В храме: богослужение, царские часы, пассия. Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? Сколько раз в году служатся царские часы

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа - естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм (Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы , которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

Часы – это специальные довольно короткие богослужения, посвященные определенному часу дня, в который произошло важное событие из земной жизни Спасителя. В богослужебной практике Православной Церкви это четыре часа: девятый, первый, третий и шестой. Главная тема девятого часа – Крестная смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа; первого – изгнание Адама и Евы из рая, а также суд над Богочеловеком у Каиафы, Его предсмертные страдания; третьего – сошествие Святого Духа на апостолов; шестого – распятие Господа на Кресте. Названия часов, их цифирная разбивка взяты из еврейской традиции. Древние иудеи разделяли день на четыре стражи. Отсюда и названия часов. Становиться в это время суток на молитву – традиция еще ветхозаветная, которая в христианстве приобрела уже новый смысл. Сегодня девятому часу соответствует 15.00, первому – 7.00, третьему – 9.00, шестому – 12.00. Сейчас для удобства богослужения часов присоединяются к более длинным суточным службам. Девятый – к началу вечерни, первый – к окончанию утрени, третий и шестой служатся перед началом Литургии.

Но есть в богослужебной практике Церкви и великие, или царские часы. Их содержание приурочено к наиважнейшим православным праздникам. Они служатся три раза в год: в Страстную Пятницу, Рождественский и Крещенский сочельники.

Великими они названы потому, что служатся очень торжественно. Священник в фелони при открытых Царских вратах. В каждый час совершается каждение. В первый и последний – каждение всего храма, с горящей свечой, как на полиелее. В каждый час читаются паремии (от греческого – притча) – специальные ветхозаветные чтения, после них Апостол и Евангелие. Чтения из Священного Писания приурочены к празднуемому событию. Кроме того, псалмы, прокимны, тропари, кондаки – почти все молитвословия великих часов – посвящаются празднику (Рождеству Христову, Крещению Господню либо Страстям Христовым).

Царскими же эти часы названы потому, что на них, как на особо торжественных службах, присутствовали византийские императоры, что подчеркивало не только литургическую духовную важность этих служб, но и общественное их значение.

В эортологическом смысле (от греческого «эортос» – праздник; богословская наука о праздниках) Рождественский и Крещенский сочельники похожи друг на друга, как братья-близнецы. Их службы по форме также похожи. Это связано с тем, что в древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день единым праздником, который назывался Святое Богоявление. В отдельную дату празднование Рождества Христова выделилось в IV веке.

В современной церковной традиции великие (царские) часы служатся сразу один за другим в следующем порядке – 1, 3, 6, 9. Обычно при начале каждого часа соответствующее число раз ударяется в колокол.

В нынешнем году в пятницу (т. к. Рождество Христово припадает на воскресенье) совершаются великие часы. В этот день не положено служить Литургии. По Уставу богослужение царских часов начинается в 8.00.

Они словно бы вводят христианина чтениями из Священного Писания и своими молитвословиями в празднование Рождества Христова, дают сердцу и душе верный настрой.

Ведь мы часто являемся будто бы героями стихотворения И. Бродского:

В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свёртков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.

Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои́ и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.

Из-за всех этих хаотично нервных покупок, ломящихся столов, приезда родственников мы часто не видим тропы в Вифлеем. Забываем о главном смысле Рождества – Рождестве Спасителя мра Христа. И что мы изначально идем к Нему, а не к родственникам за бутербродами. Это все потом. Сначала – ОН.

И великие часы – это первый шаг к Нему. Переступая порог храма, мы будто бы входим в пещеру, где нас ждет Бог. И нам нужно соединиться с Ним по мере возможностей. Следует почтить Его в первую очередь. Важно наполниться не общественными традициями Рождества (это потом), но Духом Рождества, с Которого все начинается. А Он стяживается на богослужениях этих прекрасных, радостных величественных дней, в которые воспоминаются события спасения Богом человека.

Как писал в том же стихотворении поэт:

Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.

В светлый праздник Рождества Христова хочется, дорогие братья и сестры, всем нам в хаосе мирском разглядеть эту нежную сияющую звезду, ведущую нас к Богомладенцу.

Иерей Андрей Чиженко

05.01.2017

"Не говори никто ныне я грешен и потому не могу ликовать со всеми и воссылать Хвалу Богу. Грешных ради Бог Сый во плоти явися. Потому тебе еще более должно ликовать и веселится. Оставь ныне, затейники шумных пиршеств, телесное веселие! Приходите, да духовно торжествуем вкупе со Ангелами, хвалу Богови воссылающие. Оставляйте то, что омрачает светлость праздника. Оставьте всякий грех - исчадие ада. Оставьте гнусные поступки. Оставьте гнев, оставьте зло, оставьте зависть и ссоры. Оставим все нечистое и земное..."
Отрывок из проведи на Рождество Христово почившего Митрополита Самарского и Сызранского Иоанна (Снычева).

Несколько слов о подготовке к празднику от автора проекта:
С утра 6 января богослужения совершаются в белых облачениях. Белый цвет облачений используется для служения Господских праздников.

Для того, чтобы ощутить Божественную радость и подготовиться к празднику Рождества Христова в эти дни верующий человек не должен заниматься суетными делами, его место эти дни быть в Храме на Богослужении, в ожидании Рождества самого спасителя. И встретить Рождество со всей полнотой радости. Нужно всего лишь собраться с мыслями и придти на молитву 5 вечером, 6 утром и в ночь с 6 на 7 января - для того, чтобы ощутить Божественную Благодать от этого Великого Праздника. Разделить этот Господский праздник с Самим Господом!

5 января вечером - в Храмах совершается обычное вечернее Богослужение, но в песнопениях мы уже слышим упоминание о предшествующем рождестве.

6 января утро.... 8 часов утра в Храмах вместо привычной исповеди, Богослужение начинается с "Царских Часов"

Поясняю: Согласно уставу Церкви 6 января перед великим праздником в Храмах совершается Навечерие Рождества Христова (Рождественский Сочельник). В навечерие совершаются так называемые "царские часы", такое название это богослужение получило еще в древности, потому, что в кафедральном соборе на навечерие Рождества Христова всегда присутствовал действующий царь. Что подчеркивает важность этого богослужения, которое очень многие когда видят не понимают что происходит, потому что все как-то по-другому не привычно. И это действительно так, "царские часы" читаются только 3 раза в году на Рождество, Крещение и в период великого поста.

Кратко поясню, если Вы решили встретить Рождество Христово и ощутить всю полноту радости родившегося Господа, то Вам рекомендую:

1. Сходить на вечернее богослужение 5 января, после чего дома подготовиться к исповеди и причастию (для этого есть особые требования, ознакомьтесь прежде со статьями , ).
2. Сходить утром 6 января, 8-00 сходить на чтение Царских Часов, по окончании которых начнется исповедь в одном из пределов Храма, и параллейно с этим Богослужение плавно перейдет в привычную Литургию, правда в этот день будет совершаться Литургия Василия Великого.
После окончании Литургии, причастившись можно и нужно пойти домой отдохнуть, не заниматься суетой, отдохнуть, если будет желание и возможность можно поспать.
Вечером в Храмах (в ночь с 6 января на 7 января, начало в 23-30 будет совершаться Ночное Праздничное Богослужение в воспоминании Рождества Господа Нашего Иисуса Христа).
Для того, чтобы встретить праздник во всеоружии. Одеться в приличные одежды, предварительно прочитать канон ко святому причащению, вновь подготовиться к исповеди (если Вы причащались утром) и вновь причаститься святых Христовых Таин и соединиться с самих Христом в этот Великий Праздник.
Не рекомендую готовиться ко причастию в праздничную Ночь, если Вы на исповеди в первый раз, Вам священник не сможет выделить времени и чем-то помочь, а на Вас время нужно много, если Вы в первый раз.

Спасибо Вам за внимание! С любовью во Христе иерей Николай Осипов г.о. Самара
05.01.2017г.

4 января 2013 года в Нарвском Воскресенском кафедральном соборе епископом Нарвским и Причудским Лазарем было совершено последование Царских часов.

Его Преосвященству сослужили клирики кафедрального собора.

Справка

ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ

Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Великие часы включают в себя прокимен, апостольское и евангельское чтения с паремией перед ними, а также особые тропари и по два псалма, приуроченных специально к празднику.

Название «царских» великие часы получили только на Руси - в древних Типиконах они такого наименования не имеют. Это название «царские» часы получили потому, что по существовавшей традиции во время их совершения обязательно присутствовали: в древней Византии - императоры, а на Руси - цари. Более правильным и согласным с древними Типиконами является именование часов великими.

В 1 часе из обычных псалмов остается только 5-й. В особом 44 псалме изображается красота и величие Мессии, в 45 псалме - спасительное заступление Богом Его града. Стихиры изображают приготовление Вифлеема к великому событию, которое должно произойти в нем, и смущение праведного Иосифа при виде Пресвятой Девы непраздной. Прокимен 1 часа говорит о превечном усыновлении и облечении властью Мессии (Пс. 2, 7-8). Апостол повествует о величии и превосходстве Сына Божия перед Ангелами (Евр. 1,1-10), Евангелие - об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших Рождеству Христову, и о самом событии Рождества (Мф. 1, 18-25).

В 3 часе к псалму 50-му присоединяется псалом 66, изображающий грядущее спасение всех познавших Бога, и псалом 86 - о славе Сиона, сообщенной ему явлением в нем Мессии. Первые две стихиры изображают уничижение, которое принял на Себя Сын Божий через Свое рождение на земле; в последней стихире, как продолжении стихир 1 часа, говорится о том, как праведный Иосиф верою преодолел свое недоумение относительно непразднства своей святой Обручницы. Прокимен говорит о самом рождении Мессии (Пс. 9, 6). Паремия возвещает пророчество о явлении Бога на земле (Вар. 3,36-39). Апостол повествует о пришествии веры, о усыновлении верою Богу и о соединении со Христом (Гал. 3,23-29). Евангелие содержит более подробное, чем на первом часе повествование о самом событии Рождества (Лк. 2, 1-9).

В 6 часе оставляется 90 псалом, к которому присоединяются следующие псалмы: 71 - изображающий Мессию как Превечного царя, Его царственное достоинство найдет признание со стороны языческих народов (пророчество о поклонении волхвов), и псалом 131, изображающий благоволение Божие к роду Давидову, которое выразится в сохранении за ним на веки Престола и в избрании Сиона для пребывания Божия. Стихиры призывают всю вселенную к достойному принятию грядущего Господа. Прокимен - о предвечном рождении Мессии и Его седении одесную Бога (Пс. 109,3). Паремия - пророчество Исайи о рождении Мессии от Девы (Ис. 7, 10-16; 8, 1-5; 8-10); Апостол - о предвечности бытия Сына Божия (Евр. 1,10-2,3). Евангелие продолжает описание обстоятельств рождения Спасителя, повествуя о поклонении волхвов (Мф. 2, 1-12).

В 9 часе к 85 псалму присоединяются псалмы 109 и 110. В первом из них изображается предвечное рождение Мессии, Его седение одесную Бога и священническое достоинство, в другом - избавление Богом верующих в Него людей Его и заключение Завета с ними.

В первой стихире описывается горе матерей после убиения Иродом младенцев; во второй - содержится ответ Пресвятой Девы Марии на недоумение Иосифа о Ее непраздности. В третьей заключительной стихире освещается событие Рождества в свете явленного в нем истощания Христова. Стихира заканчивается призывом к поклонению Рождеству и молитвой о грядущем Богоявлении. Прокимен указывает на духовное многочадие Сиона (Пс. 86,5). Паремия представляет всестороннюю картину служения Мессии, ибо оно определялось Его Богосыновством (Ис. 9, 6-7). Апостол повествует о главной цели вочеловечения Сына Божия - Его первосвященническом служении (Евр. 2, 11-18). Евангелие, как и Апостол, говорит об избиении младенцев, которое было предвозвещением крестного страдания и смерти «Младенца Мариина» (Мф. 2, 13-23).

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ВЕЛИКИХ ЧАСОВ И ПОРЯДОК ИХ СЛУЖЕНИЯ

Каждый из Великих часов (1, 3, 6 и 9) имеет следующее построение:

1. Три псалма. Из обычных для данного часа псалмов сохраняется только один, другие два заменяются специально посвященными празднуемому событию псалмами.

2. На обычном месте на «Славу» поется тропарь предпразднства «Написовашеся иногда со старцем Иосифом». На «И ныне» читается постоянный Богородичен часа.

3. Перед Трисвятым поются (по дважды) три стихиры, посвященные празднику. Затем читаются: прокимен, паремия, Апостол, Евангелие.

4. После Евангелия читается Трисвятое по «Отче наш» и прочее по порядку, как на обычных часах.

Великие часы оканчиваются чином изобразительных, которые могут совершаться вместо Литургии. Поэтому последование изобразительных, как бы изображающее своими молитвами и песнопениями Литургию, в богослужебных книгах также носит название «обедницы».

Чин изобразительных имеет на великих часах разное окончание, в зависимости от того, совершается ли в этот день Литургия или нет.

Если в этот день Литургия служится вместе с вечерней, то на изобразительных не читаются Символ веры, псалом 33 («Благословлю Господа на всякое время»), не поется «Буди Имя Господне», потому что все это бывает на Литургии.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СХЕМА ЧИНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ

Если нет Литургии:

Чтец: после молитвы 9-го часа читает пс. 102: «Благослови, душе моя, Господа». «Слава» - пс. 145: «Хвали, душе моя, Господа». И ныне: «Единородный Сыне», «Во Царствии Твоем».

Если есть Литургия:

Чтец: То же.

Чтец: «Лик Небесный».

Чтец: То же.

«Слава»: то же. «И ныне»: Символ веры; «Ослаби, остави».

Молитва: «Всесвятая Троице».

Хор: «Буди имя Господне».

Чтец: «Слава, и ныне».

Символ веры не читается. Чтец: «И ныне»: «Ослаби, остави»:

По «Отче наш»: кондак предпразднства.

Молитва: «Всесвятая Троице»

Не поется.

Не читается.

Пс. 33: «Благословлю Господа на всякое время».

Священник: Премудрость.

Хор: «Достойно есть» (до «и Матерь Бога нашего»).

Хор: заканчивает «Честнейшую Херувим».

И бывает отпуст дня малый

Священник: Премудрость.

Хор: «Достойно есть».

Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую Херувим».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже».

И бывает отпуст дня малый.

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ ЧАСОВ

Священник облачается в епитрахиль и поручи для изнесения святого Евангелия, затем - в фелонь; диакон облачается в стихарь. Заранее поставляется аналой посреди храма, напротив царских врат.

Священник в предшествии диакона выходит из алтаря царскими вратами, держа в руках святое Евангелие, диакон - кадило и свечу. Священник полагает святое Евангелие на аналой и творит начало по обычаю. Перед аналоем, на котором лежит Евангелие, ставится подсвечник с горящей свечой или лампадой.

Чтец на середине храма после возгласа священника начинает 1 час: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После возгласа «Яко Твое есть Царство» священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение: он кадит святое Евангелие, алтарь, иконостас, весь храм и народ.

На 3 и 6 часах диакон до чтения Евангелия совершает каждение вокруг аналоя, кадит иконостас, предстоятеля, духовенство и всех молящихся.

На 9 часе священник в предшествии диакона совершает полное каждение всего храма, как и на первом часе (по Уставу указано совершать каждение всего храма одному диакону).

По прочтении святого Евангелия на 9 часе священник в предшествии диакона со свечой уносит Евангелие в алтарь; диакон затворяет царские врата и закрывает их завесой до начала последования изобразительных. В конце изобразительных, при пении «Достойно есть» царские врата открываются, и священник творит отпуст (после отпуста царские врата снова закрываются).

Молитвословия, освящающие определённое время суток; состоят из трёх псалмов , нескольких стихов и молитв , подобранных соответственно к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя. Входят в суточный богослужебный круг ; содержатся в Часослове .

  • первый час (соответствует 7 часам утра) - освящает молитвой наступивший день, вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в древние времена.
  • третий час (9 часов утра) - воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов .
  • шестой час (12 часов) - воспоминается распятие Иисуса Христа
  • девятый час (15 часов дня) - вспоминается Крестная смерть Иисуса Христа.

Виды часов

Вседневные

Службы часов совершаются каждый день и потому называются вседневными или обычными службами. Каждый час имеет также почасие (междочасие), читаемое, как правило, келейно, а не в храме. Ради удобства совершение часов соединяется с другими богослужениями, именно: 1-й час с утреней , 3-й и 6-й с литургией , 9-й с вечернею (у старообрядцев 9-й час читается перед литургией, после 6-го часа, а с вечерней соединяется почасие 9-го часа).

Чин вседневных часов: благословение, начало обычное , три псалма (1-й час : 5, 89, 100; 3-й час: 16, 24, ; 6-й час: 53, 54, ; 9-й час: 83, 84, 85)

Великопостные

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы , в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы , в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности.

  1. На каждом часе после чтения трёх положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду).
  2. На каждом часе троекратно поётся постовой тропарь часа, с земными поклонами.
  3. На шестом часе положено чтение паримии .
  4. В конце каждого часа положена молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего… », с великими (земными) поклонами.
  5. Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Царские

В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе , на богослужениях которой присутствовал император Византии .

Совершаются накануне праздников Рождества и Крещения , в так называемые сочельники (6 января и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу - ради Страстей Господних . Псалмы для Царских часов не являются псалмами, читающимися за вседневными часами, а они особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия - отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия . Кроме того, поются особые тропари .

Последование Царских часов содержится не в Часослове , а в Минее для служб рождественского и крещенского сочельника и в Триоди постной для часов Великой Пятницы.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии .

Пасхальные

В католичестве

Понятие «часов» в католической практике включает, помимо 1-го (отменён после Второго ватиканского собора как имеющий позднее происхождение), 3-го, 6-го и 9-го часа, также и остальные последования суточного круга - вечерню, повечерие, «хваления» (приблизительно соответствующие православной полуношнице, в настоящее время - утрене), утреню (в настоящее время - не имеющий привязки ко времени «час чтений»). И те, и другие обычно читаются как келейное молитвенное правило, в приходских храмах практически никогда не совершаются. При этом на практике вместо третьего, шестого и девятого часа чаще всего выбирается один (соответствующий реальному времени суток, в которое читается), называемый в обиходе «дневным часом».

error: