Импаерия МЧС: Как закалялась спасательская сталь. Владимиру пучкову обеспечили отставку из мчс Компромат на генерала петра фомина из мчс

Как закалялась спасательская сталь


"Сейчас в МЧС России есть своя армия, спецслужбы, правительство, министерство иностранных дел, воздушный флот, финансово-промышленные группы. Империя Шойгу включает в себя: Центр управления в кризисных ситуациях, поисково-спасательные службы, войска гражданской обороны, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд, Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Государственное унитарное авиационное предприятие, Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования, Академию гражданской защиты, Российский центр подготовки спасателей, Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях (агентство «Эмерком»), Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования и многое другое.

Свою спасательную военизированную империю Сергей Шойгу начал создавать в 1991 году. Идея организовать службу спасения взамен малоэффективной системы Гражданской обороны СССР оказалась весьма кстати. Новая российская служба получила название Российский корпус спасателей, потом - Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а затем стала Госкомитетом РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Созданная с нуля, она оказалась на нужном месте в нужное время. Разваливавшееся «единое хозяйство» СССР продуцировало техногенные катастрофы с удручающей регулярностью.

Удачно вписался в новую политическую и экономическую реальность и сам Сергей Кужугетович. На заре формирования российской государственности молодой и расторопный Шойгу сумел получить под новую службу помещения комиссии СМ СССР («комиссии Догужиева»), занимавшейся восстановлением Армении после землетрясения 1989 года. Здание находилось в центре Москвы и было просто напичкано спецсвязью.

В 1994 году Госкомитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в министерство. Изменение статуса и благоволение верхов позволили Шойгу продолжить методичное выстраивание спасательной вертикали. В условиях дефицитного финансирования начала 90-х Шойгу показал себя умелым хозяйственником нового типа: деньги на содержание министерства добывались с помощью личных связей, зарабатывались коммерческими структурами самого МЧС, поступали в качестве гуманитарной помощи Запада. Как результат ведомство Шойгу стало одним из самых хорошо оснащённых министерств.

Одним из первых удачных коммерческих проектов министерства стало участие в лотерее «ТВ Бинго-шоу». Затем при МЧС было создано агентство «Эмерком». Ему было поручено закупать спасательную технику для министерства и ввозить её беспошлинно в Россию.

Как и многие другие структуры, агентство торговало «чёрным золотом». Через «Эмерком» было продано 73,5 млн. баррелей иракской нефти в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Компания заработала на этом около $7,6 миллиона.

В 1995 году при МЧС было создано Государственное унитарное авиационное предприятие (ГУАП). Сейчас авиационному парку министерства может позавидовать даже МВД: 5 транспортных авиалайнеров Ил-76 ТД, пассажирский Ил-62 М, оснащённый спецсвязью, - всего 12 самолётов и 29 вертолётов (преимущественно франко-германского концерна Evrocopter). В 2005 году авиация министерства должна пополниться ещё 3 самолётами Ан-3 и 2 самолётами-амфибиями Бе-200 ЧС, 1 из которых НПК «Иркут» передаст МЧС уже в конце мая.

Расширялся и штат МЧС. Поначалу ряды спасателей формировались переподчинённых министерству сил Гражданской обороны СССР - в основном отставных военных, уходивших из стремительно нищавшей армии. Сейчас в подчинении министерства около 370 тысяч человек.

Заветной мечтой Шойгу было присоединение к своему ведомству противопожарной службы, входившей в состав МВД. Реализовать свои замыслы, однако, министр смог лишь к 2002 году: в награду за поддержку «Единой России» и лично Владимира Путина на парламентских и президентских выборах 1999-2000 годов. Кстати, вопрос о присоединении пожарной службы к МЧС имел под собой серьёзные финансовые основания и был снят с повестки дня, лишь когда глава МЧС дал согласие, что средства пенсионного и социального фонда пожарных останутся на счетах МВД. Главная противопожарная служба (ГПС), жемчужина в короне империи МЧС, - это около 300 тысяч человек личного состава, разветвлённая структура в регионах, огромный бюджет.

Другую идею - подчинить Гостехнадзор и Госатомнадзор - Шойгу реализовать не смог. В случае же успеха эти службы дали бы МЧС право закрывать или приостанавливать на время работу любого предприятия по причине несоблюдения технологического режима.

Сейчас уже очевидно, что организация Шойгу достигла пределов своего могущества и больше, по всей видимости, расти не будет. Бюджет для МЧС России на 2005 год сформирован на единых с силовыми министерствами и ведомствами принципах и тем не менее впечатляет. Он составляет 20,420 млрд. рублей, не считая выделенного отдельной строкой финансирования «противопожарной безопасности» (12 млрд. рублей).

Бюджетом предусмотрено более чем 6,4-кратное увеличение расходов (по сравнению с прошлым годом) на повышение готовности сил гражданской обороны к защите населения и территорий в мирное и военное время, а также 965 млн. рублей на содержание и оснащение госинспекции по маломерным судам.

В 2005 году из бюджета будет выделено 1,3 млрд. рублей на оснащение МЧС России современной авиационной техникой. Для поэтапного технического переоснащения Государственной пожарной службы предусмотрено 980 млн. рублей. На реализацию мероприятий по реформированию войск гражданской обороны, завершению строительства объектов инфраструктуры спасательных центров на озере Байкал и юге страны - 248 млн. рублей.

Спасатели президента

Фото Сергей ТЕТЕРИН

Насколько профессия спасателя должна быть мирной - вопрос открытый. Последняя крупная природная катастрофа, случившаяся в СССР, - землетрясение в Спитаке - показала, что надо не только разбирать завалы разрушенных зданий, развёртывать полевые госпитали, искать под завалами выживших людей, но и защищаться от мародёров. Так что наличие вооружённых подразделений в МЧС оправданно. Тем не менее стоит всё-таки поднять вопрос: способны ли подразделения МЧС проводить «не спасательные» операции.

Мало кто знает, что «спасательские» структуры, созданные Шойгу, изначально были задуманы как небольшая армия, готовая поддержать нового президента страны Бориса Ельцина. К молодому строителю Сергею Шойгу, с которым Ельцин познакомился ещё во времена опалы, когда Шойгу работал заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству, первый президент относился с симпатией и доверием.

При создании МЧС были задействованы наработки по созданию в России Национальной гвардии, задуманной как опора президента и противовес на случай, если армия окажется по другую сторону баррикад. В высших эшелонах власти концепцию создания гвардии в конце концов отвергли. Но региональные центры МЧС нарезали по тем же округам, по которым планировалось расквартировать гвардию.

В 1997 году Шойгу предложил план реформирования МЧС. По замыслу министра, в первую очередь расширение и укрепление новыми кадрами ожидало силовую часть министерства. Только одних генеральских должностей в новой структуре министерства предусматривалось 122: 9 генерал-полковников, 33 генерал-лейтенанта, 76 генерал-майоров и 4 контр-адмирала. Глава МЧС получал звание генерала армии.

При этом элитная часть, на вооружении которой находилось лёгкое стрелковое оружие, у Шойгу уже была. Во всяком случае, сам Сергей Кожугетович, выступая в 1997 году в Думе, это недвусмысленно признал.

Однако тогда план Шойгу не был поддержан руководством страны. В 1998 году Комитет по безопасности Госдумы отправил тогдашнему директору ФСБ Владимиру Путину официальное письмо № 315-2666 с просьбой тщательно проверить информацию, что в Москве, Подмосковье, Ногинске, Новогорске есть опорные базы, в которых подразделения МЧС занимаются подготовкой мероприятий, предназначенных для часа «х». В этом запросе указывалось, что в посёлках Устье и Поречье, находящихся под Рузой, дислоцируются батальон спецназа МЧС и центральный командный пункт. А в Тёплом Стане размещён так называемый антитеррористический центр МЧС. Там же фигурировали сведения о создании в структуре МЧС своего спецназа - со снайперским вооружением и личным составом, набранным из отставников «Вымпела» и «Альфы» и спецназа ГРУ.

Вряд ли эта информация была новостью для главного чекиста страны. По словам бывшего сотрудника президентской администрации, в середине 1997 года Шойгу отправил в Кремль секретный документ - «О перспективах развития МЧС», в котором настаивал на создании антитеррористического центра и батальона спецназа для обеспечения безопасности существующего конституционного строя.

Сейчас в военизированных частях гражданской обороны порядка 40 тыс. «штыков». На вооружении этих подразделений состоит стрелковое и холодное оружие и лёгкая бронетехника, например БТР-80. Представить, что эти силы сейчас могут быть какой-то альтернативой армии, довольно сложно. Даже неармейские структуры выглядят куда внушительнее по сравнению с МЧС. В той же вневедомственной охране МВД РФ работают более 300 тысяч человек, а численность внутренних войск на сегодняшний день составляет почти 200 тысяч человек, на вооружении ВВ состоят современная бронетехника и военно-транспортные вертолёты.

Тем не менее по крайней мере дважды силы МЧС применялись не по назначению. Во время августовских событий 1991 года спасатели участвовали в организации обороны Белого дома и раздавали населению стрелковое вооружение со складов Гражданской обороны. В октябре 1993 года по распоряжению Гайдара Шойгу выделил оружие москвичам, вышедшим на улицы по призыву демократов. Бэтээры МЧС участвовали в штурме хасбулатовского Верховного Совета («Профиль» № 37 (159) от 04.10.1999).

Так что Сергей Шойгу может вывести своих спасателей на улицы, если другие не захотят этого делать. Времена, однако, изменились. Нынешний президент в услугах «карманных армий» не нуждается. Выходец из ФСБ, он пользуется поддержкой спецслужб. МВД возглавляют и контролируют бывшие сотрудники контрразведки. Выходец из СВР Сергей Иванов приглядывает за армией. Так что политической нужды в МЧС в том виде, в котором она существует сейчас, нет. Если министерство не будет расформировано, то силовая составляющая в нём будет неуклонно снижаться."

Владимир Пучков, сменивший в кресле главы МЧС непотопляемого Шойгу, завис в шаге от отставки. Претензий к нему накопилось уже немало, да и число случайных «залетов» превосходит уже все мыслимые пределы. В кремлевской администрации планы списать Пучкова усиленно отрицают, но стоит иметь в виду, что заранее о таких решениях в Кремле предупреждать СМИ не принято.

Так быть или не быть Пучкову на прежнем месте? Чтобы понять логику будущих событий, стоит напомнить последние достижения генерал-лейтенанта запаса, кандидата технических наук, лауреата премии Российской Федерации Пучкова В.А.

Первый тревожный звоночек для нашего героя прозвучал в мае нынешнего года. Тогда зампред Счёеной палаты Вера Чистова на правительственном часе в Госдуме жестко раскритиковала высшее руководство МЧС за невыплаченные рядовым сотрудникам зарплаты. Почему-то «не хватило 3,8 миллиарда рублей на денежное довольствие и зарплату», - подчеркнула Чистова. Хотя в это же время под видом «мобильных пунктов управления и мобильных пунктов связи» МЧС были закуплены шикарные автомобили BMW 750, AUDI, FORD Explorer, Chevrolet TAHOE и микроавтобус Volkswagen Crafter-223702 с барной стойкой внутри.

Практически все эти «пункты управления» попали, естественно, в резерв руководства ведомства. Пиар-службе МЧС тогда стоило немалых трудов и, возможно, материальных ресурсов, чтобы критика Чистовой прошла незамеченной для «главного зрителя».

Однако «автомобильные» игрища с бюджетными деньгами - ничто по сравнению с желанием первых лиц МЧС лично возглавлять все громкие спасательные мероприятия. Ведь они всегда в центре внимания СМИ. Высокопоставленный источник в этом ведомстве рассказал, что Пучков, в частности, лично руководил работами на шахте Северная в феврале этого года. В это время произошел третий взрыв метана. Погибли пять спасателей и еще один шахтер, участвовавшие в поисково-спасательных работах.

Вскоре произошла еще одна трагедия - во время тушения лесного пожара разбился специальный самолет Ил-76 с опытнейшим экипажем. Погибших и сделали виновными в катастрофе. "Основные версии связаны с человеческим фактором, работоспособностью техники и влиянием окружающей среды", - бодро отрапортовал представитель МАК Николай Якименко.

Зачем пилоты с огромным стажем и опытом пренебрегли техникой безопасности? Есть ответ и на этот вопрос. «Лесные пожары в центре внимания первых лиц страны... - рассказал источник в МЧС. - Поэтому все озабочены подать себя в лучшем виде, залить все пожары до его начала. По неофициальным данным, погибший экипаж работал не на кромке пожара, а практически в эпицентре по приказу из Москвы. А это категорически запрещено всеми инструкциями, но невыполнение приказа - однозначное увольнение со службы. Вот и идут на риск».

А чтобы сделать имидж Пучкова еще лучше, пиарщики МЧС систематически занижали площадь лесных пожаров. Кто их сосчитает? - думали, вероятно, бравые, но не умные служаки. "По данным космического мониторинга, площадь только одного - самого крупного - пожара в Амурской области в пять раз превышает официальную площадь всех действующих лесных пожаров в стране", - внезапно сообщили эксперты.

Последней каплей стала гибель начальника главка МЧС по Приморскому краю Олега Федюры. Как и экипаж сгоревшего самолета, он оказался в самом эпицентре стихийной катастрофы, где человеческих сил и возможностей техники просто не хватает для выживания.

Как видно, всего за полгода Владимир Пучков сделал достаточно, чтобы действительно начать спасать репутацию ведомства ценой собственной карьеры. Возможно, при увольнении ему оставят на память его любимый минивэн с барной стойкой?

По материалам источников.

April 3rd, 2017

Хорошо быть министром. А министром-реформатором - еще лучше. Реформируешь себе, как Бог на душу положит, но разумеется, с учетом своих интересов, а в Кремле рассказываешь о «переменах к лучшему», которые вот-вот начнутся. Ну, очень скоро - через год-два-три-двадцать-пятьдесят. И самое удивительное, что даже если министерский промысел касается главного - спасения людей, их жизней, то и тут хорошо тренированный министр сможет рассказать начальству очередную историю о тяжелых обстоятельствах, о недостатке финансирования, об отсутствии хороших специалистов. Так и происходит. И тогда, по моему мнению, министр превращается в непотопляемый балласт, то есть он, министр, как бы есть, изображает какую-то деятельность, имитирует желание сделать «как лучше», а по результатам работы его как бы нет. А общая ситуация становится все хуже и хуже, переходя в положение откровенной опасности.

Понятно, что речь идет главе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенанте запаса Пучкове Владимире Андреевиче.

И дабы никто не сомневался во всем сказанном выше, я просто приведу некоторые факты и цифры, о которых господин министр МЧС, как мне кажется, предпочитает не вспоминать, в том числе в и докладах руководству страны. Но я все же осмелюсь напомнить, так как действия главы МЧС РФ Пучкова, якобы направленные на реализацию «Плана строительства и развития сил МЧС России на 2016 - 2020 годы», судя по приведенным ниже фактам, поставили под угрозу эффективность функционирования всей системы обеспечения национальной безопасности.

История первая. Кадры и деньги.

Нецелевое использование руководством Министерства финансовых средств и нарушение правил бюджетного кодекса, указанные в Отчете Счетной Палаты РФ от 31 мая 2016 года, в итоге привели к дефициту бюджета МЧС на 2015-2016 годы. И как результат дефицита - задолженность по выплате заработной платы на начало 2016 года составила порядка 4,5 млрд. рублей.

Что делает министр Пучков в этой ситуации? Обращается к председателю правительства, к Президенту, кается в собственном недосмотре, пишет заявление об отставке или явку с повинной в Генпрокуратуру? Нет. Владимир Пучков находит иной не менее увлекательный выход. Чтобы компенсировать задолженность по заработной плате, в МЧС РФ начинается самое масштабное сокращение - на сегодняшний день уволено более 30% сотрудников министерства, отвечающего за спасение граждан.

И еще. Увольняют, разумеется, не чиновников центрального аппарата, не помощников, советников и секретарш министра, а оперативный состав пожарных частей территориальных органов МЧС России. Вдумайтесь в эти слова. Доказательства? Пожалуйста:

И теперь некоторые цифры. Сокращаются более 60 процентов (шестидесяти процентов!!!) сотрудников Государственного пожарного надзора, 100 процентов всех пожарных старше 45 лет (без учета их квалификации, опыта работы и степени востребованности специалистов, то есть, сокращены наиболее опытные профессионалы), более 50 процентов авиаторов, спасатели различных служб, в том числе военизированных горноспасательных частей МЧС России, которые в дальнейшем планируется уничтожить полностью. Конечно, можно представлять начальству это массовое увольнение, как экономическую «оптимизацию», но по факту - огромные территории страны остались без прикрытия и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий.

Так в 2014 году в министерстве имелось двенадцать с половиной тысяч вакантных должностей, а в 2017 году, благодаря увольнениям по «методу Пучкова», в МЧС образовалось 58 тысяч (пятьдесят восемь тысяч!!!) вакансий, то есть в пять раз больше. Причем, в большинстве своем уволены высокопрофессиональные спасатели. И теперь вопрос: а с какой целью происходит такое массовое освобождение должностей? На мой взгляд, ответ весьма прост: дело в том, что фонд заработной платы, финансируемый из федерального бюджета, отнюдь не сокращается, а растет, вне зависимости от массовых сокращений. То есть, деньги на зарплату сотрудникам МЧС выделяются в запланированном объеме, а количество работников уменьшается и, соответственно, благодаря наличию 58 тысяч «мертвых душ», образовываются огромные финансовые излишки. Получается, что счет идет на миллиарды рублей, которыми погашаются, как давние задолженности по заработной плате, так и другие статьи расходов с помощью хитрых бумажных корректировок.

История вторая. Ручная статистика или куда деваются пожары

Также не менее увлекательно выглядит статистика «побед» Министерства по чрезвычайным ситуациям, которых героически добился министр Пучков. С помощью удивительных цифровых игр в отчетностях, «количество пожаров и погибших год от года снижается». Но снижается это количество, как видно из документов, не из-за мудрого руководства структурами МЧС, а благодаря манипуляциям со статистикой.

В итоге, при отсутствии отлаженной системы ведомственного контроля (в том числе и в связи с ликвидацией региональных центров), формирование объективной статистики пожаров в каждом конкретном субъекте Российской Федерации остается исключительно «на совести» руководителя Главного управления МЧС, для которого показатели снижения пожаров являются одним из основных критериев оценки его деятельности вышестоящим руководством. Сегодня факты нарушений порядка статистического учета выявляются повсеместно, но получается, что эти факты скрываются высшим руководством МЧС России.

Вот лишь несколько страшных примеров последнего времени: в апреле 2016 года по результатам рассмотрения жалобы и проведенной проверки в одном из Главных управлений МЧС были установлены факты «непостановки на учет» в 2015 году 4 погибших, а за 4 месяца 2016 года - уже 18 погибших. Для понимания масштаба всероссийской катастрофы с пожарами имеет смысл рассмотреть показатели количества выездов пожарных подразделений на сообщения о пожарах и загораниях. Так по итогам 2015 года в официальном анализе МЧС России зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года данный показатель составил 275 939. Итак, произошло увеличение количества выездов за два года на 40 процентов (сорок процентов!!!). Но, имея увеличение пожаров на сорок процентов, удивительные цифры официальной отчетности ведомства господина Пучкова. Внимание! Оказывается, при этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом каким-то загадочным образом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152959 пожаров, в 2015 - 145686). Сомневаюсь, что граждане в полтора раза чаще стали вызывать пожарных ошибочно или на возгорание соседней мусорки.

История третья. Почем нынче цистерны

Помимо перечисленных выше увлекательных игр с отчетностями по пожарам и тысячами «мертвых душ», оплачиваемых из бюджета, гражданин министр-спасатель, судя по приведенным ниже фактам, активно включился в некие коммерческие предприятия, позволяющие обеспечить безбедные пенсионные годы. Я, разумеется, не могу утверждать, что имели место быть непосредственные откаты в пользу самого министра Пучкова, кого-то из его приближенных или родственников, но странные истории, которые происходят с закупками за счет бюджета дорогого противопожарного оборудования, вызывают смутные сомнения в кристальной честности заинтересованных лиц. Вот лишь одна из таких историй.

Итак, МЧС, в том числе и для «обеспечения Чемпионата мира по футболу в 2018 году» , понадобились очередные пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Понадобились в достаточно большом количестве и в 2016 году было принято решение о приобретении ста автоцистерн. Разумеется, из бюджета. Причем, в 2015 году стоимость одной такой цистерны составляла для МЧС 16 миллионов рублей, однако в 2016 году в недрах МЧС цена в «плане закупок на год» зачем-то исправляется на… 18 миллионов рублей, зачем-то увеличивая их стоимость на 200 миллионов рублей.

Однако, ГУ МЧС России по городу Москве, вопреки пожеланию министра, провело независимый обзор рыночных предложений и обнаружило среднюю цену за цистерны снова-таки лишь в 16 миллионов рублей. Кроме того, непослушное ГУ МЧС России по городу Москве сообщило начальству о том, что в соответствии с законодательством, при превышении суммы закупки в один миллиард рублей, необходимо проводить общественные слушания. Что и планировалось.

И вдруг Министр МЧС Пучков неожиданно в мае 2016 года отменяет закупку пожарных автоцистерн, а через месяц, в июне, теперь уже в ГУ МЧС РФ по Республике Крым объявляется закупка тех же пожарных цистерн, с теми же техническими данными и в том же общем количестве. Но количество оказывается разбито на несколько позиций, позволивших обойтись без «никому не нужных» общественных слушаний. И по цене… 20 миллионов рублей за каждый цистерну! То есть общая сумма заказа 1 600 000 000 рублей превратилась из в 2 000 000 000 рублей, образовав «вершок» в 400 миллионов рублей, исчезнувших из бюджета!

И представьте себе, аукцион для «ГУ МЧС РФ по Республике Крым» благополучно завершился и победу одержала некая компания АО «ПО Спецтехника пожаротушения», которая, как оказалось, за последний год получила, наверное, по странному совпадению, уже более 50 процентов всего бюджета министерства по «плану закупок».

Вот таблица сравнения цен на совершенно идентичные «пожарные автоцистерны «с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Слева закупка МЧС, произведенная 10 декабря 2014 года по цене 15 951 241 рубль за единицу, а справа «крымская закупка» того же товара, произведенная МЧС в июне 2016 года, но уже по цене 24 000 000 рублей за единицу. Почувствуйте разницу:


И обратите внимание на то, что «допущена одна заявка: ЗАО «Производственное объединение «Спецтехника пожаротушения». А как же так получилось? А получилось это потому, что два других «заявителя» оказались просто не допущены к аукциону.

И ещё не менее увлекательный и необъяснимый факт. Вот выписка об одном из официальных сообщений МЧС о состоявшихся (и несостоявшихся) аукционах по закупке тех самых ««пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническим характеристиками среднего типа с объемом цистерны не менее 3,2 кубических метра». Как уже указывалось, для того, чтобы обойти общественные слушания, общее закупаемых цистерн было разбито на несколько лотов. Вот официальна история одного из лотов в десять единиц:


Смотрите сами: 11 мая 2016 года аукцион по закупке МЧС десяти пожарных цистерн по цене 217 миллионов 475 тысяч рублей был благополучно отменен в Москве, а 29 июня 2016 года (через полтора месяца!!!) успешно проведен в Крыму, но уже по цене… 240 миллионов рублей. А куда же уплыла разница в 22 с половиной миллиона рублей? И это только за десять из сотни пожарных цистерн. Ах, да. Согласно техусловиям, все пожарные цистерны должны были быть доставлены отнюдь не в Крым, где проходил аукцион, а в… подмосковный Ногинск. Ну это так, просто дополнение.

Интересно, а почему глава МЧС Владимир Пучков, отлично зная о таких, с позволения сказать, «закупках», вежливо молчит? Может быть, он просто занят? Или размышляет о спасении российских граждан? Тем более, ему есть где размышлять. Скажем, в роскошном ВИП-супер-лайнере или в элитных автомобилях, купленных на бюджетные деньги.

История четвертая. О красивой жизни

Интересно как получается - как только человек превращается в министра, то сразу же значительно возрастают его потребности, причем в строгом соответствии занимаемой должности. Конечно, если он министр, то ему положено иметь самолет и лимузин. Это и ежу понятно. Но почему-то в большинстве случаев человеку-министру как-то невдомек, что уровень его личных благ (комфорт перелётов, перемещения и так далее за счет госбюджета) должны хотя бы минимально входить в соответствие с общей ситуацией во вверенном ему ведомстве. То есть, если в министерстве совсем беда, скажем, с выплатами зарплат, транспортной авиацией и с другими первоочередными задачами, то как-то не очень этично за счет бюджета покупать для себя, любимого, дорогостоящие вип-лайнеры и роскошные лимузины.

Итак, начну, пожалуй, с наиболее яркого примера, произошедшего в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из плана закупок для нужд МЧС на 2016 год почему-то практически полностью исчезли пункты, направленные на развитие приоритетных направлений деятельности Министерства. Так в прошлом году было исключено приобретение двух самолетов ИЛ-76 и вертолета Ми-26, значительно снижено обеспечение техникой спасательных воинских формирований, Арктических центров, специализированных пожарно-спасательных частей. Тогда же были исключены закупка техники и оборудования для оснащения аэромобильного госпиталя отряда «Центроспас», куда-то делись субсидии на выполнение государственного задания авиационными спасательными центрами региональных центров, субсидии на оснащение учебно-методических центров ФПС МЧС России.

Ну и заодно, к слову, в июне 2016 года в ряде региональных центров МЧС были сокращены… отделы по противодействию коррупции.

А незадолго до вышеназванных «исключений» Министерством по чрезвычайным ситуациям» в нарушение основных функций и задач была осуществлена покупка воздушного судна на базе ближнемагистрального самолета RRJ-95LR-100 (Sukhoi Superjet) , укомплектованного 19-местным ВИП-салоном и прочими олигархическими радостями. А почему «в нарушение основных функций и задач МЧС»? А потому, что в данном воздушном судне не предусмотрен такой дополнительный функционал, как пожаротушение, медицинская эвакуация, доставка грузов парашютным способом. Да и расцветка приобретенной роскоши, утвержденная министром, совсем не соответствует «цветографической схеме окраски самолетов МЧС России.

Таким образом, из федерального бюджета, выделенного для обеспечения деятельности и выполнения задач МЧС России, были отвлечены денежные средства в размере (внимание!) 1,9 миллиарда рублей (32 миллиона долларов по курсу!) для приобретения воздушного судна, не соответствующего основным целям и задачам МЧС (роскошь министра в основные цели и задачи явно не входит). И особенно странно смотрится на фоне общей тяжелой ситуации в авиационном обеспечении деятельности МЧС России, связанной с устаревающим парком авиационных судов класса ИЛ-76 и БЕ-200, нехваткой средств на проведение плановых и капитальных ремонтов воздушных судов. Так самолет БЕ-200 ЧС № RF-32767 ремонтировался больше полутора лет.

Но и это далеко не все, что пожелал министр Пучков. Как удалось выяснить Счетной палате РФ (что подтверждено и дополнено моим расследованием), в нарушение требований Постановления правительства РФ от 20.10.2014 года № 1084, ограничивающего роскошь чиновничьих авто, 6 февраля 2015 года МЧС приобретено два автомобиля BMW 750 Li Drive в максимальной комплектации по цене… 13.6 миллиона рублей. И самое интересное - в закупке эти два роскошных седана были оформлена как «мобильный пункт управления».

Также 14 декабря 2015 года МЧС приобрело автомобиль AUDI A8 L в самой максимальной комплектации по цене 7 миллионов 600 тысяч рублей, и эта машина тоже почему-то называлась «мобильный пункт связи». А через три дня, 17 декабря 2015 года, для руководства российских спасателей был куплен еще один BMW 750 Li X-Drive за 4 миллиона 100 тысяч рублей, и называлось это авто-чудо конечно же тоже «мобильный пункт связи». Неплохо? Правда же? Вы можете себе представить, чтобы какие-то спасательные операции происходили при помощи этих многомиллионных роскошных спецсредств?

И, как удалось выяснить, приобретенные за 13 миллионов 800 тысяч рублей два роскошных автомобиля BMW 750 Li Drive закреплены за министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиром Пучковым (не понимаю, а почему два? На одном - министр на работу, а на другом - жена в магазин?), а остальные машины находятся в резерве МЧС России «для руководства».

Вот лишь небольшая часть историй о «главном спасателе России» и его подвигах на ниве спасения соотечественников. И хочется надеяться, что Генеральная прокуратура и иные контролирующие органы все же уточнят у министра Пучкова о том, куда уходят деньги, причитающиеся «мертвым душам», а также каким образом одинаковые пожарные цистерны сначала закупались на бюджетные деньги по 16 миллионов, а потом по 24 миллиона, и куда делась разница.

ФСБ обыскала детище самого Сергея Шойгу. Превышение полномочий там ищут в госзакупках. С 2015 года неизвестными санкционирована трата бюджетных средств в разы больше положенного. Говорят, глава ведомства Пучков сразу заболел.

Оптовая закупка беспилотных летательных аппаратов для МЧС привела Следственную службу ФСБ России к возбуждению дела по статье 286 УК - «Превышение должностных полномочий».

Так получилось, что с ведома Владимира Пучкова в 2016 году ключевым заказчиком техники для всех спасательных подразделений страны, а значит, и материально ответственным, стало региональное управление Калужской области. Чекисты не остановились на провинции и 18 июля пришли в центральный аппарат МЧС. На следующий день глава МЧС впервые не присутствовал на Центральной аттестационной комиссии.

По данным «Фонтанки», активная фаза реализации дела началась во второй половине дня 18 июля. Будто подгадали - через несколько часов после торжественного выступления Владимира Пучкова о выходе на «качественно новый уровень защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров» и в день юбилея госпожнадзора, которому исполнилось 90 лет.

По иронии судьбы, Следственную службу ФСБ и оперативников с Лубянки в Москву, на улицу Ватутина, в Департамент развития МЧС, привел государственный контракт на закупку беспилотников, вряд ли способных поднять уровень защищенности населения.

Добавим, что наши столичные собеседники настаивают, что ФСБ зашла если не бесцеремонно, то уверенно и сурово. На аппаратном языке это означает, что на самом верху Лубянки им поставили четкую задачу.

Как уже обратила внимание «Фонтанка» еще год назад, первую массовую закупку дронов китайского производства МЧС произвело в 2015 году. Двести летательных аппаратов рыночной стоимостью менее ста тысяч рублей (с учетом комплектующих) были приобретены по цене 190 тысяч за штуку. Кроме того, выяснилось, что у беспилотников Phantom «бытовые» характеристики, не позволяющие, например, проводить поиск людей в лесах. Случился конфуз, и ведомство Владимира Пучкова сделало оригинальный ход. В следующем 2016 году оптовую закупку таких же китайских дронов провели через региональное управление МЧС по Калужской области.

Как следует из официальной информации министерства, заказчиком по закупке беспилотных авиационных систем вертолетного типа (квадрокоптеров) калужское управление было выбрано в соответствии с решением коллегии МЧС России. По данным «Фонтанки», ключевым все же было мнение Владимира Пучкова.

Тем более что, как мы видим на официальном сайте МЧС Калужской области, 16 декабря 2106 года там появилась информация: «Глава МЧС России Владимир Пучков проконтролировал производство беспилотных летательных аппаратов». На фото Пучков интересуется производством ООО «Беспилотные системы» вместе с губернатором, и подробно описывается, что заказчиком 650 аппаратов определено именно МЧС по Калужской области.

В МЧС России также подтвердили, что базовой закупочной площадкой в 2016 году стала Калуга. Через то управление приобретены 650 беспилотников с видеокамерой (по 210 тысяч рублей штука) и 106 дронов с тепловизором.

Контракты 2015 года удостоились внимания только Счетной палаты. Она обратила внимание на явную дороговизну приобретаемой техники. Это касалось не только беспилотников. Пожарные автоцистерны закупались по 15 млн рублей за единицу при номинальной стоимости 6,5 млн. Контракты же 2016 года наметили опасную тенденцию, и подключилась ФСБ.

В МЧС России опровергают информацию о задержании сотрудников центрального аппарата ведомства по делу о превышении полномочий, уточняя, что в качестве подозреваемого привлечен «замначальника одного из региональных управлений». Если он окажется из Калуги, это никого не удивит. Действительно, по нашей информации, в тот же день, 18 июля, сотрудники контрразведки провели обыск и в калужском управлении МЧС. И увезли оттуда именно заместителя начальника.

Как «Фонтанке» теперь неофициально комментируют в Калуге, «нас просто подставили: дали указание, а в управлении его исполнили». Но у следствия немного другой подход к закупкам. Мол, сами подставились.

Заметим, что, разумеется, в МЧС все произносят фамилию Пучков. Начинается предсказуемая кадровая конспирология. Тем более что после торжественных слов о качественно новом уровне защищенности населения Владимир Пучков до вечера находился в своем кабинете, а потом исчез из публичного и корпоративного поля зрения. Накануне, 19 июля, он впервые не прибыл на заседание Центральной аттестационной комиссии, которую возглавляет. Ее провел его первый заместитель Владимир Степанов. Данных о том, что министр в отпуске, не имеется.

Значит, заболел.

Счетная Палата установила, что в МЧС нецелевым способом потрачено около 3,5 миллиардов рублей.

В ближайшее время министру чрезвычайных ситуаций России Владимиру Пучкову придется принарядиться и нанести визит в Генпрокуратуру. Или прокурорские сотрудники еще раньше заглянут в кабинет министра - так как у них появится много, очень много вопросов к Владимиру Андреевичу.

Траты возглавляемого Пучковым ведомства за 2013-2016 годы внимательно изучила Счетная палата, которая пришла к выводу, что с нарушениями ведомство за это время потратило астрономические 3,5 млрд рублей! Соответствующие отчеты лягут на столы Владимира Путина и генпрокурора. Кроме того, результаты проверки СП также направит в ФСБ, ФАС, Росздравнадзор, Госдуму и Совет Федерации.

Так, надзорное ведомство выяснило, что объем просроченной дебиторской задолженности МЧС только за год увеличился в 2,9 раза - до 1,6 млрд рублей. Просроченная задолженность по выданным авансам увеличилась сразу в 21 раз - с 49,9 млн рублей до 1,06 млрд рублей. Даже на скупом официальном языке Счетной палаты понятно, что Пучкову пора скачала в отставку, а потом - под следствие: «В ходе проверки… были выявлены многочисленные, систематические нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг… в части ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, а также установления размера обеспечения исполнения контракта, вследствие чего размер аванса, не обеспеченный банковскими гарантиями или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет».

Министерство наркотических ситуаций

Надзорное ведомство выяснило, что при Пучкове в состав контрактной службы МЧС были включены сотрудники, которые даже не имели необходимого образования в сфере закупок или размещения заказа для госнужд. Нарушалось законодательство даже в сфере стратегически важного гособоронзаказа. Впрочем, неудивительно: такая уж у Пучкова кадровая политика. Команду прежнего главы МЧС Сергея Шойгу, при котором работа ведомства была образцовой, сменили взяточники и наркоманы. В пристрастии к запрещенным препаратам и мальчикам-курсантам был заподозрен майор Михаил Бунаков, назначенный при Владимире Пучкове помощником статс-секретаря МЧС.

После того, как в сети появились видеоролики, запечатлевшие времяпрепровождение «человека, похожего на Бунакова», его попытался выгородить другой экспонат из кадровой коллекции нынешнего министра - «академик всех академий» замминистра Владимир Артамонов.

Свежие «распилы»

Добавила Счетная палата эпизодов и к «распильной» истории МЧС при Пучкове. СП установила, что подведомственный «Центр обеспечения деятельности» закупил 4 пожарно-спасательных мотоцикла МПС VFR1200X Honda VFR1200X по цене 2,6 млн рублей за штуку, тогда как расчетная стоимость транспорта со всей спасательной «экипировкой» ниже закупочной на 923 тысяч рублей. То есть подчиненные Пучкова с одной только этой закупки положили себе в кармашки почти 3,7 млн рублей.

В 2015 - 2016 годах МЧС закупило 110 пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническими характеристиками по 15 млн рублей за штуку в прошлом году и по 16,6 млн рублей - в текущем году. При этом аналогичная автоцистерна в базовой комплектации стоит всего 6,6 млн рублей. То есть «улучшенные характеристики» и наклейки логотипа МЧС на бока цистерн подняли цену сразу в 2,5 раза? Или цена взлетела из-за неуемного стремления подчиненных Пучкова к незаконному обогащению?

Рекорды Пучкова

Предшественнику Владимира Андреевича - Сергею Шойгу, наверное, и не снилось, каких «рекордов» может достичь МЧС при «талантливом» управлении. Чего стоила одна «оптимизация» числа сотрудников ведомства! В прошлом году из МЧС уволены 10 тысяч человек. Конечно, из ведомства необходимо было основательно повымести коррупционеров и наркоманов. Но Пучков «вымел» совершенно других сотрудников МЧС - на 70% был сокращен пожарный надзор, благодаря чему оставшиеся инспектора физически могут посещать каждый объект не чаще, чем раз в 20 лет.

Массовые сокращения обернулись неслыханным - спасатели были готовы выйти на массовую акцию протеста перед зданием МЧС в Москве. Возмущение спасателей было усилено тем, что ровно в это же время в МЧС, даже с учетом всех сокращений, не хватило 3,8 млрд рублей на денежное довольствие и зарплату! В начале 2016 года ситуация стала еще хуже: долги перед пожарными превысили 4,5 млрд рублей. При этом в Новый год, как мы уже отметили рядовые сотрудники МЧС сидели без денег, а ведомственное начальство получило премии и посоветовало подчиненным взять кредиты.

При «талантах» Пучкова спасателям не только не на что жить, но и негде: по данным Счетной палаты, из запланированных МЧС к завершению строительства в 2013 - 2015 годов 45 объектов жилищного назначения на сумму 6,5 млрд рублей, были завершены строительством только 33 объекта жилищного назначения на сумму 4,4 млрд рублей. В долевом строительстве из 20 объектов на сумму 284,7 млн рублей готовы только 18 объектов на сумму 137,6 млн рублей (48,3%). ФКУ «УКС МЧС России» и вовсе потратило «жилищные» средства только на 13%.

Кстати, и начал свою карьеру на посту главы спасательного ведомства Пучков очень ярко: наводнением на Кубани в 2012 году, которое, только по официальным данным, стоило жизни 171 человеку. О надвигающемся наводнении первыми население известили почему-то журналисты, а не спасатели, причем - еще за пять часов до того, как Кубань затопило. СМИ ссылались на «источники» в МЧС, то есть, получается, о грядущем ЧП в ведомстве знали. Знали, но почему-то не известили об этом людей….

Отдельная тема - это лесные пожары, которые, такое впечатление, не перестают полыхать в России с тех пор, как МЧС возглавил господин Пучков. Даже когда Владимир Андреевич заместительствавал в МЧС, было понятно, что тушение пожаров - это «не его». Ведь за ликвидацию очагов пожаров в 2010 году отвечал именно он. И, как итог - пожары-таки добрались до подступов к Москве.

Зато у руководства МЧС есть возможность разъезжать по пепелищу «шикарно»: еще весной прошлого года «Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» объявил о намерении купить 10 автомобилей Toyota LC Prado общей стоимостью 27 млн рублей. Да и Счетная палата выявила неиспользуемые в ведомстве автомобили BMW 750Li XDrive (стоимость 6,9 млн рублей), Audi A8L (стоимость 7,6 млн рублей) и Chevrolet Tahoe (стоимость 4,2 млн рублей).

Чтобы внешне все оставалось «пристойно», при Владимире Пучкове появилась идея ликвидировать отделы по противодействию коррупции в Северо-Западном и Приволжском региональных центрах МЧС. Сотрудники ведомства неофициально говорят, что виноваты сами - переусердствовали в отлове министерских коррупционеров.

Человек слова

Про Пучкова в возглавляемом им ведомстве не зря говорят - показушник. Например, глава спасательного ведомства «светится» в таких новостях: «Владимир Пучков подарил Туле новый беспилотник». Конечно, можно порадоваться за туляков, вот только при Пучкове МЧС закупило дешевые китайские дроны по цене, в 1,5-2 раза превышающей их реальную розничную стоимость.

Так, осенью прошлого года ведомство потратило 38 млн рублей на покупку 200 китайских квадрокоптеров DJI Phantom 3 Advanced. За каждый беспилотник МЧС заплатило 190 тысяч рублей, тогда как реальная стоимость за штуку шедевра китайского производства составляет порядка 70 тысяч рублей. В первую очередь, министр объяснял подобную закупку необходимостью осуществлять мониторинг в зонах ЧС и пожаров. Но увы, характеристики закупленных - бытовых, а не профессиональных - дронов этого не позволяют.

Квадрокоптеры китайского производства сохраняют управляемость не далее 2 км и «пролетать» за один раз способны не более 23 минут. Так что с этими машинками только за соседями подглядывать: вдруг, у них пожар?

Следующую партию китайских «игрушек» ведомство Пучкова закупит уже по необъяснимо «раздутой» цене… в 210 тысяч рублей. Все это на фоне того, что пожарные, которые ежедневно сами лезут в эти пожары - тушить, спасать жизни - сидят без зарплат даже в Новый год. «Другу письмо из министерства пришло, что зарплата за декабрь в полном объёме будет выплачена 12 января. Затягиваем пояса и вяжем в узел желудки», - такими новостями делились спасатели перед НГ-2016.

Впрочем, удивляться, тут совершенно нечему. Ведь после Сергея Шойгу спасательное ведомство в 2012 году возглавил Пучков, за которым и до карьерного взлета ходили слухи о пристрастии к «нецелевому расходованию бюджетных средств». В частности, когда Пучков «директорствовал» в Департаменте гражданской защиты МЧС. Активные слухи о том, что Владимира Пучкова не сегодня-завтра «попросят» из кабинета главы спасательного ведомства, активно стали гулять осенью этого года. Вероятный преемник также не радует, это другая история…

Счетная палата собрала убедительные доказательства, почему МЧС необходимо освободить от присутствия Владимира Андреевича. От отставки «по некомпетентности» Пучкова теперь отделяет одна подпись - президента России Владимира Путина.

error: