«Унылая пора! » Конспект НОД в области «Познание» с детьми подготовительной группы. Урок «Унылая пора! Очей очарованье! Цель беседы осенняя пора очей очарованье

Урок «Осень унылая пора или очей очарованье?»

I Организационный момент

Ребята, послушайте загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но, не касаясь сосен и ёлочек

Я … (осень)

II Работа над темой урока

    Правильно. И сегодня на уроке продолжим разговор об осени и будем отвечать на вопрос: Осень «унылая пора или очей очарованье»? И это будет необычный урок, а урок чтения с изобразительным искусством. Мы будем декламировать стихотворения, рисовать, познакомимся с репродукциями выдающегося русского художника.

    Прутков «Осень». Стихотворение прочитает Ладнай София

Осень. Скучно. Ветер воет.

Мелкий дождь по окнам льёт.

Ум тоскует. Сердце ноет.

И душа чего-то ждёт.

И в бездейственном покое

Нечем скуку мне отвесть.

Я незнающий такого

Хоть бы книжку мне прочесть.

У Сони «осень»– это какая пора?(унылая)

    А сейчас подумайте одну- две минуты и назовите ключевые слова, которые характеризуют осень.

    Вы совершенно правильно заметили главное качество осени – её разнообразие, многокрасочность. Осень бывает такая переменчивая! То тепло, то закружит ветер хоровод из листьев, то пойдёт дождь.

    Стихотворение Е.Баратынского «Осень» прочитает Адиева Нуркыз

И вот сентябрь! Замедляя

Свой восход, сияньем

Хладным солнце блещет,

И луч его в зарцале

Зыбком вод неверным

Золотом трепещет.

Седая мгла вьётся

Вокруг холмов;

Росой затоплены равнины,

Желтеет сень кудрявая дубов;

И красен круглый лист

Лес, беззвучны небеса.

А в этом стихотворении? (Унылая и дивная, очей очарованье)

    Да, давно уже прошло лето. Но пришла не менее интересная пора – это разноцветная осень. Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. Золотой цвет очень к лицу белокорой берёзке. Могучие дубы выбрали солидный наряд – коричневые и пурпурные листья. А вот весёлые клёны получили самый яркий наряд, собрав в него все краски осени.

    (Слайды № 1,2,3 или другие)

    Такую осень ещё называют золотой.

Стихотворение «Осень рыжая лиса» Мартемьянова читает Муминова Джонона.

Природа летом наслаждалась,

Ещё в тепле она купалась,

Но осень, рыжая лиса,

Уже давно свой час ждала.

Едва заметными шагами,

Она шалила лишь ночами.

На травах первая роса

Уже прохладная была.

А лето днями отсыпалось,

Но осень только улыбалась,

Придёт ещё моя пора,

Покрашу всё в свои цвета.

И будет в небе ветер злиться,

Холодный дождь с небес струится,

И сбросит листья дерева

На опустевшие поля.

Природа летом наслаждалась,

И солнце в небе улыбалось,

Но осень, рыжая лиса

Уже была совсем близка.

Здесь «осень»? (очей очарованье)

    А такое явление как листопад бывает только осенью. Красота его в буйном разноцветье осенних листьев. Вот подул ветер, сорвал листья с деревьев, закрутил их вихрем и опустил их на землю.

    Стихотворение «Листопад» Бурсова читает Морозов Александр

Листопад! Листопад!

Птицы жёлтые летят…

Может и не птицы это

Собрались в далёкий путь?

Может это просто лето

Улетает отдохнуть?

Отдохнёт,

Сил наберётся

И обратно к нам вернётся.

    Физкультминутка

А теперь немного отдохнём. Представьте себе, что вы «листочки», которые висят на дереве и мёрзнут на ветру.

Повторяем за мной

Мы листики осенние

На веточках сидим,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

    Так какая же осень? (ответы детей) Да она разная.

    Мы прослушали очень красивые стихотворения, но о природе пишут не только поэты, о ней пишут музыку композиторы, и красоту природы ещё изображают на своих картинах художники.

    Работа по картине

Учитель русского языка и литературы

Галиханова Гульнара Фаритовна,

МБОУ СОШ им.Р.Гареева

г. Янаул Республика Башкортостан

Интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки в 5 классе.

Унылая пора! Очей очарованье!

показать особенности изображения осенней природы в лирике А.С.Пушкина, в музыке П.И.Чайковского и в картине И.И.Левитана «Золотая осень»;

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

учить вслушиваться в музыку стиха, передавать настроение с помощью музыкальных звуков и красок.

Оборудование: сборник стихотворений А.С.Пушкина, презентация «Унылая пора! Очей очарованье!».

Предварительное задание: выучить наизусть отрывки из стихотворений А.С.Пушкина об осени.

Ход урока.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев.

Каждый человек на земле ощущает красоту природы, его «язык» и «душу», как выразился великий поэт Ф.И.Тютчев. Но особенно тонко это чувствуют люди творческие - поэты, художники и композиторы. Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература и музыка. Глядя на картины А.Саврасова и И.Шишкина, И.Левитана и К.Коровина, а также многих других прекрасных пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Ф.Тютчева и А.Фета. И как бы сами собой зазвучат в душе знакомые мелодии М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского.

Начнем урок со стихотворения нашего любимого поэта А.С.Пушкина. Для каждого времени года Александр Сергеевич находил такие слова, рисовал такие образы, которые навсегда запали в память и душу читателям. Забыть их просто невозможно.

Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Беседа по вопросам.

Какое время года изобразил А.С.Пушкин в этом стихотворении?

В какие цвета окрашена природа? Какими словами они переданы?

Какие ощущения вы испытывали, когда читали это стихотворение?

Какие художественные приемы использует А.С.Пушкин для создания картины?

Об одном только времени года пишет поэт, об осени. А какие разные картины! Это и начало осени, и поздние, осенние дни. Кажется, что поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к осени.

Учитель музыки.

Беседа по вопросам:

1.Вспомните фамилию композитора, который в своем музыкальном цикле отразил все 12 месяцев? (П.И.Чайковский)

2. Как называется этот цикл? («Времена года»)

Петр Ильич внутренне чувствовал мир природы, слышал ее музыку, наслаждался ее тишиной. Осень наполняла душу его тихими и радостными ощущениями. Как видите, не только А.С.Пушкин любил это время года, но и Чайковский своими волшебными звуками уводил нас в мир осенних настроений.

Сейчас вы услышите пьесу «Осенняя песнь». Вслушайтесь в характер музыки и в небольшой зарисовке отразите музыкальные образы, а также настроение, которое рождает музыка Чайковского (звучит «Осенняя песнь» Чайковского).

Учитель русского языка и литературы.

А теперь давайте послушаем ваши работы. Что же услышали вы? (Учащиеся читают свои сочинения-миниатюры, выступают с отзывами).

Учитель ИЗО.

Один из самых любимых пейзажистов России - И.И.Левитан. Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти. «Живопись Левитана подобна звукам золотой арфы. Она поет о самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе, - писал другой замечательный живописец К.Ф.Юон,- только гений мог выразить так совершенно поэзию родного неба и земли». Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных и популярных произведений художника. Вглядитесь в репродукцию «Золотой осени» И.Левитана и сравните его осень с пушкинской.

Беседа по вопросам.

Что изображено на картине?

Как художник показывает приближение осени?

Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?

Какие мысли и чувства хотел выразить художник?

Какое впечатление производит картина?

Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Ответьте на вопросы.

1.Что вас окружает?

2.Чем вы любуетесь?

3.Чем вам особенно нравится картина?

4.Что вас заставляет грустить?

Учитель русского языка и литературы.

И снова А.С.Пушкин. Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений поэта. (Ребята читают выразительно наизусть заранее подготовленные стихи А.С.Пушкина).

Вывод по уроку . Сегодня на уроке мы увидели пушкинскую осень и сравнили ее с осенью И.П.Чайковского и И.Левитана. Выяснили, что осень у каждого своя. Но объединяет творчество этих великих людей одно - любовь к родной природе.

Рефлексия.

Какие чувства вы испытывали во время урока?

Над чем задумались?

Для чего нужны подобные уроки?

Задание на дом. Мои рисунки к «Осени» А.С.Пушкина, И.П.Чайковского.

Использованные источники

Презентация

Файл (Унылая пора! Очей очарованье!)

1. Поурочные разработки по литературе.5 класс. М., «Вако», 2011.

2.Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе»,№3,2007.

4. https://infourok.ru Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".

5. https://nsportal. А.С.Пушкин «Осень».

Рауза Тахташева
Беседа с детьми старшей группы «Унылая пора! Очей очарованье! …»

Цель : закрепить представление детей о золотом периоде осени; формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, воображение, связную речь : воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Материал : модели признаков осени, «Для чего дереву лист?» , репродукции картин, кроссворд для каждого ребёнка.

Ход беседы

Воспитатель : Ребята, сейчас я прочитаю вам красивое стихотворение, в вы скажите, о каком времени года идёт речь?

(Чтение стихотворения А. С. Пушкина : «Унылая пора ! Очей очарованье )

Дети : Об осени.

Воспитатель : Правильно. А какое сейчас время года? Как вы догадались?

Воспитатель : Стало очень холодно, деревья и кусты стоят голые, даже иногда выпадает снег. А как люди одевались в начале осени? Как одеваются сейчас? Почему люди носят с собой зонты? (Модели) .

Каким был лес в начале осени? Как можно назвать тот период, когда все деревья и кусты окрашены в красные, жёлтые, оранжевые цвета? (Выслушивает и уточняет ответы детей) .

Воспитатель : Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора . Это время любят все, и взрослые, и дети. Композиторы пишут песни об осени, поэты – стихи, художники - картины.

Воспитатель : А кто знает стихотворение об этой прекрасной поре?

(Дети читают стихи)

Воспитатель : Дети, помните, однажды мы гуляли с вами в парке, вдруг подул ветер и на нас полил золотой дождь. Мы все радовались, махали руками. Что за дождь это был? (Листопад) .

Физкультминутка «Игра с листочками» .

Воспитатель : Ребята, а какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение Е. Благининой «Лист качается узорный» , И. Бунина «Листопад» ).

Воспитатель : Почему листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели : долгота дня, осеннее солнце, «Для чего дереву листья?» )

Воспитатель : Дети, люди любят осень ни только за ей красоту, а за что же ещё?

(Ответы детей)

Воспитатель : Осень очень щедра своими дарами : и огороды, и сады, и поля дарят нам много вкусного, полезного. Давайте вспомним, какие же дары даёт нам осень?.

(Ответы детей с использованием моделей) .

Воспитатель : Как сейчас выглядят поля и леса? Слышно ли в лесу пение птиц? Почему они улетели? (Игра «Птичка» )

Воспитатель : У каждого времени года свой цвет. Какой любимый цвет у осени, мы узнаем, если решим кроссворд.

(Решение кроссворда)

Воспитатель : Ребята, мы узнали, что цвет у осени золотой. А. С. Пушкин очень любил осень, в это время года у него рождались красивые стихи.

П. И Чайковский под впечатлением красоты золотой осени написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем с вами «Октябрь» .

Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (в раздевалке заранее развешены репродукции на тему осени) . Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, воспитатель называет названия картин, кто их нарисовал. Выясняет, какую бы картину хотели нарисовать дети, если бы были художниками.

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

ЗА I КВАРТАЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Подготовлен воспитателем

ДОУ ясли - сад №395

Масалаб Н.Г.

Тема: “Унылая пора, очей очарованье “

Цели: Выявить представления детей о признаках осени.

Уточнить понимание связи между нарастанием холода и состоянием

растений, исчезновением насекомых, отлётом птиц, подготовкой

животных к зиме.

Воспитывать независимость в суждениях и мышлении, умение слушать

друг друга, не перебивая.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материалы: аудиозаписи: “Пение птиц“,вальс из к/ф “Мой ласковый и нежный

зверь “; вальдорфская кукла-осень; корзинка с листиками разных деревьев

макеты; берлога с медведем, ёжик в сухих листьях; белочка на пенёчке с

орешками; зайчик; иллюстрации: “Сбор урожая “, “Ранняя осень“, “Золотая

осень“, “Поздняя осень“, “Осенний лес“.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слушание пения птиц (аудиозапись).

В: - А сейчас поют так весело птички?

В: - Почему?

(Потому что осень, холодно и птицы улетели в тёплые края).

В: - Какие птицы улетели в тёплые страны? (Ответы детей)

В: - А какие птицы остались зимовать? (Ответы детей)

Игровая мотивация: появляется вальдорфская кукла Осень с корзинкой. В которой

листики.

В. (читает загадку об осени)

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я - …(Осень).

В: - Осень послушай, как много дети знают о тебе.

(Закрепление осенних периодов, месяцев).

Игра “Когда это бывает?“ (с иллюстрациями).

Осень (загадывает загадку о листике): -

Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падает – почернеет.

Игра “С какого дерева листик?“ .

Воспитатель раздаёт листики детям.

Психогимнастика “Я - листик“ (под музыку).

Игра “Найди себе пару“.

Осень приглашает отправиться в путешествие в осенний лес.

В: - На чём мы можем добраться до леса? (Варианты ответов детей).

Осень: - Не беда. Я – волшебница – Осень. Закройте глаза. (Звучит музыка).

Раз, два, три, деток в лес перенеси.

Воспитатель выставляет в коробках макеты: берлога с медведем, ёж в сухих

листьях, белка на пеньке, кладовка с орехами, зайчика.

Осень: - Дети, а вы знаете как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей)

Почему? (Ответы детей).

В. (Загадывает загадки о животных): - Чья это загадка?

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

В: - Чем занята белочка осенью?

В: - Чья это загадка?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь).

Осень: - Дети, в лесу живут животные, которых называют “сонями “. Кто это?

Почему? (Ответы детей) .

В: - А чья это загадка?

Длинные ушки,

Короткий хвост,

Летом - серый,

Зимой – белый. (Зайчик).

В: - Почему зайчик летом серый, а зимой белый?

В: - Кто ещё к зиме меняет шубку? (Ответы детей) .

В: - А что зайчики любят кушать? (Ответы детей) . Осенью урожай собрали, поля

Стоят голые. Как же быть зайчикам? Чем им питаться?

(Подводит детей к выводу, что зайцы поздней осенью питаются корой,веточками

корешками молодых деревьев, кустиков).

Слышно рычание медведя. Медведь просит Осень разрешить ему перед зимней

Спячкой поиграть с детьми.

П/и “Шёл медведь по лесу “.

Осень: - Ой, дети, что-то я не вижу моих друзей насекомых. Вы знаете куда они

подевались?

(Ответы детей из предварительной беседы. В ответах должно прозвучать,

что с наступлением холодов все насекомые прячутся под кору деревьев,кустов,

в щели, трещины деревьев, под сухие листья) .

Игра “Пожелания друзьям-животным “ (кому из лесных жителей ты хотел бы

подарить улыбку и пожелать хорошей зимовки?) .

Белочка угощает орешками всех детей.

Возвращение в детский сад: дети закрывают глаза и волшебница - Осень

переносит их в группу детского сада.

error: