Храмовой горы. Храмовая гора в иерусалиме

Как называется мусульманская святыня на Храмовой горе? Почему это место привлекает сегодня столько туристов? Какие тайны скрывает оно? Обо всем этом вы узнаете, прочитав данную статью.

Храмовая гора, находящаяся в юго-восточной части Старого города в Иерусалиме, называется иначе Харам аш-Шариф. Это место уникально. Оно является священным для мусульман, христиан и иудеев. По форме Храмовая гора напоминает прямоугольный холм. Ее отождествляют традиционно с горой Мориа - тем самым местом, где Авраам хотел принести в жертву Богу своего сына.

Храм Соломона

Иерусалим - это самое сердце Израиля. Этот город 3000 лет назад был завоеван царем Давидом, вознамерившимся здесь построить первый станционный храм, предназначенный для возношения молитв единому богу. Однако это сооружение суждено было возвести не Давиду, а Соломону, его сыну, построившему на горе Мориа внушительное здание. Сегодня эта гора известна как Храмовая гора. Для Ковчега Завета было отведено самое священное место внутри возведенного здания. Во дворе был расположен алтарь, предназначавшийся для сожжения жертв. Кровь жертвенных животных во времена процветания этого храма текла рекой во славу бога.

Разрушение храма и его восстановление

До 586 года до н.э. простоял храм Соломона. Именно в это время прибыли сюда вавилонские захватчики и разрушили его до основания. А после того как Вавилон был покорен персами, в 538 году до н.э., царь Кир издал декрет, по которому планировалось восстановить Иерусалимский храм. Он был отстроен потомком Давида, Зоровавелем.

На рубеже нашей эры, во времена правления Ирода Великого, храм после реконструкции был увеличен. Однако он простоял не более века, после чего в 70 году был разрушен во время подавления иудейского восстания римлянами.

Аль-Акса и Купол Скалы

На вершине Храмовой горы сегодня можно увидеть 2 самых значительных сооружения. Первое - это мечеть Аль-Акса (на фото ниже), известная тем, что она являлась штаб-квартирой тамплиеров во времена крестовых походов.

Однако главное сооружение находится севернее Аль-Аксы. Оно представляет собой мечеть, увенчанную золотым куполом, имеющую странное название - Купол Скалы. Храм Соломона ранее располагался именно здесь (иногда ошибочно считают, что он находился на месте Аль-Аксы).

Почему же Давид решил, что самое подходящее место для возведения храма - именно Храмовая гора? При этом он даже специально выкупил гумно у одного иевусея, которого звали Аравна (Орна). Зачем нужно было возводить жертвенник именно здесь? Ответы на данные вопросы связаны с одной интересной особенностью Купола Скалы - мечети, во многом благодаря которой сегодня известна на весь мир Храмовая гора. Фото Купола Скалы представлено ниже.

Мечеть эта была возведена вокруг небольшого выступа в скале, возвышающегося примерно на 1,2-2 м. Длина его составляет около 18 метров, а ширина - 13,5. Согласно преданию скальный выступ связан с библейским текстом. Считается, что Авраам именно здесь готовил свой жертвенный костер для того, чтобы принести своего сына в жертву Богу. Однако явившийся ангел отвел руку Авраама и сказал ему, что Бог согласен принять вместо отрока ягненка в жертву.

Уже одного такого предания, на первый взгляд, было бы достаточно для выбора именно этого места для возведения храма, в котором должны были проводиться жертвоприношения Богу. Место, где являлся посланник Бога, евреи могли вполне посчитать священным. Однако можно задать себе и другой вопрос: почему же Авраам выбрал для совершения жертвоприношения именно этот выступ в скале?

Камень Основания

Венчающая Храмовую гору скала называется в Тахане Камень Основания (предположительная часть этого камня представлена на фото ниже). Она считается местом, с которого начал творить мир Господь. Возникает закономерный вопрос: как следует относиться к этой фразе? О каком Господе идет речь? Ведь до того как возникла религия Яхве, здесь почитали совсем других божеств...

По одной из существующих на сегодняшний день версий, в названии "Иерусалим" кроется значение "основанный богом". Давид между тем этот город не строил, а завоевал. То есть он существовал еще до прихода евреев. Какой же бог тогда основал его? Это был явно не Яхве.

Было ли на горе сооружение до постройки храма Соломона?

Все вышеперечисленное позволяет предположить, что на горе Мориа находилось некоторое сооружение еще до того, как Давид завоевал Иерусалим. Это сооружение богов Ханаана - древних богов.

Раскопки Храмовой горы - тайна за семью печатями. Сегодня это место изучено еще недостаточно, или результаты просто не хотят афишировать. Поэтому мы не можем сказать, что под Храмовой горой.

Историки говорят, что Иерусалим во времена Давида находился ниже, а на горе Мориа не было никаких сооружений. Однако похоже, что данное утверждение основывается только на текстах Ветхого Завета, в которых упоминается лишь гумно. Не нужно забывать о том, что, во-первых, сам этот текст - источник сильно идеологизированный, а во-вторых, евреи получили задание до основания разрушить все святилища богов Ханаана. И они вполне могли разрушить и древнее сооружение, в дальнейшем на месте которого был построен храм для Яхве.

Традиция возведения храмов на месте святилищ древности

Очень широко во всем мире распространена традиция возведения храмов на месте святилищ древности. Пожалуй, их строят гораздо реже на новом месте, чем на почитавшемся ранее. Поэтому вполне вероятно, что мусульманская мечеть, которую мы видим сегодня, возведена именно там, где находился иудейский храм на Храмовой горе.

В пользу этого предположения есть и еще одно соображение. В Старом Свете древнего мира сегодня не было обнаружено никаких аналогов возведения храмов вокруг выступа в скале - сооружений, как будто ограждающих этот выступ. Такое место для строительства полностью выпадает из всех рамок традиций древних культур.

Однако идею возведения сооружения вокруг скалы (выполненного, кстати говоря, из мегалитических блоков) мы находим на противоположной части нашей планеты - на территории Перу, государства в Южной Америке. Подобным образом, например, построен расположенный в знаменитом Мачу-Пикчу храм Солнца.

Историки считают, что Мачу-Пикчу был построен инками. Но в данном комплексе встречается множество примеров выдающегося мастерства в обработке камня, поэтому не остается практически никаких сомнений в том, что строительство было осуществлено цивилизацией, развитой гораздо более высоко - цивилизацией древних богов. В основании храма Солнца можно видеть один из наиболее ярких примеров применения высочайших технологий обработки камня и строительства. С развитыми технологиями современности нечто подобное и сегодня сделать крайне сложно.

В Писаке находится другое подобное перуанское сооружение. Знаменитая кладка здесь окружает скальный выход. Он уже обработанный и называется "интиуатана". Это слово обычно переводится как "коновязь Солнца". Дело в том, что, согласно здешним преданиям, бог Солнца привязывал к ней своего коня. Ясно, что перевод этот подходил для конкистадоров из Испании - завоевателей империи инков. Однако для высокоразвитой цивилизации богов перевод, аналогичный по смыслу, звучал бы уже иначе, намного более привычно - "место парковки принадлежащего богу Солнца транспортного средства".

Доводы в пользу того, что на Храмовой горе был храм богам Ханаана

Что же получается? Две культуры в Новом и Старом Свете, разделенные огромным пространством, возводят архитектурные сооружения, построенные по одному и тому же принципу. Вполне можно предположить, что на Храмовой горе находилось когда-то сооружение, которое имело отношение к богам Ханаана. И логично также предположить, что здесь, в таком важном месте, находился храм именно главного бога - Баала.

Тайна Храмовой горы до сих пор не раскрыта. Любопытно, что даже в текстах Ветхого Завета косвенно подтверждается наличие на этом месте древнего сооружения, построенного еще задолго до того, как сюда пришли евреи. Так, в Третьей Книге Царств в отрывке, описывающем возведение храма Соломона, сказано, что при его возведении были употребляемы на строение обтесанные камни. Отмечается также, что ни тесла, ни молота, ни другого железного орудия при строительстве его не было слышно. Тогда откуда же могли появиться обтесанные камни? Вероятно, они уже были здесь, на Храмовой горе. Евреи лишь использовали старое сооружение или сохранившиеся блоки из его руин для возведения нового храма.

Мечеть Купол Скалы сегодня

Вы уже знаете, как называется мусульманская святыня на Храмовой горе. Опишем ее подробнее. Эта мечеть сегодня считается по праву визитной карточкой города Иерусалима. Золотой купол диаметром 20 метров виден практически из любой части Старого города. Мечеть не является действующей. Сегодня это архитектурный памятник, который оберегает священную скалу.

Здание было построено в 687-691 годах до н.э. Впоследствии оно страдало от землетрясений и разрушений, его часто перестраивали. После каждого восстановления мечеть становилась еще прекрасней и величественней. Здание находилось под властью то мусульман, то христиан (когда крестоносцы захватили Иерусалим), однако с 1250 года оно принадлежит безраздельно мусульманам. Для неверных вход сюда запрещен.

Вознесение пророка Мухаммеда

История Храмовой горы богата событиями и легендами. Считается, например, что именно с нее вознесся в небо пророк Мухаммед. Ему однажды ночью явился архангел Гавриил (Джабраил). Он предложил Мухаммеду сесть на крылатого коня для того, чтобы перенестись из Мекки в священный Иерусалим. Здесь пророку позволено было вознестись на небо, встретиться с другими пророками. Он предстал перед самим Аллахом, доверившим Мухаммеду заветы мусульманской веры. Сегодня в Куполе находится отпечаток стопы этого великого пророка, а также 3 волоска из его бороды.

Особенности архитектуры мечети

Расположена мечеть на террасе. Пологие ступени ведут к ней с каждой стороны. На 4 стороны света ориентированы 4 ее двери. Стены украшает плитка и мозаика в зелено-сине-бело-золотой гамме, характерной для ислама. Множество внутренних колонн виднеется из любого места здания.

В сердце Купола Скалы находится священная скалистая площадка. Она возвышается над мраморным полом на 2 метра. Окружена эта площадка деревянной балюстрадой, сооруженной таким образом, что создается впечатление парения скалы в воздухе.

Во время вознесения пророка Мухаммеда, согласно преданию, эта скала должна была последовать следом за ним. Она "оторвалась" от земли и "висит" теперь в воздухе. Небольшая пещера образовалась при ней, практически квадратной формы. Именно здесь построил алтарь царь Давид. Неизвестно, какие еще сокровища таят в себе подземелья Храмовой горы...

Что еще находится сегодня на Храмовой горе?

Ворота имеет каждая стена этой горы (их всего 10). Некоторые замурованы, некоторые были пробиты, когда арабы завоевывали город. Мусульманская святыня на Храмовой горе не единственное интересное сооружение этого места. Здесь сегодня находятся около ста построек, которые относятся к разным периодам. На мамлюкский и османский периоды приходится большая часть из них. Можно увидеть среди этих строений величайшие памятники зодчества мусульман, множество живописных фонтанов, арок и беседок. Широко использовались в их постройках такие детали, как капители и колонны.

Долгое время евреям был запрещен доступ на Храмовую гору. Но во время 6-дневной израильской войны они смогли вернуть над ней контроль, и был возобновлен доступ к историческим местам. В 1998 году возведена 3-я по счету мечеть на Храмовой горе.

Что входит в план обычной обзорной экскурсии по Иерусалиму (Израиль)? Храмовая гора, Стена Плача, дорога на Голгофу… Остановимся на первой достопримечательности. Туристы, побывавшие в Иерусалиме, не перестают удивляться, что некоторые места Старого Города являются святынями сразу для трех мировых религий - христианства, иудаизма и ислама. Не исключение и Храмовая гора. Можно сказать, что христиане чтут Ветхий Завет, а мусульмане считают Иисуса Христа пророком Исой. Но здесь - другая история. Гора, прозванная Храмовой, если верить Устной Торе, является основой всего мироздания. Это некий краеугольный камень, с которого Бог начал создавать землю и небо. Стоит ли побывать в таком месте? "Конечно!" - уверяют туристы. Даже если вы не являетесь сторонником ни одной из трех религий. По крайней мере, у вас останутся незабываемые впечатления и красочные фотографии.

Иудейская святыня

В древности Храмовая гора носила название Мориа, что означает «Господь видит». Кроме того, что с нее началось сотворение мира, иудеи верят, что именно здесь Бог создал Адама. После изгнания людей из рая Каин и Авель приносили жертву Всевышнему на первом алтаре на Храмовой горе. И после Потопа праведник Ной также остановился здесь, а не у Арарата. На Храмовой горе он построил новый жертвенник. Но более всего известна эта достопримечательность тем, что здесь Авраам из любви к Богу готов был принести в жертву своего сына Исаака. Поэтому и было дано название горе Мориа, поскольку Яхве, видя помыслы пророка, послал ангела, который остановил руку с занесенным ножом. Обо всем этом рассказывают экскурсоводы туристам, и от этих историй кровь холодеет в жилах даже у неверующих. Ведь это, как-никак, "прикосновение к сакруму".

Первый Храм

А еще на этом месте царь Давид видел ангела с мечом и понял, что моровая язва, поразившая население Иерусалима, является выражением гнева Господня. Он принес Богу богатые жертвы, после чего эпидемия прекратилась. А сын Давида - Мудрый Соломон, построил в конце Х века до нашей эры на вершине горы первый иерусалимский храм. Над строительством трудились тридцать тысяч израильтян и впятеро большее количество пленных финикийцев. После того как Дом Господень был освящен, его наполнило облако шехина - свидетельство присутствия Бога. С тех пор Мориа получила иное название - Храмовая гора. Иерусалим не знал большей святыни, ведь там находился то есть ларь с каменными скрижалями, которые Бог вручил Моисею. Но этого сооружения уже не увидят туристы, поскольку в 587 г. до н. э. его разрушили вавилоняне.

Второй Храм

Он был воздвигнут после освобождения от вавилонян в 536 г. до н. э. Храм стал символом единства еврейского народа, поэтому на его украшение и расширение не жалели ни сил, ни средств. Царь Ирод - тот самый! - расширил святыню, построил вокруг нее мощные стены, которые возвышались на тридцать метров над улицами города. Храмовая гора стала неприступной по тем временам цитаделью. И тут туристы христианского вероисповедания осознают, что они стоят на том самом месте, на котором ученики Иисусовы говорили своему учителю: «Посмотри на сии великие здания, на то, как они украшены!» На что Сын Человеческий ответствовал: «Придут дни, когда не останется здесь камня на камне». Христос оказался неточен: от второго храма все же что-то сохранилось. Это - Стена Плача, бывший западный фасад здания.

Мусульманская святыня

В 691 году арабские завоеватели построили на Храмовой горе две мечети. Первая - Куббат ас-Сахра - отмечает то место, на которое приземлился пророк Магомед в своем чудесном мгновенном перемещении из Мекки. На крылатом скакуне и окруженный ангелами, он сошел на гору, оставив для почитания потомкам след своей стопы и три волоска из бороды. Также мусульмане поклоняются "основанию мира" - небольшой скале под золотым куполом, с которой Господь начал сотворение всего сущего. Вторая мечеть на Храмовой горе - Аль-Акса. Несмотря на свои более скромные размеры и свинцовый купол, это сакральное сооружение имеет для мусульман огромное значение (третье после Мекки с Мединой). Поскольку на этом месте Магомет - как верховный имам - совершил ночную молитву вместе со всеми пророками, мечеть Аль-Акса долгое время являлась киблой. Все мусульмане во время намаза обращались лицом к этому ориентиру. И только позже кибла переместилась в Мекку.

Христианская святыня

Помимо того что о говорил Иисус, предрекая его разрушение, Храмовая гора имеет и более важное значение для тех, кто верит в Согласно учению Церкви (которое основывается на Книге Иезекииля), именно сюда придет во славе и с воинством небесным Сын Божий, чтобы совершить Последний Суд над миром. Со звуком трубы все мертвые выйдут из могил. И в таком месте, - говорят отзывы туристов, - невольно задумываешься о своих неправедных делах.

Эзотерическая святыня

Поскольку все три религии считают темную скалу на вершине горы местом, с которого Господь создавал землю, это верование нашло свое отражение в разного рода идеях сциентизма. Эзотерики считают, что через Мориа проходит теллургическая ось, на которой зиждется все мирозданье. Во времена недолгого правления христианских крестоносцев в Иерусалиме в мечети Аль-Акса располагалась главная резиденция ордена тамплиеров. Именно из-за этого конгрегация рыцарей-монахов получила свое второе название - храмовники. Существует множество (не подтвержденных историками) идей, будто тамплиеры пользовались какими-то тайными текстами и апокрифами, совершали гностические культы и тому подобное. Поэтому в этом месте можно встретить толпы эзотериков, которых привлекает тайна Храмовой горы. На самом деле в подвалах мечети в XII веке располагались обычные конюшни.

Находится эта достопримечательность на юго-востоке Старого города. Золотой купол мечети Куббат-ас-Сахра виден издалека. Сам комплекс представляет собой большую прямоугольную, обнесенную стенами площадь. В ее центре стоит Купол Скалы, а с краю - мечеть Аль-Акса. Хоть Храмовая гора, фото которой является «визитной карточкой» Иерусалима, кажется такой высокой, взойти на нее даже летом не составляет особого труда. Гораздо сложнее, как уверяют туристы, попасть в сам комплекс. Дело в том, что из-за которые то и дело вспыхивают у святынь (фанатиков хватает в любой религии), полиция с целью наведения порядка перекрывает доступ к площади. Лучше всего, как советуют бывалые путешественники, прийти пораньше. Только к КПП придется выстоять час в очереди. Следует помнить, что для женщин (почему-то в любой из упомянутых религий придираются именно к прекрасному полу) обязательны длинные юбки и прикрытые плечи. При этом всем не разрешается проносить на территорию Храмовой горы никаких предметов культа, если вы проходите по деревянному мосту через специальный КПП для туристов.

Храмовая гора находится в Иерусалиме, на востоке Старого города. Ее обнесенная высокими стенами территория примыкает сразу к двум кварталам — Мусульманскому и Еврейскому, и контролируется исключительно мусульманской стороной. Священная земля является предметом многовековых споров, военных и гражданских конфликтов между мусульманами и иудеями, которым долгое время не разрешалось даже ступить на нее. Сегодня путь к Храмовой горе открыт, но для немусульман — только в установленные часы и дни недели, а также при условии соблюдения определенных правил.

Размеры Храмовой горы:

  • длина (восток и запад) — 470-485 м;
  • ширина (юг и север) — 280-313 м;
  • абсолютная высота — 774 м;
  • относительная высота — около 20 м;
  • максимальная высота окружающей стены — 45 м.

Храмовая гора: значение

Прямоугольная площадь холма является священным местом у иудеев, исламистов и христиан.

В иудаизме Храмовая гора считается избранным Богом местом, поэтому относится к самому священному месту на Земле. Тут стоял Первый храм (Соломонов), затем был построен Второй храм (Иерусалимский), а после схождения Мессии, по преданиям, появился вечный Третий храм. Предполагается, что на Краеугольном камне горы Всевышний начал Сотворение мира. Тут был установлен жертвенник, Иакову приснился здесь сон, давший понять о «присутствии на месте сём Господа», а в Первом храме находился Ковчег Завета и Святая святых. Понятие святости места подтверждает тот факт, что иудеи в мольбе обращают свой взор к Израилю — Иерусалиму — Храмовой горе.

В пророческих писаниях есть упоминания других названий святыни — гора Мория, гора Храма (или Дома), гора Сион (до I века, ныне — другой холм).

В исламе Храмовая гора признается третьей по значимости, уступая две первые позиции находящимся в Саудовской Аравии Мекке и Медине. По приданию, это — одно из первых мест поклонения Аллаху. Именно отсюда пророк Мухаммед совершил Мирадж — вознесся к небесам вместе с ангелом Джабраилом.

У христиан Храмовая гора связана с введением 3-летней Марии, будущей Богородицы, в Святая святых, куда мог входить лишь раз в год первосвященник, и с ее воспитанием в благочестии при Иерусалимском храме до 12 лет.

Сегодня на огороженной территории присутствуют только исламские святыни и ни один проект «совмещения» их со святынями других религиозных конфессий даже не рассматривается.

Краеугольный камень

С точки зрения религиозных представлений, Камень Основания считается местом, где Бог начал процесс Сотворения мира и где в дальнейшем проводились обряды жертвоприношения. По мнению исследователей, Краеугольный камень изначально лежал в Святая святых Соломонова храма, а позже мусульмане накрыли его Куполом Скалы.

Сегодня Священный камень размером 17,7×13,5 м, поднимающийся на высоту до двух метров, во избежание прикосновений огорожен позолоченной решеткой и контролируется мусульманами. Однако истинность этого участка скалы ставится некоторыми исследователями под сомнение, так как в первом письменном тексте религиозных предписаний ортодоксального иудаизма Мишне упоминается о камне, поднимающемся над поверхностью лишь на три пальца.

Храмовая гора в Иерусалиме: посещение

Далеко не всем туристам удается побывать на Храмовой горе, так как доступ к ней жестко регламентируется по времени, дням и религиозным канонам. Сегодня на входе присутствует строгий контроль. Мусульман могут попросить прочесть наизусть самые важные выдержки из Корана, а тех, кто откажется по какой-либо причине, развернут в обратную сторону. Нескромно одетых посетителей ждет та же участь. С собой обязательно нужно иметь паспорт, так как требование предъявить документы звучит достаточно часто.

Евреям не разрешается брать с собой религиозную атрибутику, молитвенники и священные книги, а группы ортодоксальных иудеев, проходящих по периметру горы, сопровождаются усиленной охраной. Им строго запрещено произносить молитвы даже беззвучным шевелением губ и совершать поклоны, повернувшись лицом к Святая святых. За малейшее нарушение вся группа выдворяется за пределы территории.

Входить в мечети Храмовой горы разрешено только мусульманам.

Посетить религиозно-исторический комплекс «неверным» разрешается с понедельника по четверг в определенное время:

  • летом — с 08:30 до 11:30 и час после 13:30;
  • зимой — с 07:30 до 10:30 и час после 12:30.

В пятницу и субботу доступ отсутствует. Бывают случаи, когда в оговоренные часы посещения ворота остаются закрытыми, причем — без предварительного уведомления.

Вход для мусульман временными рамками не ограничивается.

В каждой из стен присутствует несколько ворот, часть из которых замурована. На сегодня насчитывается 11 действующих порталов, 10 из которых предназначены исключительно для входа мусульман. Ворота Муграби, расположенные в южной трети Западной стены со стороны Еврейского квартала , были открыты для немусульман в 1967 году. С 2016 года они переименованы в ворота Гигель.

Достопримечательности

На границах огороженного холма находится более 100 объектов, относящиеся к разным историческим периодам и стилям. Здесь сохранились постройки иродианской и греко-римской эпох, но основная часть сооружений возводилась в мамлюкские и османские времена. На Храмовой горе присутствуют мечети, памятники мусульманского зодчества, в числе которых — молитвенные беседки, несколько фонтанов, арки, купола-монументы и пр.

Мечети Храмовой горы

Главными объектами комплекса культовых сооружений Харам аль-Шариф являются два исламских святилища — мечети Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Аль-Акса , считающиеся одними из важнейших мусульманских святынь. В подземных помещениях Соломоновых конюшен есть, также, мечеть Эль-Марвана.

Исламский музей

Коллекция размещена в историческом здании, построенном крестоносцами в XII веке рядом с мечетью Аль-Акса, переоборудованной в тот период под штаб-квартиру ордена Тамплиеров. Музей открыт в 1927 году.

В коллекции представлены экспонаты, связанные с исламской историей нескольких мусульманских регионов, уникальные рукописи Корана, керамика, бронзовые изделия с характерной чеканкой, оружие, керамическая плитка и пр.

История

Первое упоминание о Храмовой горе уходит в X век до н. э. В нем говорится о покупке царем Давидом участка земли у местного жителя, сооружении жертвенника Богу Израиля и возведении Соломоном Первого Иерусалимского храма. Он простоял 410 лет и был разрушен в VI в. до н. э. нововавилонским царем Навуходоносором II вследствие подавления мятежа иудейского царя Седекия против Вавилона.

Второй храм, ставший центром общественной и духовной жизни еврейского народа, был построен спустя почти 70 лет. Он простоял более 400 лет, был реконструирован и расширен Иродом Великим и уничтожен римлянами в ходе Иудейской войны в 70 г. На горе колонизаторы воздвигли храм Юпитера, а над Святая святых установили конную статую императора Адриана.

В эпоху Византийского правления Иерусалимом Храмовая гора оставалась невостребованной и замусоренной. С приходом мусульман в VII веке, над Камнем Основания соорудили Купол Скалы и рядом возвели мечеть Аль-Акса. С 1099 году началась эпоха крестоносцев, освободивших Иерусалим от исламского присутствия и использовавших Купол Скалы в качестве основы для устройства Храма Господа. Однако власть тамплиеров продержалась недолго, всего до 1187 года. С этого времени начался многовековой период мусульманского правления.

После Первой мировой войны современную столицу Израиля отдали под патронат Британского мандата. Благодаря усилиям иерусалимского муфтия, святыня получила статус национального достояния палестинских арабов, а в 1948 г. перешла под иорданский контроль.

Вплоть до 1967 года иудеям запрещали посещать Храмовую гору. Послабления начались после событий Шестидневной войны, когда израильским десантникам удалось прорваться к святыне. Несмотря на то, что управление территорией передали исламскому ВАКФу, евреи получили частичный доступ на Храмовую гору.

По вопросу локализации Первого и Второго храма есть несколько версий. Кроме традиционного предположения о месте его нахождения под Куполом Скалы, исследователями разрабатываются версии — западнее, севернее и южнее мечети Куббат ас-Сахра.

Раскопки

Если не принимать во внимание усиленные поиски крестоносцами сокровищ царя Соломона в начале XII века, то масштабных раскопок на горе никогда не производилось. Незначительные археологические находки связаны с выполнением строительных работ или со случайными событиями. В частности, были обнаружены участки подпорных стен из камня, относящиеся к иродианскому периоду, а также несколько хозяйственных сооружений, в том числе Соломоновы конюшни. Предполагается, что часть найденных артефактов скрывается ВАКФ или сознательно уничтожается, но доказательств этому, как и опровержений, нет.

В XIX веке британскими исследователями, по предварительному разрешению османской стороны, вдоль Западной стены вне границ Храмовой горы осуществлялись раскопки, в ходе которых удалось сделать несколько находок, в том числе обнаружить древнюю каменную арку древнего моста. После получения Израилем доступа к Стене Плача в 1967 году, раскопки со стороны Еврейского квартала приобрели планомерный характер. Сегодня тоннель Западной стены открыт для посещений. Найденная в нем пещера, использовавшаяся когда-то в качестве синагоги по согласованию с мусульманами, считается самым близким к Краеугольному камню молитвенным местом.

Как добраться до Храмовой горы

Немусульмане могут посещать Храмовую гору через ворота Гигель, бывшие Муграби, или Марокканские ворота. После частичного обрушения стены, поддерживающей 800-летний пандус, к ним был пристроен временный пешеходный мост со стороны Еврейского квартала. Ближайший путь сюда лежит через Мусорные ворота в стенах Старого города Иерусалима. Доехать до них можно автобусами № 1, 3, 51. Остановка называется «Western Wall». Схемы, остановки и передвижение транспорта в онлайн режиме можно посмотреть на официальном сайте компании-перевозчика Egged .

Остальные ворота находятся в Мусульманском квартале. Добраться до него можно теми же автобусами № 1, 3, 51. Остановки:

  • «Rockefeller Muesum/Sultan Suleiman» — у Цветочных ворот (или ворот Ирода);
  • «Jericho Road/HaOfel Road» — у Львиных ворот.

При выборе поездки в иерусалимском такси следует учитывать, что к Еврейскому кварталу следуют машины белого цвета, а к Мусульманскому — желтые.

В столице Израиля работают популярные мобильные приложения такси — Uber, Gett, Yango и пр.

Храмовая гора: видео

Модель Второго Храма

Высота каменной стены в самом высоком месте 45 метров. Общий объём каменной кладки стены порядка двухсот тысяч кубических метров - чуть менее объёма кладки, например, третьей пирамиды (пирамиды Менкаура) на плато Гиза.

Наиболее священное место для иудаизма и третье по святости для ислама . На территории Храмовой горы находился Первый , а затем и Второй Иерусалимский Храм . Здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм . В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения - мечеть Аль-Акса и Купол Скалы .

История

Период Первого Храма

После этого город длительное время находился в руинах. По сей день вдоль западной и южной стен можно увидеть огромные камни, оставшиеся там после разрушения Храма римлянами. Археологами обнаружены также вытесаные из камня перила от балкона с которого трубили в трубы провозглашая наступление Суббот и праздников. На перилах сохранилась часть надписи «месту трубления…»

Римское владычество

Его отношение к иудаизму и намерение заново построить Иерусалимский храм объясняется тем, что он старался лишить церковь её еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне» и неверность утверждения о том, что иудаизм потерял статус богоизбранности, которая теперь перешла к христианству .

Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Алипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник Британии . Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, 19 мая , строители непосредственно приступили к возведению Храма.

Значение Храмовой горы в иудаизме

Храмовая гора является местом, избранным Богом, где проявляется Его присутствие.

В Танахе приводятся следующие слова, сказанные Богом: " и избрал Я себе место это домом жертвоприношения... Ныне очи Мои будут открыты и уши Мои внимательны к молитве на месте этом. И ныне избрал Я и посвятил Я этот дом, дабы имя Мое было там навеки; и будут очи Мои и сердце Мое там все дни" .

Значительная доля заповедей, предписанных евреям Торой, может быть выполнена только в Храме, расположенном на этом месте.

Названия Храмовой горы

  • Гора Храма (הר הבית, хар ха-Байт, дословно «гора дома») - это название упоминается в книге пророка : «В конце дней утвердится гора дома Бога над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы».
  • Гора Мория (הר המוריה, хар ха-Мория) - упоминается, в частности, в книге : «И начал Соломон строить дом Господа в Иерусалиме, на горе Мория».
Есть несколько толкований значения слова Мория.
Указание, учение (הוראה) - так как отсюда исходит учение для всего мира. Благовоние «Мор» (מור) - так как в Храме воскуряли благовония. Страх (מורא) - так как здесь страшились Бога.
  • Гора Сион (הר ציון, хар Цийон). В настоящее время Сионом называют другую возвышенность , также расположенную в Иерусалиме.

События, которые согласно еврейской традиции произошли на Храмовой горе

  • Сотворение первого человека Адама .
  • Адам совершил жертвоприношение Богу.
  • Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.
  • Ной принес жертвоприношение после выхода из ковчега.
  • Авраам приготовляет своего сына Исаака для жертвоприношения Богу.
  • Праотец Иаков видит здесь сон.
  • Царь Соломон построил Первый Храм , простоявший 410 лет.
  • Через 70 лет после разрушения Первого Храма здесь же был воздвигнут Второй Храм , простоявший 420 лет.

Иерусалимский Храм служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.

Согласно еврейскому закону святость различных участков Храмовой горы не одинакова. Самое сердце Храмовой горы предназначается для здания Храма. Туда имеют право заходить только священники-коэны, исполняющие службу. А в самое внутреннее помещение, называемое Святая Святых , которое должно располагаться возле Камня Основания, вход разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур . Евреям, очистившимся от всех видов ритуальной нечистоты, дозволено заходить на территорию, предназначенную для Храмового двора. Наименее свята наружная часть Храмовой горы. Только туда могут заходить неевреи, а также евреи, очистившиеся от ритуальной нечистоты, связанной с истечениями из половых органов.

На Храмовую гору разрешено подниматься только ради выполнения заповеди или для молитвы. Еврейский закон запрещает посещение Храмовой горы в непристойном виде и в кожаной обуви.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остается в силе и после разрушения Храма. Поскольку считается, что все евреи ритуально нечисты из-за нечистоты, связанной с мертвым телом, и, в настоящее время невозможно произвести соответствующую процедуру очищения, поэтому никто не может заходить на территорию здания Храма и примыкающих к нему дворов. Вход на остальную часть Храмовой горы может быть разрешён только евреям, прошедшим необходимую процедуру очищения, а также неевреям.

Проблема заключается в том, что библейские и талмудические источники не позволяют с точностью идентифицировать границы зон. Однако, известно, что на территории, идущей по периметру Храмовой горы, не располагались храмовые дворы. Обход Храмовой горы по периметру , в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций , в частности, и организацией Место встречи .

Местоположение Храма

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчётам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии , которое является основой Ветхого Завета , поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан .

Кроме того, по христианскому преданию, Богородица была введена в Святая Святых по ступеням с южной части Храма (которые сохранились по сей день). Событие Введения во Храм не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних текстов (Протоевангелия Иакова (гл. 7.2-3), вторая половина II в.), которые отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38).

Родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Её Богу. Около входа в Иерусалимский храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева поднялась по ступеням Храма, где её встретил первосвященник Захария. Получив откровение, Захария ввел Богородицу во Святая Святых, куда сам первосвященник мог входить только раз в год (см.: Исх. 30. 10; Евр. 9. 7). При Храме Мария жила и воспитывалась до 12 лет.

Значение Храмовой горы в исламе

Мусульмане рассматривают Храмовую гору как одно из самых ранних и примечательных мест поклонения Богу. На ранних стадиях ислама Мухаммад учил своих последователей стоять лицом к горе во время молитвы [ ] .

В XIII веке Ибн Таймийи утверждал: «Аль-Масджид аль-Акса - это имя для всего места отправления культа, построенного Соломоном …», который, согласно западной традиции, представляет «… место поклонения» и известен как Храм Соломона (по мусульманской традиции названный Храмом Сулеймана, считающегося пророком в исламе). Ибн Таймийа также выступал против предоставления каких-либо неоправданных религиозных почестей любым мечетям (даже той, что находится в Иерусалиме), не давая им возможности приблизиться или соперничать каким-либо образом с исламскими святынями - двумя самыми святыми мечетями - Масджид аль-Харам (в Мекке) и Aль- Масджид аль-Набави (в Медине).

Мусульманские интерпретаторы Корана соглашаются, что гора является местом для Храма, разрушенного впоследствии.

Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень - это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану , этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамлюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ , так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

Полиция Израиля запрещает евреям вносить на Храмовую гору предметы религиозного культа, в частности, молитвенники, тфиллин , талит и религиозную литературу. Кроме того, на Храмовой горе евреям запрещено молиться и кланяться в сторону Святая Святых . Полиция мотивирует этот запрет опасением нарушения порядка со стороны мусульман.

Неурегулированность ситуации вокруг Храмовой горы между евреями и палестинцами приводит к постоянным конфликтам.

Примечание

  1. 1Пар.
  2. Храм - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. Седер Зманим, стр.131 (иврит)
  4. Седер Зманим, стр.188 (иврит)
  5. Седер Зманим, стр.200 (иврит)
  6. Езд.
  7. (иврит)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Тайна древней цивилизации – Храмовая гора в Иерусалиме. Стена Плача.

    ✪ Пинхас Полонский. Храмовая Гора

    ✪ Купол скалы и Мечеть Аль-Акса. Храмовая гора. Иерусалим. Израиль

    ✪ Храмовая гора

    ✪ Потеряный Храм

    Субтитры

История

Стена

Период Первого Храма

После этого город длительное время находился в руинах. По сей день вдоль западной и южной стен можно увидеть огромные камни, оставшиеся там после разрушения Храма римлянами. Археологами обнаружены также вытесаные из камня перила от балкона с которого трубили в трубы провозглашая наступление Суббот и праздников. На перилах сохранилась часть надписи «месту трубления…»

Римское владычество

Его отношение к иудаизму и намерение заново построить Иерусалимский храм объясняется тем, что он старался лишить церковь её еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне» и неверность утверждения о том, что иудаизм потерял статус богоизбранности, которая теперь перешла к христианству .

Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Алипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник Британии . Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, 19 мая , строители непосредственно приступили к возведению Храма.

Значение Храмовой горы в иудаизме

Названия Храмовой горы

  • Гора Храма (הר הבית, хар ха-Байт, дословно «гора дома») - это название упоминается в книге пророка : «В конце дней утвердится гора дома Бога над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы».
  • Гора Мория (הר המוריה, хар ха-Мория) - упоминается, в частности, в книге : «И начал Соломон строить дом Господа в Иерусалиме, на горе Мория».
Есть несколько толкований значения слова Мория.
Указание, учение (הוראה) - так как отсюда исходит учение для всего мира. Благовоние «Мор» (מור) - так как в Храме воскуряли благовония. Страх (מורא) - так как здесь страшились Бога.
  • Гора Сион (הר ציון, хар Цийон). В настоящее время Сионом называют другую возвышенность , также расположенную в Иерусалиме.

События, которые согласно еврейской традиции произошли на Храмовой горе

  • Сотворение первого человека Адама .
  • Адам совершил жертвоприношение Богу.
  • Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.
  • Ной принес жертвоприношение после выхода из ковчега.
  • Авраам приготовляет своего сына Исаака для жертвоприношения Богу.
  • Праотец Иаков видит здесь сон.
  • Царь Соломон построил Первый Храм , простоявший 410 лет.
  • Через 70 лет после разрушения Первого Храма здесь же был воздвигнут Второй Храм , простоявший 420 лет.

Иерусалимский Храм служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание Страшного Суда .

В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая Святых Храма был разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур . Неевреям, а также тем, кто был ритуально нечист из-за , связанной с мертвым телом, запрещалось входить на обнесенную заграждением территорию, окружавшую здание Храма и прилегающие к нему дворы. Не очистившимся от ритуальной нечистоты, связанной с истечениями из половых органов, запрещалось вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Поскольку считается, что все евреи ритуально нечисты из-за нечистоты, связанной с мертвым телом, и, в настоящее время невозможно произвести соответствующую процедуру очищения, поэтому никто не может заходить на территорию, окружавшую Храм. Вход на остальную часть Храмовой горы может быть разрешет только неевреям и евреям, очистившимся от ритуальной нечистоты, связанной с истечениями из половых органов.

Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать границы зон. Однако, известно, что на территории, идущей по периметру Храмовой горы, не располагалась территория, окружавшая Храм. Обход Храмовой горы по периметру , в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций , в частности, и организацией Место встречи .

Местоположение Храма

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчётам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии , которое является основой Ветхого Завета , поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан .

Кроме того, по христианскому преданию, Богородица была введена в Святая Святых по ступеням с южной части Храма (которые сохранились по сей день). Событие Введения во Храм не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних текстов (Протоевангелия Иакова (гл. 7.2-3), вторая половина II в.), которые отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38).

Родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Её Богу. Около входа в Иерусалимский храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева поднялась по ступеням Храма, где её встретил первосвященник Захария. Получив откровение, Захария ввел Богородицу во Святая Святых, куда сам первосвященник мог входить только раз в год (см.: Исх. 30. 10; Евр. 9. 7). При Храме Мария жила и воспитывалась до 12 лет.

Значение Храмовой горы в исламе

Мусульмане рассматривают Храмовую гору как одно из самых ранних и примечательных мест поклонения Богу. На ранних стадиях ислама Мухаммад учил своих последователей стоять лицом к горе во время молитвы [ ] .

В 13-ом веке Ибн Таймийи утверждал: «Аль-Масджид аль-Акса - это имя для всего места отправления культа, построенного Соломоном …», который, согласно западной традиции, представляет «… место поклонения» и известен как Храм Соломона (по мусульманской традиции названный Храмом Сулеймана, считающегося пророком в исламе). Ибн Таймийа также выступал против предоставления каких-либо неоправданных религиозных почестей любым мечетям (даже той, что находится в Иерусалиме), не давая им возможности приблизиться или соперничать каким-либо образом с исламскими святынями - двумя самыми святыми мечетями - Масджид аль-Харам (в Мекке) и Aль- Масджид аль-Набави (в Медине).

Мусульманские интерпретаторы Корана соглашаются, что гора является местом для Храма, разрушенного впоследствии.

Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень - это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану , этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамлюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ , так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

Полиция Израиля запрещает евреям вносить на Храмовую гору предметы религиозного культа, в частности, молитвенники, тфиллин , талит и религиозную литературу. Кроме того, на Храмовой горе евреям запрещено молиться и кланяться в сторону Святая Святых . Полиция мотивирует этот запрет опасением нарушения порядка со стороны мусульман.

Неурегулированность ситуации вокруг Храмовой горы между евреями и палестинцами приводит к постоянным конфликтам.

В сентябре г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» - участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза , в 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно её западной подпорной стене. Глава ООП и Палестинской автономии (ПА) Ясир Арафат тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях, находящихся под контролем Палестинской автономии, произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых полиция ПА впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у Стены Плача . В ходе беспорядков погибло 15 израильтян и 52 араба.

В г. ВАКФ открыл новую, третью по счёту, мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999-2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны.

С начала так называемой «Второй интифады » («Интифада аль-Аксы») в сентябре г., по указанию израильского правительства, вход на Храмовую гору для немусульман был прекращён вплоть до середины г., когда положение несколько нормализовалось. В эти годы израильская полиция периодически ограничивала доступ мусульман на Храмовую гору, как для жителей автономии, так и для других граждан по возрастному цензу.

Зимой 2004 года сильные снегопады и небольшое землетрясение вызвали разрушение части старого моста Муграби , который одновременно выполнял роль стенки-ограждения южной части женской половины у Стены Плача . Представитель ХАМАС сделал заявление, что мост обрушился из-за желания израильской стороны разрушить мечеть Аль-Акса и пообещал отомстить. В свою очередь израильская сторона выдвинула предположение, что причиной аварии стали проводимые ВАКФом подземные работы на Храмовой горе. Обрушение 2004 года вызвало опасение, что это только начало обвалов на Храмовой горе . Один из последних конфликтов был вызван решением израильских властей построить новый пешеходный мост в районе Магрибских ворот, ведущий к комплексу Храмовой горы. Строительство моста, начатое в феврале 2007 года , было приостановлено из-за массовых протестов мусульман, опасавшихся, что при возведении моста могут быть нанесены повреждения мечети Аль-Акса.

Таким образом, в настоящее время на Храмовой горе расположены лишь религиозные святыни ислама, что является постоянным предметом раздора между мусульманами и иудеями, и одной из причин

error: