Занятие логопеда теме комнатные растения. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Комнатные растения" план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Занятие
Тема: Комнатные растения
Цель:
учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;
Задачи::
активизировать и расширять словарь по теме;
упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.
воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе
за ними.
1. Организационный момент.
На моем окошке
Весь под волосами

Настоящий сад!
Крупные сережки
Фуксии висят.
Лезет финик узкий -
Листики свежи.
А у пальмы русской
Листья, как ножи.
Вспыхнул угольками
Скромный огонек.
2. Объявление темы.
Кактуса пенек.
Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы -
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою - лето,
Где цветов полно.
В: ­ Ребята! О чем говорится в этом стихотворении? (О цветах).
В: ­ Ребята! А как называются цветы, которые растут в комнате? (Комнатные).
В: ­ Правильно, ребята!

В: ­ Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах.
В:
3. Вводная беседа.
Цветы
Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, желтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки...
Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы - это нередко очень красивые родственники диких
цветов. Весной и летом на полянах полным­полно цветов. Бабочки и другие насекомые «посещают» цветы,
потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут
лишь в определенных местах. Такие цветы рвать нельзя!
А еще цветы можно выращивать дома, на подоконнике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их
поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений
обычно красивые листья или цветы.
Презентация(на слайдах картинки с изображением цветов)
Чтобы комнатные растения хорошо росли, за ними нужно ухаживать. Поливать, рыхлить землю, протирать
тряпочкой влажной пыль с листьев, пересаживать.
Слайд как ухаживать
4. Развитие лексико­грамматических категорий.

В: У каждого из вас есть картинка с изображением комнатного растения. Сейчас мы расскажем, чье это
теперь растение.
Игра «Чей?». Образование притяжательных прилагательных.
У Маши кактус. Чей это кактус? (Это Машин кактус.)
У Ульяны фиалка.
У Леры фикус
У Сережи герань
У Кирилла орхидея
5.Подвижная игра­физминутка «На окне в горшочках».Физ.минутка
Цель: Развитие общей моторики, координации речи с движением.
В: приглашает детей предлагает им сделать упражнение.

На окне в горшочках
(Дети сидят на корточках лицом в круг)
Поднялись цветочки
(Медленно встают).
К солнцу потянулись
(Тянутся на носочках, руки вверх).
Солнцу улыбнулись
(Широко в стороны).
К солнышку листочки
(Ладони повернуть вверх).
Повернут цветочки.
Повернут бутоны,
(Руки соединить над головой).
В солнышке утонут
(Медленно повернуть в стороны).
В: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.
6.Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме
«Цветы».
Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей
повторяют названия частей цветка.)

Игра «Один - много». Образование формы множественного числа существительных.
Один стебелек, а много... (Стебельков.)
Один лист, а много... (Листьев.)
Один цветок, а много... (Цветков.)
Один черенок, а много... (Черенков.)
Один корень, а много... (Корней.)
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Колючий лист - гладкий лист.
Теплая вода - холодная вода.
Толстый лист - тоненький лист.
Большой цветок - маленький цветок.
Мягкая земля - твердая земля.

Толстый стебелек - тонкий стебелек.
Наше занятие подходит к концу.
В: Как назвать одним словом: кактус, герань, фикус, фиалка? (Комнатные растения)
Что нужно делать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли? (Рыхлить, поливать,
пересаживать...)
А теперь каждый из вас выберет картинку с понравившимся вам комнатным растением и раскрасит его.

Тема. Комнатные растения. Уход за ними.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная : Продолжить знакомство с комнатными растениями и их видами. Уметь называть части растения корень, стебель, лист, цветок. Расширять, активизировать словарь по теме «комнатные растения» за счёт имён существительных-названий комнатных растений (роза, кактус, рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево) . Образование имен существительных единственного и множественного числа.

Коррекционно-развивающая : развивать логическое мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательная : воспитывать интерес к растениям и уходу за ними. Дать представления об условиях жизни растений.

Оборудование : картинки с изображением комнатных растений роза-гибискус, денежное дерево, лейка. Предметные картинки кактус, папоротник, герань, фиалка, бегония, кактус, цикломен, фикус и комнатные растения из уголка.

Ход занятия.

1. Организационный момент .

Дети садятся на стульчики полукругом, перед ними стоит стол, на котором стоят горшки с комнатными растениями из уголка детского сада.(Рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево).

Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может» (растение).

2. Выявление знаний детей по теме.

Логопед: О чем мы говорили на прошлом занятии по развитию речи. (Ответы детей).

Какие вы знаете комнатные растения? (ответы детей).

Зачем мамы, наши воспитатели выращивают комнатные растения? (ответы детей).

Давайте вместе с вами вспомним, с какими комнатными растениями мы познакомились. (На доску вывешиваются картинки комнатных растений: фикус, папоротник, фиалка, цикламен, кактус, бегония, герань).

3. Выявление знаний по теме.

Логопед: Эти растения называются «комнатные растения».

Давайте вспомним, почему эти растения называют комнатными? (ответы детей). (Комнатными называют их, потому что эти растения выращивают только в помещениях, так как родина большинства их них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы)

4. Беседа о строении растений.

Какие есть части у растений? (Дети выходят по очереди и, проговаривая, показывают части растений).

Ребята, давайте вспомним, как называются эти растения.

Это что за растение?

Покажи на нем части растения.

5. Пальчиковая игра «Цветок»

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают.

Тихо засыпают.

(Сомкнутые и чуть округлые ладони - бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее немного прогибаются, а чуть-чуть шевелятся кончики пальцев. Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.)

6. Игра «Какого растения не стало?»

На столе выставлены растения: денежное дерево, рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево. Дети закрывают глаза или отворачиваются, одно растение убирается. Нужно назвать растение, которого не стало.

7. Выявление знаний по уходу за комнатными растениями

Как нужно ли ухаживать за растениями?

Что будет с растениями, если не ухаживать за ними?

Все растения живые, они дышат и растут, поэтому за ними нужно ухаживать.

А как нужно ухаживать?

Логопед :

8. А теперь игра "Один-много"

стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка- лейки, горшок-горшки, корень - корни.

9. Физминутка

10. Игра: “Да” и “Нет”

Ход игры: перед учащимися ставится комнатное растение. Ответить на вопросы, употребляя слова “да” и “нет”.

Это дерево?

Это комнатное растение?

Это растение называется кактус?

Это растение выращивают на улице?

Этот цветок белого цвета?

Листья у цветка крупные?

Листья у растения оранжевые?

Листья у цветка синие?

Этот цветок нравится вам?

14. Итог занятия.

Логопед.

Вопросы:

- о чем мы говорили, на этой неделе с вами?

- Почему растения называются комнатными?

- Какие части растений вы узнали?

- Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло?

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

Логопедическое занятие. Тема «Комнатные цветы»

Подготовительная к школе группа

Цель . Развитие речи.

Коррекционно-о бразовательные задачи. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствова­ние навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование на­выка чтения слогов и слов . Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Совер­шенствование навыков звукового анализа слов (выделение со­гласного на фоне слова). Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фо­нематических представлений (выделение различных знакомых звуков; подбор слов на заданный звук), зрительного и внимания и восприятия, мышле­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно -воспитательные задачи. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности. Воспитание любви и бережного отноше­ния к природе.

Оборудование. Наборное полотно, альбом «Живая природа. В мире растений», предметные картинки по теме «Комнатные растения», тетради для занятий, контейнер с карандашами, горшок с геранью карточка с ребусом, фломастер. Магнитная доска, комплект фломастеров к ней, предметные картинки с изображениями комнатных растений, алгоритм рассказа о комнатном растении, контурные картинки с изображениями комнатных растений.

Предварительная работа. Беседа о комнатных растениях, спо­собах их размножения, уходе за ними на занятии по ознакомле­нию с окружающим. Экскурсия по детскому саду в целях наблюдений различных растений. Рас­сматривание изображений комнатных растений в альбоме «Живая природа. В мире расте­ний», расширение словаря по теме. Создание выставки «мой любимый домашний цветок»

Ход занятия

    Организационный момент (дети стоят в кругу)

Игра с мячом, предаем друг другу.

Логопед. Вспомните экскурсии в уто­лок природы нашей детского сада, в зимний сад детского сада и подбе­рите названия комнатных растений, начинающиеся со звука [К|.

К актус, к олеус, к амнеломка, к ливия.

Логопед. Посмотрите на картину «Уголок природы». Кого вы видите на ней?

Дети: Мы видим воспитателя и детей.

Логопед. Куда они пришли? Что они делают?

Дети: Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

Логопед. Что делает воспитатель?

Дети: Воспитатель показывает мальчику, как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

Логопед. Что делают мальчики на заднем плане?

Дети: Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

Логопед. Что делают девочки?

Дети: Девочки рассматривают бальзамин и гортен­зию и сравнивают цветы и листья этих растений.

Логопед. Какие растения у ребят в уголке природы? По­чему?

Дети: Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

2 . Игра «Что лишнее?» (Развитие зрительного и слухового внимания, вос­приятия, мышления, связной речи.)

Рассматривание альбома «Живая природа. В мире растений».

Логопед. Рассмотрите и назовите комнатные растения.

Дети. Герань, фикус, сансивьера, фиалка (сенполия), кактус, бегония, камнеломка, тра­десканция.

Логопед. Подумайте, какое из растений лишнее и почему.

Дети: Лишний кактус, потому что это единственное колючее растение.

Логопед: А по звучанию? (проговариваем несколько раз, пока дети не услышат)

Дети: Лишние фикус, фиалка и кактус, потому что в его названии нет буквы Н, а во всех остальных названиях она есть.

3 Артикуляционная гимнастика общая.

«Чашечка» (правильная форма языка для произношения звуков Ш, Ж).

Мы чаек горячий

Будем пить на даче

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

«Маляр » (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

4 Разгадывание ребуса

Логопед помещает на магнитную доску картонку с ребусом, готовит фломастер.

Логопед. Давайте отгадаем ребус.

Логопед. Как вы разгадаете первую часть ребуса?

Дети. В слове МАК надо букву М заменить на букву К. Полу­чится часть слова КАК

Логопед. Давайте запишем эту часть слова

Логопед. Как разгадать вторую часть ребуса?

Д е т и. Из слова ТУЧА надо убрать две последних буквы. Оста­нется ТУ.

Один из детей пишет часть слова на доске.

Д е т и. И теперь надо добавить букву С. Один из детей дописывает букву.

Дети. Кактус.

5. Подвижная игра «Комнатные растения». (Развитие общей мо­торики, регуляция мышечного тонуса).

Предложить детям пройти на ковер и встать свободно.

Показать упражнения для регуляции мышечного тону­са и провести с детьми игру.

Логопед. Давайте вспомним игру, в которую мы уже играли в прошлом году. Присядьте на корточки и представьте, что вы ма­ленькие растения.

То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нуж­но встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться.

Когда я отой­ду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки.

Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

6. Развитие навыка звукового анализа слов

Дети садятся за столы и логопед, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Откройте тетради там, где лежит закладка.

Посмотрите на верхнюю часть левой странички. Выполните звуковой анализ слова ФИКУС и раскрасить кружки в схеме, а потом раскрасить цветок

Дети самостоятельно выполняют задание и комментируют его выполнение по просьбе логопеда. Можно задать детям не­сколько вопросов в ходе выполнения задания:

    Почему ты раскрашиваешь первый кружок синим карандашом? (Он обозначает твердый согласный звук [Ф].

    Почему в твоей схеме три синих кружка? (В этом слове три согласных твердых звука: [Ф], |К], |С].

    Сколько в слове гласных звуков? (два)

Молодцы, справились с заданием.

7. Пальчиковая гимнастика

«Цветы» выполняется стоя

Наши красные цветочки

Распускают лепесточки. потом раскрываются в виде чаши, перед лицо)

Ветерок немножко дышит, кисти движутся по кругу

Лепестки колышет. кисти рук наклоняются влево и вправо

Наши красные цветочки прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки

Закрывают лепесточки, показать пальчиками, как лепестки закрываются

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

8. Д.И. «Придумай название из одного слога, двух слогов.…»

Сначала сядут те дети, которые вспомнят назва­ния растений, состоящие из двух слогов. Прохлопайте задание.

Дети : Ге-рань, фи-кус,

Логопед. Теперь сядут те дети, которые вспомнят названия растений из 3 слогов.

Дети: Баль-за-мин, кли-ви-я, фи-ал-ка, гор-тен- зия.

9. Игра «Что лишнее?» (Развитие речевого слуха.)

Предложить детям сесть правильно и быть вниматель­ными.

Логопед. А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внима­тельно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете опреде­лять, какое слово лишнее и почему.

    гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин. Что лишнее?

Дети. Лишнее слово стебель . Это часть растения. А все ос­тальные слова - названия комнатных растений.

    ухаживать, поливать, пересаживать, высушивать , рыхлить, опрыскивать;

    сочный, зеленый, гладкий, приземистый, опушенный, ко­лючий;

    комнатные, домашние, луковичные , лесные, садовые, клумбовые;

    . Итог . Молодцы, ребята, много интересного мы сегодня узнали про цветы, звуки, буквы . разгадали такие сложные шифровки . Что вам сегодня запомнилось? А что не понравилось или было очень сложно?

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

Конспект занятия по развитию речи на тему:

«Комнатные растения» в подготовительной логопедической

группе №5 «Букваренок»

Учительлогопед:

ГорбатенкоМ.Н.

г. Урай 2015

Тема: «Комнатные растения»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения » ( растение, горшок, стебель, лист, полив, лейка, кактус, алое, колеус, очищать, герань, ухаживать, опрыскивать, зеленый) . Отгадывание загадок.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики, творческого воображения. Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к комнатным растениям.

Оборудование.

Мольберт, предметные картинки по теме, резиновый мяч среднего размера, контейнер с карандашами, штриховка «кактус».

Ход занятия:

Этапы занятия

1.Организационный момент.

Логопед: Доброе утро! Здравствуйте!

Загадка. Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Правильно вы отгадали, это комнатные растения .

Логопед. Ребята, для чего нам нужны комнатные растения?

2. Объявление темы

3. Беседа о комнатных растениях и уходе за ними.

Вносится посылка и конверт от дедушки Ежа. Ёж просит нас отгадать загадки, поможем ему. (Развитие речевого слуха, мышления, памяти).

Комнатное растение, Пахнет стебель и цветочки,

Называем мы в народе Опушённые листочки

"крапивка". Ты пораньше утром встань

(Колеус) И полей свою (герань)

Круглый шарик Зелёное, колючее

Словно ёжик, Сто лет ему дремучему,

Но без мордочки и ножек. Как только насморк

На моём растёт окне, Вас застал врасплох,

Очень нравится он мне. (Кактус). Бежите Вы к нему. (Алое)

Логопед: - я хочу вас попросить, что бы вы выбрали себе комнатное растение и рассказали о нем. Где он растет? Из каких частей оно состоит? Как нужно за ним ухаживать?
Опишите, какие у него стебли, листья, цветы.

1Ребенок - Это герань - комнатное растение. Герань растет как кустик. У герани прочный стебель, круглые листья, и цветы голубого цвета. Нуждается в поливе и рыхлении почвы. Хорошо растет на солнечном месте.

2 Ребенок - Это алое . У него крепкие стебли и треугольные блестящие листья, светло-зеленого цвета. Любит регулярный полив и солнечное место.

3 Ребенок - Фикус - комнатное растение. Растет как дерево. У него коричневый стебель и овальные темно-зеленные листья. Нуждается в регулярном поливе. Листья фикуса нужно протирать, убирать пыль.

4 Ребенок - Это кактус – комнатное растение. У кактуса один стебель, зеленного цвета, покрытый колючками, листьев нет.

5 Ребенок - Это фиалка - комнатное растение. У нее круглые мягкие листочки и красивые белые цветы.

4. Физ. минутка.

Логопед: У меня есть бегония

Ребенок: у меня нет бегонии.

Логопед: У меня есть кактус.

Ребенок: у меня нет кактуса.

Логопед: У меня есть фикус.

Ребенок: у меня нет фикуса.

Логопед: У меня есть герань.

Ребенок: у меня нет герани.

5. Игра «Что лишнее? »

Я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему.

1. Гортензия, стебель, фиалка, фикус. Что лишнее?

2. Цветок, стебель, бегония, листья .

3. Герань, гортензия, горшок, фикус.

Логопед: комнатные растения приносят радость человеку, но и требуют от него заботливого внимания.

6. Упражнение «Закончи предложение».

Ребята, давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую часть, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы».

Комнатные растения нужно поливать…..

Комнатные растения нужно поливать для того, чтобы они не завяли .

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

Листья на комнатных растениях нужно протирать для того, чтобы они могли дышать.

Комнатным растениям нужен солнечный свет….

Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы они могли хорошо дышать.

Комнатные растения нужны человеку…..

Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы украшать дом.

Для чего ещё комнатные растения нужны человеку?

Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы очищать воздух.

Молодцы!

7. Штриховка “Кактус”

Посмотрите на свои рисунки.

Что на них изображено?

Заштрихуйте свои кактусы по образцу.

Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие?

(колючек ). Нарисуйте их.

8. Итог занятия.

О чём мы с вами сегодня говорили?

Какое комнатное растение вам понравилось?

Вам понравилось, как вы работали? (хлопаем в ладоши).

А работа кого из детей вам сегодня понравилась?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Логопед: В мире цветов так тепло и прохладно, Целый букет ароматов и звуков… Каждый цветок – он по-своему нарядный… В форме изысканных праздничных кубков.

Ольга Владимировна Савкина
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Комнатные растения»

Составление описательного рассказа по опорной схеме о комнатном растении .

Цели :

1. Коррекционно-образовательные :

Учить детей составлять рассказ по картинке;

Формировать у детей умение самостоятельно составлять предложения, опираясь на опорную схему о комнатном растении ;

Учить согласовывать существительные с числительными.

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать у детей умение подбирать признаки к именам существительным;

Развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом.

3. Коррекционно-воспитательная :

Воспитывать у детей любовь и заботу к комнатным растениям .

Оборудование : картинки с изображением комнатных растений , опорная схема описания.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед читает детям стихотворение.

На моем окошке

Настоящий сад!

Крупные сережки

Фуксии висят.

Лезет финик узкий -

Листики свежи.

А у пальмы русской

Листья, как ножи.

Вспыхнул угольками

Скромный огонек.

Весь под волосами

Кактуса пенек.

Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы -

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимою - лето,

Где цветов полно.

Е. Благинина

2. Объявление темы.

Логопед : - Ребята! О чем говорится в этом стихотворении? (О цветах) .

Логопед : - Ребята! А как называются цветы, которые растут в комнате ? (Комнатные ) .

Логопед : - Правильно, ребята!

Логопед : - Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах .

Комнатные растения

Комнатные растения называют «зелеными друзьями» дома. Среди них имеются деревья, кустарники и травянистые растения . Одни мы ценим за красивые и вечнозеленые листья (пальмы, фикусы, другие за великолепные цветки (азалии, цикламены, орхидеи, фиалки) . Эффектно выглядят в доме драцены, кордилины, аукуба, папоротники. Они не только радуют наш глаз круглый год, но и напоминают зимой об ароматах лета, о красках осенней поры. С ними в доме красиво и уютно.

3. Игра «Подбери признак к растениям » .

Логопед выставляет на доску картинки с изображением комнатных растений и цветов и просит подобрать признаки к ним.

Кактус (какой) – колючий;

Пальма (какая) – пушистая, высокая;

Фикус (какой) – высокий, широколистный;

Фиалка (какая) – цветущая, широколистная, низкорослая. И т. д.

Логопед : - Ребята! А как нужно ухаживать за комнатными растениями , чтобы они не погибли?

Дети : Их поливают, опрыскивают.

Логопед : - Люди рыхлят землю в горшочках, чтобы корни могли дышать, протирают листья влажной тряпочкой или обмахивают кисточкой. А еще растениям нужен солнечный свет, поэтому их ставят на окно или рядом с ним.

Логопед показывает детям растения , называет их и рассказывает, откуда они пришли к нам и об особенностях полива.

4. О растениях

Алоэ. Родина - Южная Африка. В комнатном цветоводстве наибольшую популярность имеет алоэ древовидное (народное название – «дурак» ). Ценятся его мясистые листья с шипами по краям, сок которых имеет целебные свойства. Хорошо растет на солнечном окне . Любит умеренный полив.

Кактус. Родина - Аргентина, Перу, Боливия, Бразилия. Колючее растение , видов очень много. Необходимо держать на солнечном окне, летом рекомендуется выносить на свежий воздух. Поливают умеренно, зимой очень редко.

Фикус - крупнолистный фикус (эластика) кустообразный, достигает высоты небольшого деревца, с очень крупными кожистыми блестящими зелеными листьями. Растет в любых условиях . В жаркой плохо проветриваемой комнате листья делаются вялыми, опускаются. Любит умеренный полив.

Фиалка имеет укороченный стебель, несущий розетку волосистых сильноопушенных листьев. Листья широкоовальные или круглые. Цветы простые или махровые, различной окраски. Фиалка занимает первое место в мире среди комнатных растений . Цветы - это самые совершенные творения природы. Фиалка, олицетворяющая приход весны, оживление природы, любимый цветок у многих народов. Эти нежные маленькие цветы полны изящества, неземной красоты и совершенства. Цветет фиалка девять месяцев в году, независимо от времени года. Совершенно не прихотлива, не требует яркого освещения, хорошей земли, крупных горшков.

Хлорофитум. Родина - Южная Африка. Народное название - борода. Многолетнее травянистое растение , образует свисающие побеги - усы. Растет как на ярко освещенных, так и на слегка притененных окнах. К влажности воздуха и температуре нетребователен.

5. Подвижная игра «На окне в горшочках» . Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.

На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг,

Поднялись цветочки. медленно встают.

К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх,

Солнцу улыбнулись. широко в стороны.

К солнышку листочки Ладони повернуть вверх.

Повернут цветочки.

Повернут бутоны, Руки соединить над головой,

В солнышке утонут. медленно повернуть в стороны.

6. Беседа по картинке.

Логопед выставляет картинки и дает детям некоторое время на то, чтобы их рассмотреть. Затем проводит беседу.

Что вы видите на картинке?

Какое растение по величине ? По цвету?

Какой у него запах?

Из каких частей состоит растение ?

Какую пользу приносит людям?

7. Составление рассказа.

Примерный рассказ

Герань – это очень красивое растение . По размеру оно не крупное. У него могут быть белые, розовые, оранжевые, красные и малиновые цветы. Цветы герани растут близко друг к другу на длинных стебельках без листьев, поэтому издалека они напоминают цветной зонтик. Многие герани приятно пахнут : апельсином, лимоном, яблоком или розой.

Герань состоит из корня, стебля, листьев, цветов. Герань – не только красивое, но и полезное растение . Ее даже называют «доктор ухо-горло-нос» , потому что она помогает людям справиться с болезнями уха, горла и носа. А вот комары, мухи и моль, наоборот, не любят запах герани и улетают.

8. Беседа – сравнение комнатных растений .

У фикуса листья большие, широкие, а у хлорофитума – узкие, длинные;

Пальма высокая, а герань низкая;

Пальма большая, а фиалка маленькая.

Орхидея цветущая, а драцена не цветущая.

9. Игра «Два - пять» (совершенствование грамматического строя речи.)

Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями .

Логопед : - Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений . Расскажите об этом.

Ответы детей .

1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й - У меня две герани и пять гераней.

3-й - У меня две традесканции и пять традесканций.

4-й - У меня две бегонии и пять бегоний.

5-й - У меня две фиалки и пять фиалок

6-й - У меня две камнеломки и пять камнеломок.

Логопед : - Молодцы. Вы отлично выполнили задание.

10. Работа с разрезными картинками. Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

Логопед приглашает детей сесть за стол , на котором лежат конверты с целыми и разрезными предметными картинками.

Логопед : - Садитесь на стульчики и достаньте из конвертов целые картинки. Вы узнали растения ? Назовите их.

Дети по очереди называют растения на картинках .

Логопед : - А теперь достаньте такие же картинки, разрезанные на части. Соберите их.

11. Итог занятия .

Логопед : - Ребята! Для чего же нам нужны комнатные цветы ?

Дети : - Для уюта.

Логопед : - Конечно, цветы действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, но не только это. Они убивают вредоносные бактерии. Самое полезное комнатное растение – это хлорофитум . За сутки это растение поглощает почти все вредные бактерии и токсины, накопившиеся в помещении.

error: