Институт атмосферы. Обухов александр михайлович

Академик А. М. Обухов

В «Институт физики атмосферы» я пришел работать в 1984 году.

С большой благодарностью вспоминаю академика Александра Михайловича Обухова – создателя и директора этого творческого института. Это был не самый большой институт, не самый роскошный, но один из самых известных в мире. Он стоял на очень хорошей теоретической основе. Результаты исследований были убедительно обоснованы, математически строго доказаны, все возможные отклонения были просчитаны.

Все это было заложено, построено и развито Академиком А. М. Обуховым. Очень глубоким ученым, разносторонним человеком и воспитателем. Создать коллектив из разных людей, (а ученые – это очень трудные люди), да еще способный на хорошую работу, – это не просто. Не каждому это под силу.

Стиль, которого придерживался А. М. Обухов, был основательным. Это была Школа, и мне нравилось работать в такой Школе рядом с его учениками А. С. Гурвичем, С. В. Соколовским, М. Е. Горбуновым и др.

А. М. Обухов был строг, резок в оценках, но иначе не справишься с коллективом, иначе не создашь свою Школу. Мы с робостью входили в его кабинет, потому что не знали заранее, то ли он нас похвалит за достижения, то ли будет ругать за промахи. Но независимо от того, хвалил или ругал, это всегда было конструктивно, результативно и очень полезно для работы.

Сейчас принято все делать на компьютере. Академик Обухов работал без компьютера глубже и дальше – «на кончике пера».

У А. М. Обухова было замечательно организовано планирование, хотя в науке – это, конечно, миф. Как в фильме «Девять дней одного года» планировали открыть в квартал одну новую частицу. Но у нас в стране было действительно что-то, в этом духе – планы требовали, за их невыполнение лишали коллектив премий, уменьшали ассигнования. Обуховым эта задача была решена очень просто. Он всегда планировал только то, что в Институте уже было сделано. Поэтому не было случая, чтобы мы не выполнили план. Это был способ бороться с бюрократией, чтобы бюрократия не мешала, а тоже встала на службу научной мысли.

А. М. Обухов был, чуть ли не единственным беспартийным директором академического института. Но поскольку он был выдающимся ученым, то попрекать его этим было себе дороже. Академик Обухов был человек прямой и мог ответить достаточно резко, если бы кто-нибудь ему этот вопрос задал.

А главное A. M. Обухов был настоящим академиком. Академиков сейчас очень много, так как развелось большое количество академий. Мы сейчас можем сесть, третьего пригласить, создать новую академию и раздать, продать звания академиков. А он был академик в настоящей Российской Академии, большой Академии. Для меня академик – это не тот, кто может написать даже очень глубокий труд по своей узкой специальности. Академик А. М. Обухов был разносторонним ученым, он мог мыслить теоретически и проводить в лаборатории, очень интересные и очень разнообразные эксперименты. Александр Михайлович очень любил экспериментировать и показывал всем опытные установки. Он, как ребенок, радовался «игрушкам» взрослых ученых.

Когда пролетела комета Галлея, то был получен красивый снимок, которым Обухов и сам любовался, и нам показал. Внимательно посмотрев на комету, я сказал: «Кто-то ей хвост оторвал». (Хвост у кометы находился несколько отдельно и был развернут). Я пошутил, a Обухов посмотрел на это совсем иначе. И через какое-то время предложил расчет, обоснование: кто, как, и почему «оторвал хвост» комете. Для меня это была шутка, а для него – научный вопрос, на который он сразу стал искать ответ.

Академик А. М. Обухов интересовался не только научным применением космонавтики, но и тем, например, как Земля выглядит из космоса. Он был человеком, глубоко чувствующим красоту. Однажды мы поехали с Александром Михайловичем в Кисловодск. Там был филиал нашего института, небольшая обсерватория, расположенная в горах. Там проводились измерения концентрации малых газовых составляющих атмосферы. Современное глобальное потепление атмосферы определяется в частности этими характеристиками.

Территория обсерватории, расположенная у подножья Эльбруса – настоящий рай на Земле. Почти круглый год светит Солнце, воздух звенящий, чистоты необыкновенной. Перед нами раскрылась красота мира. Кажется, там можно было залечить душу, обрести спокойствие. И я увидел нового Академика Обухова – мальчишку, художника, человека? любящего гармонию во всех ее проявлениях.

Из книги Наследники Авиценны автора Смирнов Алексей Константинович

Академик Углов Вчера вспоминали академика Углова.Этому святому и непорочному человеку стукнуло сто лет, но он еще как будто числится на работе и, я думаю, как никогда тверд в своих человеколюбивых представлениях.В моем выпускном альбоме красуется его фотография, и

Из книги Чаплыгин автора Гумилевский Лев Иванович

21 ЧАПЛЫГИН - АКАДЕМИК Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его и есть только любовь к делу, к процессу работы. Горький В феврале 1929 года хоронили последнюю из лучших русских женщин шестидесятых годов, Марию Александровну Бокову,

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ОБУХОВ Александр Васильевич Александр Васильевич Обухов родился в 1911 году в деревне Тамаевке Арзамасского района Горьковской области в крестьянской семье. Русский. В 1939 году приехал в Челябинск. Работал бригадиром плотников на строительстве жилых домов

Из книги Айни автора Акобиров Юсуф

Писатель-академик Величайшее достижение в науке и культуре Таджикской Советской Социалистической Республики - Академия наук Таджикской ССР была основана 14 апреля 1951 года. Об этом решении правительства было сообщено в газете, и одним из первых академиков был назван

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ОБУХОВ Анатолий ОБУХОВ Анатолий (актер театра, кино: «Все для вас» (1964; Петрусь Гребешков), «Женитьба Бальзаминова» (писарь-монах), «Товарищ Арсений» (Тимоха) (оба – 1965), «Андрей Рублев» (1966; 1971; Алексей), «Анютина дорога» (1967; атаман Василь), т/ф «Семь стариков и одна девушка»

Из книги Чехов автора Соболев Юрий Васильевич

Почетный академик Художественный театр успел уже дать вторую постановку Чехова - «Дядю Ваню» (28 октября 1899 года), а автор так и не смог побывать на спектаклях, если не считать того случайного - в обстановке чужого театра, - когда специально для него играли «Чайку». Тогда

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 1. 1905–1941 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

Михаил Обухов Незабываемые встречи С начала мая и до октября тридцатого года я был инспектором-методистом Миллеровского окроно и в окружной газете вел литературную и педагогическую страницы. Один из сотрудников нашей газеты, молодой писатель Борис Озимый (его подлинное

Из книги Никита Хрущев. Реформатор автора Хрущев Сергей Никитич

Академик Туполев и академик Курчатов Однако возвратимся в апрель 1956 года. Впечатленный рассказом Маленкова об эффекте, произведенном на англичан нашим Ту-104, и о его экскурсии по атомному центру в Харуэлле, отец решил включить в отправляющуюся в Лондон правительственную

Из книги Дракон с гарниром, двоечник-отличник и другие истории про маменькиного сынка автора Черейский Михаил

Академик-двоечник Излюбленным местом наших детских и юношеских развлечений был ЦГТКО - парк культуры и отдыха на Елагином острове. Мы с приятелями часто гуляли и на соседних островах, Крестовском и Каменном, и в этом отношении мало отличались от своих сверстников

Из книги Тропинин автора Амшинская Александра Михайловна

Из книги Михаил Ломоносов автора Баландин Рудольф Константинович

Русский академик В Академии вновь произошел переворот. Недовольные хозяйничаньем Нартова, даже русские его сторонники (Тредиаковский, Ададуров, Теплов) высказались в защиту Шумахера. Нартов был отстранен от руководства, Шумахера признали виновным в нецелевом, как

Из книги Гаврила Державин: Падал я, вставал в мой век... автора Замостьянов Арсений Александрович

АКАДЕМИК В том же 1783 году начала работу Российская академия. Дашкова, оглядываясь на французский образец, но пылая патриотическими чувствами, видела академию лабораторией русской грамматики и литературы. На первом заседании почтенного собрания избрали академиков,

Из книги Курс - океан автора Сузюмов Евгений Матвеевич

Из книги Forex Club: Win-win революция автора Таран Вячеслав

Академик Какие бы высокие государственные посты ни занимал П. П. Ширшов, он всегда оставался ученым и не прерывал связей с наукой. После возвращения в 1938 году из Арктики его главной заботой стали обработка материалов дрейфующей станции «Северный полюс», обобщения и

Из книги Разные годы автора Курганов Оскар Иеремеевич

Антон Обухов (IT-директор) Моя победа с «Форекс Клубом»Мне всегда хотелось управлять IT-отделом – и я этого достиг. Я очень доволен! Антон ОбуховМоя личная победаМой сын любит картинг, и мы задались целью сделать его в этом лучшим. Сегодня мой девятилетний сын – чемпион

Из книги автора

АКАДЕМИК И ГЕРОЙ «Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека». Эти прекрасные слова принадлежат гениальному русскому физиологу Ивану

Александр Михайлович Обухов организатор и директор Института физики атмосферы Российской Академии наук, который теперь носит его имя.

Обухов Александр Михайлович (5 мая 1918, Саратов — 3 декабря 1989, Москва) -геофизик, член-корреспондент по Отделению физико-математических наук, специализация «геофизика» с 1953 г., академик по Отделению океанологии, физики атмосферы и географии, специализация «физика атмосферы» с 1970 г. Зам. академика-секретаря Отделения океанологии, физики атмосферы и географии (1971-1989).

Окончил механико-математический факультет (1940) и аспирантуру НИИ математики при МГУ (1941). Доцент (1945-1949), профессор (1949-1980), зав. кафедрой (1971-1980) физики атмосферы физического факультета. Доктор физико-математических наук (1948).

Область научных интересов: физика атмосферы, турбулентность, математическая статистика. Один из создателей современной теории мелкомасштабной турбулентности. Разработал (1943-1954) общую теорию подобия для турбулентных течений в пограничном слое термически стратифицированной жидкости.

Занимался проблемой прогнозирования погоды, обоснованием гидродинамической теории краткосрочного прогноза погоды. Предложил метод статистически-ортогональных разложений метеорологических полей. Предложил метод канонических корреляций (одновременно с американским ученым X.Хотелингом).

Старший специалист по метеорологии Московской геофизической обсерватории (Московская обл., 1939-1940). Старший научный сотрудник математического отдела (1940-1943), докторант (1943-1945) Института теоретической геофизики АН СССР (Москва). Старший научный сотрудник, зав. лабораторией (1946-1956) Геофизического института АН СССР. Директор Института физики атмосферы АН СССР (1956-1989).

Председатель Научного совета АН СССР «Исследования по теории климата Земли и планет» (1988-1989). Зам. председателя Научного совета по государственной (общеакадемической) программе фундаментальных исследований «Исследование мирового океана, атмосферы и поверхности суши, рациональное использование их ресурсов» (1988-1989). Председатель Комиссии по физике атмосферы АН СССР (1955), Экспертной комиссии по присуждению премии им. А.А.Фридмана (1971-1989).

Главный редактор журнала «Известия АН СССР. Серия «Физика атмосферы и океана» (1964-1989). Вице-президент международной ассоциации метеорологии и физики Земли и атмосферы при Международном союзе геодезии и геофизики (1957). Почетный член Королевского метеорологического общества Великобритании (1967). Член Национального географического общества США (1966), Геофизического союза США (1967).

Награжден орденами Ленина (1988), «Знак Почета» (1954), Октябрьской Революции (1975), Трудового Красного Знамени (1981) и медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1990, посмертно), премии им. А.А.Фридмана (1984).

Основные научные труды: Обухов А. М. Турбулентность и динамика атмосферы «Гидрометеоиздат» 414 стр. 1988

Обухов

Образование

Аспирантура: Московский педагогический государственный университет, специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии, 2001.
Образование: Московский педагогический государственный университет, квалификация «Социальный педагог, педагог-психолог» по специальности «Социальная педагогика с дополнительной специальностью Психология», 1999.

Тема кандидатской диссертации

"Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности русской деревни (на материале анализа этнического самосознания трех поколений жителей деревень Русского Севера)" (2001)

Курсы текущего учебного года

Погружение в новую педагогику
Введение в исследовательскую деятельность
Психолого-педагогическая антропология (для факультета начального образования)
Педагогика и психология (для дефектологического факультета)
Социокультурная психология и антропология детства
Психология возрастных субкультур

Публикации

Монографии

  1. Обухов А.С. Проектная и исследовательская деятельность в старшей школе: сборник программ дополнительного образования детей/ Под ред. А.С. Обухова. М: Национальный книжный центр, 2015. 475 с.
  2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Национальный книжный центр, 2014. 16 п.л.
  3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометей, МПГУ, 2006. 14 п.л.
  4. Обухов А.С. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры. Монография. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2005. 20 п.л.

Учебники

  1. Обухов А. С., Швецова М.Н., Федосеева А. М., Мякишева Н. М., Ткаченко Н. В., Вачков И. В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2015, 2016, 2017. 422 с.
  2. Обухов А.С., Федосеева А.М., Байфорд Э. Введение в профессию: психолог образования: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общей редакцией А.С. Обухова. М.: Юрайт, 2014, 2016. 522 с. + СD. 27,41 п.л.
  3. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. М. : Издательство Юрайт, 2014, 2016. 583 с. 31 п.л.
  4. Психология: учебник для бакалавров / под общ. ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. М.: Издательство Юрайт, 2013. 530 с. 28 п.л.
  1. Психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов [и др.] ; под общ. ред. А. С. Обухова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 404 с. - (Бакалавр. Академический курс).
  2. Психология: учебник и практикум для СПО / А. С. Обухов [и др.] ; под общ. ред. А. С. Обухова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 404 с. - (Профессиональное образование).

Книги и сборники – составитель и редактор

  1. Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией профессора А.С. Обухова. М.: Общероссийская общественная организация творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. Т. 1: Теория и методика. 998 с. 62 п.л.; Т. 2: Технологии и практика организации. 462 с. 29 п.л.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся / Ред. сост. А.С. Обухов. Изд. 2-е, исправленное. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2012. 160 с. 10 п.л.
  3. Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза: Научно-методический сборник в двух томах / Под ред. к.психол.н. А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2010. Т. 1. Теория и методика. 544 с., 34 п.л.; Т. 2. Практика и методы организации. 538 с., 33,6 п.л.
  4. Ребенок в истории и культуре: Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» Вып. 4 / Под ред. А.С. Обухова, М.В. Тендряковой. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2010. 520 с.
  5. Организация и проведение ученических конференций / Под ред. А.С. Обухова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Библиотека журнала «Исследователь / Researcher». 2009. 100 с. 6 п.л.
  6. Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. Т. 1: Теория и методика. 448 с. 36,4 п.л.; Т. 2: Практика и методы организации. 589 с. 48 п.л.
  7. Актуальные психолого-педагогические исследования, направленные на развитие инноваций в системе образования: Сборник статей: / Под общей редакцией В.А. Сластенина. Ред.-сост. А.С. Обухов, С.В. Яковлев. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2008. Ч. 1. 296 с. 18,5 п.л.; Ч. 2. 270 с. 16,9 п.л.
  8. Исследовательская деятельность учащихся: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. Т. 1: Теория и методика. 701 с. 44 п.л.; Т. 2: Практика организации. 495 с. 31 п.л.
  9. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей. М.: НИИ Школьных технологий, 2006. 39 п.л.
  10. Методика исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарных наук. М.: МИОО; Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. 10 п.л.
  11. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук. М.: МИОО; Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. 8 п.л.
  12. Сборник рабочих программ по дисциплинам общепрофессионального цикла, дисциплин специализации и дисциплины по выбору. Специальность 020400 «Психология». Специализация «Психология развития и возрастная психология». Часть II. М.: Прометей, 2005. 35,75 п.л.
  13. Сборник программ спецкурсов кафедры психологии развития МПГУ. М.: Прометей, МПГУ, 2003. 7 п.л.
  14. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник / Под ред. А.С. Обухова. М.: Народное образование, 2001. 8,5 п.л.
  15. Академик Александр Михайлович Обухов: жизнь в науке / Сост. А.С. Обухов. Под ред. Г.С. Голицына. М.: Изд. дом «Ноосфера», 2001. 19,5+2 п.л.

Статьи в рецензируемых журналах

  1. Обухов А.С., Булин-Соколова Е.И. Рефлексивно-деятельностная модель подготовки педагогов для образования будущего//Наука и школа. 2015. № 6. С. 22-27.
  2. Обухов А.С., Магомедова Н.Г. Особенности исследовательского метода обучения как фактор становления субъектности ученика и учителя // Вестник Дагестанского государственного университета. 2015. № 4. С. 199-204.

  3. Обухов А.С. Развитие научной школы «Феноменология бытия и развития личности» Валерии Сергеевны Мухиной: взгляд ученика // Развитие личности. 2015. №1. С. 90-129.
  4. Обухов А.С. Профессиональная подготовка педагога в логике субъектно-деятельностного подхода // Наука и школа. 2014. № 5. С.84-98
  5. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование . 2014. Т. 19. №3. С. 207-225.
  6. Обухов А.С. Становление субъектности младшего школьника в контексте образования // 2014. №1. С. 3-12.
  7. Обухов А.С., Баскакова Ю.С. Проблема умственной работоспособности младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2014. №2. С. 3-8.
  8. Обухов А.С., Мелков С.В., Чурилова Е.Е. История развития научно-исследовательской, преподавательской и общественной деятельности кафедры психологии развития МПГУ // Развитие личности. 2013. №3. С. 21
  9. Обухов А.С. Рефлексия на выступления американских коллег на научно-практическом семинаре: Российско-американский круглый стол: «Поведение: условия развития и внутренняя позиция личности» // Развитие личности . 2013. №3. С. 134-135.
  10. Обухов А.С. В.И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В.И. Вернадского в российском образовании // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского . 2013. №3 (47). С. 28 – 37.
  11. Баркова Ю.С., Леонтович А.В., Обухов А.С. Российско-Мексиканская юношеская исследовательская экспедиция прошла успешно // Народное образование. 2012. №3. С. 197 – 199.
  12. Леванова Е.А., Тарабакина Л.В., Обухов А.С., Бабиева Н.С., Плешаков В.А., Пушкарева Т.В., Савина Т.А., Сахарова Т.Н., Казенная Е.В. Психолого-педагогическая концепция программы «Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков» // Преподаватель XXI век. 2012. №3. Ч. 1. С. 175 – 190.
  13. Обухов А.С., Манакова Т.Г. Направленность в осмыслении жизненного пути личности: автобиографический, семейно-родовой и общественно-исторический аспекты // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. №4. С. 64-81.
  14. Обухов А.С. Концепция кафедры психологии образования // Развитие личности. 2011. №1. С. 242 – 248.
  15. Обухов А.С., Кисилев Б.А. Развитие субъектной позиции учащихся в условиях учебно-исследовательской деятельности // Преподаватель XXI век. 2010. №2. ч. 1. С. 179-188.
  16. Зуев К.Б., Обухов А.С. II Международная конференция молодых ученых «Психология – наука будущего» // Психологический журнал. 2009. Т. 30. №4. С. 110-112.
  17. Обухов А.С., Чурилова Е.Е. Современные подходы к исследованию личности через нарративные тексты // Преподаватель XXI век. 2009. №4. С. 331-343.
  18. Обухов А.С. Методологические основы дисциплины «Историческая психология» // Развитие личности. 2009. №3. С. 243-247.
  19. Сергиенко Е.А., Марцинковская Т.Д., Обухов А.С., Посохова С.Т., Мухамедрахимов Р.Ж. IV Съезд Российского психологического общества. Направление 3: «Психология развития» // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 131–135
  20. Обухов А.С. Технология опроса // Школьные технологии . 2007. № 6. С. 124-132.
  21. Обухов А.С., Леонтович А.В. Конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», 10-11 марта 2005 // Развитие личности. 2006. №1. С. 227-235.
  22. Обухов А.С. В преддверии личности: концепт души человека в традиционных культурах // Развитие личности. 2006. №2. С.82-90; №3. С. 84-105.
  23. Обухов А.С., Пивоварова Е.П. Обрядовое сопровождение личности теленгитов Горного Алтая // Сибирский педагогический журнал. 2006. №5. С. 161 – 168.
  24. Обухов А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Школьные технологии. 2006. №5. С. 86-90.
  25. Обухов А.С. Валерия Сергеевна Мухина – ученый, психолог, писатель // Развитие личности. 2005. №1. С. 233-237.
  26. Обухов А.С. Юбилейная конференция, посвященная 120-летию Московского психологического общества (Москва, 4-6 февраля 2005): секция «Развитие личности» // Развитие личности. 2005. №1. С. 243-248.
  27. Обухов А.С. «Круглый стол», посвященный юбилею журнала «Вопросы психологии». Выступление // Вопросы психологии. 2005. №2. С.25-28.
  28. Мухина В.С., Обухов А.С. Научно-практическая секция «Психология развития личности» Федерации психологов образования // Развитие личности. 2005. №3. С. 8-10.
  29. Обухов А.С. Экспедиция «на край света» // Народное образование. 2004. №3. С. 175-184.
  30. Мухина В.С., Айгумова З.И., Обухов А.С., Семья Г.В., Счастная Т.Н. Кафедре психологии развития 15 лет // Развитие личности. 2004. №1. С. 10-25.
  31. Обухов А.С. Когда мир раскалывается на жизнь и смерть… Психологическая помощь детям Беслана // Народное образование . 2004. №9. С. 183-201.
  32. Обухов А.С. Психологическая служба в социокультурном пространстве гимназии // Школьные технологии . 2004. №3. С.75-79.
  33. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2004. №2. С. 146-148.
  34. Обухов А.С. Человек в гармонии с природой // Народное образование. 2003. №3. С.185-191.
  35. Мухина В.С., Обухов А.С. Наша самопрезентация: Журнал «Развитие личности Development of personality» – презентация // Развитие личности. 2003. №1. С. 8-11.
  36. Обухов А.С. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. 2003. №4. С. 51-68.
  37. Обухов А.С. Программа учебно-исследовательской специализации «Социокультурная психология» // Школьные технологии . 2002. №4. С. 179-187.
  38. Обухов А.С. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2002. №2. С. 129-132.
  39. Обухов А.С. Исследовательская деятельность подростков в деревнях Русского Севера // Народное образование. 2002. №3. С. 174-182.
  40. Мухина В.С., Обухов А.С. Секция «Развитие личности» Российского психологического общества // Развитие личности. 2002. №3. С. 5-6.
  41. Обухов А.С. Вера Федоровна Шмидт – автор «Дневника матери» (биографическая справка) // Развитие личности. 2002. №3. С. 190-193.
  42. Обухов А.С. Симпозиум «Психология личности» V Всероссийской конференции «Психология и ее приложения» // Развитие личности. 2002. №3. С. 258-260.
  43. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии . 2001. №5. С. 26-35.
  44. Обухов А.С. Объединение молодых ученых на кафедре психологии развития МПГУ // Развитие личности. 2001. №1. С. 4-5.
  45. Обухов А.С. Психология личности в условиях традиционной преемственности в деревнях Русского Севера // Развитие личности. 2001. №2. С. 53-77.
  46. Обухов А.С. Введение в социально-психологическое исследование (программа для детского экологического лагеря) // Школьные технологии. 2001. №3. С. 121-133.
  47. Обухов А.С. Построение программы психологического исследования личности в контексте русской традиционной культуры // Развитие личности. 2001. №3-4. С. 109-120; 2002. №1. С. 171-226.
  48. Мухина В.С., Обухов А.С. Психология отрочества // Развитие личности. 2000. №1. С. 12-23.
  49. Обухов А.С., Смирных М.В. Организация взаимодействия участников юношеской конференции // Школьные технологии. 2000. №3. С. 109-114.
  50. Обухов А.С. «Четвертной» как реальность культуры (школьный литературно-художественный альманах) // Народное образование. 2000. №1. С. 125-127.
  51. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. 1999. № 10. С. 158-161.
  52. Обухов А.С. Современное состояние смехового мира в русской традиционной культуре // Развитие личности. 1999. №2. С. 140-157.
  53. Обухов А.С., Болховитинова Г.Ю. «Фри герлицы под виндом…» Образ А.С. Пушкина и его творчества в школьном фольклоре // Пушкинский альманах. М.: Народное образование , 1999. С. 250-256.
  54. Обухов А.С. Смех и личность // Развитие личности. 1998. №3-4. С. 83-101.
  55. Обухов А.С. Родники живого слова // Народное образование. 1998. №5. С. 94-96.

Публикации на иностранных языках

  1. Obukhov A. The psychology of research activity // Journal on Science Education. 2012. №1. Р. 26-28.
  2. Obukhov A. International Science Fairs as a Means of Children and Youth Developmental Grouth: Variability of the Participants’ Communicative Positions. Communicative positions for the round table “The role of kids in the science fairs” // Journal on Science Education. 2012. №2. Р. 14-16.
  3. Expedición Científica Ruso-Mexicana / Red. A. Obukhov. M.: Researsher, 2010. 62 р.
  4. Obukhov A. La parte de la expedición dedicada a Humanidades: psicología sociocultural y antropología // Expedición Científica Ruso-Mexicana. M.: Researsher, 2010. Р. 38-59.
  5. Obukhov A. The principles behind the program of the IRS and their implementation // The 2 nd International Research School. М.: Researsher, 2009. Р. 58-65.

Другие значимые публикации

  1. Обухов А.С. В творчестве созидается творец. Психология образования сегодня // Школьный психолог/ 2014. №9, сентябрь. С. 4-7. №10.
  2. Обухов А.С. Педагогика Тома Сойера. К вопросу об инициативе в педагогическом общении // Школьный психолог. 2014. №3. С. 4 – 8. №4. С. 8-11.
  3. Обухов А.С. Общение с С.О. Шмидтом как встреча с историей // Исследователь/Researcher. 2013. №1-2. С. 34-39.
  4. Обухов А.С. Лицейское образование в России: истоки и перспективы // Исследователь/Researcher. 2013. №1-2. С. 77-83.
  5. Обухов А.С., Чурилова Е.Е. Внутренний план развития личности: нарративные тексты подростков и юношества как путь познания себя // У истоков развития. Сборник научных статей / Ред.: Л. Ф. Обухова, И. А. Котляр (Корепанова). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 115 – 125.
  6. Обухов А.С. Путешествие как исследование мира // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. 2013. №1. С. 34 – 43
  7. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2012. 64 с.
  8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). М.: Цветной мир, 2012. 320 с.
  9. Обухов А.С. Одаренность – это диагноз или ориентир для саморазвития? // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. 2012. №12. С. 29 – 35.
  10. Обухов А.С., Мякишева Н.М. Развитие исследовательских способностей в игре: умение продуцировать гипотезы // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. 2012. №1. С. 58 – 64.
  11. Обухов А.С., Мякишева Н.М. Развитие исследовательских способностей в игре: умение видеть проблемы // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. 2011. №7. С. 66 – 72.
  12. Обухов А.С. Мировоззрение подростков провинций России // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. М.: МГППУ, 2011. С. 147 – 161.
  13. Обухов А.С. Развитие исследовательских способностей в игре: наблюдательность // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. 2011. №3. С. 53-60.
  14. От детства к взрослости через социокультурное экспериментирование: подростковые и молодежные субкультуры в Москве // Ребенок в истории и культуре: Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» Вып. 4 / Под ред. А.С. Обухова, М.В. Тендряковой. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2010. – С. 187-213
  15. Обухов А.С., Бородкина Н.В. Психологические особенности спонтанного исследовательского поведения дошкольников и в пространстве детского сада // Исследователь/Researcher. 2009. №3-4. С. 136-149.
  16. Обухов А.С. Принципы построения программы деятельности Международной исследовательской школы и их реализация // Исследователь/Researcher. 2009. №3-4. С. 298-307.
  17. Обухов А.С., Мартынова М.В. Фантазийные миры игрового пространства детей мегаполиса: страна К.К.Р. Антона Кротова и его друзей // Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб. статей и материалов. Сост. Г.В. Макаревич. М.; Тверь: Научная книга, 2008. С. 231-245.
  18. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. №3. С. 18-38.
  19. Обухов А.С. Ученик в гимназии – уникальная личность в уникальных условиях (к вопросу о ценностных основаниях построения образовательной деятельности) // Образовательное пространство гимназии: опыт и размышления. Сборник материалов открытой областной научно-практической конференции 4-5 февраля 2004 г. Сергиев Посад: Сергиево-Посадская гимназия, 2004. С. 3-5.
  20. Обухов А.С. Опора на традиции и поиск новизны – основной алгоритм развития событийной общности гимназии // Образовательное пространство гимназии: опыт и размышления. Сборник материалов открытой областной научно-практической конференции 4-5 февраля 2004 г. Сергиев Посад: Сергиево-Посадская гимназия, 2004. С. 36-39.
  21. Обухов А.С. О работе группы психологов по оказанию экспресс помощи детям Беслана // Материалы Первой Международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 16-18 декабря 2004). М.: Смысл, 2004. С. 421-423.
  22. Обухов А.С. Исследование психологических особенностей личности в контексте реалий традиционной культуры деревень Русского Севера (по материалам экспедиционных исследований на территории Кенозерского национального парка) // Кенозерские чтения: Материалы Первой Всероссийской конференции «Кенозерские чтения» / Отв. ред. Е.Ф. Шатковская; ред.-сост. А.А. Куратов. Архангельск: ФГУ «Нац. парк «Кенозерский»; Правда Севера, 2003. С. 233-251.
  23. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-24.
  24. Лесгафт. Антология гуманной педагогики. От первого читателя. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002.
  25. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С.24-33.

Повышение квалификации

«Научно-правовые основы обеспечения качества деятельности диссертационных советов в современных условиях» (72 ч.) 17.05 – 30.11.2012, МПГУ
«Глобализация: теоретические, политические и социокультурные аспекты» (72 ч.) 14-27.10.2012, ГАУГН
«Управление экспериментальной деятельностью в образовании» (72 ч.), 05.04 – 27.05. 2011, МПГУ
«Разработка электронных учебных курсов и дистанционная поддержка образовательного процесса» (72 ч.), 09.02 – 27.04.2011, МПГУ
«Инновационная деятельность в вузе» (72 ч.), 11.05 – 05.12.2011, МПГУ
«Современные формы организации аспирантуры в вузах Германии и инновационные подходы к составлению рабочих и учебных планов аспирантов» (72 ч.) 20-30.10.2008, Международная академия DAAD (IDA), Берлин, Гейдельберг, Бонн, Кельн, Бохум
«Современные проблемы психологии: теория и практика (Управленческих и воспитательный потенциал организации» (72 ч.), 26.09.2006 – 26.01.2007, АПКиППРО
«Управленческий и воспитательный потенциал организации», (36 ч.), Прага, Чехия
«Терапия последствий травм, жестокого обращения и депривации с Мюррей методом» (36 ч.) 03-07.10.2005, МГППУ
«История и философия науки» (72 ч.), 20-30.06.2005, МПГУ
«Разработка программ деятельности Центров повышения квалификации ППС педагогических вузов» (72 ч.), 30.10-06.11.2003, АПКиППРО
«Метод учебных проектов» (72 ч.), 26.09-30.04.2003, МИОО

Исследовательские проекты и гранты

Грант РГНФ «Становление субъектной позиции учащихся в учебно-исследовательской деятельности» (06-06-00367а).
НИР «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных исследовательских технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» в рамках задания № 2014/119 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки РФ, 2014 – 2016.
ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» Россотрудничества, 2016.
ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей-предметников» Россотрудничества, 2016.
Проект по субсидии Департамента образования городам Москвы по приоритетному направлению №16 «Разработка типовых модулей по научно-практическому образованию для образовательной программы общеобразовательных учреждений (5 модулей для образовательных учреждений, работающих по программам лицейского, гимназического образования)», 2013 год.

Участие в конференциях

Всероссийская научно-практическая конференция «Время личности – время жизни». Москва, ФПП МПГУ. 2012.04.07
V Съезд Общероссийской общественной организации «Российской психологическое общество». Москва, РПО, МГУ. 2012.02.13-18
II Всероссийская студенческая научно-практическая конференция по психологии с международным участием «Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация». Владимир, ВлГУ. 2012.05.17-18
Конференция «Современные модели социализации детей». Пленарное заседание, часть 1 «Социально-ориентированное образование как фундамент для формирования и воспитания гармонично развитой личности».Москва, ЦВК «Экспоцентр. 2012.04.17
Межрегиональный научно-практический семинар с онлайн участием региональных и международных экспертов «Актуальные проблемы образования, воспитания и развития обучающихся. Развитие личности в современной медиасреде». Москва, МИРО. 3 сентября 2013
Городской методический семинар «Образовательная среда и дополнительное образование». Москва, МГДД(Ю)Т. 20 октября 2013

Московская межрегиональная научно- практическая конференция «Игра и современные социальные условия её развития». Москва, МГДД(Ю)Т. 6-7 ноября 2013
Всероссийский семинар с директорами школы по исследовательскому подходу в образовании. Москва, лицей № 1553 имени В.И. Вернадского. 10 октября 2013
Всероссийская научно-практическая конференция «Ольбинские чтения». Сергиев Посад, СПГУ имени И.Б. Ольбинского. 24-25 января 2013
II Всероссийская научно-практическая конференция «Научная составляющая школьного урока: исследовательская проблема и школьная практика». Саратов, Восточно-Европейский лицей. 4-5 октября 2013
II научно – практическая конференция «Российский учитель в системе современного образования». Москва, МПГУ. 26 – 28 марта 2013
Круглый стол по творческому наследию К. Ясперса. Москва, Институт бизнеса и права. 25 марта 2013
Международной научно-практической конференции «Наука и образование для устойчивого развития экономики, природы и общества», посвященной 150-летию В.И. Вернадского. Тамбов, Вернадовка. 7-8 июня 2013
Российско-Германский круглый стол с делегацией социальных педагогов и социальных работников из Баварии (Германия). Москва, ФПП МПГУ. 26 сентября 2013
I научно-практическая международная конференция «Социальная психология в образовательном пространстве». Москва, МГППУ. 16-17 октября 2013

Научно-практический семинар «Усиление практической направленности педагогического образования на основе организации сетевого взаимодействия вуза и школы». Елабуга, Елабужский институт КФУ. 05-06.06.2014
VI Всероссийские Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами «Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления». Москва, МПГУ. 24.01.2014
Всероссийская конференция «Роль и место игр в построении образовательной среды: поиск, разработка, применение». Москва, Всероссийская ассоциация по играм в образовании (Russian Association for Games in Education, RAGE), МГУ им. Ломоносова. 28-29.11.2014
Всероссийская научно-практическая конференция «Интеллектуальное развитие дошкольников и младших школьников: опыт, проблемы, перспективы». г. Киров, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет». 17.04.2014
Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей и учащейся молодежи: история, современность, перспективы» (к 70-летию ГБОУДОД Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга). Санкт-Петербург, Дворец учащейся молодежи. 23.04.2014
VI Международная конференция «Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения». Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова. 17.10.2014

I Международная научно-практическая конференция «ОДИНЦОВСКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ» «СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ: СОЮЗ НАУКИ И ПРАКТИКИ». Москва, ОГУ. 20.02.2014
Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Четвертая Международная научная конференция 30-31 мая 2014 г. Смоленск, СГУ. 30-31.05.2014
IX международная научно-практическая конференция молодых ученых «Психология ХХI века. Психология и современные проблемы образования». Санкт-Петербург, ЛГУ им. А.С. Пушкина. 27-28.02.2014
VII международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Москва, МГДД(Ю)Т, МПГУ. 14-15.11.2014

Дополнительная информация

Соавтор концепции развития исследовательского подхода в образовании.
Руководитель научной группой по социокультурной психологии и антропологии: ежегодные экспедиционные выезды в различные этнические регионы России (Алтай, Бурятия, Башкирия, Карелия, Русский Север, Северный Кавказ, Хакасия и др.) и за рубеж (Армения, Болгария, Мексика, Молдавия, Турция и др.) с участием лицеистов и студентов.
С 2001 – член Российского психологического общества, координатор секции «Развитие личности», с 2005 года член Совета Московского общества психологов.
С 2005 – член Федерации психологов образования России, сопредседатель секций «Психология развития личности», «Психология исследовательского образования».
С 2005 – член Союза журналистов Москвы.
Член редакционных коллегий журналов «Преподаватель. XXI век», «Новые российские гуманитарные исследования», «Школьные технологии», «Санат» (Казахстан).
Осуществлял научно-методическое руководство экспериментальной деятельностью в системе Департамента образования города Москвы по развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Инициатор многих всероссийских и международных программ и проектов по развитию исследовательского подхода в образовании.
Член Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН.
Научный руководитель MILSET Vostok – отделения международной организации по поддержке научно-технического творчества молодежи.
Научной руководитель Международной исследовательской школы (IRS)
Член оргкомитетов Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся имени Д.И. Менделеева, фестиваля творческих проектов “Леонардо”, Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».
Сопредседатель оргкомитета регулярной Международной конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».

Соучредитель и член Президиума Центрального совета Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь».

Профессор по кафедре психологической антропологии

Доцент

Кандидат психологических наук

Профессиональные интересы

Психология человека, возрастная психология, психология образования, психология исследовательской деятельности, социокультурная психология и антропология, этнопсихология, историческая психология, нарративная психология. Исследования психологии человек в контексте культуры (как культура во всей истории человечества в целом, так и культура отдельного народа; как культура локальной общности, так и культура отдельной семьи).
Круг исследовательских вопросов: Как взаимосвязан образ мысли с образом жизни? Особенности проявления и репрезентации самосознания человека во взаимосвязи с социокультурной средой развития и бытия. Как человеку представлен этот мир и как он с ним, исходя из своего мировоззрения, взаимодействует? Как человек меняется во времени - времени своей жизни, в своей памяти о себе в прошлом, в своих планах на будущее, в истории своего рода и народа?


Родился 5 мая 1918 года в Саратове .

После окончания средней школы Александр Обухов пытался поступить в ВУЗ ,
но 16-летнего юношу не приняла приёмная комиссия , сославшись на возраст .
Увлёченный математикой
и физикой
Александр устроился на работу
в Саратовскую метеорологическую обсерваторию , где участвовал в измерениях
и на основе наблюдений написал свою первую научную работу .

В 1940 году он окончил механико-математический факультет Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова , а в 1941 году - аспирантуру Научно-исследовательского математики при МГУ .

С 1939-го по 1940 год будучи студентом МГУ работал Старшим специалистом-метеорологом Московской геофизической обсерватории .
По окончании университета с 1940-го по 1943 год Александр Михайлович Обухов являлся Старшим научным сотрудником математического отдела , а в 1943-1945 годах -докторантом Института теоретической геофизики АН СССР в Москве .

С 1946-го по 1956 год он работал Старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией Геофизического института АН СССР .

С 1945-го по 1949 год являлся доцентом , профессором ( с 1949-го по 1980 год ) ,
заведующим Кафедрой
( с 1971-го по 1980 год ) физики атмосферы физического факультета МГУ .

В 1948 году
А.М. Обухов стал Доктором физико-математических наук .

23 октября 1953 года Александр Михайлович Обухов был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению физико-математических
наук
(специальность "Геофизика" ) , а 24 ноября 1970 года он был избран Действительным членом АН СССР по Отделению океанологии, физики атмосферы
и географии
(специальность "Физика атмосферы" ) .

В область научных интересов Александра Михайловича Обухова входили
физика атмосферы , турбулентность , математическая статистика .
Он предложил метод канонических корреляций (одновременно с американским
учёным
Гарольдом Хотелингом ) .
А.М. Обухов - один из создателей современной теории мелкомасштабной турбулентности .
В 1943-1954 годах он разработал общую теорию подобия для турбулентных
течений
в пограничном слое термически стратифицированной жидкости .

Он занимался также вопросами прогнозирования погоды , обоснованием гидродинамической теории краткосрочного прогноза погоды .
Им был предложен метод статистически-ортогональных разложений
метеорологических полей
.

Согласно Постановлению Президиума Академии наук СССР от 6 января 1956 года
на базе Геофизического института был создан Институт физики атмосферы .
Одним
из его организаторов и первым Директором стал Александр Михайлович Обухов , возглавлявший коллектив института до последнего дня жизни .

Целью работы коллектива института было обозначено изучение основных процессов в атмосфере , опирающееся при решении конкретных задач на достижения физики , механики и прикладной математики .

При институте были созданы три научные станции : Звенигородская ( в Московской области ) , Высокогорная ( в районе Кисловодска ) и Цимлянская ( в Ростовской области ) , которые обеспечивают проведение наблюдений , полевых и научных исследований .

Институт физики атмосферы является одним из ведущих научных центров страны
и мира в области науки об атмосфере .
Здесь решаются проблемы теории климата , динамики и физики атмосферы , состава атмосферы и его трансформации , физики и химии верхней атмосферы , атмосферной оптики , спектроскопии и акустики современными теоретическими
и экспериментальными методами.
В институте разрабатываются рекомендации
по использованию полученных фундаментальных результатов для решения конкретных научных
и прикладных задач .

Александр Михайлович Обухов внёс существенный вклад в становление космической программы нашей страны , а также в открытие
и изучение радиационных поясов Земли
.
Аппаратура института была установлена на третьем советском искусственном спутнике
(1958 ) , а также на спутниках "Космос-3" , "Космос-5" , "Космос-149" .
Под руководством
А.М. Обухова научным коллективом сотрудников института физики атмосферы на спутниках "Космос-243" и "Космос-384" впервые были проведены исследования спектра теплового радиоизлучения Земли , положившие начало новому направлению в развитии методов зондирования атмосферы и подстилающей поверхности из космоса .
На пилотируемых долговременных орбитальных станциях "Салют" и "Мир"
при непосредственном участии лётчика-космонавта СССР
Георгия Михайловича Гречко , ( ныне - Доктора физико-математических наук , заведующего лабораторией ИФА ) , были начаты исследования атмосферы Земли на основе явлений
оптической рефракции
.

По предложению тогдашнего Президента Академии Наук СССР и Председателя Межведомственного совета по космосу Мстислава Всеволодовича Келдыша
Александр Михайлович Обухов принимал участие в обработке данных измерений , полученных с помощью автоматической межпланетной станции "Венера-4" , выполнившей 18 октября 1967 года благополучную посадку на поверхность Венеры
и произведшей в течение полутора часов целый комплекс измерений в её атмосфере .
В частности, были проведены измерения газового состава , температуры , давления
и плотности .
Александр Михайлович заметил , что, зная коэффициент сопротивления парашюта ,
на котором снижался спускаемый аппарат станции в атмосфере Венеры , можно согласовать данные временных изменений измеряемых параметров .
Такая работа и была проведена
( и проводилась потом и для других автоматических межпланетных станциях ) .
Итогом исследований стала статья
"Динамика спуска автоматических станций в атмосферах планет как средство контроля данных измерений"
( авторы статьи - Александр Михайлович Обухов и Георгий Сергеевич Голицын ,
статья опубликована в журнале "Космические исследования" , 1969 год, т. № 7, № 1"
) .
В данной статье была также проведена оценка нижней границы и толщины облачного слоя на Венере , при наличии данных о температуре и процентной концентрации водяного пара
.

А.М. Обухов - также автор следующих научных трудов:
"О распределении энергии в спектре турбулентного потока"
("Известия АН СССР. Серия географическая и геофизическая", 1941 год. № 4-5 );

"Структура температурного поля в турбулентном потоке"
("Известия АН СССР. Серия географическая и геофизическая", 1949 год. т. 13, № 1 );

"К вопросу о геострофическом ветре"
("Известия АН СССР. Серия географическая и геофизическая", 1949 год, т. 13, № 4 ).

В 1971 году Александр Михайлович Обухов был избран Заместителем
академика-секретаря Отделения океанологии, физики атмосферы
и географии Академии наук СССР.

Он также являлся:
Председателем Научного совета АН СССР "Исследования по теории
климата Земли и планет"
(
с 1988 года ) ,
Заместителем Председателя Научного совета по государственной
(общеакадемической ) программе фундаментальных исследований
"Исследование мирового океана, атмосферы и поверхности суши,
рациональное использование их ресурсов"
(
с 1988 года ) ,
Председателем Комиссии по физике атмосферы АН СССР ( с 1955 года ) ,
Экспертной комиссии по присуждению премии имени А.А. Фридмана ( с 1971 года ) ,
Главным редактором журнала "Известия АН СССР. Серия "Физика
атмосферы и океана"
( с 1964 года ) ,
Вице-президентом Международной ассоциации метеорологии и физики Земли и атмосферы при Международном союзе геодезии и геофизики ( с 1957 года ) ,
Почетным членом Королевского метеорологического общества
Великобритании
( с 1967 года ) ,
Членом Национального географического общества США
( с 1966 года ) ,
Членом Геофизического союза США
( с 1967 года ) .

Награды:
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "За результаты,
полученные в исследованиях распространения световых, звуковых
и радиоволн в турбулентной атмосфере"
научным сотрудникам Института физики
атмосферы
Александру Сергеевичу Гурвичу , Валерию Исааковичу Кляцкину
и Валерьяну Ильичу Татарскому была присуждена Государственная премия СССР

за 1990 год.
Александр Михайлович Обухов был удостоен этой премии посмертно.

В 1984 году он был удостоен Премии имени А.А. Фридмана Академии наук СССР.

А.М. Обухов был награждён орденами Ленина (1988 ) , "Знак Почета" (1954 ) , Октябрьской Революции (1975 ) , Трудового Красного Знамени (1981 ) и медалями.

Обухов Александр Михайлович (1918, Саратов - 1989, Москва) - геофизик;

академик РАН (1970)

Обухов Александр Михайлович родился 5 мая 1918 г. в Саратове в семье служащего. Детство А.М. Обухов провел в Саратове, где окончил среднюю школу в 1934 г. С 1935 по 1939 гг. учился в Саратовском государственном университете на физико-математическом факультете. Работать А.М. Обухов начал с 16-ти лет, поступив весной 1934 года на работу в Институт по изучению засухи и суховеев (Саратов) в качестве наблюдателя-актинометриста. Работал до осени 1935 г., а затем продолжал работать в метеорологических учреждениях в летнее время, будучи уже студентом. В декабре 1939 г. А.М. Обухов переведен в Московский государственный университет на механико-математический факультет. Весной 1940 г. он окончил МГУ по специальности «математика» (кафедра теории вероятностей).

В июле 1941 г. А.М. Обухов окончил аспирантуру при МГУ, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Элементы спектральной теории турбулентности с приложением к акустике движущейся среды».

С 1940 г. А.М. Обухов начал работать в Институте теоретической геофизики (ИТГ) АН СССР в должности научного сотрудника. С осени 1941 г. по июль 1943 г. ученый находился в Казани, продолжая работать в ИТГ.

В 1947 г. А.М. Обухов защитил докторскую диссертацию на тему «Приложение методов описания непрерывных полей к теории атмосферной турбулентности».

В 1953 г. А.М. Обухов избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук АН СССР по специальности «геофизика».

С 1945 по 1950 гг. А.М. Обухов вел педагогическую работу в МГУ на физическом факультете в качестве доцента по кафедре математики (с 1949 г. – профессор МГУ).

В 1956 г. при реорганизации Геофизического института А.М. Обухов организовал Институт физики атмосферы АН СССР и являлся его бессменным директором до своей кончины.

С июля 1964 г. А.М. Обухов являлся главным редактором журнала «Известия АН СССР», серии «Физика атмосферы и океана».

В 1970 г. А.М. Обухов избран академиком АН СССР по Отделению океанологии, физики атмосферы и географии по специальности «физика атмосферы».

В 1995 г. Институту физики атмосферы РАН было присвоено имя А.М. Обухова.

Основные направления деятельности А.М. Обухова – физика атмосферы, турбулентность, математическая статистика. А.М. Обухов является одним из создателей теории локально-изотропной турбулентности (закон Колмоговора-Обухова), в которой ему принадлежит основной «закон пяти третей» для спектра поля скорости (1941) и «закон двух третей» для структурной функции температуры или концентрации примеси (1949). Ему же принадлежит разработка теории подобия турбулентности в приповерхностном слое воздуха (1946). В области динамической метеорологии А.М. Обуховым выведено основное уравнение гидродинамической теории краткосрочного прогноза погоды (1-2 суток) – квазигеострофическое уравнение переноса потенциального вихря (1949) и разъяснена роль неадиабатических факторов в динамике атмосферных движений (1962). А.М. Обухов предложил метод статистически-ортогональных разложений случайных полей, который широко используется в различных разделах геофизики (1960). Им введено понятие систем гидродинамического типа, являющихся основой для проводимых под его руководством теоретических и экспериментальных исследований различных видов гидродинамической неустойчивости, вторичных течений и переноса энергии по спектру масштабов, наблюдаемых в природе (1974).

Научные заслуги А.М. Обухова нашли широкое признание. Он являлся почетным членом Королевского метеорологического общества Великобритании (1967) и Американского геофизического союза, членом многих международных организаций. С 1963 по 1967 г. он был президентом Международной ассоциации метеорологии и физики атмосферы.

Научная и общественная деятельность А.М. Обухова была высоко оценена государством. Он награжден орденами «Октябрьской революции», «Знак почета» и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В память 800-летия Москвы».


error: