Лобное место (Красная площадь). Лобное место на красной площади Что значит лобное место на красной площади

Адрес: Москва, Красная площадь
Дата возникновения: 1549 год
Координаты: 55°45"11.7"N 37°37"21.0"E

Содержание:

В 1682 году на историческом постаменте лишили жизни священника Никиту Добрынина, рискнувшего выступить против церковных реформ, которые инициировал патриарх Никон. У своих противников суздальский раскольник получил имя Пустосвята, но старообрядцы до сих пор почитают мятежника, считая его «столпом православия».

В середине XVII века в Московию прибыло голштинское посольство, возглавляемое немецким путешественником и историком Адамом Олеарием. Иностранные гости в течение четырех месяцев знакомились со русской столицей и позже составили подробное описание увиденного. В своей книге Олеарий называет Лобное место по-латыни «Theatrum proclamationum», то есть «театром объявлений».

Центральная часть Лобного места с 11 ступеньками

Воспоминания о помосте оставили и послы из Польши. Они писали, что один раз в год царь появлялся там перед своими поданными. А когда наследнику престола исполнялось 16 лет, его с трибуны показывали собравшейся толпе.

Хотя с 1685 года существовал официальный царский указ о проведении казней на Лобном месте, новая кровь пролилась на каменный постамент только в конце XVII века. В октябре 1698 году молодой российский государь Петр I жестоко расправился со стрелецким бунтом. Тем не менее головы мятежникам отсекали не на Лобном месте, а на построенном рядом деревянном эшафоте.

Всего в Москве было казнено более тысячи человек, причем царь лично отрубил головы пятерым стрельцам. Страшные события, происходившие на Красной площади, ярко переданы на известном полотне художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Последнюю публичную казнь здесь провели при императрице Екатерине II. Палач на виду у всех переломил шпагу над головой дворянина по фамилии Истомин и ударил осужденного по щеке. Кроме того, возле исторического постамента стояла Дарья Салтыкова или Салтычиха, наказанная государыней за жестокое обращение в крепостными крестьянами.

Лобное место на фоне ГУМа

Многие века каменный помост почитался как святое место. До революционных событий 1917 года существовала традиция крестных ходов через Красную площадь. Во время них шествие с иконами и хоругвями останавливалось у Лобного места, церковный архиерей поднимался наверх и оттуда осенял собравшуюся толпу крестным знамением. Он дарил освященные ветки вербы государю и боярам, и продолжал ехать по площади на осле, которого держал под уздцы сам император.

История помоста сохранила покушение на главу государства. В конце осени 1942 года 33-летий ефрейтор Савелий Дмитриев спрятался на постаменте и три раза выстрелил из винтовки в выехавший из ворот кремля правительственный кортеж. Он целился в автомобиль Анастаса Микояна, приняв его за машину И. В. Сталина. Никто из ехавших не пострадал, а вооруженного ефрейтора схватили. Следствие длилось несколько лет, и в 1950 году ефрейтор был осужден и расстрелян.

В 1968 году возле исторического памятника прошла демонстрация, участники которой возражали против того, чтобы войска стран-участниц Варшавского договора были введены на территорию Чехословакии. Протестная акция прошла под лозунгом «За вашу и нашу свободу» и осталась в истории, как «демонстрация семерых».

Лобное место на фоне собора Василия Блаженного

Реконструкции

Из плана города, составленного при Борисе Годунове известно, что первоначально помост был кирпичным и располагался западнее того места, где его привыкли видеть в наши дни. Потом трибуну возвели из белого камня. В документах XVII века написано, что она имела деревянную решетку и установленный на столбах шатровый навес.

В середине XVIII века, когда Российским государством правила императрица Елизавета Петровна, приметный помост перестроили под началом главного архитектора города князя Дмитрия Ухтомского. Чуть дальше от Кремлевской стены Лобное место перенесли в 1786 году при участии известного русского архитектора Матвея Казакова.

С приходом советской власти историческую трибуну ждали большие перемены. В 1919 году, в День международной солидарности всех трудящихся на помосте установили деревянный монумент в честь предводителя народного восстания Степана Разина и его товарищей. Необычный памятник был раскрашен как народные игрушки талантливым скульптором Сергеем Тимофеевичем Коненковым. Потом деревянная скульптура стала ветшать, и ее решено было перенести в музей.

В 1928 году молодое советское государство объявило конкурс на оформление главной площади к годовщине Октябрьского революции. Победителями конкурса стали художники-графики братья Владимир и Георгий Стенберги. По их проекту каменный помост украсила скульптурная группа, изображающая международную солидарность рабочих. Так как новый памятник был сделан из фанеры и ткани, он не мог находиться на Лобном месте постоянно. Однако, известно, что до 1940 году эту скульптуру устанавливали на историческую трибуну для каждого значимого праздника.

Внутри Лобного места

В 1945 году во время проведения Парада Победы оформление постамента поменяли. На нем соорудили огромный фонтан со статуями рабочего и колхозницы, декорированный зелеными ветками и цветами.

Как выглядит архитектурный памятник в наши дни

Возвышенный постамент построен из тесанного известняка, имеет округлую форму и окружен невысокими каменными периллами. Со стороны Спасской башни на Лобное место ведет 11 каменных ступеней. Центральная часть помоста закрыта ажурной металлической оградой, так что туристы не могут попасть в центр Лобного места.

Слева и справа от ступеней на каменных стенах закреплены мемориальные таблички. На одной из них написано об историческом предназначении Лобного места, а на другой рассказывается, что помост имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.

Долгое время путешественники, желающие вернуться в столицу, бросали монетку в центр помоста. С 1996 году эта традиция продолжилась у памятника «Нулевой километр» который находится неподалеку - возле здания Государственного исторического музея .

Располагается таинственная достопримечательность - Лобное место или Царево место.

Это возвышение с каменной оградой. По одной версии, название Лобного места возникло из-за того, что там «рубили лбы» или «складывали лбы». По другой, «Лобное место» - славянский перевод еврейского «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: , в начале которого находится достопримечательность, в Средние века называли «лбом».

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар 1521 года. А в летописи Лобное место впервые упомянуто в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван IV оттуда призывал враждующих бояр к примирению.

Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. А в 1786 году Лобное место сместили восточнее и перестроили из дикого белого камня по проекту Матвея Казакова.

Вопреки распространенному мнению на Лобном месте никого не казнили, так как оно считалось святым.

Здесь оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. В 1671 году польские послы сообщали, что на Лобном месте государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. Здесь же объявляли об избрании патриарха, о войне, о заключении мира.

За все время на Лобном месте казнили только старообрядца Никиту Пустосвята. Ну а последняя «казнь» произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Также в 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» (помещица Дарья Салтыкова), насмерть замучившая 139 крепостных.

А казнили в Москве обычно на Болоте (современной Болотной площади). Но все же словосочетание «лобное место» иногда употребляют как синоним места казни: некоторые мифы чрезвычайно живучи.

Есть еще версия, что на Лобном месте казнили Степана Разина. После подавления восстания его с братом Фролом привезли в Москву. Окруженная стрельцами телега проследовала по дороге в , а затем по к Земскому двору на Красную площадь. Здесь смутьянам устроили допрос с пытками.
Степан Разин без единого стона выдержал около 100 ударов на дыбе и даже упрекнул брата, что тот не сдержал крика. После этого Разина подвергли одной из самых мучительных пыток водой: на обритую макушку стали по капле лить холодную воду. Разин перенес и эти муки.

После трехдневного допроса 6 июня бунтовщиков вывезли из Земского двора на Красную площадь к Лобному месту. Поднявшись на помост, Степан Разин окинул глазами площадь, перекрестился на собор и лег на плаху. Палач отрубил ему правую руку, затем левую ногу. В это время Фрол в ужасе крикнул, чтобы отсрочить свою казнь: Я знаю слово государево! Не проронивший ни единого звука до этого Степан крикнул: Молчи, собака! , и палач отрубил ему голову.

1 мая 1919 года, следуя плану монументальной пропаганды, на Лобном месте установили деревянный памятник Степану Разину «с ватагой» и ближайшими сподвижниками. Автор - Сергей Коненков. Правда, простоял монумент лишь несколько дней.

И Степан Тимофеевич, и его ближайшие сподвижники были вырублены из сосновых кряжей, а княжна отлита из цемента... Вышло то, что должно было выйти, - скульптурная композиция, рассчитанная на круговой обзор в музейном зале... Но впервые москвичи увидели Разина «с ватагой» на Лобном месте Красной площади в ясный теплый день 1 мая 1919 года... Эту скульптурную композицию из семи фигур через две недели перенесли в Первый Пролетарский музей, который находился в доме №24 по Большой Дмитровке.

В пролетарском Музее скульптура тоже надолго не задержалась: памятник кочевал из музея в музей, пока окончательно не пропал. И теперь о скульптуре на Лобном месте напоминают только старые фотографии.

Адрес: Красная площадь

Как добраться до Лобного места: ст. метро Охотный ряд.

Лобное место располагается в Москве на Красной площади. Это памятник древнерусской архитектуры, который представляет собой каменное возвышение-трибуну, по верху огражденное парапетом с резными чугунными воротами.

Этимология названия Лобного места точно не выяснена. По одной версии, место получило такое название оттого, что здесь проходили казни (рубили лбы, складывали лбы), существует предположение, что это славянский перевод с греческого "Краниево место", или "Голгофа" - с еврейского, потому, что оно напоминало человеческий череп. Но самая распространенная и общепринятая точка зрения, что Лобное место - это начало Васильевского спуска. В старину "лбами" в России называли подобные крутые спуски к реке.

Точная дата постройки Лобного места неизвестна. Древнее предание рассказывает, что Лобное место было сооружено в честь освобождения Москвы от татарского нашествия в 1521 году. Опираясь на некоторые старинные документы, какое-то время ученые предполагали, что оно появилось в Москве в 1540-е годы. В частности, существует рукопись с речью молодого царя Ивана Грозного, которую он произнес будто бы с Лобного места в 1549 году, пытаясь примирить враждующих бояр. Но более поздние исследования выявили, что документ этот вероятнее всего составлен в 17 веке, и является, скорее, политическим памфлетом, а не историческим фактом. Поскольку автор памфлета неизвестен, и также неизвестно, на каких источниках основано его сочинение, то ставится под сомнение и сам факт этого события. Подкрепляются эти сомнения и тем, что ни в одном документе 16 века о Лобном месте не упоминается.

Самое первое достоверное упоминание о Лобном месте на Красной площади содержится в "Пискаревском летописце", датируется оно 1599 годом. С тех пор Лобное место начинает часто встречаться в различных документах. Например, в "Петровом чертеже", появившемся в начале правления Бориса Годунова (1598-1599 г.г.) имеется описание этого сооружения, подобное упоминание есть и на Сигизмундовом плане города (1610 г.). Поэтому конец 16 века принято считать временем основания Лобного места.

Известно, что после того, как в конце 16 века к власти пришел Борис Годунов, он не стал жалеть средств на благоустройство Москвы. В это время возводилось множество новых зданий, а также проводилась реставрация старых строений и ветхих защитных сооружений. Вот тогда-то на Красной площади неизвестными мастерами и было установлено Лобное место. Первоначально сооружение представляло собой кирпичный помост с деревянной решеткой и навесом, установленным на столбах, и располагалось напротив Фроловских (Спасских) ворот.

В течение ста лет Лобное место было главной трибуной Москвы. С него оглашались государственные указы, отсюда выступали с обращениями к народу цари. Часто на Лобном месте для всеобщего обозрения выставляли мощи почитаемых православных святых. Так, в 1652 году здесь можно было увидеть мощи митрополита Филиппа, привезенные из Соловецкого монастыря для перезахоронения в Москве. До Октябрьской революции 1917 года возле Лобного места всегда останавливались Крестные ходы, и с его возвышения архиерей осенял собравшихся крестным знамением. В праздник Входа в Иерусалим на трибуну поднимался патриарх с духовенством, раздавал освященные веточки вербы царю и прочим лицам высокого звания, а оттуда уезжал на осле. Из записок польских послов (1671 г.) можно узнать, что на это место дважды в год поднимался царь и показывал народу своего наследника вплоть до достижения тем 16 лет.

Длительное время считалось, что на Лобном месте в Москве проводили и казни. Известно, что в средневековье в Москве казни совершались в основном на нынешней Болотной набережной в Замоскворечье (так называемое Болото). Лишь в редких исключительных случаях наказание преступников или неугодных проводилось на Красной площади. Достоверно неизвестно, в какой части площади устанавливали эшафоты, но весьма сомнительно, чтобы законно позволяли казнить людей именно на Лобном месте. Недостаточное количество информации сопровождает даже такое событие, как казнь Степана Разина, что породило легенду, прижившуюся и в научной среде, о том, что казни совершали именно на круглом помосте Лобного места. Лишь позднее, во второй половине 17 века Красная площадь стала узаконенным местом проведения публичных казней. В 1685 году вышел царский указ о том, чтобы наказание за торговые преступления чинили "за Спасскими вороты в Китае на площади против рядов". Первые казни совершились здесь во время Стрелецкого бунта, да и то эшафот устанавливался рядом с Лобным местом. Рядом с ним выбросил разъяренный народ и труп Лжедмитрия I. Необходимо отметить, что в Москве в те годы из камня строились только самые важные храмы и дворцы особо знатных лиц. Поскольку Лобное место никогда не было деревянным, это указывает на его особое значение. Оно было предназначено для пребывания самого царя, и не могло бесчеститься казнью, что приравнивалось бы к осквернению святыни.

После того, как столица из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург, лобное место утратило свою роль в жизни и города, и государства. В 1753 году по указу Сената обветшавшее Лобное место отреставрировали под руководством главного архитектора Москвы Д.В. Ухтомского. Следующая реставрация, а вернее, перестройка Лобного места, была осуществлена в 1786 году, когда главнокомандующий Москвы Я.А. Брюс предоставил императрице Екатерине II проект благоустройства московских площадей. Лобное место было перестроено архитектором Матвеем Казаковым по старому плану из белого тесаного камня. Круглый помост в новом виде имел каменные перила, а с западной стороны установили железную решетку с дверью, для подъема была сооружена лестница с 11-ю ступенями. Во время этой перестройки Лобное место сдвинули немного восточнее от первоначального месторасположения.

В 1919 году, 1 мая на каменном постаменте Лобного места установили памятник Степану Разину, выполненный из дерева. Этот монумент простоял недолго, и вскоре был демонтирован. В августе 1968 года возле Лобного места на Красной площади проводилась сидячая демонстрация в поддержку независимости Чехословацкой республики. В наши дня Лобное место является частью комплекса Красной площади, а среди туристов существует традиция бросать на него монетки, чтобы вновь вернуться сюда.


Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Лобное место

Место публичных казней.

* Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести . // Пушкин. Капитанская дочка //; Они приблизились уже к лобному месту. // Гоголь. Тарас Бульба //. *

Архитектурный словарь

Лобное место

1. Возвышение, с которого оглашали царские указы и обращались к народу.

2. Место на площади, предназначенное для публичных казней.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Энциклопедический словарь

Лобное Место

  1. возвышенность, холм, курган, сопка.
  2. Круглый каменный помост с парапетом на Красной площади в Москве, построен в 1534 (в современном виде с 1786). С него в 16-17 вв. оглашались царские указы и распоряжения. В 16-18 вв. около лобного места на специальных помостах иногда совершались казни.

Москва. Энциклопедический справочник

Лобное место

на Красной площади, круглое (диаметром около 13 м) каменное возвышение с окружённой парапетом площадкой и лестницей. Впервые упоминается в летописях в 1547, было расположено против ворот Спасской башни, ставших официальным местом царских выходов. Название предположительно связано с расположением Лобного места на покатом берегу (взлобье) Москвы-реки. Как предполагается, Лобное место первоначально представляло собой деревянный помост, на котором зачитывались царские указы; с него обращались к народу цари и патриархи, проводились торжественные церемонии (церковные службы и др.); в 1612 князь Д.М. Пожарский провозгласил здесь освобождение Москвы от польских интервентов. В XVI-XVIII вв. на специальном помосте близ Лобного места совершались казни. В 1597-98 перестроено в камне, в XVIII в. утратило свои функции, было обстроено лавками. Ремонтировалось Д.В. Ухтомским, в 1786 - М.Ф. Казаковым, сохранившим прежние формы Лобного места и придавшим им монументальность благодаря использованию строгой белокаменной облицовки.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Лобное место

В московском Китай-городе, на Красной площади (см.). Устроенное, по преданию, в начале XVI в., оно впервые упоминается под 1550 г., когда Иоанн IV дал с него народу торжественный обет править на благо государства. Из Годуновского чертежа Москвы видно, что это был помост из кирпича; по описям XVII в. он имел деревянную решетку, а также навес или шатер на столбах. В 1786 г. Л. место вновь отстроено по прежнему плану из дикого тесаного камня. Теперь возвышенный круглый помост его окружен каменными перилами: в западной части - вход с железной решеткой и дверью; 11 ступеней ведут на верхнюю площадку. Наибольшее значение для московского населения Л. место имело в допетровское время. Издревле и доныне крестные ходы останавливаются около него, и с его вершины архиерей осеняет народ крестным знамением. Во время "Входа в Иерусалим" патриарх с духовенством восходил на Л. место, раздавал освященные вербы царю, духовенству и боярам и оттуда ехал на осле, ведомом царем. Поныне около Л. места продаются вербы и устраиваются гулянья. С 1550 г. Л. место нередко называлось в актах "Царевым" как царский трибунал, царская кафедра. До Петра на нем объявлялись народу важнейшие указы государей. Олеарий называет его Theatrum proclamationum. Польские послы 1671 г. сообщают, что здесь государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу, что подтверждает и Коллинс. С Л. места объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира; около него были казнены "крамольники" Иоанном IV и стрельцы Петром I; у его ступеней в 1606 г. лежал обезображенный труп Лжедимитрия I; с него требовали собора и потом объявили свою победу в 1682 г. Никита Пустосвят "с товарищи"; с него же успокоивал возмутившийся народ Алексй Михайлович. Ср. Снегирев, "Л. место в Москве" (в "Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос." за 1861 г., № 1), и Фабрициус, "Кремль в Москве".

Лобное место - памятник древнерусской архитектуры на Красной площади и одна из ключевых , окутанная мрачными городскими легендами.

Объект представляет собой круглое в плане возвышение, сложенное из камня и окружённое каменной оградой. В прошлом оно служило в качестве главной городской трибуны, с которой народу объявлялись важнейшие царские указы и решения: о налогах, казнях, новых законах, объявлении войны или заключении мира, избрании нового патриарха; здесь же царь представлял горожанам своих наследников. Лобное место нередко называли "Царевым местом", подразумевая под ним трибуну, с которой до народа доносили царскую волю.

Важную роль Лобное место играло и в религиозных мероприятиях: на нём могли выставляться мощи почитаемых на Руси православных святых, кроме того, при проведении крестных ходов архиерей с его трибуны осенял народ крестным знамением. Особенно значимым оно становилось в Вербное воскресенье, когда на Красной площади совершали православный обряд "шествие на осляти", символизировавший вход Господень в Иерусалим: после крестного хода и торжественных обрядовых мероприятий патриарх поднимался на Лобное место и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы (представители духовенства в это время раздавали ветки вербы народу), затем на осляти - ведомой царём лошади, накрытой попоной - ехал через Спасские ворота в Успенский собор.

В качестве царской трибуны Лобное место служило лишь до воцарения Петра I, а вот в крестных ходах продолжало играть свою роль вплоть до Революции 1917 года.

Казни на Лобном месте

Многие горожане и гости города убеждены, будто бы Лобное место служило площадкой для проведения публичных казней (а наиболее впечатлительные непременно вспоминают ещё и Ивана Грозного, который якобы получал садистское удовольствие от кровавых зрелищ, наблюдая за ними с Кремлёвской стены), однако, никаких прямых доказательств этому нет.

В действительности это всего лишь мрачная городская легенда: хотя с него могли оглашаться указы о казни, сама экзекуция проводилась в стороне от Лобного места на специальных деревянных помостах, если по какой-то причине её решали провести на Красной площади, но обычно для этого использовали территорию в районе современной Болотной площади. Непосредственно на Лобном месте казнили всего один раз: 11 июля 1682 года по приказу царевны Софьи на нём отрубили голову суздальскому священнику Никите Пустосвяту, противнику церковной реформы патриарха Никона.

В 1698 году рядом с Лобным местом прошли казни стрельцов после Стрелецкого бунта. Также существует мнение, будто бы здесь могли казнить Степана Разина.

Загадка названия

Помимо казней, одной из интригующих деталей Лобного места является его название. На этот счёт существует несколько версий разной степени убедительности. Первая гласит, что слово "лобное" означает лишь расположение вблизи , который в старину могли называть "лбом" (распространённое название крутых спусков на берегу реки); вторая связывает его с тем, что здесь якобы "рубили лбы", то есть казнили через отсечение головы; третья указывает, что "Лобное место" является переводом слова "Голгофа" с еврейского.

Учитывая, что казни на Лобном месте не проводились, а предположение о связи с Голгофой выглядит слишком витиевато, версия с расположением "на лбу" - Васильевском спуске - выглядит наиболее убедительной среди прочих.

История Лобного места

Точных данных о том, когда в Москве обустроили Лобное место, нет, но обычно его появление связывают с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. Первое летописное упоминание о нём датировано 1549 годом, когда 20-летний царь Иван Грозный обратился с Лобного места к народу.

Изначально это был кирпичный помост, который в 1597-1598 годах перестроили в камне. В 17 веке Лобное место имело деревянную решётку и установленный на столбах шатёр. В 1786 году его коснулась достаточно радикальная перестройка по проекту архитектора Матвея Казакова: Лобное место перенесли немного восточнее его изначального расположения и возвели из дикого тёсаного камня по прежнему плану, добавив каменные перила. Так что, хотя Лобное место и называют памятником древнерусской архитектуры, в действительности в современном виде оно появилось лишь ближе к концу 18 века.

Наибольшую роль в жизни Москвы Лобное место играло в допетровские времена, когда его использовали в качестве царской трибуны: после воцарения Петра I и последующего переноса столицы в Санкт-Петербург эта функция отпала, и фактически его продолжали использовать только при совершении крестных ходов на Красной площади.

После Революции 1917 года Лобное место стало объектом ленинской монументальной пропаганды: на нём был установлен деревянный памятник "Степан Разин с ватагою", изготовленный и раскрашенный в стиле народной игрушки скульптором Сергеем Конёнковым. Спустя буквально пару недель памятник перенесли в Первый Пролетарский музей, чтобы не портился от погоды, а потом потеряли.

Впоследствии Лобное место рассматривалось исключительно в качестве культурной достопримечательности.

Среди московских туристов существует традиция бросать внутрь сооружения монетки на счастье, чтобы когда-нибудь ещё раз вернуться на Красную площадь. В последние годы традиция пошла на спад - вероятно, из-за снижения оборота монет низкого номинала (1, 5, 10, 50 копеек, 1 и 2 рубля) и роста популярности безналичных способов оплаты, однако, в целом продолжает оставаться актуальной.

Лобное место находится на Красной площади, примерно напротив . Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

error: