Из каких компонентов можно собрать стереосистему. Как выбрать HI-FI стереосистему для дома

Физически акустические системы находятся перед слушателем, а во время воспроизведения они должны раствориться в пространстве, и вместо них прорисовывается сцена музыкальных образов, передающих идею композитора со всеми деталями, эмоциями и настроением. Эти впечатления вырывают слушателя из его будней и погружают в мир, который придумал автор произведения, чтоб передать свои мысли, чувства, своё состояние. Такого воздействия аппаратуры на человека добиться непросто.

Стереосистема состоит из трёх функциональных частей: устройства считывания информации с носителя, устройства усиления сигнала и устройства преобразования электрического сигнала в звуковые колебания.


Одно из всем известных считывающих устройств — CD-плейер. Он состоит из транспорта и цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Транспорт — оптическое устройство считывания и преобразования светового сигнала в электрический цифровой код. ЦАП устройство преобразования электрического цифрового кода в аналоговый сигнал. Часто эти две составные делают в отдельных корпусах со своими независимыми источниками питания. Такое исполнение позволяет добиться более высокого качества звучания CD-плейера. Другое распространённое и не менее известное считывающее устройство — проигрыватель виниловых дисков. Этот старый формат носителя вышел из широкого применения, но остался, любим в кругу знатоков качественного живого звука. Состоит такой проигрыватель из считывающей части, которая преобразовывает механические колебания в электрические, и фоно корректора, который усиливает сигнал и может содержать цепи фильтрации инфранизких частот.


Звук винилового проигрывателя сильно отличается от CD, и каждый выбирает для себя подходящий по вкусу источник. Устройства усиления сигнала состоят из цепей предварительного усиления и цепей усилителей мощности. Если предварительный усилитель и усилитель мощности выполнены в одном корпусе, то такое устройство называется интегральным усилителем. Если блоки выполнены в отдельных корпусах, усиление происходит более качественное, чем в одном. Иногда производители плееров и усилителей делают в отдельном корпусе и блоки питания устройств, что ещё улучшает результат. Усилители бывают транзисторные и ламповые. Ламповый звук более мягкий и менее агрессивный.


Устройство преобразования электрического сигнала в звуковые колебания принято называть акустическими системами (АС). Они состоят из динамиков и фильтров электрического сигнала. Количество динамиков, порядок фильтрации и конструкция корпуса могут быть разными. Нет каких-либо определенных конструкций хороших и плохих. Все они звучат по-разному и находят своих почитателей.

Остаётся вопрос выбора компонентов системы из всего ассортимента, предлагаемого Hi-End и Hi-Fi нашего салона.


Как выбрать компоненты стереосистемы

Покупателей аудиоаппаратуры можно разделить на три категории. Первые покупают аппаратуру для воспроизведения звука по внешнему виду, вторые покупают победителей тестов в журналах и участников ярких реклам, третьи — это самые недоверчивые, которые выбирают всё «своими ушами». Как правило, третьи — это самые небезразличные к тому, что придётся услышать их ушам после покупки.

Если Вы выбираете устройство воспроизведения звука: CD-плейер, усилитель либо акустические системы, мы рекомендуем их перед покупкой прослушать.

Каждый компонент, в том числе и кабели, может менять свои параметры с момента первого включения и до некоторого времени. В среднем это время равно 100-150 часам. Сравнивать лучше „прогретые” компоненты. Подбирать компоненты в систему нужно в одном классе, с сопоставимым качеством. Очень хороший комплект АС не раскроется на слабой электронике, да еще и сэкономит на шнурах. Все элементы системы

одинаково важны. Не стоит недооценивать и важность кабелей.

Не покупайте кабели в свою аудиосистему сразу. Кабели это фильтры, которыми Вы сможете более точно настроить звучание Вашей системы у себя дома. От них зависит всё: тембр, глубина и ширина сцены, детальность, динамика, эмоциональность и т. д. Этот компонент системы не так подвержен царапанью и изнашиванию, как другие.

Нельзя не обратить внимание и на то, с чего стереокомплект будет извлекать звук. Цифровая информация на CD тоже может иметь потери и искажения. Это можно услышать, поставив поочерёдно оригинальный диск и его лицензионную копию или ещё хуже — пиратскую. На высококачественной системе разница хорошо заметна, и прослушивание не качественных дисков удовольствия не доставит.

Хотим обратить внимание любителей музыки на тот факт, что система домашнего кино и стереосистема в одном классе совершенно по-разному воспроизводят музыку. Если Вы — любитель высококачественного звука и живёте в первую очередь музыкой, то настоятельно рекомендуем Вам не обращать внимание на ресивер и системы на основе AV -процессоров. Эти системы разработаны в первую очередь для кино и будут значительно уступать стереосистемам в этом классе.

В понятие «стереосистема» может входить столько компонентов и их сочетаний, конфигураций, что здесь, наверное, слишком легко запутаться... К такому выбору лучше применить системный подход.

Комплект, состоящий из отдельных компонентов, как вариант, акустических систем, усилителя, источников сигнала - хорош тем, что может формироваться постепенно и вдумчиво, аппарат к аппарату, подобно конструкции из кубиков, когда каждый модуль при необходимости заменяется или дополняется. Покупка происходит как бы «в рассрочку» - и это тоже имеет свои преимущества. По мере формирования комплекса, формируются музыкальные вкусы его владельцев, часто все это превращается в страстное хобби!

Для начала найдите единомышленников. Не обязательно друзей или соседей - Интернет вам в помощь! Важно иметь возможность прийти и сравнить. А для этого есть немало возможностей - хотя бы те же демо-комнаты при магазинах или компаниях, торгующих аппаратурой. Постарайтесь формировать фонотеку только из качественных записей - для прослушивания mp3 достаточно простейшего плеера. Научитесь читать технические характеристики - это не так сложно, особенно если из школьной физики еще не все забыто.

Система на базе акустики Cabasse Iroise 3, интегрального усилителя Marantz PM-14S1, SACD/CD плеера Marantz SA-14S1 и проигрывателя виниловых дисков Marantz TT-15S1

Сегодня поговорим о стационарных стереосистемах. Ну, а начинать выбор нужно с размеров - и речь пойдет о величине комнаты, в которой системе предстоит жить и работать. Зная размер помещения и учитывая стиль музыки и громкость, с которой будущий владелец стереосистемы предпочитает слушать музыку, можно приблизительно определить оптимальную мощность усилителя. Могу предложить ориентировочное соотношение: десять ватт на квадратный метр. То есть, для помещения площадью в 15 кв. м., стоит приобрести усилитель мощностью, как минимум, 150 Вт. Или 75 + 75. Формула не слишком точна, свои коррекции внесут показатели пиковой, номинальной и долговременной мощности, чувствительность акустических систем, акустические особенности помещения - но, по крайней мере, есть на что ориентироваться.

Стерео усилитель Marantz PM 8005

Выходная мощность усилителя Marantz PM 8005 достаточна для того, чтобы озвучить комнату практически любого размера.

Среди параметров усилителя, а иногда и акустики, интересен КНИ, коэффициент нелинейных искажений. Для качественного усилителя он не превышает десятых долей процента. Чем он меньше, тем лучше - но стоит всегда помнить, что акустические системы, с их динамиками и встроенными кроссоверами, по физике процесса, вносят в сигнал гораздо большие искажения.

Акустическая пара DALI Rubicon 8

Акустическая система DALI Rubicon 8 обладает мощностью до 200 Вт.

Колонки (спикеры, акустические системы, АС - как будет удобно) в «стационарном» случае доступны в двух вариантах - напольные и полочные. Различаются габаритами и местом установки. Физика говорит нам, что чем больше излучатель, тем естественней, по крайней мере, адекватнее, он воспроизводит низкие частоты. Так что, «напольники» предпочтительней, и не только в этом смысле. Хотя есть «полочники», которые многим «напольникам» дадут фору. Применима также и конфигурация «трифоник» - два сателлита-полочника плюс сабвуфер - тут скрываются трудности в совместимости и настройке, но результаты могут быть очень неплохи. Для акустики стоит обратить внимание на чувствительность (90дБ и выше - хороший показатель). Есть множество других параметров, но если подробно - то лучше в отдельной статье...

Стереокомплект Burmester PHASE 3

Стереокомплект Burmester PHASE 3 - компоненты, рекомендуемые для совместной работы самим изготовителем.

Обязательно должен быть соблюден грубый принцип совместимости акустики с усилителем: импенданс (полное сопротивление) наших АС должен быть не меньше (и это очень важно!) заявленного для усилителя - смотрите в технические характеристики. Оттуда же взятая, максимально допустимая мощность акустики должна быть больше, чем самая большая упомянутая в паспорте мощность усилителя (например, пиковая). Соблюдение этих двух правил - залог целости звукоусилительной части вашего будущего стереокомплекса!

А теперь стоит мысленно, а лучше - письменно, перечислить все компоненты, которые будут подключаться к усилителю. Предположим, это будут: CD плеер, медиаплеер, проигрыватель виниловых дисков. А еще имеются (или планируются) неплохие наушники. Все это будет подключено к усилителю, для всего должна быть предусмотрена входная коммутация, а именно - достаточное количество входов, совместимых с выходом каждого источника. Наушники требуют отдельного усилителя (или хороший усилитель для наушников должен быть в составе большого усилителя).

Полезно, если хотя бы один из входов усилителя оснащен режимом «Direct», то есть, «Напрямую». Это значит, что сигнал с этого входа не будет обрабатываться схемами регулировки тембра, фильтров высоких и низких частот, коммутации, тонкомпенсации и т. д., а пойдет напрямую на вход собственно усилителя, дабы звучание было минимально искаженным.

Стерео усилитель Exposure XM5 - панель коммутации

Стерео усилитель Exposure XM5 - панель коммутации. Модель имеет восемь входов, пять из которых - цифровые.

Все аналоговые источники, как правило, подключаются к усилителю разъемами RCA (больше известными, как «тюльпаны»). Есть другой тип аналоговых разъемов - более профессиональный, XLR, балансного типа. Если у какого-то из источников сигнала есть такой вариант коммутации, неплохо задействовать именно его. Некоторые усилители, снабжаются встроенным ЦАП (цифро-аналоговым преобразователем), имеют цифровой вход - это коаксиальный или оптический разъем. Работа с «цифрой» предпочтительна, особенно если встроенный в усилитель ЦАП - высококачественный.

Еще несколько приборов дополнят стереокомплекс.

Проигрыватель виниловых дисков Clearaudio Concept TP 054

Проигрыватель виниловых дисков нынче переживает настоящую реинкарнацию. Сами диски начинают вновь выпускаться заметными тиражами. Для такого проигрывателя «на борту» нашего усилителя должен быть встроенный предварительный предусилитель-корректор (так называется прибор, согласующий и усиливающий сигнал с головки звукоснимателя, или, как ее называют, картриджа). Такой вход маркируется словом «phono». Ни в коем случае не следует подключать к нему что-то кроме проигрывателя винила - этот вход раз в сто чувствительней прочих, вы рискуете вывести из строя усилитель, а возможно - и акустику! Картриджи бывают двух типов, ММ и МС (встречается реже), корректоры - соответственно. Вопрос этой совместимости необходимо задать при покупке.

SACD-плеер Marantz SA8005

При выборе проигрывателя 12 см лазерных дисков стоит определиться с качеством устройства и его универсальностью. Все ли типы дисков из вашей фонотеки аппарат «понимает»? Следует обратить внимание и на коммутацию - если предусмотрены XLR разъемы, то они должны присутствовать и в усилителе, и в коммутируемом устройстве.

То же касается и медиаплеера (под этим названием мы понимаем и стример, и блютуз устройство, и сетевой плеер) - за этими устройствами будущее. Иногда они имеют в своем составе ЦАП вполне приемлемого качества, в противном случае, можно применить внешний ЦАП (часто он совмещен с прецизионным усилителем для наушников). Стоит обратить внимание на то, как возможности медиаплеера сочетаются с имеющимися в вашем распоряжении источниками музыкального контента.

Медиаплеер сетевой Audiophile USB-DAC Marantz NA 8005

Теперь, когда все выбрано, отметим еще один немаловажный фактор - дизайн. Внешний вид аппаратуры должен нравиться и хорошо вписываться в интерьер того помещения, где ей предстоит находиться, причем для многих покупательниц, в отличие от покупателей, этот пункт находится едва ли ни на первом месте!

Межблочный кабель Atlas Equator Integra

В таком деле, как комплектация стереокомплекса, очень важны аксессуары. В частности, к ним относятся кабели. Принцип их выбора изначально - прост. В первом приближении, особенно для акустического кабеля (усилитель-колонки) он выглядит так: «покороче и потолще», для минимизации их сопротивления. Это особенно относится к специальному акустическому кабелю. Компоненты между собой (например, усилитель и плеер) соединяет межкомпонентный кабель. Чаще всего - RCA («тюльпан-тюльпан») хотя возможны и варианты... Важно понимать, что от качества кабелей серьезно зависит качество звука, стоимость кабельного хозяйства может достигать 10% от стоимости всего стереокомплекта - и это не предел.

Еще один важный момент - качественная опора для акустики и компонентов звукового тракта. В случае полочных систем применяются специальные подставки для улучшения связи с опорой, для напольников - специальные шипы и (или) основания. Для компонентов - это стойки с виброразвязывающими элементами.

Сетевой кондиционер Nordost Qx2 Power Purifiers

Важны также параметры электропитания - здесь помогают специальные устройства для его нормализации. Все зависит от конкретной ситуации, а правильный выбор способен действительно кардинально улучшить звучание вашей системы.

И, когда все выбрано, доставлено, установлено и скоммутировано (все это, поверьте, очень приятные и занимательные хлопоты) - включаем, слушаем, наслаждаемся, ...и понимаем, чего здесь не хватает...

Поздравляю, вы влились в сообщество любителей настоящего звука! Впереди еще немало интересных шагов на пути к нему.

Большинство пользователей домашней акустики не испытывают особых неудобств при прослушивании музыки в формате MP3 и даже при просмотре фильмов с простой стереоканальной звуковой дорожкой. Однако некоторым хочется получить максимально качественный звук, а постоянно подстраивать эквалайзер в процессе эксплуатации дешевых колонок – занятие утомительное. Если вы – один из таких пользователей, и вам не нужны преувеличенные басы, от которых дрожат не только стекла, но и бетонные перекрытия – Hi-Fi системы существуют именно для вас.

Стоит отметить, что Hi-Fi – это удовольствие не из дешевых. Скорее всего, придется собирать такую систему постепенно, покупая буквально по колонке в месяц. Но это того стоит, если вы хотите полностью защитить себя от разочарования при пользовании акустикой.

Выбор компонентов Hi-Fi системы

Вероятно, между решением о сборке высококачественной системы и, собственно, ее покупкой пройдет несколько месяцев – много времени уйдет на изучение всех тонкостей этого вида акустики. Стоит полистать специализированные журналы, после прочтения некоторых из них выражения вроде «теплый ламповый звук» и «дерзкий ядовитый ресивер» станут для вас не пустым звуком.

Но до превращения в полноценного аудиофила стоит разобраться в базовых понятиях, связанных с Hi-Fi акустическими системами. Например, стоит понять, что влияет на стоимость акустики.

В отличие от Hi-End систем, Hi-Fi акустика стоит ровно столько, сколько должна. При этом каждый из ее элементов – будь то малозначимая колонка-сателлит или усилитель звука – стоит примерно одинаково. Подчеркнем: должна стоить одинаково. Говоря более простым языком, необходимо покупать устройства из одной ценовой категории, потому что проседания в качестве неизбежно скажутся на итоговом звучании системы. Важно также учитывать условия эксплуатации: если система устанавливается не в специальной восьмиугольной комнате, и в ней имеются разные предметы, сильно влияющие на распространение звука (хотя бы мебель) – компоненты системы смогут качественно звучать только в том случае, если они максимально близки по своим техническим характеристикам.

Любая Hi-Fi система должна состоять из следующих компонентов:

  • комплект колонок (от двух до восьми);
  • усилитель звука или AV-ресивер;
  • источник звука (компьютер, музыкальный центр, проигрыватель);
  • набор акустических кабелей – для соединения источника звука с усилителем и для подключения усилителя к пассивным колонкам и сабвуферу.

Для неискушенных пользователей все эти компоненты объединяются в общий набор и продаются в красивых коробках по взвинченным ценам. Продавец будет нахваливать вам качество звука, демонстрируя все его нюансы на примере mp3-файла с битрейтом 128 кб/с или вообще, включив радио. Это позволит ему оправдать все изъяны звука и ввести покупателя в заблуждение. Вы подумаете, что уж ваши-то с любовью и вниманием собранные музыкальные файлы будут звучать как надо. Но стоит лишь присмотреться к отдельным элементам такой системы, и сразу станет очевидно – по своему качеству колонки не далеко ушли от китайских компьютерных стереопар за 500 рублей. Поэтому лучшим выбором станет сборка Hi-Fi системы своими руками из отдельных элементов.

Фронтальная Hi-Fi акустика

Если финансовые возможности ограничены, а размеры комнаты не позволяют полноценно разместить все элементы акустики 5.1 или 7.1, стоит обратить внимание на качественные стереосистемы. Состоят они из двух колонок, которые выводят звук с фронтальных каналов – левого и правого.

Фронтальные колонки бывают двух типов:

  • напольные – имеют большой размер и, как правило, являющиеся многополосными;
  • полочные или настенные – меньше в габаритах и, по мнению некоторых пользователей, создают менее насыщенную звуковую картину.

Преимущество второго типа перед первым в случае с небольшим помещением – весь звук будет поступать прямо в комнату. В случае же с большими напольными колонками могут выявиться некоторые проблемы, преимущественно с басом – из-за физических особенностей низкочастотных волн звук будет идти не к центру помещения, как он должен, а в обратном направлении – к соседям в соседней квартире. Кроме того, не исключены искажения звука – гудение басовых партий.

Можно сказать, что полочные колонки уступают напольным в масштабности. Но есть у них и заметный перевес в микродинамических характеристиках, что подтверждают многочисленные тестовые прогоны и испытания. Субъективно же можно заметить, что маленькие стереосистемы обеспечивают глубину звучания в замен его масштабности: так, легко заметить самые мелкие нюансы исполнения музыки, тонкости ударов по барабанам, отдельные дребезжания струн и так далее.

Выбор усилительного устройства

Усилитель или ресивер? Этот вопрос заботит многих пользователей, впервые сталкивающихся с Hi-Fi акустическими системами. Разница между этими устройствами, в основном, заключается в удобстве применения и количестве функций.

Функционал усилителя, как правило, ограничивается только усилением звука; некоторые модели также могут собирать сигнал и передавать его на несколько колонок сразу или менять больший спектр физических характеристик звука. Ресивер же – это многофункциональное устройство, которое включает в себя:

  • радиоприемник;
  • декодер аудио сигнала по разным технологиям;
  • ЦАП – устройство, которое трансформирует аналоговый сигнал в цифровой и обратно, что очень важно в том случае, если источник звука не позволяет подключать цифровые хайфай колонки по соответствующему интерфейсу;
  • усилительный блок (отличие от обычного стереоусилителя, имеет не два канала, а от шести до восьми, что позволяет подключать все элементы системы объемного звука вместе с сабвуфером, а не собирать комплект усилителей по одному для каждой колонки);
  • устройство для объединения акустических сигналов;
  • блок обработки видео.

Таким образом, можно сделать простой вывод – ресивер лучше всего подходит, если он станет центром объемной мультимедийной системы, например домашнего кинотеатра с восьмиканальной акустикой. Для простой стереосистемы же хватит и соответствующего стереоусилителя – есть мнение, что и качество будет в таком случае более высоким.

Установка колонок

Вы долго выбирали подходящую систему, копили на нее полгода, наконец-то принесли домой, подключили и… ничего не произошло. Ничего особенного, по крайней мере, и отличия от старых колонок за 500 рублей совсем не заметны. Не стоит волноваться – это абсолютно стандартная ситуация. Одной покупки качественных Hi-Fi колонок и правильного их подключения недостаточно – важно также правильно их установить.

Прогрев

Перед введением системы в полноценную эксплуатацию колонки необходимо прогреть. Это нужно для того, чтобы детали устройств сбалансировались и вошли в гармонию друг с другом, диффузоры излучателей растянулись и обрели эластичность и вообще, чтобы все характеристики системы вышли на задуманный инженерами уровень. Но как же осуществляется прогрев колонок?

Для прогрева необходимо использовать музыку, которая покроет весь спектр частот – лучше всего для этого подойдет какая-нибудь радиостанция, транслирующая музыку разных жанров. Включить колонки нужно на сутки, выставив громкость примерно на треть от максимальной, не допуская перегрузки устройств.

Конечно, непросто будет включить громкую музыку на 24 часа, чтобы никого этим не взбесить. Кое-какие хитрости помогут вам в этом:

  • колонки переключаются в режим моно, чтобы добиться идентичности звучания на каждом из динамических излучателей;
  • одна колонка подключается к усилителю правильно – плюс к плюсу, минус к минусу, а вторая – реверсивно, то есть плюс к минусу и наоборот;
  • колонки ставятся напротив друг друга динамиками друг к другу – сближение их должно быть максимальным, но без соприкосновения;
  • сверху колонки можно укрыть материалом, не пропускающим звук – одеялом или поролоновым полотном.

Получится система по типу активного шумоподавления – звуки из колонок будут находиться в противофазе и заглушат друг друга. Грубо говоря, мощность звука останется той же, но вы ничего не услышите.

Кроме того, нельзя включать колонки сразу после того, как принесете их домой. Дайте устройствам полежать немного, чтобы они привыкли к комнатной температуре – ничто не убьет электронику быстрее, чем конденсат, возникающий из-за разницы температур.

После прогрева останется только опытным путем определить идеальные места для размещения колонок – и можно наслаждаться качественным Hi-Fi звуком.

Студия «Эбби-Роуд» (англ. Abbey Road Studios) в Лондоне во многом известна благодаря тому, что там записывались Битлз, но событие, состоявшееся в культовом здании сегодня [оригинальная статья опубликована 1 апреля 2015г. – прим. перев.], почтило память человека, который работал там еще до того, как родились Джон, Пол, Джордж и Ринго, и оказал большее влияние на музыкальную индустрию, чем вся знаменитая четверка.

Алан Дауэр Блюмлейн (Alan Dower Blumlein), английский инженер-электронщик, родившийся в 1903 году, изобрел стереофонический звук – такой способ воспроизведения звука, который слышится как будто из нескольких направлений. Некоторые из идей, запатентованные им еще в начале 30-х годов, все еще используются в стереозаписях, которые мы создаем и слушаем сегодня.

Блюмлейн был удостоен наградной таблички от Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) в Эбби-Роуд, где он работал на звукозаписывающую музыкальную компанию EMI.

Как говорил его сын, Саймон Блюмлейн, когда изобретатель был в кино со своей женой, он повернулся к ней и сказал, что слепой человек никогда не узнает, где находятся персонажи на экране, так как весь звук раздается в одном направлении из одного динамика. Но он придумал решение. Он назвал это «бинауральным звуком», который теперь называется «стерео».

Когда люди слышат сочетание Hi-Fi, у них иногда возникают ассоциации с красивой жизнью: большие усадьбы, белоснежные яхты, престижные машины. И на мысли «это только для богатых» метания души обычно успокаиваются. На самом деле билет в волшебный мир Hi-Fi дешевле, чем многим кажется. Конечно же, Hi-Fi стереосистему нельзя отнести к удовольствиям, доступным всем (жителям стран третьего мира). Однако если не замахиваться на «самое-самое», а ограничиться бюджетной техникой, то можно обойтись без обременительных затрат для семейного бюджета. В таком случае компонент от вполне авторитетного, но малоизвестного в народе, Hi-Fi бренда может стоить дешевле, чем модный гаджет от знакомых всем производителей потребительской техники. Но если вы хотите получить впечатляющий результат, то все-таки придется раскошелиться.

Hi-Fi системы не только отлично играют музыку, но и украшают интерьер

Цена вопроса

Некоторые обыватели считают, что отдать за $1000 это что-то выходящее за рамки здравого смысла. А кто-то из увлеченных энтузиастов будет спорить, что компоненты дешевле $2000 по определению «не играют». Каждый по-своему прав, ведь берет за основу свои знания, предпочтения и финансовые возможности. Поэтому, нет точного ответа на вопрос «сколько надо потратить на технику, чтобы получить тот самый Hi-Fi?». Мы попробуем очертить рамки цен, на которые вы можете ориентироваться (хотя они не являются эталоном, и прислушиваться к ним стоит осторожно).

В качестве ориентиров мы взяли современные продуктовые линейки европейских и японских компаний, которые можно считать родоначальниками традиций в мире Hi-Fi. Как правило, у каждого бренда есть несколько серий, рассчитанных на потребителей с разными запросами и толщиной кошелька. Серии продуктов иногда обновляются, снимаются с производства или выпускаются новые. Но общий уровень цен остается примерно на одном уровне последние 10 лет и вряд ли существенно изменится в ближайшее время.

Итак, Hi-Fi компоненты и акустическую пару бюджетного класса можно купить за $300-1000, среднего класса - за $1000-2500, высокого класса - за $2500-5000. Более высокие цены лежит в области, которую мы не будем затрагивать - там царят эмоции неподвластные разуму. Надо учесть и затраты на аксессуары (кабели, стойки, сетевые фильтры и др.), которые можно оценить в 5-20% стоимости всей системы. В итоге, получается, что бюджетная традиционная система из трех компонентов (плеер, усилитель, акустика) обойдется примерно в $1000-3500, система среднего класса - в $3500-7500, а система высокого класса - в $7500-15000.

Первый вариант годится в качестве стартовой системы для новичков или дополнительной системы (например, чтобы скрасить отдых на даче). Второй вариант оптимален с точки зрения цена/качества - за адекватную цену вы получаете отличные компоненты. Ну а третий вариант это выбор узкого круга энтузиастов, которые не нуждаются в наших рекомендациях или хорошо обеспеченных новичков, которые хотят быть уверенны, что получат первоклассный результат.

Пугающий выбор

С бюджетом мы разобрались, теперь подумаем, как собственно выбрать систему. Наиболее важной и сложной (а также интересной!) задачей является подбор компонентов - акустики, CD-плеера, интегрального усилителя и аксессуаров. Выбор настолько большой, что аж глаза разбегаются! Сначала, конечно же, разобраться во всем разнообразии техники очень сложно. Есть много брендов, которые выпускают практические одинаковые с виду и по техническим показателям коробочки и колоночки. Причем бренды эти, как правило не знакомы, тем, кто раньше не увлекался дорогой AV-техникой. К примеру, знакомы вам бренды Dynaudio, Primare, Furutech? Скорее всего - нет. А опытный аудиофил если и не расскажет вам, как создавались эти компании и каковы их успехи в последнем квартале, то уж наверняка знает, что они выпускают и чем выделяются среди других компаний. А что уже о говорить конкретных моделях таких брендов? К примеру, у датского производителя акустики Dynaudio аж 8 линеек домашней акустики для стереосистем и домашних кинотеатров (и это не считая другие виды акустики) в каждой из которых несколько моделей.

Пример бюджетной стереосистемы (фото взято с www.audioaffair.co.uk)

Такой широкий выбор может и не испугает вас, но назвать его легким нельзя. Многие в такой ситуации бросаются за чтение специализированных журналов и форумов. И после этого запутываются еще больше (потому, что оказывается что «одинаковых» компонентов не много, а очень много) или проникаются симпатией к каким-то брендам и настраиваются на их покупку (из-за хороших оценок в обзорах и сравнительных тестах). Так или иначе, не стоит делать однозначные выводы об аудио-технике по отзывам бывалых форумчан, экспертов, знакомых. Можно принять во внимание теоретические советы, но слушать вам, а не им. Поэтому следует отправиться в Hi-Fi салоны и самостоятельно прослушать несколько систем, которые вписываются в бюджет. Чем больше вариантов удастся послушать - тем лучше.

Фирменное звучание

И вот на этом моменте нелегкого, но увлекательного пути по миру Hi-Fi, вы, скорее всего, заметите важный тренд. Компоненты и акустика от разных производителей с одинаковым ценником играют по-разному. Порой отличия совсем не большие, но ощутимы при внимательном прослушивании. А представители одного бренда играют похоже (при этом дорогие модели делают это интереснее, чем дешевые). Ну и дизайн само собой в рамках одной линейки продуктов одинаковый. Все дело в том, что многие производители на протяжении нескольких десятков лет своей деятельности выработали собственные концепции, которые отражаются на том, как выглядят и звучат их продукты. Про эти концепции, которые выражаются в фирменном звучании, идут бесконечные споры на форумах... и будут идти вечно. Потому, что нельзя определить какая концепция лучше. Можно лишь выбрать ту, которая вам подходит больше. Именно вам. Hi-Fi это не единый эталон для всех. Hi-Fi это индивидуальный выбор.

Вместе с тем, мы предложим вам несколько вариантов систем, которые основаны на предпочтениях энтузиастов, советах продавцов, тестированиях в Hi-Fi прессе. И что не менее важно, практически все они продаются в Украине. Сами производители весьма сдержанно советуют к своим продуктам напарников, отмечая обычно, что «для нашей техники надо подбирать как можно более качественных партнеров». Наши примеры можно взять в качестве отправной точки для поиска своего саунда. А возможно вы найдете среди них то, что нужно.

Так сложилось, что одни компании выпускают акустику, а другие - электронные компоненты для нее. Причем вторые зачастую производят широкий спектр компонентов: CD-плееры, усилители, тюнеры и т. д. Мы советуем новичкам упростить выбор и купить плеер и усилитель от одного производителя из одной линейки. Это обеспечит визуальную совместимость, удачное сочетание по звучанию и зачастую возможность управлять всей системой одним пультом ДУ.

Компоненты из одной продуктовой линейки обычно хорошо сочетаются с друг другом по всем параметрам

Бюджетный класс

Средний класс

($2000) + ($1500) + ($2000)
($1800) + Marantz PM KI Pearl LITE ($1800) + Triangle Esprit Altea EX ($1800)
Exposure 3010S2 CD ($2000) + , Denon DCD-2010AE, Marantz SA KI Pearl Light и др. Появились и специальные сетевые плееры от именитых брендов: Marantz NA7004, Yamaha NP-S2000. Также энтузиасты собирают и настраивают комбинации из музыкального компьютера и внешнего ЦАП (Arcam rDAc, Cambridge Audio DacMagic, Hegel HD20, PS Audio Digital Link III и др.).

Резюме

Напоследок отметим, что выбор стереосистемы - непростой, но интересный процесс. Выбрав ценовую категорию, займитесь прослушиваем доступным вариантов. Выбирайте исходя из своих впечатлений, а не по советам «знатоков». Купив комплект из CD-плеера, интегрального усилителя и акустики, вы получите традиционный Hi-Fi комплект. Хорошая система будет долго радовать вас отличным звучанием музыки и не будет морально устаревать как модная портативная электроника. Потратив деньги один раз можно радоваться очень долго. Со временем, если увлечетесь Hi-Fi (и начитаетесь форумов и журналов), возможно, вы ее замените на более серьезную систему или расширите до домашнего кинотеатра. В общем, мы рассказали лишь о первом шаге и возможно у вас еще все впереди.

error: