Форма православного креста объяснение. Православные кресты: виды и значение

Купола православных храмов венчают кресты. Верующие носят крестики на груди, чтобы всегда быть под покровом защиты Божьей.

Каким должен быть правильный православный нательный крестик? На его обратной стороне есть надпись: «Спаси и сохрани». Однако этот атрибут не является талисманом, способным защитить от всех несчастий.

Нательный крест – это символ «креста», который Бог дает человеку, желающему служить Ему – во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Человек, который носит крест, те самым дает залог, что он будет жить по заповедям Божьим и стойко переносить все испытания, которые выпадут на его долю.

Наш рассказ о том, чем руководствоваться при выборе православного нательного крестика, будет неполным, если не обратиться к истории и не рассказать о посвященном этому христианскому атрибуту празднестве.

В память об обретении в 326 году в Иерусалиме, возле Голгофы, где был распят Иисус Христос, Креста Господня православная церковь отмечает праздник, который носит название Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник символизирует торжество Церкви Христовой, которая прошла сложный путь испытаний и гонений и распространилась по всему миру.

Как гласит предание, мать императора Константина Великого, царица Елена, отправилась на поиски Креста Господня в Палестину. Здесь были проведены раскопки, в результате которых была найдена пещера Гроба Господнего, а недалеко от нее обнаружены три креста. Их поочередно возлагали на больную женщину, которая благодаря прикосновению к Кресту Господню исцелилась.

Согласно другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший человек, которого несла похоронная процессия. Однако как точно выглядел крест, на котором распяли Христа, неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие.

Часть Животворящего Древа и гвозди царица Елена привезла в Константинополь. А император Константин воздвиг в 325 году в Иерусалиме храм в честь Вознесения Христа, включавший Гроб Господень и Голгофу.

Крест стали использовать как символ веры благодаря императору Константину. Как свидетельствует историк церкви Евсевий Памфил, императору «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов».

Константин повелел разместить изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных православных креста с золотыми надписями по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос – Победитель».

Каким должен быть правильный нательный крестик?

Существуют различные графические типы крестов: греческий, латинский, крест святого Петра (перевернутый крест), Папский крест и др. Как бы ни различались между собой разные ветви христианства, эту святыню почитают все конфессии.

Но если в католичестве Иисус Христос изображается провисшим на руках, что подчеркивает Его мученические страдания, то в православии Спаситель предстает в силе – как победитель, призывающий в Свои объятия всю Вселенную.

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты; фигура выражает покой и достоинство. В Нем воплощены самые главные Его ипостаси – Божественная и Человеческая.

Атрибутом католического распятия является Терновый венец. В православной же изобразительной традиции он встречается редко.

Также на католических изображениях Христос распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем, а всего изображено четыре гвоздя.

Канон изображения православного распятия был утвержден еще в 692 году Тульским собором и остается неизменным поныне. Конечно, православным верующим стоит использовать крестики, которые изготовлены в соответствии с православной традицией.

Надо сказать, что спор о том, каким должен быть христианский крест правильной формы – восьмиконечным или четырехконечным – шел давно. В частности, его вели православные верующие и старообрядцы.

По словам игумена Луки,
«в Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения».

Какая форма нательного крестика считается правильной в православии?

Православная церковь признает и четырехконечные, и шестиконечные, и восьмиконечные виды крестов (последние, с двумя дополнительными перегородками – наклоненной в левую сторону для ног и перекладиной в изголовье, используются чаще), с изображением распятого Спасителя или без него (однако такой символ не может быть 12-конечным или 16-конечным).

Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также православный крест имеет надпись «Спаси и сохрани».

Католики также не придают большого значения форме креста, на католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя.

Почему в православии крестик называют нательным?

Поверх одежды носят кресты только священнослужители, а простые верующие не должны носить распятия напоказ, демонстрируя тем самым свою веру, ведь такое проявление гордыни не подобает христианам.

Также надо сказать, что православный нательный крестик может быть изготовлен из разных материалов – золота, серебра, меди, бронзы, дерева, кости, янтаря, украшен орнаментом или драгоценными камнями. Главное, он должен быть освящен.

Если вы купили его в церковной лавке, об этом можно не беспокоиться: там продают уже освященные кресты. К изделиям, приобретенным в ювелирных магазинах, это не относится, и такие крестики нужно будет освятить в храме. Во время этого обряда батюшка прочтет молитвы, призывающие защитить не только душу, но и тело верующего человека от злых сил.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции – четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос.Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина – подпорка для ног Иисуса Христа символизирует “мерило праведное”, взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что “когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе” . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний - освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , – говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он - не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» - Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие - «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян - потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас “искупил” (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является “камнем преткновения” для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. “Это невозможно!” – возражали одни; “Это не нужно!” – утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: “Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость” (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже “соблазнительным для погибающих,” обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она – запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются “крестом.” Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: “Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня” (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом – человек, испытывающий муки.

Нательный крестик - одно из самых загадочных, для непосвященных в тайны религии, украшений. сайт подготовили для вас гид, который ответит на все важные вопросы.

Несмотря на то, что форма креста чрезвычайно распространена как декоративный элемент и часто воспринимается в разрыве с христианскими традициями, игнорировать ее происхождение и символизм не стоит. Религия настаивает: неважно, из какого материала сделан крестик, сколько он стоит или весит. В первую очередь, это символ христианской веры. Но в то же время, традиция почитать крест, который всегда с тобой, превратила его в украшение и предмет роскоши.

Встречается мнение, что истинно религиозный нательный крестик должен быть простым по дизайну и носить его нужно под одеждой, поближе к сердцу и подальше от чужих глаз. Но главное различие между исключительно декоративным украшением и христианским оберегом-крестиком состоит в том, освящен он или нет. Церковь не может отказаться освятить усыпанное камнями изделие, равно как и не требовать, чтобы вы скрывали его под одеждой в летнюю жару.

На что правда следует обратить внимание при выборе крестика, так это соответствует ли его форма православной или католической традиции.

Как различить православный и католический крестик

Форма



В православной церкви наиболее распространены шести- и восьмиконечные кресты. Кстати, последние издавна считаются мощнейшим оберегом от злых духов. Небольшая перекладина в головах символизирует табличку, которой обозначали совершенные преступления. Но поскольку преступлений Иисуса так никто и не назвал, в православной традиции на ней может быть аббревиатура И.Н.Ц.И. либо І.Н.Ц.І, католики по-латыни пишут I.N.R.I. Это сокращение «Иисус из Назарета Царь Иудейский». Косая перекладина под ногами символизирует путь от грехов к праведности. В свою очередь католические нательные крестики максимально простые и состоят всего из двух перекладин.

Гравировки

Кроме надписи И.Н.Ц.И., на православных крестиках, с противоположной распятию стороны, может быть выгравировано «Спаси и сохрани». В католической традиции такого нет.

Гвозди

Православные христиане считают, что Иисус был пригвожден четырьмя гвоздями, а католики – что гвоздей было только три. Потому ноги Христа на православном крестике расположены рядом, а на католическом – заброшены одна на другую.


Распятие

То, каким должен быть изображен Иисус на распятье – предмет ярых споров представителей обеих конфессий. Католики придерживаются максимально натуралистичного изображения, которое отражает безумные страдания на кресте. В то же время православные считают, что такое изображение говорит о мучениях, но умалчивает главное – Иисус победил смерть. Потому в православной традиции его фигура отражает скорее счастье от перехода в лучший мир.


Восьмиконечный крест

Это один из наиболее канонических православных крестов. Сверху располагается короткая горизонтальная (часто с аббревиатурой И.Н.Ц.И.) перекладина, а в ногах – короткая диагональная перекладина (верхний конец направлен влево, нижний – влево, если смотреть на крест прямо). Нижняя часть – символ опоры под ногами распятого Иисуса, а также перехода из грешного мира в праведный. На самом же деле, наличие этой ненастоящей опоры только продлевало мучения на кресте.

Шестиконечный крест

Один из древнейших вариантов. В этом кресте наклонная нижняя перекладина символизирует внутренние весы каждого из нас: что побеждает – совесть или грех. Ее значение также трактуется как путь от греха к покаянию.

Четырехконечный каплевидный крест

Считается, что капли на концах перекладин – это кровь распятого Христа, который искупил грехи человечества. Этот символ часто используют для украшения религиозных книг.


«Трилистник»

Этот крест часто используется в геральдике (к примеру, на гербе Чернигова), но многим полюбился и в качестве нательного. Концы перекладин такого изделия украшены полукруглыми листочками. Иногда на них располагаются также бусины – «шишечки».

Латинский четырехконечный крест

Самый распространенный христианский крестик на Западе. Горизонтальная перекладина располагается на 2/3 высоты от вертикальной. Удлиненная нижняя часть символизирует терпение Христа в искуплении. Такие крестики – очень давняя традиция. Они появились около 3 столетия в катакомбах Рима.

Как выбрать крестик на крестины



Традиционно, первый нательный крестик или, как его еще называют – тельник, возлагается на обряде крещения. Споры по поводу того, когда лучше крестить ребенка: младенцем или уже в сознательном возрасте – все еще продолжаются. Для взрослых, которые решили пройти это таинство, особых ограничений в выборе сакрального украшения нет. Но чтобы правильно выбрать крестик на крещение для новорожденного, следует учитывать несколько факторов.

  1. Детский крестик должен быть небольшим и легким, длиной около 2см.
  2. Несмотря на то, что золото гипоаллергенно, не спешите дарить малышу золотой крестик. Чисто из практических соображений, ведь дети очень часто теряют такие вещи.
  3. Отдайте предпочтение крестику из серебра 925 пробы . Он легче, дешевле и к тому же, обладает антисептическими свойствами.
  4. Обязательно осмотрите понравившееся украшение на предмет острых элементов и краев.

Женские и мужские нательные крестики

Особой разницы между крестиками для мужчин и женщин нет. В среднем их размер составляет около 4 см. Основное различие – в дизайне. Серебряные и золотые мужские крестики , как правило, лаконичнее. Их перекладины также могут заканчиваться каплями, лепестками и трилистниками, но общая композиция проще, чем у женских, а само украшение чуть массивнее.


Женские крестики часто инкрустируют драгоценными камнями. Если украшение освящено, его декор никак не влияет на сакральное значение. Редко, но все же, в церкви могут отказать в освящении декоративного креста со слишком изогнутыми и фигурными перекладинами. Хотя, конечно, главное – ваши собственные ощущения. Греет он вас или нет.

Предполагается, что с момента освящения, крестик останется с вами навсегда. Но в то же время церковь никак не порицает смену этого украшения. Хотим обратить ваше внимание, что носить его на одной цепочке с еще какой-либо подвеской – моветон. Единственное, что можно надеть вместе с крестиком – это ладанка.


Как освятить крестик

Приобретенные в церковных лавках кресты имеют два преимущества. Во-первых, они точно соответствуют традициям вашей религии. Во-вторых, они уже освящены. Если же вы купили крестик в ювелирном магазине, то его необходимо освятить. Лучше успеть прийти до начала богослужения и обратиться с этой просьбой к священнику. Можете также попросить его провести обряд в вашем присутствии и принять участие в молитве.

Что делать, если вы нашли крестик

Бытует мнение, что находить крестик – плохая примета. Якобы вместе с ним вам могут передаться скорби и горести предыдущего владельца. В то же время, церковь советует не обращать внимания на такие суеверия.

Можно ли дарить нательный крестик

Можно и нужно. Церковь этого не запрещает. А близкому человеку такой подарок будет особо важен и дорог.

Делитесь в комментариях интересна ли была вам статья сайт. Расскажите, какой форме крестиков вы отдаете предпочтение? И что для вас значит крестик – декоративное украшение или все же, нечто большее?

Чаще всего католики изображают крест четырехконечным.

Четырехконечные кресты известны, начиная с III века. Появившись однажды в римских катакомбах, они по сей день остаются основной формой изображения креста у католиков. Тем не менее, католики не придают большого значения форме креста, отмечая, что это не является основой вероучения. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но, если оно присутствует, то ноги Иисуса прибиты тремя гвоздями. Католики считают, что при Распятии использовалось три гвоздя. Над головой Иисуса присутствует табличка, на которой написано на латыни “Иисус Назорей Царь Иудейский” – INRI. Обычно над головой у распятого было описание его преступления. Другого имени “преступлению” Спасителя не нашел Понтий Пилат.

Католический крест: отличие от православного

Православный крест не всегда имеет восьмиконечную форму, хотя именно такой формой креста пользуются православные христиане Востока. В православный крест также может добавляться нижняя перекладина, которая символизирует “мерило праведное”. На одной чаше весов – грехи, на другой – добрые и праведные поступки людей.

Форма креста для православных также не является решающей. Гораздо важнее в данном случае то, что изображено на кресте. Так табличка “Иисус Назорей Царь Иудейский” в православии выглядит как IHHI (на славянско-русском языке). Ноги Иисуса прибиты к кресту не вместе и всего на распятии четыре гвоздя. Буквы IС ХС по правую и левую руку Спасителя являются христограммой и расшифровываются как Иисус Христос.

На оборотной стороне православного креста обязательно присутствует надпись «Спаси и сохрани».

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки.

Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики – у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов.

Католический и православный крест – разница существенна?

Преподобный Феодор Студит писал “крест всякой формы есть истинный крест”. Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков.

И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это – кресты священноначалия (архиепископские и папские).

Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:17-24).

О Морском космическом флоте СССР многие прочитают впервые. Он давно распродан и отправлен в утиль, как почти вся космическая гордость нашей страны, и память о великих научных судах, обеспечивавших советскую космонавтику, постепенно стерлась из истории звездной гонки, а уникальные корабли превратились в корабли-призраки.

Целый отряд экспедиционных судов обеспечивал испытания ракет, участвовал в управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, контролировал старты дальних космических аппаратов к планетам Солнечной системы. Начиная с первых шагов отечественной космонавтики до развала Советского Союза, Морской космический флот не сорвал ни одного задания.

Тара для моряков...

Для управления полетом космических аппаратов (КА) был создан командно-измерительный комплекс, включающий в себя Центр управления полетами (ЦУП) и большую сеть наземных измерительных пунктов (НИПов). Но для обеспечения хорошей связи космических аппаратов с Землей в любое время суток территории страны было недостаточно. После запуска первого искусственного спутника Земли расчеты баллистиков показали, что из 16 витков, которые делает за сутки космический аппарат, 6 проходят над океанами. Их называли «глухие точки», с территории СССР они были «невидимы», а значит, полет проходил вслепую, без возможности управления. У нас не имелось островов и баз в другом полушарии, для того чтобы оборудовать там НИПы. Решением проблемы стали научные суда, способные обеспечить связь Земли с космосом почти в любой точке океана. Впоследствии благодаря использованию космического флота все 6 труднодоступных витков стали видимы.

Рождение космического флота - 1960 год. По планам С.П. Королева в октябре этого года должны были состояться первые пуски дальних космических аппаратов к Венере и Марсу. По его инициативе в срочном порядке телеметрической аппаратурой оборудуют три судна-сухогруза «Долинск», «Краснодар» и «Ворошилов» (позднее переименован в «Ильичевск»). 1 августа «Краснодар» и «Ворошилов» из Одессы, а затем «Долинск» из Ленинграда выходят в Атлантику для обеспечения контроля вторых стартов (когда с первой космической скорости объект разгоняется до второй, чтобы лететь к дальним планетам). В 1961 году все три судна работали по первому пилотируемому полету вокруг Земли.

12 апреля 1961 г.

Каждое из судов было оснащено двумя комплектами радиотелеметрических станций «Трал», способных принимать и регистрировать десятки параметров с бортов космических объектов, - вспоминает Василий Васильевич Быструшкин (ветеран Великой Отечественной войны. В 1961 году - начальник экспедиции плавучего телеметрического пункта в Атлантике, оборудованного на теплоходе «Краснодар». Непосредственный участник обеспечения полета Гагарина, главный представитель заказчика по строительству специализированных судов Морского космического флота; лауреат Государственной премии СССР). - До того времени эти станции изготавливались только в автомобильном варианте, а для морских условий их не успевали доработать по срокам. Поэтому автомобильные кузова с размещенной в них аппаратурой, но, разумеется, без шасси, опускали в трюмы теплоходов и крепили там по-морскому.

Суда получили координаты рабочих точек в акватории Гвинейского залива Атлантики и должны были отследить работу бортовых систем на участке посадки. «Краснодар», на котором я был начальником экспедиции, назначался главным в составе комплекса, так как на его борту были наиболее опытные специалисты. Южнее по трассе, в полутора тысячах километров, получил рабочую точку теплоход «Ильичевск». Точка работы «Ильичевска» позволяла ему первым зафиксировать прием телеметрии, если бы вдруг на борту программа посадки включилась с опережением. Теплоход «Долинск» занял свое рабочее место севернее острова Фернандо-По (вблизи Камеруна). Его зона радиовидимости позволяла зафиксировать работу бортовой телеметрии в случае задержки времени включения тормозной двигательной установки (ТДУ). Такая расстановка судов позволяла с запасом по времени вести прием телеметрии от начала включения системы бортовой ориентации до конца работы ТДУ при входе космического корабля в плотные слои атмосферы. До 12 апреля проходили ежедневные тренировки операторов, и только антенные устройства станций «Трал» в связи с требованиями режима секретности продолжали оставаться в разобранном виде зачехленными брезентом. Погода в районе работы в этот день (12 апреля) не отличалась от других дней года на экваторе, яркий солнечный день, штиль.

Судно медленным ходом идет курсом на юго-запад, антенны выставлены по целеуказаниям. Через час после старта с «Востока» приняли устойчивый сигнал. Система ориентации космического корабля (КК) на посадку работала нормально. Операторы станции «Трал» точно зафиксировали продолжительность работы тормозной двигательной установки. Телеграммы оперативных донесений срочно переданы в Москву, через две-три минуты от начала приема телеметрии они были в ЦУПе. Посадка «Востока» проходила по заданной программе, и из наших донесений было видно: корабль должен приземлиться в расчетной точке. Но в душном трюме судна еще долго кипела работа: в фотолаборатории продолжали проявку многометровых отрезков кинопленки. Еще сырую, не высохшую до конца ленту дешифровщики просматривали на столах, анализировали параметры работы бортовых систем корабля для передачи в ЦУП второго потока телеметрических измерений. На судне царила атмосфера радости и гордости за новый успех в освоении космоса. Первый помощник капитана к этому моменту успел вывесить огромный транспарант: «Да здравствует первый в мире космонавт Юрий Гагарин!» - и торжественно провел импровизированный митинг.

В условиях секретности и гонки за первенство в космосе суда МКФ выходили в рейсы под флагом Совтрансфлота с легендой «снабжения тарой советских рыболовных судов». Это вызывало подозрения у властей иностранных портов, куда экспедиции заходили для пополнения запасов воды, продуктов и топлива. Возникали острые ситуации, наши «космические» суда нередко захватывали в море, в портах. Официально нигде не говорилось, что они научные, что занимаются измерениями, и это могло привести к серьезным проблемам. Поэтому в 1967 году в сообщении ТАСС наши суда были объявлены принадлежащими Академии наук и стали выходить под вымпелами академического флота. Теперь их заходы в иностранные порты оформлялись через МИД.

Именно в 1967 году появились и первые специализированные суда Морского космического флота: плавучий командно-измерительный комплекс, научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Владимир Комаров» и четыре телеметрических пункта - НИС «Боровичи», «Невель», «Кегостров», «Моржовец». Все построены и оборудованы в Ленинграде в связи с расширением программ лунных исследований, в том числе облета Луны советскими космонавтами. Мы уже участвовали в лунной гонке, хотелось быть первыми и здесь.

Гиганты

Под вторую программу лунных исследований (высадка советских космонавтов на Луну) в 1970 году в строй космического флота вошло судно, внешне похожее на пассажирский лайнер. Это было НИС «Академик Сергей Королев», 180-метровое судно с водоизмещением 22 тыс тонн и энергетической установкой мощностью 12 000 л.с. Судно имело неограниченный район плавания. Вскоре появился и второй великий корабль науки, признанный флагманом космического флота СССР, самое крупное в мире научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин». Его построили на Балтийском заводе в Ленинграде в 1971 году. Это был настоящий плавучий центр управления полетом. Оба судна уникальные. Аппаратура, специально разработанная для них, не имела аналогов. Ее создали наши конструкторы на базе отечественной техники: сложные радиотехнические комплексы, способные выдавать необходимые команды на борт космических кораблей, принимать телеметрическую информацию о состоянии бортовых систем, вести радиопереговоры с космонавтами и многое другое. На борту каждого судна находились экспедиция и экипаж. Экспедиция - те, кто управлял полетом, обеспечивал сеансы связи (инженеры и техники), а экипаж - обслуживающий персонал: судоводители, капитан и помощники-штурманы, палубная команда, машинное отделение. Суда выходили в рейсы на 6-7 месяцев, иногда больше.

Например, третий рейс «Королева» составил 9,5 месяцев. Суда космической службы отличались удивительной архитектурой. Белоснежные, с ажурными антеннами, некоторые колоссальных размеров, они стали ярким символом нарастающей космической мощи СССР. Одни только зеркала антенн «Космонавта Юрия Гагарина» в 25 метров или 18-метровые шары радиопрозрачных укрытий антенн на «Космонавте Владимире Комарове» поражали поистине космическими масштабами. Суда МКФ имели прекрасные мореходные качества, они работали во всех районах Мирового океана, в любое время года и в любую погоду. «Космонавт Юрий Гагарин», скажем, мог без захода в порт проделать 20 тыс миль - это почти кругосветное путешествие. С 1977 по 1979 год флот пополнился еще четырьмя телеметрическими суднами: «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». К 1979 году МКФ состоял из 11 специализированных судов, которые участвовали в управлении пилотируемых полетов, проведении стыковок и расстыковок космических кораблей над океаном. Без них не обходилась ни одна посадка пилотируемых кораблей и старты к дальним планетам.

Пожиратель кораблей

Основной точкой работы крупных судов космического флота была зона у восточного побережья Канады, неподалеку от коварного острова Сейбл. Едва различимый в утреннем тумане небольшой островок, имеющий странность - менять свои размеры и координаты, многие годы двигается по океану, словно одушевленный. Медленно, но угрожающе остров ползет в сторону Атлантики, сдвигаясь в среднем на 230 метров в год. Зимой здесь почти не утихает шторм, а летом вечно висит густой туман. Сотканный из зыбучего песка, остров веками захватывал и затягивал судна в свои дюны, за что был прозван «пожирателем кораблей» и «кладбищем Северной Атлантики». Именно здесь, у острова с дурной славой, и стояли наши «комаровцы», «королевцы» и «гагаринцы», сменяя друг друга, дежуря на «невидимых» витках.

Морская звезда

«Космонавт Юрий Гагарин» поразителен даже на фотографиях. Он был вдвое больше «Титаника» Водоизмещение судна 45 тыс тонн (для сравнения: «Титаник» имел водоизмещение 28 тыс тонн). Судно 232 метра в длину, в высоту - 64. Ширина палубы составляла около 30 метров. Над ней возвышались четыре параболические антенны, две из которых диаметром 25,5 метра, вместе с фундаментами общий вес их составлял около 1000 тонн. Уникальные антенны вращались в трех плоскостях. Одиннадцатипалубный турбоход с энергетической установкой 19 000 л.с. имел скорость хода 18 узлов. Несмотря на высокую мощность передатчиков дальней космической связи, лучи антенн были очень «тонкие» и нужно было точно держать наведение на объект в условиях качки. Благодаря многофункциональному радиотехническому комплексу «Фотон» судно могло работать одновременно с двумя космическими объектами. Для связи НИС и космонавтов с Москвой использовались спутники-ретрансляторы «Молния», таким образом, полный обмен всей информацией шел в реальном времени. На судне располагалось 1500 помещений общей площадью 20 000 кв. метров. Чтобы обойти их все, потребовалось бы двое суток. Здесь было оборудовано более сотни лабораторий. Общая численность команды на борту достигала 330 человек.

«В отличие от первенцев космического флота, на «Гагарине» были созданы все необходимые условия комфорта, - рассказывает ветеран МКФ Анатолий Капитанов. - В носовой части флагмана расположили современный (для тех лет) кинозал на 250 зрителей, а под ним - спортзал. Здесь было три бассейна, зоны отдыха с бильярдной. Мощность корабельных кондиционеров в три раза превышала установленную в Кремлевском дворце съездов систему кондиционирования. Все эти блага от ленинградских корабелов были вполне оправданными. Мы выходили в 6-7- месячные рейсы для работы на разных морских широтах. Нас сопровождали тяжелые физические и психологические нагрузки. Особенно донимала частая смена времени работы, в течение рейса оно трижды сдвигалось в ночь и обратно. Бывало, за сутки из-за перерывов в управлении полетами на работу выходили дважды. Часто общее время работы превышало 10 часов. Хорошо, конечно, что, в отличие от наземного образа жизни, не нужно «ехать» на работу на транспорте, беспокоиться о каких-то покупках, все было по распорядку и бесплатно».

Кораблекрушение

1996 год. В Одессе, в порту Южный одиноко стоял у причала необыкновенный корабль. На боку его виднелось странное имя «АГАР», не говорящее ничего тем, кто впервые увидал стального гиганта, прибывшего откуда-то из великого прошлого. Это был наш флагман, лучшее научное судно страны и, пожалуй, мира. Как оно попало сюда? В 1991 году «Космонавта Юрия Гагарина» покинула его основная экспедиция. После распада Союза, сокращения космических программ космонавтика переживала тяжелейшее время - она оказалась не у дел. Один из главных символов космической флотилии НИС «Гагарин» теперь представляло собой страшное зрелище: проржавевший, оскверненный вандалами, замусоренный и разграбленный. Морской космический флот был полностью расформирован в 1995 году. В 1991 году «Гагарина» приватизировала Украина, и вскоре титан оказался не по карману Черноморскому пароходству. До сих пор неизвестно, что стало с судовой библиотекой и музеем, куда пропал портрет Ю. Гагарина, подаренный экипажу Анной Тимофеевной Гагариной. В 1996 году «Космонавт Юрий Гагарин» был продан по цене 170 долларов за тонну. Стыдно было продавать научную гордость на металлолом, поэтому название судна замазали краской, оставив только буквы «АГАР». «Космонавт Юрий Гагарин», совершивший 22 экспедиционных рейса, отправился в последний путь, в Индию. Там, в порту Аланг, в считанные дни его разрезали на большие, бесформенные куски. Возможно, этот металл еще вернется к нам виде кастрюль или сувенирных значков, или в форме других кораблей, но об этом уже никто не узнает. На сегодняшний день от всего МКФ осталось только одно судно - «Космонавт Виктор Пацаев», оно стоит в порту Калининграда, у причала «Музея Мирового океана». Иногда оно привлекается к работам по МКС - проводит периодические сеансы связи. Но в море не выходит, стоит «на привязи».

Сегодня во многих странах мира есть морские суда, построенные для слежения за космосом. Несколько у США и Франции, постоянно расширяет космический флот Китай: у наших восточных соседей уже 5 специализированных судов, оснащенных системами для приема телеметрии и управления КК. Не имея большой сети НИПов и зарубежных баз, китайцы прекрасно понимают - для развития космонавтики им жизненно необходимы суда МКФ.

Luka Brazi

error: