Различия между планами счетов бюджетных, автономных и казенных учреждений. Перечень основных инструкций по бюджетному учету Чем отличаются инструкция 174н от 183н

В целом план счетов бюджетного учета, планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Различия между инструкциями № 174н от 16.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению" и № 183н от 23.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению" можно назвать минимальными.

В целом план счетов бюджетного учета , планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Различия между инструкциями № 174н от 16.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению" и № 183н от 23.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению" можно назвать минимальными.

По сравнению с действовавшей ранее Инструкцией № 148н (приказ Минфина России от 03.11.2011 № 148н "О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2011 № 117н") в инструкции № 162н (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению"), 174н, 183н были добавлены бухгалтерские записи по списанию просроченной задолженности. Ничего принципиально нового они не содержат, их отсутствие в Инструкции № 148н можно объяснить только недосмотром. Вместе с тем, и в Инструкции № 162н бухгалтерские записи по списанию задолженности приведены не для всех ее видов. Полная корреспонденция счетов содержится только в двух последних по времени выхода инструкциях № 174н и № 183н:

Счет учета просроченной задолженности

КОСГУ

Инструкция № 148н

Инструкция № 162н

Инструкция № 174н

Инструкция № 183н

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Основные различия между планами счетов и инструкциями по их применению обусловлены следующими особенностями деятельности государственных (муниципальных) учреждений:

По сфере деятельности. В планах счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений отсутствуют счета учета, используемые финансовыми органами и органами казначейства, а также счета учета имущества казны; не предусмотрены счета учета доходов по кодам 110 КОСГУ, 151 КОСГУ, 160 КОСГУ (в рамках групп счетов 205 00, 401 10) и счета учета расходов по кодам 251 КОСГУ, 261 КОСГУ (в рамках групп счетов 206 00, 302 00, 401 20).

По способам финансового обеспечения. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов отсутствуют счета учета расчетов с финансовым органом по поступлениям в бюджет (210 02, 210 04) и по платежам из бюджета (304 05), а также счета учета бюджетных ассигнований (503 00) и лимитов бюджетных обязательств (501 00), предусмотренные для казенных учреждений.

У казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета отсутствуют счета 507 00 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и 508 00 "Получено финансового обеспечения", предусмотренные для бюджетных и автономных учреждений. Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено отражение на счете 504 00 "Сметные (плановые) назначения" сметных назначений не только по расходам (как для казенных), но и по доходам. Сметные назначения по доходам отражаются по кредиту счета 504 00 и дебету счета 507 00.

Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено использование счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами", в т. ч. с целью отражения временного использования средств одного источника финансового обеспечения для оплаты обязательств, принятых за счет другого источника, и последующего восстановления использованных средств.

По праву на распоряжение имуществом. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов бухгалтерского учета предусмотрено выделение особо ценного движимого имущества (аналитическая группа 20 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов), в т. ч. и в составе материальных запасов. Для казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета предусмотрено только иное движимое имущество (аналитическая группа 30 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов).

По взаимоотношениям с учредителями. В планах счетов бюджетных и автономных учреждений предусмотрен счет 210 06 "Расчеты с учредителем". В частности, в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н приведены бухгалтерские записи при поступлении основных средств и нематериальных активов в оперативное управление учреждения и возврате учредителю при прекращении оперативного управления в корреспонденции со счетом 210 06.

В соответствии с положениями п. 238 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждения единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению" (далее – Инструкции № 157н) и исходя из особенностей правового статуса казенных учреждений, у них не должно быть никаких расчетов с учредителем. Счет 210 06 не упомянут в Инструкции № 162н. Тем не менее, видимо, по недосмотру, счет 210 06 указан в Плане счетов бюджетного учета, а также в таблице соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", доведенной письмом Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5396.

По распоряжению денежными средствами. В плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в отличие от автономных не предусмотрено использование счетов 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах вкредитной организации", 0 201 22 000 "Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации".

По ограниченному использованию автономными учреждениями КОСГУ. В Плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений использование кодов КОСГУ, отражающих увеличение и уменьшение активов и обязательств, не предусмотрено (коды 310–410, 510–610, 560–660, 730–830 и т. д.). Коды КОСГУ применяются только в счетах учета затрат и доходов, внутриведомственных расчетов, плановых показателей (109 00, 401 00, 304 04, 502 00, 504 00, 507 00, 508 00). Также в текст Инструкции № 183н внесено описание экономического содержания операций для выбора аналитического счета в рамках счетов 302 00, аналогичное положениям законодательства о применении КОСГУ.

Комментарий

Дебет 2 210 13 560 Кредит 2 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 112 Инструкции № 174н , п. 115 Инструкции № 183н).

По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бухгалтерского учета:

Дебет Х 401 10 174 Кредит Х 205 ХХ 660, Х 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством (п. 152 Инструкции № 174н , п. 180 Инструкции № 183н). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.

В Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) данные по счету 0 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 53 Инструкции № 33н в новой редакции).

Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений дополнены забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н , читайте ).

Они обобщены в таблице.

Код синтетического счета объекта учета

Разряды номера счета

Примечание

101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00

Раздел, подраздел

0 401 20 241, 0 401 20 242,

106 00, 107 00, 109 00

Раздел, подраздел

Раздел, подраздел

Раздел, подраздел

Аналогичная структура у корреспондирующих счетов

0 401 20 241, 0 401 20 242,

Иное может быть предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества

Иное может быть предусмотрено целевым назначением выделенных средств

Раздел, подраздел

По счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Аналогичная структура у корреспондирующего счета

Раздел, подраздел

По счетам аналитического учета счета 1 301 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам)

С 1 января 2017 г. вступил в силу п. 21.1 Инструкции № 157н , согласно которому номер счета плана счетов бухгалтерского учета бюджетных, автономных учреждений в разрядах 1 – 4 включает код раздела, код подраздела расходов бюджета. Это правило распространяется на все счета.

Таким образом, с 01.01.2017 в разрядах 1 – 4 номеров счетов 101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00 указываются коды раздела, подраздела классификации расходов бюджетов, а в разрядах 5 – 17 – нули. Это справедливо как для нефинансовых активов, которые числились на балансе до 1 января 2017 г., так и для поступающих в текущем году.

Для получения дополнительной информации учреждение вправе указывать в разрядах 1 – 17 номеров счетов, в которых инструкциями № 174н и 183н предусмотрены нули, коды бюджетной классификации. Решение о необходимости аналитического учета принимает финансовый орган, учредитель, учреждение. Порядок применения дополнительных кодов закрепляется в учетной политике.

Счет бюджетного учета

Аналитический код по БК (разряды 1 – 17 номера счета)

наименование

старая редакция Инструкции

новая редакция Инструкции

Расчеты по компенсации затрат

Расчеты по суммам принудительного изъятия

Расчеты по ущербу основным средствам (в части ювелирных изделий)

Расчеты с прочими дебиторами

Расчеты по НДС по авансам уплаченным

Расчеты с прочими кредиторами

Основные средства

В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 12 Инструкции № 174н в новой редакции):

Корреспонденция счетов

дебет счета

кредит счета

Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации

Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств

Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации

Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации

Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации

Списана амортизация ликвидируемой части основного средства

Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.

При отражении в учете перемещения объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 по дебету и кредиту указывается код 310 КОСГУ. В инструкции № 174н , 183н такое уточнение внесено не было, но оно содержится в п. 7 Инструкции № 162н.

Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.

Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:

Корреспонденция счетов

дебет счета

кредит счета

Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости

Списана амортизация, начисленная на объект основных средств

Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества

Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация

Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.

Непроизведенные активы

Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".

Обратите внимание, согласно приложению 2 к Инструкции № 162н в новой редакции в разрядах 1 – 17 номера счета 0 209 30 000 теперь допускается указывать код КРБ, очевидно, в случае компенсации затрат учреждения.

Финансовый результат

Бухгалтерская запись

Пункт инструкции

Примечание

дебет счета

кредит счета

Инструкция № 174н

Инструкция № 183н

Начислен доход в размере субсидии на выполнение задания

Запись делается, если соглашение о предоставлении субсидии заключено в текущем году на этот же год.

Доход начисляется на всю сумму по соглашению (независимо от графика платежей в течение года)

Начислен доход будущих периодов в размере субсидии на выполнение задания, предоставляемой в очередном финансовом году

Запись делается если соглашение о предоставлении субсидии заключено в текущем году на очередной финансовый год. Запись может быть отражена как событие после отчетной даты.

Доход начисляется на всю сумму по соглашению (независимо от графика платежей)

Признан доходами текущего периода ранее начисленный доход будущих периодов в размере субсидии на выполнение задания

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии на выполнение задания

Остаток субсидии возвращается, если задание не выполнено в полном объеме

Отражена задолженность по неиспользованным остаткам субсидии на иные цели (цели бюджетных инвестиций)

В части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем

Отражена задолженность в части возврата остатков неиспользованной целевой субсидии прошлых лет при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах

Если остаток средств не перечислялся в доход бюджета

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неиспользованной субсидии на иные цели, на капитальные вложения в случае выявления по результатам последующего финансового контроля нарушений использования субсидии

Возврат остатка субсидии текущего года

Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций)

Возврат остатка субсидии прошлых лет

При отражении в учете субсидий учреждения также могут использовать разъяснения, данные в письме Минфина России от 05.04.2013 № 02-06-07/11164 (в части, не противоречащей действующим редакциям инструкций).

Санкционирование расходов

Бухгалтерская отчетность

  • в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, показатели по строке 171 отражаются со знаком "минус";
  • данные по счету 18 (строка 180) показываются в разрезе итоговых сумм по доходам в части выбытий по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет (строка 181), расходам (с учетом возвратов расходов текущего года) и выплатам по источникам финансирования дефицита средств учреждения (строки 182, 183). Отрицательные значения по счету 18 не допускаются.

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строкой 300 для отражения данных по забалансовому счету 40.

). В графе 1 разд. 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, отражающих показатели расчетов (задолженности – дебиторская или кредиторская) в части остатков на начало, конец отчетного периода и (или) на конец аналогичного периода прошлого финансового года и (или) оборотов по увеличению (уменьшению) задолженности, сформированных в отчетном периоде.

Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503769) по следующим правилам:

Номер счета бухгалтерского учета

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

0 205 00 000 "Расчеты по доходам"

0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам"

0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами"

0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам"

0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС"

0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами"

0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты"

0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"

0 304 02 000 "Расчеты с депонентами"

0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда"

0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами"

Если по расчетам показатели в графах 2 – 14 не формировались (имеют нулевое значение), графа 1 не заполняется.

Раздел 3 "Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности" Сведений (ф. 0503769) исключен.

Действует Редакция от 23.12.2010

Наименование документ ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (Приказ)
Вид документа приказ, инструкция
Принявший орган минфин рф
Номер документа 183Н
Дата принятия 16.03.2011
Дата редакции 23.12.2010
Номер регистрации в Минюсте 19713
Дата регистрации в Минюсте 04.02.2011
Статус действует
Публикация
  • "Российская газета", N 47, 05.03.2011
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (Приказ)

Zakonbase : План счетов и Инструкция по его заполнению включены в систему отдельными документами

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов и Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 " Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) автономными учреждениями приказываю:

1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Настоящий Приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 года.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (Приказ) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (Приказ) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (Приказ) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 года.

Регистрационный N 19713

Утверждены отдельный план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкция по его применению. Последняя устанавливает единый порядок отражения этими организациями активов, обязательств и фактов хозяйственной деятельности на счетах плана.

Хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах рабочего плана, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики. В нем приводятся аналитические коды вида объекта учета, коды вида поступлений (доходов), выбытий (расходов, затрат) - 24-26 разряды номера счета, соответствующие структуре данных, закрепленных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Разрешается вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете необходимой информации, а также определять по согласованию с учредителем недостающую корреспонденцию счетов.

Приказ применяется при формировании учетной политики автономного учреждения начиная с 2011 г.

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19713


Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу с 10 февраля 2019 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 г.

error: