Расписание богослужений в храме святого ильи пророка в обыденском переулке. Храм Пророка Илии в Обыденском переулке - чем он примечателен? Храм в обыденском переулке

Храм Илии Обыденного - старинный храм в центре Москвы, известный хранящимися в нем святынями. Изначально был деревянным . Его построили в 1592 году за один день (обыдень), из-за чего его стали называть Обыденским. всегда почитался на Руси, и Обыденский храм стал пользоваться особым почтением в Москве. В день памяти пророка Илии и во время засухи к храму из Кремля совершался крестный ход с участием царя.

В 1702 году на месте деревянной церкви построили каменную. Колокольня и трапезная были пристроены позже, в 1868 году. Храм не закрывался в советское время в период гонений на Церковь. В 1944 году сюда была перенесена чудотворная из храма Воскресения в Сокольниках. Каркас семиярусного иконостаса из деревянного храма пророка Илии с образами «Казанская» Божией Матери и «Спас Нерукотворный» (1675) дошел до наших дней. Основное здание более 300 лет сохраняется в неизменном виде.

С 1990 года при храме действует воскресная школа, крупнейшая в Москве церковноприходская библиотека, лекторий.

Интересные факты о Храме пророка Илии в Обыденском

  • По легенде, князь Василий III попал в сильную грозу и обещал построить храм в честь пророка Илии, если останется жив, поскольку пророк Илия, как и языческий бог Перун, на Руси почитался как повелитель огня и молний. Также Ильинские церкви часто строили на местах поклонения Перуну.
  • В 1930 году храм не позволили закрыть прихожане. В 1940 году во время антирелигиозной кампании с колокольни был сброшен колокол - с тех пор с южной стороны звонарской площадки отсутствует часть кованой решетки. Затем власти планировали закрыть храм 22 июня 1941 года, но началась война.
  • В 1973 году в храме пророка Илии венчался А.И. Солженицын, там же были крещены его дети.
  • В 2009 году в храме был освящен приставной престол во имя преподобного Серафима Саровского.

В Москве недалеко от Храма Христа Спасителя в Обыденском переулке находится Храм Илии Пророка Обыденного. Многие даже и не знают о существовании этой церкви, хотя именно в ней находится одна из чудодейственных икон, которая помогает во многих жизненных ситуациях. Это один из моих любимых храмов в Москве, который я люблю посещать, т.к. именно в нем находится чудотворная икона «Нечаянная радость», у которой я просила о рождении ребенка.

Возведённый в 1592 году за один день, обыде́нь, храм пророка Илии первоначально был деревянным. Храм, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата ее построения точно не известна, однако существует предание, что она была возведена при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма еще в начале XX века. Но первым упоминанием об Ильинском храме является сочинение Авраамия Палицына «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584-1618 годов. По свидетельству «Сказания» 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Михайлович Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии. От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешней предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. Также, вероятно, находились в деревянной церкви иконы: храмовая, святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».

В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени.

О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма. 6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В ноябре 1819 года освящен южный придел во имя апостолов Петра и Павла.

Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время происходит значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.

В 1867 году церковным старостой Ильинского храма становится купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины. К составлению проекта В. Д. Коншиным был привлечён архитектор Александр Степанович Каминский. Оба были женаты на сёстрах П. М. Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать, Александра Даниловна, а позже, неподалеку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей Михайлович. Вместе с В. Д. Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и построение колокольни.Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию. В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года. А в 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни.

Храм Проро́ка Божия Илии́ в Обыденском переулке - приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве, расположенный по адресу: Москва, 2-й Обыденский переулок, д. 6. Храм пророка Илии первоначально был деревянным, возведённый в 1592 году за один день — «обыде́нь», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». По имени храма три ведущих к нему переулка стали Обыденскими. Нынешний храм построен в 1702 году на месте прежнего деревянного храма. От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешнего храма предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери , написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. 15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость» .

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

В течение более 300 лет в храме всегда совершались богослужения. Даже в период безбожного лихолетья Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного никогда не закрывался , хотя такие попытки и предпринимались. В тот период, когда другие храмы Москвы закрывались, Обыденский храм принимал многие святыни из закрываемых храмов Москвы.

Главные чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» , иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская» . В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии» , «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская» . В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима Саровского передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима Саровского в храме был освящен приставной престол. Также в храме хранится частичка Пояса Пресвятой Богородицы , хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра и Павла.

Полный список святынь храма Илии́ Проро́ка в Обыденском переулке:
- Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
- Спас Нерукотворный (с 12 клеймами)

- Святой пророк Илия (с 20 клеймами)
- Усекновение главы Иоанна Предтечи
- Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)
- Святой мученик Иоанн Воин

- Великомученица Варвара
- Преподобный Сергий Радонежский
- Икона Божьей Матери «Неувядаемый Цвет»
- Мощевик слева в центральной части
- Мощевик справа в центральной части

- Святой священномученик Антипа Пергамский
- Святой великий князь Данииил Московский
- Икона Божьей Матери «Владимирская»
- Преподобный Серафим, Саровский чудотворец
- Великомученица Екатерина
- Святитель Афанасий Ковровский, исповедник
- Икона Божией Матери «Умиление»
- Священномученик Серафим (Чичагов)
- Святой страстотерпец царь Николай принимает у священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
- Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне
- Икона Божией Матери «Достойно есть»
- Икона Божией Матери «Смоленская»
- Икона Божией Матери «Скоропослушница»
- Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
- Икона Божией Матери «Тихвинская»
- Икона Божией Матери «Елецкая»
- Cвятые первоверховные апостолы Петр и Павел
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
- Икона Всех Святых
- Икона Божьей Матери «Казанская»
- Мощевик в приделе апостолов Петра и Павла
- Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»
- Икона Божьей Матери «Троеручица»
- Святой пророк Иоанн Предтеча
- Святой мученик Иоанн Воин
- Святой великомученик и целитель Пантелеимон
- Святые мученики Гурий, Самон и Авив
- Икона Божией Матери «Всецарица»
- Икона Божией Матери «Милостивая»
- Распятие. Крест Господень
- Успение Пресвятой Богородицы
- Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский
- Святой благоверный великий князь Александр Невский
- Спаситель в белом хитоне
- Святитель Николай Чудотворец (с 12 клеймами жития)
- Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
- Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
- Икона Божией Матери «Иверская»
- Три святителя, апостол Иаков, брат Господень, архангел Михаил, мученица Мавра
- Покров Пресвятой Богородицы
- Святой пророк Илия в пустыни
- Святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна
- Господь Вседержитель на Престоле
- Икона Божией Матери «Благодатное Небо»
- Икона Божией Матери «Державная»
- Святой мученик Трифон
- Распятие. Крест Господень
- Икона Божией Матери «Помощница в родах»
- Икона Божией Матери «Феодоровская»
- Святая Троица
- Воскресение Господне
- Канун
- Святой великомученик Георгий Победоносец
- Спас Нерукотворный
- Успение Богоматери
- Священномученик Ермоген, патриарх Московский

АДРЕС И СХЕМА ПРОЕЗДА в храм Илии Пророка Обыденного:
Москва, 2-й Обыденский переулок, 6.
(Храм пророка Илии расположен недалеко от Храма Христа Спасителя)

Православная Церковь свято чтит пророка Илию . Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. Илия́ - библейский пророк в Израильском царстве, в IX веке до н. э. Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская Поместные Церкви чтят его память 20 июля (2 августа) (см. «Ильин день») Святой Илия́ в славянской народной традиции - повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья - «грозный святой». Пророк Илия ́ был ревностным поборником иудаизма и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия.


Согласно Преданию, святой пророк Илия ́ совершил следующие чудеса:
- Навёл голод (3Цар.17:3).
- Низвёл огонь на землю (3Цар.18:36-38).
- Низводил Огонь с Небес как для наказания грешников, так и для Знамения Истинности Богопочитания.
- Воскресил отрока, который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой.
- Разделял реку Иордан подобно Моисею ударив по ней своей одеждою.
- Говорил с Богом лицо в Лицо, закрыв при этом своё лицо.
- По Слову Бога пищу ему приносили вороны и Ангелы.
- По его слову пища в доме вдовы не кончалась.
- Его пеленали Ангелы и кормили его Огнём при рождении.
- Полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (Апокалипсис и пророк Захария).
- Был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом.
- По его молитве заключилось Небо и не давало дождя.
- Также по его молитве Бог дал дождь на землю после заключения Неба.
- Явился вместе с пророком Моисеем перед Иисусом Христом в день Преображения и беседовал с Ним.
- Пророчествовал и открывал людям Волю Бога.
- Считается, что за равноангельскую жизнь Бог даровал ему неисчерпаемый и неограниченный дар чудотворения
- Почитается как величайший из святых.

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что святой пророк Илия ́ был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророк Илия ́ упоминается несколько раз в Новом Завете. Так описан эпизод как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк.6:28).

Во время Преображения Иисуса Христа Илия пророк являлся, вместе с Моисеем и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Согласно Откровению Иоанна Богослова Илия должен также явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр.11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

В Обыденском переулке, расположенный недалеко от церкви Христа Спасителя, относится к стилю петровского барокко. Его построил зодчий И. Зарудный в 1702 году. А главным попечителем церкви стал дьяк по фамилии Деревнин, здесь же позже погребенный. Что касается колокольни и трапезной, то они возведены зодчим А. Каминским в 1866-1868 годах.

Петровское барокко

Было характерно для церковной архитектуры на заре XVIII столетия. Оно выражало веяния новой эпохи. Данный стиль характеризуется ясностью, строгостью, правильностью, но вместе с тем в нем заметна доля романтизма. Церкви выглядят сдержанно и практично, но довольно красиво. В данный период строятся храмы типа «корабля»: длинный притвор, колокольня и само здание располагаются на одной оси. Это было типично для того времени. Таков и Храм в Обыденском переулке.

Древние предания

Но первая, еще довольно примитивная, церковь была возведена здесь на исходе XV столетия. Обыденными именовали храмы, которые строились за одни сутки, согласно обету. Существует предание, что в давние времена на этом месте проезжал некий князь, и вдруг началась сильная гроза. Он дал обещание, что если не умрет, то возведет за одни сутки деревянный храм в честь Пророка Илии. Есть еще одна легенда, которая гласит, что церковь построили по обету, вымаливая дождь во время засухи.

Великолепные иконы

Храм Пророка Илии в Обыденском переулке примечателен тем, что здесь находится а также Казанский образ Божией Матери, который создал в XVII столетии Но особое внимание следует обратить на левый клирос. Там расположена основная достопримечательность Ильинского собора - икона Божией Матери под названием «Нечаянная радость», которая, по легенде, способна творить чудеса. На ней можно увидеть стоящего на коленях и молящегося человека перед священным образом.

Непростая судьба иконы «Нечаянная радость»

Сначала эта икона принадлежала церкви Похвалы Пресвятой Богородицы. После ее сноса она была отправлена в храм святого Власия. Затем ее передали в церковь Воскресения, расположенную в Сокольниках. Туда отправляли все наиболее известные и чудотворные образа из снесенных столичных храмов. И только потом ее доставили в Храм Пророка Илии в Москве.

Заходя внутрь, возле правого столпа можно увидеть великолепную икону Иисуса, созданную Чичаговым Серафимом (митрополитом).

Церковь функционировала даже во времена СССР, хотя с нее были сняты колокола в 1930-е годы. В первый год войны Храм Пророка Илии в Обыденском переулке был практически разрушен разорвавшейся рядом бомбой. Однако через некоторое время его восстановили и отреставрировали.

На сегодняшний день при храме, который регулярно посещает множество верующих людей, работает воскресная школа для маленьких и взрослых, православный лекторий, а также церковноприходская библиотека.

Рассмотрим также и этот великолепный храм. Столичная церковь Пророка Божия Илии, расположенная в Черкизове, славится тем, что в ней находится редкий образ Святителя Алексия, также здесь хранятся мощи блаженного Ивана Корейши.

Увидевшим однажды этот нарядный храм невозможно его забыть. Заходишь сюда - и словно переносишься во времени на несколько веков назад. Этой церкви уже очень много лет, сколько здесь молилось людей - не сосчитать. Образа чудесные, старинные, создается впечатление, что это хрупкие музейные экспонаты. Известно ли вам, что эта церковь была построена еще в 1690 году? А раньше на этом месте стоял деревянный храм. Возведен он был совсем давно - в 1370 году.

Необычная история храма

В тяжелый период, во время русско-литовской войны, церковь была сожжена врагом, но вскоре ее отстроили снова.

Храм примечателен своей интересной историей. Во времена СССР многие столичные церкви были разрушены. А Храм Пророка Божия Илии остался невредимым даже в тот период, когда при строительстве метро было решено проложить линию под ним.

Верующие жители столицы не позволили снести церковь. Властям пришлось уступить, хотя при строительстве метро активно разрушались другие святыни. Поблизости от церкви святого Пророка Илии уничтожили несколько храмов. То, что здание выстояло, несмотря ни на что, можно назвать настоящим чудом. И нужно благодарить судьбу за то, что такой великолепный архитектурный памятник остался невредимым.

Сегодня храм посещают как коренные москвичи, так и туристы - все они очарованы его великолепием. Это необычное место, побывав в котором однажды, хочется прийти сюда еще не раз. Вот и посещают его многие каждое воскресенье, а некоторые и чаще. Люди приходят помолиться и поклониться мощам Ивана Корейши - они надеются, что этот блаженный дарует им исцеление и вообще как-то повлияет на их жизнь. Двери храма открыты абсолютно для всех, и каждому, кто приезжает в Москву даже совсем ненадолго, рекомендуется посетить эту удивительную церковь, чтобы погрузиться в ту необыкновенную атмосферу, которая в ней царит.

Первоначальный деревянный храм появился на этом месте на рубеже XV–XVI вв. Название «Обыденный» указывает на то, что церковь была построена в один день - видимо, из готовых срубов. По другой версии, церковь построена «по обету», после завершения сильной засухи. Отметив завершение природного катаклизма, храм попал в историю уже государственного нестроения: в Смуту, 24 августа 1612 г., келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын служил здесь молебен о победе над поляками, на котором присутствовал и князь Дмитрий Пожарский - неподалеку располагался штаб Второго ополчения, отражавшего натиск гетмана Хоткевича.

Деревянный храм несколько раз поновлялся, а в 1702 г. ему на смену пришла каменная постройка, средства на возведение которой пожертвовал думный дьяк Гавриил Деревнин - о нем и его брате Василии напоминают мраморные плиты внутри храма. Церковь возводилась по архитектурной моде своего времени: вытянутая по вертикали, она представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике». Грани обоих объемов отмечены колонками коринфского ордера с маленькими пышными капителями, окна же строго аскетичны и не украшены наличниками вовсе. Восьмерик увенчан одной граненой главой с крестом. В северной стене храма сохранилось несколько надгробных таблиц, напоминающих о существовавшем здесь ранее приходском кладбище. В интерьерах сохранился центральный иконостас с образами XVII в., находившимися еще в деревянном храме, в том числе образ Спаса Нерукотворного 1675 г., образ Казанской Божией Матери, созданный Симоном Ушаковым, храмовая икона святого Илии Пророка с 20 клеймами жития и другие.

Трапезная церкви была первоначально однобокая, с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Ей на смену в 1819 г. пришла каменная трапезная, в которой появился второй престол во имя апостолов Петра и Павла. Однако окончательно существующий облик Ильинского храма сформировался в 1866–1868 гг., когда трапезная была перестроена и расширена, а с запада по проекту создана новая колокольня с четырехгранным шатром, с элементами в псевдорусском стиле. Работы велись на пожертвования церковного старосты - купца В.Д. Коншина. Также известной благотворительницей была жившая по соседству А.Д. Третьякова - мать создателя галереи. В 1882 г. при храме было построено здание эпохи "барокко" для школы и богадельни.

После революции церковь пострадала во время кампании по изъятию церковных ценностей, утратив часть убранства и драгоценной утвари. Но в храме продолжались богослужения. Из храма Воскресения в Сокольниках сюда была перенесена икона Божией Матери «Нечаянная радость» (до революции находилась в церкви Благовещения в Кремле), долгие годы хранился посох последней настоятельницы соседнего Зачатьевского монастыря (его вернули в обитель после возрождения в ней монашеской жизни). Существует устойчивая легенда, что власти планировали объявить о закрытии церкви 22 июня 1941 г., но этому воспрепятствовало начало Великой Отечественной войны.

В то время, когда храмы повсеместно были закрыты, службы в церкви Илии Пророка продолжались. Поэтому именно здесь устроили заочное отпевание писателя М.А. Булгакова после его кончины. Так пожелали его сестры, сам же писатель перед смертью просил о кремации. Его просьбу выполнила супруга писателя Елена Сергеевна Булгакова, похоронив прах писателя на Новодевичьем кладбище.

error: