Презентация на тему духовная культура казахского народа. Культура и традиции казахского народа в Астраханском крае

Урок 18 5 класс Дата

Тема : Материальная культура казахского народа .

ТЦУ:

    Рассмотреть понятие «материальная культура». Выяснить, как происходило развитие материальной культуры казахского народа. Изучить особенности национальной одежды, познакомить учащихся с достижениями казахского народа в развитии ремёсел.

    Развивать навыки анализа учебного материала, умения самостоятельно изучать отдельные вопросы темы с помощью Интернет- ресурсов, выполнять исследовательскую деятельность.

    Воспитывать уважение к казахской национальной культуре, богатой традициями.

Тип урока: комбинированный

Метод: Словесный (эвристический, частично-поисковый), Наглядный

Оборудование: ИД, презентация по теме.

ФОПД: Индивидуальные, коллективные

Ход урока:

1. Веление в тему: (слово учителя)

Культура – это достижения в материальной и духовной жизни людей.

Духовная культура – достижения в искусстве, музыке, развитие УНТ и литературы, многообразие традиций.

Материальная культура – достижения в производстве, развитии хозяйства, а так же успехи в развитии архитектуры.

Материальная и духовная культуры взаимовлияют друг на друга. (запись в тетрадь)

2. Беседа:

К какому направлению развития культуры относятся:

    Искусство красноречия, или ораторское искусство?

    Традиции?

    Сказки, пословицы, поговорки?

    Эпические произведения?

    Творчество кюйши?

    Песенное искусство?

    Архитектура?

    УНТ?

    Шежире?

    Юрта?

    Религия?

    Национальная одежда?

    Изделия ремесленников?

3. Расскажите:

    О развитии музыкального искусства казахской степи и казахских национальных музыкальных инструментах.

    О традициях устной передачи истории.

    Что мы относим к образцам устной истории казахского народа?

    О религиозных верованиях казахского народа.

    Как менялись религиозные верования с течением времени?

4. Изложение новой темы с опорой на презентацию

Духовная культура отражала изменения, происходившие в жизни народа, в том числе и достижения материальной культуры . (запись в тетради)

Основное жилище казахов – юрта.

(Беседа с опорой на знания учащихся, заслушивание сообщений учащихся)

    В чём удобство юрты?

    Какими были юрты по размерам?

По убранству юрты назывались: ак орда, хан орда, караша уй, лашык, абылайша, уранкай, жолым уй .(запись в тетради )

    Из каких частей состоит юрта?

    О чём свидетельствует пожелание «Пусть будет прочным ваш шанырак»?

    Почему особо почитался порог юрты –босага?

    Что такое туырлык, узик, тундик? Для чего они нужны?

Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь носила богато орнаментированную одежду красного или зелёного цветов. Взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, чёрного или синего цветов.

Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.

Издавна казахи изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней, кости различные ювелирные украшения.

Сырта (серьги), блезик (браслеты), жузик, сакина (кольца, перстни), шолпы (подвески), алка (ожерелье).

При рождении ребёнка делали специальные сёдла, которые дарили в возрасте, когда ребёнок мог оседлать коня. Это означало вступление мальчика в совершеннолетие.

Изделия, вышедшие из рук мастеров, высоко ценились и пользовались огромным спросом

Национальная кухня. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем - чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины - казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки.

Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный мясной бульон - сорпа, который подается обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.

5. Закрепление:

Что нового вы узнали о материальной культуре казахского народа?

Каковы достижения материальной культуры казахского народа?

Почему изделия мастеров высоко ценятся, особенно в настоящее время?

Домашнее задание: 44 (45), подготовить сообщения о материальной культуре казахского народа.

– вариант 1. В каких веках казахи официально приняли исламскую религию? А IV-V вв. B XIX-XX вв. C XVI-XVII вв. 2. Значительная роль в распространении суфизма - ответвления исламской религии - принадлежит А Айтеке бию В Ходжа Ахмеду Йасауи С Жангир хану 3. Как называлась мягкая обувь мужчин из козьей кожи? А ичиги В саптама С шокайма 4. Из кобыльего молока казахи готовили А курт В шубат С кумыс 5. Одним из изысканных лакомств казахов считался А жент В суп С коже

1 – вариант 1. Сколько видов жилищ существовало у казахов в средние века? А. два вида В. три вида С. четыре вида 2. Особым уважением и авторитетом у казахского народа пользовались А. кусбеги В. акыны С. Куйши 3. коням усобших по обчаю А выжигали тавро В отрезали гриву С отрезали хвосты 4. Культура казахского народа более интенсивно распространялась А на севере Казахстана В на юге Казахстана С в центральном Казахстане 5. Центрами ремесла и торговли в Казахстане были города А Караганда, Баласагун, Сарайчик В Сарай-берке, Омбы, Кокшетау С Сыгнак, Сауран, Туркестан

36 урок. ИК 8 класс. Дата___21.01.15___________

Тема: Материальная культура и традиционное хозяйство казахов в первой половине XIX века

ТЦУ:

    углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную экскурсию в Казахстан ХIХ века;

    Задачи: знать типы жилищ казахов, их хозяйственную деятельность, отдельные обычаи;

    уметь образно описывать хозяйство, быт и культура казахского народа;

    воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа.

Тип урока: урок-путешествие (изучение новой темы)

ФОПД: Индивидуальные, работа в группах

Методы и приёмы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, практический.

Оборудование: карта Казахстана, ИД, презентация по теме, выставка книг по теме.

Ход урока:

    Позитивный настрой на урок.

    Введение в тему.

Культура любого народа связана с условиями жизни людей. Каковы особенности культуры казахов первой половины ХIХ века? Сегодня мы с вами проводим урок-путешествие в 19 век.

Какова тема нашего урока? - Материальная культура и традиционное хозяйство казахов в первой половине ХIХ века.

К какой цели мы должны стремиться? – углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную путешествие в Казахстан рассматриваемого периода.

На протяжении нашего маршрута мы будем совершать остановки.

    Изучение темы (с использованием презентации)

Как известно даже при кажущейся похожести культур нескольких народов у каждой из них в отдельности есть те или иные особенности, отличия.

Так культура кочевников разных народностей только на первый взгляд кажется однотипной, на самом деле место проживания, культура соседних народов и другие немаловажные внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование культуры народы в том числе и материальной.

Остановка первая . Казахский аул.

Мне видится – во-он там стоит Ковчег потопа
И выпорхнет вот- вот голубка из него,
чтоб землю оглядеть в окрестностях полёта:
Иссяк ли там Потоп и мрака торжество?
Покружит над землёй и разглядит сквозь дымку
Родную степь, аул и Казыгурт- гору.
Там девушка идёт с тюльпанами в обнимку.
И юноша-поэт поёт ей под домбру.

/Есенгали Раушанов/

Слайд – Аул- небольшое поселение, численность хозяйств примерно 5-20, средняя численность одной семьи составляла 5-7 человек. Аулом управлял старейшина, бий или уважаемый аксакал. Как правило, аул носил название имени известного родоправителя или местности (урочища). В степи аул при кочёвке старались расположить ближе к зарослям кустарников или лесным массивам как источникам топлива. При выборе мест поселения учитывали наличие водных источников – рек. Озёр.

??? – Почему казахи жили аулами?

Каково количество хозяйств и жителей аула?

Кто управлял аулом?

Что служило основанием (критерием) для определения места расположения аула?

Как выдумаете, какую роль играл аул в жизни казахского общества.

Работа в группах, составление кластеров

1.Жилища казахов.

2. Скотоводство.

3. Земледелие.

4. Промыслы

Защита кластеров.

    Закрепление

    основной вид хозяйства казахов (кочевое скотоводство)

    традиционный очаг земледелия (Южный Казахстан и Семиречье)

    неполивное земледелие называется по-другому (богарное)

    святым покровителем казахских земледельцев считался? (Дихан-баба)

    Тип хозяйства при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей? (натуральное хозяйство)

    войлочный ковер с цветным узором (текемет)

    древних ювелиров в Казахстане называли (зергеры)

    Что такое «белагаш»? (остов седла или «спина»)

    крытые кошмой и войлоком повозки у саков называли (дома на колесах, куйме)

    назовите все основные части деревянного остова юрты (кереге, уыки, шанырак)

    как известно свадебным головным убором казахов является «саукеле», а как называется покрывало закрывающее лицо невесты и после свадьбы в виде платка спускался назад? (желек)

    из молока кобыл и верблюдиц изготавливали кумыс и шубат, как называлась посуда куда разливали эти напитки (тегене)

Игра “Верю-не верю”

Учитель зачитывает фразы, а учащиеся поднимают руку, если согласны. Если не согласны, руки не поднимают.

Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).

Кроме юрт у них не было других жилищ (-).

Хозяйственная постройка, где хранили мясо и другие продукты, называлась шошола (+).

Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).

Тебеневать – значит кочевать (-).

Для охоты использовались ловчие птицы и борзые собаки (+).

    Домашнее задание – прочитать параграф 25, подготовит презентацию по своей теме, индивидуально – презентация по теме «Национальная одежда», «Национальная кухня»

МАТЕРИАЛЬНА КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА

Презентация Гноевых Вячеслава 5 класс


  • ЖИЛИЩЕ КАЗАХОВ БЫЛА ЮРТА (КИИЗ УЙ).ОНА БЫЛА ОЧЕНЬ УДОБНА ДЛЯ КОЧЕВАНИЯ.В ЮРТЕ КАЗАХИ ЖИЛИ КРУГЛОГОДИЧНО:И ЛЕТОМ И ЗЕМОЙ.ЗИМОЙ ОНА ПОКРЫВАЛАСЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ СЛОЕМ ВОЙЛОКА.ЛЕТОМ В ЮРТЕ БЫЛО ПРОСТОРНО,ТАМ СОЗДАВАЛСЯ МИКРОКЛИМАТ, СПОСОБСТВОВАВШИЙ БЫСТРОМУ ОТДЫХУ УСТАВШЕГО ЧЕЛОВЕКА.


  • ЮРТА СОСТОИТ ИЗ КЕРЕГЕ, ДВЕРИ, УЫКОВ, ШАНЫРАКА.
  • КЕРЕГЕ НАЗЫВАЮТ КРУГОВУЮ РЕШЕТЧАТАЮ СТЕНУ ЮРТЫ.
  • УЫКИ СОЕДИНЯЛИКЕРЕГЕ И ШАНЫРАК.
  • ШАНЫРАК САМАЯ ВЕРХНИЯ ЧАСТЬ ЮРТЫ; ОН, КАК ОБРУЧ, СКРЕПЛЯЕТ ВСЮ КОНСТРУКЦИЮ.


«КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА»

  • РАЗЛИЧАЛАСЬ ПО ВОЗРАСТУ ЧЕЛАВЕКА. ЕСЛИ МОЛОДЁЖ НАСИЛА БОГАТО ОРНАМЕНТИРОВАННУЮ ОДЕЖДУ КРАСНОГО ИЛИ ЗЕЛЁНОГО

ЦВЕТОВ,ТО ВЗРОСЛЫЕ И ПОЖЕЛЫЕ ЛЮДИ НОСИЛИ ОДЕЖДУ ПОСКРОМНЕЕ, С МАЛЫМ КОЛИЧЕСТВОМ УЗОРОВ, ЧЁРНОГО ИЛИ СИНЕГО ЦВЕТОВ. ДЛЯ ТОРЖЕСТВ ШИЛИСЬ ПРАЗДНЕЧНЫЕ ОДЕЖДЫ ИЗ ДОРОГОГО МАТЕРИАЛА С КРАСИВЫМ ОРНАМЕНТОМ.






  • САУКЕЛЕ,ТОН,ШЕКПЕН.

  • Казахи обычно украшали юрты различными коврами и узорчатыми сырмаками. Домашнюю мебель составляли кебеже, абдыра, жастык агаш, тосек агаш, (лежанки). Из кожи и дерева умельцы изготовляли саба, торсык, кели, куби, и другие предметы домашнего обихода.



  • Издавна казахи изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней, кости различные ювелирные украшения. Мастера делали для девушек такие украшения, как сырга (серьги), блезик (браслеты), жузик, сакина (кольца, перстни), шолпы (подвески), алка (ожерелье), каптырма (застешки), шашбау (заколки для волос).Для мужчин делали сёдла и принадлежности для верховой езды, а также различные виды оружия: айбалта (секира), кылыш (сабля), канжар (кинжал), дулыгат (шлем), семсер (меч).Обычно казахи при рождении детей делали специальные сёдла, которые дарили им по


Какое жилище было у казахов?

юрта (кииз уй)



кереге,двери,уыков,шанырак


  • Какую одежду носили казахи?

саукеле,орамал,кимешек,маси,ет ік


саба,торсык,кели,куби




error: