Психология. Тренинг активного слушания











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать и перестать говорить, когда нечего больше сказать»
И. Лафатер

Участники: обучающиеся 10 класс, в возрасте 15-16 лет.

Время: 2 академических часа.

Цель: Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание. Освоение техник активного слушания.

Задачи:

  • определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;
  • в игровых ситуациях научиться применять навыки пассивного и активного слушания.

Ожидаемые результаты: Осознание важности применения техники активного слушания в процессе обучения и общения.

Методы:

  • информирование,
  • моделирование ситуаций,
  • анализ ситуаций.

Оборудование:

  • компьютер,
  • телевизор.

Материалы:

  • Слайдовая презентация занятия.
  • Анкета «Умеете ли Вы слушать?» (приложение 1 ).
  • Информационные листы по теме занятия (приложение 2 ).
  • Карточки к упражнению «Активное слушание», текст к упражнению «Испорченный телефон» (приложение 3 ).
  • Аудиозапись песни «Неудачное свидание»,
  • фрагменты из мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Рапунцель: запутанная история»; из кинофильма «Приключение Буратино».
  • Фломастеры.

План-конспект занятия:

Этапы занятия Содержание. Действия ведущего и участников Время (мин.)
Организационный Приветствие. Высказывание ожиданий участников занятия.
3
Основной
Прослушивание отрывка песни «Неудавшиеся свидание». 2
Теоретический обзор Просмотр слайдов. Обсуждение содержания. 1
Диагностический блок
(приложение 1)
Анкета «Умеете ли вы слушать?»
Ведущий раздает анкеты, участники записывают ответы на листах, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача - продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»).
5
Теоретический обзор Понятие пассивного слушания Обсуждение. 5-7
Практический блок.
Упражнение «Испорченный телефон»
Цель: показать участникам каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация.
Описание: ведущий просит выйти 5 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении.
Объясняет правила: 4 человека выходят за двери, одному (тот кто остался) ведущий зачитывает текст.
Задача участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию.
Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста и эффективна ли техника пассивного слушания? Что запоминается из нашего сообщения? Что необходимо запомнить из нашего сообщения?
15
Теоретический обзор
(приложение 2)
Понятие активного слушания. Техники активного слушания.
Обсуждение.
15
Практический блок.
Упражнение «Активное слушание». (приложение 3)
Цель: показать участникам важность активного слушания для эффективного общения.
Описание : участвуют 2 человека.
Создание игровой ситуации общения. Один участник рассказывает историю, второй участник получает карточку, с заданием
(продемонстрировать пассивное или активное слушание) время рассказа.
Обсуждение . После разыгрывания каждой ситуации обсуждение, какое слушание было продемонстрировано? какая техника активного слушания использовалась? Какие чувства испытывал рассказчик, к партнеру?
15
Закрепление полученных знаний и навыков слушания.
Просмотр отрывков из мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Рапунцель: запутанная история», кинофильма «Приключение Буратино»
После просмотра фрагментов, обсуждение: какой вид слушания применялся героями? 10
Рефлексия Вопросы к участникам занятия: было ли полезным для вас сегодняшнее занятие или нет? в чем это заключается? 5-10

Ход занятия

Организационный момент .

Встреча участников и рассаживание их в полукруг.

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть на занятии. С каким настроением Вы пришли на занятие и что ожидаете от него? (дети по желанию высказываются). Спасибо. Я постараюсь, чтобы наше занятие прошло не только интересно, но и с пользой для Вас.

Слайд 1. "АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ"

Слайд 2. "Цель и задачи занятия"

  • Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание.
  • Освоение техник активного слушания.

Основной этап .

Слайд 3. "Умеем ли мы слушать?"

Звучит фрагмент песни «Неудавшиеся свидание».

Вопрос: Ребята как вы думаете, почему свидание не состоялось, и герои песни сердились друг на друга?

Ответы обучающихся.

Слайд 4. "Умеем ли мы слушать?"

«Нам кажется, что умение слушать - это то, что дается человеку при рождении подобно дыханию. Но так только кажется. Мы часто слушаем и не слышим собеседника. А бывает, что говорим, а не слышат нас. Цена такому разговору невелика».

Вопрос: Умение слушать собеседника, это не легкий труд, а вот умеете ли вы слушать?

Диагностический блок .

(Анкета «Умеете ли вы слушать?») Ведущий раздает анкеты (приложение 1), участники записывают ответы, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача - продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»).

Ознакомление с интерпретацией полученных данных.

Ведущий: все ознакомились со своими результатами? Каждый из вас в настоящий момент осознал, насколько он умеет слушать собеседника. Так, как наше занятие посвящено не столько умению слышать, сколько умению слушать прошу тех ребят, кто набрал 10-12 баллов быть активными моими помощниками. А тех, для кого результаты анкетирования не совсем порадовали, предлагаю активно участвовать в занятии и осваивать навыки активного и пассивного слушания.

Слушать можно по-разному.

Слайд 5. «Техника акти́вного (эмпати́ческого ) слу́шания».

Это техника слушания, позволяющая точнее понимать состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Слайд 6. «Техника пассивного слушания ».

Это техника слушания, при которой происходит внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством

Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это - пассивное слушание , при нем участие в общении минимально.

Слайд 7. «Факторы применения приемов пассивного слушания ».

Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса. Но иногда полезно никак не участвовать в разговоре, просто молчать, например, если собеседник охвачен эмоциональным состоянием, возбужден, находится под впечатлением чего-то настолько, что желает «выговориться», «выплеснуть переживания», в данный момент он ничего не замечает, не контролирует себя - в этой ситуации требуется просто выслушать его, не перебивая. Эмоции «выльются», человек успокоится и вновь обретет способность общаться, думать и анализировать. Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача - не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть».

Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием .

Слайд 8. «Приемы активного слушания».

Выяснение, уточнение:

Я не понял

Повторите еще раз…

Что вы имеете в виду?

Не могли бы Вы объяснить?

Парафраз , то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:

Отражение чувств:

Мне кажется, Вы чувствуете…

Понимаю, Вы сейчас разгневаны…

Резюмирование:

И так, Вы считаете…

Ваши слова означают…

Другими словами…

Для закрепления теории предлагаю выполнить упражнение.

Упражнение «Активное слушание».

Цель: освоение навыков активного слушания.

Описание: Работа в парах. Упражнение выполняется в течение 2 минут.

Один из участников рассказывает что-нибудь другому. Слушающий применяет приемы активного или пассивного, на выбор по 1мин. А затем по знаку ведущего применяет другую технику. Затем партнеры меняются ролями.

Обсуждение: Общее обсуждение опыта приобретенного при работе в парах. Получилось ли угадать технику слушания? Какие приемы слушания были применены? Какие приемы способствовали эффективности общения и с собеседником?

Вывод: эффективность применения техники как активного, так и пассивного слушания зависит от обстоятельств и возникающей ситуации общения.

Упражнение «Испорченный телефон».

Цель: показать участникам каков процент потери информации при пассивном слушании, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация.

Описание: Ведущий приглашает 5 добровольцев.

Инструкция участникам : 4 человека выходят за двери, одному (тот, кто остался) ведущий зачитывает текст: «Учитель русского языка Татьяна Львовна просила передать ст. воспитателю Назарову, что экскурсия в Екатерининский парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также по желанию орешки или семечки для белок. Задача слушающего участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию.

Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста и эффективна ли техника пассивного слушания? Что запоминается из нашего сообщения? Что необходимо запомнить из нашего сообщения?

Подведение итогов .

«Рапунцель: запутанная история».

Обсуждение:

Просмотр фрагмента мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма?

Просмотр фрагмента кинофильма «Приключение Буратино».

Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте кинофильма?

Вопрос: Как вы считаете, достигли ли мы сегодня цели и задачи поставленной в начале занятия? Какие выводы вы сделали исходя из пройденной темы сегодняшнего занятия? Почему?

Рефлексия.

Вопросы к участникам занятия: было ли полезным для вас сегодняшнее занятие или нет? в чем это заключается?

Используемая литература:

  1. Уильям Юри. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. – М., 1998.
  2. Панкратов В. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. – М., 2000.
  3. Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2002.

Используемые видеоматериалы и аудио:

  1. Аудиозапись песни «Неудачное свидание», слова Трофимова С., композитор А. Цфасман.
  2. Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей», 2004, Россия.
  3. Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Рапунцель: запутанная история»; 2010, Дисней.
  4. Видеозапись фрагмента из кинофильма «Приключение Буратино», 1975, Беларусьфильм.

Человек живет среди других людей. Чтобы произошел контакт, люди создали речь, через которую передаются мысли, пожелания и стремления. Теперь человек может легко рассказать другим о том, что он хочет от них получить, а также воздействовать на них, понимать их чувства и мысли. В процессе общения главными являются два компонента: говорение и слушание. Чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо его активно слушать. Существуют различные методы, приемы и техники активного слушания, о которых пойдет речь в статье.

Что значит активное слушание?

Что значит активное слушание? Когда человек не просто молчит, а активно участвует в процессе мыслевыражения другого. Это может быть понимание слов, которые произносятся, переживание тех же чувств, что и собеседник, невербальное воздействие на ход монолога партнера и т. д. Главной задачей активного слушания является понимание мыслей и желаний собеседника с целью построения эффективной модели общения с ним, чтобы влиять на его мнение и дальнейшие планы.

Активное слушание часто используется специалистами, которые работают с людьми: психологи, менеджеры по продажам, продавцы, педагоги и т. д. Там, где нужно выслушать другого человека и понять его мотивы, чтобы уметь воздействовать или договариваться с ним, используется активное слушание.

Главной ошибкой людей является мнение о том, что нужно быть услышанными. Вот почему многие предпочитают говорить и практически не давать возможности высказаться другим. Такие люди часто проигрывают, особенно если попадают на манипуляторов и мошенников. Обычно личности «неприятной» профессии используют активное слушание, поскольку знают, что человек рассказывает о себе все, пока говорит. Им остается быть только внимательными, чтобы четко понимать мысли и переживания других, а потом быстро выстраивать свою модель поведения так, чтобы через нее воздействовать на собеседников.

Если отойти от «корыстных» целей активного слушания, то можно выделить другие выгоды данного процесса. Человек молчит и просто слушает своего собеседника. Ему это позволяет:

  • Правильно воспринять информацию, которая вначале могла быть неправильно понята.
  • Уточнить информацию, задав правильные вопросы, основанные на сказанном собеседником.
  • Направить разговор в нужное русло, понимая, о чем говорит человек.

Активное слушание – это понимание слов говорящего, при этом сам человек молчит. Пока собеседник говорит, можно больше понять его идеи, нежели перебивать или говорить самому.

Приемы

Пока человек молчит, он может сосредоточиться на информации, которая исходит из собеседника, эмоциях, которые переживает сам или чувствует от партнера, собственных мыслях, которые возникают как ответ на реплики говорящего. Вот почему следует использовать различные приемы активного слушания:

  1. Уточнение. Используется с целью более детального разъяснения какой-то мысли. Если не уточнять, то остается только догадываться и додумывать, что часто может привести к неправильным выводам.
  2. Сообщение о восприятии себя – выражение собственных впечатлений, которые возникли в результате общения.
  3. Пересказ – это попытка рассказать своими словами то, что было сказано собеседником. Если вы желаете четко знать, что правильно поняли партнера, тогда следует еще раз переспросить. Перескажите сказанное им, чтобы получить подтверждение или уточнение понятого вами.
  4. Пауза. Она помогает ненадолго задуматься о том, что было сказано всеми участниками беседы. Также можно внезапно услышать то, что собеседник не хотел до этого говорить. Дает возможность сосредоточиться на мыслях, чувствах, идеях как своих, так и партнера. Иногда люди говорят слишком много, когда их собеседники молчат.
  5. Сообщение о восприятии – ваши мысли о собеседнике, которые у вас возникли в процессе общения.
  6. Развитие мысли. Используется для подхвата или развития мысли собеседника, который ненадолго замолк. Другими словами, вы продолжаете тему беседы.
  7. Замечание на счет хода беседы – информирование собеседника о том, как происходит общение, какой является беседа, полезна или нет.

Обычно люди используют все приемы активного слушания. Но частыми становятся 3-4 приема, которыми человек больше всего пользуется, чтобы тем или иным образом поддержать общение или воздействовать на собеседника.

Техника

Психолог Гиппенрейтер определила роль активного слушания в жизни каждого человека. Используя его приемы, человек способен налаживать контакты с родителями, любимым партнером, коллегами по работе, начальником и т. д. Обычно активное слушание помогает правильно воспринимать информацию, которую излагает собеседник. Часто важным становится не говорение, а слушание, поскольку именно в этот момент останавливаются свои мысли и включается восприимчивость чужих слов. Чтобы лучше понимать, о чем говорит другой человек, необходимо использовать техники активного слушания.

Часто они проявляются во внимательности. Вы должны ненадолго отойти от собственных мыслей и просто проявить внимание к словам партнера. Как построены предложения? Какой смысл слов передается? Какой интонацией произносятся слова? Внимательность становится нужной, когда у собеседника имеются дефекты речи или акцент. Чтобы хорошо понять его, придется немного прислушаться к его речи.

Для активного слушания нужен прямой контакт глазами с собеседником, а также поворот телом в его сторону. Чтобы человек почувствовал уважение и желание пообщаться с вами, вы должны повернуться к нему лицом и выразить глазами заинтересованность.

Безусловное принятие становится следующей техникой активного слушания. Оно подразумевает, что вы своими словами, жестами и вопросами передаете человеку, что понимаете его, принимаете и не считаете плохим. Это возможно передать следующими приемами:

  1. «Эхо» — когда вы повторяете слова собеседника в вопросительной форме.
  2. Перефразирование – краткий пересказ сказанного собеседником.
  3. Интерпретация – попытка предположить то, что последует за тем, что было сказано собеседником: «Я предполагаю, что…».

Важно проявлять эмпатию – понимание чувств собеседника, что позволит настроиться на его волну и понять смысл его слов.

Методы

Под методами активного слушания понимается настройка различными способами к эмоциональному фону человека, чтобы лучше понимать смысл и мотивы его слов. Эмпатия является главным критерием, который бывает трех форм:

  1. Сопереживание – переживание эмоций, которые схожи с натуральными. Проявляются такие же эмоции, что и у собеседника.
  2. Сочувствие – желание помочь другому человеку, решить его проблему.
  3. Симпатия – дружеское, теплое отношение к людям.

Эмпатия у некоторых людей является врожденным качеством, что зависит от нервной системы. Однако некоторым приходится развивать у себя данное качество, что возможно при помощи методов активного слушания или «Я-высказываний».

При эмпатическом слушании человек не просто слушает, что ему говорится, но и активно участвует в направлении беседы в нужное русло, что можно осуществить через перефразирование, повторы, задавание коротких вопросов. Человек полностью отгораживается от своих оценок, мыслей и чувств, чтобы полностью погрузиться в монолог говорящего и направлять его в нужном направлении.

Здесь используются такие методы:

  • Эхотехника или перефразирование – выделяются значимые мысли и передаются собеседнику обратно.
  • Уточнение – попытка выяснить правильность воспринятой мысли.
  • Резюмирование – подведение итога, высказывание самой главной мысли.
  • Нерефлексивное слушание – когда информация воспринимается без оценок, сортировки и разбора.
  • Зеркальное отражение.
  • Эмоциональный повтор – краткое повторение с использованием выражений и сленга собеседника.
  • Невербальное поведение – жесты и мимика, которые используются для поддержания разговора.
  • Логическое следствие – попытка выявить причины мыслей собеседника, определить логическое следствие сказанного.
  • Вербальные знаки – слова, которые выражают желание дальше слушать монолог собеседника: «продолжайте», «и что дальше?».

Примеры

Активное слушание используется в сферах, где человек взаимодействует с другими людьми. Это социальные профессии. Часто примеры активного слушания можно увидеть в сфере продаж, где менеджер старается разговорить клиента настолько, чтобы тот выразил свои переживания и пожелания. Основываясь на желаниях и стремлениях клиента, можно составить выгодное предложение, где товар сможет решить проблему клиента.

Если обратить внимание на работу психологов на сайте психологической помощи сайт, то можно отметить, что они тоже используют активное слушание. Оно становится практически самым главным инструментом в выявлении причин и симптомов расстройства. Здесь задаются вопросы, используются уточнения и длительные паузы, где психолог пытается выяснить всю нужную ему информацию для дальнейшей работы с клиентом.

Активное слушание используется и при общении с детьми. Поскольку детки тяготеют к долгому и искреннему общению, взрослые вынуждены использовать приемы активного слушания. Здесь важными становятся невербальное поведение, уточнения, эмоциональные повторы.

По большому счету даже простые люди используют те или иные приемы активного слушания. В бизнесе, на работе, в семейных отношениях люди контактируют друг с другом. Здесь приходится не только говорить, но и слушать, особенно когда речь идет о решении проблемы. Пока люди говорят, невозможно узнать, что думают по определенному вопросу другие. Только с помощью молчания и активного слушания с целью узнавания мыслей и переживаний партнеров можно найти эффективное решение проблемы.

Часто активное слушание применяется на собеседовании при приеме на работу. Именно в этом взаимодействии работодатель активно воспринимает того, кто хочет устроиться на работу, иногда задавая наводящие вопросы.

Упражнения

Активное слушание является следствием выработанного навыка, когда человек умеет не просто молчать в присутствии собеседника, но и устремлять свое внимание на его мысли, переживания, эмоции. Упражнения для развития активного слушания часто проводятся в группах. Людей разделяют на пары, где каждому дается роль: «говорящий» или «слушатель».

Упражнение начинается с того, что в течение 5 минут «говорящий» рассказывает своему партнеру – «слушателю» — о некой проблеме с людьми, где должен рассказать о причинах возникновения данной проблемы. «Слушатель» может лишь использовать приемы и техники активного слушания. Затем делается пауза, где «говорящий» должен рассказать о том, что помогало ему быть открытым и рассказывать о своей проблеме.

На втором этапе общение продолжается. Только теперь «говорящий» рассказывает о сильных качествах своей личности, которые помогают ему устанавливать контакты с другими людьми. При этом «слушающий» все так же использует лишь приемы и техники активного слушания.

Лишь на третьем этапе (спустя 5 минут) «говорящий» замолкает и позволяет «слушателю» рассказать ему, что он понял из двух историй. Пока «слушающий» говорит, «говорящий» лишь кивками демонстрирует свое согласие со сказанным или несогласие. Если «говорящий» не согласен со «слушателем», тот должен исправиться. По окончании «говорящий» указывает, что было упущено или искажено.

Затем роли меняются: «говорящий» теперь активно слушает, а «слушатель» рассказывает о проблеме и своих сильных качествах. Оба проходят через 3 этапа.

В конце упражнения участники обсуждают, какая роль была самой тяжелой, о чем было сложно говорить, что помогало им быть открытыми, какое влияние оказывали приемы и техники активного слушания и т. д.

Такое упражнение позволяет понять собственные ошибки, которые были совершены, из-за чего произошло искажение или неправильное восприятие информации.

Итог

Активное слушание не является профессиональным навыком. Чтобы уметь контактировать с любыми типами людей, необходимо развивать в себе навык активного слушания. Поскольку он не является врожденным, итог его развития может быть разным.

Есть люди, которые обладают развитым навыком активного слушания. Это обусловлено их нервной системой, склонностью к эмпатии, личностными характеристиками и адаптивностью. Есть люди, которым сложно обладать подобными умениями, что тоже обусловлено выше перечисленными факторами. Нет человека, который изначально рождается активным слушателем. Нет человека, который не мог бы развить в себе данный навык.

Прогноз любых упражнений неоднозначен. Во многом все зависит от желаний самого индивида, который хочет развить в себе активное слушание. Однако однозначно можно сказать о следующем: тот, кто умеет слушать, имеет больше шансов найти подход к любому собеседнику, нежели тот, кто только говорит.

Не следует требовать от себя совершенных навыков в активном слушании. Каждый развивается в своем темпе. Помимо самого навыка, необходимо развивать качества характера, которые помогают в данном процессе: например, терпение, спокойствие и эмпатия. Поскольку не всегда можно понять другого человека, его сленг и слова, терпение поможет в установлении контакта. Поскольку хаотичность собственных мыслей не помогает в понимании чужих слов, спокойствие становится важным фактором.

Человек является социальным существом. Он имеет конкретный круг общения, где с каждым необходимо уметь устанавливать контакты. Именно здесь он тренирует свои навыки, которые были выработаны с самого детства. Однако если родители не научили активному слушанию, то можно потратить время на саморазвитие.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Упражнение «Три качества слушания»

Работа проводится в тройках. Каждой тройке необходимо обсудить качества, необходимые профессионалу педагогичес­кой профессии.

Задание: выбрать три самых важных качества и выработать строгий алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контро­лирует использование приемов слушания. Затем функции ме­няются. После работы в тройках- дискуссия на заданную тему со всей группой (представители из разных троек).

Упражнение «Слушание»

Группа делится на две части по 5-6 человек. В каждой из подгрупп один из участников садится в центр и в течение 5-6 минут высказывается по теме «Мужчина среди женщин и сре­ди мужчин» или «Женщина среди мужчин и среди женщин». Члены группы должны слушать с полным вниманием, не спо­рить, не перебивать, воспринимая говорящего целиком.

79 Находящийся в центре должен говорить все отведенное для него время, если же он высказал все до истечения времени, то он все равно находится в центре круга. Затем по сигналу руководи­теля другой участник садится в центр и начинает говорить на эту же тему, время для него то же - 5 - 6 минут. После того как выс­тупят все, идет обмен мнениями и своими ощущениями.

Упражнение «Конкурс ораторов»

Один из участников произносит речь в течение 5-6 минут на любую заданную тему. Группа играет роль аудитории, кото­рая не воспринимает этого оратора. Задача последнего устано­вить контакт во что бы то ни стало. Затем происходит обмен ситуациями выступающего и группы.

Упражнение «Испорченный телефон»

Все участники выходят за дверь и по приглашению ведуще­го входят в класс по одному. Каждому входящему дается инст­рукция: «Представьте себе, что Вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену груп­пы. Главное - как можно точнее отразить содержание».

Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО, т. е. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо пере­дать завучу, что он должен изменить расписание уроков стар­ших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополни­тельно 2 часа по астрономии».

После выполнения упражнения участники группы анали­зируют особенности слушания и то, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

Упражнение «Внимательный слушатель»



Участники разбиваются по парам. Партнер X будет говоря­щим, партнер Y - слушателем. X рассказывает слушателю о своих трудностях в отношениях с людьми, о своих страхах,

предубеждениях, сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается помочь говорящему максимально полно изложить свои мыс­ли. Через 3 минуты ведущий дает знак: говорящий высказыва­ет свои замечания по поводу поведения слушателя, подчерки­вает то, что ему помогало и что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель своими словами повто­ряет, что услышал и понял из слов говорящего. Партнер X дви­жениями головы подтверждает или опровергает слова Y, в за­висимости от того, насколько тот правильно передает его соб­ственные слова. Затем участники меняются ролями. В заклю­чении все участники возвращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что происходило во время упраж­нения.

Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. СПб., 1994.

Психология делового общения /Авт.-сост. Ю.А. Фомин. Минск, 1990.

Упражнения и задания

На овладение умениями вести спор, диалог

И дискуссию

Перебивание в беседе

Информация к размышлению: «Перебивание... в беседе кон-фликтогенно, так как препятствует удовлетворению потребно­сти собеседника быть выслушанным и понятым... Если вы сами, может быть, и не чувствуете мотива самовозвышения, то ваш собеседник прекрасно ощущает его на интуитивном уровне и реагирует агрессией или обидой, что приводит к конфликту.

Как поступить, если собеседник перебивает вас?.. Дать пе­ребить себя. Если у собеседника есть потребность высказаться, то у вас нет надежды быть услышанным, пока он ее не удовлет­ворит.

Если же вам все-таки хочется попробовать не дать себя перебить, можно посоветовать такой прием: дайте себя пере-



81бить, но при этом скажите подчеркнуто сухо: «Пожалуйста, го­ворите, я подожду...» (только постарайтесь обойтись без иро­нии и издевки в голосе - они все испортят)».

Вопросы для обсуждения:

Часто ли школьные учителя перебивают учащихся на уроке?

Считаете ли Вы конфликтогенным фактором неумение учи­теля выслушать ребенка? Приведите примеры.

Какое умение у Вас более выражено: говорение или слуша­ние?

Согласны ли Вы с приведенной точкой зрения психолога по поводу тактики поведения во время «перебивания»?

Как бы Вы реагировали, если бы перебили Вас?

А.Егидес. Психотехника общения // Воспитание школьника. 1996. № 2.

Упражнение «Захват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начи­нает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо.

Упражнение «Нет-диалог»

Ведется диалог между двумя участниками. Задача участни­ков диалога: ни за что не соглашаться с партнером, во всем пе­речить, возражать вежливо, но настойчиво. Группа оценивает эффективность диалога.

Упражнение «Да-диалог»

Двое участников садятся в центр и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу - о погоде, о любимой книге и т. д.; другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное - во всем соглашать­ся, обязательно отражая мысли партнера.

Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы; т. е. не стали возражать друг

другу. Затем следующие двое садятся в центр и работают в ре­жиме «да-диалога».

Упражнение «Дискуссия»

Ведущий задает дискуссионную тему:

Например: «Надо ли в школах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме».

«Дети виноваты в том, что родители ими постоянно недо­вольны и поэтому в семье возникают споры».

Участники делятся на две группы: 1-я группа - условно со­гласные с утверждением (придерживающиеся одной точки зре­ния), 2-я группа - придерживается другой точки зрения.

Ведется дискуссия по заданной теме.

Упражнение «Стиль общения»

Цель: выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определенных стилей общения.

Преподаватель предлагает группе из 5-6 человек совместно обсудить и определить тему общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идет процесс обсуж­дения, фиксируют для себя характерные особенности общения. После того как тема избрана, оценивается по 10-балльной сис­теме: а) удовлетворенность темой; б) удовлетворенность тем, как шло обсуждение, т. е. что помогало и что мешало общению.

Члены группы обмениваются своими наблюдениями.

Во время общей дискуссии на заданную тему каждый учас­тник должен выполнить индивидуальное задание, которое в конверте получает от преподавателя. Окружающие не должны знать его содержание. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время старать­ся определить, какое задание получили остальные. Через 15 - 20 минут преподаватель дает знак закончить дискуссию, и все начинают обсуждать, как они поняли рол и друг друга, насколько эта роль соответствовала их внутренней позиции или полнос­тью противоречила ей, как они переживали свою роль.

83 Каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса:

Как научиться понимать друг друга?

Что значит для человека общение?

Набор заданий для участников дискуссии:

1. Ты должен внимательно слушать других, выступить не ме­нее 2-3 раз, каждую свою реплику начинать с той, что гово­рил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?» - и вносить необходимые по­правки в свои слова.

2. Ты должен как минимум два раза высказаться во время дис­куссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением твоего вопроса.

3. Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее трех раз, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пе­режил.

4. Ты - ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не согла­шаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дис­куссии.

5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дис­куссии так, как обычно ведешь себя во время групповых об­суждений.

6. Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя свое мнение.

7. Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть аб­солютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь ве­сти себя так, словно совершенно не слышал того, что гово­рили до тебя...

8. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, что­бы помогать другим как можно полнее выражать свои мыс­ли, а после выступления каждого участника делать неболь­шое резюме.

9. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, что­бы сплотить группу, способствовать взаимопониманию меж­ду ее членами.

10. Как минимум три раза постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других, для того чтобы вынести какие-то оценки и суждения конкретным участникам дискуссии, т. е. всех должен оценить.

11. Ты - очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бес­полезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвес­ти черту» и «сделать выводы».

12. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя со­вершенно не волнует.

13. У одного участника совершенно пустая карточка, он высту­пает в своей естественной роли.

Если в группе более 13 человек, одно и то же задание можно повторить.

Упражнение «Правила поведения в дискуссии»

Цель: выделить основные правила дискуссионного общения; научиться анализировать поведение в дискуссии - свое и собе­седника.

Порядок работы

1. Тема дискуссии выбирается методом «корзины идей»:

На доске записываются все предложенные темы;

Темы систематизируются по общности смысла;

Выбирается предпочтительная или формулируется новая на основе обобщения (часто учащиеся выбирают тему юмористического плана).

2. Разрабатываются правила проведения дискуссии при по­мощи задавания (напоминания) проблем, которые смогут воз­никнуть в ее процессе. Выработанные правила записываются на доске. Это могут быть такие правила:

Предельная доброжелательность;

Обсуждение и аргументация не переводятся на личность;

Не отнимать время, решая свою личностную проблему - желание выглядеть лучше (не «рисоваться»);

85 - непозволительны самоуверенный безапелляционный тон, оскорбления.

3. Дискуссия.

а) Тренировочный вариант.

Предлагается утверждение «День начинается с восхода солн­ца». Участники делятся на согласных с утверждением и оп­понентов. Оговаривается предмет обсуждения. Приводится аргументация утверждения. Защита точки зрения на данное утверждение проходит по правилам, которые записаны на доске. Оценка аргументов: доказательность, логика, четкость и корректность формулировок, строгое следование теме.

б) Дискуссия на тему, выбранную из предложенных студен­тами. Можно воспользоваться такими, как «Интеллигент­ный человек», «Деловой человек».

1-й вариант. Участники делятся на две команды, устанавли­ваются правила дискуссии. _

2-й вариант - «Аквариум». Участники делятся на три груп­пы: 1-я и 2-я группы - оппоненты, 3-я группа - наблюдатели. Наблюдатели отслеживают поведение, стиль общения, выпол­нение правил дискуссии.

3-й вариант. 1-я и 2-я группы - оппоненты, 3-я группа - члены жюри. Члены жюри выбираются по деловым и личност­ным качествам.

Критерии оценки:

Умение слушать и выслушивать;

Умение понять собеседника;

Доброжелательный или оценочный подход к товарищам;

Организованность и умение объединяться для групповой деятельности;

Умение встать на точку зрения партнера и оппонента;

Умение склонить собеседника к своей точке зрения.

Обсуждение:

Рефлексия: чувства, открытые в себе и в других.

Что мешало, что помогало в процессе дискуссии?

Какие принципы нарушались чаще? Почему?

Чему научились в процессе дискуссии?

Григорьва Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Метод, пособие для преподавателей. Новосибирск - М., 1997.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностно­го общения. М., 1991.

Упражнения на отработку техники «Я-высказывания»

Упражнение «Вербализация чувств»

Каждый участник группы должен выразить свои чувства трем членам группы (одно положительное и одно отрицатель­ное), сформулировав к ним сначала «Ты-высказывание». Затем то же чувство выражается через «Я-высказывание». Проанали­зировать, какие чувства испытывает человек, к которому обра­щались с Я- и Ты-высказыванием.

Упражнение «Конфликты»

Участники делятся по парам. Первый партнер обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичного для школы или семьи. Второй партнер реагирует тремя разными способами:

а) оправдывается и извиняется (с позиции ребенка, жертвы);

б) использует «Ты-высказывание» для ответных обвинений;

в) использует «Я-высказывание» (по схеме).

Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе свою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует увиденное, правиль­ность использования приема «Я-высказывания».

Упражнение «Анализ проблемной ситуации»

Ведущий предлагает участникам следующую проблемную ситуацию:

Идет урок, учительница уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший ученик Шапкин^он опаздывает часто.

87 гося учителя», позиция родителя, что ведет к стандартизирован­ному уровню общения.

Барьер «Гамлет»

Учитель такого типа из-за страха перед неудачей обеспоко­ен отношенческой, а не содержательной, стороной обучения, стремится нравиться всем ученикам, поэтому попадает в зави­симость от их мнения, т. е. занимает детскую позицию в обще­нии с ними. При наличии интереса к детям, способным ока­зать данному учителю необходимую эмоциональную поддерж­ку, и любви к ним, смешанной со страхом, «гамлет» общается на манипулятивном уровне, когда то он сам, то дети являются объектом манипуляции.

Барьер «Приятель»

Учитель недооценивает значение своей личности, забыва­ет, что движущей силой педагогического процесса является единство человеческой, гражданской культуры и профессио­нальных знаний. Он не уверен в себе, занимает позицию ре­бенка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приво­дит к манипулятивному уровню общения с детьми, при кото­ром объектом манипуляции выступает учитель.

Барьер «Локатор»

Учитель работает только с сильными или слабыми ученика­ми из-за той же неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям. Такой учитель не может подняться выше стандар­тизированного уровня общения.

Большой воспитательный эффект возникает тогда, когда на эти роли выбираются студенты, для которых характерны именно такие барьеры. После проигрывания ситуации преподаватель под­черкивает, что студенты изображали не себя, а тех персонажей, которых он попросил сыграть. Затем начинается обсуждение, цель которого - подвести студентов к понятию барьера в общении, показать причины его возникновения и пути преодоления.

Схема обсуждения барьера «Я сам»:

Ваше отношение к данному персонажу. Был л и контакт меж­ду Вами и учителем?

Можно ли назвать Ваше ощущение барьером в общении?

Что способствовало возникновению барьера?

Какую эмоцию испытывал учитель?

Какие жесты, поза, мимика и другие средства невербально­го общения выдавали его неуверенность в себе?

На какой позиции находился учитель?

Что выдавало его детскую позицию?

Проявлял ли данный персонаж интерес к ученикам?

Был ли открыт в общении?

На каком же уровне он остался?

По такой же схеме проводится обсуждение второго персо­нажа и всех последующих барьеров.

Обсуждение:

Что способствует возникновению барьеров общения учи­теля на уроке? (эмоция страха, агрессии, несоответствую­щая позиция в общении, отсутствие подлинного интереса к детям, закрытость в общении).

Что помогает избегать барьеров между учителем и ученика­ми на уроке? (интерес к личности учеников, открытость учи­теля, умение правильно и гибко менять позицию в обще­нии в зависимости от ситуации).

Шелихова Н.И. Техника педагогического общения/ Под общ. ред. М.Р. Гин­збурга. М.-Воронеж, 1998.

Задания для самостоятельной работы

Студентам предлагается выполнить следующие задания:

Понаблюдать за характером своего общения с другими людьми, постараться определить свою искренность в общении, стремле­ние понять позицию собеседника, умение слушать другого.

Подготовить 1-2 ситуации для обсуждения в группе, когда человек, стремясь подняться в собственных глазах, самоут­вердиться, вызывает тем самым у своих товарищей отрица­тельное отношение к себе. Проанализировать, насколько это психологически оправданно.

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовер­шенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Одним из показателей педагогической и коммуникативной культуры педагога является его компетентность как субъекта невербальных коммуникаций. Невербальное поведение явля­ется индикатором актуальных психоэмоциональных состояний личности, выполняет функцию контроля аффекта, его нейтра­лизации.

Среди наиболее распространенных эмоциональных состоя­ний педагогов отмечаются эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, фрустрированность, недовольство, напряжен­ность. Если учитель имеет такие особенности, это отражается в его мимике, жестах, высказываниях, паралингвистических про­явлениях (сухость, излишняя критичность, подчеркивание со­циальной дистанции и др.).

К сожалению, в педагогическом общении многих современ­ных учителей доминирует экспрессивная скованность или же­стикуляционная избыточность, неоправданность или неумес­тность телодвижений. Неадекватное употребление невербаль­ного языка может дать нежелательный эффект в общении учи­теля с учениками. Такие «пустяки»: «как стоять», «как сидеть», «как повысить голос», «как улыбнуться», «как посмотреть» - были в деятельности А.С. Макаренко решающими. «Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство».

Одной из серьезных проблем профессиональной деятель­ности педагога является преобладание в невербальном языке жестов доминирования, агрессивности, превосходства. Стрем­ление соответствовать социальному статусу в самом начале пе­дагогической деятельности закрепляется в «типичном учитель­ском невербальном языке» (Е.А. Петрова):

Указательные жесты, направленные на ребенка (выполня­ется указательным пальцем или указкой);

Взгляд поверх очков (воспринимается детьми как критичес­кий, агрессивный);

Жесты доминантности, превосходства, влияния, агрессив­ности:

Руки, перекрещенные перед собой, с оставленными на­показ большими пальцами;

Руки в бока или перекрещенные позади туловища;

Руки в карманах, напоказ оставлены большие пальцы;

Руки закинуты за голову, ладони лежат на затылке.

Жесты-сигналы критичного и негативного отношения:

Указательный палец слегка подпирает щеку, большой па­лец под подбородком, остальные полусогнуты вдоль щеки;

Рот прикрывается ладонями;

Рука опирается на подбородок, указательный палец под носом;

Жесты неосторожности, подозрения, недоверия:

Крепко сцеплены пальцы рук;

Жесты-сигналы нервозности, защиты:

Постукивание пальцами по столу;

Застегивание-расстегивание «молний» (кнопок, пуговиц, одежды); одевание-снимание кольца;

Защитные жесты - скрещенные на груди руки, перекре­щивание ног.

При невозможности преодолеть неуверенность, внутреннее беспокойство перед аудиторией желательно отказаться от пе­рекрещивания рук и ног, а оставить «скрытые барьеры» с помо­щью предмета. Таким предметом могут быть указка, классный журнал, ручка.

Неотъемлемым элементом педагогической экспрессии явля­ются позы учителя, связанные с осанкой, ее стройностью или су­тулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. Телесная расслабленность, неконтролируемость внешнего рисунка поведения - круглая спина, выпяченный жи-

93вот, привычка не опускаться на стул, а грузно «плюхаться», широ­ко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание па месте - критически осмысливаются детьми, вызыва­ют насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора.

В общении учителя с учениками используются закрытые позы - когда прикрывается передняя часть тела и очевидно стремление занять меньше места в пространстве («наполеонов­ская» поза). Такие позы воспринимаются детьми как знак не­доверия и несогласия. Подобные пантомимические изъяны прощаются немногим педагогам, чаще всего немолодым, спо­собным своей эрудицией и обаянием, профессиональным ма­стерством в какой-то мере нейтрализовать их. Для большин­ства же недооценка телесной экспрессии оборачивается воз­никновением труднопреодолимых психологических барьеров.

Не менее важный компонент педагогического взаимодей­ствия - визуальный контакт. Контакт глазами выполняет серь­езную регулятивную функцию. Взглядом, направленным на со­беседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, демонстрируют расположение (ласковый взгляд) и отчуждение (холодный взгляд), выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), поддерживают психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова. Блуждающий, бе­гающий, ускользающий, тяжелый, злобный, испепеляющий взгляд настораживает, раздражает, отталкивает.

Каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с настав­ником, его внимательном, личностно заинтересованном взгля­де. Однако взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собе­седника чувство дискомфорта. Если учитель сопровождает свое замечание пристальным взглядом, ребенок может слишком сильно разволноваться. Скользящий безразличный взгляд тоже неприятен для ребенка - непонятно, видит тебя учитель или смотрит «сквозь тебя».

Роль взгляда велика и при выслушивании ответа ученика. Внимательный, доброжелательный взгляд позволяет поддер­живать обратную связь. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к учителю находит­ся ребенок. Дистанция способна как сближать, так и разъеди­нять собеседников. Изучением расположения людей по отно­шению друг к другу во время общения занимается особая отрасль психологического знания - проксемика (от лат. proximux - бли­жайший).

Проксемикой выделено несколько видов возможных дис­танций между партнерами: интимная (15-46 см), личная (45- 75 см), социальная (75-200 см) и публичная (3-7 м).

/. Интимная

Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее чело­век охраняет так, будто это его собственность. Человек разре­шает проникнуть в эту зону только тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне име­ется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проник­нуть посредством физического контакта, - это сверхинтимная зона.

2. Личная дистанция

Это расстояние, которое обычно разделяет людей, находя­щихся в гостях, на официальных приемах и дружеских вече­ринках. В этой зоне, в отличие от интимной, вербальное обще­ние преобладает над невербальным. Именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т. д.

3. Социальная зона

На таком расстоянии человек держится от посторонних людей.

В данной зоне общение носит формальный или официаль­ный характер. В социальной зоне общается лектор с аудитори­ей, учитель на уроке (не зря нарушители дисциплины чаще всего сидят на последних партах).

4. Публичная зона

Когда человек адресуется к большой группе людей и не нуж­дается в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на

95сцене), то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории. В этой зоне общения как такового нет. Ведущая роль принадлежит средствам невербального общения- важна выра­зительность поз, жестов, интонации и пр.

С педагогической точки зрения межличностное простран­ство можно рассматривать как средство повышения продук­тивности речевого общения, ибо оно связано со снятием за­щитных барьеров между учителем и учащимися. Дистанции являются основными чертами социальных связей наряду с же­стами, мимикой и языком.

Доминантой пространственного поведения учителя явля­ется бережное, осторожное отношение к личностному про­странству каждого ребенка, уважение его права на территори­альную автономию. Педагог, игнорирующий проксемические закономерности, может провоцировать у ребят переживание стресса.

Немаловажное значение в невербальном общении имеет тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уро­ке по классу облегчает использование этого приема. Не преры­вая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отме­тить удачный ответ.

Однако у многих людей прикосновение может вызвать на­стороженность. Для таких людей, как правило, всякое сокра­щение психологической дистанции создает неудобства и окра­шено тревогой. Особенно внимательно следует отнестись к от­тенкам всевозможных реакций в педагогическом общении. Ре­бенок всегда моложе учителя по возрасту, к тому же находится в зависимой ситуации и, следовательно, не может позволить себе уклониться от прикосновения, даже если оно неприятно. К чис­лу неприятных могут относиться и «внеурочные» прикоснове­ния. Они оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальней­шем заставляют избегать учителя. Неприятно для ребят прикос­новение, несущее оттенок давления, силы. Прикосновения, спо-

собствующие контакту, - мягкие, спокойные, как бы случайные и необязательные.

Педагог, общаясь с учащимися, использует разнообразные возможности оформления своей речи. Голосовой аппарат яв­ляется главным рабочим инструментом учителя. От того, на­сколько им владеют, зависят звучность, тембр, темп, артикуля­ция (произношение) - те компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и своеобразие. Изме­няя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, учитель может выразить тончайшие нюансы эмоционального отноше­ния к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему противоположное зна­чение. Интонация играет первостепенную роль в управлении поведением собеседника, эмоционально заражает его и внуша­ет определенный строй мыслей.

Учащиеся весьма чутки к интонационным тонкостям рече­вого поведения учителя: ясности произношения, чистоте, пра­вильности, мелодичности речи. Поэтому педагогу необходимо овладеть данными техниками общения. Для этого нужна по­стоянна работа и упорные тренировки. А.С. Макаренко писал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда на­учился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками и добился 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса.

Для предупреждения возможных негативных последствий невербального взаимодействия необходима отработка правиль­ного их применения в педагогической деятельности.

Овладение приемами невербального общения оптимизиру­ет систему воздействия учителя на учеников, создает условия для благоприятной, творческой атмосферы совместной деятель­ности.

Достижение оптимального жестикулирования реализуется через расширение знаний будущего педагога о жестикуляции как знаковом средстве общения (о системе жестов обыденного общения, о роли и функциях жеста как компонента педагоги­ческой техники, о влиянии жеста педагога на результаты учеб­ной деятельности); изучение и совершенствование собствен­ной жестикуляции (осознание типичных особенностей своей

Упражнения на развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации

Упражнение «Выступление без подготовки» (экспресс-диагностика невербального компонента стиля выступления)

Каждому участнику предлагается выступить на любую тему «экспромтом», без специальной подготовки. Продол­жительность выступления 2-3 минуты. О предмете выступ­ления участники узнают за несколько секунд до начала выс­тупления.

Заранее готовятся «билеты» - слова на карточках, обозна­чающих темы выступлений.

Название знакомых предметов, животных: гитара, корова, тюльпан.

Слова без четкой предметной оболочки: полет, бег, плава­ние, аплодисменты.

Слова, обозначающие явления и процессы: праздник, ура­ган, откровение.

Основные пункты формального содержания выступления:

Определение.

Внешность - внешний вид предмета, характерные при­знаки.

«Внутренность» - состав и структура предмета.

Среда - типичная обстановка, в которой встречается предмет.

Использование - возможные способы использования пред­мета.

Происхождение.

Перспективы - прогноз на будущее.

Можно пропустить некоторые пункты, добавить свои, ис­пользовать свой способ выступления.

Вопросы для обсуждения:

Удалось ли Вам установить контакт с аудиторией? Если нет, почему?

Куда Вы смотрели во время выступления? Почему?

Было ли Ваше выступление ярким, выразительным?

Во время выступления остальные участники фиксируют ха­рактерные позы и жесты выступающего, выразительность ин­тонации, характерный темп речи. Затем все наблюдения сооб­щаются и обсуждаются.

Упражнение «Прикосновение»

Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Можно аккуратно брать друг друга за руки, ощупывать, пытаться узнать. Нужно попытаться запомнить особенно при­ятные прикосновения; были ли такие люди, прикосновение которых даже в таких условиях было приятно; какие прикос­новения в этом упражнении вызывали напряжение.

Это упражнение можно анализировать, но очень деликат­но. Свои ощущения в доброжелательной форме высказывают только желающие.

Обсуждение:

Как прикосновение влияет на процесс общения?

Насколько приятны были прикосновения при столкнове­нии?

Упражнение «Расстановка»

Предлагается расставить товарищей по кругу в соответствии с тем, как ощущаются их руки:

а) от теплых до холодных;

б) от мягких до жестких;

в) от добрых до жестоких.

99Предложить участникам попытаться сделать что-то, чтобы руки у всех стали:

а) доброжелательными;

б) жесткими;

в) добрыми.

Упражнение «Анабиоз»

Участникам предлагается разделиться на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в не­подвижности, воображая погруженное в анабиоз существо - с окаменевшим лицом и пустым взглядом.

Задача «реаниматора» - в течение одной минуты вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реани­матору» запрещено прикасаться к «замороженному» или обра­щаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располага­ет, - это взгляд, мимика, жесты и пантомима.

Признаками успешной работы «реаниматора» можно счи­тать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональные проявления.

Критерии «выхода из анабиоза» устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их «квалификации»: они могут варьировать - от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица.

Упражнение «Зеркало»

Участникам предлагается разделиться на пары и встать ли­цом друг к другу. Один из них делает какие-либо замедленные движения руками. Задача другого - в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.

В ходе игры участники «зеркала» довольно быстро науча­ются чувствовать тело партнера и схватывать логику движений.

От раза к разу следить за «оригиналом» легче, и все чаще воз­никают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, уча­стники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли «оригинала» и «зеркала», ведущего и ве­домого, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.

Упражнение «Жесты»

В разговор вступают два человека. Свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разно­образные жесты, причем как можно более активно. Группа сле­дит, чтобы жестов было больше, но чтобы они были естествен­ными в разговоре.

Упражнение «Приветствие»

Каждой участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пан­томимы (движения тела). Если приветствия однообразны, сле­дует напомнить способы приветствия из фильмов или нацио­нальные способы приветствия.

Упражнение «Актеры и зрители»

Участники делятся на две труппы: первая - актеры, вторая - зрители.

Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:

а) - идти против ветра;

Туда, куда не хочется;

Так, чтобы кого-нибудь не разбудить;

б) - идти с тем, кто веселее всех;

С тем, кто напоминает кого-нибудь из знакомых;

С самым симпатичным для тебя человеком в этой группе;

С тем, кто вызывает настороженность;

С тем, кого бы ты хотел изменить.

101Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются для разыгры­вания следующая ситуация:

Мы куда-нибудь идем, и вдруг (встреча с неожиданностью)

Понимаем, что забыли что-нибу

Цель : выработать собственную технику активного слушания.

Время : 60 мин.

Участники сидят по кругу.

Инструкция:

«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста (можно раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами)».

«Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе».

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: один из вас будет "говорящим", а другой - "слушающим".

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется "слушающий". "Говорящий" может пока отложить их в сторону.

Итак, "говорящий" в течение 5 минут рассказывает "слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе».

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

«Сейчас у "говорящего" будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать "слушающему", что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому заданию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того как 1 минута прошла, тренер дает следующее задание:

«Теперь "говорящий" в течение пяти минут будет рассказывать "слушающему" о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. "Слушающий", не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от "говорящего" в течение предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«"Слушающий" за пять минут должен повторить "говорящему", что он понял из двух его рассказов о себе, т.е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих 5 минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушающий". Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то "слушающий" должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено или искажено».

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим», становится «говорящим» и наоборот. Все четыре шага упражнения повторяются, при этом тренер каждый раз сам дает задание на следующий шаг.

В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы:

«Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?»

«О чем вам было легче говорить – о своих трудностях и проблемах в общении или о сильных сторонах?»

«Какое впечатление произвела на вас та часть упражнения, когда вы были "говорящим", какое влияние на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались?» и т.д.

Данное упражнение в зависимости то того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее простой путь – рефлексия процесса слушания, в результате чего формируется умение слушать другого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т.д. Более сложный путь – анализ возникающих в ходе работы чувств, в частности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.

Упражнение прислала Юлия

Другие новости по теме.

  • error: