Соотношение долга к ввп по странам. Как япония решает проблему госдолга

В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2019 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
США 16 893 000 101
Великобритания 9 836 000 396
Германия 5 624 000 159
Франция 5 633 000 188
Нидерланды 3 733 000 309
Япония 2 719 000 46
Испания 2 570 000 165
Италия 2 684 000 101
Ирландия 2 357 000 1060
Люксембург 2 146 000 3411

В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.

Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.

Государственный долг Японии в марте вновь обновил рекорд и достиг отметки 1,053,357,200,000,000 йен (1,053 квадриллиона иен = $8,78 триллиона).

По оценкам Международного валютного фонда к концу 2015 года отношение госдолга к ВВП страны может превысить отметку 246%. Дело в том, что власти Японии не намерены останавливаться и уже в конце текущего финансового года (который начался в апреле) намерены увеличить объем госдолга до 1,167 квадриллиона иен.


Текущее значение госдолг/ВВП без учета корректировок составляет 215% (номинальный ВВП за 2014 год составил 0,499 квадриллиона иен).

И хоть международные эксперты предупреждают правительство Японии, что такой уровень долга может оказаться опасным для страны, низкие ставки позволяют расходовать на его обслуживание минимальные суммы.

Поскольку долг можно рефинансировать по очень низким ставкам, риски при его продления крайне низки, что позволяет заемщикам, которые в нормальной ситуации считались бы банкротами, сохранять платежеспособность намного дольше, чем они на самом деле могли бы. Вообще, если долг можно постоянно продлевать по нулевой ставке, он становится не существенной проблемой. Никто не может стать банкротом, а долг становится де-факто вечным.

Японский опыт прекрасно иллюстрирует этот феномен. Государственный долг превышает 200% ВВП и кажется неподъемным. Но обслуживание этого долга обходится всего лишь в 1-2% ВВП, позволяя Японии избегать банкротства.

Подсчитаны новые данные государственного долга стран мира в 2017 году. Учитывая уникальность экономики каждой страны, для более объективного сравнения государственный госдолг сравнивается с валовым внутренним продуктом (ВВП).

Государственный долг различают двух типов:

Текущий - тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2017.
Общий государственный - накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы.

Чтобы оценить величину госдолга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт ) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Так, в 2016 году государственный долг Японии составлял около 248,1 % от ВВП. Это означает, что для полного погашения государственного долга, всё население страны должно работать в течение 2,5 лет, полностью отказавшись от использования ВВП в других целях, например как собственное потребление. В действительности в течение этого периода возникнет новая задолженность, так как полный отказ от собственного потребления невозможен. С другой стороны, Япония является, наряду с Китаем, самым крупным кредитором США. И при взаиморасчёте, положение Японии может оказаться лучше, чем США. Напомним, государственный долг стран мира 2016 .

Стоит отметить, что экономика США при наличии крупнейшего госдолга в мире и самого крупного ВВП в соотношении находится лишь на 9 месте.

Эксперты утверждают, что госдолг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности.

Далее приведены значения государственного долга (брутто, без встречных требований других государств) по отношению к ВВП. При этом не учитываются обязательства государств по пенсионному страхованию, медицинскому страхованию, здравоохранения и другие виды финансирования. В том числе и скрытая задолженность.

Государственный долг стран мира 2017 в процентах от ВВП: Таблица

1 Япония - 250,91
2 Ливан - 147.62
3 Италия - 131.71
4 Эритрея - 127.5
5 Португалия - 127,33
6 Кабо-Верде - 122.25
7 Бутан - 122.12
8 Ямайка - 116.07
9 США - 107.48
10 Барбадос - 106.58
11 Бельгия - 106,52
12 Гамбия - 99.24
13 Ливия - 98.94
14 Франция - 98.84
15 Испания - 98,47
16 Сингапур - 99,93
17 Мальдивы - 95.84
18 Кипр - 95.32
19 Ирак - 95.22
20 Мавритания - 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи - 93.77
22 Украина - 92.31
23 Белиз - 92.04
24 Бахрейн - 92.01
25 Канада - 90.56
26 Хорватия - 88.99
27 Египет - 88.82
28 Антигуа и Барбуда - 88.08
29 Великобритания - 87.92
30 Сент-Люсия - 87.87
31 Иордания - 87.45
32 Ирландия - 84.6
33 Австрия - 83.85
34 Мозамбик - 82.02
35 Словения - 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины - 81.73
37 Доминика - 81.28
38 Бразилия - 80.49
39 Гренада - 78.26
40 Сербия - 77.94
41 Черногория - 76.99
42 Шри-Ланка - 74.83
43 Венгрия - 74.46
44 Киргизия - 73.52
45 Гана - 72.21
46 Тринидад и Тобаго - 69.4
47 Республика Конго - 68.99
48 Беларусь - 68.89
49 Ангола - 68.65
50 Албания - 67.77
51 Израиль - 67.69
52 Багамские Острова - 67.56
53 Малави - 67.45
54 Финляндия - 66.25
55 Лаос - 66.11
56 Германия - 65.88
57 Индия - 65.56
58 Нидерланды - 64.89
59 Вьетнам - 64.82
60 Уругвай - 64.01
61 Марокко - 63.97
62 Пакистан - 63.66
63 Того - 63.13
64 Сальвадор - 61.79
65 Джибути - 61.33
66 Аргентина - 60.87
67 Мальта - 60.78
68 Тунис - 59.27
69 Эфиопия - 59.03
70 Замбия - 58.61
71 Лесото - 58.5
72 Сейшельские Острова - 58.49
73 Йемен - 58.15
74 Пуэрто-Рико - 57.7
75 Маврикий - 57.56
76 Самоа - 57.01
77 Катар - 56.38
78 Сенегал - 56.22
79 Сент-Китс и Невис - 55.98
80 Малайзия - 54.96
81 Кения - 54.96
82 Мексика - 54.89
83 Зимбабве - 54.89
84 Таджикистан - 54.43
85 Гайана - 54.1
86 Польша - 52.85
87 Исландия - 52.63
88 Судан - 52.43
89 Сьерра-Леоне - 52.14
90 Центральноафриканская республика - 52.11
91 Южно-Африканская Республика - 52.11
92 Словакия - 51.89
93 Гондурас - 49.76
94 Габон - 49.52
95 Китай - 49.32
96 Армения - 48.93
97 Боливия - 48.28
98 Колумбия - 47.99
99 Нигер - 47.85
100 Дания - 47.73

175 Россия - 19.43

Все хорошо знают что Япония лидер по размеру государственного долга среди всех стран мира. Отношение госдолга к ВВП в Японии составляет 250%. Абсолютный размер долга - 12,5 трлн. долларов. Вот его динамика в последнее десятилетие.

Считается что иметь дефицитный бюджет нехорошо. Но японцы меньше всех напрягались и напрягаются по этому поводу. Они охотно финансировали и продолжают финансировать дефицит бюджет за счёт размещения облигаций. Международные финансовые организации их постоянно критиковали и критикуют за это. И тут вдруг неожиданно выяснилось что проблемы с госдолгом нет вообще никакой. Сейчас объясню почему. Но сначала немного цифр.
Федеральный бюджет в Японии составляет 830-850 млрд. долларов по расходам. Облигаций они выпускают каждый год на 1,5 трлн. долларов. Т.е. эмиссия облигаций вдвое првышает бюджет. Большая часть облигаций идет на рефинансирование накопленного долга (см. диаграмму).


Черные сегменты это облигации, выпущенные для того чтобы рефинансировать долг. Красные сегменты это облигации, выпущенные для финансирования дефицита бюджета. Серые сегменты это облигации, выпущеные для того чтобы финансировать дефицит пенсионного фонда.
При этом дефицит бюджета у Японии составляет 4,5% ВВП.

Для сравнения у США дефицит бюджета составляет 3,2% ВВП, у Великобритании - 3% ВВП.

15,6% всех доходов федерального бюджета в Японии идет на уплату только процентов по гос. облигациям. При этом Банк Японии держит 40% всего долга Правительства Японии. И Банк Японии возвращает обратно Правительству все процентные платежи по тем облигациям, которые ему (Банку Японии) принадллежат. Ну то есть обслуживание той части долга, которая принадлежит Банку Японии не стоит Правительству ничего. А 15,6% доходов бюджета уходит на обслуживание прочей части гос. долга - того гос. долга который принадлежит физическим и юридическим лицам.

И вот Правительство Японии совместно с ЦБ Японии решили полностью решить проблему госдолга. Они договорились что ЦБ Японии будет выкупать с рынка госдолг Японии, принадлежащий всем прочим держателям облигаций. Каждый год будет выкупаться долг на 700-800 млрд. долларов. Предполагается что весь долг будет выкуплен Банком Японии к 2026 году. Соответственно, к 2026 году расходы бюджета на обслуживание гос долга упадут до нуля. Т.е. ЦБ Японии будет выплачивать Правительству Японии в виде прибыли ту же сумму которую Правительство Японии должно платить ЦБ Японии в виде процентов по облигациям. Это нормальная практика когда ЦБ выплачивает Правительству часть своей прибыли. (ЦБ России например отчисляет Правительству РФ 75% прибыли.).
Вот так вот всё не сложно. Само собой, выкуп долга на 700-800 млрд. долларов в год означает эмиссию на ту же сумму. Но инфляция в Японии сейчас составляет 0,02%, то есть инфляция равна нулю. Так что проводить мягкую денежно-кредитную политику не сложно. И даже если инфляция вдруг подскочит то это ничего не изменит, потому что есть миллион способов стерилизовать избыточную денежную массу.

В принципе США могут сделать со своим госдолгом тоже самое. Им для этого придется эмитировать 11,5 трлн долларов. Ну то есть примерно на треть больше нежели японцам. Как мы помним в ходе QE1-QE3 ФРС эмитировал 3,6 трлн. долларов и 90% этих денег так и не попали в экономику, оставшись на корр. счетах банков в ФРС (подробнее

Новый рекорд внутреннего государственного долга установила Япония. Величина государственного долга Страны восходящего солнца перед собственными корпорациями и населением составляет сегодня более 235% ВВП. Инвесторы уверены: гигантский долговой пузырь может лопнуть уже в самые ближайшие годы (до 2017 г.), и виноватой в этом, вероятно, окажется финансово-нестабильная Европа. Японские власти пытаются решить проблему за счет увеличения налогов, но эксперты считают это не лучшим лекарством и уже не верят в иену как в надежный актив. Наибольшее опасение у инвесторов вызывает неумолимый рост японского государственного долга. В 2011 финансовом году, который закончился 31 марта 2012 г., его общий объем составил около 12 трлн долл. Эта сумма вдвое превышает ВВП государства. Согласно оценкам МВФ к 2014 г. размер этого долга составит 245% ВВП, а ведь еще в 1984 г. он был на вполне безопасном уровне - немногим более 67% ВВП. По подсчетам экономистов государственный долг в расчете на каждого японца уже превышает 105 тыс. долл.

Не стоит забывать при этом, что речь идет о внутреннем долге, поскольку японское государство занимало средства у населения и национальных корпораций, в том числе через страховые компании или пенсионные фонды. Внешние займы составляют незначительную долю в общем объеме японского государственного долга. "Долг Японии - это огромный пузырь, и он достиг таких размеров, что любая “маленькая иголка” может его проткнуть", - считает президент инвестиционной компании "Фуджимаки" Такеси Фудзимаки. По его мнению, японская экономика может обрушиться в 2017 г. У Японии нет выхода из сложившейся ситуации, кроме как объявить дефолт или спровоцировать гиперинфляцию - утверждает менеджер. Именно европейские события как раз и могут стать той роковой "маленькой иголкой". По его мнению, к 2018 г. Япония вплотную подойдет к неизбежному дефолту. Еще в январе 2011 г. - впервые с 2002 г. - рейтинговое агентство Standard & Poor"s снизило долгосрочный рейтинг Японии до АА- с АА с негативным прогнозом. Тогда же японское правительство разработало план по повышению налогов на потребление в предстоящие годы. В частности, планируется поднять 5% налог на потребление до 10% к 2015 г. Происшедшая в Японии весной 2011 г. крупнейшая природная катастрофа (мощное цунами с землетрясениями) и последовавшая авария на АЭС "Фукусима" лишь усугубили ситуацию с растущими бюджетными расходами (было затрачено 50 млрд долл. на нейтрализацию последствий этой катастрофы). Эксперты полагают, что это приведет к дальнейшему затуханию роста промышленного производства и замедлению восстановления экономики после стихийного бедствия.

Весной 2012 г. агентство Standard & Poor"s подтвердило суверенный рейтинг Японии на уровне АА-, сохранив негативный прогноз. Однако в мае 2012 г. Fitch понизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии сразу на две ступени, до отметки А+. У рейтинговых агентств есть сомнения, что обсуждаемые правительством фискальные меры будут иметь положительный эффект. Увеличение налога на потребление не решит структурных проблем японской экономики, заявляет Standard & Poor"s. К структурным проблемам в агентстве отнесли несоответствие между системой социального обеспечения, старением населения и низким макроэкономическом ростом. Специалисты Fitch также указали на политические риски налоговых мер, предпринятых правительством в надежде решить ухудшающую финансово-экономическую ситуацию в стране.

В Докладе ООН причины гигантского роста задолженности разных стран связываются с проводившейся за последние 30 лет политикой правительств. В документах ООН также предлагаются меры решения долгового кризиса, отличные от тех, которые традиционно проводит МВФ. Например, в одном из последних докладов ООН ставятся под сомнение основные меры, которые разрабатывает и рекомендует правительствам МВФ. Специалисты ООН саркастически замечают, что "англосаксонские страны" (а это прежде всего США и Англия), которые явились источниками всемирного кризиса, сегодня снова взяли на себя "миссию руководить политикой по спасению от кризиса мировой финансовой системы". Далее ооновцы решительно выступают против "сжатия" государственных социальных расходов, правомерно полагая, что это ведет к сокращению покупательной способности, что плохо влияет на производство и ведет к его сокращению и росту безработицы. Аргументация, изложенная в докладе ЮНКТАД, представляется более убедительной по сравнению с концептуальными положениями МВФ.

Но проблема в том, что за МВФ стоят могущественные банки и корпорации, а также США, Великобритания и другие страны с сильнейшими корпоративно-банковским влиянием на политику. А сам этот фонд выступает как реальная наднациональная сила, обладающая огромными возможностями давления на правительства многих стран. Подходы МВФ в итоге и принимают к исполнению, тем более что современные правительства состоят, как правило, из довольно сереньких людей, не имеющих ни специальных знаний и большого жизненного опыта, ни внутренней силы и энергии, чтобы проводить адекватную политику в интересах своих наций и в целом мирового сообщества. Попытки противодействия мейнстриму мировой политики предпринимаются крайне редко. Президент-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан летом 2011 г. на ежегодном пленарном заседании МВФ и группы Всемирного банка выступил с важным заявлением, в котором он провозгласил необходимость радикального пересмотра всей теоретико-методологической и политической базы Бреттон- Вудских учреждений (МВФ и Всемирного банка), более справедливой их деятельности и возвращении к кейнсианскому регулированию. Сразу же после этого заявления он был обвинен в сексуальных домогательствах, арестован и с позором изгнан с этого поста и в целом из большой политики.

error: