыбы - подъем лошади в вертикальное положение на задних ногах.
дышло - парокон. упряжное устройство, прочная жердь, соединенная с серединой передка повозки, экипажа.

Е
ездовый
- в армии солдат, управляющий лошадьми, запряженными в тачанку, повозку или артиллерийское орудие.

Ж
жгут - свитый пучок соломы или сена, применяют для растирания спин ы и конечностей лошади после работы, а также для удаления грязи, присохшей к волосам, перед чисткой лошади щеткой или пылесосом.
жеребенок - детеныш лошади до отъема называется сосуном, после отъема - отъемышем, затем годовиком, полуторником и двухлетком.
жеребность - беременность лошади.
жокей (англ. jockey) - специалист, проф. занимающийся тренингом и скаковыми испытаниями лошадей верховых пород.
жокейка - головной убор жокея, цветная круглая шапочка с козырьком, плотно облегающая голову.

З
заезд - 1. Испытание рысаков, соревнующихся в беге в качалках или под седлом по общей дорожке на установленную дистанцию. 2. Изменение направления движения в манеже без остановки.
заездка - первоначальный период приучения лошади к хождению в упряжи или под седлом, подчинение ее воле всадника или ездока.
закидка - 1. Произвольное движение лошади не в ту сторону, куда ее посылает всадник. 2. Остановка или осаживание лошади во время спорт. соревнования перед препятствием.
заковка - повреждение чувствительных тканей копыта неправильно забитым подковным гвоздем.
закрутка
закрутка - петля из веревки или сыромятного ремня на деревянной рукоятке для фиксации неспокойных лошадей во время ветеринарной обработки, ковки и т.п.
зацепы - 1. Два передних резца на верхней и нижней челюстях лошади. 2. Передняя часть конского копыта (называют также зацепной частью).

И
извозчик - кучер наемного экипажа для перевозки пассажиров.
индексы - числовые величины, характеризующие телосложение животного. Для вычисления того или иного индекса нужно брать анатомически связанные промеры, например, для вычисления индекса формата - длину туловища и высоту в холке и т.д.
империал - второй этаж в омнибусах
иноходец - лошадь которой по природе свойственно бежать не рысью, а иноходью.
иноходь - быстрый симметричный аллюр лошади с двухкопытным боковым опиранием и фазой свободного полета.
ипподром (греч. hippos - лошадь и dromos - бег, место для бега) - комплекс сооружений для проведения испытаний лошадей и конноспортивных соревнований, выставок и выводок лошадей.

К
кабриолет - 2-х колесный экипаж без козел
кавалергарды (франц. cavalier - всадник и garde - охрана) - привилегированный полк тяжелой гвардейской кавалерии, составляющий в торжеств. случаях почетную охрану лиц императоров, фамилии. В составе русской гвардии существовал с 1799 по 1917. Конский состав К. комплектовался массивными крупными лошадьми.
кавалерия (франц. cavalerie) - конница, один из основных видов сухопутных войск с глубокой древности до второй мировой войны.
кавалетти (итал. cavaletti) - клавиши, препятствие в виде жерди высотой 15- 20 см с крестовинами на концах.
камзол (нем. Kamisol) - форменная одежда наездников и жокеев для ипподромных испытаний лошадей, обычно куртка или рубашка яркой расцветки.
калеша - разновидность кареты
капсюль - капсуль, приспособление, не позволяющее лошади широко раскрывать рот. Дисциплинирует лошадь, облегчает управление ею. Входит в комплект оголовья для верховых лошадей и узды для рысаков.
карета - закрытый комфортный экипаж
карьер - самый быстрый из всех видов аллюра, характеризующийся рядом прыжкообразных движений при одновременном резком сгибании туловища в пояснице и выносе задних конечностей впереди передних. На скачках чистокровные верховые лошади проходят карьером 1 км быстрее, чем за 1 мин (мировой рекорд - 53,6 с).
качалка - легкая колесная тележка для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки.
катафалк - погребальная повозка
качалка - 2-х колесная легкая спортивная тележка
капор - aнгл. hood "капюшон, капор, верх экипажа, хохолок птицы, крышка, чехол, колпак, капот двигателя", превратившееся в обозначение металлической поверхности, прикрывающей механизм автомобиля сверху…
квадрига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
кеб (кэб) - 2-х колесный крытый экипаж
кентер - укороченный полевой галоп, основной тренировочный аллюр скаковых лошадей.
кибитка - 4-х колесная повозка с верхом на каркасе из прутьев
ковбой (англ. cowboy, от cow - корова, boy - парень) - кон. пастух, стерегущий стада крупного рогатого скота и в совершенстве владеющий спец. приемами верховой езды.
ковка - прикрепление подковы к копыту лошади и др. раб. животных.
козлы - сидение для кучера на санях или повозке.
колесница - 2-х колесная боевая и спортивная повозка
колики (греч. kolike - кишечная болезнь) - приступы болей в области живота с характерными внешними проявлениями.
колымага - 4-х колесный открытый экипаж
коляска - 4-х колесный комфортный экипаж
коневод - 1. Человек, занятый разведением лошадей. 2. С 1980 официальное название должности конюха.
конина - конское мясо.
конкур - конкуриппик (франц. Concours Hippique - кон. состязания) - в широком понимании всякое конно-спортивное соревнование. В нашей стране - соревнования по преодолению разнообразных препятствий.
конка - рельсовый вагон на конном ходу
конкурное поле - площадка для соревнований по преодолению препятствий.
конник - 1. Человек, работающий с лошадьми или занимающийся кон. спортом, всадник. 2. Кавалерист.
коновал - ветеринар-ремесленник, занимающийся главным образом кастрацией жеребцов и самцов др. сельскохозяйственных животных.
коновод - 1. Боец-кавалерист, принимающий лошадей от др. военнослужащих при спешивании. 2. Рядовой военнослужащий, которому поручен уход за лошадью командира.
контргалоп - движение, при котором всадник ведет лошадь галопом с наружной (проф.) ноги, например, с правой при выполнении вольта налево.
конь - 1. Синоним слова лошадь, имеющий отчасти торжеств. оттенок. 2. В кавалерии К. употреблялось вместо слова мерин.
конюх - рабочий, занятый уходом за лошадьми, их кормлением и водопоем, а также конюшенными работами. Под руководством тренера участвует в заездке и тренинге молодняка.
конюшня - помещение для содержания рабочих и племенных лошадей. Чаще всего имеет двухрядную внутреннюю планировку.
копыто - твердый кожный наконечник пальца лошади, соответствующий когтю хищных животных.
коренник, коренная лошадь 1. В троечной запряжке средняя лошадь, запряженная в оглобли, как правило, рысак. По обе стороны К. скачут пристяжные. 2. В парной запряжке с пристяжной — л., запряженная в оглобли. 3. В тачаночной запряжке (четверкой в ряд) — л. сред. пары, идущая у дышла. 4. В многокон. запряжке цугом — л., идущая одна или в паре непосредственно перед экипажем за уносной. Обычно в кач-ве К. используют более сильных и массивных л., чем пристяжные и уносные.
кормушка - устройство для дачи корма.
косяк - в табун. коневодстве группа из 20 - 25 кобыл и жеребцов, выпущенная на пастбище.
краги - 1. Съемные твердые голенища с застежками, применявшиеся раньше при верховой езде. 2. Раструбы у перчаток, используемых наездниками на бегах (иногда К. неверно называют полностью перчатки с раструбами).
крипторх - нутрец, жеребец, у которого 1 или 2 семенника не опущены в мошонку, а задержались в полости тела или паховом канале.
кросс (англ. cross - пересекать, переходить) - скачка с препятствиями по пересеченной местности.
круп - часть свода спины от поясницы до основания хвоста; образован тремя сросшимися крестовыми позвонками, костями таза и одевающей их мускулатурой.
крэк (англ. Crack) - лучшая скаковая или рысистая лошадь в конюшне, а также во время скачки или заезда.
кумыс - напиток из молока кобыл, получаемый в результате смешанного спиртово-молочнокислого брожения.
купе - 4-х колесный закрытый рессорный экипаж

Л
ландо
- 4-х колесная карета с откидным верхом
ландолет - облегченное ландо
лассо (франц. lasso) - аркан ковбоев, веревка длиной до 30 м со скользящей петлей.
левада - огороженное искусств. пастбище для л. площадью 2 - 4 га, являющееся технологич. звеном соврем. культурного конезаводства.
леи (проф.) - накладки из мягкой кожи или кожезаменителя, которые нашивают на брюки для верховой езды в местах наибольшего трения: на седалище, внутренних поверхностях бедер и колен.
лейцы (проф.) - два разъединенных повода длиной ококо 6 м, которые используют при заездке молодняка, при работе с жеребцами-производителями и пробниками, а также при выводке строгил л. Каждый из выводчиков держит один повод и при необходимости отпускает его на такую длину, чтобы повернувшаяся задом лошадь не могла ударить его копытом.
ленчик - основа (каркас) седла из дерева и металла, на которой крепят остальные его части.
лидер (англ. leader - ведущий, руководитель) - участник ипподромных испытаний, возглавляющий скачку.
линейка - 4-х колесный многоместный экипаж
лира - качалка-рекордистка
лошак - гибрид, полученный от скрещивания ослицы и жеребца.
лука - дужка, соединяющая правую и левую лавки седла.

М
мажара - большая телега
мальпост - почтовая карета
манеж (франц. manege) - открытая или закрытая площадка для верховой езды.
мартингал - доп. повод, не позволяющий лошади задирать голову во время движения.
масть - один из главных опозновательных признаков лошади. Точное определение масти наряду с описанием пример позволяет отличать одну лошадь от другой. Масть является наследственным признаком лошади и определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса и конечностей и защитных волос гривы, хвоста и щеток.
матка - кобыла, используемая для воспроизводства. Матка бывает жеребая - беременная, подсосная - выкармливающая жеребенка-сосунка и холостая - нежеребая.
мах - 1. Законченный цикл движений лошади на галопе, состоящий из 3 циклов. 2. Название широкой свободной рыси, которую применяют при тренинге рысаков.
менка ног (проф.) - сокращенное название упражнения перемена ног на галопе.
мерин - кастрированный жеребец. Меринов широко используют в качестве рабочих лошадей.
многоборье - комплекс. соревнование, в котором участники состязаются в нескольких (2 - 3 и более) видах спорта. В конном спорте самый распространенный вид многоборья - троеборье, которое проводят по полной или сокращенной программе. Если полевые испытания проводить невозможно (напр. зимой), в закрытом помещении организуют двоеборье, включающую манежную езду и преодоление препятствий.
моклок - бугор в переднебоковой части крупа лошади, костную основу которого образует утолщенный угол крыла подвздошной кости.
мокрец - подсед, обиходное название воспаления кожи (дерматита) на задней и боковой поверхности пута лошади.
молодняк - лошади не достигшие полного развития организма: отъемыши, годовики, полуторники, двухлетки, трехлетки и четырехлетки. лошадей - всего 0,6 - 0,7 л.с. Ценным рабочим качеством лошадей является их способность к кратковременному значительному увеличению мощности. Тяжеловозы развивают максимальную мощность за счет увеличения силы тяги при медленном движении, а рысаки - за счет большой резвости при малой силе тяги.
мул (лат. mulus) - гибрид, рожденный от домашнего осла и кобылы.
мундштук (нем. Mundstuck) - специальное удило с боковыми щечками, оказывающее усиленное воздействие на рот лошади.
мундштучное оголовье - уздечка, предназначенная для пользования мундштуком. В отличие от трензельного оголовья, имеет суголовный ремень, к которому крепят мундштук, и второй, мундштучный повод.
мустанг (англ. mustang) - одичавшие потомки домашних лошадей, завезенных в Америку европейскими колонизаторами в конце 15 и последующие столетия.
мызгание - посыл лошади специфичным губным звуком - громким причмокиванием.
мышастая масть - волосы на туловище лошади мышиного или пепельного цвета, на голове, нижних частях ног темнее, челка, грива и хвост, а также ремень, пятна на лопатках и полосы на ногах темные.

Н
нарты - легкие длинные сани (в них могут впрягать и собак и оленей)
навоз - твердые и жидкие выделения животных, в т.ч. смешанные с подстилкой.
нагайка - первоначально - нагайская, т.е. татарская плеть, короткая толстая плеть из ремней, которую применяют для посыла лошади при верховой езде без шпор, в частности казаки.
наглазники - шоры, щитки различных конструкции на оголовье (полузакрытые, закрытые, блиндеры), ограничивающие поле зрения лошади.
наездник - специалист по тренингу и испытаниям рысистых лошадей.
намет - казачье название галопа.
наушники - специальные колпачки, которые надевают на уши нервным, пугливым рысакам и верховым лошадям при ипподромных испытаниях.
недоуздок - узда без удил, предмет конюшенного обихода, предназначенный для содержания лошади на привязи (при помощи чумбура).
ногавки - защитные приспособления, предотвращающие эксплуатационные травмы нижней части конечностей лошади, т.н. защитная обувь.

О
оглобли - однокон. упряжное устройство в виде 2 прямых или изогнутых прочных жердей, соединенных с концами передней оси повозки или передком саней. Запрягаемую лошадь ставят между оглоблями.
оголовье - основная часть конского снаряжения, надеваемая на голову лошади и позволяющая управлять ею, то же, что узда.
одер - ироническое название старой худой малосильной лошади.
одноколка - 2-х колесный легкий экипаж опой - обиходное название ревматичное воспаления копыт.
одр (одер) - старинное название повозок осаживание - движение лошади назад, одно из манежных упражнений, применяемых при выездке и входящих в программы соревнований.
олонецкая люлька - конные носилки без колесосел (Equus asinus) - подрод лошадиных, включающий диких и домашних животных.
омнибус - 4-х колесный маршрутный экипаж
отава - трава, отросшая после скашивания или стравливания.

П
пассаж (франц. passage, букв. - проход, переход) - один из основных элементов высшей школы верховой езды, укороченная, очень собранная и ритмичная рысь.
пиаффе (от франц. piaffer - приплясывать, бить копытом землю) - одно из основных упражнений высшей школы верховой езды, крайне укороченная, собранная, высокая и ритмичная рысь на месте.
пируэт (франц. piroutte) - упражнение, включаемое в программы соревнований по выездке; выполняемый в 2 следа круг, радиусом, равным длине корпуса л. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, являющейся как бы осью поворота.
повод - поводья, ремень, пристегнутый концами к кольцам трензеля или мундштука, одно из основных средств управления лошадью, направления и регулирования ее движения.
повозка - 4-х колесное транспортное средство
подвода - грузовая повозка
подковы - металлические пластинки, прикрепляемые гвоздями к копытам лошади для предохранения рога от стирания и обламывания.
подпруга - часть конского снаряжения, широкий прочный ремень из кожи или др. материала. Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков и удерживает на ней седло (у упряжных лошадей - седелку). Некоторые виды седел имеют по 2-3 П.
подстилка - солома, торф или опилки, которыми покрывают пол в деннике или стойле (станке) при содержании лошадей в конюшне.
полок - грузовая повозка с платформообразным кузовом
полувольт - полукруг, который всадник описывает, выполняя заезды направо или налево назад. См. также ВОЛЬТ.
породистость - чистокровность.
портшез конный - конные носилки, без колес
посыл - побуждающие действия на лошадь, заставляющие ее увеличить резвость скачки или бега (например, при борьбе на финише).
потник - часть седла и хомута, прилегающая к телу лошади и изготовленная из войлока. Смягчает давление на кожу и впитывает пот.
пошевни - широкие крестьянские сани
прикуска - одна из дурных привычек, когда лошадь с громким характерным звуком заглатывает воздух, опираясь при этом верхними резцами на край кормушки, выступ стены, цимбалину и т.п., как бы прикусывая их.
приструга - часть казачьего и спортивного седла, привязанный к арчаку короткий (около 30 см) ремень, к которому пристегивают подпругу.
проводка - ведение лошади к поводу. Поводку разными аллюрами делают, чтобы продемонстрировать качество движений лошади специалистам и покупателям, ее оценивающим, а также выявить хромоту, нарушение дыхания и работы сердца при обследовании лошади ветврачом.
пролетка - 4-х колесный открытый 2-х местный экипаж
проточина - отметина в виде полосы белой шерсти, проходящей по переносью лошади.
путо - бабка, нижняя часть конечности лошади, первая фаланга пальца.
путы - веревка, которой связывают (путают) бабки передних ног лошади.

Р
рутлище - часть седла, ремень, на котором подвешено стремя.
развязка - веревка, ремень или цепь, предназначенный для фиксации лошади в проходе конюшни для чистки, ковки и т.п., а также во время уборки денника.
развязки - вспомогательные поводья, верхними концами застегнутые за кольца трензеля, а нижними закрепленные на седле или гурте.
размашка - вид тренировочной ипподромной рыси, близкой по темпу и последовательности перемещения ног лошади к маху и резвой рыси.
расчистка копыт - 1. Удаление копытным ножом, клещами и рашпилем излишне отросшего копытного рога и придание копыту правил. формы. 2. Очистка копыт от налипшей грязи и навоза крючком или деревянным ножом при ежедневной уборке лошади.
реприз (франц. repeise - повторение), при тренинге лошади часть занятия, во время которого лошадь движется определенным аллюром, например реприз прибавленного шага - 3 мин, Р. средней рыси - 10 мин и т.п.
родео (исп. rodeo). 1. Соревнования ковбоев, включающие езду на необъезженных полудиких лошадях, действия с лассо, например, накидывание его на бегущего бычка и т.п. 2. Представления, которые дают п

Те, кто часто бывает в деревне, наверняка, знает, как выглядит обычная телега или сани для лошади. Несмотря на свою примитивность, этот вид конной повозки и в наш 21-й век повсеместно используется в частном хозяйстве. А вы знаете, как запрячь лошадь в телегу или сани? Если нет, то мы уже готовы рассказать вам полную подробную инструкцию.

Телега или воз (подвода) – это упрощенный вариант четырехколесной конной повозки, применяемый в качестве грузового или транспортного средства. В том виде, в котором мы видим телегу сегодня, предположительно, она возникла еще в 12 веке, как вид грузовой повозки. Изначально изготавливались они из дерева, в том числе и крупные колеса. Сегодня телеги делаются также из дерева, но с металлической конструкцией-рамой. Шины резиновые рессорные.

Хотя сегодня часто слово «телега» используется, как обобщенное название для любой рабочей или транспортной конной повозки, однако имеются свои отличия. Телега для лошади представляет собой одноконную безрессорную повозку, грузоподъемностью около 500-700 кг. Для запрягания лошади используется чаще всего оглобельная упряжь, но также может быть и дышловая. У всех телег расстояние между колесами равняется около 100 см, при этом диаметр передних колес немного меньше, чем задних. Средний вес телеги около 200 кг.

Если рассматривать конструкцию обычной телеги, то в нее входит:

  • ходовая часть – рама с двумя осями, четыре колеса, надосники;
  • кузов – деревянная платформа с бортами или без;
  • оглобли.

В зависимости от цели использования телеги различаются на бортовые и платформенные. Последние используются как грузовой транспорт, в котором легко перевозить крупные грузы. Бортовая имеет более широкий круг использования и помимо перевозки грузов, сена, может использоваться и в качестве транспортного средства. Очень удобно, если борта откидные, а задняя стенка съемная. Тогда обычную телегу можно превратить в грузовую платформу.

Важно помнить, чтобы телега долго служила и была исправной, ее не стоит держать на улице под открытым небом. От влаги, холода и сырости портится резина колес, а также металлическая и деревянная конструкция. Конечно, идеальным местом для хранения телеги будет конюшня для лошадей. Если нет места, то подойдет обычный навес со стенками. В крайнем случае телегу можно поставить в загон для лошадей, но тогда ее нужно полностью запрятать под защитную пленку или брезент, а на зиму также нужно хорошо укутать резиновые колеса.

Запрягаем лошадь в телегу

Запрягать лошадь в повозку многим может показаться сложным процессом. Однако это только на первый взгляд. Конечно, перед тем, как запрячь лошадь в телегу, нужно хорошо изучить строение конной упряжи и знать ее составляющие. Об этом вы сможете узнать в нашей предыдущей статье — ссылка.

Только после того, как изучена конструкция упряжи и проверена ее целостность, можно приступать к запряганию.

  1. Первым делом необходимо одеть на лошадь уздечку. Для этого станьте с левой стороны на уровне шеи лошади, в правую руку возьмите уздечку, левой удерживайте голову лошади. Сначала наденьте суголовный ремень, потом капсюль, левой рукой вводя трензель на беззубый край рта животного. После этого проденьте в затылочный ремень уши, поправьте гриву и челку, застегните подбородный ремень.
  2. Теперь переходим к надеванию седелки. Проверьте целостность и чистоту потника под седелкой, осмотрите все места, которые будут прилегать к телу лошади. Сначала наденьте ее на уровень холки, затем сдвиньте на нужно место, тем самым приглаживая задравшуюся шерсть. Возьмите подпругу и с левой стороны застегните ее так, чтобы седелка плотно прилегала к спине животного, но не пережимала живот.
  3. Возьмите хомут и шлею. Также тщательно осмотрите целостность войлока под хомутом, саму хомутину, одинаковые ли по длине гужи. Переверните хомут клещами вверх, оденьте на голову лошади, расправьте шлею и затем, повернув хомут клещами вниз по ходу расположения гривы, наденьте на плечи лошади. Обязательно проверьте, чтобы под хомут не попала грива.
  4. Расправьте шлею по корпусу коня.
  5. Теперь можно лошадь завести в оглобли и заложить дугу. Для этого берем дугу, и охватывая левым гужом оглоблю снизу вверх, нижний край дуги заводим в образовавшуюся петлю и затягиваем. Перекидываем дугу через и точно также крепим правую оглоблю за правый гуж.
  6. Теперь нужно затянуть супонь хомута, чтобы дуга стояла ровно и прочно, не колеблясь. Для этого конец супони завязываем в петлю так, чтобы ее в любой момент можно было бы легко развязать.
  7. Затем одеваем чересседельник и завязываем оглобли.
  8. Последними пристегиваем вожжи. Более подробно весь процесс запрягания смотрите на видео ниже (Татьяна Тушева).

Сани конные — возвращение в древнюю Русь

Многие знают, что конные сани – это древний традиционный способ русской езды. Но мало, кто знает, что сани это еще и самый древний вид транспорта. Первые изображения похожих на санки приспособления для перетаскивания грузов археологи находят еще в древнем Риме. На примитивные полозья укладывались строительные блоки, тяжелые грузы и прочее. На Руси, в связи с особенностями русских зим (много снега) санки были основным видом транспорта. О знаменитой тройке с бубенцами слагают легенды по всему миру.

С санями связан целый пласт нашей культуры, не удивительно, что в разных регионах на Руси были свои традиции мастерства и конструкции саней. Сегодня их можно разделить на русские беговые, городские, охотничьи, розвальни и спортивные для езды на тройках. Самый простой тип – это розвальни, которые использовались повсеместно крестьянами в виде грузового транспорта. Более компактные и позволяющие развивать большую скорость – городские – использовались как частный вид транспорта с извозчиком или без. Отдельного слова заслуживает тройка в санях, о которой больше вы сможете узнать на видео от канала GalileoRU.

Запрягаем лошадь в сани

Как правило, русские конные сани имеют также, как и телега, дугу и оглобли. Поэтому способ запрягания лошади не отличается от предыдущего. Если же в сани нужно запрячь тройку, то используется троечная упряжь, где коренник запрягается в оглобли, а два пристяжных коня пристегиваются за шлеи.

Однако стоит отметить, что в некоторых регионах, в частности, в Украине сани использовались рабочие с постромочно-дышловой упряжью. Отличается такая упряжь более упрощенной конструкцией, где вместо оглобель используется лишь одно дышло посредине саней, а лошадь пристегивается за постромки.

  1. Как и в случае с телегой, всегда сначала одевается на лошадь уздечка. Однако зимой обязательно нужно в руке согреть железный трензель, чтобы на морозе он не повредил мягкие ткани рта лошади.
  2. После этого на корпус лошади одевается шлея с постромками. Заводится лошадь впереди саней с правой стороны от дышла и за специальные кольца пристегиваются постромки.
  3. Ремень или цепь-нашильник от дышла одевается на голову лошади и распределяется в самой узкой части шеи – сразу за затылком.
  4. Пристегиваются вожжи – сани готовы к использованию.

На чём ездили наши предки в далёком 19 веке? Каждый, не задумываясь, ответит: на лошадях. Да, средство передвижения было одно - кони. Но сколько было различных повозок, в которые запрягали лошадей. А. С. Пушкин в стихотворении «Дорожная жалоба» пишет: «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком».

Мы, наверное, представляем. чем отличается карета от телеги, но объяснить, в чём разница между коляской и каретой, между каретой и кибиткой многие не смогут.

В данной работе дано описание конных повозок 19 в. , приведены примеры употребления слов в произведениях русских писателей.

Бестарка – это четырёхколёсная безрессорная повозка для пары лошадей в дышло, с кузовом в виде ящика. Использовалась для перевозки сыпучих грузов. «Навстречу двинулись гружёные зерном бестарки». С. Мальцев. От всего сердца.

Бричка – это лёгкая полукрытая дорожная повозка, большей частью с откидным верхом, обитая внутри. «Бричка его стояла на дворе, ожидая подмазки». А. С. Пушкин. Дубровский.

Вежа – это крытая повозка, кибитка, шатёр, будка, палатка, а так же её обитатели. «Стукнула земля, зашумела трава – встревожились вежи половецкие». Слово о полку Игореве.

Возок – это старинная крытая зимняя повозка на полозьях, с дверцами и окнами. «С утра дом Лариных гостями весь полон; целыми семьями соседи съехались в возках, в кибитках, в бричках и в санях». А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

Дилижанс – это многоместная закрытая карета для перевозки почты, пассажиров и их багажа. Использовалась до развития железных дорог и автотранспорта. «В 1840 году железных дорог существовала самая малость; господа туристы разъезжали в дилижансах». Тургенев. Вешние воды.

Дровни – это крестьянские сани без кузова для перевозки дров, леса и других грузов. «Зима!. Крестьянин, торжествуя на дровнях, обновляет путь». А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

Дроги – это длинная телега без кузова, состоявшая из передка и задка, соединённых продольными брусьями. «Запряжём старика Савраску в длинные дроги, потихоньку да полегоньку, трюх-трюх, сядем и поедем!» Салтыков - Щедрин. Господа Головлёвы.

Дрожки – это лёгкий двухместный четырёхколёсный открытый экипаж на коротких дрогах вместо рессор. «Я глядел и на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на береговых дрожках, и уносился мысленно за ними в бедную жизнь их». Н. В. Гоголь. Мёртвые души.

Кабриолет – это лёгкий изящный двухколёсный экипаж на высоком ходу, без козел, на одного- двух седоков, без кучера. «Она ехала, откуда- то на хорошеньком лёгком кабриолете и правила красивой белой лошадью». А. П. Чехов. Пустой случай.

Катафалк – это погребальная колесница для гроба в похоронной процессии. «Огромный, тяжёлый гроб всунули в чёрный катафалк, украшенный венками» М. Горький. Жизнь Клима Самгина.

Кибитка – это крытая дорожная повозка или сани с верхом. «На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узел, с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства». А. С. Пушкин. Капитанская дачка.

Коляска – это четырёхколёсный рессорный комфортабельный экипаж, обычно с откидным кожаным верхом, запрягавшийся тройкой. «Адмирал и сопровождавшие его лица разместились в двух парных колясках». Н. Никитин. Северная Аврора.

Ландо – это легковой конский экипаж, считавшийся дамским. Имел очень мягкие рессоры, дверцы и кожаный верх, раскидывавшийся вперёд и назад, так что из закрытого экипаж превращался в открытый. Запрягался парой в дышло. «Он прибыл в просторной открытой карете, так называемом ландо». Тургенев. Вешние воды.

Линейка – это длинный открытый многоместный экипаж с подножками и продольной перегородкой, в котором пассажиры сидели боком по направлению движения. «Уселись в длинные линейки, запряжённые каждая в шесть лошадей». М. Ю. Лермонтов. Княгиня Лиговская.

Одноколка – это лёгкий двухколёсный экипаж с одной осью. «Мишка- денщик, всю ночь прождавший его в одноколке, вскидывал головой, чтобы не задремать». А. Н. Толстой. Пётр Первый.

Пролётка – это легковой четырёхколёсный рессорный конский экипаж с железными крыльями над колёсами и щитком, прикрывавшим ноги кучера, с откидным кожаным верхом, с фонарями по сторонам полозьев. Упряжка - в одну лошадь или парой.

«Макаров сидел боком к нему, поставив ногу на подножку пролётки и как бы готовясь спрыгнуть на мостовую». М. Горький. Жизнь Клима Самгина.

Розвальни – это крестьянские сани с низкой спинкой и отводами. Пространство между отводами и санями заплеталось верёвками, иногда устраивался лубяной кузов. «Петруха, стоя на коленях в розвальнях, пустил свою лошадь». Л. Толстой. Хозяин и работник.

Сани городские – это сани с деревянным, довольно узким (на 2 седока) кузовом, и тонкими металлическими полозьями на высоких крыльях, без отводов, с высокой спинкой. Упряжка в одну лошадь или парой, с пристяжной. «То сова с глупыми жёлтыми глазками выскакивала в сонном видении, то грустная рожа повара в белом грязном колпаке, то лихой ус Филиппа Филипповича, освещённый резким электричеством от абажура, то сонные сани скрипели и пропадали, а в собачьем желудке варился, плавая в соку, истерзанный кусок ростбифа». Булгаков. Собачье сердце.

Тарантас – это конский легковой четырёхколёсный открытый безрессорный экипаж. В нём плетёный из ивовых прутьев кузов закреплялся на длинных гибких жердях, опиравшихся на заднюю и переднюю оси; при этом пассажиры обычно располагались, полулёжа на сене или тюфяках, а сзади кузова оставалось много места для багажа. «С холма меж рядами старых берёз покатился в клубке белом пыли тарантас с порыжелым кожаным верхом, запряжённый тройкой почтовых лошадей». Короленко. В облачный день.

Фура – это тяжёлая преимущественно грузовая повозка с верхом, затянутым на высоких дугах брезентом или другой тканью. Фуры использовались в армии для перевозки раненых, продовольствия и прочего. «Я видел, как за полком двинулись фуры, потом обзорные повозки, потом офицерские фургоны». Серафимович. Поход.

Шарабан – это открытый лёгкий пассажирский двуконный экипаж на жёстких рессорах или без них, в котором сиденья для пассажиров в виде скамеек со спинками располагались вдоль кузова по бортам. «Вчера Миронов не был,- значит, приедет обедать. Будет ещё кто- нибудь из моих приятелей. Возьму коляску или шарабан, если их будет много, и поеду в Праголово». Чернышевский. Пролог.

Конка – это городская рельсовая дрога с конной тягой. Существовала до появления трамвая. Конка это уже начало новой эпохи – эпохи машин. «С гулом, с грохотом, с звонками катятся среди толпы конки». Бунин. Антоновские яблоки.

В данной работе мы рассмотрели 21 название конных повозок, на которых ездили в 19 веке. Эта работа будет интересна ученикам, увлекающимся историей, может оказать помощь учителям литературы и русского языка.

Повозки, в которые обычно запрягают лошадей (или волов, мулов, верблюдов и др.). П. к. бывают легковые и грузовые; колёсные и полезные (Сани); одноосные (двухколёсные) и двухосные (четырехколёсные); безрессорные, полурессорные и… … Большая советская энциклопедия

В снегу … Википедия

ГОСТ 1142{ 90} Повозки конные грузовые. Общие технические условия. ОКС: 43.080, 53.060 КГС: Д63 Повозки сельскохозяйственного транспорта Взамен: ГОСТ 1142 84 Действие: С 01.07.91 Текст документа: ГОСТ 1142 «Повозки конные грузовые. Общие… … Справочник ГОСТов

Два хомута … Википедия

ГОСТ 1142-90 - 34 с. (6) Повозки конные грузовые. Общие технические условия Взамен: ГОСТ 1142 84 разделы 43.080, 53.060 … Указатель национальных стандартов 2013

53.060 - Внутрішньозаводський транспорт ГОСТ 4.393 85 СПКП. Автопогрузчики вилочные общего назначения. Номенклатура показателей ГОСТ 1142 90 Повозки конные грузовые. Общие технические условия. Взамен ГОСТ 1142 84 ГОСТ 11112 70 Колеса с массивными… …

ГОСТ 1142-90 - Повозки конные грузовые. Общие технические условия. Взамен ГОСТ 1142 84 НД чинний: від 1991 07 01 Зміни: Технічний комітет: ТК 87 Мова: Ru Метод прийняття: Кількість сторінок: 19 Код НД згідно з ДК 004: 53.060 … Покажчик національних стандартів

У этого термина существуют и другие значения, см. Тачанка (значения). Тачанка, музей города Гуляй Поле … Википедия

Амиши … Википедия

Чертёж Паровой телеги Кюньо (Jonathan Holguinisburg) (1769) История автомобиля началась ещё в 1768 году вместе с созданием паросиловых машин, способных перевозить челов … Википедия

Книги

  • Конные повозки и экипажи в России X-XIX веков , В. А. Чернышев. В книге В. А. Чернышева изложена краткая история конных средств передвижения в Древней Руси и России в X-XIX вв. на основе сохранившихся музейных экспонатов подобного рода, а также…
  • Как построить железную дорогу , Содомка Мартин. О книге Это история о том, как в одном Королевстве построили первую железную дорогу и настоящий паровоз. Действие происходит в середине XIX века. Вы найдете здесь конные повозки, старинную…
error: