Как крепятся реи к мачтам. Парус (классификация, детали и названия корабельных парусов)

Парусами называют соединенные полотнища парусины, которые воспринимают давление ветра и используют для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением корабля . Под парусностью понимают как общую площадь всех парусов, так и типы парусов, которые несет данное судно или шлюпка (латинские, прямые, штормовые и т. д.). Различают носовую парусность, та площадь парусов, которые находятся к носу от вертикальной оси вращения корабля , и кормовую - площадь парусов, которые располагаются в корме от этой оси. Эти термины применяют при исследовании воздействия, которое оказывают соответствующие паруса на рыскание и поворотливость корабля.

Классификация парусов

Паруса разделяют в зависимости от их формы и места крепления.
По форме различают прямоугольные, трапециевидные и треугольные паруса.
В зависимости от места крепления:

паруса верхний край, которых крепится на рее;
паруса одна из сторон, которых крепится на мачте;
паруса, у которых одна из сторон крепится на тросе.
Кроме этого, все паруса можно разделить на прямые и косые - первые ставят поперек, а вторые вдоль диаметральной плоскости судна. Косые паруса делят на латинские, гафельные, кливера и стаксели.

Прямые паруса

Прямые паруса имеют четырехугольную - прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнута к верху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе корабля. Прямые паруса легко крепить и ставить, несложно делить на меньшие. Они широко распространены, но лавировать судну с ними крайне неудобно, так как наименьший (эффективный) угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью носовой части судна равен примерно 67 градусов. Суда с такими парусами - пятимачтовое судно «Royal Clipper », четырехмачтовый барк «Крузенштерн» . В зависимости от рея, к которому прикреплен парус, различают: фок, фор-марсели (нижний и верхний), фор-брамсели (нижний и верхний), грот-брамсели (нижний и верхний) и грот-бом-брамсель; бизань, крюйсели (нижний и верхний), крюйс-брамсели (нижний и верхний) и крюйс-бом-брамсель. (рис. 1)

1 - фор-стеньга-стаксель; 2 - средний кливер; 3 - кливер; 4 - бом-кливер; 5 - фок; 6 - нижний фор-марсель; 7 - верхний фор-марсель; 8 - нижний фор - брамсель; 9 - верхний фор-брамсель; 10 - фор-бом-брамсель; 11 - фор-трюмсель; 12 - грот; 13 - нижний грот-брамсель; 14 - верхний грот-марсель; 15 - нижний грот-брамсель; 16 - верхний грот-брамсель; 17 - грот-бом-брамсель; 18 - грот-трюмсель; 19 - грот-мунсель (небольшой парус, который применялся на больших парусных судах); 20 - бизань; 21 - нижний крюйсель; 22 - верхний крюйсель; 23 - нижний крюйс-брамсель; 24 - верхний крюйс-брамсель; 25 - крюйс-бом-брамсель; 26 - крюйс-трюмсель; 27 - контр-бизань; 28 - фор-ундер-лисель; 29 - фор-марса-лисель; 30 - фор-брам-лисель; 31 - фор-бом-брам-лисель;

Прямые паруса раньше устанавливали и на блинда-стеньге (бом-блинда-бовен), а также на блинда- и бом-блинда-реях (блинд под бушпритом и бом-блинд под утлегарем). Особенностью их были сделанные два или три отверстия для стока воды, попадавшей на парус. Фок, грот и бизань называют нижними, или штормовыми парусами, остальные же - марсели, брамсели и бом-брамсели - верхними. (рис. 2)

комплект прямых парусов


I - обычный с одним марселем: 1- грот, 2 - марсель, 3 - брамсель, 4 - верхний брамсель;
II - с нижним и верхним марселями: 1 - грот, 2 - нижний марсель, 3 - верхний марсель, 4 - нижний марсель, 5 - верхний брамсель, 6 - бом-брамсель;

Латинские паруса

Латинские паруса это паруса треугольной формы, привязывают к рею длинной стороной; в диаметральной плоскости судна, по направлению к корме, их растягивают при помощи шкота. Латинские паруса относятся к косым. Они позволяют судну идти под углом 20 градусов относительно курса судна и направления ветра. Латинские паруса называют в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а именно: латинские фок, грот и бизань. Наибольший парус, применявшийся на галерах, назывался «bastardo», средний - «borda», самый меньший «marabotto». Каждый из парусов ставили в зависимости от силы ветра. При непогоде на «фортуна-рее» поднимали прямой - штормовой парус. До конца XVIII века на судах с прямыми парусами бизань-мачта несла латинскую бизань. Уже с середины XVIII века начали применять бизани двух форм: традиционной треугольной (так называемая бизань французского типа) и трапециевидной, закрепленной своей верхней стороной на рее, а передней, вертикальной, - на мачте (бизань английского типа). Бизань этой формы была похожа на гафельный парус - трисель. (рис. 3)

Гафельные паруса

Гафельные паруса имеют трапециевидную форму и разделяются на собственно гафельные паруса (трисели ), галф-топсели , люгерные или рейковые и шпринтовые . Трисель имеет форму неправильной трапеции, который своим верхним краем прикреплен к гафелю бизани, нижним краем к бизань-гику и вертикальной стороной к мачте или трисель-мачте. Галф-топсель - треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальной стороной - к стеньге. Трисели ставят на бизань-мачтах судов с прямыми парусами и на всех мачтах гафельной шхуны. На тендерах трисель и галф-топсель в настоящее время заменен одним треугольным парусом, вертикальная сторона которого ходит вдоль мачты по специальному пазу или погону, а нижняя крепится к гику. В Великобритании его назвали бермудским.

Люгерные или рейковые паруса представляют собой разновидность гафельных: верхняя сторона их крепится к маленькому рейку, фал которого закреплен на треть длины рейка, считая от переднего нока. Их так и называют «третьяки». Передний нижний угол паруса натягивают по направлению к носу, а задний - по направлению к корме. Есть и «четвертак». Так называют люгерный парус, передний нижний угол которого крепится вблизи мачты, а фал - на одной четверти длины рейка, считая от переднего нока. Шпринтовые паруса - это четырехугольные паруса с острым задним ноковым углом, который растягивается диагонально поставленным штоком - шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стропку на мачте, а верхний - в задний ноковый угол паруса. Раньше гафельные паруса делились на гафельные паруса с гафелем и гиком (бригантина); гафельные паруса без гика; шпринтовые паруса, аналогичные вышеприведенным, называвшиеся «livarda» - по названию шпринтова; люгерные паруса, идентичные «третьякам», и билландеры, также похожи на «третьяки». Билландер был главным парусом судов, которые англичане и голландцы использовали в качестве торговых. Это были двухмачтовые суда с парусом очень длинной трапециевидной формы, который висел на небольшом рее. К косым парусам относятся треугольные паруса: гуари и большие сферические спинакеры, устанавливаемые на носу при помощи выстрела - спинакер-гика - и используемые при попутном ветре. Этот парус считается дополнительный. (рис. 4)

Стаксели

Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag - штаг, segel - парус). Стаксели , находящиеся между фок- и грот-мачтами, разделяют на следующие: грота-стаксель (применяется крайне редко), грот-стень-стаксель (называют «угольным», так дым от камбузной трубы загрязнял его), грот-брам-стаксель и грот-бом-брам-стаксель. Между грот- и бизань-мачтами ставили апсель, или «бизань стаксель»; крюйс-стень-стаксель; крюйс-брам-стаксель и крюйс-бом-брам-стаксель (рис. 5). Раньше различали следующие стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, «второй» или «малый» грот-стень-стаксель (мидель-стаксель); грот-брам-стаксель, крюйс-стаксель или «крюйс-кливер»; крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стаксель и «второй» крюйс-брам-стаксель (использовали редко).

Кливера

Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.

Современные парусные суда , которые имеют длинный утлегарь, могут нести следующие кливера : на фока-штаге - штормовой фор-стеньги-стаксель или фор-стаксель (поднимаются во время шторма; в XVIII веке в этих случаях ставился двойной парус или «штормовой кливер»); на фор-стень-штаге - фор-стеньги-стаксель; на леерах - средний кливер, кливер или бом-кливер. Иногда применяют еще и шестой кливер, который ходит по фор-бом-брам-штагу. При небольшом утлегаре парусные суда несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, средний кливер и бом-кливер (рис. 6 б). На тендерах и яхтах ставят особый кливер, нижний край которого имеет значительную длину. Такой кливер называют «Генуя» (генуэзский стаксель). Военные суда, как правило имели четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, или «малый кливер»; средний кливер, кливер, или «второй кливер», или «фальш-кливер»; бом-кливер, или «третий кливер».

Добавочные паруса

Паруса, которые добавляют к основным прямым парусам судна, чтобы увеличить скорость при слабом ветре, называют добавочными. К ним относятся: трапециевидные лисели и брам-лисели, которые ставят по бокам марселей и брамселей, треугольные или четырехугольные ундер-лисели, которые ставят по бокам фока и грота (рис. 7 или 8).

Ранее добавочными называли и парусину, которую крепили к прямым парусам с боков, а иногда и снизу. Это - лисели или бонеты. Различали: фока- и грота-бонеты (ундер-лисели), фор- и грот-марса-бонеты, фор- и грот-брам-бонеты. Иногда бонеты или лисели ставили и у бизани и крюйселя. В течение XIV-XVI веков бонеты крепили снизу непосредственно к нижним парусам, в том числе и к латинской бизани. С введением рифов они вышли из обихода (рис. 6).

Штормовые паруса

В штормовых условиях обычно уменьшают площадь парусов в соответствии с силой ветра. К штормовым парусам относят фор-стеньги-стаксель, штормовой фор-стеньги-стаксель, нижние марсели, зарифленный грот, грот-стень-стаксель и зарифленную бизань.

Детали парусов

Детали прямых парусов

Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2-3 см. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или «головой», боковые вертикальные края - боковыми шкаторинами и нижний край - нижней шкаториной, или «подошвой» (рис. 9).

Верхние углы паруса называют ноковыми, нижние - шкотовыми. (рис. 10). Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если - наискосок, то - боутами. Шкотовые и ноковые углы и ликтрос дополнительно обшивают кожей. Рифам называют горизонтальный ряд завязок - риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившейся рулон обвязывают риф-сезнями. Такой прием взятия рифов сохранился и до наших дней.

По верхней шкаторине паруса проходят люверсы, через которые продевают небольшие отрезки линя - реванты, служащие для крепления паруса к лееру рея. (рис. 11) Парус накладывается на рей и крепится небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, которые подвязаны к лееру рея. Рубашку уложенного паруса закрепляют треугольным куском парусины, подвязанным к середине рея.

Старинные паруса

Детали старинных парусов имели такие же отличительные признаки и те же обозначения, что и детали современных парусов. Так, на прямом парусе различали: полотнища или верхнюю шкаторину, «стороны» (боковые шкаторины), «ноги» (нижнюю шкаторину), шкотовые и ноковые углы. Имелись «головной», «боковые» и «ножной» ликтросы. Для подкрепления паруса на него нашивали боуты, стоплаты, риф-банты с риф-гатами для риф-сезней и др.

Детали паруса

I - нижний парус или штормовой; II - марсель; III - брамсель;
1 - ликтросы верхней шкаторины; 2 - ликтросы боковых шкаторин; 3 - риф-крен-гельсы; 4 - риф-сезни; 5 - парусина соответствующего рифа; 6 - реванты; 7 - риф - банты; 8 - риф-гаты; 9 - боуты кренгельсов; 10 - подшивка; 11 - стоплат; 12 - реванты нокового угла; 13 - верхняя шкаторина; 14 - боковые шкаторины; 15 - ликтрос нижней шкаторины; 16 - кренгельс шпрюйта булиня; (рис. 12)

полное парусное вооружение трехмачтового судна XVII - XVIII веков



1 - грот; 2 - фок; 3 - марсели (грот-марсель, фор-марсель или крюйсель); 4 - брамсель; 5 - бом-брам-сель; 6 - блинд или бом-блинд; 7 - бизань; 8 - марса-лисель; 9 - грота-стаксель; 10 - грот-стеньги-стаксель; 11 - брам-лисель; 12 - ундер - лисель; 13 - фор-стеньги-стаксель; 14 - бом-кливер; 15 - кливер; 16 - средний кливер; (рис. 13)

вооружение прямых парусов на судне XVIII - начало XIX веков (рис. 14)

Парус крепился непосредственно к рею при помощи ревантов, которые проходили через люверсы верхней шкаторины. На реванте, для того чтобы он не выскочил из люверса, делались два узла. Аналогичным образом в риф-гатах крепили риф-сезни. Шлаги накладывали в противоположных направлениях и затем связывали их концы вместе. (рис. 15)

Детали латинских парусов

Латинские паруса шьются из полотнища парусины, и имеют подогнутые кромки обшитые ликтросом. Шкаторина паруса, которая крепится к рею называется косой, кормовая - задней и последняя - нижней (рис. 16)

Детали кливера

1 - полотнище; 2 - подшивка; 3 - ликтрос; 4 - боуты; 5 - передняя шкаторина; 6 - задняя шкаторина; 7 - нижняя шкаторина; 8 - галсовый угол; 9 - ноковый угол; 10 - шкотовый угол; 11 - люверсы для крепления раксов; 12 - кренгельсы;

Верхний угол паруса называется фаловым, нижний передний - галсовым, а нижний задний - шкотовым. Также называются детали стакселей и кливеров. (рис. 17)

Латинские паруса крепятся на реях при помощи бегущего конца - слаблиня, который проходит через люверсы паруса и вокруг рея с затяжкой петель особым узлом. (рис. 18)

Детали гафельных парусов

Гафельные паруса также сшиты из полотнищ парусины и имеют подогнутые кромки по периметру. Обшиваются ликтросом с соответствующими рифами, кренгельсами, бантами и боутами. Шкаторину, которая крепится к гафелю, называют верхней или косой, шкаторина, которая крепится к мачте, называют передней (стоячей), задней (шкотовой) и последней (нижней). Гафельный парус присоединяется к мачте при помощи деревянных или железных обручей - сегарсов. (рис. 19)

Детали триселя

1 - полотнище; 2 - боут; 3 - ликтрос; 4 - парусина соответствующего рифа; 5 - риф-банты; 6 - шкотовые риф-кренгельсы; 7 - галсовые риф-кренгельсы; 8 - верхняя шкаторина; 9 - задняя шкаторина; 10 - передняя шкаторина; 11 - нижняя шкаторина; 12 - нок-бензельный угол; 13 - шкотовый угол; 14 - галсовый угол; 15 - верхний галсовый угол; 16 - люверсы для слаблиня;

Парусина для изготовления парусов

Паруса шьют из льняных, пеньковых или хлопчатобумажных тканей. У последних только поперечные нити хлопчатобумажные, продольные (основа) - пеньковые. Насчитывается пять разновидностей таких тканей: «катун» (для парусов шебек и малых судов), двойной «катун» для марселей и судовых тентов, обычный «катун» для шлюпок, простой «катун» для шебек и «катун» с маленькими белыми и синими квадратами для палаток и занавесей. Иногда применялась парусина «мелистух». Ее изготовляли в Бофорте и Ожерсе в департаментах Майени и Луаре. Существовало два сорта ткани: тонкая и более легкая шла для брамселей, стакселей и кливеров, а более грубая и прочная - для марселей, нижних стакселей и т. п. Парусина всегда имела светло-серый цвет. Для шитья парусов используют специальные парусные нитки.

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

Даже самая небольшая современная яхта имеет довольно сложное устройство. Конструктивно любой парусник разделяется на две большие части – корпус и парусное вооружение. В свою очередь, парусное вооружение состоит из собственно парусов, рангоутного дерева и такелажа. Рассмотрим подробнее, что представляет собой .

Виды такелажа парусников

Морским термином такелажем обозначается вся совокупность имеющихся на яхте снастей, предназначенных для крепежа рангоутного дерева, для управления парусным вооружением и для произведения различных погрузочно-разгрузочных работ. В свою очередь, весь такелаж судов подразделяется на стоячий и бегучий. Каждый из этих типов имеет своё предназначение и свои особенности.

Стоячий такелаж

К нему относятся снасти, находящиеся в неподвижном состоянии во время движения парусника. Отсюда и произошло его название – «стоячий». Предназначается он для расчалки рангоута – каркаса, на который крепятся паруса. К стоячему относится такелаж мачты , служащий для её распорки и удержания в вертикальном положении. Так, от падения вперёд или назад мачту удерживают передний штаг (форштаг) и задний (ахтерштаг). Во избежание заваливания мачты в бок, она раскрепляется вантами через краспицы – поперечные перекладины. Помимо удержания рангоута на месте, во время движения яхты, стоячий такелаж берёт на себя часть ходовых нагрузок, передавая вместе с мачтой движущую силу ветра от парусов корпусу судна.

Стоячий такелаж парусников прикрепляется к корпусу яхты посредством путенсов. Путенсы представляют собой металлические крепежи: скобы, штыри, цепи, прочно соединённые с корпусом яхты. Ванты крепятся к вант-путенсам, а штаги, соответственно, к штаг-путенсам. Регулировка степени натяжения стоячего такелажа производится посредством талрепов, специальных приспособлений в виде резьбовых стяжек.

Изготавливают стоячий такелаж судов обычно из оцинкованных стальных тросов диаметра, соответствующего размерам мачт и площади парусов. Покрытие из цинка делает металлические снасти более устойчивыми к агрессивному воздействию морской сырости. На больших парусниках для стоячего такелажа применяются стальные тросы толщиной до 50 мм, а в исключительных случаях – используют даже стальные цепи для фиксации особо массивных элементов. Для большей гибкости цепи, служащие в качестве стоячего такелажа, состоят из укороченных звеньев. На небольших парусных лодках для изготовления стоячего такелажа допускается использование синтетических или натуральных (пеньковых) тросов. Для долговечности и устойчивости к сырости их просмаливают.

Бегучий такелаж

Бегучим такелажем парусника называется оснастка, предназначенная для произведения различных такелажных работ. Это могут быть постановка и уборка парусов, а также управление ими во время движения судна, установка рангоута, погрузочно-разгрузочные работы, спуск на воду и подъём шлюпок. Кроме того, при помощи бегучего такелажа, пропущенного через клотик мачты, производится подача морских сигналов путём поднятия определённых сигнальных флагов.

Своё название бегучий такелаж судов получил из-за возможности своего свободного перемещения по мере необходимости. Один конец тросов при этом неподвижно крепится к предмету, которым следует управлять (парусу, рангоуту, грузу). Второй же конец, именуемый «ходовым», остаётся свободным, пропускается через блок или временно фиксируется узлами в необходимом положении. В зависимости от своего предназначения, бегучий такелаж разделяется на такелаж паруса и такелаж рангоута.

На крупных парусных судах оснастка бегучим такелажем представляет собой весьма и весьма сложную систему, включающую порядка сотни разных тросов и фалов, каждый из которых выполняет свои задачи. На небольшой парусной яхте всё гораздо проще. Оснастка наиболее распространенного на сегодня вида парусника – бермудского шлюпа, который состоит из шкотов и фалов.

Фалы предназначаются для постановки парусов яхты и перевода рангоутного дерева из нерабочего состояния в рабочее, и наоборот. Грота-фал на «бермудской» яхте предназначается для постановки грота. Стаксель же поднимается, соответственно, стаксель-фалом. Шкотами на яхте управляются паруса и подвижные части рангоутного дерева непосредственно во время движения.

Стаксель-шкоты управляют стакселем, грота-шкот натягивает нижний край (шкаторину) грота, а гика-шкот служит для управления рангоутным деревом — гиком. Проводка грота-шкота идёт поверх гика. В его верхней части находится паз, вдоль которого перемещается ползун, сквозь который и проводится данный шкот. Данный механизм позволяет снизить затрачиваемое усилие на постановку паруса. Одним концом шкот прикрепляется к нижнему углу грота, и с его помощью при постановке парус вытягивается из рулона, и растягивается вдоль гика.

Гика-шкот относится к такелажу рангоута и управляет гиком. Его проводка находится с нижней части гика, в отличие от грота-шкота, движущемуся по верхней части гика. Топенантом именуется снасть, перекинутая через топ, и удерживающая гик в горизонтальном положении как при движении, так и во время стоянки. Например, топенант не даёт упасть гику при порыве грота-фала или его стравливании.

Перед тем как поставить грот, при помощи топенанта — выставляют горизонталь гика. А уже после постановки паруса топенант ослабляют с тем, чтобы грот свободно работал на ветру. В качестве «противовеса», или балансира, топенанту используется оттяжка гика. Она оттягивает рангоут вниз и работает в паре с топенантом или гротом, предотвращая задирание гика вверх силой ветра на полных курсах.


Источник: Центральный морской клуб ДОСААФ РСФСР. Издательство ДОСААФ. Москва, 1987

§1. Рангоут.

Рангоутом называется все деревянные, а на современных судах и металлические детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоуту на парусном корабле относятся: мачты, стеньги, реи, гафеля, гики, бушприты, утлегари, лисель-спирты и выстрела.

Мачты.

Салинги и эзельгофты, в зависимости от их места, принадлежности к той или иной мачте также носят свои названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый. фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.

Бушприт.

Бушприт - это горизонтальный или несколько наклонный брус (наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна, и служащий для вынесения прямых парусов - блинда и бом-блинда. До конца XVIII века бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой (), на которых на блинда-рее и бом-блинда-рее ставились прямые паруса блинд и бом-блинд.
С конца XVIII века бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря (), а паруса блинд и бом-блинд на нем уже не ставятся. Здесь он служит уже для выноса штагов фок- мачты и её стеньг и для крепления носовых треугольных парусов - кливеров и стакселей, которые улучшали ходкость и поворотливость корабля. Одно время треугольные паруса сочетались с прямыми.
Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX век) и цепей. Для вязки вулинга основной конец троса крепили на бушприте, затем трос пропускали в отверстие в княвдигеде, вокруг бушприта и т.д. Обычно ставили 11 шлагов, которые затягивали посередине поперечными шлагами. От сползания шлагов и штагов по бушприту на нем делалось несколько деревянных наделок - бис ().
Буштриты с утлегарем и бом-утлегарем имели вертикальный мартин-гик и горизонтальные блинда-гафели для разноса стоячего такелажа утлегаря и бом-утлегаря.

Реи.

Рей - это круглое веретенообразное рангоутное дерево, равномерно суживающееся к обоим концам, называемым ноками ().
У обоих ноков делаются заплечики, вплотную к которым наколачиваются огоны пертов, стропы блоков и т.п. Служат реи для крепления к ним прямых парусов. Реи своей серединой крепятся к мачтам и стеньгам таким образом, чтобы их можно было поднимать, опускать и поворачивать в горизонтальном направлении для постановки парусов в наиболее выгодное положение относительно ветра.
В конце XVIII века появились добавочные паруса - лисели, которые ставились по бокам основным парусов. Их крепили к маленьким реям - лисель-спиртам, выдвигаемых к бортам судна по основному рею через бугеля ().
Реи также принимают названия в зависимости от принадлежности их к той или другой мачте, а также от места расположения на мачте. Так, названия реев на различных мачтах, считая их снизу вверх, следующие: на фок-мачте - фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей; на грот-мачте - грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей; на бизань-мачте - бегин-рей, крюйсель-рей, крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей.

Гафели и гики.

Гафель - это специальный рей, укрепленный наклонно в верхней части мачты (сзади неё) и поднимаемый вверх по мачте. На парусных судах служил для крепления верхней кромки (шкаторины) косого паруса - триселя и косой бизани (). Пятка (внутренний конец) гафеля имеет деревянные или металлические обшитые кожей усы, придерживающие гафель около мачты и охватывающие ее наподобие ухвата, оба конца которого соединены между собой бейфутом. Бейфут может быть из растительного или стального троса, обшитого кожей или с надетыми на него шариками, так называемыми ракс-клотами.

Для постановки и уборки парусов на судах с косым вооружением и косого паруса бизани гафель поднимается и опускается при помощи двух снастей бегучего такелажа - гафель-гарделя, поднимающего гафель за пятку, и дирик-фала, поднимающего гафель за нок - внешний тонкий конец ().
На судах с прямым вооружением косые паруса - трисели подтягиваются (при их уборке) к гафелю гитовыми, гафель же не опускается.
Гики служат для растягивания нижней шкаторины косых парусов. Гик подвижно скреплен пяткой (внутренним концом с мачтой при помощи вертлюга или усов, как и у гафеля (). Внешний конец гика (нок) при поставленном парусе поддерживается парой топенант, укрепленных с одной и другой сторон гика.
Гафели и гики, вооруженные косым парусом на бизани, начали употребляться в русском флоте примерно со второй половины XVIII века, а в петровские времена на бизани подвешивался наклонно латинский рей (рю), для несения латинского треугольного паруса. Такой рей подымался в наклонном положении так, что один нок (задний) был высоко задран вверх, а другой опущен почти до самой палубы ()
Ознакомившись с каждым рангоутным деревом в отдельности, теперь перечислим все рангоутные деревья согласно месту их нахождения на парусном корабле, с полным их наименованием ():
I - княвдигед; II - гальюн; III - крамбол; IV - фальшборт, поверх него - матросские койки; V - фока-руслень и вант-путенсы; VI - грота-руслень и вант-путенсы; VII - бизань-руслень и вант-путенсы; VIII - правая раковина: IX - балконы; X - майн-вельс-бархоут; XI - чанель-вельс-бархоут: XII - шир-вельс-бархоут; XIII - шир-стрек-бархоут; XIV - перо руля.

Рис. 9. Рангоут трёхдечного 126-пушечного линейного корабля середины XIX в.
1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - бом-утлегарь; 4 - мартин-гик; 5 - блинда-гафели; 6 - бушпритный эзельгофт; 7 - гюйс-шток; 8 - фок-мачта; 9 - топ фок-мачты; 10 - фор-трисель-мачта; 11 - стеньги; 12 - мачтовый эзельгофт; 13 - фор-стеньга; 14 - топ фор-брам-стеньги; 15 - фор-салинг; 16 - эзельгофт фор-стеньги; 17 - фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-брам-стеньгой; 18-19 - топ фор-бом-брам-стеньги; 20 - клотик; 21 - фока-рей; 22 - фор-марса лисель-спирты; 23 - фор-марса-рей; 24 - фор-брам-лисель-спирты; 25 - фор-брам-рей; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 -фор-трисель-гафель; 28 - грот-мачта; 29 - топ грот-мачты; 30 - грот-трисель-мачта; 31 - грот-марс; 32 - мачтовый эзельгофт; 33 - грот-стеньга; 34 - топ грот-стеньги; 35 - грот-салинг; 36 - эзельгофт грот-стеньги; 37 - грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 - топ грот-бом-брам-стеньги; 40 - клотик; 41 - грота- рей; 42 - грота-марса-лисель-спирты; 43 - грот-марса-рей; 44 - грот-брам-лисель-спирты; 45 - грот-брам-рей; 46 - грот-бом-брам-рей; 47 - грот-трисель-гафель; 48 - бизань-мачта; 49 -топ бизань-мачты; 50 - бизань-трисель-мачта; 51 - крюйс-марс; 52 - мачтовый эзельгофт: 53 - крюйс-стеньга; 54 - топ крюйс-стеньги; 55 -крюйс-салинг; 56 - эзельгофт крюйс-стеньги; 57 - крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 - топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 - клотик; 61 - бегин-рей; 62 - крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 - крюйс-брам-рей; 64 - крюйс-бом-брам-рей; 65 - бизань-гик; 66 - бизань-гафель: 67 - кормовой флагшток.

§2. Основные пропорции рангоутных деревьев линейных кораблей.

Длина грот-мачты определяется длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Длина фок- мачты 8/9, а бизань мачты 6/7 длины грот-мачты. Длина топов грот- и фок-мачт 1/6, а топа бизань-мачты 1/8-2/13 их длины. Наибольший диаметр мачт находится у опердека и составляет у фок- и грот-мачт 1/36, а у бизань-мачты 1/41 их длины. Наименьший диаметр находится под топом и составляет 3/5-3/4, а у шпора 6/7 наибольшего диаметра.
Длина грот-стеньги равняется 3/4 длины грот-мачты. Длина топов стеньг составляет 1/9 всей длины стеньги. Наибольший диаметр стеньг приходится у мачтовых эзельгофтов и равняется для грот и фор-стеньг 6/11 диаметра грот-мачты, а для крюйс-стеньги 5/8 диаметра бизань-мачты. Наименьший диаметр под топом - 4/5 наибольшего.
Длина брам-стеньг, сделанных в одно дерево с бом-брам-стеньгами и их флагштоками (или топами), составляется из: длины брам-стеньги, равной 1/2 своей стеньги, бом-брам-стеньги - 5/7 своей брам-стеньги и флагштока, равного 5/7 своей бом-брам-стеньги. Наибольший диаметр брам-стеньги у стень-эзельгофта - 1/36 ее длины, бом-брам-стеньги - 5/8 диаметра брам-стеньги, а наименьший диаметр флагштока - 7/12 диаметра брам-стеньги.
Длина бушприта - 3/5 длины грот-мачты, наибольший диаметр (у фальшборта над форштевнем) равен диаметру грот-мачты или меньше него на 1/15-1/18. Длины утлегаря и бом-утлегаря - 5/7 длины бушприта, наибольший диаметр утлегаря - 8/19, а бом-утлегаря -5/7 диаметра бушприта находится на 1/3 от их нижних концов, а наименьший - у ноков - 2/3 наибольшего диаметра.
Длина грота-рея равна ширине корабля, умноженной на 2 плюс 1/10 ширины. Общая длина обоих ноков 1/10, а наибольший диаметр - 1/54 длины рея. Длина грот-марса-рея 5/7 грота-рея, ноки - 2/9, а наибольший диаметр - 1/57 длины грот-марса-рея. Длина грот-брам-рея 9/14 грот марса-рея, ноки - 1/9 и наибольший диаметр - 1/60 этого рея. Все размеры фока-рея и фор-марса - рея составляют 7/8 величины грота и грот-марса-рея. Бегин-рей равен грот-марса-рею, но длина его обоих ноков - 1/10 длины рея, крюйсель-рей равен грот-брам-рею, но длина его обоих ноков - 2/9 длины рея, а крюйс-брам-рей равен- 2/3 грот-брам-рея. Все бом-брам-реи равны 2/3 своих брам-реев. Блинда-рей равен фор-марса-рею. Наибольший диаметр реев - на их середине. Реи от середины к каждому концу разделяются на четыре части: на первой части от середины - 30/31, на второй - 7/8, на третьей - 7/10 и в конце - 3/7 наибольшего диаметра. Бизань-гик равен длине и толщине фор- или грот-марса рея. Его наибольший диаметр - над гакабортом. Бизань-гафель длиной 2/3, а толщиной 6/7 гика, его наибольший диаметр у пятки. Длина мартин-гиков 3/7, а толщина 2/3 утлегаря (их было до второй четверти XIX века два).
Грот-марс имеет длину 1/4 длины грот-стеньги, а ширину 1/2 ширины корабля. Фор-марс равняется 8/9, а крюйс-марс 3/4 грот-марса. Грот-салинг имеет лонго-салинги в 1/9 длины его стеньги, а краспицы - 9/16 ширины марса. Фор-салинг равняется 8/9, а крюйс-салинг - 3/4 грот-салинга.

§3. Стоячий такелаж рангоута.

Бушприт, мачты и стеньги на парусном судне закрепляются в определенном положении с помощью специальных снастей, называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. Ранее его делали из толстого растительного троса, а на современных парусных судах - из стального троса и цепей.
Вантами называются снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги c боков и несколько сзади. В зависимости от того, какое рангоутное дерево ванты удерживают, они получают дополнительные названия: фок-ванты, фор-стень-ванты, фор-брам-стень-ванты и т.д. Ванты служат также и для подъема личного состава на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант на определенном расстоянии друг от друга укрепляются пеньковые, деревянные или металлические выбленки. Пеньковые выбленки привязывались к вантам выбленочным узлом () на расстоянии одна от другой 0,4 м.

Нижние ванты (пеньковые) делались на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр на линейных кораблях достигал до 90-100 мм, Стень-ванты делались тоньше, а брам-стень-ванты ещё тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.
Стеньги и брам-стеньги дополнительно удерживаются с боков и несколько сзади фордунами. Фордуны также называют по мачтам и стеньгам, на которых они стоят. Например, фор-стень-фордуны, фор-брам-стень-фордуны и т.д.
Верхние концы вант и фордунов крепятся на мачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы мачт, стеньг и брам-стеньг (). Ванты, стень-ванты и брам-стень-ванты делаются парными, т.е. из одного куска троса, который затем складывается и делается огон по толщине того топа, на который он накладывается. Если количество вант с каждого борта нечетное, то последняя ванта к корме, в том числе и фордуны, делаются разбивными (). Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.
Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовыми талями на юферсах - особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросового талрепа, при помощи которого набивают (натягивают) ванты и фордуны (). На современных парусных судах такелаж обтягивается металлическими винтовыми телрепами.
В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупных купеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуны идут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укреплялись мощные деревянные площадки - руслени ().

Рис. 11. Обтягивание вант юферсами.

Раскреплялись ванты вант-путенсами, выкованными из железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепился к борту, а к их верхним концам крепились юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижней частью с русленям.
Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны с помощью огонов и бензелями (марками) (). Коренной конец талрепа крепят в отверстие вант-юферса при помощи талрепного кнопа, а ходовой конец талрепа после обтяжки вант, сделав несколько шлаков вокруг них, крепят на ванте при помощи двух-трех бензелей. Основав талрепы между всеми юферсами нижних вант, привязывали к ним поверх юферсов железный прут - ворст (), который не давал юферсам перекручиваться, удерживая их на одном уровне. Ванты стеньг оборудовали так же, как и нижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.
Снасти стоячего такелажа, поддерживающие рангоутные деревья (мачты и стеньги), в диаметральной плоскости спереди, называют штагами, которые, как и нижние ванты, делались из толстого троса. В зависимости от того, к какому рангоутному дереву относятся штаги, они имеют также свои наименования: фока-штаг, фор-стень-штаг, фор-брам-штаг и т.д. Огоны у штагов делают такими же, как и у вантов, но размеры их больше (). Набивают штаги талрепами на штаг-блоках ().
К стоячему такелажу относятся и перты - растительные тросы на реях (см. ), на которые встают матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец пертов крепится к ноку рея, а другой посередине. Перты поддерживаются подпертками - отрезками троса, прикрепленными к рею.

Теперь посмотрим, как будет выглядеть стоячий такелаж полностью на парусном 90-пушечном двухдечном линейном корабле конца XVIII и начала XIX веков с полным его наименованием (): 1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаг; 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 - фока-штаг; 5 - фор-лось-штаг; 6 - фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7 - фор-стень-штаг; 8 - кливер-леер; 9 - фор-брам-стень-штаг; 10 - бом-кливер-леер; 11 - фор-бом-брам-стень-штаг; 12 - грота-штаг; 13 - грот-лось-штаг; 14 - грот-лось-стень-штаг; 15-грот-стень-штаг; 18 - бизань-штаг; 19 - крюйс-стень-штаг; 20 - крюйс-брам-стень-штаг; 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22-ватер-бак-штаги; 23 - утлегарь-бакштаги; 24 - бом-утлегарь-бакштаги; 25 - фок-ванты; 26 - фор-стень-ванты; 27-фор-брам-стень-ванты; 28 - фор-стень-фордуны; 29 - фор-брам-стень-фордуны; 30 - фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 - грот-ванты; 32 - грот-стень-ванты; 33 - грот-брам-стень-ванты; 34 - грот-стень-фордуны; 35 - грот-брам-стень-фордуны; 36 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 - бизань-ванты; 38 - крюйс-стень-ванты; 39 - крюйс-брам-стень-ванты; 40 - крюйс-стень-фордуны; 41 - крюйс-брам-стень-фордуны; 42 - крюйс-бом-брам-стень- фордуны.

§4. Порядок накладывания, места тяги и толщина пенькового стоячего такелажа.

Ватер-штаги толщиной 1/2 бушприта проводятся в отверстие в передней кромке княвдигеда, крепятся там и поднимаются к бушприту, где тянутся тросовыми талрепами, основанными между юферсами. Ватер-бакштаги (по одному с каждого борта) закладываются гаками за обуха, вбитые в корпус под крамболами, и тянутся у бушприта подобно ватер-штагам.
Затем накладываются ванты, которые делаются парными, толщиной в 1/3 их мачты. Каждый конец, назначенный на пару вант, складывается пополам и у сгиба при помощи наложения бензеля делается сгон. На топ мачты надевается сначала огон передней правой, потом передней левой пары вант и т.д. Если количество вант нечетное, то последняя делается разбивной, т.е. одинарной. Тянутся ванты тросовыми талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в нижние концы вант, и юферсами, скрепленными у русленей с вант-путенсами. Фока- и грот-штаги делаются толщиной 1/2, бизань-штаги - 2/5 своих мачт, а лось-штаги - в 2/3 своих штагов, (пеньковые тросы измеряются по окружности, а рангоутные деревья - по наибольшему диаметру).
Надеваются они на топы мачт так, что охватывают огонами лонго-салинги. Фока-штаг и фок-лось-штаг тянутся тросовыми талрепами на бушприте, грота-штаг и грот-лось-штаг - на палубе по сторонам и впереди фок-мачты, а бизань-штаг разветвляется на лапки и крепится на палубе по бокам грот-мачты либо проходит через коуш на грот-мачте и тянется на палубе.
Стень-ванты толщиной 1/4 своих стеньг тянутся на марсовой площадке талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в стень-ванты, и юферсами, скрепленными с путенс-вантами. Стень-фордуны толщиной 1/3 своих стеньг тянутся на русленях подобно вантам. Стень-штаги имеют толщину 1/3, а лось-стень-штаги - 1/4 своих стеньг, фор-стень-штаг проводится в шкив с правой стороны бушприта, а фор-лось-стень-штаг - с левой. Грот-стень-штаг и грот-лось-стень-штаг проводятся через шкивы блоков на фок-мачте и тянутся гинцами на палубе. Крюйс-стень-штаг проходит через шкив блока на грот-мачте и тянется на марсе.
Стоячий такелаж утлегаря и бом-утлегаря делается толщиной 1/4 своих рангоутных деревьев. Каждый мартин-штаг проводится последовательно в отверстия своего мартин-гика (их два), где удерживается кнопом, затем в шкив блока на ноке утлегаря, в шкив на мартин-гике и на бушприте и тянется на баке. Утлегарь-бакштаги (по два с каждой стороны) привязываются серединой конца за нок утлегаря, их концы проводятся в коуши близ ноков блинда-рея и тянутся на баке. Также накладываются и тянутся бом-утлегарь-бакштаг. Мартин-штаг от бом-утлегаря крепится серединой конца за нок бом-утлегаря. и пройдя через шкивы на мартин-гике и бушприте, тянется на баке.
Брам-ванты и брам-фордуны делаются толщиной 2/5, а брам-штаги - 1/2 своих брам-стеньг. Брам-ванты проводятся через отверстия в краспицах салинга, подтягиваются к стеньге и спускаются по стень-вантам на марс, где и тянутся талрепами через коуши на их концах. Фор-брам-штаг проводит в шкив у нока утлегаря и тянется на баке, грот-брам-штаг проходит в шкив на фор-стеньге, а крюйс-брам-штаг - в шкив на топе грот-мачты и оба тянутся на палубе.
Бом-брам-такелаж проводится и тянется подобно брам-такелажу.

§5. Бегучий такелаж рангоута.

Бегучим такелажем рангоута называют все подвижные снасти, при посредстве которых выполняются работы, связанные с подъемом, выбиранием, травлением и поворачиванием рангоутных деревьев - реев, гафелей, выстрелов и т.п.
К бегучему такелажу рангоута относятся гардели, драйрепы. фалы, брасы, топенанты, шкоты и др.
На кораблях с прямым парусным вооружением гардели служат для подъема и спуска нижних реев с парусами (см. ) или гафелей (его пятки); драйрепы для подъема марса-реев, а фалы - для подъема брам-реев и бом-брам-реев, а также косых парусов - кливеров и стакселей.
Снасть, с помощью которой поднимается и поддерживается нок гафеля, называется дирик-фалом, а снасть, которая поднимает гафель за пятку по мачте, называется гафель-гарделем.
Снасть, которая служит для поддержания и выравнивания ноков реев, называется топенантами, а для поворачивания реев - брамсами.
Теперь познакомимся со всем бегучим такелажем рангоута, с его полными наименованиями, согласно его места нахождения на корабле ():

Снасти, служащие для подъема и спуска реев: 1 - гардель фока-рея; 2 - фор-марса-драйреп; 3 - фор-марса-фал; 4 - фор-брам-фал; 5 - фор-бом-брам-фал; 6 - гардель грота-рея; 7 - грот-марса-драйреп; 8 - грот-марса-фал; 9 грот-брам-фал; 10 - грот-бом-брам-фал; 11 - гардель-бегин-рея; 12 - крюйс-марса-фал; 13 - крюйс-марса-драйреп; 14 - крюйс-брам-фал; 15 - крюйс-бом-брам-фал; 16 - гафель-гардель; 17 - дирик-фал.
Снасти, служащие для поддержания и выравнивания ноков реев: 18 - блинда-топенанты; 19 - фока-топенанты; 20 - фор-марса-топенанты; 21 - фор-брам-топенанты; 22 - фор-бом-брам-топенанты; 23 - грота-топенанты; 24 - грот-марса-топенанты; 25 - грот-брам-топенанты; 26 - грот-бом-брам-топенанты; 27 - бегин-топенанты; 28 - крюйс-марса-топенанты; 29 - крюйс-брам-топенанты; 30-крюйс-бом-брам-топенанты; 31 - бизань-гика-топенанты; 31а - шкентель бизань-гика-топенантов.
Снасти, служащие для ворочания реев: 32 - блинда-трис (брам-блинда-рея); 33 - фока-брасы; 34 - фор-марса-брасы; 35 - фор-брам-брасы; 36 - фор-бом-брам-брасы; 37 - грот-контра-брасы; 38 - грота-брасы; 39 - грот-марса-брасы; 40 - грот-брам-брасы; 41 - грот-бом-брам-брасы; 42 - бегин-брасы; 43 - крюйс-марса-брасы; 44 - крюйс-брам-брасы; 45 - крюйс-бом-брам-брасы; 46 - эринс-бакштаги; 47 - завал-тали; 48 - бизань-гика-шкот.

§6. Проводка бегучего такелажа, показанного на .

Фока и грота-гардели основываются между двух или трехшкивными блоками, два укрепляются под марсом и два - около середины рея. Бегин-гардель основывается между одним трехшкивными блоком под марсом и двумя одношкивными блоками на рее. Ходовые концы гарделей крепятся на кнехтах.
Фор- и грот-марса-драйрепы крепятся серединой конца за топ стеньги, их ходовые концы проводятся каждый в свои блоки на рее и под салингом, а в их концы вплесниваются блоки. Марса-фалы основываются между этими блоками и блоками на русленях. Их лопари тянутся через бортовые кнехты. Крюйсель-марса-драйреп берется коренным концом за середину рея, а ходовой проводится через шкив в стеньге под салингом и в его конец вплеснивается блок марса-фала, который основывается мантылем - на левом руслене крепится коренной конец, а на правом - тали.
Брам- и бом-брам-фалы берутся коренным концом за середину своего рея, а ходовым проводятся в шкив своей стеньги и тянутся гинцами: брам-фалы на палубе, а бом-брам-фалы на марсе.
Гафель-гардель основывается между блоком на пятке гафеля и блоком под крюйс-марсом. Дирик-фал коренным концом крепится за топ крюйс-стеньги, а ходовым проводится через блоки на гафеле и топе мачты. Их ходовые концы крепятся на кнехтах.
Блинда-топенанты основываются между блоками на обеих сторонах бушпритного эзельгофта и на ноках блинда-рея, а их лопари тянутся на баке. Фока и грота-топенанты основываются между трех- или двухшкивными блоками, а бегин-топенанты - между двух- или одношкивными блоками на обеих сторонах мачтового эзельгофта и на обоих ноках реев. Их ходовые концы, проведенные через «собачьи дыры» крепятся на кнехтах. Марса-топенанты серединой конца крепятся за топ стеньга, а ходовые концы, взятые полуштыком за передние стень-ванты, проводятся в блоки на ноках рея, в нижние шкивы комель-блоков. через «собачьи дыры» и крепятся рядом с нижними топенантами. Брам- и бом-брам-топенанты надеваются очком на ноки рея и, проведенные через блоки на своих стеньгах, тянутся: брам-топенант на палубе, а бом-брам-топенанты на марсе. Гика-топенанты берутся серединой конца за нок гика, проводятся с обеих его сторон, как показано на рисунке, и тянутся хват-талями у пятки гика.
Фока-брасы крепятся серединой конца за топ грот-мачты, проводятся, как видно на рисунке, и тянутся на кнехтах грот-мачты. Грота-брасы основываются между блокам у борта на юте и на ноках грота-рея и тянутся через бортовые кнехты. Грот-контра-брасы основываются поверх фока-брасов между блоками на фок-мачте и ноках рея и тянутся у фок-мачты. Бегин-брасы коренными концами берутся за задние грот-ванты, а ходовые проводятся через блоки на ноках рея и на задних грота-вантах и крепятся на кафель-планке у борта. Марса-брасы крепятся серединой конца за топ стеньги, проводятся в вантах, как показано на рисунке, и тянутся на палубе. Фор- и грот-брам-брасы крепятся серединой конца за брам или бом-брам-стеньгу и проводятся в блоки на ноках реев и в блоки подле коренного конца и тянутся по палубе. Крюйс-брам-брасы и все бом-брам-брасы надеваются очком на ноки своих реев, проводятся, как показано на рисунке, и тянутся на палубе.

СПбГМТУ

Курсвая работа по дисциплине “Морская энциклопедия”

по теме :

Парусные суда

Преподаватель : Ляховицкий А.Г.

Выполнил: студент гр.91кс1

Михеев Пётр Ваджихович

2003 /2004 уч. год

1. Введение…………………………………3

2. Типы парусных судов…………………..3

3. Рангоут парусного корабля…………….6

4. Стоячий такелаж парусного корабля….9

5. Бегучий такелаж……………………….12

6. Парусное вооружение…………………15

Введение

На протяжении столетий неоднократно предпринимались попытки более или менее рационально разграничить типы судов. Вследствие бурного развития мирового флота и судоходства необходимость классифицировать суда по их назначению, способам постройки и техническому состоянию еще более возросла. Появляются специальные учреждения, в которых опытные в судовом деле служащие – сюрвейеры – должны наблюдать за постройкой судов и их техническим состоянием во время эксплуатации и классифицировать суда в соответствии с международными нормами.

Старейшим и знаменитейшим из подобных учреждений является английское классификационное общество Регистр Ллойда, образованное в XVIII в. Свое название общество получило по имени владельца кабачка Эдварда Ллойда, где начиная с 1687 года судовладельцы, капитаны и агенты заключали сделки, страховали грузы и устанавливали цену фрахта. В 1764 году было решено составить списки судов – регистры – с имеющимися сведениями по каждому из них, чтобы легче было оценивать качества судна и, следовательно определять сумму страховки.

В 1834 году общество было реорганизовано в Регистр Ллойда.

Не менее знаменито французское классификационное общество Бюро Веритас, основанное в 1828 году в Антверпене и с 1832 года по настоящее время находящееся в Париже..

Типы парусных судов

К парусным судом относятся суда и шлюпки (лодки), приводимые в движение силой ветра, действующего на паруса. При этом судно может нести паруса на одной, двух, трех или большем числе вертикальных мачт.

В зависимости от вида парусного вооружения различают следующие парусные суда:

пятимачтовый корабль (пять мачт с прямыми парусами);

пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна, на корме, с косыми);

четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами);

четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косыми);

корабль (три мачты с прямыми парусами);

барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косыми);

баркентина (шхуна-барк; одна мачта с прямыми и две с косыми парусами);

джекасс -шхуна, точнее, трехмачтовая марсельная шхуна (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок мачте);

бриг (две мачты с прямыми парусами);

бригантина (шхуна-бриг: одна мачта с прямыми парусами, одна с косыми);

бомбарда (одна мачта почти по середине судна с прямыми парусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми);

шхуна, точнее, гафельная шхуна (две мачты с косыми парусами);

шхуна, точнее, двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);

каравелла (три мачты: фок-мачта с прямыми парусами, остальные – с латинскими);

“трабакколо” (две мачты с люгерными, т.е. рейковыми, парусами);

шебека (три мачты: фок- и грот-мачты с латинскими парусами, бизань мачта с косыми);

фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);

тартана (одна мачта с большим латинским парусом);

тендер (одна мачта с косыми парусами);

“бово” (две мачты: передняя с латинским парусом, задняя с гафельным или латинским парусом);

“нависелло” (две мачты: первая – в носовой части, сильно наклоненная вперед, несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; грот-мачта – с латинским или иным косым парусом);

“баланселла” (одна мачта с латинским парусом);

шлюп (одна мачта с косыми парусами);

иол (две мачты с косыми парусами, меньшая – бизань-мачта - стоит позади руля);

кеч (две мачты с косыми парусами, причем бизань-мачта стоит перед рулем);

динги (одна мачта с гафельным парусом вынесена к носу);

люгер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании).

Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.

Продольный разрез двухдечного парусного линейного корабля конца XVIII века.:

1 - киль; 2 - форштевень; 3 - княвдигед; 4 - старнпост ахтерштевня; 5 - кормовой дейдвуд; 6 - носовой дейдвуд; 7 - адмиральская каюта; 8 - кают-компания; 9 - руль; 10 - рулевое управление; 11 - кормовая крюйт-камера; 12 - кормовой бомбовой погреб; 13 - канатный ящик; 14 - носовая крюйт-камера; 15 - носовой бомбовой погреб.

Носовая и кормовая части набора парусного судна:

1 - фальшкиль; 2 киль; 3 - фортимберсы; 4 - носовой дейдвуд; 5 - кильсон; 6 - фальстем-кница; 7 - фальстем; 8 - форштевень; 9 - греп; 10 - княвдигед; 11 - лисель-индигед (опора носовой фигуры); 12 - бимсы; 13 - пиллерсы; 14 - кормовой дейдвуд; 15 - пятка киля; 16 - ахтерштевень; 17 - старн-кница.

Средняя часть корпуса в поперечном сечении имеет почти круглые обводы. Фальшборт несколько завален внутрь, т.е. ширина ватерлинии несколько больше, чем в районе верхней палубы. Сделано это для того, чтобы орудия, установленные на верхней палубе, не выходили за ширину ватерлинии.

1 - киль; 2 - фаль орта шкиль; 3 - кильсон; 4 - первый бархоут; 5 - второй бархоут; 6 - третий бархоут; 7 - наружная обшивка фальшб

ота; 8 - внутренняя обшивка; 9 - бимсы; 10 - лац-порты.

Фальшборт парусного корабля XVIII века:

1 - ватервейс; 2 - бимсы; 3 - фальшбортный бархоут; 4 - стойки фальшборта; 5 - коечная сетка; 6 - подвесные койки.

Главной частью набора корпуса парусного судна является киль - продольная балка прямоугольного сечения, идущая от носа до кормы. Вдоль боковых сторон киля проходят длинные выемки (шпунты), в которые заходит первый ряд досок наружной обшивки, которые называются шпунтовым поясом.

Для защиты от повреждений к килю снизу прикрепляли крепкую дубовую доску, фальшкиль. Носовая часть киля заканчивается форштевнем, представляющим из себя брус призмообразной формы. Нижняя часть форштевня могла быть изогнутой по дуге или под углом. К форштевню с внутренней стороны прикреплена внутренняя часть штевня - дейдвуд - сложная конструкция из толстых брусьев, образующая плавный переход от киля к корпусу. Спереди форштевня укреплен водорез, верхняя часть которого называется княвдигед. В верхней части княвдигеда устанавливали носовое украшение - фигуру.

В задней части киля вертикально к нему или с небольшим наклоном в корму установлен брус, называемый ахтерштевнем. Внешняя часть ахтерштевня несколько расширена для предохранения руля, навешенного на ахтерштевень. Ахтерштевень и форштевень деревянного парусного судна состоят из нескольких деталей.

Поверх и вдоль киля накладывали резенкиль. К нему и дейдвудам крепили шпангоуты, которые на старинных судах были составными. Посредине корпуса корабля, несколько ближе к носу, ставили наиболее широкий шпангоут - мидельшпангоут. Для поперечного крепления корабельного набора служили бимсы, на них настилали палубу. В продольном направлении шпангоуты скрепляли стрингерами.

После окончания сборки судового набора приступали к обшивке корпуса дубовыми досками. Размеры досок зависели от размеров корабля: длина их была 6-8 м., ширина 10-25 см. Во времена Колумба обшивка судов производилась внакрой (кромка на кромку), а к концу XVI века стали обшивать встык (вгладь). Крайние концы досок входили в шпунты фор- и ахтерштевня и крепились нагелями из оцинкованного железа или меди. В районе ватерлинии и под пушечными портами доски обшивки чередовались с утолщенными досками - бархоутами.

Палубный настил делали из сосновых или тиковых досок, к бимсам их крепили при помощи металлических нагелей или болтов, которые сверху утапливали и закрывали деревяннымит пробками.

Для обшивки фальшборта на деревянных судах использовали сравнительно тонкие доски, укрепленные на стойках. Опорой фальшборта является фальшбортный бархоут, его внешнюю поверхность принято было расписывать. Над фальшбортом находилась коечная сетка, в которую матросы складывали скатанные подвесные койки, защищавшие в бою от вражеских пуль.

Рангоут парусного корабля

Рангоутом называются все деревянные детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т.п. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприты, утлегари, лисель спирты и выстрелы.

Рис. Рангоут трехдечного 126-пушечного корабля середины XIX века.

1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - бом-утлегарь; 4 - мартин-гик; 5 - блинда-гафель; 6 - бушпритный эзельгофт; 7 - гюйс-шток; 8 - фок-мачта; 9 - топ фок-мачты; 10 - фор-трисель-мачта; 11 - стеньги; 12 - мачтовый эзельгофт; 13 - фор-стеньга; 14 - топ фор-стеньги; 15 - фор-салинг; 16 - эзельгофт фор-стеньги; 17 - фор-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с фор-бом-ьрам-стеньгой; 18-19 - топ фор-бом-брам-стеньги; 20 - клотик; 21 - фока-рей; 22 - фор-марса-лисель-спирты; 23 - фор-марса-рей; 24 - фор-брам-лисель-спирты; 25 - фор-брам-рей; 26 - фор-бом-брам-рей; 27 - фор-трисель-гафель; 28 - грот-мачта; 29 - топ грот-мачты; 30 - грот-трисель-мачта; 31 - грот-марс; 32 - мачтовый эзельгофт; 33 - грот-стеньга; 34 - топ грот-стеньги; 35 - грот-салинг; 36 - эзельгофт грот-стеньги; 37 - грот-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с грот-бом-брам-стеньгой; 38-39 - топ грот-бом-брам-стеньги; 40 - клотик; 41 - грота-рей; 42 - грот-марса-лисель-спирты; 43 - грот-марса-рей; 44 - грот-брам-лисель-спирты; 45 - грот-брам-рей; 46 - грот-бом-брам-рей; 47 - грот-трисель-гафель; 48 - бизань-мачта; 49 - топ бизань-мачты; 50 - бизань-трисель-мачта; 51 - крюйс-марс; 52 - мачтовый эзельгофт; 53 - крюйс-стеньга; 54 - топ крюйс-стеньги; 55 - крюйс-салинг; 56 - эзельгофт крюйс-стеньги; 57 - крюйс-брам-стеньга, сделанная в одно дерево с крюйс-бом-брам-стеньгой; 58-59 - топ крюйс-бом-брам-стеньги; 60 - клотик; 61 - бегин-рей; 62 - крюйс-марса-рей или крюйсель-рей; 63 - крюйс-брам-рей; 64 - крюйс-бом-брам-рей; 65 - бизань-гик; 66 - бизань-гафель; 67 - кормовой флагшток;

error: