Шабат - что это? Еврейский шабат. Шабат как важнейший аспект еврейской жизни Как называется выходной у евреев

Кто не знает, что такое шабат ?

Здравствуй, суббота! Шабат , шалом ! – этими словами каждый еврей встречает седьмой день недели, а произносят это традиционное приветствие субботы задолго до конца недели, как бы приближая приход самого важного дня еврейской традиции.

Shabbat eve table with covered challah bread, candles

Шабат – один из семи дней недели, когда люди прекращают работу во славу Создателя. «И был вечер, и было утро» - шесть дней творения Бог строил Вселенную, он вложил в свое созидание огромную любовь, и все, что было сотворено Им, оказалось «весьма хорошо».

И наступил 7-й день. И Творец отделил 7-й день недели от всех других дней навеки, как день особенный (Берешит.2:1-3)

И повелел:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой, суббота Г-споду, Б-гу твоему, не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Г-сподь небо, землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой, посему благословил Г-сподь день субботний и освятил его» – книга Шмот 20:8-11; 31:13-17 (Исход)

Итак, уже в начале Торы Шабат определяется как кульминация творения.

Если, как говорит знаменитый еврейский мудрец Маѓарал из Праги , шесть дней творения символизируют создание физического мира , у которого есть три измерения и шесть направлений пространства, то седьмой день соответствует духовному измерению , пространству мысли и пространству сознания.

А отсюда все существующее обретает особенный смысл, духовную цель!

Поэтическими строчками Тора рассказывает о том, как Создателю, Который сотворил мир без всякого усилия, понадобилось, словно бы отстраниться от дела творения для созерцания его духовной цели.

Тем самым в мир была привнесена святость и благословение .

Иными словами, седьмой день недели открыл особенное назначение человека в этом мире : он должен постоянно напоминать себе, зачем его послали в этот мир, для какой цели он родился. И эта цель - быть миру благословением .

Сделаем наш первый вывод :

Евреи верят, что Вселенная была создана Б-гом, и празднуют возникновение Вселенной, и раз в неделю благодарят за это Создателя . Шабат есть кульминация творения. Он приносит в мир святость, дает духовное осмысление цели жизни человека. Таков первый, космический, вселенский и человеческий смысл установления Всевышним Шабата .


Вывод второй, практический
: еврейская “пропорция” и народы мира

За высокой духовностью Шабата открывается практический и крайне важный еврейский ритм человеческой деятельности: шесть дней работы - один день отдыха. Сегодня эта еврейская пропорция принята всеми цивилизованными народами и стала непреложным законом труда и отдыха во многих странах.

Шабат в еврейском доме. Церемония встречи Царицы-субботы

Три тысячи лет евреи соблюдают Шабат. Это слово происходит от «лишбот » (ивр.), что означает «прекращение деятельности», «день покоя». Не безделья, а покоя от суеты будничных дней . Это такой покой, как будто у тебя есть все, и, значит, тебе никуда не нужно спешить . Шабатом завершается еврейская неделя. Седьмой день освящен и выделен изменениями в одежде, в пище, в том, что мы делаем, и в том, как мы молимся Творцу.

К этому дню издавна евреи приберегали самые нарядные одежды и самую изысканную пищу. У последнего бедняка были свечи на субботу, вино, халы , мясо и рыба. Если у него совсем не было денег, все необходимое для шабата ему давали в синагоге.

Шабат в каждом еврейском доме : все дышит покоем и радостью, замечательным ощущением того, как хорошо быть евреем. Богобоязненный еврей никуда не ездит в субботу, не готовит еду, не пользуется электрическими приборами, не тратит денег, не курит и не пишет. В этот день он равнодушен к достижениям техники. Молчит радио, погас экран телевизора.

Спортивные игры, цирк, театральные представления, автострада - не для него.

Начало церемонии

Встреча субботы (кабалат шабат ) происходит по еврейской традиции накануне вечером в йом шиши (в пятницу) в эрев Шабат . Церемония начинается благословением света и вина . Свет и вино - ключи к этому дню. Свечи зажигает хозяйка дома не позже, чем за 18 минут до захода солнца, и произносит традиционное благословение :

Барух Ата Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ашер кидшану бэмицвотав вецивану леѓадлик нер шель Шабат! – « Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам зажигать субботние свечи!»

Две свечи символизируют заповеди о субботе – «шмор везахор ». Шмор – охраняй, исполняй, соблюдай (Дварим .5:12); «Захор » – помни (Шмот .20:8). Всевышний повелел евреям всегда помнить заповедь о субботе. Охраняя субботнюю святость, мы показываем нашу любовь к Нему. Встреча шабата начинается с благодарения и прославления Всевышнего. Обычно читают псалмы 92, 94-98, 28, поют субботние песни: «Леха доди », «Шалом алейхем » и другие. Затем родители благословляют детей Биркат ѓабаним (Берешит .48:20, Бемидбар .6:24-26). Отец кладет руки на голову ребенка и произносит благословение: для мальчиков – «йесимха Элоѓим кеЭфраим ве кеМенаше » – «Да сделает тебя Бог подобным Эфраиму и Менаше»; и для девочек – «йесимех Элоѓим кеСара, Ривка, Рахель веЛея» – «Да сделает тебя Бог подобной Саре, Ривке, Рахели и Лее».

Эти простые и привычные детям слова наполнены теплотой и святостью .

После этого муж поет жене гимн восхваления достойной женщины Эшет хаиль – из книги Шломо Теѓилим (глава 31, стихи 10-31), в которой мужчина отдает должное хозяйке дома.

Пора за шаббатний стол!

Наступает время праздничной трапезы . Произносится благословение над виноградным вином или соком, который символизирует радость Божьего дара: Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, борэ при ѓагафен – « Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы» – (Теѓилим .103:15):

Две халы на субботнем столе – это напоминание о том, что накануне субботы Бог давал нашим предкам в пустыне манны вдвое больше, чем в будни. Халы накрывают белой салфеткой, как символ манны, покрытой утренней росой. Две халы говорят нам о верности Творцу. Произносится благословение над хлебом : Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓаолам, ѓамоци лехем мин ѓаарец – «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, произрастивший хлеб от земли». Теперь халу делят между всеми сидящими за столом. Во время трапезы все гости и хозяева наслаждаются общением, обсуждают темы из недельной главы Торы , поют змирот – субботние песни. Царит атмосфера любви, радости – онег Шабат: наслаждение покоем для тех, кто готовился к приходу субботы в течение недели.

После трапезы звучит Биркат ѓ a Мазон – благодарение за еду (Дварим 8:10).

В замкнутом мире … любви и счастья?!

Еврейский шабат - это не простой ритуал, и, если человек хочет выполнять его неукоснительно и результативно, шабат предъявляет к нему весьма суровые требования . Еврей, который хранит субботу, начиная с захода солнца в йом шиши и до субботних сумерек, живет, как может показаться, в своем собственном замкнутом мире . Но этот мир может быть для него очень приятным.

Вывод третий: Шабат – это строгий ритуал и чудесный семейный праздник .

Он занимает центральное место в жизни еврея. В будни много суеты, а в субботу семья всегда вместе, и дети отлично знают, что это их день. Это и день папы и мамы . Телефон не звонит. Можно вместе читать, гулять или просто наблюдать за природой. Шабат - оазис спокойствия и любви : когда Творец наполняет все пространство Дома Своей любовью, когда любовь проявляется во взаимоотношениях между мужем и женой, родителями и детьми. Соблюдающему еврею не нужны никакие разговоры о какой-то важной цели, ради которой следует соблюдать законы субботы: сами законы и есть эта важная цель.

“Шабат для верующего еврея - это ось его существования, источник его силы, бодрости и гордости ” (Герман Вук).

Не случайно именно с соблюдения субботы начинается возвращение к иудаизму многих ассимилированных евреев. Многие воспринимают ограничения шабата как невыносимое бремя, но для того, кто этим ограничениям подчинился, они становятся торжественной, радостной церемонией, вошедшей в его плоть и кровь.

Шабат - это не просто выходной день.

Главный итог шабата - это шломбайт , мир в еврейском доме, радость и возвышенное настроение .

39 видов запрещенных работ. Авода и мелаха

В иврите есть два различных слова, обозначающих работу: авода и мелаха . Авода - одного корня со словом эвед , «раб». А мелаха - со словом малах , «ангел». На первый взгляд, слова эти обозначают почти одно и то же, но по значению корней ясно, что они различаются. Авода обозначает простую физическую работу, простой физический труд. Мелаха обозначает созидание, сотворение чего-то нового. В субботу запрещена именно мелаха , а не авода .

Поэтому Шабат - это не простое прекращение работы. Соблюдать шабат полностью – значит воздерживаться от любых действий, если они приводят к каким-то переменам, новшествам, улучшениям.

Мудрецы описали 39 видов запрещенных работ (млахот ) в соответствии с теми видами работ, которые были необходимы при сооружении Мишкана - переносного Храма и всего, что в нем находилось: эти виды перечислены во второй книге Торы - Шмот , в главах 25-28, 30-31, 35-40.

Мудрецы учат нас, что сам Мишкан является духовным прообразом всего мира. И именно поэтому те виды работы, которые выполнялись при его строительстве, в субботу запрещены. Подробнее об этом читайте .

Эта традиция берет начало в эпоху Моше. А виды запрещенного труда касаются основных занятий человека: приготовления пищи, шитья одежды, постройки жилищ, производства товаров и торговли. Анализ запретов на тридцать девять видов труда подробно описан в отдельном трактате Талмуда Шабат (раздел Моэд ).

Если вера в единого Б-га - это первое в иудаизме, то второе - это его здравый смысл . Поэтому все ограничения шабата отменяются при чрезвычайных обстоятельствах - болезнь или необходимость спасения человека.

Шабат и Храм

Еврейская история сложилась так, что Шабат, как святыня времени , оказался более прочным, чем святыня пространственная - Храм в Иерусалиме . Много веков назад Божий Дом был разрушен. Но по-прежнему нигде не чувствуется атмосфера шабата так, как она живет в вечном городе. В Иерусалиме к субботе все замирает, закрываются магазины и торговые центры, затихает движение на улицах. Люди торопятся закончить свои дела, спешат домой. Женщины готовят субботнюю трапезу и собирают на стол, мужчины идут в синагоги. Зажигаются традиционные субботние свечи. Шабат входит в город! Его приветствуют башни Старого города и Храмовая гора.

Шабат в Иерусалиме всегда был и остается путем к освящению жизни .

Если в течение шести дней человек забывает об источнике своей силы, то шабат напоминает ему о его Творце. Невозможно представить себе нечто другое, более важное и сильное, что больше обогащало бы окружающий мир, чем шабат во всех его аспектах. Шабат доказал силу своего воздействия на еврейский народ на протяжении многих веков.

Шабат гораздо больше хранит Израиль, чем Израиль хранит Шабат (Рабби из Гура, Сфат эмет)

Шабат и Исход из Египта. Национальный смысл праздника


Шабат
- это единственный символ иудаизма, который встречается в Десяти Заповедях. Он сформулирован в Пятикнижии дважды : в книге Шмот (Исход) и в книге Дварим (Второзаконие). В книге Дварим (Второзаконие) к уже известному закону, прочитанному нами в книге Шмот , добавлено новое указание :

«Соблюдай день субботний, чтобы святить его, как заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. День же седьмой, суббота Г-споду, Б-гу твоему, не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих, дабы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Г-сподь, Б-г твой, вывел тебя оттуда рукою мощною и мышцею простертою, посему заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой, установить день субботний» – Дварим .5:12-15.

Каждый народ отмечает свой национальный праздник, день своего возникновения как нации, прекращением работы и торжественными церемониями. Шабат - это еврейский национальный праздник, день, когда евреи отмечают свое возникновение как нации во время Исхода из Египта.

Евреи чтут не только Б-га-Создателя и Творца Вселенной, но и Б-га, который заботится о своих созданиях. Отсюда мы понимаем значение Исхода евреев из египетского рабства для исполнения заповеди шабата . Рабы не имеют права решать, когда им трудиться и когда отдыхать; они полностью подвластны воле своих хозяев и не владеют ни результатами своего труда, ни временем. Рабы не хозяева времени . Свобода - это, прежде всего, возможность распоряжаться своим временем.

Заключительный вывод:

Шабат для Израиля имеет особое значение, ибо Израиль стал народом на пути от рабства к свободе. Этот двойной смысл пронизывает иудейскую религию: благодарное поклонение Всевышнему и празднование особой судьбы Израиля, как свидетеля дел Господа в истории человечества.

Шабат - это постоянное напоминание человеку о сотворении мира и о возникновении народа Израиля. И в этом его значение.

Это строгий ритуал и замечательный семейный праздник.

Кто соблюдает субботу, тот постоянно помнит о сотворении мира Создателем, Исходе из Египта и самобытности еврейского народа.

Шабат навсегда останется важнейшим еврейским наследием, общим для всего еврейского народа.

почему евреи не работают по субботам? и получил лучший ответ

Ответ от Ђигр[гуру]
Они уже в пятницу не работают. Для этого есть русские, таджики, взбеки и т. д.

Ответ от 444 444 [новичек]
Мусульмане по пятницам, евреи по субботам, а русские по субботам и воскресениям--только гастарбайтеры каждый день.


Ответ от Pasikhat Shakhaidova [эксперт]
ну мусульмане по пятницам не работают


Ответ от Petr kurow [гуру]
В Ветхом Завете это написано. Первые 5 книг Ветхого Завета это евреиская Тора. В книге Бытие описывается как Господь создал мир. 6 днеи творил, а в седьмои отдыхал И ВЕЛЕЛ ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ В ЭТОТ ДЕНЬ НЕ РАБОТАТЬ, А ОТДЫХАТЬ, КАК И ОН, НО ХРИСТИАНЕ ПЕРЕДЕЛАЛИ ЭТО НА ВОСКРЕСЕНЬЕ, А МУСЛИМЫ НА ПЯТНИЦУ.


Ответ от Ёергей Пасечный [гуру]
Так русские с понедельника по понедельние не работают.


Ответ от Денис Корольков [гуру]
Да, шаббат не рабочий день. Я точно историю не помню, но основание под ней есть. Оттуда и название суббота: шаббат.


Ответ от Ильдар Шамсетдинов [гуру]
может закон или религия не разрешает!


Ответ от Валерий попович [гуру]
Бог работал 6 дней, а в субботу отдыхал


Ответ от Ёергей Сергеев [гуру]
Они и в другие дни не работают! В основном имитируют работу!


Ответ от Крона Кронина [гуру]
Я тоже не работаю и что я еврей?? ? в принципе, я вообще не работаю, я что лютый жид?!?!))))))


Ответ от Ђигренок [гуру]
потому что они ЕВРЕИ


Ответ от Пиявка Лечебная [гуру]
Талмуд запрещает.


Ответ от Прекрасная Знакомка [гуру]
По их вероисповеданию им не положено работать по субботам.


Ответ от Insane Panda [гуру]
По их религии, в этот день нельзя работать.


Ответ от Мужик-лапотник [гуру]
Ибо заповедь гласит
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Суббота – это время, когда каждый иудей может приблизиться к Богу и провести время в кругу семьи. Важнейшие атрибуты в шаббат – зажигание свечей, две халы, кошерное вино.

За 18 минут до захода солнца в пятницу женщина должна зажечь субботние свечи, произнеся благословение Творцу. С этого момента и до исхода солнца в субботу нельзя осуществлять 39 видов «труда», в том числе зажигать и погашать огонь. После того, как женщина зажгла свечи, мужчины уходят в синагогу на молитвы «Минха», «Встреча шаббата» и «Маарив».

Перед началом трапезы, в приготовлении которой должен поучаствовать хозяин дома, произносят киддуш (освящение) над бокалом вина и делают омовение рук. После произнесения благословения глава семьи разрезает халу там, где сделал «отметку» и макает кусочек в соль, съедает и нарезает оставшуюся часть. Каждый член семьи должен вкусить по ломтику халы. Затем можно приступить, собственно, к трапезе, состоящей из разнообразных вкусных блюд. Чаще всего на шаббатнем столе присутствует большое количество салатов, холодные закуски, куриный бульон, рыбные блюда и сладости. После заката солнца в субботу над бокалом с вином произносится авдала – специальная молитва, которая отделяет субботу от грядущих будней.

Некоторые евреи, которые выросли в нерелигиозных семьях, считают, что в современное время соблюдение субботних законов мало возможно. Всевышний, дав нам традицию празднования шаббата, позаботился о том, чтобы все субботние дела решались без нашего участия. Попробуйте хотя бы раз не нарушать шаббатние заповеди, и вы поймете, насколько это важно. Соблюдая субботу, мы не только духовно и физически, но и держим связь со Всевышним.

Чем нужно заниматься в Шаббат?

Суббота дана нам для того, чтобы мы задумались о чем-то глубоком, важном и особенном. В этот день важно не ссориться с родными и близкими, а объединиться и радоваться вместе. Встреча субботы дает возможность узнать обо всем хорошем, что происходило в предыдущую неделю. Можно не только общаться и мечтать, а еще и петь. Забудьте о тревогах, которые окружают вас в повседневной жизни, шаббат – время отдыха и спокойствия.

Соблюдая субботние заповеди, человек выражает свою веру в Творца и признает, что кроме материальных ценностей в мире есть высокие духовные занятия. Творец дал способность отличить святые мысли от второстепенных и будничных – суть, которую должен понять каждый верующий человек.

Штирлиц вошел в комнату и услышал голос Мюллера: «Штирлиц, не включайте свет». — «Шаббат», — подумал Штирлиц.
Что же это за Шаббат такой?? Почему евреи так строго к нему относятся, что даже для включения света в доме им приходится нанимать арабов, лифты в многоэтажках не имеют кнопок и останавливаются на каждом этаже, а воры могут без проблем войти в незапертый еврейский дом?


Раннее субботнее утро — самое тихое время в Израиле: людей нет, машин нет и кажется, что даже воздух замирает…
Пятница в этой стране отличается от всех остальных пятниц в мире тем, что за ней неминуемо следует шаббат. Вдруг в одночасье город затихает и пустеет, переворачивая страницу ушедшей недели, и теперь все начинается с чистого листа...

Шаббат для еврея - одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, которые необходимо выполнять. Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает отдыха. «Передохнул» или «остановился» - так переводится слово «шаббат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день - день остановки, передышки - это суббота.

Еврейский шаббат существовал даже в Древнем Египте, утверждают некоторые историки. Евреи, пребывавшие в египетском рабстве, получили разрешение на отдых в субботу благодаря Моисею. Он вырос в семье фараона и на протяжении многих лет наблюдал за изнурительной работой своих собратьев. Ему стало жалко их, и он обратился к фараону с просьбой подарить рабам день отдыха в неделю. Фараон согласился. Поэтому шаббат напоминает евреям не только о 4-й заповеди Всевышнего, но и об исходе из египетского рабства.

Шаббат начинается с появлением трех звезд на небе (специально вычисляется и печатается в календарях, газетах, его время напоминается во всех теленовостях) в вечер пятницы до того же момента в субботний вечер. Причем, если разобрать неделю по дням, то для евреев она выглядит так: среда, четверг, пятница, Шаббат, воскресенье, понедельник, вторник.

Шаббат встречают шаббатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает кидуш - благословение - на Шаббат, разливается шаббатнее вино (похожее на кагор) или виноградный сок, преломляется хала - специальный шаббатний хлеб. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шаббат - общаются, кушают, поют песни.

В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шаббату. В пятницу утром она начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом пробует каждое приготовленное блюдо. Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шаббатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.

Свечи, а их обычно две, должны зажигаться не позднее чем за 18 минут до захода солнца. Их нельзя переносить с места на место.
За стол домочадцы и гости должны садиться в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Трапеза должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол обязательно подается две халы в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне. В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Считается, что во время шаббата в доме должна царить атмосфера радости и покоя.

О запретах. Не все виды деятельности, которые запрещены в шаббат, у нас принято считать работой. Например, писать (хотя, читать можно, но только религиозную литературу) или развешивать белье, включать/выключать свет или завязывать шнурки. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого что-то создается или изменяется.
Для религиозных евреев шаббат - священный праздник, который посвящают Богу, семье и друзьям.
Но даже те, кто не соблюдает всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю.

В шаббат нельзя заниматься приготовлением еды, даже подогревать еду запрещается. Но субботний праздничный стол - важная часть традиции! Вот и приходится еврейским хозяйкам крутиться заранее, в четверг и пятницу. Вот и бегут они по магазинам и рынкам в поисках провизии на ближайшие дни - с сумками, рюкзаками, чемоданами, тележками… Об этом читайте в следующей части рассказа о субботнем Израиле.
Пожилая дама в шляпке, сложном платье и на каблуках говорит своей подруге: «Я их очень всех люблю, прямо вот обожаю, и Ленечку, и Моню, и Аню, и Мишеньку с семьей, и Борю, они такие прекрасные, но каждый шаббат накрывать стол на двадцать человек! Мне хочется лечь и умереть под этим столом!»

В Торе описаны 39 видов деятельности, которые запрещены иудеям в субботу, но сейчас этот список сложно назвать актуальным. Современные правила сводятся к пяти идеям: запрещено работать; включать и выключать электрические приборы; путешествовать в чем-либо (автобусы, автомобили, самолеты и т.п.); готовить еду любым способом (есть еду можно); нельзя заводить мотор машины, но если кто-то другой заведет ее, то можно ехать; нельзя зажигать свет, но можно вместо себя нанимать для этого арабов. Может тут и кроется секрет того, что рядом с евреями практически всегда можно найти арабов, и не только в Израиле. И между прочим, нельзя курить! Вообще тема запретных и разрешенных действий очень обширная, есть масса нюансов, на еврейских форумах раввины подробно разбирают и растолковывают каждую возникающую ситуацию. В сети также можно найти лайфхаки от евреев, соблюдающих шаббат, но живущих в светских государствах. Например, ждать возле двери подъезда по кто-то не наберет код замка или включить дурочка, когда нужно расписаться на документе.

— Пойдем на море?
— Никто не ходит на море в шаббат, — отвечают тебе и крутят пальцем у виска.
— Почему? — спрашиваешь ты.
— Потому что в шаббат на море не протолкнуться.
К вечеру субботы город оживает - в кафе все столики заняты, по набережной гуляют отдохнувшие горожане.

Шаббат не только встречают, но и провожают. Церемония называется «Авдала» от слова "отделить" - нужно отделить святой день от рабочей недели, которая предстоит. Все говорят священной субботе «До свидания» и возвращаются к будничным заботам.
Как только в пятницу зашло солнце, в Израиле меняется приветствие. С этого момента и до ночи субботы принято при встрече говорить “Шаббат Шалом”. Как только шаббат заканчивается, используется уже другое приветствие “Шавуа тов”, что переводится как “Хорошей недели”.

Шаббат ушел, но… он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» - это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».

Путешественники и шаббат.
Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта придется добираться на такси, т.к. общественный транспорт не работает. Кроме того, в шаббат действуют повышенные тарифы на поездки на такси +25%.

В некоторых отелях есть специальные лифты, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом.

В шаббат не работает общественный транспорт, ж/д движение полностью останавливается, автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений.

Есть улицы, на которых в субботу полностью запрещено движение. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала шаббата.

Магазины: в местах развлечений и туристических местах они закрываются только в пятницу с 16-00, в субботу с утра обычно все открыто.

Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в шаббат открыта и площадь около нее переполнена.

Все экстренные службы (полиция, пожарная, и т.д) и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью - ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.

При подготовке поста использованы материалы

Достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы

По законам Торы

Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).

Слово млаха , которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику — передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой . И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.

В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой . Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:

Варка и выпечка, замешивание теста;

Молотьба, помол, просеивание;

Стирка (вручную или машиной);

Вязание, вышивание;

Шитье, склеивание;

Строительство, починка;

Рисование, черчение, писание, стирание написанного;

Стрижка, бритье, маникюр;

Зажигание и тушение огня любыми способами;

Раскрой ткани;

Ловля рыбы, установка ловушек и капканов;

Уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);

Перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.

Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).

По решению мудрецов

Нарушение субботы — тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» — так говорит Тора (Шмот, 31:14).

Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут , когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.

К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:

Купля и продажа;

Езда на животных;

Плаванье на лодке;

Игра на музыкальных инструментах;

Включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой ) (Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)

Манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ , то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;

Свадебные церемонии;

Прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, —этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:

Перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);

Приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).

СУББОТНЯЯ ПЛИТА

Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.

Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) — самое подходящее средство против забывчивости.

Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное — особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.

КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?

§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.

§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).

§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

error: