Где стоит датчик ваз 2112

Датчик фаз ВАЗ 2112 16 клапанов, который известен многим автолюбителям как «датчик положения распредвала», представляет собой обыкновенное устройство, способствующее нормальному функционированию работы мотора в автомобиле. Он установлен на всех моделях ВАЗа с 16-ти клапанным мотором. Также его можно встретить на 8-ми клапанных двигателях с показателем нормы токсичности евро-3 и фазированным впрыском топлива.

Принцип работы дачика фаз в системе с фазированным впрыском

Устройство производит передачу импульса на электронный блок управления мотора, который контролирует количество подаваемого топлива и процесс подачи форсункой бензина в цилиндр в момент открытия впускного клапана.

Датчик фаз используется для точного определения циклов работы мотора и четкой формировкой соответствующего импульсного сигнала. Он расположен недалеко от головки блока цилиндра, которая находится со стороны воздушного фильтра на моторе.

Причины неисправной датчика фаз

1. При включении зажигания двигателя начинает около 3-4 секунд вращаться стартер, после чего мотор постепенно запускается в работу и включается чек эйндж. В подобной ситуации, в момент запуска, когда до электронного блока управления (ЭБУ) не доходят никакие показаний с датчика фаз, то система автоматически переключается на работу мотора, основанную на показателях системы зажигания (согласно ДПКВ).

2. Выходит из лада режим самодиагностики транспортного средства.

3. Начинает увеличивать объем расхода топлива.

4. Происходит снижение уровня динамики двигателя. В момент разгона возникают провалы.

5. Начинает гореть лампочка сигнализатора с надписью «CHECK» (Проверить).

В случае неисправной работы датчик фаз на ВАЗ 2112 загорается чек, и система выдает ошибку Р0340 – «Ошибка датчика фазы».

Проверка датчика фаз

Неисправность прибора можно осуществить исключительно с помощью диагностического прибора. Для совершения проверки понадобится выполнить несколько простых действий.

Поставить верхний цилиндр фазового датчика в верхнюю мертвую точку, при этом датчик, отвечающий за расположение коленвала, следует направить на основании двадцатого зубца, отсчитывая от первых двух пропущенных. Если в данном положении в его работе и со шкивом ничего не произошло, переключите ошибку на ЭБУ и проследите, в зависимости от каких обстоятельств она вновь возникнет.

Если в момент холостого хода мотора не возникает подобной ошибки, следует проверить соответствующие соединения и все провода. Для этого достаточно пошевелить клеммами и проводкой, при этом возникновение ошибки свидетельствует о проблемном соединении, а не выходе из строя самого датчика.

Когда ошибку выбило через 15 секунд после того, как был совершен сброс, следует сменить фазовый датчик на новый.

Замена датчика

Для смены неработающего датчика понадобится:

1. Отсоединить клемму. Для этого следует аккуратно открутить два болта, используя ключ на 10.

Совет! Внимательно отвинчивайте болты, чтобы они не упали под машину или попали в генератор вместе с шайбами.

2. Снять датчик и осмотреть его на наличие повреждений механического характера, идущих от шкива распределительного вала.

3. Устранить защитный пластиковый кожух и полностью проверить весь механизм. Если следы от соприкосновения со шкивом отсутствуют, следует поменять лишь датчик и собрать в обратной поочередности.

Своевременное устранение проблемы поможет прослужить вашему транспортному средству гораздо дольше и убережет вас от несвоевременной поломки в момент движения автомобиля в пути.


Для водителей полезно знать все неисправности датчика фаз ВАЗ 2112 16 клапанов. Ведь зачастую при отказе этого датчика шансы добраться до гаража минимальны. Чаще всего, отказ происходит неожиданно. И это единственный датчик, который вызывает остановку двигателя. При неисправности любого другого датчика появляются сбои в работе мотора, но ездить все-таки можно.

Это связано с особенностями работы этого прибора. Поэтому обязательно следите за состоянием этого датчика, иначе можете неожиданно встать посреди дороги. Хорошо, если вы сможете быстро вызвать эвакуатор. Каждый водитель должен знать, где находится этот датчик. И что делать в случае его отказа.

Как работает?


Неисправности датчика фаз на ВАЗ 2112 16 клапанов проявляются в виде сильных сбоев в работе двигателя. Связано это с принципом работы этого датчика. Он считывает количество зубчиков со шкива коленвала. На шкиве ВАЗ 2112 расположен специальный диск с зубчиками. Их всего 60. В одном месте 2 зубчика подряд отсутствуют. Сам датчик представляет собой намагниченный сердечник с обмоткой.

В результате пропуска на датчике возникает электрический заряд, который отправляется на блок управления. ЭБУ рассчитывает скорость вращения коленчатого вала и отправляет команду форсункам. То есть, с помощью этого устройства блок рассчитывает максимально точно время впрыска.

Находится этот датчик на крышке маслонасоса. Снять и проверит его не так уж и сложно. С таким действием справится практически каждый автолюбитель. Главное при демонтаже помечайте положение датчика. Ошибка при установке потребует дополнительных действий по настройке мотора.



Признаки неисправности


Если произошел полный отказ датчика фаз на двигателе 16 клапанов, то двигатель просто не заведется. Но иногда неисправность проявляется менее выражено. При появлении любого из признаков поломки следует сразу заменить датчик. Иначе есть риск, что машина в один прекрасный день не заведется. Признаки проблемы следующие:
  • При запуске мотора стартер крутит его около 3-4 секунд (), после чего все же двигатель запускается. При этом загорается «check-engine». Происходит это по причине ожидания ЭБУ ответа с датчика фаз. Не дождавшись сигнала, блок управления запускает двигатель по показаниям системы зажигания;
  • Резко увеличивается расход топлива. Часто при этом может загораться «check-engine»;
  • Происходит сбой режима самодиагностики;
  • Заметно снижается динамичность автомобиля (например ).
  • При появлении любой из этих неисправностей следует обратить внимание на датчик фаз двигателя. Дополнительно нужно проверить автомобиль . Он обычно достаточно точно показывает неисправность именно этого датчика.



Снятие датчика


Для начала обратите внимание на сам прибор. Он должен быть чистым. Иногда можно заметить повреждения на его корпусе. В таком случае однозначно придется ехать в магазин за новым датчиком. Перед его снятием обязательно снимите клеммы с аккумулятора. Это следует делать при всех работах с электроприборами. Для снятия вам понадобится ключ на 10. Действия по демонтажу проводят в следующем порядке:
  • Находим и осматриваем ;
  • Отсоединяются разъемы от датчика;
  • Ключом выкручивают болт, крепящий датчик;
  • Снимается датчик с мотора.
Осматривают снятый прибор. При любых признаках повреждения нужно заменить его на новый.



Проверка


Далеко не всегда можно на вид определить работоспособность датчика фаз. Поэтому желательно его проверить. На сервисах это делается с помощью специального стенда. В бытовых условиях для проведения работы по проверке будет достаточно одного мультиметра. Тестирование заключается в прозванивании обмоток датчика. Данные измерительного прибора должны заключаться в пределах от 550 до 570 Ом. Все что ниже или выше свидетельствует о неисправности датчика.

Если оказалось что прибор полностью исправен, то следует проверить всю цепь до блока управления. Возможно, где-то произошел обрыв проводов. Для этого внимательно осматривают все скрутки их крепления. Также при необходимости их проверяют с помощью мультиметра.

Установка . Не стоит пытаться отремонтировать датчик фаз. На автомобилях марки ВАЗ это невозможно. Намного проще приобрести новый. Устанавливается новый датчик по сделанным меткам. Обязательно затяните болт крепления. Далее одеваются фишки. После окончательной сборки желательно провести повторную диагностику.


Заключение . Большая часть датчиков в двигателе, даже выйдя из строя, дают возможность автомобилю доехать до гаража. Но это не касается прибора контролирующего коленчатый вал, его отказ часто приводит к остановке мотора. Поэтому желательно знать признаки неисправности датчика фаз ВАЗ 2112 16 клапанов. Это поможет своевременно определить надвигающуюся проблему и устранить ее. При этом провести такую работу может даже начинающий водитель. Это не сложнее замены колеса.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Установлен на оси дроссельной за­слонки и представляет собой потенци­ометр. На один конец его обмотки по­дается стабилизированное напряже­ние +5 В, а другой соединен с "массой". С третьего вывода потенциометра (ползунка) снимается сигнал для кон­троллера. Для проверки датчика вклю­чите зажигание и измерьтеможно проколоть тонкими иглами, под­ключенными к выводам вольтметра) -оно должно быть не более 0,7 В. Пово­рачивая рукой пластмассовый сектор, полностью откройте дроссельную за­слонку и вновь измерьте напряжение -оно должно быть более 4 В. Выключи­те зажигание, отсоедините разъем, подключите омметр между выводом ползунка и любым из двух оставшихся. Медленно поворачивайте сектор ру­кой, следя за показаниями стрелки. На всем диапазоне рабочего хода скачков быть не должно. Иначе замените дат­чик. При выходе из строя ДПДЗ его функции берет на себя датчик массо­вого расхода воздуха. При этом оборо­ты холостого хода не опускаются ниже 1500 мин-1.

Датчик массового расхода воздуха

Расположен между воздушным фильтром и впускным шлангом. Он со­стоит из двух датчиков (рабочего и контрольного) и нагревательного ре­зистора. Проходящий воздух охлажда­ет один из датчиков, а электронный модуль преобразует разность темпе­ратур датчиков в выходной сигнал для контроллера. В разных вариантах сис­тем впрыска применяются датчики двух типов - с частотным или ампли­тудным выходным сигналом. В первом случае в зависимости от расхода воз­духа меняется частота, во втором слу­чае - напряжение. При выходе из строя датчика массового расхода воз­духа его функции берет на себя ДПДЗ.

Датчик детонации

Одноконтактный датчик детонации ввернут в верхнюю часть блока ци­линдров, двухконтактный датчик кре­пится на шпильке. Действие датчика основано на пьезо-эффекте: при сжатии пьезоэлектриче­ской пластинки на ее концах возникает разность потенциалов. При детонации в датчике образуются импульсы напря­жения, по которым контроллер регули­рует опережение зажигания.

Датчик кислорода

кислород, содержащийся в отработавших газах, создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 0,1 В (много кисло­рода - бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода - богатая смесь). По сигна­лу от датчика кислорода контроллер корректирует подачу топлива форсун­ками так, чтобы состав отработавших газов был оптимальным для эффек­тивной работы нейтрализатора (напря­жение кислородного датчика - около 0,5 В). Для нормальный работы датчик кислорода должен иметь температуру не ниже 360°С, поэтому для быстрого прогрева после запуска двигателя в не­го встроен нагревательный элемент. Контроллер постоянно выдает в цепь датчика кислорода стабилизирован­ное опорное напряжение 0,45±0,10 В. Пока датчик не прогрет, опорное на­пряжение остается неизменным. При этом контроллер управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике. Как только датчик прогреет­ся, он начинает изменять опорное на­пряжение. Тогда контроллер отключа­ет нагрев датчика и начинает учиты­вать сигнал датчика кислорода.

СО-потенциометр

Установлен в салоне на левом щитке облицовки тоннеля пола и представ­ляет собой переменный резистор. СО-потенциометр служит для регулиров­ки уровня СО в отработавших газах двигателей, не оснащенных каталити­ческим нейтрализатором.

Датчик скорости автомобиля

Установлен на коробке передач на приводе спидометра. Принцип его дей­ствия основан на эффекте Холла. Дат­чик выдает на контроллер прямоуголь­ные импульсы напряжения (нижний уровень - не более 1 В, верхний - не менее 5 В) с частотой, пропорциональ­ной скорости вращения ведущих ко­лес. 6 импульсов датчика соответству­ют 1 м пути автомобиля. Контроллер определяет скорость автомобиля по частоте импульсов.

требует обслуживания и регулиро­вания. Угол опережения зажигания рассчитывается контроллером в за­висимости от частоты вращения ко­ленчатого вала, нагрузки на двига­тель (массовый расход воздуха и положение дроссельной заслонки), температуры охлаждающей жидко­сти и наличия детонации.

Модуль зажигания

Включает в себя два управляющих электронных блока и два высоко­вольтных трансформатора (катушки зажигания). К выводам высоковольт­ных обмоток подключены свечные провода: к одной обмотке - 1-го и 4-го цилиндров, к другой - 2-го и 3-го. Таким образом, искра одновременно проскакивает в двух цилиндрах (1-4 или 2-3) - в одном во время такта сжатия (рабочая искра), в другом - во время выпуска (холостая). Модуль за­жигания - неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Свечи зажигания

А17ДВРМ или их аналоги, с помехо-подавительным резистором сопро­тивлением 4-10 кОм и медным сер­дечником. Зазор между электродами - 1,00-1,13 мм. Размер шестигранни­ка - 21 мм. На двигателе ВАЗ-2112 устанавливаются свечи с шестигран­ником 16 мм, они имеют обозначение АУ17ДВРМ и могут использоваться и на двигателях ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111.

Предохранители и реле системы впрыска

Три предохранителя (на 15 А каж­дый) и три реле системы впрыска (главное, электробензонасоса и эле­ктровентилятора системы охлажде­ния) находятся под консолью панели приборов рядом с контроллером. Один предохранитель защищает цепь питания системы впрыска (вход неотключаемого напряжения), вто­рой - контакты главного реле, третий - контакты реле электробензонасо­са. На системах впрыска ранних вы­пусков назначение предохранителей может быть иным. Кроме предохра­нителей предусмотрена плавкая вставка на конце красного провода, присоединяемого к клемме "+" акку­муляторной виде отрезка черного провода сече­нием 1 мм2 (сечение основного про­вода - 6 мм2).

Силовые контакты главного реле замыкаются при включении зажига­ния. После этого "плюс" подается к обмоткам реле электробензонасоса и электровентилятора системы ох­лаждения (включение реле - по ко­манде контроллера), клапану продув­ки адсорбера и форсункам (их вклю­чение - также по команде контролле­ра), датчикам системы впрыска. Пи­тание к контактам реле электровен­тилятора подается через предохра­нитель в монтажном блоке.

Работа системы впрыска

Состав смеси регулируется дли­тельностью управляющего импульса, подаваемого на форсунки (чем длин­нее импульс, тем больше подача топ­лива). Топливо может подаваться "синхронно" (в зависимости от поло­жения коленчатого вала) и "асин­хронно" (независимо от положения коленчатого вала). Последний режим используется при пуске двигателя.

Если при прокручивании двигателя стартером дроссельная заслонка от­крыта более чем на 75%, контроллер воспринимает ситуацию как режим продувки цилиндров (так поступают, если есть подозрение, что свечи за­литы бензином) и не выдает импуль­сы на форсунки, перекрывая подачу топлива. Если в ходе продувки двига­тель начнет работать и его обороты достигнут 400 мин-1, контроллер включит подачу топлива.

При торможении двигателем кон­троллер обедняет смесь для сниже­ния токсичности отработавших га­зов, а на некоторых режимах и вовсе отключает подачу топлива. Подача топлива отключается и при выключении зажигания, что предот­вращает самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя (дизелинг). При падении напряжения питания контроллер увеличивает время на­копления энергии в катушках зажи­гания (для надежного поджигания го­рючей смеси) и длительность им­пульса впрыска (для компенсации увеличения времени открытия фор­сунки). При увеличении напряжения питания время накопления энергии в катушках зажигания и длительность подаваемого на форсунки импульса уменьшаются.

Контроллер управляет включением электровентилятора дения (через реле) в зависимости от температуры двигателя, частоты вращения коленчатого вала и работы кондиционера (если он установлен). Электровентилятор включается, ес­ли температура охлаждающей жид­кости превысит 104°С или включен кондиционер. Электровентилятор выключается при падении темпера­туры охлаждающей жидкости ниже 101°С, выключении кондиционера, остановке двигателя (с задержкой в несколько секунд).

Лампа "CHECK ENGINE"

В комбинации приборов информи­рует водителя о неисправностях в си­стеме управления двигателем. На ча­сти автомобилей (с контроллером "Январь-4.1", GM) она также выдает коды неисправностей при включении зажигания, если замкнуты соответст­вующие контакты диагностического разъема, расположенного слева под панелью приборов. На выпускаемых в настоящее время контроллерах "Январь" и Bosch самодиагностика не предусмотрена, а разъем служит для подключения диагностического прибора типа DST-2.

Если система исправна, то при включении зажигания лампа "CHECK ENGINE" загорается, но гаснет сразу после пуска двигателя. Если лампа горит при работающем двигателе, в системе управления двигателем име­ются неисправности, условные коды которых контроллер записывает в па­мять (ОЗУ). Даже если лампа затем погасла, эти коды остаются в памяти и могут быть считаны с помощью диа­гностического прибора или в режиме самодиагностики (если он предусмот­рен). Чтобы стереть коды из памяти контроллера, надо отключить аккуму­ляторную батарею не менее чем на 10 с. Однако отказ некоторых компо­нентов системы впрыска (бензонасос и его цепи, модуль зажигания, свечи) не определяется контроллером и, соответственно, лампа "CHECK ENGINE" при этом не загорается

error: