Когда родился пророк мухаммед по хиджре. День рождения пророка мухаммеда

Мухаммад аль-Кахиби , помощник Муфтия РД

Когда приблизилось время, предписанное Всевышним Аллахом для рождения Посланника Аллаха (ﷺ), на свет появилась благословенная душа, чтобы довести до человечества самое великое послание Всевышнего Аллаха, которое когда-либо видел свет этого мира за все время своего существования. И в 12-й день месяца Раби аль-авваль в «год слона» родился лучший из людей – Посланник Аллаха Мухаммад (ﷺ). День его рождения соответствует 20 или 22 апреля 571 года по григорианскому календарю.

Учитель Имама аль-Бухари, Ибрахим ибн аль-Мунзир аль-Хазамий сказал: «В том, что рождение Пророка (ﷺ) было в «год слона», нет никакого сомнения среди алимов ».

Передают от Абдуллаха ибн Вахба ибн Замъата, он же передаёт от своего дяди, что тот слышал, как мать Посланника Аллаха (ﷺ) Амина, когда забеременела, говорила: «Я не почувствовала, что беременна и не испытывала тяжести плода в утробе, как это испытывают другие женщины. И однажды, когда я была в состоянии между сном и бодрствованием, ко мне подошел некто и спросил меня: «Чувствуешь ли ты беременность? » Я ответила: «Я не знаю ». Он сказал мне: «Воистину, ты носишь в себе господина этой уммы и её Пророка (ﷺ). Признаком этого будет то, что вместе с его рождением выйдет свет, который озарит дворцы Басры, что находится на земле Шама. Ты назови его именем Мухаммад ». Когда же приблизился срок рождения, тот же самый образ явился ко мне снова и сказал: «Говори: "Я прошу у Аллаха Единственного защитить его от каждого завистника "». Подобный же рассказ приводит и Аль-Байхаки от Ибн Исхака.

Свет, озаривший все вокруг

Передают от Усмана ибн Абу аль-Аса (да будет доволен им Аллах): «Мне рассказала моя мать, что она была рядом с матерью Посланника Аллаха (ﷺ) Аминой в ночь, когда она родила: «Все то, на что я смотрела в этой комнате, было освещено светом (нуром). Я посмотрела на звезды, они были настолько близки, что я подумала, что они упадут на меня. А когда Амина родила Пророка ( ﷺ), из нее вышел свет (нур), который осветил комнату и весь дом, так что я не видела ничего, кроме света ».

Передает аль-Хатиб аль-Багдади по своей цепочке передатчиков, что мать Посланника Аллаха (ﷺ) Амина сказала: «Когда я родила Его ( ﷺ), я увидела большое белое облако, от которого исходил нур ».

Ибн Хиббан приводит рассказ от Халимы (да будет доволен ею Аллах), она же передаёт от матери Посланника Аллаха (ﷺ), Амины: «Воистину, этот мой сын особенный. Когда я носила его в утробе, я не чувствовала тяжести (которую чувствует беременные женщины). Он был очень лёгким для меня. Я не видела более благодатного ребёнка, чем он. Потом, когда я родила его, я увидела, как свет, подобный яркой звезде, вышел из меня. Он осветил для меня шеи верблюдов, находящихся в Басре, а когда роды завершились, он не лёг, как обычно ложатся дети, а положил руки на пол и поднял голову к небу».

Иудеи о признаках рождения Пророка (ﷺ)

В книге «Сира Ибн Хишима» пишется: «Передают от Хиссана ибн Сабита: «Клянусь Аллахом, воистину, в то время я был достаточно взрослым мальчиком, мне было семь или восемь лет, и я понимал все то, что слышал. Я услышал, как вдруг один иудей стал кричать во весь голос, стоя на одной из башен Ясриба: "О народ иудейский!". Он кричал так, пока они не собрались вокруг него и не сказали ему: "Горе тебе, что с тобой?!" Он ответил: "Воистину, в эту ночь появилась звезда Ахмада, которая указывает на его рождение "». (Ибн аль-Хишим, Абу Нуайм, аль-Байхаки)

В книге «Субул аль-худа ва ар-рашад» пишется: «Передают от матери правоверных жены Пророка (ﷺ) Айши (да будет доволен ею Аллах): «Один из иудеев жил в Мекке и занимался торговлей. В ночь рождения Посланника Аллаха (ﷺ) на собрании Курайшитов он спрашивал у людей из племени Курайшитов: «Родился ли среди вас ребёнок в эту ночь?» Те, кто находился там, ответили ему: "Клянемся Аллахом, мы не знаем". Затем иудей сказал: "Запомните то, что я скажу вам. В эту ночь родился Пророк этой общины (уммы), являющейся последней из общин. Между его лопатками будет метка, на которой растут волосы подобно гриве лошади"».

От Каъба аль-Ахбара (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Я видел – в Таврате (Торе) было написано, что Всевышний Аллах рассказал пророку Мусе (мир ему) о времени выхода Пророка Мухаммада из чрева матери. Пророк Муса (мир ему) рассказал своему народу, что когда пошевелится и сдвинется со своего места такая-то звезда, которая была известна им под таким-то именем, это и будет время рождения Мухаммада. Этот рассказ среди знающих людей Бану Исраил передавался из поколения в поколение ».

Передаётся также от аль-Васидия (да смилуется над ним Аллах), что в Мекке был один иудей, которого звали Юсуф . В тот момент, когда родился Посланник Аллаха (ﷺ), до того, как об этом узнал кто-либо из Курайшитов, он сказал: "О народ Курайшитов, воистину, родился Пророк этой уммы в эту ночь, в вашей области, в этом районе ". Он стал ходить по местам, где жили они, но никакой вести не узнал. Затем он пришёл к месту, где обычно сидит Абд аль-Мутталиб, и спросил у него. Ему ответили, что воистину, у Абд аль-Мутталиба родился мальчик, то есть у Абдуллаха, сына Абд аль-Мутталиба. Тогда иудей сказал: "Он и есть Пророк, клянусь Тавратом (Торой) "».

Рассказ матери Пророка Амины о его рождении

Имам Абу Шамат (да смилуется над ним Аллах) сказал, что рассказ об этом свете, который явился при рождении Пророка (ﷺ), распространился среди Курайшитов и он часто упоминался среди них.

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Аль-Минах аль-Маккия фи шархи аль-Хамазия» (стр. 125) приводит от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Амина (мать Пророка) рассказывала: «Когда я была на шестом месяце беременности, во сне ко мне явился некто и сказал: "О Аминат, воистину, ты носишь в своей утробе лучшее из творений. Когда ты родишь, назови его Мухаммадом и не говори никому о своём состоянии, пока не родишь"».

Далее она рассказала, что когда у неё начались родовые схватки, как это бывает у женщин, об этом не узнал никто из мужчин и женщин: «Воистину, я была одна дома, а Абд аль-Муталиб совершал таваф (обход вокруг Каабы). Вдруг я услышала сильный грохот (шум), который напугал меня. Потом я увидела крыло белой птицы, которая тронула мое сердце, и страх покинул меня. Также меня покинула боль, которую я испытывала. Затем я посмотрела в сторону и увидела сосуд с белым напитком. Я выпила его, и меня охватил нур (свет). Потом я увидела высоких женщин, подобных финиковым пальмам, похожих на дочерей Абдульманафа (на женщин из рода Абдульманафа). Они окружили меня, пока я удивлённо смотрела на всё происходящее и расспрашивала их, откуда они узнали про меня.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) в другом риваяте (версии этого хадиса) рассказал, что Амина сказала: «…они ответили мне: "Я Асият – жена Фараона, это – Марьям, дочь Имрана, а это – райские гурии". Я слышала, что каждый час грохот усиливается и становится более страшным, чем раньше. Пока я пребывала в таком состоянии, я увидела, как белый шёлк (парча) расстилался между небом и землёй (в знак возвеличивания рождения Посланника Аллаха). И некто сказал мне: "Ты спрячь его, когда он родится, от взора людей».

Далее мать Посланника Аллаха (ﷺ) Амина рассказывает: «Я увидела мужчин, стоящих на небе, в руках у них были кувшины из серебра. Потом я увидела стаю птиц, летящих в мою сторону, они закрыли небо над всей моей комнатой, их клювы были из изумруда, а крылья – из яхонта. Всевышний Аллах открыл мне всю землю, и я увидела запад и восток и все земли от востока до запада. Также я увидела три знамени, которые были установлены: одно – на востоке, другое – на западе, и третье – на крыше Каабы. В это время у меня начались роды, после чего я и родила Мухаммада (ﷺ). Я посмотрела на него и увидела, что он находится в состоянии земного поклона (сужда), подняв оба указательных пальца к небу, подобно смиренно молящемуся человеку. Потом я увидела белое облако, идущее с неба в нашу сторону, оно полностью покрыло нас и унесло его (Мухаммада). Затем я услышала голос, повелевающий: "Обойдите вместе с ним земли от востока до запада и ведите его в моря, чтобы все познали его имя, образ, описание и знали, что имя его в морях – «уничтожающий», ибо в его время не останется ничего из ширка, потому что он уничтожит его". Потом облако быстро поднялось, и стало ясно.

Ибн Хишам приводит от ибн Исхака: «Когда Амина родила Пророка (ﷺ), она послала его дедушке Абд аль-Мутталлибу весть о том, что у него родился мальчик: «Приходите и посмотрите на него». Когда он пришёл и посмотрел на него, мать Пророка (ﷺ) рассказала ему обо всём, что она видела и что произошло с ней во время беременности. Также она рассказала о том, что сказали ей во время беременности и каким именем повелели ей назвать сына.

Говорят, что Абд аль-Муталлиб взял его на руки, зашёл с ним в Каабу, обратился с мольбами к Всевышнему Аллаху и стал благодарить Его за то, что одарил его (таким внуком). Потом он вышел, отдал Пророка (ﷺ) в руки матери и сразу начал поиски кормилицы для Посланника Аллаха (ﷺ).

Основателем религии Ислам был Мухаммед صلى الله عليه وسلم . Мусульмане глубоко почитают его, считая пророком и посланником Аллаха. Первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком, родившимся через полвека после смерти пророка. Она дошла до нас отрывками и частично.

Мухаммед - историческая личность, он родился в 570 году в городе Мекка. Детство Мухаммеда было полно трагических событий: отец Абдуллах умер за несколько дней до рождения мальчика, мать - когда ему было всего 6 лет. После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка Абд-ал-Мутталиб, который был одним из почтеннейших старцев в племени курайшитов. Когда не стало деда, мальчиком занимался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам.

В возрасте 12 лет Мухаммед совершил свое первое путешествие с караваном своего дяди в Сирию. Целых полгода мальчик наблюдал жизнь кочующих арабов. Примерно в 20 лет Мухаммед начал самостоятельную жизнь. Он был человеком, знающим толк в торговле, умел водить караваны. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он женился на богатой мекканской вдове Хадидже и стал богатым и уважаемым в Мекке человеком.

В Мекке жили проповедники единобожия - ханифы, которые поклонялись одному Богу а не идолам как остальные. То есть той религии которая осталась еще со времен пророка Ибрахима (Аврввма). Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны.

Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. Любимым местом молитв Мухаммеда была гора Хира. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела Джибрила, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности Бога и его отношении к человеку. Откровения, полученные на горе Хира, окончательно убедили Мухаммеда в правильности его религиозных представлений.

Впоследствии Мухаммед приступил к пропаганде ниспосланной Богом ему религиозной системы. Самые близкие люди - жена, двоюродный брат, приемный сын - стали первыми мусульманами. Распространение религиозного учения Мухаммеда шло нелегко, тайно. Вместе с другом и единоверцем Абу Бакром они создали религиозную общину (умму). Однажды, когда Мухаммед лежал в беседке, укрывшись плащом, снова прозвучал голос, который приказал ему начать публичную проповедь. Первую публичную проповедь Мухаммед провел в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха. Курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед прославлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов (идолов), которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить молиться Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обливали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали. В 622 году Мухаммед со своими близкими, не выдержав насмешек и гонений, переезжает в город Ясриб (Медину). Год переселения стал началом мусульманского летосчисления.

Мединцы приняли Мухаммеда почти всеобщим одобрением. В Медине Мухаммед стал искусным политиком и правителем. Он сплотил все враждующие кланы города, справедливо правил. Люди верили Мухаммеду и шли за ним. Число принявших Ислам быстро росло. Медина стала сильным мусульманским центром. Здесь была построена первая мечеть, установлены правила молитв и поведения в быту, были сформированы основные принципы религиозного вероучения. Они были выражены в «откровениях», составивших Коран, в словах, решениях и поступках самого Мухаммеда.

Но Мекка же оставалась враждебно настроенной против мусульман. Жители Мекки несколько раз нападали на мусульман и Мухаммеду пришлось применить силу, чтобы покорить и образумить курайшитов. В 630 году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. Мекка с Каабой становятся святыней ислама. Мухаммед очистил языческое святилище Каабу от идолов, оставил лишь «черный камень». Мухаммед подписал с курайшитами договор о мире и, обратив всех в ислам, вернулся в Медину. В 632 году он умер от болезни, будучи фактически правителем всей Аравии.

Все источники, сообщая о жизни и деятельности Мухаммеда, подчеркивают его скромный образ жизни. Мухаммед несомненно был личностью исключительной, преданным своему делу, умным и гибким политиком. Личные качества Мухаммеда стали важным фактором того, что ислам, бывший поначалу одним из многих идейных течений, ознаменовавших собой переход от древности к средневековью, превратился в одну из самых влиятельных мировых религий. Согласно учению Ислама Мухаммед является последним пророком в истории человечества. После него не было и не будет больше пророков и мировых религий.

Это интересно:

«Живет Мухаммед предельно просто, одевается скромно. В грубый плащ, имеет одну перемену полотняного белья, никаких щелков и дорогих тканей себе не позволяет, носит чалму или наголовный четырехугольный платок, сапоги или сандалии, сам чистит и чинит свою одежду, слуга для него не нужен. Столь же проста и еда Мухаммеда: горсть фиников, ячменная лепешка, сыр, чашка молока, каша и фрукты - вот пища изо дня в день, мясо подается не чаще раза в неделю».

«Мухаммед, по описанию современников, был среднего роста, широкоплеч, жилист, с большими руками и ногами. Лицо у него было продолговатое, с резкими и выразительными чертами, орлиный нос черные глаза. Крутые, почти сросшиеся брови, большой и гибкий рот, белые зубы, черные гладкие волосы, которые падали ему на плечи, и длинная окладистая борода…

Он был одарен быстрою сообразительностью. Сильной памятью. Живым воображением и гением изобретательности. По характеру он был вспыльчив, однако умел владеть порывами сердца. Он был честен и одинаков со всеми. Простой народ любил его за приветливость, с которой он принимал и выслушивал все жалобы».

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

День рождения пророка Мухаммеда

Мухаммед родился в Мекке 12-го числа месяца рабиуль-авваль, в год Слона (по лунному календарю). Он происходил из храброго и знаменитого племени Курайш. Дед его, Абд ал-Муттатиб, был старейшиной племени, хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин Абдул Мутталиб, умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммед жил обычной жизнью мальчика из кочевого темени в аравийской степи, куда увезла его из Мекки кормилица Халима из племени Бану Саад. С матерью Аминой мальчику было суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным сиротой. Вначале воспитанием будущего пророка занимался его дед Абд ал-Мутталиб, а после его смерти - дядя Абу Талиб.

В семье дяди Мухаммед вёл относительно самостоятельную жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел, при спорах на религиозные и моральные темы, при рассказах о торговых путешествиях, о приключениях в далёких странах, о преданиях старины и обычаях разных племён и народов. Всё это способствовало его духовному развитию.

О своём детстве и юности Мухаммед говорил впоследствии просто и лаконично: «Я был сиротой». Сирота достигает зрелости раньше других детей. Он чувствует страдания сирот и сопереживает им в жизни. В возрасте 12 лет Мухаммед совершил своё первое длительное путешествие с караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя посильную для своих лет работу. Продолжительное (полгода) и увлекательное путешествие позволило подростку познакомиться с разнообразными ландшафтами его родины - Аравии, ближе познать жизнь простого народа.

Примерно к 20 годам Мухаммед начал совершенно самостоятельную жизнь, без формальной опеки Абу Талиба. К этому времени полностью определился род его занятий - он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента. По словам арабских историков, Мухаммед слыл человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову.

В 25 лет Мухаммед женился на богатой вдове Хадидже, дочери Хувайлида. Брак их оказался на редкость счастливым. Хадиджа стала для своего мужа не только любимой женой, но и лучшим другом, советчиком и помощником на его трудном поприще пророка. Она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум и, наконец, Фатиму-захра («прекрасную», «блестящую»). К огромному горю родителей, сыновья их умерли в детстве, а дочери ещё при его жизни, после замужества. Только Фатима пережила отца на 6 месяцев.

Ещё во время торговых путешествий, наблюдая религиозные верования разных народов, особенно иудеев и насара (христиан), сравнивая их с идолопоклонством своих единоплеменников, Мухаммед отмечал положительные и отрицательные качества этих религий. Он много размышлял о вере, о Боге и окончательно пришёл к выводу, что Бог (Аллах) - один, и никакой идол не может его заменить. Сделанный руками людей, идол не может исполнять функции Аллаха. Поэтому язычество (поклонение идолам) - преступление перед единым Богом.

Мухаммед молился Всевышнему в полном одиночестве. В молитве он находил, по собственным словам, «истинное наслаждение». Озарения, которые периодически осеняли его, позволяли всем своим существом чувствовать живое присутствие Бога в мире и в себе самом. Это наполняло Мухаммеда чувством счастья и приводило к стремлению всеми способами углубить и упрочить веру в Бога. А для этого требовалось постоянное очищение движений души, мыслей, слов и поступков: пост, молитва и созерцание.

«Соединение верующего с Богом возвышением духа» возможно, как считал Мухаммед, лишь в молитве. И он проводил в молитве треть или даже половину ночи, не считая дневных молитв. Излюбленным местом молитв и размышлений Мухаммеда являлась расположенная в нескольких часах ходьбы от Мекки гора Хира (пустынный каменистый холм), где он чаще всего проводил весь месяц рамадан. В конце третьего года непрерывных молитв и религиозных исканий его труды увенчались успехом: к нему снизошло первое откровение Бога. В одну из ночей месяца рамадан 610 года сорокалетнему Мухаммеду на горе Хира впервые явился некто могучий и приказал ему - неграмотному! - читать, а когда Мухаммед отказался, сам прочёл ему пять строк и приказал повторить их, и строки эти врезались в сердце Мухаммеда: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай!» Пять коротких строк, продиктованных Мухаммеду в одну из ночей рамадана (эта ночь в дальнейшем получила название Ночи Свершения, или Ночи Могущества), содержали важнейшие сведения о сущности Бога и Его отношении к человеку. Бог в них определён как всемогущий Творец, ни на секунду не покидающий мир в своей творческой заботе - творить сложное, совершенное и прекрасное. Пример его особого всемогущества - создание самого сложного и совершенного существа на земле - человека. Щедрейший Бог является основным источником знания для человека, и это знание нисходит к человеку в виде «писания».

Откровение, полученное на горе Хира, окончательно убедило Мухаммеда в правильности сложившихся у него религиозных представлений, он уверовал в их истинность так же, как в свою пророческую миссию. Первой приняла новую веру жена Мухаммеда Хадиджа, а затем его двоюродный брат и воспитанник Али и приёмный сын Зайд. Самые близкие люди без малейших колебаний последовали за Мухаммедом, уверовав глубоко и на всю жизнь.

На первых порах проповедь новой веры проводилась втайне. Распространение учения шло очень медленно: за три года Мухаммед приобрёл всего около 40–50 сторонников. Из них он создал религиозную общину (умму), прочно сцементированную взаимным побратимством и всецело преданную ему, Мухаммеду, - духовному главе, пророку и посланнику Атлаха. За эти три года никаких новых откровений Бог не посылал. И только в конце 613 года, когда Мухаммед, закутавшись в плащ, лежал в беседке, снова прозвучал голос Всевышнего:

О завернувшийся!

Встань и увещевай!

И Господа твоего возвеличивай!

И одежды свои очисть!

И скверны беги!

И не оказывай милость, стремясь к большему!

И ради Господа твоего, терпи!

Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь веры. Первую публичную проповедь Мухаммед провёл с холма ас-Сада в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха, а когда Мухаммед объявил себя посланником Аллаха, на него посыпался град насмешек. И так повторялось каждый раз, когда появлялся Мухаммед со своей проповедью. Курайшиты не хотели признавать всемогущего Аллаха. Всю систему доказательств, выдвинутую Мухаммедом - сотворение Богом земли, человека, животных и т. д., - они считали несерьёзной. Идолопоклонники требовали от него чудес, которые подтвердили бы его превосходство и степень достоинства перед Богом. Мухаммед же считал главным чудом новой веры Коран.

Несмотря на ожесточённую полемику Мухаммеда и его немногочисленных сторонников с курайшитами-идолопоклонниками, обстановка в Мекке в течение первого года после начала публичной проповеди новой веры оставалась мирной. Но когда Мухаммед от прославления единого истинного Аллаха перешёл к прямым нападкам на языческих богов, которых почитали в храме Кааба, это вызвало переполох в Мекке. Курайшиты поняли, что против мусульман нужны решительные действия. Мухаммеду и его сторонникам запретили молиться вблизи Каабы; мекканскими верхами была организована травля Мухаммеда и его сторонников. Были случаи, когда Мухаммеда и других мусульман забрасывали камнями и грязью, а соседи украдкой выливали помои и нечистоты у порога его дома. Мухаммед жил в атмосфере неслыханных унижений, от которых его не в состоянии были защитить сторонники его учения, но пророк нашёл выход из создавшегося трудного положения - поселился там, где можно было добыть себе пропитание и укрыться от злобы курайшитов.

Так 83 мусульманина поселились в Эфиопии. Это была первая хиджра - первое переселение мусульман. Произошло это событие в 615 году, через 5 лет после начала проповеднической деятельности Мухаммеда. Но сам Мухаммед всё ещё оставался в Мекке. И только в 622 году он сам со своими близкими совершил хиджру в Медину, не выдержав всех притеснений, насмешек, преследований, которые его сопровождали в Мекке и её окрестностях.

Год переселения (хиджры) стал началом летоисчисления для всех мусульман, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда получила наименование мухаджиров, совершивших Хиджру. С Хиджрой пришёл конец слабости и унижению, и началась эпоха величия и мощи ислама. Укрепившись в Медине, посланник Аллаха приступил к созданию своего могучего государства. Главной его целью было объединение всех арабских племён, погрязших в язычестве и бесконечной междоусобной борьбе, в единый народ, преданный исламу. В начале 624 года был составлен и принят документ, получивший название «Конституция Медины». В этом документе, который дошёл до нас в подлиннике, впервые было определено положение Мухаммеда в Медине и принципы, на основе которых осуществилось превращение разноплемённого населения оазиса в единый народ. Мухаммед не назван правителем, он признан пророком - человеком, получающим откровения от Аллаха. Медина стала сильным мусульманским центром (через несколько лет она станет столицей и главным торговым центром всех покорённых земель). Здесь была построена первая мечеть, где мусульмане молились все вместе. Слава о Мухаммеде и его вере распространилась далеко за пределы Медины. Но Мекка, которой правил мстительный Абу Суфиан, по-прежнему была враждебна мусульманам. Мухаммеду во главе мусульманского войска пришлось участвовать в разных военных конфликтах (сражения при Бадре и Ухуде), чтобы образумить курайшитов военной силой и доказать им могущество Ислама. В 630 году Мухаммед торжественно въехал в покорённую им Мекку. Племенная знать курайшитов сочла за благо не продолжать спор. Храм Кааба в Мекке стал главной святыней ислама.

Пророк умер в 632 году в Медине, где и похоронен.

Праздник рождения пророка Мухаммеда - маулид (или маулуд) ан-наби отмечается 12-го рабиуль-авваля. Маулид отмечается во всём мусульманском мире. В его ходе обязательным элементом является декламация стихов, прославляющих пророка, и рассказы о его жизни.

Жизнеописание пророка стало в ранней мусульманской литературе и историографии особым жанром. Этот жанр получил название «сира», что означает «дорога», «путь», «образ жизни». Основу его составили хадисы (собрания текстов, содержащих высказывания Мухаммеда).

Особый праздник в Малайзии

В 12-й день 3-го месяца мусульманского календаря - месяца рабиул-аввал - малайцы отмечают День рождения Мухаммеда - праздник Маулуд Наби, в котором нашёл отражение культ основателя ислама (маулуд - рассказ о рождении Мухаммеда). В честь Дня рождения Мухаммеда месяц рабиул-аввал получил название булан маулуд - «месяц маулуд».

Как и в других религиозных праздниках мусульман, значительную часть Маулуд Наби составляет религиозное шествие.

Удары гонга возвещают о времени сбора. К мечети стекаются колонны верующих: празднично одетые мужчины в тёмных шапочках (сонгкок), в светлых, отутюженных рубашках со стоячим воротничком, поверх брюк надета короткая юбка (сонгкет) из ткани, вытканной вручную и расшитой золотыми и серебряными нитями. Женщины - в национальных длинных блузах до колен и ярких саронгах (баджу куронг).

Перед входом в мечеть все разуваются, омывают, шепча молитвы, руки, лицо и ноги, и проходят внутрь. Мужчины рассаживаются рядами в первом зале, расстелив принесённые с собой из дому молитвенные коврики из бархата с вытканными изречениями из Корана.

Дальняя от михраба отдельная комната отведена для женщин и детей, которые приходят вместе с ними. Перед тем как войти в молельню, после омовения женщины меняют праздничную одежду на белый балахон, который оставляет открытыми только кисти рук.

Молебен открывает мусульманский священник в длинном и лёгком хитоне и небольшой белой чалме. Служба начинается с чтения Корана. Громкоговоритель разносит голос имама по всей мечети. Служитель сидит к михрабу и, произнося молитвенные тексты, то вздымает вверх руки, то бьёт поклоны, нагибаясь вперёд до прикосновения лба с полом. Сидящие сзади повторяют за ним вполголоса слова молитвы и все его движения.

В крупных населённых пунктах для выступлений с проповедями приглашают известных мусульманских деятелей.

В небольших деревнях около молебен (сурао) устраиваются в честь рождения пророка театрализованные представления под аккомпанемент больших барабанов цилиндрической формы. Рассказчики повествуют о жизни Мухаммеда. История жизни пророка переплетается с мифическими сюжетами и мотивами; хотя сам Мухаммед, как известно, не приписывал себе способности творить чудеса, поздние традиции ислама не лишены сюжетов, в которых повествуется о личных чудодейственных деяниях пророка. В представлениях участвует хор. Запевалы произносят какую-то арабскую фразу, её подхватывает хор голосов. Повторы фраз и куплетов чередуются в определённом ритме, что зачастую приводит к созданию обстановки экзальтации; иногда юноши разыгрывают мимические сценки из жизни пророка.

В одном из описаний праздника Маулуд Наби, принадлежащем непосредственному его участнику, отмечалось, что в Джелебу, административном районе Негри Сембилан, для того чтобы отметить праздник, объединились две соседние деревни. Был организован совместный праздничный стол; жителей деревень приветствовали известные религиозные проповедники, приехавшие из города по приглашению односельчан; вечером состоялся праздничный концерт с участием профессиональных актёров и школьников, программа которых была подготовлена к празднику под руководством учителей и представителей местной администрации.

В последние годы всё чаще к подобного рода праздникам, особенно ко дню рождения пророка, жители малайских деревень приурочивают свадьбы, которые играют, как правило, на следующий после праздничного торжества день. В этом случае семейное событие превращается в общественно значимое. Кроме того, в сознании деревенских жителей праздник Маулуд Наби тесно связан с адатом как часть традиционного уклада малайцев.

Пять обязанностей мусульманина

На мусульманина Аллах возложил пять обязанностей: вера - шахада, молитва - салат, пост - саум, милосердие - садак и хадж.

Хадж - паломничество в Мекку, поклонение священному Чёрному Камню - Каабе - самая почётная из них. И самая трудная: не каждый вынесет тяготы путешествия, да и для многих это слишком дорого. Кому удаётся совершить хадж, имеют право на титул «хаджи» и ношение зелёной чалмы.

Об истории Каабы рассказывают древние мусульманские предания.

…Первое святилище на земле - Каабу - воздвиг Адам. На седьмом небе, под самым престолом Аллаха, находится величественный храм, который называется в Коране Домом посещаемым. Там ангелы совершают богослужения. Посещаемым он называется потому, что каждый день его посещают более семидесяти тысяч ангелов. Проведя в Доме сутки, они покидают его и больше не возвращаются.

Изгнанный из рая Адам не смог больше слушать молитвы ангелов. Он попросил у Бога разрешение создать земное подобие небесного храма. Аллах внял молитве Адама и послал к нему ангелов, которые указали место возведения святилища. Оно оказалось в Мекке. Знаменитый Чёрный камень, вмурованный в угол внешней стены Каабы, был дарован Адаму Аллахом. Это был белый райский яхонт. В нём можно было увидеть рай. Чёрным он стал из-за порочности и грехов людей. Во время паломничества люди, желая приобщиться к святости Чёрного камня, целуют его или прикасаются к нему.

По другим преданиям, во время всемирного потока Кааба была поднята на воздух и затем разрушалась. Но верные слуги Аллаха - архангелы помогли найти преданных людей, которые восстановили святыню.

Хадж - странствие, совершаемое для поклонения Истинному, единому Богу в Каабе, - обязателен для всех мусульман. Паломничество очищает душу от грехов и приносит блаженство в будущей жизни.

Обычно паломники прибывают в саудовский город Джидда, откуда начинается сам хадж. Добираются туда всеми возможными видами транспорта, чаще всего - самолётом. Некоторую часть билетов оплачивает король Саудовской Аравии, тем самым приумножая добрые дела. Он ведь «шериф» - хранитель священных городов Мекка и Медина, и потому обязанности по поддержанию порядка, по питанию и оказанию медицинской помощи паломникам ложатся на саудовцев.

В Джидде паломник снимает с себя обычную одежду и надевает одеяние из двух кусков несшитой ткани: полотно для бёдер и накидку на плечи. Возможно, обычай этот происходит оттого, что святые города - место мира, а пользоваться саблями и кинжалами, когда приходится поддерживать одежду, невозможно.

От Джидды до Мекки - 90 км. Идя по Мекке, паломники произносят предписанные молитвы. Подойдя к Чёрному камню, укреплённому в одной из граней Каабы, паломник целует его и обходит вокруг гигантского храмового кубка семь раз: первые три - быстро, а последние четыре - медленно. Потом нужно пробежать меж двух холмов. Тот, кто по старости или увечью не в силах бежать, может нанять тележку, которую катят специальные люди.

В последний день хаджа в долине (15 км от Мекки) паломники собираются на холме и ждут темноты. На следующий день бьют камнями в Мине два каменных столба - символы шайтана и идолопоклонничества. Поскольку происходит это на праздник Ид-аль-Аддха, известный мусульманам нашей страны как Курбан-Байрам, что означает Праздник жертвоприношения, приносят жертвы Аллаху - верблюда, барана, козла. Их покупают тут же, и они должны быть лишены недостатков. Убивают их по строгим правилам, направив голову в сторону Каабы (в других странах - в сторону Мекки), стремясь, чтобы животному было причинено как можно меньше страданий. Большую часть мяса раздают бедным.

Территория Мекки и Медины и по сей день считается священной - запретной для немусульман. В прошлом некоторые европейцы пытались проникнуть туда под видом паломника. Такие попытки, сопряжённые с большим риском, часто заканчивались трагически для этих людей. Несмотря на прекрасное знание арабского языка и правил хаджа, ошибки при соблюдении обрядовых тонкостей были неизбежны. Нарушителей ждала смертная казнь.

Из книги Большая книга афоризмов автора

День рождения. Именины См. также «Гости. Гостеприимство», «Подарки» Что сделать с человеком, который первым стал праздновать день рождения? Убить - мало. Марк Твен Только дурак может праздновать годы приближения смерти. Джордж Бернард Шоу Средний возраст: когда все, что

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

СМЕРТЬ ПРОРОКА МУХАММЕДА В 630 году пророк Мухаммед торжественно въехал в родную Мекку - священный город, откуда он, гонимый и беспомощный, бежал в Медину 8 лет назад. А теперь купеческая Мекка лежала у его ног. Шествие пророка на поклонение святыням было величественным и

Из книги 100 магнитоальбомов советского рока автора Кушнир Александр

Машина времени День рождения (1978) сторона A ИзбавлениеДень рожденияПосвящение хорошему знакомомуТы или яДевятый валсторона BПолный штильМарионеткиМаскиФлаг над замкомГимн заборуСамая тихая песняСторона CБелый деньДень гневаПесня о капитанеПесня о скрипаче, который

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

С каким событием связан день рождения Санкт-Петербурга? День рождения Санкт-Петербурга – 27 мая. В этот день 1703 года под гром пушек и огни фейерверков на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость (первоначальное название Санкт-Питер-Бурх). Назначением

Из книги Красно-синий – самый сильный! автора Целых Денис

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 1 автора Бурлака Андрей Петрович

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Группа ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ родилась на свет осенью 1977 года в стенах Ленинградского электротехнического института, с самого начала играла собственные песни, в которых соединяла элементы рок-н-ролла, бита, блюза и кантри, и – наряду с ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ВЫСТАВКОЙ

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

Гости. Гостеприимство См. также «День рождения. Именины» Нет в жизни звука более захватывающего, чем стук в дверь. Чарлз Лэм До близких далеко, до далеких близко, – вот и ходишь к далеким. Эмиль Кроткий Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут. Приписывается Оскару

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

День рождения. Именины См. также «Гости. Гостеприимство», «Подарки» Что сделать с человеком, который первым стал праздновать день рождения? Убить – мало. Марк Твен Только дурак может праздновать годы приближения смерти. Джордж Бернард Шоу Средний возраст: когда все,

Из книги автора

Подарки См. также «День рождения. Именины», «Цветы» Подарки ко дню рождения делятся на две категории: те, которые нам не нравятся, и те, которых мы не получили. NN* Почему так трудно купить подарок, которой выглядел бы на столько, сколько он стоил на самом деле? Янина

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

49. Я не приду на твой День рождения, т. к. там будет неприятный человек Намерение: ты хочешь, чтобы тебе было там комфортно? Так и будет.Переопределение: там будут разные люди, и все придут меня поздравить.Разделение: но один бокал за меня ты можешь поднять?

Из книги автора

56. Я не пойду к ней на День рождения, т. к. не знаю, что подарить Намерение: ты хочешь произвести хорошее впечатление? Поищи еще.Переопределение: может, пока и не самые хорошие идеи, но можешь еще подумать.Разделение: по магазинам пройдись. Может, найдется

Пророк Мухаммед (Магомет), основатель ислама, родился в Мекке приблизительно в 570 году (по некоторым версиям - 20 или 22 апреля 571 года). Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.


В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым.

Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха».

Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.

Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в 632 году в город Ясриб (Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра.

Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

error: