Евгений Абрамович Баратынский. «Чудный град порой сольётся

Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского

Стихотворение «Чудный град порой сольется» Баратынского было очень прохладно принято и критиками, и современниками поэта. Удивительно, что со временем смысл произведения раскрывается сильнее, теперешнему читателю оно понятнее, нежели человеку из 19 века.

Баратынский – личность, опередившая свое время. В ту эпоху, он был не понят до конца современниками. Поэт имел отличные от других, собственные взгляды на творчество и поэзию. Это обстоятельство сделало его произведения новаторскими и выделяющимися на фоне остальных. «Чудный град порой сольется» – одно из таких произведений. История создания – очень занимательна. Поэт всегда мечтал об уединении, и его желание сбылось после женитьбы. Из дома Баратынского исчезли многие гости и посетители (по желанию хозяина), поэт полностью отдался творчеству и поэзии. Такое затворничество пошло на пользу, были написаны многие известные произведения, в том числе, и это.

Основная его тема – размышления о творчестве, хрупкости и эфемерности поэзии. Баратынский проводит сравнение между музой, пришедшей к поэту, и «летучими облаками». Из ниоткуда возникает «чудный град», он мимолетен и исчезает также внезапно, как и появился. Малейший порыв ветра или движение мысли уничтожают этот град без следа.

Большую роль в творчестве имеет вдохновение. Оно внезапно, его нельзя создать волевым усилием. Основная задача поэта – поймать это мгновение, не упустить из рук счастливый случай творческого порыва. Образы, созданные вдохновением, словно облака – подвижны, легки и изменчивы от малейшего воздействия («дыханья посторонней суеты»). Мораль в том, что к своему дару вдохновения, необходимо относиться трепетно. Любое пренебрежение или промедление, и образ улетучится навсегда и безвозвратно.

Среди выразительных средств стихотворения, можно отметить точно подобранные эпитеты («чудный, летучих»), олицетворения («ветер… коснется»), выразительные метафоры («дыханья посторонней суеты»).

Мечта Баратынского об уединении стала верным решением, особенно, с точки зрения его поэтического дара и творчества. Заточение пошло на пользу, главные стихотворения в жизни поэта были написаны в этот промежуток времени. Несмотря на то, что «Чудный град порой сольется» был не оценен современниками, он нашел отклик позднее и не теряет актуальность уже много десятилетий подряд.

Урок литературы № 54

Класс 6-А Дата 19.01.2018г.

Тема урока: Е.Баратынский. «Весна. Весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется…». Особенности пейзажной лирики

Цели:

1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения

2. Развивающие цели:

    развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);

    развитие элементов творческой деятельности;

    развитие навыков устной и письменной речи;

    развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные цели:

    Воспитание любви к прекрасному;

    Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Оборудование: ноутбук, компьютер, проектор, презентация, учебник

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I . Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сядем поудобнее, приготовим тетради, ручки. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

II . Проверка домашнего задания

III . Мотивация учебной деятельности обучающихся

2.1. Работа с эпиграфом к уроку. Тема занятия.

Ребята, посмотрите на тему урока и скажите, все ли слова вам понятны? Что означает слово ПЕЙЗАЖ?

Словарная работа в тетрадях.

Пейзаж – (фр.) картины природы. Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».

А как вы понимаете слово ОЧАРОВАНЬЕ ?

Очарование: 1. устар. Колдовство, волшебство.

2. перен. Чарующая сила, прелесть кого-чего-нибудь.

Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? (о том, как прекрасна природа) Как можно перефразировать тему нашего урока?

Прелесть, красота русской природы.

– А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Вспомните, что такое эпиграф? (отражает главную мысль).

“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”

Ф.И.Тютчев

– Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)

2.2. Постановка целей и задач урока.

– Посмотрите ещё раз на эпиграф. Какова цель занятия?

(на примере лирических произведений, музыки и изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)

IV . Работа по теме урока

    1. C лово учителя : Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

На уроке мы обратимся к стихам Евгения Абрамовича Баратынского.

2. Знакомство с краткой биографией Баратынского с демонстрацией презентации «Творчество Баратынского»

1. Знакомство с краткой биографией Баратынского

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812 г. его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816 г. совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818 г. завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

3.Работа с учебником. Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна!..»

4.Беседа:

Какова тема стихотворения? (Наступление весны, пробуждение природы)

Какие звуки помогают понять, что идет весна?

Какие образные средства использует поэт? (Олицетворение, эпитеты, метафоры «на крыльях ветерка»)

Каким настроением проникнуто стихотворение?

На сколько частей можно разделить стихотворение? (2)

О чём говорится в 1 части? а во 2 ?

5. Чтение вслух стихотворения «Чудный град порой сольется…»

Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

6. Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется…»

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге.

Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется..» построено на параллельных образах: образ летучих облаков. чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим от дыханья/посторонней суеты», от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии.

VII . Подведение итогов урока. Рефлексия

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?

– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?

С какими стихотворениями, музыкальными произведениями, художниками мы знакомились на уроке?

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая! Еще раз обратимся к эпиграфу.

Чтение эпиграфа

А теперь давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели ни березки, ни заснеженного кустики, ни травинки.

Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)

Как же нужно относится к нашей природе?

Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей природы? (Не мусорить, не ломать деревья)

    Домашнее задание. Выучите стихотворение наизусть.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Введение в тему урока

Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. И попробовать определить тему нашего урока.

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

(Подснежник)

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

(Весна)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеёк)

О чём эти загадки?

Нравится ли вам весна? Почему?

Что вам весной особенно нравится?

– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?

А какое сейчас время года?

Давай те сравним эти времена года?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

4. Работа по теме урока

1) Биография

Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии (слайд 1 ). Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны (слайд 2 ). Мальчика отдали в Пажеский корпус, а в 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк (слайд 3 ).

Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным (слайд 4 ). Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит».

В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826) он обрел семейное счастье (слайд 5 ).

В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Алексйндро- Невской лавры (слайд 6 ).

2) Работа с учебником

Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна!..»

Какова тема стихотворения? (Наступление весны, пробуждение природы)

Какие звуки помогают понять, что идет весна?

Какие образные средства использует поэт? (Олицетворение, эпитеты, метафоры «на крыльях ветерка»)

Каким настроением проникнуто стихотворение?

На сколько частей можно разделить стихотворение? (2)

О чём говорится в 1 части? а во 2 ?

Прослушивание стихотворения «Чудный град порой сольется…»

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге.

Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется..» построено на параллельных образах: образ летучих облаков. чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим от дыханья/посторонней суеты», от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии.

Анализ стихотворения Чудный град порой сольется Баратынский по плану

1. История создания . Стихотворение "Чудный град порой сольется..." было написано Е. А. Баратынским в 1829 г. Впервые опубликовано произведение в "Литературном и музыкальном альманахе Радуга" на 1830 г.

2. Жанр стихотворения - философская лирика.

3. Основная тема произведения - эфемерность и хрупкость творческого воображения. Баратынский сравнивает возникшие в воображении поэта прекрасные художественные образы с "летучими облаками".

По воле слепого случая последние иногда образуют на небе "чудный град". Это творение природных сил существует недолго. Малейшее дуновение ветра уничтожает небесный "град" "без следов".

В поэтическом творчестве роль слепого случая играет внезапное вдохновение. Оно неподвластно воле поэта, которому нужно лишь не упустить этот счастливый порыв. "Мгновенные создания" воображения, подобно облакам, чрезвычайно подвержены любому внешнему воздействию ("дыханью посторонней суеты").

Если поэт отнесется к приливу вдохновения пренебрежительно и не успеет запечатлеть возникшие в нем художественные образы, они исчезнут навсегда.

4. Композиция . Миниатюрное стихотворение состоит из двух частей. Первая посвящена описанию чудесного природного явления, вторая - сравнению с ним "поэтической мечты".

5. Размер произведения - четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . В основе стихотворения лежит сравнение. Также можно выделить эпитеты ("чудный", "летучих", "посторонней"), олицетворение ("ветр... коснется"), образные метафоры ("созданья поэтической мечты", "дыханья посторонней суеты").

7. Основная мысль произведения заключается в том, что настоящий поэт должен очень бережно относится к своему творческому дару. Случайные картины, образуемые облаками в небесах, сохранить невозможно. А образы, возникшие в сознании поэта, должны быть немедленно зафиксированы на бумаге. Известно множество случаев, когда гениальные произведения записывались своими авторами на любом подвернувшемся листке и таким необычным образом входили в историю. При этом неизвестно, какие невосполнимые потери понесла мировая поэзия из-за лени или забывчивости поэтов.

“Чудный град порой сольется” – одно из тех новаторских произведений Баратынского, о котором критики отзывались достаточно прохладно. При этом современному читателю оно понятнее, чем человеку 19 века, поскольку поэт был одним и тех, кто опередил свое время. И краткий анализ “Чудный град порой сольется” по плану покажет ученикам 6 класса, в чем именно это проявилось. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения материала и как дополнительное пособие.

Краткий анализ

История создания – написано произведение в тот период, когда его автор женился и, собираясь исполнить мечту об уединенной жизни, отказал от дома многим своим друзьям. Созданное в 1829 году, уже в 1830-м оно было опубликовано в “Радуге”.

Тема – прекрасный мир грез и фантазий, который поэт открывает перед своим читателем.

Композиция – двухчастная. В первом четверостишии поэт описывает чудесный мир своего воображения, во второй выражает философскую позицию, говоря о том, что суетная жизнь способна спугнуть вдохновение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты “чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета” .

Метафоры “созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты” .

История создания

Евгений Баратынский был личностью сложной и большей частью непонятной своими современниками. У него были особенные взгляды на поэзию, которые делали его произведения новаторскими. И “Чудный град порой сольется” – одно из таких.

История создания этого стиха тесно связана с личной жизнью его автора, который всегда считал, что поэт должен творить в тишине и уединении. Поэтому после женитьбы он исполнил свою мечту о тихой жизни, отказал от дома большинству друзей и стал много писать. В частности, в 1829 году им было создано и это прекрасное произведение. А уже в 1830-м, то есть на следующий год, его опубликовали в “Радуге”.

После публикации поэт получил личную благодарность от Пушкина, который считал, что в произведении выражена идея, волнующая многих творческих людей. Но, к сожалению, Александр Сергеевич был одним из немногих, кто воспринят это произведение с большим восторгом.

Тема стихотворения

Баратынский открывает перед своим читателей мир фантазий, в которые он погружен – это основная тема стихотворения. Таким образом он метафорически делится с читателем своей мечтой о свободной простой жизни.

Но все же не это главная идея произведения: он рассказывает о том, что решение полностью посвятить себя творчеству не всегда осуществимо, ведь обязательно находится какая-то раздражающая мелочь, которая будет отвлекать.

Композиция

Композиционное деление стихотворения “Чудный град порой сольется” несложное – оно состоит из двух частей.

Первая часть – это развернутая метафора. Баратынский открывает читателю мир грез и мечтаний, важный для него самого. А мечтает он о том, чтобы освободиться от светских условностей и быть счастливым. Однако эти мечтания легко развеиваются прикосновением суровой действительности, которая представляется лирическому герою необычайно печальной и мрачной.

Вторая часть также имеет достаточно неоптимистичный посыл: поэт показывает, что стихотворные строки могут исчезнуть из души очень быстро, спугнутые внешними обстоятельствами. Это очень его печалит, но изменить ситуацию человек в любом случае не в силах.

Жанр

Это произведение трудно однозначно отнести к какому-то жанру, однако в общем случае оно может считаться философской лирикой, поскольку автор поднимает вопросы, важные не только для него. Он говорит о волшебстве, каковым ему представляется творческая энергия, и показывает поэта как ее проводника. По его мнению, именно уединение и тихая жизнь дают человеку возможность почувствовать эту энергию и передать ее словами.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Этот стихотворный размер создает простую мелодическую линию. Перекрестная рифма объединяет строфы не только общей мыслью, но и схематически.

Средства выразительности

Поэзия Баратынского отличается насыщенностью тропами, которые концентрированно содержатся и в таком небольшом произведении, как “Чудный град порой сольется”.

Он использовал в нем такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета” .
  • Метафоры – “созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты” .

Выраженные поэтом идеи в полной мере воплотились в реальности: добровольное заточение пошло автору этих строк на пользу не только в творческом, но и в личном плане. Мысли, выраженные в столь совершенной поэтической форме, буквально стали творческим кредо Баратынского.

error: