Сообщения о теме наша маленькая планета земля. Сочинение-рассуждение на тему: "Наша планета Земля"

Урок окружающего мира по теме

«Наша маленькая планета Земля»

Цель урока: показать учащимся, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей.

Задачи.

Личностные:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

Интерес к познанию окружающего мира

Предметные:

Узнавать государственную символику Российской Федерации;

Соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту(экономия воды, и электроэнергии, сбор мусора) и природной среде.

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Познавательные:

Строить сообщения в устной форме;

Находить ответ в тексте на заданный вопрос;

Устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;

Выделять информацию из текстов в соответствии с изучаемой задачей.

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем;

Строить понятные для партнёра высказывания;

Уметь договариваться, приходить к общему решению

Тип урока: Урок изучения нового материала

Средства обучения: компьютер, проектор, карта, карточки, диск «Кирилл и Мефодий»

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

УУД

I . Мотивация к учебной деятельности

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Садятся, улыбаются друг другу.

Записывают число. Классная работа.

Садитесь все. Вы отдохнули на перемене. А теперь покажите, с каким настроением сели на урок.(показывают смайликами)

Личностные : положительное отношение к школе и учебной деятельности.

I I.Актуализация знаний

1. Повторение.

2. Работа в группах.

3 Обобщение. Слово учителя, как выполнили задание.

Отвечают на вопросы. Работают по карте.

1-3 группа

Составляют из мозаики герб и флаг России

4 группа - работают по диску 6, 7, 8(Находят флаг России и закрашивают)

Какую тему изучали на прошлом уроке? (Россия- наша Родина)

Давайте вспомним, что мы знаем.

Как называется наша страна? Покажите на карте

На каком материке находится Россия? Показать на карте.

(Евразия )

В каких тепловых поясах находится Россия? Показать на карте.

(Холодный, умеренный ).

Покажите столицу России.

Назовите символы страны (герб, флаг, гимн)

Когда исполняется гимн страны?

Проверка работы групп.

Обобщает, как выполнили задание.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

Коммуникативные:

Умение договариваться, приходить к общему решению;

Формулировать собственное мнение.

III . Формулирование темы урока,

Цели: - подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

4.Работа со слайдом.

Повторяют знания об экосистеме, определяют роль живых и неживых организмов в ней.

Формулируют тему урока

Работают по слайду, обсуждают поведение детей. Формулируют проблемный вопрос урока.

-Как называется планета, на которой мы живём? (слайд «Планета)

Работая по разделу «Наша планета- Земля». мы с вами говорили об окружающей нас природе.

Вспомните, что такое экосистема? (Экосистема – это содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано, ничего не пропадает, используется всё; каждый организм выполняет свою роль.)

- Какую роль в экосистеме выполняют растения? (Растения-кормильцы, так как умеют создавать органические вещества, из которых состоят все живые организмы.)

Какая роль в экосистеме у животных? (Животные в экосистеме выполняют роль едоков.)

А кто является мусорщиками? (Мусорщики – это грибы, бактерии, некоторые насекомые). Какова их роль?

Скажите, нужна ли в экосистеме помощь со стороны человека? (Экосистема может существовать как угодно долго без помощи человека).

Ребята, вы любите бывать на природе? А почему?

Представим, что это мы пришли на поляну и увидели детей. Обсудите ситуацию.(работают по слайду).

К концу урока мы должны дать ответ вопрос: Как сохранить природу?

Так какова же тема нашего урока? (Бережное отношение к природе)

Какие источники помогут ответить на вопрос урока? (Можем это узнать от учителя, учебника, рабочей тетради, презентации)

Познавательные УУД:

Строить сообщения в устной форме;

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

- моделирование решения проблемы;

Регулятивные:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывании;

Воспринимать другое мнение и позицию.

III .Решение учебной задачи.

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

2. Решение задач урока

-Обобщение по работе 1 группы.

Обобщение по работе 2группы.

Обобщение по работе 3группы.

Обобщение по работе 4группы

Физминутка

Работают по карточкам в группах.

1 группа работает по учебнику стр. 88

Отвечает на вопрос:

2группа

Работает по учебнику стр.89

и отвечает на вопрос:

3 группа

Работает по учебнику стр.90

и отвечает на вопрос

:

4группа

Работает по учебнику стр.91

и отвечает на вопрос

:

Решаем задачи урока.

Объединились в группы.

1 группа

Откройте учебник на странице 88.

Прочитайте текст на странице учебника (нижний абзац).

Ответьте на вопрос: Какие природные богатства используются при производстве данных предметов (соедини стрелками)?

Вывод

Итак, откуда получает человек то, что у него есть?( Всё получает от природы). А человек вредит природе?

2группа

Откройте учебник на странице 89

Ответьте на вопрос:Почему древние люди не наносили вреда природе?

3 группа

Откройте учебник на странице 90.

Рассмотрите рисунки, прочитайте текст.

Ответьте на вопрос: Смогут ли люди обойтись без природных экосистем? Почему?

Вывод учителя:

Человек осознаёт существование законов экосистемы, начинает понимать, что нарушение этих законов приводит к непоправимым последствиям. Какие это последствия?

4группа

Откройте учебник на странице 91.

Рассмотрите рисунки, прочитайте текст.

Ответьте на вопрос: Почему лес перестал быть экосистемой, когда в нём поселились много людей?

Вывод

Пока людей было мало, они просто переселялись на новое место. Но когда их стало больше, планета оказалась маленькой для совместного сосуществования человека и природы. Человек стал вмешиваться в жизнь экосистем. Природные экосистемы не справляются с отходами человека. Природа не умеет перерабатывать мусор.

Коммуникативные: - сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Выполнять учебные задания в устной речи.

Познавательные УУД:

Строить сообщения в устной форме;

Пользоваться знаками, символами, данными в учебном материале.

IV . Закрепление нового

Цель: - освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

3.Работа в рабочей тетради стр. 72-73. по группам.

4.Работа в парах.

Вывод по изученному.

Выполняют задания в тетради по уровням.

Составляют правила, как сберечь природу.

Работают с учебником, читают правила.

Учащиеся вспоминают вопрос урока, делают вывод, что надо беречь природу. Сравнивают свой вывод с учебником.

Учащимся даётся задание по уровням.

Составьте и объясните правила бережного отношения к природе.

Прочитайте правила бережного отношения к природе на стр. 92- 93

Конечно, забота о сохранении вымирающих видов важна, но она далека порой от нашей обычной жизни. Можно превосходно знать редкие виды живых организмов и в тоже время забывать регулярно выключать свет в пустой комнате или кран с водой в школьной столовой.

Ведь последнее существенно важнее, так как именно от выполнения всеми нами элементарных норм по сохранению ресурсов зависит будущее нашей планеты.

Вернёмся к вопросу урока (Как сберечь природу)

Какой вывод сделаем мы, изучив сегодняшний материал?

Откройте учебник на стр.93. Прочитайте вывод в учебнике. Сравните.

Познавательные :

Пользоваться знаками, символами, приведёнными в учебной литературе;

Строить сообщения в устной речи.

Регулятивные:

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные :

Формулировать собственное мнение и позицию;

Строить понятные для партнёра высказывании;

Умение договариваться, приходить к общему решению.

VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели : - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Дают самооценку своей работы на уроке.

Что нового узнали?

Где пригодятся эти знания?

Ответили на вопрос урока?

Даёт домашнее задание.

Регулятивные:

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Личностные:

Понимание причин успеха в учёбе.

Урок построен с использованием мультимедийных материалов содержащих презентацию, видеоролик и аудиофайл.

Просмотр содержимого документа
«мой измененный конспект»

Открытый урок по окружающему миру 2 класс

Сидуганова Ксения Владимировна

Тема урока: «Наша маленькая планета Земля».

Цели урока:

    показать, что могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей;

    учить самостоятельно, выявлять проблемную ситуацию, выявлять пути её решения, отбирать информацию, необходимую для её решения.

    Беречь богатства природы в повседневной жизни

    Оценивать правильность поведения на природе

Оборудование : учебник по окружающему миру «Наша планета Земля» 2 кл., ч. 2-я. А.А. Вахрушев, презентация, рабочая тетрадь к учебнику А.А. Вахрушев, ролик «Береги планету».

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста, с гостями! Улыбнитесь друг другу. Пусть прекрасное настроение длится в течение всего урока. Сейчас потихонечку сели и глазками проверили все ли у вас готово к уроку.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить только лишь отметку «пять»!

Урок мы начнем со стихотворения Людмилы Трифоновой «Наша Земля голубая планета», которое нам прочтет _____________________________________

Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте,
Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят…
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

Актуализация знаний и постановка проблемы.

– На уроках мы с вами говорили об окружающей нас природе. Вспомните, что такое экосистема?

(Экосистема – это содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано, ничего не пропадает, используется всё; каждый организм выполняет свою роль.)

- Сколько профессий существует в природе – 3 (едоки, кормильцы, мусорщики)

– Кто выполняет роль кормильцев в экосистеме? Почему?

(Растения, так как умеют создавать органические вещества, из которых состоят все живые организмы.)

– Какая роль в экосистеме у животных?

(Животные в экосистеме выполняют роль едоков.)

– А кто является мусорщиками?

(Мусорщики – это грибы, бактерии, некоторые насекомые)

– Скажите, нужна ли в экосистеме помощь со стороны человека?

(Экосистема может существовать как угодно долго без помощи человека)

- Ребята, назовите планету, на который мыс вами живем. (Земля)

Так какая она наша планета Земля? НАЗОВИТЕ ПО 1 ПРИЛАГ.

– Планета наша большая или маленькая? Эту проблему мы и будем решать.

(доска Наша ___________ планета Земля.) (листок со словом – большая и маленькая)

Для того чтобы определить маленькая или большая наша планета я предлагаю вам ряд высказываний, которыми мы будем пользоваться в течение всего урока. Если вы верите в данное высказывание, то в графе до чтения ставите +, если не верите -

Прием «Верные и неверные высказывания» Приложение 2 .

– Заполните таблицу «Верите ли вы, что…».

– Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до чтения

, п/п

Верите ли вы?

До чтения

После чтения

На нашей (маленькой) (слово скрыто до вывода урока) планете всем хватит места, если каждый научится её беречь.

Давайте прочитаем вопросы. Ученик зачитывает вопросы.

Ребята, заполните таблицу. На всю работу у вас 1 минута.

Ребята, время прошло. Отложите ручки, поднимите глазки. Как вы ответили на 1 вопрос? (спросить несколько учеников – ответы разные). Прочитать второй вопрос – ответы разные.

– ПОСМОТРИТЕ ВОПРОС ОДИН, А ОТВЕТЫ РАЗНЫЕ. Почему? (надо выяснить и решить)

– Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому мы вместе попытаемся ответить на вопросы, которые у нас были в таблице.

Совместное открытие знаний.

Ребята, отложите на время таблички. Чтобы нам заполнить графу в таблице «после чтения», нам необходимо ознакомиться с текстом учебника.

Рассмотрите иллюстрации на с 88 и скажите, сможет ли человек все необходимое для жизни получать из природы? Чтобы ответить на этот вопрос, назовите все предметы, которые вы видите на левой картинке. Все эти предметы можно разделить на несколько групп. На какие группы мы их разделим? (еда, одежда, жилье, вещи) Посмотрите на первый предмет (каменный дом) Из какого вещества состоит этот предмет? (из камня). Откуда мы берем камень? (из природы)

(кольцо – из золота – редкий металл добывается в медных и полиметаллических рудах – в природе из недр Земли (полезные ископаемые); машина - из металла, стекла, резины, пластика – резина и пластик в природе из нефти (полезное ископаемое), железо – железная руда в природе (из недр Земли), стекло – кварцевый песок, который плавится при температуре 1700 градусов, а кварц – это самый распространенный из минералов в природе; компьютер – состоит из пластика (нефть), металла, драгоценных металлов – все в природе; одежда – используется шерсть козы, кролика, шерсть лам, из акрила (синтетическое волокно производимое из нефти), из натуральных бамбуковых волокон, льна (натуральное волокно), хлопка (натуральное волокно изготавливается из растения хлопчатник, шелк – нити желез гусениц тутового шелкопряда; продукты – хлеб – пшеница – выращивается в природе. Молоко, яйца, мяса – дают животные.)

Так какой мы сделаем вывод? (В процессе ответов дети приходят к выводу: все продукты, вещи, жилье – все получено от природы. Без нее мы не смогли бы жить. Люди сами делают вещи из того, что берут у природы.)

Давайте сравним ваш вывод и вывод на странице учебника (нижний абзац). Сравните ваш ответ до чтения в таблице и заполните таблицу после чтения. Поднимите руки те, у кого совпал ответ до чтения и после чтения с выводом на странице учебника? Молодцы! У кого ответы не сошлись обязательно ознакомьтесь с текстом учебника.

ФИЗМИНУТКА

Ребята, как выдумаете, все ли природе нравится в поведении человека? Хорошо ли она себя чувствует при этом? (Люди берут из природы то, что им нужно, отдают ей мусор. Природе это конечно не нравится. Природа чувствует себя плохо.) Объясните почему природе плохо (ответы детей)

Учитель: Растут города, человек осваивает новые незаселенные территории, засевает поля, вырубает деревья. А что происходит с природными экосистемами? Давайте посмотрим на иллюстрации внизу стр 91. Что изображено справа? (лес, деревья, животные, растения, мусорщики)

Учитель: Сможет ли на этом рисунке экосистема существовать как угодно долго? (В экосистеме есть все, что нужно для жизни и нет ничего лишнего). А теперь посмотрите на рисунок справа. Почему лес перестал быть экосистемой, когда в нем поселилось слишком много людей? (Появилось много вредных веществ, отходов. Экосистема с ними не справляется.)

Прочитайте вывод в учебнике.

Учитель: Вернемся к нашей таблице. Теперь мы можем ответить на 2 и 3 высказывание в графе «после чтения». Могут ли люди обойтись без природных экосистем? (нет, не смогут) Научился ли человек жить не оставляя свои разрушительные следы в природе (пока нет) Поднимите руки те, у кого ответы сошлись. Молодцы! Те, кто ошибся в заполнении таблицы « до чтения» не забудьте перечитать параграф и закрепить свои знания.

Проблемный вопрос.

Учитель: Ребята, в 3 высказывании мы отметили, что человек пока не научился жить не оставляя свои разрушительные следы в природе. Неужели наша планета действительно погибнет? Как же нам ей помочь? (Надо беречь природу )

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель: Ребята, а теперь давайте поработаем в парах. Прежде, чем начнем работать вспомним правила работы в паре:

Работать дружно

Отстаивать свою точку зрения.

Предлагаю вам прочитать отрывок из статьи о разрушительном воздействии человека на природу. Найдите статью на ваших партах. Прочитайте ее и подумайте о том, какая все-таки наша планета – маленькая или большая? Ответ найдете в тексте. На работу даю вам 2 минуты.

проблем

Учитель: Ребята, прочитав статью, что вы теперь скажете о том, какая наша планета Земля? Давайте вернемся к нашей теме урока? Наша планета Земля маленькая или большая. Как нам помогла статья в этом вопросе, что вы можете сказать? (Наша планета все-таки «маленькая», тк отрицательное (плохое) воздействие человека на природу появляется повсюду, даже океан не скрывает разрушительных последствий действия человека). (Ответ от нескольких пар)

Переместить карточку - маленькая к теме урока, закрепить на доске.

Учитель: Ребята, давайте вернемся к нашей таблице. У нас осталось не заполненным последнее высказывание – На нашей _____________ планете всем хватит места, если каждый научится ее беречь. Какое слово необходимо вставить в высказывание? (Маленькая – зачитать высказывание) Заполните таблицу в графе после чтения. Согласны ли вы теперь с этим высказыванием, какой знак поставите + или -? (Лена, как ты ответила на это высказывание до чтения и после чтения) Поднимите руки те, у кого совпали ответы «после чтения» и «до чтения»? Молодцы!

Самостоятельное применение знаний

Учитель: Как мы сможем помочь нашей маленькой планете в настоящее время? Самостоятельно прочитайте в учебнике на с 92, как сберечь целую планету – Правила бережного отношения к природе.

А теперь поиграем в игру «Кто быстрее!». Первая парта (1,2,3 ряд) должна написать недостающие слова и передать на вторую парту. Вторая парта вписывает нужные слова и передает на третью парту и так далее. Как только ряд заканчивает свою работу, то закрепляет ее на доску. Выигрывает та команда, которая выполнила работу быстрее и правильнее всех.

    Вовремя выключенный свет – ты сбережешь уголь на электростанции и чистый воздух.

    Закрывай кран – и ты сохранишь пресную воду.

    Почини вещь – и ты сэкономишь природный материал, из которого она сделана.

    Не сори – многие искусственные материалы природа не смоет переработать сама.

    Выбрасывай мусор, сортируй его, раскладывай разные баки – из него снова сделают полезные вещи.

    Нужно беречь природу!

А теперь предлагаю посмотреть ролик о том, как важно беречь природу (ролик)

Приложение: (если останется время)

Рассмотрите рисунки на доске. Опираясь на эти рисунки вставьте в текст пропущенные слова.

Возможно, вы спросите: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну-единственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту _(ветка)__________, каждый сорванный _(цветок)___________, каждая пойманная ___(бабочка)_______________ – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, что же станет с природой?

- Откройте рабочие тетради с 72 №1, 2.

Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая.

Какой вывод сделаем, изучив новую тему?

(На нашей планете всем хватит места, если каждый научится ее беречь!) Люди должны защищать и охранять природу, потому что мы можем жить только в природе, используя ее богатства.

Давайте послушаем замечательное стихотворение Е. Шкваловой. Приглашаю Айслу, Андрея, Данилу, Сабину и Сашу.

1 ый ученик.

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

3 - ий ученик.

Грустит глубокая река,

Ты береги нас, береги!

2 – ой ученик

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

4 ый ученик

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

5 – ый ученик

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!

Домашнее задание:

    Прочитайте параграф 31 «Наша маленькая планета Земля».

    Желающие (дополнительное задание) Составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке. Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.

    Выучите правила бережного отношения к природе.

Итог урока.

- Учитель: Давайте подведем итог нашего урока.

Как же человек влияет на природу?

Как вы можете помочь природе?

Что нового вы узнали на уроке?

Где пригодятся эти знания?

Было ли трудно на уроке?

Что вас удивило?

Что было интересно?

Что я умею?

Спасибо за урок! Ребята, все молодцы!

Просмотр содержимого презентации
«презентация»


  • это содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано, ничего не пропадает, используется всё; каждый организм выполняет свою роль.

Роль живых организмов в экосистеме

  • Едоки Кормильцы Мусорщики

Тема урока: Наша планета Земля.


, п/п

Верите ли вы?

Все, что нужно человеку, он получает из природы.

До чтения

Люди могут обойтись без природных экосистем.

После чтения

Человек научился жить не оставляя свои разрушительные следы в природе.



Совместное открытие знаний

Всё, что нужно человеку, он получает из природы.

Наносит ли человек вред природе?

Люди часто берут из природы то, что им нужно, а отдают ей мусор.


Совместное открытие знаний

Почему лес перестал быть экосистемой, когда в нём поселилось слишком много людей?

Экосистема не справляется с отходами человека.


  • Люди должны защищать и охранять природу, потому что мы можем жить только в природе, используя её богатства.

  • Работать дружно
  • Быть внимательными друг к другу, вежливыми
  • Не перебивать, а выслушивать мнение своего собеседника.
  • Отстаивать свою точку зрения.

  • К началу 21 века мир подошел с огромным багажом мусора, который оказался в океанах. Уже сейчас можно говорить, что это одна из самых серьезных проблем современности, поскольку все экосистема оказалась под угрозой исчезновения. Наша планета стала действительно «маленькой», потому что даже на самых дальних необитаемых островах, где не обитают люди, оказывается, можно найти обрывки сетей, пластиковые бутылки и прочие отходы, которые выбрасывает океан.

, п/п

Верите ли вы?

До чтения

Все, что нужно человеку, он получает из природы.

После чтения

Люди могут обойтись без природных экосистем.

Человек научился жить не оставляя свои разрушительные следы в природе.

На нашей _______________ планете всем хватит места, если каждый научится её беречь.



Правила бережного отношения к природе.

Запомните:




Применяем знания

Выберите советы, которые помогут сберечь богатства природы.

Весь мусор вывозить на свалки

за город.

Выключать свет, выходя из комнаты.

Воду в кране можно не закрывать,

ведь её у нас много.

Редкие виды животных и растений сохранять и разводить в заповедниках.

Меньше вырубать лесов и больше высаживать новых деревьев.

1 4 2 3 4 3

– Итак, нас интересует, когда человек отделился от экосистемы и стал воздействовать на неё.

– Просмотрите с. 118–119 и скажите, какие достижения человечества нам пригодятся.

Дети просматривают данные .

(Мы считаем, что нам пригодятся пункты с 1 по 13. Но многое здесь пропущено.)

– Вспомните, что именно пропустили.

– Что сначала мы должны сделать? (Мы должны включить дополнительные события.)

– Ребята, разместите данные карточки на игровом поле. Дети получают по 3–4 карточки на команду и распределяют их по игровому полю у доски.

Карточки :

* Человек – плохо приспособленный вид. Он может жить в узких климатических рамках: от +15 до +350 С. Не способен более пяти суток обходиться без воды. Не обладает развитой мускулатурой. Скорость передвижения – 10–15 км/ч. Нет инструментов защиты или нападения: клыков, ногтей, защитного панциря. Не очень развиты органы чувств: плохо видят ночью, обоняние и слух намного слабее, чем у других млекопитающих. За год рождается один, реже два детёныша.

* В течение долгих тысячелетий своей истории добычу предков человека составляли лишь больные, ослабевшие животные. Он не способен был наносить особый ущерб стадам диких животных. Предки человека были всеядны и питались в значительной степени растительной пищей.

* 15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты. Он освоил технологию массовой загонной охоты. Большое количество людей, действуя слаженно, окружали стадо копытных или мамонтов и, пугая их криками и огнём, гнали в сторону огромной ямы-ловушки или оврага. Там добивали ослабевших животных. Охотники стали добывать самых крупных и красивых животных, большая часть которых использовалась не только как пища. Из костей мамонтов и их детёнышей делались огромные жилища.

* Земледелие и скотоводство (сельское хозяйство) появилось примерно 10 тыс. лет назад. Для этого человеку важно было освободить от леса большие участки суши. На месте степей и прерий проще всего можно было устроить пастбище или поле.

* Примерно 5 тыс. лет назад древние люди начали путь дальних странствий. Причиной их чаще всего выступали поиски новых плодородных земель и их завоевание или торговля с дальними странами.

* 700 лет назад Марко Поло совершил свой удивительный поход в Китай и Индию и вернулся морским путём в Италию.

* Уже 600 лет назад в Европе исчезли буковые леса. Вместо них человек стал разводить дубравы. Жёлуди шли на корм свиньям.

* 500 лет назад совершил свой пеший поход в страны.

* Около 500 лет назад Васко да Гама открыл морской путь вокруг Африки к берегам Индии.

* Более 400 лет назад Магеллан совершил кругосветное путешествие.

* Почти 400 лет назад конкистадоры стали осваивать просторы Америки. Они подчиняли себе местных жителей. Расчищали места для пастбищ и полей, завозили привычных для них животных. Вместе с этим из Африки в Америку везли в качестве рабов негров, устраивали охоту ради забавы на животных Африки и Америки. Привозили в Европу новые растения и животных, у которых на этой территории не было естественных врагов.

* Менее 400 лет назад Янцзон впервые очутился около северного берега Австралийского континента. После него Тасман и Кук продолжили исследование южной земли. Осваивать австралийские земли стали по тому же сценарию. Новые жители привезли множество животных и растений на эту землю.

* Менее 400 лет назад Семён Дежнёв совершил своё плавание по Северному Ледовитому океану и прошёл между Азией и Америкой. Началось более активное освоение Сибири.

* 300 лет назад Европу завоевал картофель. Он же был и универсальным кормом для животных. Бук оказался более пригоден для обогрева жилища. Вместе с тем потребовались сосна и ель как более пригодные материалы для строительства.

* Менее 200 лет назад Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев впервые ступили на землю Антарктиды.

* Менее 100 лет назад Руал Амудсен и Роберт Скотт, соревнуясь, отправились к Южному полюсу. Первым пришёл Амудсен. А Скотт с остатком своей экспедиции погиб на обратном пути.

– Давайте проверим, что же у нас получилось. (Дети проверяют выполнение задания .)

– Теперь надо понять, как это связано с экосистемой. Важно решить, когда человек перестал быть её участником. (Мы считаем, что до того, как человек не придумал новый способ охоты, он жил по законам экосистемы.)

– Попробуем определить некоторые общие шаги в развитии человечества, анализируя новый способ охоты.

Можно предложить детям из нескольких вариантов ответов выбрать те, которые соответствуют задачам их группы. В данном случае можно разделить класс на группы:

1-я группа – что происходит с людьми;

2-я группа – что происходит с животными;

3-я группа – что происходит с растениями;

4-я группа – что происходит с почвой.

1-я ситуация . Новый способ охоты .

– Люди начали организованно охотиться на копытных и мамонтов. (1-я группа )

– Исчезли копытные и мамонты. Нечего есть хищникам.

(2-я группа)

– Растения никто не ест и не разносит их семена.

(3-я группа)

– Мусорщики не справляются с уборкой умерших животных и растений. (4-я группа)

– Людям не на кого охотиться. Они ищут новое место охоты. (1-я группа)

– Природа залечивает раны. (Все группы)

2-я ситуация . Возникновение сельского хозяйства .

– Люди вырубают леса или жгут их. Животные поедают траву и вытаптывают всходы. (1-я группа)

– Негде жить диким животным. (2-я группа)

– Погибают дикие растения. (3-я группа)

– Мусорщики не успевают восстанавливать плодородие почв. Почвы истощаются. (4-я группа)

– Люди ищут новые земли. (1-я группа)

– Природа залечивает раны. Появляются пустыни и начинают разрастаться. (Все группы)

3-я ситуация . Освоение новых земель .

– Люди привезли новые виды животных и растений. (1-я группа)

– Вытеснение коренных животных. (2-я группа)

– Вытеснение коренных растений. (3-я группа)

– Нарушение экосистемы. (Все группы)

– Люди начинают бороться с привезёнными животными и растениями с помощью завоза их естественных врагов. Осознают наличие законов экосистемы и свою роль в этом процессе: более 100 лет назад появилась наука экология.

(1-я группа)

– Сможем ли мы ответить на вопросы, которые вызвали у нас затруднение?

1. Всегда ли человек не являлся участником экосистемы?

2. Когда он начал нарушать жизнь экосистемы?

3. Сразу ли человек понял, что он влияет на природу и вмешивается в жизнь экосистемы?

Дети совещаются и приходят к выводу .

1. От 20 млн лет назад до 15 тыс. лет назад человек являлся участником экосистемы. Он охотился, как другие хищники, и занимался собирательством, как травоядные.

2. 15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты и перестал жить по законам экосистемы.

3. Более 100 лет назад появилась наука экология. Теперь человек начал осознавать законы экосистем и свою роль во взаимодействии с природой.

– Проверьте наши выводы материалом учебника. Какая ещё проблема там обсуждается? (С появлением городов и промышленности появилось много мусора. Человек стал загрязнять и неживую природу.)

– Что вы предлагаете сделать, чтобы улучшить обстановку? (Люди должны защищать и охранять природу , потому что мы можем жить только в природе, используя её богатства.

– Каждый человек может научиться помогать природе: вовремя выключать свет, кран в ванной, беречь деревья.

– Если правила бережного отношения к природе выполняли бы все люди, природа была бы сохранена.)

– Проверьте себя текстом на с. 92–93 учебника.

Максимум

– Теперь нам осталось завершить оформление игрового поля. Это можно сделать и после урока.

* Важная часть работы – заполнение игрового поля, т. к. детям надо будет продумать распределение стрелок на игровом поле. Но можно оставить и имеющиеся стрелки.

– Что мы делали?

– Какое умение формировали?

Урок окружающего мира, во 2 классе по ОС «Школа 2100 »

Тема: Наша маленькая планета Земля.

Цели урока:

1 – я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.

    Показать детям, что могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из – за действий людей.

2–я линия развития – уметь определять своё отношение к миру.

2)Беречь богатства природы в повседневной жизни.

3)Оценивать правильность поведения в природе.

Оборудование : учебник по окружающему миру «Наша планета Земля» 2 кл., ч.2-ая. А.А.Вахрушев, рабочая тетрадь к учебнику, рисунки, иллюстрирующие примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе, природоохранные плакаты, рисунки растений и животных Красной книги.

Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем решать настоящие мировые проблемы. Вы много всего узнали, сделали великолепные работы, стали лучше понимать законы природы. Сегодня мы подведём итог нашей работы.

Встаньте ближе друг к другу, возьмитесь за руки, хором повторите слова

«Природа - сад, и люди в нём - цветы,

Не сбережёшь её - не будешь жить и ты»

Актуализация знаний и постановка проблемы.

В течение всего учебного года мы с вами говорили об окружающей нас природе. Вспомните, что такое экосистема?

(Экосистема – это содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано, ничего не пропадает, используется всё; каждый организм выполняет свою роль.)

Кто выполняет роль кормильцев в экосистеме? Почему?

(Растения, так как умеют создавать органические вещества, из которых состоят все живые организмы.)

Какая роль в экосистеме у животных?

(Животные в экосистеме выполняют роль едоков.)

А кто является мусорщиками?

(Мусорщики – это грибы, бактерии, некоторые насекомые)

Скажите, нужна ли в экосистеме помощь со стороны человека?

(Экосистема может существовать как угодно долго без помощи человека)

А человек может обойтись без природы?

(дети высказывают свои предположения)

А был ли человек раньше членом экосистемы? Мы уже говорили на эту тему.

(Да, сначала он жил по тем же законам, что и все живые существа планеты)

Когда он начал нарушать жизнь экосистемы?

(Трудно ответить на этот вопрос, надо разобраться.)

Чему будет посвящен наш урок?

(Как человек был связан с природой в прошлом и как влияет на неё теперь.

И почему планета Земля маленькая)

Как называется тема урока?

Совместное открытие знаний (работа в группах)

Чтобы разобраться в этом трудном вопросе, нам необходимо разбиться на 4 группы и ответить на вопрос:

Как человек был связан с природой в прошлом?

Карточка №1, рисунки и с.89учебника. (1 группа)

В течение долгих тысячелетий от 20 млн. лет до 15 тыс лет назад добычу предков человека составляли лишь больные и ослабевшие животные. Он не мог наносить особый ущерб стадам диких животных. Предки человека были всеядны и питались в основном растительной пищей, занимаясь собирательством трав, ягод, грибов.

Карточка №2 и рисунки: «Охота на мамонтов», «Древнее жилище человека» и др.(2 группа)

15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты. Большое количество людей, действуя дружно, окружали стадо копытных или мамонтов и, пугая их криками и огнём, гнали в сторону ямы- ловушки или оврага. Там добивали ослабевших и раненых животных. Охотники стали добывать самых крупных и красивых животных. Мясо употребляли в пищу, из шкуры шили одежду, а из костей мамонтов и их детёнышей строили жилища.

Карточка №3 и рисунки, с.89 учебника (3 группа)

Земледелие и скотоводство (сельское хозяйство) появилось примерно 10 тыс. лет назад. Для этого человеку важно было освободить большие участки суши, поэтому лес беспощадно вырубали. Диким животным стало негде жить. Большие стада домашних животных вытаптывали и съедали траву в степях. Погибали дикие растения. Чтобы собирать богатый урожай, земледельцам приходилось бросать истощённые земли и осваивать новые. Скотоводы перегоняли стада на новые пастбища, уничтожая степи и прерии.

Карточка №4 и с. 90 учебника (4 группа)

Как он начал нарушать жизнь экосистемы?

Примерно 5 тыс. лет назад древние люди начали путешествовать. Причиной чаще всего были поиски новых плодородных земель. 7оо лет назад Марко Поло совершил свой удивительный поход в Китай и Индию. 500 лет назад совершил вой пеший поход в страны Востока Афанасий Никитин. Более 400 лет назад Магеллан совершил кругосветное путешествие. Почти 400 лет назад европейцы стали осваивать просторы Америки. Они расчищали места для пастбищ и полей, завозили привычных для них животных. Устраивали ради забавы охоту на животных Африки и Америки. Привозили в Европу новые растения и животные, у которых на этой территории не было естественных врагов. А потом стали бороться с привезёнными животными с помощью завоза их врагов, вытесняя местных животных)

Теперь попытаемся ответить на трудные вопросы, которые у нас возникли.

Когда человек являлся членом экосистемы?

(1 –ая группа. От 20 млн. лет до 15 тыс. лет назад человек являлся участником экосистемы. Он охотился, как другие хищники, и занимался собирательством, как травоядные.)

Когда он начал нарушать жизнь экосистемы?

(2 –ая группа. 15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты и перестал жить по законам экосистемы. Исчезли копытные и мамонты. Дикие растения никто не ел и не разносил их семена. Людям не на кого охотиться. Они ищут новые места для охоты.)

Как он начал нарушать жизнь экосистемы?

(3-я группа. Древним людям необходимо много пищи, и поэтому они стали заниматься земледелием и скотоводством. Люди вырубают леса. Негде жить диким животным, погибают дикие растения.

Мусорщики не успевают восстанавливать плодородие почв. Почвы истощаются. Люди ищут новые земли.)

(4- ая группа . Люди привезли из далёких стран новые виды животных и растений, у которых не было естественных врагов. Потом стали завозить для этих животных естественных врагов, вытесняя местных животных. Нарушилась связь в экосистеме)

Итак, человек осознаёт существование законов экосистемы, начинает понимать, что нарушение этих законов приводит к непоправимым последствиям. И 100 лет назад появляется наука экология. Что она изучает?

-Вопрос второй. Почему планета Земля маленькая?

Посмотрите иллюстрации на с. 88. учебника. Может ли человек всё необходимое получать из природы?

(ответы детей)

Наносит ли человек тем самым вред природе?

(Да, люди часто берут от природы то, что им нужно, а отдают ей мусор.)

Растут города, человек осваивает новые незаселённые территории, т.к. растёт численность населения. Люди вырубают леса, засевают поля. Что происходит с природными экосистемами?

(Пока людей было мало, они просто переселялись на новое место. Но когда их стало больше, планета оказалась маленькой для совместного сосуществования человека и природы. Человек стал вмешиваться в жизнь экосистем. Вот откуда название нашей темы. Природные экосистемы не справляются с отходами человека. Природа не умеет перерабатывать мусор.)

Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять,

Она как мы - такая же живая.

А можно ли помочь природе?

(Люди должны защищать и охранять природу, потому что мы можем жить только в природе, используя её богатства.)

Прочитайте с. 92-93 учебника и выполните задание 5 и 6 с 73 тетради. (На доске иллюстрации Красной книги, исчезающих животных и растений.)

Игра “Редкие и исчезающие животные”

Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.

Самостоятельное применение знаний.

Что вы предлагаете для сохранения природных богатств, для улучшения экологической обстановки? Закончите предложения на с.93 учебника

(1)Вовремя выключенный свет- это экономия угля на электростанциях, а значит чистый воздух.

2)Закрытый кран поможет сохранению воды.

3)Отсортированный мусор легче перерабатывать. Из переработанного мусора можно сделать полезные вещи.

4)Посаженное дерево – это больше чистого воздуха.

Какой вывод можно сделать, изучив новую тему, прочитайте его на с.93 учебника.

(На нашей маленькой планете всем хватит места, если каждый научится её беречь.)

1 ый ученик.

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

3 - ий ученик.

Грустит глубокая река,

Ты береги нас, береги!

2 – ой ученик

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

4 ый ученик

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

5 – ый ученик

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!

Итог урока.

Что нового узнали?

Используемая литература:

1.Программа по окружающему миру А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. Москва, ООО «Баласс», 2010 г

2. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Москва, издательский дом «Современная педагогика»,

3. Учебник «Наша планета Земля», 2 класс, А.А.Вахрушев, 2010 год

4. Журнал «Начальная школа: плюс до и после»№7, 2010 год

5. Рабочая тетрадь А.А Вахрушев, 2010 год

Просмотр содержимого презентации
«презентация»


Экосистема

  • это содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано, ничего не пропадает, используется всё; каждый организм выполняет свою роль.

Роль живых организмов в экосистеме

  • Едоки Кормильцы Мусорщики

Работа в группах

1 группа

Когда человек являлся членом экосистемы?

2 группа

Когда он начал нарушать жизнь экосистемы?

3 группа

4 группа

(10 тысяч лет тому назад)

Как он начал нарушать жизнь экосистемы?

(5 тысяч лет тому назад)


  • От 20 млн. лет до 15 тыс. лет назад человек являлся участником экосистемы. Он охотился, как другие хищники, и занимался собирательством, как травоядные.

  • 15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты и перестал жить по законам экосистемы. Исчезли копытные и мамонты. Дикие растения никто не ел и не разносил их семена. Людям не на кого охотиться. Они ищут новые места для охоты.

  • Древним людям необходимо много пищи, и поэтому они стали заниматься земледелием и скотоводством. Люди вырубают леса. Негде жить диким животным, погибают дикие растения.
  • Мусорщики не успевают восстанавливать плодородие почв. Почвы истощаются. Люди ищут новые земли.

  • Люди привезли из далёких стран новые виды животных и растений, у которых не было естественных врагов. Потом стали завозить для этих животных естественных врагов, вытесняя местных животных. Нарушилась связь в экосистеме.

  • наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.


  • Люди должны защищать и охранять природу, потому что мы можем жить только в природе, используя её богатства.

error: