Туристический день здоровья в доу юные путешественники. Сценарий туристического похода «Приключения юных туристов» для детей старшей группы детского сада

Вед.: — Добрый день, ребята! Сегодня, 27 сентября, отмечается Всемирный День туризма. Во многих странах мира проводятся различные мероприятия и конкурсы на тему «Туризм». Мы тоже не останемся в стороне и проведём сейчас вместе с вами соревнования под названием: «Туристическая полоса».

И для начала, поиграем.

Что в поход с собой возьмём,

Если мы туда пойдём?

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если «да» — в ладоши хлопни,

Если «нет» — ногою топни,

Только сильно не пыли.

Все понятно? раз, два, три…

Котелок, утюг, расчёска,

Пылесос, верёвка, соска.

Вездеход, бинокль, духи,

Две засушенных блохи,

Носовой платок, подушка,

Ласты, мяч, коньки и клюшка,

Молоток, кусачки, нож,

Ну, а соль с собой возьмёшь?

Спички, гвозди, сала шмат —

Вот и собран наш отряд. Молодцы!

Деление детей на 2-4 команды (по объединениям)

Вед: — Наша туристическая полоса состоит из 2-х этапов, каждый со своими заданиями.

Вед.: — Как вы знаете, отправляясь в поход, самое главное — хорошо подготовиться, и распределить роли.

Выбор обязанностей членов команды

(листочки с названиями обязанностей)

Ведущий предлагает участникам выбрать таблички с надписями обязанностей в походе:

1) капитан;

2) завхоз;

3) костровой;

6) летописец.

Вед: — Для каждого из вас будет определённая задача.

Конкурс 1 для капитанов

«Ориентирование»

Капитанам нужно сделать:

«2 шага на юг, 3 шага на запад, 4 шага на север и 1 на восток»

Конкурс 2 для завхозов

«Собираем вещи»

(мольберты, мел)

Завхозам надо собрать вещи в поход, написав их названия на мольберте. У кого больше получится? Время выполнения – 3 минуты.

Пример: палатка, спальник, подушка, котелок, нож, соль, крупа, макароны, топор, лопата и т.д.

Конкурс 3 для костровых

«Виды костров»

(щепки или палочки)

Костровым надо сложить из приготовленных щепок костры — «звезда», «шалаш», «колодец».

Конкурс 4 для коков

Эстафета «Сбор грибов»

(изображения грибов, корзины или вёдра)

Среди изображений различных грибов взять только съедобные и принести в корзину своей команды. Участники бегут до места расположения грибов и берут за раз только один из них. Время выполнения – 3 минуты.

Ассортимент съедобных грибов: сыроежка, белый гриб, подберезовик, опята, лисички, подосиновик, волнушки, рыжики, грузди, маслята.

Ассортимент ядовитых грибов: мухомор, бледная поганка, ложные опята.

Конкурс 5 для медиков

«Первая помощь»

(бинт /4 шт./, 4 гимнастические палки — «шины», «носилки» /4 шт./)

Медикам нужно оказать первую помощь при переломе ноги (правой), наложив шину, и транспортировать пострадавшего до ориентира.

Конкурс 6 для летописцев

«Экология в походе»

(кусочки или комочки бумаги с написанными изнутри словами напутствия)

Вед: — Наше путешествие подходит к концу, и нам пора отправляться домой. Но мы с вами хорошо помним правила поведения в природе и знаем, что, уходя, туристы должны навести порядок.

Поэтому в следующем конкурсе всей команде нужно быстро собрать бумажки, а затем летописцы из собранных слов составляют напутствие всем, кто отправляется в поход.

Добрым быть совсем не просто,

Но для тех, кто не велик,

И для тех, кто выше ростом,

Сердце добрым быть велит.

Вед.: — Итак, отправляемся в обратный путь. А для этого необходимо пройти все препятствия.

Каждый член команды выполняет задание только после прохождения испытания предыдущим участником.

Участники по очереди: прыгают по кочкам, проходят по бревну, переправляются по канату, пролезают сквозь паутину.
«Болото» («кочки»)
«Переправа через реку» (бревно)
«Переправа через пропасть» (канат, натянутый между футбольными воротами или деревьями) Держась руками и ногами за канат в подвешенном состоянии, переправиться на другую сторону.
«Паутина» (натянутая между деревьями верёвка)

Подведение итогов. Награждение.

Вед.: — Вот и закончились наши туристические соревнования! Надеюсь, что вы, ребята, хорошо запомнили, что нужно делать, чтобы стать настоящим туристом! Спасибо вам всем за активное участие!

Мероприятие подготовила физинструктор высшей категории Ершова О. А., ДУЗ № 91, г. Севастополь.

Туристический поход по детскому саду проводится для того, чтобы:

  • Закреплять расширенное представление детей о сохранении здоровья через активный отдых на природе.
  • Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи.
  • Развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей.
  • Создать атмосферу радости и дружелюбия, доставляя детям удовольствие.

Предварительная работа для занятия в детском саду:

  • Закрепить правила по ОБЖД.
  • Повторить правила поведения в природе.
  • Разучить речевки, пословицы и поговорки о здоровье.
  • Разучить подвижные игры в детском саду, эстафеты.

Туристический поход по детскому саду проводится осенью, в первой половине дня. Форма: спортивная, по сезону.

Участники: дети 5 и 6 года жизни, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Ход занятия в детском саду

Ведущий:

— Сегодня мы с вами отправляемся в поход.
Много нас открытий ждёт.
А поход наш не простой,
Слёт туристов — вот какой!
С вами мы сейчас не дети,
Взрослые туристы мы.
Справимся со всем отважно,
Всё преодолеем на пути.
Наш туристический поход
Нам здоровье принесёт.

В поход пойдут команды:

  • «Молния»,
  • «Тигрята»,
  • «Солнышко»,
  • «Туристы»,
  • «Жуки».

Команды проводят приветствие речевками.

Команда «Жуки»:

— Мы подвижные жуки:
Две ноги и две руки.
Мы на месте не сидим —
Тут и там мы победим!

Команда «Солнышко»:

— Солнце светит
Ярко-ярко!
Нам от солнца
Жарко-жарко!
Солнышко, сильнее грей.
Воду в речке нам согрей!
Солнце, воздух и вода
С ними здорово всегда!

Команда «Тигрята»:

— Раз, два!
Три, четыре!
Три, четыре!
Раз, два!
Эй, ребята, шире шаг!
Нет, наверно, в целом мире
Веселей, дружней ребят!
Не грустят в семействе нашем!
Мы поем, рисуем, пляшем!

Команда «Туристы»:

— Кто шагает с рюкзаком?
— Мы, туристы!
— Кто со скукой не знаком?
— Мы, туристы!
— Наш девиз:
«Всегда вперед!»

Команда «Молния»:

— Эй, ребята, тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
— Песню, ложку и рюкзак!
Кто отстал?
Не отставай!
Кто устал?
Не унывай!
Будь здоров!
Всегда здоров!
Наши лучшие друзья!
Солнце, воздух и вода.
Солнце, воздух и вода —
Наши лучшие друзья!

Ведущий: – Прежде чем соревноваться, надо обязательно размяться.

Проводится разминка «Солнышко лучистое».

Ведущий: Молодцы! Тренировку провели вы очень ловко. К походу готовы?!

Дети: — Готовы!

Ведущий: — Молодцы. Отправляемся в поход. Каждая команда пойдет по своему маршруту.

Капитаны команд получают маршрутный лист. Начинается путешествие по станциям.

Станция УГОЛОК ТУРИСТА

Навстречу выходит Лиса.

Лиса:

— Я хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
И зовут меня Лиса!

Ведущий: — Здравствуй, Лиса!

Лиса: Здравствуйте, туристы. А вы знаете, какие вещи нужно взять в поход?

Дети: Да!

Лиса: — Сейчас проверим. Давайте соберем в рюкзак все самое необходимое. Главное правило туриста — в поход нужно брать не то, что может пригодиться, а только то, без чего нельзя обойтись.

Команды приглашаются на старт.

Проводится игра «Что в походе пригодится?».

Ребенок берет необходимый предмет, бежит по прямой два метра и кладет предмет в рюкзак, обратно возвращается бегом.

Выбирают двух участников. Перед ними лежат предметы, необходимые для похода, и совершенно ненужные (консервы, кружки, ложки, сок, игрушки). По команде Лисы дети собирают в рюкзак только необходимые для похода предметы.

Проводится эстафета «Кто быстрее?».

Дети стоят в колоннах за линией старта. У старта лежит обруч с предметами, которые необходимы в походе — консервы, кружки, ложки, сок. Ребенок берет необходимый предмет, обегает три ограничителя «змейкой», расположенные на расстоянии двух метров, и кладет предмет в рюкзак, обратно возвращается бегом.

Лиса:

Станция МЫ ЗДОРОВЬЮ СКАЖЕМ «ДА!»

Доктор Пилюлькин: — Дети, здравствуйте! Я знаю, что вы хотите быть самыми здоровыми на свете. Для вас я приготовил задания и игру. За правильное выполнение каждого задания я вам даю листочек. У какой команды их будет больше, та и победит.

Задания от Доктора Пилюлькина.

Доктор задает детям вопросы:

  • Что такое здоровье? — Сила, ум, красота, счастье.
  • Что надо делать, чтобы быть здоровым? — Закаляться, выполнять режим дня, гулять на свежем воздухе, правильно питаться, проветривать помещение.
  • Как надо помогать здоровью? — Беречь зрение и не сидеть долго у телевизора, компьютера, следить за осанкой, осторожно переходить улицу.
  • Какие грибы съедобные, а какие нет? (На столе перед Доктором Пилюлькиным лежат карточки, на которых изображены грибы. На одну доску дети должны прикрепить магнитом съедобные грибы, на другую — несъедобные).

Доктор Пилюлькин: — Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Самый ловкий».

Проводится игра «Самый ловкий».

По кругу разложены грибы. Их на несколько штук меньше, чем участников. По сигналу дети начинают движение по кругу, по второму сигналу — быстро берут один гриб. Кто не успел взять гриб, выходит из игры. Ведущий убирает постепенно несколько грибов. Игра продолжается, пока не останется несколько участников — самых ловких.

Доктор Пилюлькин: — Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.

Станция ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

Баба-Яга: — Что за шум? Что за гам? Вы кто такие, и откуда вы пришли? А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес засоряют!

Воспитатель: — Мы не всякие, мы туристы!

Баба-Яга: — Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите, что натворили! А какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего сто лет! Ах! Какой был воздух! Аромат! А теперь? Та бумажка пролежит три года, а может быть и больше, пока природа переварит её. А эта пластиковая бутылка и через пятнадцать, а то и через двадцать лет не исчезнет. Что смотрите? Уходите, сказано не пущу!

Воспитатель: — Уважаемая Баба-Яга, наши ребята знают, как нужно себя вести в лесу.

Баба-Яга: — А это мы сейчас проверим.

Экологические знаки.

Баба-Яга проверят знание детей экологических знаков:

  • Не топчи цветы, траву.
  • Тщательно туши костёр, уходя с места отдыха.
  • Не кричи, не включай громкую музыку.
  • Не рви паутинки.
  • Не ломай ветки деревьев.
  • Не разоряй гнёзда птиц.

Баба-Яга: — А ну-ка скажите, куда девать мусор после себя?

Проводится конкурс «Кто быстрее соберет мусор».

Дети надевают перчатки, берут мусорные пакеты и по сигналу быстро складывают в них мусор.

Баба-Яга:

— Я скажу вам от души —
Все ребята хороши!
Очистили мне полянку.

— Посмотрите на этот костер. Правильно ли его подготовили предыдущие дети? Чего не хватает?

Проводится конкурс «Обложи костер камнями».

Баба-Яга: — Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.

Станция ВЕСЕЛАЯ ТРОПИНКА

Для детей младшего дошкольного возраста:

Дети идут парами по тропинке. По сигналу «дерево» останавливаются, держась за руки поднимают их вверх и слегка отходят друг от друга, образуя туннель. Последняя пара в колонне пробегает под поднятыми руками детей и встаёт впереди колонны.

Такое задание выполняет каждая пара. Когда все пары пробегут и встанут на свои места, ходьба продолжается.

Для детей старшего дошкольного возраста:

Задание для детей не отличается от группы детей младшего дошкольного возраста. Добавляется только сигнал «кочка». По сигналу «кочка» дети останавливаются. Держась за руки, отходят друг от друга на вытянутые руки и присаживаются на корточки, делая кочку. Последняя пара перешагивает через все кочки, присаживаясь впереди колонны, делает такую же кочку. То же самое выполняют все пары друг за другом.

Игра заканчивается, как только первая пара возвращается вперёд на своё место.

Станция ТУРИСТИЧЕСКАЯ

Лесовичок: — Здравствуйте, ребята! Вы пришли ко мне пешком. А знаете ли вы, на чем еще можно путешествовать? Какие виды туризма существуют?

Дети: — Водный, конный, лыжный, автомобильный.

Лесовичок: — Правильно! Только во время путешествий вас могут подстерегать опасности, а вы должны знать, как можно помочь себе и другим.

Лесовичок задает командам вопросы. За каждый правильный ответ команда награждается листочком.

Задания на знание правил поведения в лесу:

  • Если ты в лесу поцарапался, а йода или зеленки с собой нет, то чем ты можешь смазать царапину?
  • Если тебя укусила оса, что ты будешь делать? — Нужно вытащить жало, смазать место укуса мылом.
  • Если ты сильно разбил коленку, что ты будешь делать? — Нужно промыть рану, обработать ее, перевязать бинтом.
  • Если ты обнаружил на своем теле клеща, что ты будешь делать? — Нужно сообщить взрослому, смазать кожу маслом и, когда клещ начнет выбираться из-под кожи, нужно его аккуратно вытащить иголкой, обратиться к врачу.

Собираясь в лес на природу помни о правилах безопасности:

  1. Надевай одежду, которая плотно облегает твое тело.
  2. Кофта должна быть обязательно заправлена в брюки, на голове косынка, капюшон, кепка.
  3. Вернувшись из леса, сразу осмотри свое тело. Лучше всего видно присосавшегося клеща на солнце. Обнаружив на своем теле клеща, немедленно сообщи об этом взрослому — сам ты не справишься с этой проблемой.
  • Если ты загнал под кожу занозу, что ты будешь делать? — Нужно сообщить взрослом, обработать иголку спиртом и вытащить занозу иголкой.
  • Что делать, если ты ударился головой и набил шишкой? — Нужно приложить что-нибудь холодное: холодную ложку, платок, смоченный в холодной воде, мокрую газету.
  • Что делать, если тебя покусали комары? — Нужно укусы смазать рапой — соленой водой. Это поможет уменьшить зуд.
  • Что делать, если в лесу ты встретил дикого зверя? — Нельзя убегать. Лучше всего замереть, тогда зверь пойдет своей дорогой. Если зверь собрался на тебя напасть, позови на помощь взрослого, забирайся на дерево.

Лесовичок: — Я хочу сегодня предложить покататься на лошадях. Как будет называться этот вид туризма?

Проводится эстафета «Конный туризм» .

Дети скачут прямым галопом наперегонки парами до ориентира и обратно.

Лесовичок: — Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.

Станция ПРИВАЛ или ЗАГАДОЧНАЯ

Бабушка-загадушка: — Здравствуйте, ребята! Я вам буду загадывать загадки и за каждый правильный ответ давать листочек.

Бабушка загадывает детям загадки.

Бабушка-загадушка: — А сейчас, кто мне расскажет пословицы о здоровье и спорте, тому я вручу листочек.

— Молодцы, ребята! Справились с заданием. До свидания! Вам пора продолжать путь.

Станция ПЕРЕПРАВА

Петрушка:

— Я вас приветствую друзья!
Петрушкой я зовусь.
Люблю в походы ходить я
И вас с собой возьму.

— Хотите? Вот вам задание: необходимо с помощью скейта и каната осуществить переправу. Кто быстрее переправится, тот и выиграл.

Проводится эстафета «Переправа».

Дети делятся на две команды. Перед ними разложены обручи на расстоянии друг от друга. Первые в колонне берут первый обруч в руки, надевают его на себя сверху и выходят из обруча. Затем подходят ко второму обручу и пролезают в него сверху и так далее. Затем садятся на скейт, кладут на него ноги, берутся за веревку, привязанную к лестнице, и продвигаются вперед до ориентира, затем возвращают скейт на место, а сами садятся на скамью.

Как только участник садится на скейт, в обручи пролезает следующий участник.

После эстафеты проводится построение вокруг клумбы.

Ведущий:

— Мы в поход сходили,
Стали все друзья.
И теперь все знают —
Нам ссориться нельзя!

— Мы предлагаем вам веселый танец «Вперед четыре шага».

Дети танцуют танец «Вперед четыре шага».

Ведущий: — Этот день еще мы долго вместе будем вспоминать, и на память о нем мы хотим вручить вам вымпела и награды.

Детям вручают вымпелы и сладкие призы.

_______________

Для проведения спортивных праздников в детском саду вам понадобиться детский спортивный инвентарь. По невысоким ценам его можно заблаговременно приобрести в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru


Сценарий туристического похода «Приключения юных туристов»

для детей старшей группы детского сада

Цель:

Вызвать у детей положительные эмоции, хорошее настроение на весь день.

Задачи:

Закрепить знания о переходе через проезжую часть.

Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.

Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками.

Развивать и обогащать словарный запас по теме «туризм».

Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях.

Следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса, соблюдать правила поведения в лесу.

Ход мероприятия.

Дети строятся в колонну по двое на участке детского сада. Воспитатель предлагает разучить речёвку:

Воспитатель: Кто шагает с рюкзаком?

Дети: Мы, туристы!

Воспитатель: Кто со скукой не знаком?

Дети: Мы туристы!

Воспитатель: Нас вперёд ведут…

Дети: Дороги!

Воспитатель: Наш девиз:

Дети: «Всегда вперёд!»

Воспитатель: Эй, ребята,

Дети: Твёрже шаг!

Воспитатель: Что турист берёт в дорогу?

Дети: Песню, ложку и рюкзак»

Воспитатель: Сегодня мы с Вами отправляемся в поход в нашу берёзовую рощу.

Но прежде чем идти, давайте вспомним о правилах дорожного движения.

Где нужно переходить дорогу?

На какой свет светофора мы будем переходить дорогу?

Можно перебегать проезжую часть?

Мы с вами настоящие туристы! Давайте подумаем, какими людьми по характеру должны быть туристы?

Ответы детей.

Ну вот, мы и отправляемся в наш поход в берёзовую рощу.

Дойдя до рощи, дети перестраиваются в колонну по одному.

На полянке дети рассаживаются кругом.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в природе. Проводится беседа.

А теперь давайте поиграем!

Игра «Снайперы».

Дети делятся на две команды. У каждого в руках шишка. Для каждой команды выкопана своя ямка. Первый участник пытается забросить шишку в ямку. Выигрывает команда, забросившая больше шишек.

Игра «Бег в обручах» Участник каждой команды залезает в обруч и держа его руками бежит до дерева, обегает его, и передает обруч следующему участнику команды.

«Туристические загадки »

Он с тобою и со мной

Шёл лесными стёжками,

Друг походный за спиной

На ремнях с застёжками.

(Рюкзак)

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко

Что это?

(Палатка)

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой

(Компас)

Он в походе очень нужен,

он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить

Чай душистый кипятить

(Котелок)

Игра «Назови слово на букву …»

Воспитатель называет любую букву, дети называют слова растительного и животного мира, начинающиеся на эту букву.

Воспитатель: А сейчас, как настоящие туристы устроим привал: доставайте из рюкзаков свои запасы и давайте перекусим.

После перекуса воспитатель предлагает детям собрать шишки, жёлтые листья, ягоды рябины, сухие палочки для изготовления поделок.

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

Давайте встанем в круг и произнесём слова:

Я в походе, ты в походе,

Я весёлый, ты весёлый,

Я твой друг, ты мой друг,

Давайте обнимемся.

Ребята вам понравилась наша прогулка?

Что больше всего понравилось?

Давайте посмотрим, чистую ли поляну мы оставляем? Почему мы должны это сделать?

Возвращение в детский сад.

Программные задачи:

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательные: знакомить с понятием «глобус», «карта», «экватор», закреплять у детей знания о различных видах транспорта, расширять у детей представления об окружающем мире.

Развивающие: развивать внимание, память, образное мышление.

Материал к занятию: глобус, карта географическая, игровые фишки.

Предварительная работа: беседы о видах транспорта, о специальном транспорте («скорая помощь», пожарная машина и др.), беседы о бережном отношении к природе.

Ход занятия :

Воспитатель : Дети, давайте вспомним какое сейчас время года? (зима ). А какой месяц? (февраль ). Это теплое или холодное время года? (холодное ). А какое время года самое теплое? (лето ). Ребята, летом многие из вас отправляются в путешествия. А на чем мы можем путешествовать? (самолет, машина, поезд, пароход ). А можем ли мы путешествовать на пожарной машине или скорой помощи? (нет ). Почему? (это специальные машины ). А каким общим словом можно назвать все машины, самолеты, пароходы? (транспорт ). Какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, водный , наземный) . Ребята, назовите водный транспорт (лодка, катер, пароход , корабль) . Воздушный (самолет, вертолет, ракета ). Наземный (автобус, машина, поезд ).

Воспитатель: Ребята, а как называются люди, которые любят путешествовать? (путешественники ). Я предлагаю вам поиграть в игру, она называется «Путешественники». Я буду называть транспорт на котором можно путешествовать, а вы постарайтесь его изобразить. Но если я назову специальный транспорт, вы должны остановиться и стоять на месте. (Воспитатель называет транспорт: ракета, паровоз, скорая помощь, лодка, машина и т.д.). После игры воспитатель поощряет детей фишками.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в старину люди тоже любили путешествовать, но раньше было ни поездов, ни самолетов и приходилось отправляться в путь на кораблях по морям и океанам. Их называли мореплавателями: такими были Колумб, Магеллан. Они открывали новые земли, и для того, чтобы эти открытия остались для потомков, стали наносить увиденное на лист бумаги. Эти рисунки назвали картой.

Воспитатель: Вот перед нами лежит такая карта (воспитатель вместе с детьми рассматривает карту ). Представьте себе, что мы мореплаватели, а это наша Земля. Посмотрите мы движемся по кругу, значит наша Земля круглая! После этого открытия ученые изобрели глобус. Слово «глобус» означает «шар».

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает глобус ). Глобус – это модель земного шара, прибор по которому можно увидеть поверхность земли. Посмотрите, на этот шар и вы увидите, что большая часть его голубого цвета.

Как вы думаете, что это означает? (это вода – моря, реки океаны ). А что же обозначает зеленый цвет? Желтый? Коричневый? (равнины, леса, горы , пустыни) . Встречаются на карте голубые ниточки и пятнышки. Это реки и озера. Линия, которая разделяет земной шар на две части называется «экватор ». Он делит нашу землю на два полушария: Северное, Южное.

Ребята, перед вами глобус и карта. Посмотрите что же в них общего и в чем различие? (Вода – голубая, пустыни и равнины изображены одинаковым цветом на глобусе и на карте ). А в чем отличие? (Глобус круглый, а карта плоская; на глобусе можно увидеть какая Земля круглая, а карта плоская и её можно повесить на стену.

Воспитатель: Представьте ситуацию: заводы и фабрики выбрасывают много вредных веществ, отдыхающие люди оставляют мусор в лесах на берегах рек. Все отходы так или иначе попадают в воду. Поэтому купание в речке, жизнь рыб становится невозможным! Теперь я вам раздам листы бумаги, порвите её на кусочки и разбросайте по карте. Посмотрите, что же мы видим? Не стало видно ни суши. Ни воды. Как вы думаете, что произойдет с природой, если так жестоко относится к окружающему миру? (все погибнет ). А для того, чтобы жизнь на Земле продолжалась, мы должны оберегать её от вредителей и следить за чистотой.

Воспитатель: Ребята, на этом занятии вы узнали много интересного: что такое «глобус», «экватор», «полушария». Теперь вы знаете, что глобус – это модель Земли, Земля круглая и большая её часть покрыта водой. А для того, чтобы сохранить жизнь нашей планете мы с вами будем беречь и охранять природу. На следующих занятиях мы обязательно поговорим об этом.

Задачи:

— закреплять знания о флоре и фауне лесного болота;

— развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность, ориентировку в пространстве;

— формировать интерес к природе, умение играть сообща.

Предварительная работа : чтение, рассказывание и рассматривание картин, иллюстраций с изображением болота.

Воспитатель . Ребята, мы в прошлый раз путешествовали с вами по летнему лесу. Но побывали далеко не во всех его местах. В лесах под ногами может быть не только мох и трава, но и вода. Кто из вас видел в лесу или на опушке болотце? Чем оно отличается от озера, пруда, реки? О чем вас предупреждали родители, когда вы подходили к болоту? Почему болото опасно?

Дети отвечают.

Болото не только опасно, но и очень интересно для изучения. В нем много растений и животных, в нем сохраняется влага, так необходимая для всего живого. Когда люди осушили болота, это привело к нарушению экологического равновесия в природе, в этих местностях стали появляться овраги, суховей. Оказывается, в природе нет ничего лишнего, болота тоже нужны земле.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие к одному из лесных болот. Добраться до него нелегко, поэтому мы станем гусями-лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь.

Дети имитируют полет лебедей, передвигаются по всей площадке за воспитателем.

Давайте покричим, как лебеди : «Курлы-курлы-курлы».

Дети подражают крику лебедей.

Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, над полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес, на краю которого находится болотце. Приземляемся. Я предупреждаю, что на болоте надо быть очень внимательными. Попадаются места с трясиной, из которой нельзя выбраться. Сядем пока на краю болота, на твердую землю. Теперь можно и в детей превратиться опять. Оглядитесь, осмотритесь.

Ребята, мы недавно ходили к березке, путешествовали в березовой роще. Какие там красавицы были! А почему у болота березки такие тоненькие, кривые, низкие?

Когда мы показывали березку из леса, то изображали ее, как стройную девушку в белом сарафане. Покажите. А теперь покажите березку у болота.

Дети изображают березку на болоте.

Вы знаете, под такими березками даже подберезовики растут, как губка, наполненная водой. Так много влаги. А какие еще растения растут на болоте? Почему они не погибают?

Дети. Осока, ряска, камыш, вереск, сабельник и другие влаголюбивые.

Воспитатель . По болоту ходить можно только с палкой. Для чего она нужна?

Дети отвечают, воспитатель дает краткие пояснения.

Выбирайте палку попрочнее и подлиннее. Будем измерять глубину впереди себя. Если палка не проваливается, то можно наступать. Покажите мне свои палки (воображаемые). Все готовы? Идем друг за другом, шаг в шаг, чтобы не провалиться.

Воспитатель проводит игру «С кочки на кочку».

Начались кочки. По ним можно ходить. (Кочки обозначены мелом или дощечками.) Помните, как в мультфильме зайка перебрался через болото с помощью волшебной палочки-выручалочки? Вот так и мы пойдем. Будем переставлять палочку от одной кочки до другой. Старайтесь быть осторожными, не спешите. Кочки стали попадаться чаще, теперь можно прыгать с кочки на кочку. Только не попадите мимо! Не спешите, хорошо отталкивайтесь. Наконец-то добрались до сухого места! Можно передохнуть.

А кто же тут в болоте такой зеленый? Отгадайте: «Скачет, как мячик, плавает, как рыба». Конечно, это лягушка. Как их много на болоте! И мы с вами станем веселыми лягушатами. Сядьте, как лягушки. Устроим настоящий лягушачий хор.

А теперь попрыгайте, лягушата, по кочкам, половите комаров.

Как веселые подружки,

Скачут, квакают лягушки:

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Будем петь мы до утра».

Лягушки-хохотушки

Воспитатель . Лягушата, давайте покажем веселых лягушек, о которых говорится в стихотворении.

Две лягушки-хохотушки

(Дети показывают указательный и средний пальцы, остальные собирают в щепоть.)

Прыгали-скакали.

(Изображают прыжки пальцами.)

Лапкой — хлоп, другою — хлоп,

(Хлопают рукой по ноге.)

Щеки раздували.

(Показывают пальцами округлость щек.)

Увидали комара,

(Показывают комара пальцами, сложенными в щепоть, прослеживают траекторию его полета.)

Закричали: «Ква-ква-ква!»

(Изображают пальцами рот лягушки.)

Улетел комар, как ветер.

(Резко выбрасывают руку вперед, выставив указательный палец.)

Хорошо пожить на свете!

(Гладят ладонями по груди, выставляют большой палец вперед.)

Воспитатель. Что это за птица показалась впереди? Угадайте.

Стоит остроносая птица в воде,

Не шевельнется, проказница!

На левой стоит иль на правой ноге,

Какая тут, собственно, разница? (Цапля.)

Г. Буковская

Правильно, это цапля. Цапли живут на болоте. Эта редкая птица находится под охраной. Давайте станем цаплями. Покажите, как они спят на одной ноге.

Дети показывают.

Чем питаются цапли?

Дети отвечают.

Правильно, лягушками. Давайте поиграем в интересную игру.

Проводится подвижная игра «Лягушки и цапля».

Вы были очень ловкими лягушками и цаплями. Но нам пора идти дальше. Нас еще ждет много интересного. Посмотрите, что это за красные бусинки на поверхности болотного мха? Как называется эта ягода?

Дети отвечают.

Клюква растет только на болоте. Ее собирают в конце августа — начале сентября. Это очень полезная для здоровья ягода! Будем собирать ее, перепрыгивая с кочки на кочку. Посчитайте, сколько ягод клюквы вы собрали.

На болотце мы пойдем,

Много клюквы соберем.

А растет она на кочке

И висит на тонкой ножке,

Красным цветом выделяясь,

Кислым вкусом наливаясь.

Осторожно мы ступаем,

Клюкву дружно собираем.

Я поставлю вам большое лукошко, а вы высыпайте всю собранную клюкву. Теперь зимой у нас будет много витаминов. Станем готовить морсы, кисели. Сколько ягод собрал каждый из вас?

Дети отвечают.

Давайте обойдем болото по краю. Вставайте за мной, идите осторожно, внимательно смотрите. Впереди большая куча сухих веток, а на них свернулись клубком черные змеи — гадюки. Как страшно! Ведь они могут укусить. Яд гадюк смертелен. Давайте обойдем их тихо, осторожно, на цыпочках, чтобы не потревожить. А теперь тихо расскажем о том, что мы сейчас сделали, чтобы хорошо запомнить, как надо вести себя на болоте.

На болоте

Будь осторожен на болоте

(Дети поднимают указательный палец вверх.)

И на змею не наступи.

(Отдергивают ноги.)

Ее заметить здесь не просто.

(Подносят ладонь домиком ко лбу.)

Иди тихонько, не спеши.

(Ходят на носочках на месте.)

Как палка, может растянуться

(Кисти сжимают в кулак, соединяют перед собой, раздвигают в стороны по прямой линии.)

Опасная для нас змея.

(Скрещивают пальцы обеих рук.)

Потом клубком она свернется,

(Скрещивают руки, пальцы расставляют.)

Среди кустов лежит, шипя.

Не нарушай ее покоя

(Скрещивают руки, пальцы вместе.)

И осторожно обходи.

(Изображают круг указательным пальцем.)

Болото — дом ее законный,

(Из сомкнутых ладоней делают домик.)

А ты здесь — гость, (Кланяются.)

Вот и смотри!

Воспитатель . Уф, наконец-то прошли мимо гадюк! Мы их не трогали, и они нас не ужалили.

На нашем болоте творятся какие-то сказочные вещи! Я слышу голос Водяного из сказки «Летучий корабль». Помните такого? Мы тоже станем водяными. Сели на дно, а теперь поднимаемся на поверхность и поем песенку Водяного, который жаловался на свою жизнь в болоте.

Дети поют.

Я думаю, что Водяному теперь стало повеселее, у него появилось много друзей.

Ребята, а вот и еще один герой сказки. Он ловит пиявок сачком, а зовут его Дуремар. Из какой он сказки?

Дети отвечают.

Давайте поиграем в пиявок.

Игра «Пиявки»

Воспитатель. Я буду первой пиявкой. Все пиявки бегают по болотцу, а я должна догнать кого-нибудь и «присосаться». Теперь нас двое, и мы так продолжаем бегать, пока не «присосемся» к третьей пиявке и так далее, пока все пиявки не будут как одна. Начали.

Какая длинная пиявка у нас получилась! Можно разъединиться и превратиться в детей.

Интересное путешествие у нас получилось! А вам понравилось? Но пора возвращаться в детский сад. Ну, гуси-лебеди, приготовились, полетели. Куда бы вы хотели отправиться в путешествие еще?

Дети планируют дальнейшие путешествия.

error: