Смысл названия герой нашего времени. Роман-трагедия, пробудивший сознание

Смысл названия романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые всегда возбуждают его про­изведения, примешивается чувство сожаления и горечи. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить другого настолько же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. Лермон­тов погиб спустя четыре года после смерти Пушкина. И в эти че­тыре года были созданы его лучшие поэмы, стихотворения и гени­альный роман «Герой нашего времени».

В романе решается проблема, почему люди умные и энергич­ные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? На этот воп­рос Лермонтов отвечает историей жизни Григория Печорина - молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX столетия. Главная тема романа - изображение типичной лич­ности дворянского круга и ее жизни после поражения декабрис­тов. Ведущая мысль - осуждение этой личности, а еще - резкое неприятие породившей ее социальной среды. Почему же роман так назван? Почему Печорин - «герой своего времени»?

Это романтик по характеру и поведению, человек исключитель­ных способностей, выдающегося ума, сильной воли. Ему свой­ственны самые высокие стремления к общественной деятельнос­ти и пылкие желания. Он возвышается над людьми своей среды разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии. Ему известны социально-фило- софские теории утопистов, объективных и субъективных идеали­стов. Сам он материалист и атеист. Главный недостаток видит он в неспособности своего поколения «к великим жертвам для блага человечества». Ненавидя и презирая аристократов, Печорин бли­же сходится с людьми демократических взглядов.

Печорин не лишен добрых порывов и не скрывает своего со­чувствия к угнетенным, но его благие стремления не получили раз­вития. Духовная пустота высшего света исказила и заглушила воз­можности Печорина, изуродовала его нравственный облик, сни­зила свойственную ему (как и многим другим молодым людям того времени) жизненную активность. По Словам Н. Г. Чернышевско­го, Печорин - «пример того, какими становятся лучшие, силь­нейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной об­становки их круга». Печорин полностью ощутил и понял, что в условиях самодержавия для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Сомнения опусто­шили Печорина до того, что у него остались только два убежде­ния: рождение - несчастье, и смерть неизбежна. Разошедший­ся со светским обществом, к которому он принадлежит по рожде­нию и воспитанию, обличающий его, он творит жестокий суд над собой, в этом, по словам В. Г. Белинского, «сила духа и могуще­ство воли».

Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже самому себе. «Насыщенная гор­дость» - так определено им человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной при­хоти, без долгих раздумий, он вырвал Бэлу из родной почвы и по­губил. Им несправедливо и совершенно незаслуженно обижен ста­рый добрый штабс-капитан Максим Максимыч. Ради пустого во­локитства и любопытства он разорил гнездо «честных контрабан­дистов». Им нарушен семейный покой Веры, грубо оскорблены любовь и достоинство княжны Мери.

Печорин, по оценке Н. А. Добролюбова, не зная куда идти и куда девать свои силы, истощает жар души на мелкие страсти и ничтожные дела. Положение и судьба Печорина трагические. Тра­гедия Печорина в том, что его не удовлетворяет ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм и скеп­тицизм. Разуверившись во всем, разъедаемый самыми мрачными сомнениями, он, как и множество молодых людей его времени, жадно тянется к осмыслен ной, социально-направленной деятель­ности, но в тех обстоятельствах ее не находит. Печорин - страда­ющий эгоист, эгоист поневоле, по обстоятельствам, определяю­щим его характер и поступки.

Лермонтов показывает, что на характер человека влияют со­циальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родил­ся «нравственным калекой». Природа дала ему и глубокий, ост­рый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. В том, что пре­красные задатки Печорина погибли, виновато общество, вино­ваты социальные условия, в которых воспитывался и жил г ерой. Автор создал правдивый, типический образ, в котором отрази­лись существенные черты целого поколения: «…это портрет, со­ставленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению 30-х годов. «Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!» - говорит он всем содержанием книги. Они «не способны более к великим жертвам ни для блага человече­ства, ни даже для собственного… счастья». Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам. Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал «ис­торию души человеческой». В. Г. Белинский говорил, что ро­ман - правдивое произведение, в котором нашли отражение об­щественные проблемы, волновавшие передовых, мыслящих со­временников: «… какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов…».

«Герой нашего времени» изначально задумывался как сборник отдельных повестей о Печорине. Но получился роман, у которого была главная задача: дать четкий психологический портрет героя того времени. Автор подчеркивает, что он преследовал именно эту цель. Раскрыв сущность одного человека, показать низменность целого поколения.

В середине XIX века власть не позволяла людям иметь свое слово. Любое проявление свободомыслия подавлялось. А люди еще помнили судьбу участников декабрьского восстания. Кого-то казнили, кого-то отправили в ссылку. Народ не желал себе такой судьбы. Этот страх заставлял людей жить покорно и не показывать своего недовольства властью. В итоге в стране появилось много молодых, талантливых людей, которые не могли найти свое место в таких условиях.

Таковым являлся герой романа Печорин. Имея талант, он не может найти ему применение. У Печорина очень сложный характер. Он сам признает двойственность своей личности. Одна сторона совершает гадкие поступки, другая понимает, что это неправильно и ругает первую. Он вынужден был стать скрытным, злопамятным и жадным. Возможно он хотел быть другим, но власть не дает ни единого шанса для проявления человечности. Описание характера и поступков Печорина – это есть отражение всего поколения,»его пороки, в полном их развитии», - так писал М.Ю. Лермонтов о своем романе. Такими становятся самые лучшие и воспитанные люди под влиянием общественной обстановки.

Само время сделало из способной молодежи жалкое поколение, которое не способно на проявление сострадания и щедрость. Героизм перестал интересовать молодежь того времени. Они не хотят дарить людям добро, а думают только о своих потребностях. Желчные и честолюбивые эгоисты. Они не виноваты в этом. Их вынуждают жить по таким законам. Власть диктует правила. Люди становятся господами или рабами, притесняющими или притесняемыми.

Герои всегда отличались храбрыми и смелыми поступками. Они способны в ущерб себе помочь любому, нуждающемуся в этом человеку. Герои совершают подвиги, всегда готовы к самопожертвованию. К сожалению, в романе описываются совсем другие люди. Автор поведал о том, что в его время не осталось настоящих героев, в привычном для нас понимании этого слова. Название романа подчеркивает всю трагичность того поколения. М.Ю. Лермонтов называет Печорина героем своего времени, потому что только он один страдает угрызениями совести. Для того времени - это является проявлением героизма. Отсюда и название «Герой нашего времени».

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
  • Согласны ли вы с утверждением, что Петербург в изображении Ф.М. Достоевского - полноправный герой романа? - -
  • Является ли эпилог романа окончательным итогом духовно-нравственных исканий героя? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») - -
  • Является ли Печорин фаталистом? (по роману «Герой нашего времени») - -
  • С какой целью Печорин затевает любовную интригу с княжной Мери? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») - -
  • Как вы понимаете слова В.Г. Белинского: «Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостью»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») - -
Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Проза Михаила Юрьевича Лермонтова, как и его поэзия, относится к выдающимся достижениям русской классической литературы. А вершина ее - «Герой нашего времени» - на­чинает собой этап русского реалистического романа. Тут мож­но сделать оговорку, что «Евгений Онегин» Пушкина, пред­шествовавший «Герою нашего времени», тоже был реалисти­ческим произведением, но у Пушкина мы имеем дело с романом в стихах, а это, как подчеркивал сам автор, «дья­вольская разница». Роман «Герой нашего времени» поразил современников не только своеобразием своего содержания, но и необычностью формы. Это цельное произведение, но состоит оно из пяти отдельных повестей, каждая из которых вполне самостоятельна в художественном отношении. Три из них («Бэла», «Тамань» и «Фаталист») автор так и опубликовал по отдельности еще до того, как собрал под общей обложкой. В то же время повести эти объединены не только сквозными героями-персонажами, главным из которых является Печорин, но и глубоко проду­манной композицией. Нарушая хронологическую последова­тельность действия, она позволяет читателю максимально объективно разобраться в сути характера главного героя. Разъясняя авторское понимание образа Печорина, Лермон­тов писал в предисловии к роману: «Герой Нашего Времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». О каких же пороках идет речь? Это эгоизм, индивидуализм, неприятие общераспространенных правил господствующей морали, с одной стороны. Но с другой, что вряд ли можно от­нести к порокам, - высокое умственное развитие, потребность в постоянной саморефлексии, способность объективно оцени­вать свои поступки. Но при этом - отсутствие высоких жиз­ненных целей и неумение приложить свои незаурядные силы к общественно полезным деяниям. Все эти качества позволя­ют отнести Печорина к типу так называемых «лишних людей». Последовательно анализируя образ Печорина, Лермонтов позволяет читателю делать собственные выводы о предлагаемом ему характере, опираясь как на объективное авторское повество­вание, так и на самооценку героя. Автор далек от прямого осуж­дения Печорина, потому что видит суть его «порочности» не в индивидуальных особенностях личности, а в социальных и пси­хологических условиях общества, лишенного объединяющей идеи и обреченного на фатальную разобщенность достойных людей. Чтобы глубже раскрыть образ героя, автор сначала зна­комит нас с восприятием Печорина другими людьми. Первоначальные сведения о нем мы получаем от Макси­ма Максимыча. И только тогда, когда читатель заинтригован неординарностью поступков загадочного персонажа, автор предоставляет нам возможность проникнуть во внутренний мир этого человека, ознакомившись с его дневником. А за­тем, сопоставив впечатления других со своими собственны­ми, мы можем на их основе сделать уже самостоятельный читательский вывод. Образ Печорина не лишен романтических черт, но в целом представляет собой реалистическое изображение социального типа русского общества. Именно это и подчеркивает автор в своем предисловии. Присущим реализму художественным средством, которое использует Лермонтов, становится прежде всего глубокий психологизм, позволяющий передать самые сложные состояния и движения внутреннего мира героя. Кро­ме того, реалистическому раскрытию характеров в романе спо­собствуют выразительность и точность портретных зарисовок, даже самых беглых; зримые и ощутимые пейзажи, помимо пря­мой картинности, предназначенные для раскрытия душевно­го состояния героев; упомянутое уже мастерство композиции. И, конечно же, язык, сочетающий естественность живой раз­говорной речи с подлинной поэтичностью в описании как че­ловеческих чувств, так и природных явлений. Чистый, про­зрачный, отточенный и афористичный язык романа соответ­ствует пушкинским требованиям к художественной прозе. Пушкин, как известно, утверждал, что проза требует точности, краткости, а главное - мыслей и мыслей. Все эти черты мы находим в романе Лермонтова. Подчеркивая художественное мастерство Лермонтова-прозаика в повести «Тамань», Антон Павлович Чехов писал: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермон­това. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как раз­бирают в школах, по предложениям, по частям предложения. Так бы и учился писать». Из современников Лермонтова первым оценил новатор­ский характер романа «Герой нашего времени» выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский. Он увидел в про­изведении отражение целой эпохи русской жизни. И он же указал на положительное значение образа Печорина - с его «томительной бездейственностью в действиях, отвращением ко всякому делу, отсутствием всяких интересов в душе, неопреде­ленностью желаний и стремлений, безотчетной тоской, болез­ненной мечтательностью при избытке внутренней жизни». Белинский сознавал, что «это состояние сколько ужасно, столько же необходимо». А художественные открытия Лермон­това в этом романе были использованы и развиты будущими поколениями русских писателей-реалистов - от Тургенева и Льва Толстого до Чехова и Бунина.

(Вариант 1)

«Герой нашего времени» является первым русским социально-психологическим романом. В нем все направлено к одной цели: дать максимально точный психологический портрет современного Лермонтову молодого человека – «героя своего времени». Автор не скрывает, что в своем произведении он преследует именно эту цель. В предисловии к роману он прямо говорит, что «Герой нашего времени» – это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Но каким же было то время, героем которого Лермонтов считал Печорина? Прежде всего, 30-е годы XIX века – это годы николаевской реакции. В обществе была еще свежа память о декабристском восстании, участников которого или казнили или отправили в далекие ссылки. Стараясь не допустить повторения событий 1825 года, Николай I сделал все для того, чтобы подавить любые проявления свободомыслия. Как следствие такой политики, в стране появилось целое поколение молодых, талантливых людей, не сумевших найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский называл таких людей «умными ненужностями», «нравственными калеками».

К их числу принадлежит и герой Лермонтова Печорин. Н. Г. Чернышевский по этому поводу писал: «Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга». И это абсолютно верно, поскольку именно эта полнейшая невозможность реализовать свои таланты, проявить свои способности, направить свою энергию на нужные и добрые дела сделала Печорина таким, каким он появляется на страницах романа.

Характер Печорина сложен и противоречив, как та эпоха, в которой ему довелось жить. Сам герой романа говорит о себе так: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Каковы же причины такой раздвоенности? Печорин признается: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…» Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался по его же собственным словам, нравственным калекой, эгоистом. В отношениях с людьми Печорин проявляется более чем «пустой ненужностью». Это о своём и Печорина поколении Лермонтов сказал в стихотворении «Дума»:

Таким образом, Печорин – это не только герой, но и продукт своего тяжелого времени. Однако оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? Нет, не оправдывает. В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итог прожитой жизни. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».

На последних страницах новеллы «Фаталист», завершающей роман, Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…»

В этих словах Лермонтов указывает на главную причину, сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастливыми. Он видел ее в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», в спорах, разделявших людей на господ и рабов, на угнетателей и угнетенных.

(Вариант 2)

В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века. Это были нелегкие времена в истории России. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму – все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати «Героя нашего времени» А. И. Герцен писал: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?». «Герой нашего времени», – говорит Лермонтов в предисловии к роману, – это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Лермонтов высказал «едкие истины» о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого человека того времени – Печорина.

Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую «историю» (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За все это время он многое пережил сам и повлиял на жизнь других людей, разрушил много человеческих судеб – княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого...

Почему же так получилось? Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорину трудно находиться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от того ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука, он начинает искать чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем дневнике: «...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума...»

Герой лермонтовского романа постоянно в действии. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо «мирных» контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого... Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин рассказывает: «...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать... я сделался нравственным калекой...»

И всё же нельзя обвинять только самого Печорина в том, что он «сделался нравственным калекой». В этом виновато и общество, в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь – Печорина.

Перед дуэлью Печорин рассуждает: «Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных».

Таким образом, можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся «силы необъятные», а с другой стороны – это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. Печорин – это и «злой гений», и в то же время жертва общества. Печорин – это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.

Вариант № 1307

Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

I. Вступление

Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисло­вии к журналу Печорина.

II. Главная часть

  1. Что такое «герой времени»? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего вре­мени, либо лучший человек своего времени.
  2. Время Печорина, 30-е годы – особая эпоха в России. Она наступила после разгрома декабристского движения и характеризовалась прежде всего тем, что в обществе начался пе­ресмотр прежних идеалов и попытки выработать идеалы но­вые. С особой остротой вставал вопрос: «Для чего жить?» Попытки ответить на него в эту эпоху были в основном не­удачны и часто приводили личность к скептическому неверию ни во что, к отрицанию смысла жизни. Формировалось целое поколение, точную характеристику которому дал Лермонтов в стихотворении «Дума».
  3. В этом смысле Печорин, безусловно, является, героем своего времени, его наиболее полным выразителем. Он устал от жизни, ему все скучно, потому что он все знает наперед; его высшая ценность – свобода, но без всякого представле­ния о том, к чему эту свободу применить. Для него не сущест­вует идеалов, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, ему дос­тавляет удовольствие играть с людьми, над которыми он чувствует свое бесспорное превосходство. Вообще едва ли не все характеристики поколения 30-х годов, данные Лермонто­вым в стихотворении «Дума», вполне приложимы к Печорину.
  4. Можно ли назвать Печорина героем своего времени в другом смысле и говорить о нем’ как о лучшем представителе своего поколения? На первый взгляд нет, да и сам Лермонтов в предисловии к роману заявлял, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Однако не все так просто. Во-первых, на стра­ницах романа мы не находим ни одного персонажа, который был бы лучше Печорина и так же возбуждал бы нашу симпа­тию (Максим Максимыч не в счет, потому что это человек другого поколения). Во-вторых, совершая свои «эгоистиче­ские» поступки, Печорин не просто развлекается: в острых и часто рискованных ситуациях он ищет смысл жизни, испыты­вает себя и судьбу. Наконец, он напряженно размышляет, ста­раясь понять, ради чего стоит жить. Он задумывается над сво­им высоким предназначением, которого он не угадал, и не находит в жизни ничего достойного своим «необъятным си­пам». Все это делает Печорина характером трагическим, неза­урядным и вызывающим вопреки всем «порокам» уважение и симпатию читателя.

III. Заключение

Образ Печорина противоречив и непрост; отношение к нему автора также нельзя назвать однозначным. Но героем своего времени он, без сомнения, может быть назван по праву.

Здесь искали:

  • смысл названия герой нашего времени
  • смысл названия романа лермонтова герой нашего времени
  • смысл названия герой нашего времени сочинение
error: