Григорий Иванович Бутаков: биография. Фрегаты "адмирал бутаков" и "адмирал истомин" будут все-таки достроены для индии Адмирал бутаков сторожевой корабль

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ БУТАКОВ

Именно Г.И. Бутаков, служивший на флоте в период перехода от парусного к паровому броненосному флоту, не только на практике руководил первыми боевыми действиями паровых судов, но и создал признанную в мире тактику их использования.

Григорий Бутаков родился 27 сентября 1820 года в Риге и происходил из семьи морского офицера Ивана Николаевича Бутакова, завершившего жизнь вице?адмиралом. 6 мая 1831 года Григорий поступил в Морской кадетский корпус и 9 января 1836 года успешно окончил курс. После 2?летней практики на Балтике мичмана направили на Черное море флаг?офицером к адмиралу М.П. Лазареву, главному командиру Черноморского флота и портов. Он попал в знаменитую «лазаревскую морскую школу»: много ходил в море, участвовал в боевых действиях у берегов Кавказа, за храбрость, находчивость и умение неоднократно получал награды. В 1847–1850 годах командиром тендера «Поспешный» лейтенант Бутаков проводил с лейтенантом И.А. Шестаковым опись отечественных и турецких берегов Черного моря и Босфора. За отличное выполнение задания оба были произведены в капитан?лейтенанты и награждены орденами Святой Анны 3?й степени, за составление лоции, которая вышла из печати в 1851 году, - пожалованы бриллиантовыми перстнями.

27 марта 1851 года Бутакова командировали в Англию, где он наблюдал за постройкой парохода «Дунай», привел судно в Николаев и 3 года командовал им. Тогда же моряк получил благоприятный отзыв на предложенный им компас с наклонной стрелкой. 3 декабря 1852 года он стал командиром лучшего пароходофрегата Черноморского флота «Владимир». На нем капитан?лейтенант в первом бою паровых судов 5 ноября 1853 года овладел турецким пароходом «Перваз?Бахри». Он, закладывая основы пароходной тактики, маневрировал так, чтобы расстреливать «Перваз?Бахри» с кормы, где у того не было пушек.

Из?за повреждения машин «Владимир» не участвовал в знаменитом Синопском сражении. Но Бутаков перешел на «Одессу» и временно заменил командира этого пароходофрегата, буксируя до Севастополя поврежденный корабль «Великий князь Константин» под флагом П.С. Нахимова.

В начале 1854 года англо?французский флот под предлогом защиты Турции вступил на Черное море. К весне все чаще неприятельские корабли стали появляться у берегов Крыма. «Владимир» не раз в разведке встречался с английскими и французскими пароходами, но уходил от них. Вести бой с неприятелем в одиночку единственный пароходофрегат специальной постройки не мог. Когда осенью 1854 года союзники высадили в Крыму десант с огромной парусно?паровой эскадры, русские парусники не могли этому помешать. После начала осады Севастополя активной частью флота оставались пароходы, в первую очередь «Владимир».

Бутаков воевал умело. Он применил искусственный крен пароходофрегата, что увеличило дальнобойность его пушек до 4–5 километров и позволило подавить батарею на Киленбалочных высотах. 9 октября 1854 года орудия «Владимира» впервые в истории русской морской артиллерии вели огонь по невидимой цели. Следующим летом, когда Бутаков внедрил усовершенствования в орудийных станках, удавалось вести огонь по берегу во время хода. Моряки «Владимира» внесли немало усовершенствований, в том числе блиндирование важнейших частей парохода.

Роль флота не ограничивалась обороной. 24 ноября 1854 года П.С. Нахимов приказал Бутакову отогнать французский пароход «Мегара», с которого наблюдали из Песочной бухты за рейдом. Капитан 1?го ранга, чтобы отвлечь внимание противника, направил пароходофрегат «Херсонес» для обстрела противника у Стрелецкой бухты. Сам Бутаков вышел первым и атаковал «Мегару», бежавшую к своему флоту, а затем поддержал «Херсонес». Когда же на отходе русские корабли вступили в бой с двумя английскими и французским пароходами, командир «Владимира» увлек одного из неприятелей под огонь береговых батарей. После этой дерзкой вылазки союзники постоянно держали у входа в бухту несколько больших пароходов.

«Владимир» вместе с другими кораблями не раз открывал огонь, прикрывая фланг русских укреплений и отражая атаки. При отступлении на Северную строну Севастополя корабль за два рейса перевез 2490 человек. В ночь на 31 августа его зажгли и затопили вместе с другими еще уцелевшими судами Черноморского флота.

26 августа 1856 года контр?адмирала Г.И. Бутакова назначили главным командиром Черноморского флота и портов. Однако Парижский мирный договор запретил России и Турции иметь крупные военно?морские силы на Черном море. Пришлось вместо восстановления флота заниматься сокращением учреждений и численности моряков. А в начале 1860 года Бутакова перевели на Балтийский флот начальником практической эскадры винтовых кораблей, которую создали для подготовки моряков парового флота. Контр?адмирал заставил серьезно учиться морскому делу всех. На кораблях были введены офицеры?дальномерщики, приборы для измерения дальности, для передачи с мостика на батарею данных о прицелах, учреждены сигналы для сообщения на другие корабли о скорости. Экспериментируя, контр?адмирал добился того, что разнотипные корабли научились двигаться согласованно. 5 сентября 1860 года его за отличную службу наградили орденом Станислава 1?й степени с мечами.

Осенью 1860 года моряка командировали в Англию и Францию для изучения развития кораблестроения и морского дела. Он уведомлял генерал?адмирала о том, что узнал нового, а также о своих разработках по теории пароходных эволюции, еще не известных за границей.

Назначенный весной 1861 года начальником эскадры винтовых канонерских лодок, Бутаков использовал их для проверки своих идей. В том же году он опубликовал книгу «Несколько отрывков из опыта начальных оснований пароходной тактики», с которой до кампании успели ознакомиться офицеры эскадры. Обучение он начал с проверки механиков, подготовка которых оставляла желать лучшего. По мере готовности лодки переводили на буксире в Гельсингфорс. В приказе от 11 июля 1861 года Бутаков сформулировал основные задачи обучения: превратить эскадру в стройную силу и освоить шхеры, в которых эскадре предстояло действовать. Избегая внешнего лоска, Бутаков добивался от командиров бесстрашного управления кораблями. К концу кампании лодки сплавались, хорошо держались в строю и совершали сложные маневры. Следующим летом Бутаков усложнил обучение, занявшись маневрированием при таранных ударах. За кампанию 1862 года моряки научились решительно ходить и действовать в шхерах, уверенно осуществляли все преобразования.

По окончании кампании Бутаков участвовал в успешных испытаниях шестовой мины, а затем был командирован для изучения опыта других флотов в Англию. Контр?адмирал познакомился с современными башнями, артиллерийскими орудиями. В начале 1863 года он вернулся и был назначен военно?морским атташе в Англию и Францию. Моряк способствовал отправке из Англии броненосной батареи «Первенец», посылал информацию о французской разборной канонерке, о подводной лодке и предложил в качестве средства борьбы с ней сети. Он пришел к мысли использовать электрические фонари в качестве боевых прожекторов и со временем применил на практике эту идею.

В 1863 году из печати вышел капитальный труд «Новые основания пароходной тактики», в котором моряк суммировал свои размышления и расчеты, проверенные в кампаниях предшествующих лет. За этот труд Академия наук присудила Г.И. Бутакову полную Демидовскую премию. Вскоре труд был переведен на французский, английский и испанский языки.

28 октября 1866 года Г.И. Бутакова произвели в вице?адмиралы. При открытии Всемирной Парижской выставки 1867 года он был избран председателем экспертной морской комиссии.

6 февраля 1867 года вице?адмирала назначили начальником эскадры броненосных судов, построенных в 1865–1866 годах. Чтобы за кампанию сделать эскадру боеспособной, он применил новую систему боевой подготовки. В отличие от парусного флота, для технически сложных кораблей следовало до начала кампании готовить экипажи на берегу, затем на стоянке, после чего следовала одиночная подготовка корабля на рейде и в море. Лишь потом можно было начинать эскадренные учения. В июне, закончив подготовку одиночных кораблей, эскадра собралась на Транзундском рейде. К концу кампании разнородные броненосные корабли научились удерживаться в строю. Моряки с любовью относились к своему делу, стремились совершенствовать свои знания, соревнуясь друг с другом. Летом 1868 года флагман усложнил подготовку. Две канонерские лодки переоборудовали в суда для таранных учений. Бутаков считал необходимым учить артиллеристов, чтобы они могли действовать исходя из требований боя. Моряки успешно стреляли с ходу по неподвижным треугольным щитам, учились попадать в щиты движущиеся. Когда в 1870 году на вооружение поступили нарезные орудия, Бутаков ввел учения по стрельбе во время качки. Моряков учили плавать. Флагман на переходах между портами проводил эволюции эскадры, действуя как в военном крейсерстве.

В первый месяц кампании 1869 года Бутаков практиковал крейсерства, при которых суда, двигаясь полным ходом, по очереди огибали суда, стоявшие на рейде, выписывая сложные восьмерки. Флагман добивался слаженности в маневрах отрядов однотипных судов.

Бутаков поддерживал внедрение предложений офицеров, сам нередко предлагал усовершенствования. По его инициативе началась подготовка минеров и опыты с минным оружием. Осенью 1869 года вице?адмирал основал минную школу для офицеров, в первую очередь добровольцев. С кампании 1870 года учения с атаками минных катеров на броненосцы стали систематическими. С 1873 года для отражения минных атак начали применять введенные Бутаковым на некоторых кораблях электрические прожекторы. В 1874 году на флоте была учреждена должность заведующего минной частью, а 1 октября были открыты минные офицерские классы и минная школа для матросов. Во многом это была заслуга Г.И. Бутакова.

По проекту Бутакова в 1874 году впервые оснастили броненосный фрегат «Петропавловск» противоминной артиллерией.

Проводились учения и по использованию тарана; чертежи эволюции после кампании раздали офицерам для руководства.

В 1877 году Бутаков подготовил и подал записку, в которой утверждал, что Россия не имеет ни броненосного, ни крейсерского флота, располагая массой прекрасных, но единичных судов. Он предложил строить крейсера и броненосцы сериями, проектируя их в соответствии с предполагаемыми задачами флотов, и готовить для них кадры.

С началом русско?турецкой войны 1877–1878 годов броненосную эскадру Балтийского флота принял генерал?адмирал. Бутакову поручили командование отрядом эскадры. В начале войны этот отряд установил минные заграждения у Выборга, Динамюнде и Свеаборга. Когда весной 1878 года возникла опасность появления британского флота, вице?адмирал предложил держать отряды минных катеров в Кронштадте, Свеаборге, Роченсальме, Бьорке, Нарве, послать в Свеаборг отряд броненосцев, создать на побережье линии оптического телеграфа, связав им наблюдательные пункты со столицей, установить минные банки в разных местах Финского залива. Он показал слабость обороны Кронштадта и Санкт?Петербурга. По рекомендации флотоводца совещание приняло решение усилить минные заграждения, прикрыв их артиллерией береговых батарей и кораблей, дополнительно оснащенных мортирами.

16 апреля Бутакова произвели в адмиралы и вскоре назначили начальником береговой и морской обороны Свеаборга. Моряк привел в базу отряд старых броненосцев. Он занимался многочисленными работами по усилению крепости, подготовке мин заграждения и т. п. Пришлось исправлять многие недочеты мирного времени, в том числе и следствия злоупотреблений.

Занимаясь вопросами подготовки судов, стоявших в Свеаборге, летом 1878 года Бутаков приказом ввел первый в мире шлюпочный трал для обнаружения и уничтожения якорных мин. В 1879–1880 годах он разработал и организовал морскую игру.

В начале 1881 года Г.И. Бутакова назначили главным командиром Петербургского порта. Однако, защищая интересы флота, он оказался в конфликте с вышестоящим руководством, был снят с поста и назначен в Государственный совет. Адмирал тяжело переживал свое увольнение и в ночь на 31 мая 1882 года скончался от апоплексического удара.

Бутаков явился связующим звеном между моряками лазаревской школы, преимущественно парусниками, привыкшими добиваться побед физическими силами матросов и собственным мужеством, и новым поколением офицеров, для которых важнейшее значение имело техническое образование. Его книга «Новые основания пароходной тактики» стала пособием для моряков разных стран.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. .
Украинский кризис докатился до Калининграда и больно ударил по "Янтарю". До этого были размышления, слухи и надежды на лучшее. 20 мая приговор зачитал сам генеральный директор : "двигатели для первого заказа второй тройки готовы, но правительство Украины запретило их передачу... украинская сторона уведомила нас, что не может поставить энергетические установки для четвёртого и последующих фрегатов в связи с форс-мажорными обстоятельствами... контракт не расторгнут, но остаётся замороженным... Соответствующие технологии у нас имеются - завод "Сатурн" в Рыбинске специализируется на производстве газотурбинных двигателей, но для каждого класса кораблей эти установки имеют свои особенности. Применительно к пр. 11356, чтобы минимизировать переделки, надо создавать двигатель именно под этот корабль. Задержка в сдаче кораблей намечается где-то на два года " (конец цитаты, ссылка 1 ).


Слева направо : "Бутаков", "Макаров", "Истомин" - ПСЗ "Янтарь", 04.04.2015 (фото oleg12226 с forums.airbase.ru, 4590 пикс.)

Первоначально срок сдачи серии определялся концом 2016 г., в середине 2014 г. его сдвинули на год вправо - из-за несостоявшейся вовремя закладки шестого корпуса (ссылка 2 ). Видимо, уже тогда (с началом войны в Донбассе) возникли серьёзные сомнения в возможности поставок украинских двигателей. Вчера (29.05) безрадостную картину, нарисованную гендиректором "Янтаря", усугубил Д. Рогозин, сообщив о том, что производство корабельных ГТД будет освоено только к концу 2017 г. с началом серийного производства в 2018 г. (ссылка 3 ). Поставка первых двигателей (газотурбинных агрегатов) в 2018 г. может сместить сроки передачи ВМФ серии СКР пр. 11356 ещё на один год .


4-й корпус - " Адмирал Бутаков " (зав. №01360), был заложен 12.07.2013. По состоянию на 25.07.2014 шёл процесс стыковки носового и кормового блоков ("островов"), начатый 11.07.2014 (ссылка 4 ). 21.11.2014 корпус СКР массой около 2000 т был передвинут на 14 стапельных тележках из крытого эллинга на предспусковую позицию второй стапельной линии, откуда двумя неделями ранее (07.11) был спущен "Эссен". Тогда же производилась сдача помещений на конструктивность и монтаж трубопроводов, однако понятно, что до поставки главного газотурбинного агрегата (ГГТА) значительное количество работ будет задержано (ссылка 5 ).

5-й корпус - " Адмирал Истомин " (зав. №01361), заложили 15.11.2013. Передвижка "Бутакова" дала техническую возможность провести в эллинге стыковку "островов" (ссылка 5). Сейчас корабль стоит на первой стапельной линии, "в кильватере" "Адмирала Макарова". Как и в случае с "Бутаковым", корпус сформирован и практически насыщен (в части приварного доизоляционного насыщения) . за исключением машинных отделений, все работы по которым официально приостановлены до выяснения конструктивных особенностей будущей ГЭУ (ссылка 6 ).

6-й корпус - " Адмирал Корнилов " (зав. №01362), официально не закладывался, однако работы были начаты и к моменту их приостановления по инициативе заказчика (ссылка 1) завод заказал материалы и изготовил "значительную часть секций корпуса", которые "сложили у стапеля" (ссылка 6, ссылка 7 ). Закладка корабля планировалась в освободившемся после выкатки "Бутакова" пролёте эллинга (178-го корпуса) (ссылка 5). Следует отметить, что в своём интервью от 20.05 гендиректор "Янтаря" сам (без "подсказки" корреспондента) назвал 6-й СКР "Корниловым", что косвенно свидетельствует о существовании приказа главкома ВМФ о присвоении строящемуся кораблю действительного наименования.

ПСЗ "Янтарь" оказался в непростой ситуации. Наняв для своевременного завершения постройки серии 11356 дополнительное количество рабочих, он должен обеспечить их работой. Однако, в случае передачи флоту в этом году первых двух "Адмиралов", на следующий год останется только "Макаров" и ещё не заложенный "Моргунов". Вся надежда - на Бога и ОСК, а более конкретно - на заказ ещё одного океанографического исследовательского судна пр. 22010 (ссылка 1).

После спуска на воду "Адмирала Макарова" (ориентировочно в августе с.г. - ссылка 8 ) на его место на предспусковой позиции первой стапельной линии, скорее всего, сразу станет "Истомин" , после чего время остановится . Ход работ в крытом эллинге будет незаметен для посторонних глаз. Два унылых недостроенных сторожевика - это всё, что мы сможем наблюдать на стапелях "Янтаря" в течение двух-трёх ближайших лет. К руководству завода - одного из лучших предприятий российского судпрома, никаких претензий нет. Всему виной - внешние форс-мажорные обстоятельства, и это время надо просто пережить .


"Адмирал Бутаков", 04.04.2015 (фото eto ya с forums.airbase.ru, 4000 пикс.)

(фото oleg12226 с forums.airbase.ru, 4590 пикс.)

В оригинале подпись под фото гласит : "В 24-м цехе уже собраны части корабля с типично "греновскими" очертаниями". На самом деле, справа - секция надстройки (выгородка АП РЛС МР-123) 5-го или 6-го СКР пр. 11356 (газета "Вперёд" от 28.11.14)

Бутаков Григорий Иванович (27 сентября (9 октября) 1820, Рига - 31 мая (12 июня) 1882, Петербург) - российский военно-морской деятель, флотоводец, генерал-адъютант, русский адмирал, основоположник тактики парового броненосного флота, исследователь Чёрного моря.Родился в семье капитана 1-го ранга Ивана Николаевича Бутакова, командира линейного корабля «Царь Константин», прославившегося своими подвигами у о. Крит и при блокаде Дарданелл во время войны с турками. Род Бутаковых известен с XVII столетия. Дядя Григория Ивановича Александр Николаевич окончил Морской корпус, стажировался в английском флоте, дослужился до генерал-майора. Пятеро братьев Григория Ивановича стали моряками, из них Алексей достиг чина контр-адмирала, Иван - вице-адмирала, а Григорий - полного адмирала.

6 мая 1831 поступил в Морской кадетский корпус, который закончил 9 января 1836 года. С 1836 по 1838 год двухлетняя практика на кораблях Балтийского флота. С 1838 мичман с назначением на линейный корабль «Силистрия» на должность флаг-офицера при главном командире Черноморского флота адмирале М. П. Лазареве.В мае 1838 года участвовал в высадке десантов у берегов Абхазии (награждён двумя орденами с надписью «За храбрость»), участвовал в бою при занятии местечка у р. Туапсе, затем на тендере «Луч» участвовал в сражении против горцев.С сентябя 1838 по август 1840 на шхуне «Ласточка» плавал в Эгейском море. В апреле 1843 года лейтенант. В 1844 году на шхуне «Вестник» плавал в Средиземном море.Осенью 1846 по 1851 годык омандир тендера «Поспешный». С лета 1847 по 1850 вел обширные гидрографические работы в Черном море (награждён орденом св. Анны III степени и бриллиантовым перстнем).В 1850 году Капитан-лейтенант, а 27 марта 1851 направлен в Англию для приема строящегося корабля «Дунай» и привел его в Севастополь.С 3 декабря 1852-1854 - Командир 11-пушечного пароходофрегата «Владимир». 5 (17) ноября 1853 захватил 10-пушечный вражеский турецкий пароход «Перваз-Бахри» (первый в истории бой паровых кораблей; Г. И. Бутаков был произведен в капитаны 2-го ранга и награждён орденом св. Георгия IV степени). В 1854-1855 участвовал в обороне города Севастополя, командовал отрядом пароходофрегатов, огнем с кораблей поддерживал сухопутные войска, отличился в боях за Малахов Курган. Награжден Золотым оружием «За храбрость». А 9 октября 1854 впервые в истории русской морской артиллерии организовал стрельбу по невидимой цели. 31 августа 1855 года командовал затоплением пароходофрегатов. В марте 1855 года капитан 1-го ранга.В ентябре 1855 года -флигель-адъютант, начальник штаба Черноморского флота. В августе 1856 года контр-адмирал с зачислением в императорскую свиту, кроме того главный командир Николаевского порта и военный губернатор Николаева и Севастополя.

В 1860 году переведён на Балтику начальником отряда винтовых кораблей, 5 сентября 1860 награжден Орденом св. Станислава I степени с мечами.В 1861-1862 г. командир отряда винтовых лодок.В середине сентября 1862 года комиссия во главе с адмиралом Бутаковыи проводила испытания шестовой мины на броненосной канонерской лодке «Опыт». По итогам испытаний он докладывал в Морское ведомство:«Всеми этими опытами Комиссия под моим председательством пришла к убеждению, что идея миноносных судов заготовляет нам возможность иметь самое сильное оружие из всех досель придуманных, а заряд в 1 пуд произведет страшное разрушение в неприятельском судне при совершенной безопасности от этого для минного судна».В 1863-1867 годах военно-морской атташе в Англии, Франции и Италии.28 октября 1866 вице-адмирал.В 1867 году председатель экспертной морской комиссии на Всемирной Парижской выставке.Бутаков первым взялся за исследование тактики парового броненосного флота. Его сочинение «Новые основания пароходной тактики» стало крупным вкладом в теорию военно-морского искусства, а разработанные им «Правила манёвра парового корабля» нашли признание и применение во всех флотах мира.Совместно с И. А. Шестаковым Г. И. Бутаков составил первую систематизированную лоцию Чёрного моря. В 1867 году на своей эскадре Г. И. Бутаков учредил первую лабораторию минных опытов, которая занималась опытами по подведению гальванических мин корабли и испытанием мин заграждения. При лаборатории велись теоретические занятия, которые 1 октября 1874 года были развиты в Минный офицерский класс и Минную школу для нижних чинов. В 1874 году по проекту Г. И. Бутаков броненосный фрегат «Петропавловск» был впервые в истории оснащен противоминной артиллерией.6 февраля 1867-1877 начальник Практической эскадры броненосных кораблей на Балтийском море.Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Г. И. Бутаков разработал правила постановки мин на фарватерах, которые применил на практике при устройстве минной обороны Кронштадта. Разрабатывал тактику боевых действий малых судов в шхерах Финского залива.В 1877 году Г. И. Бутаков высказал мысль о том, что Россия не имеет ни броненосного, ни крейсерского флота, располагая множеством прекрасных, но единичных судов, и предложил строить крейсера и броненосцы сериями, спроектированными в соответствии с предполагаемыми задачами флотов, и заранее готовить для них кадры. Летом 1878 года Г. И. Бутаков приказом ввел первый в мире шлюпочный трал для обнаружения и уничтожения якорных мин. Г. И. Бутаков ввёл прогрессивные методы боевой подготовки флота:готовить флот не для смотров и парадов, а для войны, для боя, исход которого зависит от мастерства офицеров и матросов;больше плавать, проводить практические занятия и учения в условиях, максимально приближенным к боевым;главное в обучении и воспитании - развитие у личного состава смелости,инициативы, находчивости и конечно же тоже творческой изобретательности; готовить флот к совместным действиям с сухопутными войсками. С 1868 по 1 января 1881 старший флагман Балтийского флота. С 16 апреля 1878 полный адмирал с назначением начальником береговой и морской обороны крепости Свеаборг,1 января 1881 главный командир Санкт-Петербургского порта. Награды: Орден Святой Анны I степени;Орден Святого Владимира III степени;Орден Святого Александра Невского; Орден Белого Орла. Адмирал имел могущественных врагов и в конце жизни этот "беспокойный адмирал" оказался не у дел. Он поселился на даче в Финляндии и занялся переводом научных статей с английского языка. В 1881 году о нём вспомнили и назначили командиром Петербургского порта, а на следующий год с 28 марта 1882-членом Государственного Совета. Г. И. Бутаков крайне болезненно отреагировал на назначение членом Государственного совета, которое для него означало отставку от управления флотом и отказ от его принципов подготовки флота. Вскоре он серьёзно заболел и 31 мая 1882 года скончался от апоплексического удара, переплывая на ялике Неву.Могила адмирала Бутакова Г.И. находится на заброшенном участке Никольского кладбища Александро-Невской Лавры.Санкт-Петербург

Это интересно:

В России служили на флоте и другие полные тезки. К сожалению, их фотографиями мы не располагаем. Один из них, Бутаков Григорий Иванович родился в 1873 году,закончил Морской корпус (1893). Мичман (1894). Закончил Морской офицерский класс (1904). Старший офицер крейсера "Аврора" (с 07.01.1908). Капитан 2 ранга (13.04.1908). Командир крейсера "Аврора" (07.1914-02.1916). Контр-адмирал (1916). Убит матросами в ходе Февральской революции в Кронштадте.

Другой из них, Бутаков Григорий Иванович, родился в 1873 году. Окончил Морской корпус (1894). Капитан 1-го ранга. В Вооруженных силах Юга России; с мая 1919 г. командир Средне-Днепровской флотилии. Эвакуирован 8 мая 1919 г. из Одессы в Константинополь на корабле «Витинин» (до осени 1920 г. из Феодосии). Контр-адмирал в отставке. В эмиграции в Константинополе, с февраля 1921-го по 1923 г. председатель Союза морских офицеров в Константинополе. В эмиграции во Франции, в 1932 г. вышел из Кают-компании в Париже в Морское Собрание (член ВОМО), на 31 января 1944 г. и 20 января 1949 т. почетный член Общества бывших русских морских офицеров в Америке. Умер 20 мая 1960 г. в Каннах (Франция).

Кандидат исторических наук А. Я. ЛУРЬЕ


Среди талантливых русских флотоводцев XIX в. одно из первых мест занимает адмирал Григорий Иванович Бутаков, ученик и соратник героев Севастополя - Корнилова, Нахимова, Истомина. Принадлежа к младшему поколению парусной школы знаменитого адмирала М.П. Лазарева, Бутаков еще до войны 1853-1856 гг. сумел оценить значение первых военных паровых судов и навсегда связал свою судьбу с новым русским паровым (впоследствии броненосным) флотом.

Деятельность Г.И. Бутакова относится к периоду быстрого развития капиталистического способа производства в России. В истории флота этот период характеризуется появлением парового двигателя и созданием парового броненосного флота вместо парусных деревянных кораблей.

Появление новой техники влекло за собой необходимость изменения системы комплектования флота, обучения личного состава и создания новой тактики.

Адмирал Г.И. Бутаков одним из первых правильно понял значение новой техники и необходимость создания новой тактики. Горячий патриот своей родины, представитель передовой русской военно-морской научной мысли того времени, адмирал Бутаков вошел в историю русского флота не только как выдающийся организатор, воспитатель и практический деятель во всех областях боевой подготовки, но и как основоположник паровой броненосной школы русского флота.

Григорий Иванович Бутаков родился 27 сентября 1820 г. Отец его, командир военного корабля "Царь Константин", прославился в войне с турками своими подвигами у о. Крита и при блокаде Дарданелл. На одиннадцатом году жизни в мае 1831 г. Григорий Иванович поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил в 1837 г. и в чине мичмана был назначен на "Силистрию" флаг-офицером к знаменитому адмиралу М.П. Лазареву, главному командиру Черноморского флота.

В мае 1838 г. Бутаков участвовал в высадке десантов у берегов Абхазии, за что был награжден двумя орденами с надписью "За храбрость". С сентября 1838 г. по август 1840 г. на шхуне "Ласточка" плавал в Эгейском море, а в 1844 г. на шхуне "Вестник" - в Средиземном морс. В апреле 1843 г. Бутаков был произведен в лейтенанты.

Уже тогда обнаружилась склонность его к техническим усовершенствованиям в области морского дела (он придумал особый способ "туманных сигналов", изобрел оригинальную разновидность брашпиля). Адмирал Лазарев заинтересовался этими изобретениями, велел сделать модель бутаковского брашпиля и даже поставить ее в модельной Адмиралтейства.

Осенью 1846 г. Г.И. Бутаков получил в самостоятельное командование тендер "Поспешный". "Тендер должен быть боек, ловок и легок. как мысль", - писал Г.И. Бутаков в "Морском сборнике".

Начиная с лета 1847 г. лейтенант Бутаков со своим корпусным товарищем И.А. Шестаковым (командиром тендера "Скорый") приступил к выполнению большого и ответственного задания адмирала Лазарева - описи берегов Черного моря и составлению подробной его лоции. Эта работа продолжалась до 1850 г., и результатом ее явилась изданная в 1851 г. "Лоция Черного моря". Работа по описанию и составлению лоции дала исключительную практику молодому офицеру, так как она связана была с посещением всех Черноморских русских и турецких портов, заливов, бухт и т.д. В 1850 г. Г.И. Бутаков был произведен в капитан-лейтенанты.

Бутаков служил на флоте в то время, когда паровое судостроение еще только зарождалось. Первые военные пароходы начали раньше всего строиться в России (в 1817 г. был построен пароход "Скорый", а шесть лет спустя 14-пушечный пароход "Метеор"). В 1851 г. Бутаков был назначен командиром строившегося парохода "Дунай". С тех пор его служба проходила на паровых судах, за исключением короткого периода командования бригом "Аргонавт", и постепенно он вырастает в крупнейшего специалиста в области использования парового военного флота.

3 декабря 1852 г. капитан-лейтенант Г.И. Бутаков был назначен командиром лучшего на Черноморском флоте 11-пушечного пароходофрегата "Владимир".

В октябре 1853 г. началась Крымская война. 5 ноября 1853 г. во время очередного выхода в море пароходофрегат "Владимир" под флагом вице-адмирала Корнилова встретил в районе Пендераклии турецкий 10-пушечный пароход "Перваз-Бахри". По приказанию Корнилова "Владимир" вступил в бой с неприятельским пароходом. Заметив, что у турецкого парохода нет носовой и кормовой артиллерии, Бутаков, избегая бортового огня противника, стал держать свой пароходофрегат в кильватер кораблю противника. Всякий раз, когда последний пытался ввести в дело свою бортовую артиллерию, Бутаков неизменно занимал выгодное для себя положение за кормой противника и вел по нему огонь из бомбических пушек. Корнилов, находившийся на "Владимире", видя, что бой затягивается, приказал ускорить захват или потопление турецкого парохода. Бутаков дал приказание увеличить ход и, подойдя к "Перваз-Бахри" на дистанцию около 100 м, открыл из всех орудий огонь картечью. В результате трехчасового боя противник, имея большие потери в личном составе и значительные повреждения, был вынужден прекратить огонь и спустить флаг. 7 ноября 1853 г. "Перваз-Бахри" был приведен в Севастополь, отремонтирован и вступил в строй под названием "Корнилов". Корнилов с восхищением говорил про Бутакова: "Он распоряжается как на маневрах". Так закончился победой русских этот первый в истории флотов мира бой двух паровых кораблей. За этот бой Г.И. Бутаков был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом Георгия 4 степени.

Корнилов высоко ценил Г.И. Бутакова. В списке морских офицеров, против фамилии Бутакова рукой Корнилова помечено: "Любим офицерами с уважением".

Во время осады Севастополя войсками противника значительную поддержку русским батареям оказали пароходофрегаты, действовавшие под общим руководством командира "Владимира" Г.И. Бутакова. Своими искусными действиями Бутаков активно помогал защитникам Севастополя. Умело используя удобные позиции у берега, Бутаков со своего "Владимира" громил укрепления противника.

В дальнейшем, как говорили некоторые участники обороны, пароходофрегаты Г.И. Бутакова, "не только научили нас своими подвигами при обороне Севастополя, как и чем должны и могут суда парового флота оказывать содействие военно-сухопутным силам при совместных их действиях, - но даже... доказали, что дух единения сухопутных и морских сил может совершать чудеса".

В самые опасные моменты неприятельского обстрела Бутаков упрашивал Нахимова перевести его на какую-нибудь батарею. Но Нахимов наотрез отказал: "Нельзя-с, - заявил он Бутакову. - Вас нужно сохранить для будущего флота".

В ужасные дни августовской бомбардировки и последнего штурма Бутаков со своими пароходами защищал с моря левый фланг русских укреплений. Он осуществил поразительный маневр: сумел так близко подойти к восточному берегу Килен-балки, что оказался неуязвимым для французской батареи, так как ядра этой батареи (как и следовало по его расчетам) перелетали через корабль поверх его труб. Бутаков "первый подавал экипажу пример редкого хладнокровия и неустрашимости. Все приходили в восторг, глядя на него, спокойно распоряжавшегося, как будто около него не летали ядра и не было вероятности быть убитым каждое мгновение".

До последнего дня обороны Севастополя Бутаков оставался на "Владимире" и активно участвовал в отражении штурмов противника.

В ночь на 31 августа 1855 г. Бутаков, по приказу адмирала Новонильского, снял команду со своих пароходофрегатов и затем затопил их. Вскоре по окончании войны в августе 1856 г. Г.И. Бутаков, произведенный в контр-адмиралы, был назначен заведывающим морской частью в г. Николаеве и военным губернатором Николаева и Севастополя. Перегруженный различными административными и хозяйственными заботами, Бутаков, однако, не оставлял занятий по интересующим его военно-морским вопросам. Он находил время для выходов в море с целью разработки основ пароходной тактики, начатой им еще в 1854 г. по предложению Корнилова. Независимость паровых судов от ветра и свобода их маневрирования, постепенное введение на них более современных орудий, - все это требовало разработки совершенно новой тактики морского боя, новых правил построения и совместного маневрирования военных пароходов. Еще в 1854 г. Бутаков составил по поручению Корнилова для своих пароходов краткое описание "эволюций", т.е. таких наиболее выгодных поворотов и захождений кораблей, находящихся в строю, какие необходимы для занятия наиболее выгодного положения во время боя и на переходе. "Я попал на ту простую идею, - писал он, - что за основание пароходных эволюций непременно должно принять две простые геометрические линии: круг и касательную к нему". Бутаков решил некоторые тактические задачи, составил наглядные таблицы курсов и движений кораблей, наметил три основных строя отрядов и т.д. Задача построения пароходной тактики была принципиально, как выражался Бутаков, решена им "в корне" (т.е. по существу), а не "с ветвей" (поверхностно).

Однако только лишь после перевода на Балтийский флот в 1860 г. Г.И. Бутаков мог вплотную заняться разработкой вопросов пароходной тактики. В Николаеве этому мешали административные обязанности, которые отнимали все время. Кроме того, ему пришлось столкнуться лицом к лицу с канцелярским крючкотворством, взяточничеством, казнокрадством и прочими мерзостями царского бюрократического аппарата, на борьбу с которым у Бутакова уходило много времени.

С 1860 г. Г.И. Бутаков почти до конца своей службы находился на Балтийском флоте, где он сначала командовал эскадрой винтовых кораблей, затем в 1861-1862 гг. - эскадрой винтовых лодок, а с 1867 по 1877 г. - эскадрой броненосных кораблей. С 1863 г. по 1867 г. Бутаков находился в Англии и Франции в качестве военно-морского атташе.

На Балтике Бутакову удалось, на основе опыта командования эскадрами, заняться теоретической работой по вопросам тактики парового флота и проверить на своей эскадре разработанные им тактические принципы. С первых же дней своего пребывания на Балтике Г.И. Бутаков обратил самое серьезное внимание на изучение театра и особенно на вопрос о возможности плавания в финских шхерах.

Появление малых винтовых кораблей, предназначенных для береговой обороны, предоставляло широкие возможности для их использования в шхерном районе. Г.И. Бутаков ясно представлял, что шхерная полоса вдоль северного берега Финского залива будет являться очень важным звеном в обороне подступов в Кронштадту и Петербургу при условии взаимодействия подвижных отрядов канонерских лодок с системой островных и береговых укрепленных пунктов. Определив значение шхерного района для обороны, он практически доказал возможность перехода по шхерным фарватерам не только кораблей с малой осадкой, но и линейных кораблей.

Вопросу освоения шхер Бутаков уделял внимание на протяжении всей своей деятельности на Балтике. К началу 1861 г. он собрал в Гельсингфорсе 40 канонерских лодок своей флотилии, которые могли хорошо совершать циркуляции и совместные движения. Перед флотилией Бутаков поставил важную, хотя и трудную задачу: тщательнейшим образом изучить все финские шхеры, так как именно там в случае войны могли развернуться боевые действия.

Г.И. Бутаков неустанно воспитывал экипажи своих кораблей, обучая моряков искусству совместного маневрирования, развивая в них отвагу и самостоятельность.

Большую роль в успехах бутаковской флотилии сыграли его замечательные приказы. В них Бутаков побуждал своих офицеров к смелому управлению канонерскими лодками. Он советовал лучше рисковать, чем быть чрезмерно осторожным.

"...В военное время, - писал Бутаков, - риск есть необходимость; прибавлю, что в мирное время нужно выучиться рисковать, чтобы в военное время уметь рисковать, т.е. получить уверенность и крепость нервов". В одном из приказов он отмечал: "...Я никогда никому не сделал замечания за разные неизбежные повреждения, сделанные кем-либо себе или адмиральскому пароходу от бойкого управления, и даже, напротив, постоянно благодарил за это... я всегда был рад видеть смелое управление судном...".

Бутаков учил вовсе не слепой, безрассудной отваге, а именно смелости, соединенной с самообладанием, четким глазомером, научным мышлением и ориентировкой.

В 1863 г. вышел в свет капитальный труд Г.И. Бутакова "Новые основания пароходной тактики", вызвавший большой интерес в России и за границей. За этот труд Академия наук присудила Бутакову Демидовскую премию. Председатель Морского ученого. комитета контр-адмирал Зеленый в своем отзыве писал, что правила этой "Тактики", испытанные па практике, "совершенно новы... и доставляют возможность выполнить всякое перестроение правильно, скоро, без замешательства, с математической точностью. Таких определительных правил для маневра каждого парового судна еще не было...". Работой Бутакова заинтересовались за границей, и она была переведена на французский, английский, итальянский и испанский языки.

28 октября 1866 г. Г.И. Бутаков был произведен в вице-адмиралы. К этому времени он пользовался уже мировой славой всеми признанного ученого, опытного флотоводца, моряка с безупречной репутацией. 6 февраля 1867 г. он был назначен начальником Балтийской эскадры броненосных судов.

Всю свою неутомимую энергию он направил на совершенствование боевой подготовки. Г.И. Бутаков уделял самое серьезное внимание вопросам артиллерийской подготовки эскадры. Следует отметить, что формы артиллерийского боя парусного периода были изжиты. В области артиллерии новый период характеризовался заменой гладкоствольных пушек нарезными орудиями, сравнительно малых калибров палубных орудий - крупными калибрами, до 12 дюймов включительно. Разнообразие типов и систем артиллерийского вооружения осложняло боевую подготовку. Появление брони ставило перед артиллерией совершенно новые задачи. Необходимо было выработать новые формы артиллерийского боя. Система артиллерийской подготовки на эскадре Бутакова строилась по строго разработанному плану, начиная со стрельб одиночного корабля по неподвижному щиту, затем по буксируемому и, наконец, стрельба на ходу по движущейся цели. Большое внимание уделялось дальномерному делу. Бутаков требовал, чтобы помимо пользования имеющимися дальномерными приборами во всех случаях выходов в море велось беспрерывное определение расстояний специально выделенными офицерами, сигнальщиками, матросами. Для передачи расстояний до цели на кораблях эскадры Бутакова были установлены циферблаты с передвигаемыми стрелками. Из других нововведений следует отметать широко внедренное в практику артиллерийской подготовки применение так называемых "учебных стволов": для начального обучения артиллерийского расчета стрельбе в канал орудия вставлялся ствол винтовки. Благодаря этому достигалась экономия снарядов.

Придавая огромное значение выработке в подчиненных боевой стойкости, Бутаков все обучение стремился проводить в условиях, близких к боевым. В первый же год своего командования адмирал стал приучать офицеров и матросов к четкой и бесстрашной работе под свистом летящих над ними ядер, т.е. в обстановке, напоминающей боевую. "Чтобы команды наши заблаговременно приучались слышать свист ядер, - писал он в одном из первых приказов по эскадре, - предлагаю посылать по очереди на один час по гребному судну с офицером на каждый из двух буйков, поставленных по обе стороны ближайшего к эскадре щита...".

Риск, отвага, дерзание - все эти отличительные качества смелого моряка Бутаков старался воспитать в людях своей броненосной эскадры. Особенно стремился он обучить командиров кораблей своей эскадры практике маневрирования. Григорий Иванович был решительно против чрезмерного молодечества, вредного ухарства, но в то же время он поощрял соперничество в "обрезании кормы вплотную", так как этим несомненно выявлялось самообладание и мастерство правящего кораблем.

Слепой отваге Бутаков предпочитал самообладание и находчивость в трудной и сложной обстановке. Эти качества он с величайшей похвалой отмечал в каждом - будь то офицер или матрос. Так было, например, во время артиллерийского учения, когда два молодых неопытных матроса остались у щита по приказу офицера, не подозревая, что сейчас начнется стрельба (их "забыли предупредить"). В момент обстрела, угрожавшего их жизни, они сразу нашлись, схватили топоры и стали рубить дректовы (т.е. концы "дрека" - маленького якоря, на котором держался щит). Как только один канат был отрублен, щит сразу повернуло по ветру, и вот это-то непонятное обстоятельство заставило артиллеристов броненосца почуять что-то неладное и прервать стрельбу. Благодаря находчивости этих матросов, жизнь их была спасена. "Они выдержали отлично экзамен в наилучшей академии, - заявил Бутаков, отметив подвиг матросов особым приказом. Он приказал выдать им денежный подарок "не за то, что по ним стреляли - это для них хорошая школа, - но в отличие за то, что они не потерялись посреди свиста ядер, направленных прямо на них...". Был также награжден сигнальщик, первым заметивший матросов у щита.

Большое значение придавал Бутаков шлюпочным гонкам под парусами и без парусов. Соревнования молодых моряков в гонках, по его словам, - вовсе не простое развлечение, не пережиток былого увлечения времен парусного флота: "Нет, это едва ли не лучший из находящихся в наших руках способов, - говорил он, - чтоб молодым людям узнать себя, начать закаливать свои нервы, изощрять свой глазомер и готовить себя ко всем непредвиденным случайностям нашей службы... Состязание шлюпок, вместе с тем, прекрасное средство нам всем узнавать, кто из нас из какого металла".

Для поощрения состязающихся Бутаков добился ежегодного ассигнования 1500 р. на покупку призов, сочинил и издал "Правила для шлюпочных гонок". Особенно интересны были введенные им гонки парусных шлюпок без пользования рулем. Он неустанно придумывал множество вариаций шлюпочного соревнования, например, гонки вокруг фрегата или в шхерах вокруг острова и т.д.

По окончании каждой гонки Бутаков отдавал приказы, в которых разбирал ошибки в управлении и поощрял особенно отличившихся. Однажды он даже велел салютовать шестью орудийными залпами шестерке мичмана Федотова за то, что она отлично управлялась при "гонке без рулей".

Так Бутаков в мирное время закалял своих подчиненных в суровой обстановке, по возможности более близкой к боевым условиям. Он неустанно внушал им, что главная и конечная цель их занятий - это подготовка к возможной войне, к тому "решающему, получасу" начала войны, когда сразу выявляется качество и ценность подготовки, полученной в мирное время. Именно эта мысль и выражена в любимом девизе лучшего из учеников и последователей Г.И. Бутакова адмирала С.О. Макарова: "Помни войну".

В проявлениях смелости, находчивости, инициативы, в способности не растеряться в трудную минуту Г.И. Бутаков видел залог боевого успеха.

Однажды броненосная батарея "Первенец" потерпела аварию, пробив о камень подводную часть борта. Командир дал полный ход и приткнулся к илистой отмели, после чего был заведен пластырь, и "Первенец" смог присоединиться к эскадре. Бутаков не только не сделал выговор командиру Копытову, но даже похвалил его в приказе за находчивость: "Попасться в беду всегда легко, а в нашей службе в особенности. Выпутаться же из беды трудно, если не сохранить над собою полную власть в тяжелых обстоятельствах. Хладнокровный расчет, с которым капитан 2 ранга Копытов поставил батарею "Первенец" в ил, чтобы посредством его заткнуть пробоину, пропускавшую струю воды в квадратный фут величиною, заслуживает справедливую похвалу в глазах всей эскадры". Далее Бутаков отмечает, что он особенно доволен тем духом, "который направил "Первенец" не в Кронштадт, а к эскадре для продолжения плавания. В военное время это значило бы получить подкрепление, вместо ослабления наших сил. Этим можно гордиться".

В течение десяти лет командования броненосной эскадрой (1867-1877 гг.) Г.И. Бутаков продолжал испытывать свои тактические принципы, проводить соревнования и смелые маневрирования кораблей. Всякий раз по приходе на Транзундский рейд (в Финском заливе) эскадра располагалась по диспозиции четырехугольником с адмиральским кораблем в центре. Здесь, на Транзундском рейде, отдельные пароходы эскадры совершали так называемые "крейсерства" - ходили вокруг четырехугольника, огибая по очереди суда то внутри диспозиции, то снаружи, и т.д. Это упражнение, делавшееся на полном ходу, называлось "восьмеркой".

В конце концов адмиралу Бутакову удалось добиться своего. Отряды броненосных судов совершали на рейде многочисленные (давным-давно вычерченные и рассчитанные Бутаковым в его знаменитой "Тактике") совместные движения.

Как и в 1861-1862 гг., когда Бутаков командовал эскадрой винтовых лодок, огромное значение он придавал практике командиров в нанесении таранных ударов. В то время для этой цели за кормой лодок выдвигалась длинная жердь, которую необходимо было "таранить" атакующей лодке. При этом таранные удары наносились как одиночными лодками, так и группами лодок.

Приемы, практиковавшиеся с малыми винтовыми лодками, нельзя было применять с крупными броненосными кораблями. Поэтому для опытов в нанесении таранных ударов он обычно использовал старые канонерские лодки и специально выстроенные для этой цели деревянные паровые "таранные лодки" с ходом в 6-7 узлов. Борта их обшивались слоем фашинника с целью смягчения силы таранных ударов. Упражнения производились на рейде. По сигналу адмирала командиры начинали "бой", стремясь нанести таранные удары "противнику" и уклониться от его ударов. Подобные упражнения развивали сообразительность, умение быстро принимать решения, вовремя и точно производить расчет циркуляции и т.п. Победа в таранном бою, по словам Бутакова, во многом зависела от самообладания и находчивости в те критические минуты, когда малейшая нерешительность и смятение могут иметь самые гибельные последствия. В одном из приказов, подводивших итоги боевой подготовки, Бутаков писал: "В самом деле, кого били? Того, у кого механики давали пару упасть; того, кто останавливал машину и, в особенности, кто связывал себе руки, неосторожно давая машине задний ход. Таранили и того, чей глаз не навык резать вплотную стоящие на якоре корабли, потому что противник, обрезая искуснее, входил внутрь круга чужой циркуляции. Таранили чаще всего тех, кто давал противнику возможность поместиться у себя в кильватере и не уловчался выйти из этого оборонительного положения... . А кто таранил? Таранил тот, кто, несмотря на высшую степень возбуждения, умел сохранить холодный расчет и, зорко следя за малейшими движениями противника, мгновенно пользовался самыми незначительными его ошибками".

Чрезвычайно большое внимание Бутаков уделял развитию минного дела. России всегда принадлежало первенство в развитии и применении минного оружия. На эскадре Бутакова в 1867 г. была устроена первая лаборатория минных опытов под руководством лейтенанта Терентьева. Делались опыты с подведением гальванических мин под негодные суда, испытывались мины для заграждения. Велись теоретические занятия, и, наконец, 1 октября 1874 г. были открыты Минный офицерский класс и Минная школа для нижних чинов.

Таким образом, броненосная эскадра Бутакова стала с течением времени центром, где сосредоточивались исследования его способнейших учеников в области военно-морского искусства. К этому времени приоритет русской военно-морской науки был бесспорным. Иностранные морские офицеры и адмиралы ездили в Россию, на Транзундский рейд,- учиться искусству войны и тактики у образцовой русской броненосной, эскадры.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Бутаков выработал правила постановки мин на фарватерах и деятельно занимался подготовкой минной обороны Кронштадта.

В марте 1878 г. на совещаниях адмиралов и генералов, под председательством Г.И. Бутакова, обсуждались перспективы минной обороны подступов к Петербургу. Адмирал Бутаков поставил ряд практических вопросов и отвечал на них весьма обстоятельно в противоположность довольно легковесным замечаниям некоторых участников совещаний.

В числе принятых совещаниями решений было: поставить на южном фарватере вторую линию минных заграждений между Толбухиным маяком и Лондонской мелью и защищать эту новую линию башенными фрегатами и броненосцем "Петр Великий". В Свеаборг решено было послать "Петропавловск" и "Севастополь" (а при возможности, - также "Светлану" и "Кн. Пожарского").

16 апреля 1878 г. вице-адмирал Г.И. Бутаков был произведеи в адмиралы и назначен начальником береговой и морской обороны Свеаборга. Хотя свеаборгские укрепления были снабжены орудиями большого калибра, они нисколько не были защищены против неприятельского десанта и штурма. Вдумчиво знакомясь с обстановкой, Бутаков принял ряд мер по улучшению обороны и подготовке гарнизона. Он проводил учения на батареях. Под его руководством устраивались телеграфы и семафоры, вырабатывались план и система минного заграждения.

В начале 1881 г. он был назначен главным командиром Петербургского порта.

На посту командира Петербургского порта адмирал Бутаков оставался верен своим принципам: он боролся с злоупотреблениями и стремился поднять инициативу подчиненных, какое бы скромное место они ни занимали. В одном из приказов Бутаков писал:

"Считаю не лишним объявить по вверенному мне управлению, что я желал бы, чтобы техники всякого рода, при обсуждении совместно со мною технических вопросов, помнили, что в этих случаях я являюсь только техником, в большей или меньшей степени, а не начальником, а они - техниками, а не подчиненными. Поэтому я прошу их не стесняться теми взглядами, которые я выражаю, и отстаивать свои воззрения, как равный с равным, до окончательного моего решения. После него мы, конечно, становимся вновь начальником и подчиненными".

Подобные выступления адмирала Бутакова не могли не вызвать гнева высшего начальства.

В марте 1882 г. Г.И. Бутаков был назначен членом Государственного Совета.

Но этот "почетный перевод" был воспринят Бутаковым как своего рода сдача его в архив. Он крайне болезненно реагировал на это назначение, которое знаменовало для него не только уход от живой флотской руководящей работы, но и непризнание его принципов подготовки флота. Вскоре он серьезно заболел и 31 мая 1882 г. умер.

Значение деятельности адмирала Г.И. Бутакова для русского военно-морского флота трудно переоценить. Горячий патриот своей Родины, проникнутый глубокой верой в русский народ, Г.И. Бутаков весь свой организаторский талант и знания посвятил русскому военно-морскому флоту. Он был одним из создателей русского броненосного флота и школы русских моряков, из которой вышел С.О. Макаров.

Несмотря на консерватизм и косность царского правительства, Г.И. Бутаков своим неутомимым трудом выдвинул русский флот на одно из ведущих мест среди других флотов мира.

Бутаков, в молодости получивший прекрасное морское воспитание у М.П. Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина, сам в свою очередь сумел отлично воспитать кадры строевых офицеров и инженеров нового парового броненосного флота и был не без основания прозван его "отцом".

* * *
Адмирал Бутаков первый в мире заложил прочные теоретические основы тактики паровых судов, и виднейшие иностранные военные теоретики, несмотря на всю свою надменность и самоуверенность, вынуждены были признать приоритет даровитого русского адмирала-ученого. Ценный опыт применения бутаковских законов тактики с пользой и живейшим интересом изучался офицерами всех флотов мира. Американские, французские, немецкие адмиралы и офицеры съезжались на Транзундский рейд - учиться блестящим достижениям Бутакова, его непревзойденному методу воспитания личного состава, его таранным боям и работам в области минного дела. Стиль его оригинальных приказов, человечное отношение к матросам, независимая позиция в отношении высшего начальства, - все это сильно напоминает Суворова, Нахимова. Бутаков соединял в себе героическую отвагу морского офицера, высокую образованность и организаторский дар флагмана-начальника с неутомимой научной пытливостью и способностью к широким научным обобщениям.

По информации источника нашего блога в российской судостроительной промышленности, подписанный в октябре 2018 года контракт с Индией на строительство двух фрегатов проекта 11356 все-таки предусматривает достройку для индийского флота на АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде двух недостроенных фрегатов этого типа, приостановленных постройкой для ВМФ России - "Адмирал Бутаков" (заводской номер 01360) и "Адмирал Истомин" (заводской номер 01361) - а не строительство полностью новых кораблей, как нами ранее. При этом, согласно источнику, фактическая стоимость контракта на достройку этих двух фрегатов для Индии составляет не 950 млн долл, как сообщали индийские СМИ, а 1,2 млрд долл.

Спущенные на воду корпуса приостановленных постройкой для ВМФ России фрегатов "Адмирал Бутаков" (заводской номер 01360) и "Адмирал Истомин" (заводской номер 01361) проекта 11356 на АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Калининград, ноябрь 2018 года (с) Drakon 64 / forums.airbase.ru

Судьба третьего недостроенного на ПСЗ "Янтарь" фрегата "Адмирал Корнилов" (заводской номер 01362) пока что неопределенна, однако, мы можем предположить, что он будет позднее использован в рамках планируемого к заключению дополнительного контракта на постройку двух фрегатов проекта 11356 на индийской государственной верфи Goa Shipyard Limited (GSL) в Гоа. Собственно, с самого начала переговоров с Индией по соглашению относительно четырех фрегатов 11356 , что "локализация" постройки двух фрегатов в Индии предполагает буксировку и достройку в Индию одного недостроенного корпуса и постройку в Индии " с нуля" только одного корабля.

Планируемые к достройке для Индии на ПСЗ "Янтарь" фрегаты проекта 11356 будут оснащены своими штатными газотурбинными главными энергетическими установками М7Н производства николаевского ГП НПКГ «Зоря» - «Машпроект» (Украина) - двумя комплектами, изначально изготовленными в Николаеве для этих фрегатов, строившихся для ВМФ России, но так и не отправленных в Россию из-за событий 2014 года. 17 августа 2017 года комиссия по оборонным закупкам правительства Индии одобрила закупку у Украины двух указанных комплектов газотурбинных установок М7Н для фрегатов проекта 11356 за 76 млн долл.

Для двух фрегатов, планируемых к постройке в Индии, индийская сторона закажет дополнительные комплекты ГЭУ на ГП НПКГ «Зоря» - «Машпроект».

Напомним, что строительство второй тройки кораблей модифицированного проекта 11356 (типа "Адмирал Григорович"; иногда обозначаются как проект 11356Р или 11357) для ВМФ России велось ПСЗ "Янтарь" в Калининграде по контракту с Министерством обороны России № З/1/1/0553/ГК-11-ДГОЗ от 13 сентября 2011 года стоимостью 40 млрд рублей. Все шесть кораблей модифицированного проекта 11356 изначально были запланированы для пополнения Черноморского флота.

Головной фрегат второй тройки "Адмирал Бутаков" (заводской номер 01360) был на "Янтаре" 12 июля 2013 года и 2 марта 2016 года. Второй фрегат "Адмирал Истомин" (заводской номер 01361) был 15 ноября 2013 года. Закладка третьего корабля с присвоенным наименованием "Адмирал Корнилов" (заводской номер 01362) официально не производилась, хотя фактически строительство корабля было начато в 2013 году.

В 2016 году строительство второй тройки фрегатов модифицированного проекта 11356 было приостановлено по решению заказывающих органов ВМФ России из-за отсутствия для них главных газотурбинных энергетических установок производства николаевского ГП НПКГ«Зоря» - «Машпроект», непоставленных для указанных кораблей ввиду событий на Украине. Корпуса приостановленных строительством фрегатов "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов" были на воду на ПСЗ "Янтарь" в ноябре 2017 года с целью освобождения стапельной площадки.

Согласно опубликованному 25 февраля 2016 года пресс-релизу николаевского ГП НПКГ«Зоря» - «Машпроект», это предприятие в октябре 2012 года подписало с ПСЗ "Янтарь" контракт на поставку трех комплектов газотурбинных агрегатов М7Н для второй тройки российских фрегатов модифицированного проекта 11356. Согласно этому контракту, николаевское предприятие должно поставить на "Янтарь" первый комплект агрегатов в декабре 2014 года, а второй и третий - в октябре-декабре 2015 года.

В июне 2014 года распоряжением Государственной службы экспортного контроля Украины было приостановлено действие разрешения на экспорт товаров военного назначения в Российскую Федерацию. В связи с этим работы по заказу для "Янтаря" на НПКГ«Зоря» - «Машпроект» были прекращены.

error: