Основные виды религий. Мировые религии

Истинное Православие - это древнейшая вера на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру, бывшую до возникновения христианства.

А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону. Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями. Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой…

Что касается древнеруского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная - неистинной, как полезная - вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки “заблуждения”, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с рускими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование. Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.

И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин ведического мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть злые, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.

Вера древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д.

И не следует считать, что ведизм - это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы - святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку - это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.

Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнеруских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие - это верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.


В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Руское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика - страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя руские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же - «укрепленные крепости». И руских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан - это императорский титул! «Ар-Рус - это название государства, а не народа и не города», - пишет арабский автор. Западные же летописцы называли руских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта. Жители Восточного Рима знали только одного царя - своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит руские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов.

То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков. Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в ведической Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов - «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.

Следующий момент. Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил нашим предкам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. Славяне определяли продолжительность года в 365, 242, 197 суток. Точность уникальна! А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до н.э. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания славян шагнули довольно далеко. Свидетельство тому - миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле - гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.

Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян. И что бы ни утверждали приверженцы христианства, но это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками.


И не стоит считать, что население руских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания, и отнюдь не таились в отдаленных лесах - еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).

Так и не смогло христианство полностью искоренить ведизм. Не принимали люди чуждую веру и свершали ведические обряды. Приносили жертвы водяному - топили коня, или улей, или черного петуха; лешему - оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому - ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником. И верили, что если от досаждающей нечисти не помогает крестное знамение или молитва, то поможет происходящая от ведических заклятий матерная брань. Кстати, в Новгороде были найдены две берестяные грамоты. В них содержится, по крайности, единственный матерный глагол да «ласковое» определение в адрес некой новгородки, задолжавшей деньги составительнице грамоты, и обозначенной за это женским естеством.

Спору нет - за десять веков христианство оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство России, на само существование Российского государства. Но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия - оплот мирового мусульманства!..» Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду.

А старая вера древних русов все равно останется руской верой.

Ты конечно слышал слова – церковь, мечеть, Иудаизм, Будда, мусульманин, Православие? Все эти слова тесно связаны с верой в Бога. В нашей многообразной и многонациональной стране, есть четыре основные религии. Они разные, но все говорят о том, что нужно любить человека, жить в мире, уважать старших, делать добрые дела на благо людей, защищать свою Родину.

1. РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

всё, что должен знать

Это самая распространенная религия в нашей стране, которая насчитывает многовековую историю (более тысячи лет). В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует Православную Веру.

Основа Православия — вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа.

В 1988 г. православные народы России отметили 1000-летие принятия христианства. Эта дата обозначила годовщину его утверждения в качестве официальной религии древнерусского государства — Киевской Руси, произошедшего, согласно летописям, при святом князе Владимире Святославовиче.

Первым христианским храмом, воздвигнутым в столице Киевской Руси, стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Каждый православный должен выполнять 10 заповедей, которые Бог дал Моисею и израильскому народу. Они были записаны на каменных досках (скрижалях). Первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям.

Библия, как священная книга христианства - это собрание книг, которые в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. По своему составу Библия разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАН

1-я заповедь.

Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.- этой заповедью Бог говорит, что нужно познавать и почитать Его одного, повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его.

2-я заповедь.

Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. – Бог запрещает поклоняться, идолам или каким-либо вещественным изображениям придуманного божества, Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед ними, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой.

3-я заповедь.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, например, в шутках, в пустых разговорах. Этою же заповедью запрещается: ругать Бога, клясться Богом если говорите неправду. Имя Бога можно произносить, когда молимся, ведем благочестивые разговоры.

4-я заповедь.

Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему. Он повелевает нам шесть дней недели работать, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч.

5-я заповедь.

Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле. — этой заповедью Бог повелевает почитать родителей, слушаться их, помогать им в трудах и нуждах.

6-я заповедь.

Не убивай. Бог запрещает убивать, то есть лишать жизни человека.

7-я заповедь.

Не прелюбодействуй. Этой заповедью запрещается прелюбодеяние, неумеренность в пище, пьянство.

8-я заповедь.

Не укради. Нельзя брать себе чужого каким бы то ни было незаконным путем.

9-я заповедь.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Бог запрещает обманывать лгать, ябедничать.

10-я заповедь.

Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего. Этой заповедью запрещается не только делать что-то плохое ближнему, но и желать ему худого.

Защита Отечества, защита Родины — это одно из величайших служений православного христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью и воинская служба почитается как высочайшее служение.

2. ИСЛАМ В РОССИИ

всё, что должен знать

«Сердце Чечни», Фото: Тимур Агиров

Ислам — это самая молодая из мировых религий.

Термин «ислам» означает «подчинение» воле Бога, а того, кто подчиняется, называют «муслим» (поэтому «мусульманин»). Число мусульман — граждан Российской Федерации оценивается сегодня примерно в 20 миллионов человек.

Аллах — имя Бога мусульман. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди.

Ислам — не только религия, но и образ жизни. К каждому человеку приставлены два ангела: один записывает его добрые дела, другой — плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны. Мусульмане верят, что род джиннов был создан из огня, они обычно злые.

Бог провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого человека будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят плохие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут приговорены к аду. Но то, каких дел в нашей жизни больше, хороших или плохих известно только Богу. Поэтому ни один мусульманин не знает наверняка, примет ли его Бог в рай.

Ислам учит любить людей. Помогать нуждающимся. Уважать старших. Почитать своих родителей.

Молиться (салят). Мусульманин каждый день должен произносить семнадцать молитв — ракатов. Молитвы совершаются пять раз в сутки — на восходе солнца, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и через 2 часа после заката.

Подавать милостыню (закят). Мусульмане обязаны отдавать одну сороковую часть своих доходов бедным и нуждающимся;

Совершить паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если только ему позволяют здоровье и средства.

Мусульманские храмы называются Мечетями, крышу мечети венчает минарет. Минарет – это высокая около 30 метров башенка, с которой муэдззин призывает верующих на молитву.

Муэдззин, муэззин, азанчи - в исламе, служитель мечети, призывающий мусульман на молитву.

Главная книга мусульман: Коран — по-арабски это означает «то, что читают, произносят».

Дошедшие до нас старейшие списки Корана датируются VII – VIII веками. Один из них хранится в Мекке, в Каабе, рядом с чёрным камнем. Ещё один находится в Медине в специальном помещении, расположенном во дворе мечети Пророка. Есть древний список Корана в Национальной библиотеке Египта в Каире. Один из списков, получивший название «Коран Османа», хранится в Узбекистане. Своё название этот текст получил из-за того, что, согласно традиции, он был залит кровью халифа Османа, убитого в 656 г. На страницах этого списка действительно есть следы крови.

Коран состоит из 114 глав. Их называют «сурами». Каждая сура состоит из стихов («айятов» — от арабского слова, означающего «чудо, знамение»).

Позднее Корана появились хадисы – рассказы о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников. Их объединили в сборники под названием «сунна». На основе Корана и хадис мусульманские богословы разработали «шариат» — «правильный путь» — комплекс принципов и правил поведения, обязательный для каждого мусульманина.

3. БУДДИЗМ В РОССИИ

всё, что должен знать

Буддизм – это сложное религиозно-философское течение, состоящее из множества ответвлений. Споры относительно канона священных текстов ведутся между различными конфессиями уже много сотен лет. Поэтому дать однозначный ответ на вопрос, какие же именно тексты составляют священную книгу буддизма, сегодня практически невозможно. Такой определенности, как со священным писанием у христиан, здесь нет и в помине.

Следует понимать, что буддизм не является религией, а значит, не подразумевает безрассудного преклонения перед неким божественным существом. Будда – не бог, а человек, достигший абсолютного просветления. Стать Буддой может практически любой человек, долженствующим образом изменивший свое сознание. Следовательно, священным может почитаться почти любое руководство к действию от того, кто достиг некоторых успехов на пути просветления, а не какая-то определенная книга.

По тибетски слово «БУДДА» означает – «тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества».

В России буддизм начал распространяться около 400 лет тому назад.

Первые ламы-монахи пришли из Монголии и Тибета.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом официально признает буддийскую религию.

В своей жизни буддисты руководствуются проповедями Будды о «четырех благородных истинах» и «восьмеричном пути»:

Первая истина говорит о том, что существование есть страдание, которое испытывает каждое живое существо.

Вторая истина утверждает, что причиной страдания являются «беспокоящие эмоции» – наши желания, ненависть, зависть и другие пороки человека. Действия образуют карму человека и он в следующей жизни получает то, что заслужил в предыдущей. Например, если человек в настоящей жизни совершал плохие поступки, в следующей жизни он может родиться червяком. Закону кармы подвержены даже боги.

Третья «благородная истина» говорит, что пресечение беспокоящих эмоций ведет к прекращению страданий, то есть если человек внутри себя погасит ненависть, злость, зависть и другие эмоции, то страдания его могут прекратиться.

Четвертая истина указывает на срединный путь, согласно которой смысл жизни состоит в получении удовольствий. Этот «срединный путь» именуется «восьмеричным», поскольку состоит из восьми ступеней или шагов: понимания, мысли, речи, действия, образа жизни, намерения, усилия и сосредоточения. Следование этим путем ведет к достижению внутреннего спокойствия, так как человек умиротворил свои мысли и чувства, развивает в себе дружелюбие, сострадание к людям.

Буддизм, как и христианство, имеет свои заповеди, основы учения, на которых базируется вся структура верования. 10 заповедей буддизма очень похожи на христианские. При всем внешнем сходстве заповедей в буддизме и христианстве глубинная суть у них различна. Кроме того, что буддизм фактически верой и не является, он никак не призывает к вере в бога или божество любого толка, его цель - духовное очищение и самосовершенствование. В этом плане заповеди - всего лишь руководство к действию, следуя которым можно стать лучше и чище, значит, приблизиться хоть на шаг к состоянию нирваны, абсолютного просветления, моральной и духовной чистоты.

4. ИУДАИЗМ В РОССИИ

всё, что должен знать

Иудаизм — одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней и имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира.

Иудаизм фактически является государственной религией Израиля.

Эта религия небольшого, но очень талантливого народа, внесшего огромный вклад в развитие человечества.

Иудаизм проповедует – душа человека не зависит от тела, она может существовать отдельно, потому что душу сотворил Бог и она бессмертна, а во время сна Бог все души забирает себе на небо. На утро одним людям Бог души возвращает, а другим нет. Те кому Он душу не возвращает умирают во сне, и проснувшиеся по утру иудеи благодарят Бога за то что он вернул им душу.

Верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), носить маленькую круглую шапочку (кипу), пройти обряд обрезания.

В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей — раввинов.

Тора – главная книга всех иудеев. Она всегда и вовсе времена пишется вручную, Тору хранят в синагогах (место, где молятся иудеи). Иудеи считают, что именно Бог дал людям Тору.

¤ ¤ ¤

Сейчас строится много красивых храмов, что бы люди могли приходить и общаться с Богом. И не важна какой ты религии, если живешь в России. Наша страна тем и прекрасна, что в ней люди различной веры и национальностей живут в мире и согласии. Один мусульманин, другой православный, третий буддист, — все мы должны уважать веру друг друга.

Потому что все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной и великой страны в мире!

Религия в России Действующая (от 1993 года) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

Вероисповедные и национальные ограничения, которые были законодательно закреплены в законах Российской империи, были отменены Временным правительством 20 марта 1917 года.

В России отсутствует специальный федеральный государственный орган, призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями (каковым в СССР был Совет по делам религий при Совете Министров СССР); но, по мнению экспертов, внесённые в июле 2008 года поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года, могут свидетельствовать о готовящемся создании соответствующего «уполномоченного органа исполнительной власти». 26 августа 2008 года сообщалось, что указом президента Республики Татарстан М. Шаймиева Совет по делам религий при Кабинете министров Татарстана преобразован в Управление по делам религий, таким образом вернув себе полномочия государственного органа.

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам и буддизм.

Общее число верующих

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма противоречивы.

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (2007 год), верующими в Бога себя называют 47 % респондентов. Из них почти половина никогда не открывали Библии, лишь 10 % регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям:

  • Православие — 75 %
  • Ислам — 5 %
  • Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1 %
  • Другие конфессии — около 1 %
  • Неверующие — 8 %

Кроме того, 3 % респондентов высказали мнение о том, что являются верующими, но не причисляют себя к какой-либо конкретной конфессии. В то же время религиозные обряды соблюдают лишь 66 % россиян, и то только по праздникам или эпизодически. Для сравнения: все ритуалы своей религии, согласно опросу 2006 года, соблюдали 22 % всех верующих (независимо от конфессиональной пренадлежности).

Христианство в России

В России представлены все три основные направления христианства — православие, католицизм и протестантизм. Кроме того, имеются последователи различных новых христианских течений, культов и сект.

Православие

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России».

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

Русская православная церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России. РПЦ полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году, согласно традиционной историографии.

По мнению руководителя «Русского Общественного Движения» политолога Павла Святенкова (январь 2009 года), РПЦ де-факто занимает особое положение в современном российском обществе и политической жизни:

Исследователь Николай Митрохин писал (2006):

Распространённость православия в России

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам, при этом лишь 54 % из них знакомы с содержанием Библии. Около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники.

Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Аскольдович Тарусин так прокоментировал эти данные:

Это число мало что показывает. <...> Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности. <...> Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один - два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %. <...> Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг - кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными.

По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания.

Соблюдение православными церковных обрядов

Согласно проведённому ВЦИОМ в 2006 году опросу, лишь 9 % респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни. При этом 36 % отметили, что православие является для них традицией предков. Согласно опросу, проведённому Фондом Общественное Мнение в январе-феврале 2010 года, лишь 4 % православных россиян регулярно посещают храм и причащаются.

По оценкам МВД, посещающие богослужения лица составляют менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 года, в период с 20:00 Великой Субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы, по данным МВД, зашло 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тыс. в 1992—1994), то есть около половины одного процента фактического населения города. В пасхальных богослужениях в ночь на 19 апреля 2009 года приняли участие 4,5 миллионов россиян. При этом кладбища на Пасху посетили 5,1 миллионов человек. В рождественских богослужениях с 6 на 7 января 2008 года приняли участие около 2,3 миллионов россиян.

10 января 2008 года руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский выразил свое несогласие со статистикой посещаемости столичных храмов на Рождество, которую ранее привели в правоохранительных органах, сказав: «Официальные цифры очень занижены. Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих». Аналогичное мнение выразил в апреле 2008 года сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко.

Процент россиян, посещающих церковные службы

По мнению Андрея Кураева, проблема связана с острой нехваткой храмов в Москве. Он утверждает, что по социологическим подсчетам, активно церковными являются около 5 % москвичей, а храмы могут вместить лишь пятую часть.

Упадок практической религиозности в Русской православной церкви по сравнению с 90-ми годами XX века отметил в 2003 году патриарх Алексий II: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов» .

По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года, 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей. Заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса.

Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил:

Католицизм

Историческое присутствие латинского христианства на землях восточных славян восходит к ранним временам Киевской Руси. В разные времена отношение правителей Российского государства к католикам менялось от полного неприятия до благожелательности. В настоящее время католическая община России насчитывает несколько сот тысяч человек.

После Октябрьской революции 1917 года Католическая церковь некоторое время продолжала свободную деятельность в России, однако с начала 20-х годов Советская власть начала политику искоренения католичества в России. В 20-х и 30-х годах XX века было арестовано и расстреляно множество католических священников, закрыты и разграблены почти все храмы. Практически все активные прихожане были репрессированы и сосланы. В период после Великой Отечественной войны в РСФСР осталось только два действующих католических храма, храм св. Людовика в Москве и храм Лурдской Богоматери в Ленинграде.

С начала 1990-х годов Католическая церковь получила возможность свободного функционирования в России. Были созданы две Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые впоследствии были преобразованы в епархии; а также колледж католической теологии и высшая духовная семинария.

По данным Федеральной регистрационной службы за декабрь 2006, на территории России функционирует около 230 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

  • Архиепархия Матери Божией
  • Преображенская епархия в Новосибирске
  • Епархия Святого Иосифа в Иркутске
  • Епархия Святого Климента в Саратове

Оценка числа католиков в России носит приблизительный характер. В 1996—1997 гг. их было от 200 до 500 тысяч человек.

Протестантизм

Протестантизм представлен в России следующими деноминациями:

  • Лютеранство
  • Евангельские христиане-баптисты
  • Христиане веры евангельской (пятидесятники)
  • Меннониты
  • Адвентисты седьмого дня

Лютеранство

  • Лютеранская церковь в России

Прочие

Антитринитарии

Свидетели Иеговы

Численность Свидетелей Иеговы в России по состоянию на март 2010 года составляет 162.182 человека. В 2010 году около 6.600 человек в России приняли крещение, став свидетелями Иеговы. Несмотря на постоянный рост численности организации, они по-прежнему остаются религиозным меньшинством в России, составляя около 0,2 % населения страны.

  • Христадельфиане

Духовное христианство

  • Молокане
  • Духоборы.

Ислам

По данным экспертов (во время последней переписи вопрос о религиозной принадлежности не задавался), в России насчитывается около 8 млн мусульман. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов. Согласно данным ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса (январь 2010 года), доля называющих себя последователями ислама (как мировоззрения или религии) за 2009 год в России снизилась с 7 % до 5 % опрошенных.

Среди них большую часть составляют так называемые «этнические» мусульмане, не исполняющие требований мусульманского вероучения, и относящих себя к исламу в связи с традицией или местом проживания (особенно много таких в Татарстане и Башкортостане). Более сильны общины на Кавказе (исключая христианский регион Северная Осетия).

В большинстве своём мусульмане живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе, в Москве, в Санкт-Петербурге и Западной Сибири.

Религиозные организации и руководители

  • Талгат Таджуддин — верховный муфтий (муфтий шейх-уль-ислам) Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ) (Уфа).
  • Равиль Гайнутдин — председатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман европейской части России (Москва).
  • Нафигулла Аширов — глава Духовного управления мусульман азиатской части России, сопредседатель Совета муфтиев России.
  • Мухаммад-хаджи Рахимов — председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийского Муфтията), муфтий России (Москва).
  • Магомед Албогачиев — и. о. председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа.

Ислам в истории России

На ряде земель, входящих сейчас в состав России, ислам веками существовал в качестве государственной религии. В исламский период Золотой Орды (1312—1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками, часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была аннексирована Российским государством.

Впервые ислам был принят в качестве государственной религии в Волжской Булгарии в 922 году (современные Татарстан, Чувашия, Ульяновская и Самарская области). Конкуренция Волжской Булгарии с Киевской Русью завершилась в середине XIII века, когда оба государства были завоёваны татаро-монголами. В 1312 году в Улус Джучи (Золотой Орде) государственной религией был принят ислам. Государственная власть ставила князей в подчинение эмирам, баскакам и прочим представителями татаро-монгольских ханов. Гражданским законом в Улус Джучи служила Великая Яса, авторитет которой восходил к Чингисхану. Важнейшие решения принимались знатью совместно на курултаях. На территории Улус Джучи разрешалось отправление христианской веры, хотя православным митрополиту и духовенству под страхом смерти вменялось в обязанность «молиться Богу за хана, семейство и воинство его».

Преемниками Улус Джучи были Большая Орда (Улуг Улус , 1433—1502 гг.), Ногайская Орда (XIV—XVIII века), а также ряд ханств, часть которых сохранилась на территории России вплоть до конца XVIII века. Например на территории Краснодарского края до 1783 года располагалось часть Крымского ханства.

В 1552 году Иван IV Грозный, путем завоевания, присоединил Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно, и другие исламские государства были присоединены к царской Руси и России военным путём.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках в состав Российской империи были введены Северокавказские территории, населённые преимущественно мусульманами.

По данным всероссийской переписи 2002 года, татары занимают второе по численности место среди народов, населяющих современную Россию (более 5,5 млн чел.). Татары составляют подавляющее большинство мусульман в России и являются самым северным мусульманским народом в мире. Традиционно, татарский ислам всегда отличался умеренностью и отсутствием фанатизма. Женщины-татарки нередко играли важную роль в общественной жизни татар. Одной из самых первых женщин-мусульманок, ставших руководителями государств, была Сююмбике — царица Казанского ханства в XVI веке.

Одновременно с распадом СССР в стране начался и распад объединённых духовных управлений. Духовное управление мусульман Северного Кавказа распалось на 7 управлений, после чего образовались ещё два. Потом распалось Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири с центром в Уфе. Первым из его состава вышло Духовное управление мусульман Республики Татарстан, затем Башкортостана, вслед за ними было образовано Духовное управление мусульман Сибири.

Лишь в 1993 году начался обратный процесс и было принято решение о создании Духовного управления мусульман европейской части России. В июле 1996 года главы самых авторитетных духовных управлений решили создать Совет муфтиев России. Совет собирается не реже двух раз в год на расширенные заседания с участием руководителей исламских учебных заведений. Председатель Совета избирается на 5 лет.

Мусульмане Северного Кавказа создали свой собственный координационный центр. При этом, духовные управления мусульман Чеченской Республики, Республики Северная Осетия, Республики Адыгея, Республики Ингушетия входят и в Совет муфтиев России.

Иудаизм

Число иудеев — около 1,5 млн. Из них, по данным Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в Москве проживает около 500 тыс., а в Санкт-Петербурге — около 170 тыс. В России действуют около 70 синагог.

Наряду с ФЕОРом, другое крупное объединение религиозных еврейских общин — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России.

По данным переписи населения 2002 г. официальная численность евреев в России - 233439 чел.

Буддизм

Буддизм традиционен для трёх регионов РФ: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн.

Численность "этнических буддистов" в России в соответствии с данными прошедшей в 2002 г. Всероссийской переписи населения составила: буряты - 445 тыс. чел, калмыки - 174 тыс. и тувинцы - 243 тыс. чел; итого - не более 900 тыс. чел.

В 90-х годах XX века усилиями иностранных миссионеров и отечественных подвижников в крупных городах стали появляться буддистские общины, обычно принадлежащие к дальневосточной школе дзэн или тибетскому направлению.

Самый северный в мире Дацан «Гунзэчойнэй», построенный ещё до Революции в Петрограде, сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике.

Другие формы религии и язычество

Коренные жители сибирских и дальневосточных регионов, а также часть финно-угорских народов (марийцы, удмурты и др.) и чувашей, наряду с официально исповедуемым православием, в большей или меньшей степени сохраняют элементы традиционных верований. В зависимости от сохранности традиционного элемента их верования можно охарактеризовать как шаманизм или народное православие. Термин «народное православие» (христианство, впитавшее в себя много языческих элементов) можно применить и к большинству русских, особенно жителей сельской местности.

У многих народов России наблюдаются попытки возрождения традиционных верований. Все полученные религиозные течения обозначают общим термином «неоязычество».

В городской среде, помимо традиционных религий, распространены новые религиозные движения оккультного, восточного (тантризм и т. д.) и неоязыческого (так называемое «родноверие» и т. д.) толка.

Религия и государство

Россия согласно Конституции является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной. Доминирующей тенденцией в современной России является клерикализация страны — постепенная реализация модели с господствующей (некоторые утверждают — государственной) религией. На практике в России нет четкой демаркационной линии между государством и религией, за которой кончается государственная жизнь и начинается конфессиональная. Некоторые сторонники православия полагают, что провозглашённое Конституцией отделение религиозных объединений от государства является следствием коммунистических стереотипов в общественном мнении. Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В. Кувакин считает большой исторической ошибкой нынешнего руководства России желание превратить православие в государственную религию, то есть в государственную идеологию, что прямо противоречит Конституции.

Клерикализация

Религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование. Так, Государственная дума договорилась с Московским патриархатом проводить предварительные консультации по всем вопросам, вызывающим сомнения. В российских школах появились учебные предметы «основ религиозных культур», в некоторых государственных вузах существует специальность теология. В штатном расписании российских Вооружённых сил появилась новая должность — военный священник (капеллан). Ряд министерств, ведомств, государственных учреждений имеет свои религиозные храмы, зачастую в этих министерствах и ведомствах существуют общественные советы по освещению религиозной тематики. 7 января (православное Рождество) — официальный нерабочий праздничный день в России.

Религиозная культура в школах

Введение в программу общеобразовательных государственных школ курса «Основы православной культуры» на факультативной основе началось в отдельных регионах страны в конце 1990-х годов. С 2006 года курс стал обязательным в четырёх областях: Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской. С 2007 года к ним планировалось добавить ещё несколько регионов. Опыт введения курса в Белгородской области подвергался критике и поддержке. Сторонники предмета и представители Русской православной церкви утверждали, что «Основы православной культуры» — курс культурологический, не ставящий своей целью приобщить учеников к религиозной жизни. Они подчёркивали, что знакомство с православной культурой может быть полезно и представителям других вероисповеданий. Противники курса указывали, что в соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство должно обеспечивать светский характер образования, что по Конституции все религии равны перед законом и ни одна из них не может устанавливаться в качестве государственной, а также что обязательное изучение подобного предмета нарушает права школьников, принадлежащих к другим вероисповеданиям, и атеистов.

С 1 апреля 2010 года Министерство образования и науки Российской Федерации включило в школьную программу предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России, а при успешном течении эксперимента — во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения:

  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы буддийской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы мировых религиозных культур»
  • «Основы светской этики»

Экспертами был сделан однозначный вывод о недопустимости использования в российских школах учебников по модулям основ религиозных культур, выпущенных в 2010 году. Учебники содержат многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно навязывают ученикам определённую религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству. Учебники несостоятельны в научном плане, в них не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. Никакого научного обсуждения этих учебников и не предполагалось, процесс создания учебника в части модулей основ религиозных культур сознательно был спланирован так, чтобы полностью передать его конфессиям, отстранив учёных от какого-либо участия.

Дискуссия вокруг письма академиков

В августе 2007 года резонанс в обществе и СМИ вызвало так называемое «письмо академиков». Десять академиков РАН, в том числе два Нобелевских лауреата В. Л. Гинзбург и Ж. И. Алфёров, обратились с открытым письмом к президенту страны, в котором выразили серьёзное беспокойство в связи с «возрастающей клерикализацией российского общества» и активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни, в том числе в систему государственного образования. В письме выражалось опасение, что в школах вместо культурологического предмета о религиях пытаются ввести обязательное преподавание вероучения, что внесение специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии будет противоречить Конституции России. Письмо было поддержано многими общественными деятелями, в том числе членом Общественной палаты В. Л. Глазычевым. Письмо и его поддержка членами Общественной палаты вызвало резкую критику представителей РПЦ, в частности, протоиерея В. Чаплина и главы пресс-службы РПЦ МП В. Вигилянского. Письмо послужило информационным поводом для широкого обсуждения вопросов, связанных со взаимоотношениями церкви и общества.

Межрелигиозные отношения

В 1998 г. создан Межрелигиозный совет России (МСР), который объединяет духовных лидеров и представителей четырёх традиционных конфессий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Межрелигиозные отношения в России осложняются вооружёнными конфликтами на Северном Кавказе / Существующие в России межнациональные противоречия между славянами и представителями народов, традиционно исповедующих ислам (чеченцы, азербайджанцы,…), осложняются межрелигиозными противоречиями. 11 марта 2006 Совет муфтиев России выступил против введения в Вооружённых силах РФ института штатных полковых священников и введения предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ страны. Ряд муфтиев выразил несогласие с такими высказываниями, отметив, что они подрывают основы межрелигиозного диалога.

Ликвидация и запрет деятельности религиозных организаций в постсоветской России

В 1996 году в России возбуждено 11 уголовных дел по статье 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан», в 1997 и 1998 годах — 2 и 5 дел соответственно.

С 2002 года правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ. Согласно статье 14 этого Закона, религиозная организация может быть ликвидирована и её деятельность запрещена в судебном порядке. Основанием для этого является, в частности, экстремистская деятельность (экстремизм) религиозной организации в определении статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 года № 114-ФЗ.

По сведениям Министерства юстиции России, в течение 2003 года за грубое нарушение норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства была ликвидирована 31 местная религиозная организация. Неоднократные нарушения конституционных норм и законодательства были выявлены у 1 централизованной и 8 местных религиозных организаций, которые также были ликвидированы. Кроме того, за систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям, решениями судов были ликвидированы 1 централизованная и 12 местных религиозных организаций. Всего за 2003 год решениями судебных органов было ликвидировано 225 религиозных организаций, в том числе относящихся к РПЦ — 71, исламу — 42, евангелизму — 14, баптизму — 13, пятидесятничеству — 12, буддизму — 11.

К настоящему времени на основании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» вступили в законную силу решения судов о ликвидации или запрете деятельности 9 религиозных организаций. В частности, такие решения приняты в 2004 году по отношению к 3 религиозным организациям Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов, в 2009 году — по отношению к 1 местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Таганрог» (по состоянию на 1 января 2008 года в России зарегистрировано 398 местных организаций Свидетелей Иеговы). Религиозные организации, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, в настоящее время отсутствуют.

Перечень религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, — ведёт и публикует Министерство юстиции Российской Федерации.

На начало 2010 года в России зарегистрировано 23 494 религиозные организации.

В нашей стране действует много религиозных течений. Свобода совести и вероисповедания, а также право на индивидуальное или коллективное исповедование любой не агрессивной религии на публичное распространение её убеждений и действия гарантированы Конституцией Российской Федерации. Религия в России представлена основными мировыми конфессиями и их идеологическими ответвлениями. Главной из них является христианство, его исповедует самая большая часть верующих. Многие граждане, особенно восточных и южных регионов страны, предпочитают ислам. В Хакассии, Бурятии и некоторых районах Алтая население склоняется к буддизму. В еврейских диаспорах по всей территории страны преобладает иудаизм.

Господствующим направлением в русском христианстве ещё со времён крещения Руси Великим князем Владимиром Красным Солнышком стало православие, заимствованное у Древней Византии. И только в западных областях РФ, примыкающих к Белоруссии и Прибалтике, исповедуется католическое христианство и протестантизм.

Так сколько же религий в нашем государстве, и каково число их приверженцев? По данным РАН от 2013 года:

  • православное христианство в России исповедует 79 процентов жителей страны;
  • духовное христианство, не имеющее отношения к религии, представлено 9 процентами;
  • мусульмане составляют 4 процента;
  • к иным верам принадлежат около 1 процента;
  • атеистами считают себя примерно 7 процентов российских людей.

Так образом, общее число верующих в нашей стране, если не считать атеистов, приближается к 93%. Рассмотрим особенности каждого вероисповедания в России по отдельности. Все они имеют определённые исторические и национальные предпосылки и являются духовной основой объединения народов страны в одно государство.

Православие

Главным символом православия как одной из ветвей христианства является вера в Иисуса Христа – наместника на земле истинного Бога и Спасителя человечества. По нескольким версиям, изложенным в канонических и апокрифических Евангелиях, Бог Отец послал своего сына в наш грешный мир, чтобы исправить пороки людей, сделать их достойными внимания Божия. Иисус показал людям пример благочестия и подвижничества, и это стоило ему жизни. Он был распят на кресте рядом с обычными разбойниками, но на третий день после смерти произошло воскрешение, и он показал людям, что действительно умеет творить чудеса.

Главная концепция христианства заключается в том, что Бог един, но существовать он может сразу в трёх лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Отсюда и само происхождение слова «Троица», учение о которой ввёл в христианство Феофил Антилохский ещё в момент зарождения этой религии во II веке новой эры.

Будучи урождённым от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа, Иисус появился на Земле ради избавления человечества от Сатаны, наложившем на людей проклятие, греховность и смерть. Искупив эти напасти самим фактом своей смерти, Сын человеческий воскрес и тем самым показал другим возможность искупления грехов перед вратами Рая, дал веру в воскресение каждого и вечную жизнь для всех праведников.

Христианство олицетворяется именем основателя – Христос, потому что он имеет прямое отношение к образованию этой религии. Этот человек намеренно принёс себя в жертву ради других своих современников и предшественников, страдающих в результате отлучения ещё Адама и Евы от Бога. Христос опять обратил к ним лицо божье и через себя искупил часть их греха.

Вера во Христа

Почему верование во Христа стало одной из крупнейших мировых религий? Причина – в цельном мировоззрении, включающем в себя три принципа, без которых невозможна ни одна традиционная религия:

  1. Вера в существование Бога.
  2. Признание идеологии данной религии.
  3. Следование её канонам.

В противном случае речь может идти только о каком-либо шаманстве, фетишизме, магии или о чём-то подобном, являющимся нетрадиционным религиозным течением, или псевдорелигией.

Важной особенностью православия становится опора Бога на человека. Только человек, по утверждению Христа, есть мерило всего на свете. Эта мудрость пришла ещё от философов Древней Греции. Христианство принесло в неё лишь тесную связь человека и Бога. Всевышний корректирует поведение человека и приводит его мысли в порядок.

Декларацию учения Христа демонстрирует его «Нагорная проповедь», в которой он показывает своим ученикам и последователям истинный путь в Небесное Царство. Это своеобразный моральный кодекс христианства.

Современный мир многогранен. Это касается и религиозных течений, а также их проповедников. Они навязывают верующим определённые идеалы, иногда расходящиеся с их собственными нормами жизни. Православие в этом смысле никому ничего не навязывает, а просто призывает верить в Бога как в высшее олицетворение мировой справедливости, не входящей в противоречие с национальными интересами и являющейся официальной религией в России, такой же, как ислам, иудаизм и буддизм.

В православии Бог олицетворяет все лучшие качества человека – истину, мудрость, любовь, блаженство, добро, красоту, могущество, вечную жизнь. Все они находятся в гармоничном соотношении друг с другом.

Католицизм

Термин «католичество», что в переводе с греческого означает «всеобщий», впервые ввёл святой Игнатий Антиохский, последователь Иоанна Богослова, в 110 году новой эры. Позднее его официально закрепил Никейский собор. Этот термин свидетельствовал о начале раскола между Византийской и Римской христианскими церквями, касавшегося в основном некоторых базовых церковных ритуалов.

Данное вероучение, так же, как и православие, ориентировано на Священное писание, Библию и на Катехизис, в котором изложены таинства Католической церкви. Их семь:

  • крещение, процедура которого описана в канонических евангелиях;
  • таинство брака;
  • конфирмация, или миропомазание;
  • евхаристия;
  • таинство исповеди;
  • освящение елеем;
  • таинство священства.

Кроме того, в католической вере учитываются доктринальные положения, отличающие её от других конфессий, образующих христианство:

  • Святой Дух у католиков происходит в равной степени от Отца и Сына, а не кого-то одного из них (это выражается термином «филиокве»);
  • Дева Мария зачала непорочно, только затем её беременность Христом обратилась в телесную форму;
  • Грешники, отступающие от учения Католической церкви, попадают в Чистилище;
  • Раскаявшиеся грешники получают индульгенцию, прощающую грехи;
  • Культ Пресвятой Девы Марии;
  • Возвышение святых, мучеников, блаженных с оказанием им почестей, равных Богу;
  • Утверждение владычества Римской церкви над всеми католическими церквями мира в качестве прямого преемника святого апостола Петра;
  • Строгая субординация всех отделений католической церкви (сравните: православная церковь автокефальна, то есть независима ни от какой другой церкви);
  • Непогрешимость Папы Римского во всех вопросах, касающихся веры в Бога и нравственности.
  • Святость брака. Он не может быть расторгнуть лишь по желаниям сторон, только с разрешения церкви.

Разница православной и католической церкви

Разница между православной и католической церковью касается и обрядов. Латинские обряды имеют свои и особенности:

  • к символу веры Бога в филиокве всегда добавляется также имя Сына;
  • в любом церковном приходе обязательно наличие священника;
  • крещение у католиков осуществляется не путём погружения в воду, как в православии, а окроплением головы водой;
  • миропомазание может проводить лишь епископ, простой священник имеет на это право только в случае приближения смерти исповедуемого;
  • при Евхаристии употребляется не квасной хлеб, как у православных, а пресный;
  • миряне причащаются при помощи Тела или Крови Христа, священников причащают только Телом и Кровью, то есть полноценным причастием;
  • крестное знамение у католиков производится слева направо и всеми пальцами руки, так как они символизируют именно пять Христовых ран при распятии на кресте.

Протестантизм

Протестантизм – одно из направлений христианства, такое же главное, как католичество и православие. Оно представляет собой религиозное объединение протестантских церквей, идеологически берущих начало с эпохи Реформации и выступающих против классического католицизма в Европе, делая его то более либеральным, то более консервативным.

Протестантское богословие было сформировано XVI-XVII в.в. Основными идеологами протестантского учения в эпоху Реформации были Жан Кальвин, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Ульрих Цвингли. Позднее его развивали Гарнак А., Шлейермахер Ф., Трельч Э. и другие. Новое течение в протестантской теологии знаменует богословие Дитриха Бонхеффера.

Основа протестантизма – те же самые верования в Бога, в его триединство, рай и ад, бессмертие человеческой души, что и у христиан. Но в отличие от католиков протестанты отвергают образ Чистилища, полагая, что только вера в Христа– смерть его на кресте и последующее воскресение из мёртвых – может дать окончательное прощение грешникам.

Протестанты считают, что единственный источник учения христиан – Библия. Изучение её канонов и применение их на собственной практике и есть самая важная задача истинно верующих. При этом миссионеры протестантизма стараются сделать Библию доступной всем верующим, переводя её на все их национальные языки. Эта книга, являющаяся по сути историей мытарств еврейского народа, для протестантов стала непререкаем авторитетом. С её помощью оцениваются все другие религиозные учения, поступки и мнения. Всё то, что не находит подтверждения в Библии, не подлежит исполнению верующих.

  • Непререкаемость Священного писания.
  • Священство для всех без исключения верующих.
  • Спасение с помощью личной веры.

К вере, учению о спасении, церкви и таинствам протестантское богословие в его классическом виде относится очень строго. Менее существенной для протестантов становится внешняя, обрядовая, сторона церковного быта. Отсюда широкое разнообразие формальностей при одновременном соблюдении основных постулатов учения.

Учения в протестантстве

Время сформировало в протестантстве множество собственных учений. Некоторые из них стали выходить за рамки классических доктрин. Например, убеждение адептов некоторых учений в обладании ими пророческого дара. Так была сформирована секта Адвентистов седьмого дня и некоторые другие течения, основанные на откровениях и видениях их основателей.

Из всех таинств, которых придерживаются протестанты, всеми учениями поддерживаются только два – причащение и таинство крещения. Все прочие считаются условными. При этом крещение может производиться в любом возрасте в то время, как для совершения причастия кандидат должен пройти конфирмацию – специальный подготовительный ритуал.

Исповедь и брак, а также другие подобные таинства у протестантов относятся просто к традиционным обрядам. Также они приветствуют молитвы в честь умерших, святых, хотя относятся к ним с почтением. Не поклоняются мощам умерших, считая этот обряд не соответствующим Священному Писанию и напоминающим обычное идолопоклонство.

В молитвенных домах у поклонников этой веры нет никакого декора, обычного для большинства церквей. Молитвы могут совершаться в любых зданиях, совершенно неприспособленных для богослужения, ибо оно, по убеждению верующих, должно быть сосредоточено не на созерцании красивого интерьера, а на молитвах, исполнении псалмов, церковной проповеди и пении гимнов на языке паствы.

Духовное христианство

В духовное христианство входит несколько течений, появившихся в России на рубеже XVII и XVIII веков. Самые известные из них:

  • духоборцы;
  • молокане;
  • скопцы;
  • хлысты, или христововеры.

У всех этих, как они сами себя называли, людей Божьих в богослужениях отсутствовала всякая православная ортодоксальность. Это можно объяснить, скорее всего, просто бедностью паствы, происходившей из беглых крепостных крестьян. Именно поэтому их преследовали в России и в императорский, и в советский периоды.

Хлысты

Хлысты являются самым древним нетрадиционным течением в духовном православном христианстве Руси. По одной из версий, оно развилось из старообрядчества во время гонений на него со стороны официальной православной церкви при патриархе Никоне и государе Алексее Михайловиче. Позднее секта хлыстов раздробилась на несколько общин, которые совершенно не зависели друг от друга, поэтому их культ стал во многом различен.

Библия толкуется христововерами как аллегория, разрешающая верующему общаться с Богом, Сыном и Святым духом напрямую без посредников в виде православной церкви. По их убеждению, Бог воплощается в праведном человеке, и тогда он становится своеобразным образом Христа – хлестом, пророком или богородицей.

Религиозная традиция христововеров была очень аскетична. В основном она представляла собой так называемые радения – молитвенные ритуалы, доводящие верующих до экстаза и даже до помутнения сознания. Какое-то время хлысты ещё посещали православные церкви, потом образовали свои собственные общины, которые они называли «кораблями». После отмены Крепостного права эти корабли приобрели свои собственные символические названия, такие, например, как Старый или Новый Израиль и Постники.

Советская власть, не склонная к признанию религии вообще, преследовала и хлыстов. Число их общин значительно уменьшилось и примерно к середине 70-х годов минувшего века сведений о деятельности хлыстов в России уже не наблюдалось.

Скопцы

Являются радикальным крылом оппозиционного православного христианства. Этимологически оно восходит к хлыстам. Кондратий Селиванов, его основатель, объявил себя Божьим сыном и стал проповедовать физическое ослепление своей паствы (скопчество) в качестве единственного средства от мирского соблазна, ведущее к спасению души.

В отличие от христоверничества, затрагивавшего в основном крестьянскую среду, скопчество приобрело популярность у купечества, даже у дворян. Последнее обстоятельство давало их общинам значительные богатства. В период коллективизации это сыграло с ними злую шутку. Общины скопцов была разгромлены как кулаческие.

Молокане

Это одни из поздних ответвлений русского духовного христианства, по сути – классический протестантизм. Библия здесь выступает как основной закон поведения верующих. На своих молитвенных собраниях молокане занимались чтением текстов из Священного писания. У молокан не приветствуются никакие религиозные обряды, даже крещение водой. Они крестятся Святым Духом, то есть постоянной верой в Бога. Благочестие для них превыше всего точно так же, как для протестантов.

К концу XIX века молокане разделились на постоянных и «прыгунов». Последнее название отражает особенность молитвенного ритуала: они вздевают руки и прыгают во время экстаза. Из-за своей эксцентричности многие молокане было сосланы на Кавказ или эмигрировали в Америку.

В настоящее время молоканские центры действуют во всех крупных городах страны. В основном они представляют постоянных молокан, близких к протестантам, но русским.

Духобрцы

Русские духоборцы тоже близки к протестантизму. Они отвергают все атрибуты внешней религиозности, в молельных домах нет икон, отсутствует священство и почтение к таинствам. Они видят Бога во всех явлениях и предметах природы, превозносят личное общение с Богом. В Библии они не видят святую книгу и предпочитают духоборческие псалмы в оригинальном изложении. Большое количество духоборцев сейчас живет на Кавказе и в Канаде.

Ислам

По уверениям мусульманских богословов, ислам возник примерно в 662 г. Новой эры. Он вобрал в себя многое из догматики иудаизм и христианства, в том числе их мифологию. Это позволило исламу в довольно короткое время стать полноценной религией со своей Библией, которая здесь называется Кораном, а изречения Бога (Аллаха) – суннами.

Основные каноны ислама изложены в «Столпах Веры»:

  • Аллах – единственный творец всего существующего на свете, вера в него непреложна;
  • Многобожие – грех, страшнее которого нет;
  • Ангелы – ближайшие помощники Аллаха, вера в них должна быть так же крепка, как в самого Бога;
  • Все писания, которые ниспосланы на землю Аллахом, священны и принимаются слепо, на веру;
  • Пророки считаются посланниками Аллаха, их следует принимать с высшими почестями;
  • Судный день неизбежен, миру грозит вселенская катастрофа. Но он погибнет и снова воскреснет;
  • Ад и рай существуют;
  • Судьба человека предопределена. Всё происходит только по воле Аллаха.

К вероисповедальным столпам ислама, практикующимся в мусульманской традиции, относятся:

  • шахад – ритуалы для исповедания веры;
  • намаз – общение с Богом через молитву;
  • закят – вид налога с паствы для нужд бедных мусульман;
  • саум – соблюдение религиозного поста в девятый месяц исламского календаря (Рамадан);
  • джихад – борьба за чистоту веры.

Иудаизм

В иудаизме отсутствует какой-либо определённый символ веры в виде коротко сформулированного учения. Еврейские богословы ориентируются в основном на заповеди Моисея, завещанные им народу по пути следования из египетского рабства. Всего их 613, более известны только 10. Но, по мнению богословов и философов, это просто субъективная точка зрения некоторых теологов.

В фундамент иудаизма заложены следующие принципы:

  • вера в Яхве, единого и неоспоримого Бога;
  • вера в то, что еврейский народ – богоизбранный;
  • вера в явление на землю Мессии;
  • вера в бессмертную душу;
  • вера в загробное царство и вечную жизнь.

Иудаизм – монотеическая религия. Её Бог является вечным, нематериальным, вездесущим и бестелесным. Поклонение кому-либо, кроме Яхве – великий грех: ни звёздам, ни ангелам, ни святым.

Мир создан Богом просто взглядом всего за семь дней. Человек – вершина этого миротворения. Человек и материален, и духовен. По факту своего создания Богом он не может быть исконно грешным в принципе. Все человеческие грехи являются следствием недостаточной веры во Всевышнего.

Только Яхве – единственно истинный Бог, а значит, поклоняться нужно только Яхве, или Иегове. Измена своему Богу – самый тяжкий грех. Иегова специально дал свободу евреям, возвысил их, чтобы они могли достойно общаться с Богом. Только поэтому евреи становятся истинно свободным народом. Если человек из другой религии переходит в иудаизм, за ним признаётся право такого выбора. Отказ же от иудаизма запрещён.

Евреи произошли от Авраама по воле Бога. С ним и его потомками Господь заключил вечный союз. Символом этого союза стал обряд обрезания. Последователи иудаизма склонны к мессианизму. Но стремятся обратить в свою веру других и карают врагов.

Богооткровение – основная концепция иудаизма. Люди в ней стоят на втором месте после Бога и становятся самым совершенным творением на Земле. Некогда человек по глупости отвернулся от Бога, скрылся от него, прошёл путь многочисленных ошибок, связанных со страданиями и преступлениями. Только верность Богу, любовь к нему может вернуть людей к счастливой жизни.

Буддизм

Буддизм относится к древнейшей мировой религии, возник в Древней Индии и до сих пор является там ведущей конфессией. На карте русского государства ее исповедуют в Бурятии и некоторых районах Алтая. Основное отличие буддизма от других вероисповеданий – стремление верующих не к Богу, а к нирване.

К ней приходят путём самоотречения от соблазнов внешней жизни, сосредоточении на главном, то есть в вечном благе. Нирвана достигается с помощью медитации. Кто пройдет этот путь до конца и с успехом, может рассчитывать на лавры Будды. Иначе говоря, Богом станет каждый, если будет стремиться к этому.

Многообразие религиозной картины, существующей в России, позволяет не только осознать всё величие и многогранность культуры, но и воспользоваться её плодами для достижения всеобщего блага народов страны. Каждая из наших религий создаёт особый фрагмент в картине окружающего мира, дает осмыслить себя в нём, внести свой вклад в объединение общества.

Русская вера


Язычество – это древнейшая религия на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру, бывшую до возникновения христианства.
А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону. Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями.

Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой…

Что касается древнерусского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная – неистинной, как полезная – вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки "заблуждения”, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с русскими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование. Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.

И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин языческого мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть злые, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.

Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д.


И не следует считать, что язычество – это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы – святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку – это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.

Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнерусских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие – это религиозные верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.

В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Русское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика – страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя русские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же – «укрепленные крепости». И русских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан – это императорский титул! «Ар-Рус – это название государства, а не народа и не города», – пишет арабский автор. Западные же летописцы называли русских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта. Жители Восточного Рима знали только одного царя – своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит русские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов.


То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков. Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в языческой Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов – «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, язычники-кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.

Следующий момент. Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил язычникам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. Славяне определяли продолжительность года в 365, 242, 197 суток. Точность уникальна! А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до н.э. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания язычников шагнули довольно далеко. Свидетельство тому – миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле – гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.

Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян-язычников. И что бы ни утверждали приверженцы православия, но христианство – это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками.


И не стоит считать, что население русских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания. И язычники отнюдь не таились в отдаленных лесах – еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).

Так и не смогло христианство полностью искоренить язычество. Не принимали люди чуждую веру и свершали языческие обряды. Приносили жертвы водяному – топили коня, или улей, или черного петуха; лешему – оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому – ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником. И верили, что если от досаждающей нечисти не помогает крестное знамение или молитва, то поможет происходящая от языческих заклятий матерная брань. Кстати, в Новгороде были найдены две берестяные грамоты. В них содержится, по крайности, единственный матерный глагол да «ласковое» определение в адрес некой новгородки, задолжавшей деньги составительнице грамоты, и обозначенной за это женским естеством.

Спору нет – за десять веков православие оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство России, на само существование Российского государства. Но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия – оплот мирового мусульманства!..» Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду.


А старая вера древних руссов все равно останется русской верой.
error: