Как будет работать указ об адресных субсидиях при строительстве жилья. Адресные субсидии: кому на что рассчитывать Указ 240 о льготном кредитовании

Субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство и реконструкцию жилых помещений, и субсидии на погашение основного долга по этим кредитам являются формами государственной поддержки граждан при строительстве реконструкции жилых помещений.

Решения о предоставлении субсидий принимают районные, городские, исполнительные и распорядительные органы, местные администрации. Для получения субсидий необходимо обратиться с заявлением в исполком по месту постановки на учет нуждающихся - по месту жительства, военной службы или работы. После принятия решения исполкомом, с копией данного решения или выпиской из него и иными документами необходимо обратиться в банк, осуществляющий выдачу кредитов на строительство (реконструкцию) жилья с использованием субсидий, для заключения кредитного договора. Субсидии, как на уплату процентов, так и на погашение основного долга могут получить граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Эти граждане должны входить в перечень лиц, которые имеют право на такую поддержку.

Субсидии на уплату процентов предоставляются:

1) Гражданам, имеющим право на получение государственной поддержки согласно Указу от 06.01.2012 N 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" - малообеспеченным гражданам Беларуси из числа:

  • многодетных семей;
  • граждан, в семьях которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы;
  • граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания;
  • граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях;
  • судей и прокурорских работников;
  • молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей;

2) прокурорским работникам, гражданам из числа прокурорских работников, уволенных со службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением. Однако они должны иметь не менее 5 календарных лет выслуги на службе в органах прокуратуры;

3) малообеспеченным гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилых помещений в населенных пунктах юго-восточного региона Могилевской области - Кричевский, Климовичский, Краснопольский, Костюковичский, Славгородский, Чериковский и Хотимский районы.

Вместе с субсидией на уплату процентов может быть предоставлена субсидия на погашение основного долга. Право на это имеют, в частности:

1) многодетные семьи, в которых трое и более несовершеннолетних детей;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

3) молодые семьи из числа граждан, имеющих право на получение государственной поддержки согласно Указу N 13, и относящиеся к малообеспеченным на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату процентов. Право на субсидию на погашение основного долга возникает в случае рождения (усыновления) первого и (или) второго ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов;

4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Это право есть в течение срока действия заключенного с ними срочного договора найма жилого помещения социального пользования.

Субсидия на погашение основного долга предоставляется:

  • многодетным семьям при наличии троих несовершеннолетних детей - в размере 95% от суммы основного долга по кредиту, а при наличии четверых и более несовершеннолетних детей - в размере 100% от суммы основного долга по кредиту;
  • молодым семьям при рождении (усыновлении) первого ребенка - в размере 10% от суммы основного долга по кредиту, а при рождении (усыновлении) второго ребенка - в размере 20% от суммы основного долга по кредиту;
  • детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - в размере 35% от суммы основного долга по кредиту.

Размер субсидии на уплату процентов устанавливается в следующем виде:

  • многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, - ставка рефинансирования Нацбанка, увеличенная на 2 процентных пункта.
  • многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей - ставка рефинансирования Нацбанка, увеличенная на 3 процентных пункта.
  • многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - ставка рефинансирования Нацбанка, увеличенная на 2 процентных пункта.
  • иным гражданам - ставка рефинансирования Нацбанка, уменьшенная на 2 процентных пункта.

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240
"О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"

С изменениями и дополнениями от:

8 апреля 2011 г., 16 апреля, 4 сентября 2012 г., 25 марта, 21 мая, 26 сентября 2013 г., 27 октября 2014 г., 7 марта 2016 г., 18 ноября 2017 г., 30 января 2018 г., 13 апреля, 16 мая 2019 г.

Установлен новый порядок обеспечения инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), в том числе детей-инвалидов, техническими средствами реабилитации, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов - протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, осуществляющей изготовление технического средства (изделия); оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; выплаты компенсации расходов на вышеперечисленные мероприятия, в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана.

Направление на получение (изготовление) средства реабилитации, протеза или протезно-ортопедического изделия в организации, отобранной уполномоченным органом, высылается инвалиду (ветерану) в 15-дневный срок с момента поступления соответствующего заявления инвалида (ветерана) в исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства. При подаче заявления представляется паспорт и индивидуальная программа реабилитации.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а протез, протезно-ортопедическое изделие - ветерану или если эти лица самостоятельно за свой счет обеспечили себя соответствующим средством (изделием), им выплачивается компенсация.

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"

Вступают в силу

Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2011 г. N 264

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2011 г.


Льготные кредиты на жилье по указу №240 будут дороже в 1,5-2 раза, чем по №13 (2012 года), а господдержку граждан при строительстве жилья могут вообще отменить.

На адресное субсидирование в жилищном строительстве предусмотрено около 135 млн рублей из средств «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». Позже к ним подключатся коммерческие банки, сообщил 6 июля на брифинге БЕЛТА начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль.

Напомним, Александр Лукашенко 4 июля подписал указ № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений». В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, – государственные адресные субсидии.

Они будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам – также на погашение части основного долга по таким кредитам.

Получателями субсидий будут все граждане, имеющие право на получение господдержки в соответствии с указом президента № 13, принятым в 2012 году.

Кредиты будут дороже

По словам Александра Горваля, кредиты, полученные по указу № 240 от 4 июля 2017 года об адресном субсидировании жилищного строительства, который сегодня официально опубликован, будут стоить гражданам чуть дороже, а для госбюджета нагрузка снизится, пишут naviny.by.

«Найден механизм, который, на наш взгляд, поможет расширить объемы кредитования жилищного строительства, при этом оно будет осуществляться с элементами господдержки», – отметил специалист. По его словам, система прямых льготных кредитов через перечисление средств банкам постепенно будет заменена системой субсидирования не банков, а непосредственно граждан.

«Наряду с увеличением объемов кредитования уменьшатся затраты бюджета. То есть бюджет будет компенсировать гражданам только проценты по кредиту, а не всю сумму кредита», – пояснил Горваль.

«Некоторые на форумах уже обсудили указ, текст которого только сегодня стал известен. Пишут, что опять льготы, раздадут дешевое жилье своим. Новых льгот не будет, они уже давно определены указом № 13 по господдержке граждан при строительстве жилья, и его действие не отменяется», – сказал начальник управления.

Он отметил, что размер кредита будет приближен к размерам, которые определены указом №13, но сам кредит будет стоить дороже для граждан, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий.

Например, для семьи из трех человек, которая будет строить квартиру в 60 кв. метров по 660 рублей за 1 кв. метр и получает кредит в 35 тыс. рублей, ежемесячный платеж по указу № 13 будет составлять 224 рубля, по указу № 240 – 347 рублей; для семьи из 4-х человек – 298 и 463 рублей соответственно, для многодетных семей с тремя детьми – 45 и 80 рублей.

«Здесь дополнительно привлекаются и средства граждан. Но, на наш взгляд, это подъемные средства – можно выплачивать, чтобы улучшить свои жилищные условия», – считает Горваль.

Он отметил, что вскоре после опубликования указа будет принято постановление правительства по детализации механизма получения кредита. В частности, кредиты будут выдаваться строго по очереди по направлению местных исполкомов. Будет составлен список банков, из которых может выбрать получатель кредита, а также перечень объектов (многоквартирных и частных домов), которые подпадут под действие нового указа. Будут внесены и изменения в нормативно-правовую базу для их соответствия новому указу, который вступит в силу 6 августа.

Горваль также сообщил, что на реализацию указа «Беларусбанку» и «Белагропромбанку» из бюджета уже выделено 135 млн рублей. Это позволит построить дополнительно около 4 тыс. квартир. Остальные банки сейчас рассматривают возможность участия в системе адресного субсидирования.

Господдержка граждан при строительстве жилья могут отменить

Указ № 13 от 6 января 2012 года о господдержке граждан при строительстве жилья в будущем может быть отменен, заявил Александр Горваль.

По его мнению, в вопросе отмены льгот необходима «некоторая поэтапность». По его словам, с принятием указа № 240 первый этап пройден: если ранее льготные кредиты выдавались двумя банками и дотировались на 100% из бюджета, то теперь бюджет будет компенсировать только часть процентов по кредитам, а основной кредит финансируется за счет банков. «То есть, сделан шаг к рыночным механизмам», – считает специалист.

«В будущем, может быть, и указ № 13 потеряет свою актуальность. Но для этого должен пройти этап по снижению ставки рефинансирования, чтобы стабилизировались инфляционные процессы. Тогда условия кредитования станут приемлемыми, будут посильные проценты, тогда не нужен будет и 13-й указ, и 240-й со временем, когда кредиты будут под 2-3%. Государство тогда может только самых-самых поддерживать - тех, кто по физическим данным и особенностям не сможет самостоятельно решить свою жилищную проблему», – сказал Горваль.

По его словам, тогда государство больше внимания сможет уделять строительству арендного и социального жилья.

«В таких аспектах, когда не надо передавать жилье в собственность. Есть некоторая несправедливость, когда малообеспеченные получают в собственность очень дорогую вещь, а человек среднего достатка, который не попадает под льготы, уже не может себе это позволить из-за собственного финансового состояния и структуры господдержки. В этом дисбаланс существует», – подчеркнул начальник управления.

Он отметил, что сегодня в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Беларуси стоит около 697 тыс. человек, в том числе в Минске около 240 тысяч. 350 тыс. участников очереди – молодые семьи, 30,5 тыс. – многодетные, 29 тыс. – дети-сироты. Около 15% из всех нуждающихся имеют право на господдержку.

По информации Минстройархитектуры, в этом году поставлена задача построить 3,5 млн кв. м общей площади жилья, за пять месяцев построено 1 млн 420 тыс., за полугодие (по прогнозам) – 1 млн 762 тыс. кв. метров. С господдержкой при задании на год в 450 тыс. кв. м за пять месяцев построено 227,5 тыс., за полугодие (ожидается) – около 260 тыс. кв. метров. С господдержкой в 2016 году было построено 991,3 тыс. кв. метров.

Какую субсидию дадут льготникам?

На погашение процентов:

Многодетным (трое детей до 23 лет, живущих с родителями) - ставка рефинансирования + 2%; многодетным (четыре и более ребенка) - ставка рефинансирования + 3%; иные льготники из 13-го указа - ставка рефинансирования - 2%;

На погашение основного долга:

Многодетные (трое несовершеннолетних детей) - 90% основного долга; многодетные (четыре и более ребенка) - 100%; молодые семьи при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка - 10%, а второго ребенка - 20%; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 35%.

Субсидия выплачивается ежемесячно банку и может меняться при изменении состава семьи и ставки рефинансирования.

«Кур"ер» отвечает на вопросы, которые расскажут принцип работы нового указа.

В августе вступит в силу об адресных субсидиях на строительство жилья. По нему получить поддержку на оплату жилищного кредита смогут льготники, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом некоторые категории людей, которые ранее могли получить поддержку, теперь вынуждены будут рассчитывать только на свои силы.

На что будут выдаваться субсидии?

  • на строительства квартиры;
  • на строительство (реконструкцию) дома.

Как планируют выдаваться субсидии?

Решение о предоставлении помощи будет принимать местная администрация. Выдавать её планируют, соблюдая очередность списков нуждающихся. Это значит, что человек при подходе очереди, будет оповещаться об этом райисполкомом. Далее он сможет подать заявление в райисполком о выделении ему субсидии.

Кто сможет получить субсидии?

Субсидии будут выдаваться гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одним категориям людей предусмотрено погашение части процентов, другим — части основного долга по кредиту.

На погашение процентов претендуют :

  • льготники, перечисленные в Указе № 13;
  • прокурорские работники;
  • малообеспеченные граждане, которые строят жильё на территории Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского, Хотимского районов (Могилёвская область).

На погашение основного долга, уплаты части процентов претендуют :

  • многодетные семьи;
  • молодые семьи из числа малообеспеченных граждан при рождении первого или второго ребёнка;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • наниматели жилых помещений социального пользования (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

Какой будет размер помощи на оплату части процентов?

  • многодетным семьям с тремя детьми, а также детям-сиротам — ставка рефинансирования + 2%. Сейчас это 15%. Для всех категорий ставка не должна превышать ставку по кредиту.
  • многодетным семьям с четырьмя детьми — ставка рефинансирования + %. Сейчас это 16%.
  • другим людям, которые попадают под указ, — ставка рефинансирования — 2%. Сейчас это 11%.

Каким будет размер субсидий на погашение основного долга?

  • многодетным семьям с тремя детьми — 95% от основного долга;
  • многодетным семьям с четырьмя и более детьми — 100% от основного долга;
  • молодым семьям с одним ребёнком — 10% от основного долга;
  • молодым семьям с двумя детьми — 20% от суммы долга;
  • детям-сиротам — 35% от суммы долга.

Для кого субсидии не будут выдаваться?

После вступления в силу Указа № 240 прекращает действие другой Указ № 525. По нему молодые и многодетные семьи, состоящие в очереди нуждающихся, могли рассчитывать на помощь от государства при строительстве жилья в кредит, который брали в коммерческом банке. Сумма финансовой поддержки была разная. Например, молодым семьям с одним ребёнком дотировали 20 бюджетов прожиточного минимума — около 7 300 рублей (около $ 3 700).

По 585 указу на субсидию можно было рассчитывать только после того, как дом сдали в эксплуатацию. Выходит, что те, чьи дома не успеют сдать в ближайшее время, субсидию могут не получить.

Важное дополнение:

«Надо признать, что это серьёзная ошибка, и мы приносим свои извинения. Сегодня подготовлено моё обращение к главе государства продлить действие 585 указа на период завершения строительства домов, начатых строительством до принятия 240 указа» .

Анатолий Чёрный, министр архитектуры и строительства (« »)

Основные вопросы, поступающие в Минстройархитектуры, по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 "О государственной поддержке граждан при строительстве(реконструкции) жилых помещений"(далее - Указ №240)

1. Вопрос. Можно ли получить субсидию по Указу № 240 на погашение процентов и основного долга по коммерческому кредиту, полученному на приобретение жилого помещения?

Ответ. По данному указу субсидии предоставляются только на договора по коммерческим кредитам, полученным на строительство и реконструкцию жилых помещений.

Ответ. Субсидии на погашение процентов и основного долга по коммерческому кредиту предоставляются категория граждан, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве(реконструкции) или приобретении жилых помещений" (далее - Указ № 13) с учетом подпунктов 1.8. и 1.10. Указа № 240.

3. Вопрос. Будет ли сохранено действие Указа № 13?

Ответ. Указ № 13 продолжит свое действие в полном объеме на граждан уже получивших льготные кредиты для погашения принятых ОАО "АСБ Беларусбанк" обязательств и в пределах выделяемых на его реализацию средств. Новые договора по Указу № 13 будут заключаться только при наличии на это свободных средств. Объемы средств на докредитование по Указу №13 будет с каждым годом уменьшаться и с 2018 года поддержка практически будет вестись только на условиях Указа №240.

4. Вопрос. Что должен сделать гражданин для получения субсидии на погашение коммерческого кредита, полученного на строительство жилья?

Ответ. Для получения субсидии граждан в порядке состояния на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий приглашают в исполком по месту состояния на жилищном учете и предлагают строительство жилого помещения в конкретном доме. При согласии гражданина на строительство по Указу № 240 он подает заявление в исполком. Исполком принимает решение о предоставлении субсидии, с которым гражданин обращается в любой банк, работающий в рамках Указа № 240, где на условиях банка заключается кредитный договор и он представляется в исполком, принявший решение о субсидии. После этого проводится выплата субсидии.

5.Вопрос. На каких условиях банками предоставляются коммерческие кредиты под выплату субсидий?

Ответ. Банки предоставляют коммерческие кредиты на строительство(реконструкцию) жилья на действующих в каждом из них собственных условиях: срок кредитования, размер кредита с учетом платежеспособности гражданина, проценты по кредиту, размер кредита в зависимости от стоимости жилого помещения и т. д.

При этом обращаем внимание, что сумма субсидии включается в платежеспособность гражданина при расчете размера кредита.

6. Вопрос. Как можно погасить субсидией по Указу № 240 коммерческий кредит, полученный в 2016 году?

Ответ. Такой кредит не может быть просубсидирован по указу № 240, так как субсидии по указу будут предоставляться только на коммерческие кредиты, полученные на основании решений исполкомов, принятых по процедуре Указа № 240.

7. Вопрос. Имею ли я право на получение субсидии по Указу № 240, если уже получала льготный кредит по Указу № 13?

Ответ. В Указ № 240, так же как и в Указ № 13 заложен принцип одноразовости получения государственной поддержки на улучшение жилищных условий. Если семья получала государственную поддержку в виде льготного кредита ОАО "АСБ Беларусбанк" или кредит на условиях компенсации 50% ставки рефинансирования Нацбанка, то в этом случае она не имеет права на субсидирование коммерческого кредита по Указу № 240. Повторное право на господдержку имеют только многодетные семь, если нуждаемость в улучшении жилищных условий возникает в связи с рождением(усыновлением, удочерением) детей.

8. Вопрос. Как семья будет получать субсидию? Можно ли получить ее наличными деньгами и самостоятельно ими распорядиться?

Ответ. Субсидия предоставляется в безналичной форме и направляется в банк, выдавший коммерческий кредит, на погашение за гражданина части процентов или основного долга.

9. Вопрос. Как будет определяться какая господдержка будет выделяться гражданину - по Указу № 13 или по Указу № 240?

Ответ. Гражданину предоставляется право на выбор условий получения господдержки, которая будет предоставляться в размере средств, выделенных на эти цели в соответствующем районе, городе. Если средства по Указу № 13 будут полностью использованы, то семье будет сделано предложение получить господдержку по Указу № 240.

10. Вопрос. Кто из числа молодых и многодетных семей может получить финансовую помощь на погашение коммерческих кредитов на улучшение жилищных условий по Указу № 585 в связи с вступлением в силу Указа № 240?

Ответ. В соответствии с Указом № 240 Указ № 585 прекращает свое действие с 06.08.2017 года. Многодетные и молодые семьи, оформившие коммерческие кредиты на улучшение жилищных условий и представившие в исполкомы пакет документов, установленный Указом №585 (подтверждение ввода дома в эксплуатацию, оформление права собственности на построенное жилое помещение и регистрация в нем), до этой даты получат право на финансовую помощь на погашение кредитов. Все принятые ранее решения по предоставлению финпомощи по Указу № 585 будут исполняться.

error: