Дифференциация г к в словах и словосочетаниях. Занятие «Дифференциация Г-К в словах, предложении

II. Добавьте слоги «ка» или «га».

Кас…, кад…, соба…, теле…, бел…, но…, пал…, бул…, ро…, загад…, губ…, рыб…, мар…, кош…, ракуш…, бума…, кни…, вью…, лод…, вил…, игол…, доро…, раду…, гай…, май…, сай…, подру…, белу…, дворня…, рубаш…, вареж…, кольчу… .

III. Четко произносить слова парами.

галька – калька

гладь – кладь

глас – класс

год – код

гонки – конки

гол – кол

Глаша – Клаша

галета – котлета

гроши – кроши

густы – кусты

грива – криво

гаша – каша

шагал – шакал

лига – Лика

луга – Лука

угол – укол

голени – колени

маги – маки

Галина – калина

горка – корка

гриль – криль

гаси – коси

громко – кромка

грот – крот

игра – икра

губки – кубки

гора – кора

гид – кит

IV. Четко произносить слова.

Книга, загадка, гребёнка, горка, отгадка, горелка, голубка, уголок, кочегар, галстук, гамак, гайка, галка, губка, грелка, грядка, иголка, одногодки, вагончик, гудок, огурчик, гвоздик, гвоздика, когда, гимнастика, геркулес, горнолыжник, грибочек, гармошка, городок, горошек, ягодка, гонка, глотка, глоток, глубокий, голубика, гусенок, горький, гопак, глазки, прыгалки, маргаритки, кругом, килограмм, округа, городки, кегли, велогонка, скороговорка, когти.

V. Четко произносить словосочетания.

беговые коньки

красный флаг

глубокая канава

острая иголка

маленькие огурчики

гнедой конь

красный галстук

гнездо галки

голубой дымок

гудок парохода

густые кусты

кованые гвоздики

тонкая губа

глубокая тарелка

красивая гусеница

мягкая губка

голубая майка

хорошая книга

красный вагон

грозовая тучка

горячая картошка

короткая дорога

красные ягоды

глубокие ямки

гнилое яблоко

голубая краска

вкусные голубцы

гладкая глина

VI. Четко произносить предложения.

Катя гонит гусей из огорода.

Гуси бегут к Коле.

Галя купает и кормит куклу.

Гоге купят калоши.

Галя купила Акиму галстук.

У Кати Гагариной короткие косы.

Галя каждый день кормит голубей.

Галя помогает маме готовить обед.

Гриша ест густую гречневую кашу.

Коля и Галя берегут книги.

На огороде грядки.

Дядя Гриша делает дудочку и гудок.

Егор накосил сена для козы Гульки.

Галка села на клен.

Голубь влетел в окно.

В комнате пахло гнилыми яблоками.

Телега сена опрокинулась на дорогу.

Кате купили голубой халат.

Белые снега укрыли луга.

Коля уехал на Волгу.

Голубика – вкусная и полезная ягода.

Вдали мигает огонь маяка.

Дедушка чинит гамак.

Галя пьет какао.

Катя кушает галеты.

Гоша насыпал голубям корм.

Ким занимается гимнастикой.

Кира любит играть на гитаре.

Галчонок громко кричал.

Козы пасутся на лугу.

Галка прыгает по дорожке.

На сосне прыгала белка.

Катя гнала гусей на пруд.

Костя помогает копать грядки.

Мама испекла пироги с яблоками.

Москва – красивый город.

На заводе гудит гудок.

Над домом красные флаги.

Заиграл пастуший рожок.

Грачи громко кричали в гнёздах.

На небе горит яркая звёздочка.

Корова дала много молока.

Под горкой протекала речка.

За окном гудит вьюга.

Иголки мы кладем в коробку.

Волк скрылся в глубоком овраге.

Декабрь год кончает.

Рябины покрыты гроздьями красных ягод.

Мы любим играть в городки и кегли.

Очень зелены, густы в нашем садике кусты.

Зреет красная калина, соберет её Галина.

Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке кости.

Ели вкусную икру, подарили нам игру.

Громко петь умеет Клаша и её подружка Глаша.

Затвердела снега корка, будет скользкой наша горка.

Коля любит есть галеты, Галя ест всегда котлеты.

VII. Четко произносить пословицы. Выучить.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

Волка ноги кормят.

Куда иголка, туда и нитка.

Дорога ложка к обеду.

Кошке игрушки, а мышке слёзки.

Дай курице грядку – изроет весь огород.

Январь год начинает, а декабрь кончает.

Матушка Волга и широка, и долга.

Богат Ермошка, у него гусь да кошка.

Дети грызут орешки и слушают потешки.

VIII. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Голубка клюёт крупку.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Егору с Климом тесен двор, пошли на луг играть в футбол.

Там Климу гол забил Егор, и Клим забил Егору гол.

Угольки поставили в уголки.

В коробке – гвозди, в корзинке – грозди.

В кузове – грузы, в лукошке – грузди.

IX. Выучить.

Уточка

Наша утя луговая,

Наша утя молодая

Ночевала под кустом,

Под малиновым листком.

Утром гуси проходили:

– Га-га-га! –

Нашу утю разбудили,

Да, да, да!

Цветы

Как у нас на нашей грядке

Сколько цветиков цветет!

Маргаритки, ноготки,

Астры – пестрые цветки,

Георгины и левкой.

Выбираешь ты какой?

Шутка

Шёл домой от Вани Саня

И не встретил никого.

Шёл домой от Сани Ваня.

Встретил Ваня никого.

И спросил у никого:

– Ты кто?

– Я – никто.

– Ты где?

– Я нигде.

– Ты откуда?

– Ниоткуда.

– Ты куда?

– Никуда.

– Ты мне враг?

– Никогда.

Грибы

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Мы обходим стороной –

Нам не надо ни одной.

Пучеглазый мухомор,

Не пойдем на косогор!

Полосатые волнушки

Только рыжие верхушки,

Только беленькие складки

У волнушек на подкладке…

Гуси

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

– Гуси, гуси!

– Га-га-га!

– Надевайте тапки!

Надевайте тапки,

Берегите лапки!

Земляника

На пригорке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит красный огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки.

Белые гуси

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гуси:

– Га-га-га!

Н. Клокова

X. Пересказывать.

Тогда и приходи

– Коля, а мне папа новые игрушки купил. Целую коробку. В ней много солдатиков, танки, пушки, машинки, кони, ракеты.

– Ой, как интересно! Гриша, а можно мне с тобой поиграть?

– Нет, сейчас эта коробка на шкафу. Придет папа с работы, подарит мне новые игрушки. Вот тогда и приходи играть.

В игротеку

Сегодня хорошая погода. Катя и Гога идут гулять в парк.

– Катя, а где в парке игротека? – спрашивает Гога.

– Игротека? А что это такое?

– Это такая площадка, где все играют в разные игры.

– А, это около спортивной площадки, – вспомнила Катя. – Пойдём туда.

И они побежали в игротеку играть в кегли, лото и крокет.

Вопросы.

1. Какая сегодня погода?

2. Куда идут Катя и Гога?

3. О чём спросил Гога?

4. Что такое игротека?

5. Где находится игротека?

6. В какие игры дети пошли играть?

Голубь и кошка

Коля жил в городе. Коля любил кормить голубей. Он бросал голубям из окошка горсти пшена, корочки и крошки хлеба.

Один раз голубь влетел через окошко в Колину комнату. В комнате была кошка. Кошка хотела наброситься на голубя и уже выпустила когти. Коля закричал на кошку громким голосом, и кошка убежала в другую комнату, а голубь вылетел в окошко.

Вопросы.

1. Что любил делать Коля?

2. Что однажды случилось?

3. Что хотела сделать кошка?

4. Что сделал Коля?

Красные ягоды

Цыпленок с Лягушонком пошли в лес. Увидели они какие-то красные ягоды. Попробовали ягоды – кислые, но вкусные. Только как же ягоды называются, вспомнить не могли.

– Давай их есть без названия, – говорит Лягушонок.

– Поедим, а там, может быть, и вспомним. – И начали они глотать ягоды.

– Клю, – скажет Цыпленок и проглотит красную ягодку.

– Ква, – скажет Лягушонок и тоже ягодку проглотит.

Только и слышится: Клю! Ква! Клю! Ква!

Л. Яхнин

Вопросы.

1. Куда пошли Цыпленок и Лягушонок?

2. Что они там увидали?

3. Что говорил Цыпленок, глотая ягодку?

4. Что говорил Лягушонок, глотая ягодку?

5. Какая оказалась это ягодка?

Кит-гигант

В океане живут громадные киты. Среди них есть и голубые киты. Китёнок голубого кита больше двух слонов. Вот так китёнок!

Китёнок через полгода становится вдвое больше. Вот какие гиганты живут в морях и океанах.

Вопросы.

1. Какие киты живут в океанах?

2. Как велик китёнок голубого кита?

3. Как растёт китёнок?

Кошка Гулька

У Галочки жила кошка Гулька. У Гульки были крохотные котята. Они жили в уголке. Раз на окно взлетел петух. Гулька кинулась на петуха. Началась драка. У кошки глаза сверкали, а от петуха перья летели. Пришла хозяйка и выгнала петуха.

Гусёнок.

Гусыня громко загоготала на берегу. Услыхав гогот, Галя бегом бросилась на берег. Гусята гурьбой стояли возле гусыни, а один топтался у канавы и боялся перейти. Гусыня гоготала, а глупый гусёнок попискивал, но не трогался с места. «Вот глупый!» – подумала Галя. Она подхватила гусёнка и отнесла его к гусыне. Гусёнок мгновенно сунул голову матери под крыло.

XI. Составить рассказ по опорным словам.

Огород

Огород, грядки, картофель, капуста, морковь, горох, дети, мальчики, девочки, прополка, поливка, речка, лейка, ведёрки, птички, пугало.

Летом

Лето, дача, речка, лес, солнышко, песок, ягоды, грибы, земляника, вечер, играть, терраса, чай, книжка.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Г-К.

Цели:

    Сформировать у учащихся умение различать согласные Г-К;

    Развитие фонематического восприятия;

    Развитие и совершенствование грамматического строя;

    Развитие связной речи.

Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, таблица со словами-перевертышами, карточки с текстом сказки «Как варить компот».

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала. С какими согласными вы работали на прошлом занятии? Вспомните, в чем сходство и различие артикуляции этих звуков, Назовет звонкий согласный, глухой.

Игра «Найдите «лишнее» слово».

Сейчас я буду произносить слова со звуком В, а вы должны найти «лишнее» слово.

ЛЕВ, ПЛОВ, ШАР. ВАЗА, ВОЛК

Какое «лишнее» слово? Почему?

Со звуком «Ф».

ФАРТУК, ВЕСНА, ФЛАЖОК. ФИКУС, КОФТА.

Какое «лишнее» слово?

    Знакомство с новым материалом.

    Отгадывание загадок, выделение звуков из слов.

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно.

Тем, кто в речку угодил.

Нос откусит … (КРОКОДИЛ).

Выделите первый звук из слова КРОКОДИЛ.

Какой это звук, гласный или согласный?

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков... (ГОРОХ).

Выделите первый звук из слова.

Характеристика звука (согласный, звонкий).

    Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

    Сопоставление звуков с их графическим изображением.

Перед нами буква Г Кто справляется в полет,

Стоит подобно кочерге. В клюве веточку несет?

    Дифференциация Г-К.

а) Дифференциация Г-К в слогах.

1) Прочитайте слоги, записанные на таблице:

КА

ГА

КО

ГО

КУ

ГУ

КЫ

ГЫ

КЕ

ГЕ

КЮ

ГЮ

КИ

ГИ

КЯ

ГЯ

АКА

АГУ

АКЫ

АКИ

АГИ

АКЯ

2) Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слова.

КА, ГУ, ГЫ, КИ, ГИ, КО, ГО, КЁ, КЯ, КРА.

КРО, ГРА. ГРЫ, КРИ, КРЕ, ГРЁ, ГРЕ.

3) Прослушайте и запомните ряды слогов, повторите их в той же последовательности.

ГА-КА-ГА КА-ГА-КА ГО-КО-ГО КО-ГО-КО КУ-ГУ-КУ

б) Дифференциация Г-К в словах.

1) Работа со словами-перевертышами. Прочтите слова слева-направо, а затем наоборот.

Что получилось?

КОМОК

КАЗАК

КОТУ ТАЩАТ УТОК

ГОРИ ПИРОГ.

2) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные, столбики, разными пастами.

Лист бумаги по утрам На дворе переполох:

На квартиру носят к нам, С неба, сыплется горох,

На одном таком листе Съела шесть горошин Нина,

Много разных новостей (ГАЗЕТА). У нее теперь ангина (ГРАД).

Ящик на коленях пляшет Я под шапкою цветной.

То поет» то горько плачет (ГАРМОНЬ). На ноге стою одной,

У меня свон повадки,

[Закутан ребенок в сто пеленок Я всегда играю в прятки.

(КАПУСТА). (ГРИБ).

Не зверь, не птица, Злая, как волчица,

Носок как спица, Жжется, как горчица!

Летит - кричит, Что за диво?

Сядет - молчит (КОМАР). Эта же... (КРАПИВА).

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (КУЗНЕЧИК).

3) Сравни» пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова?

Устно составьте предложение с каждым словом.

ГОРКА-КОРКА ГОСТИ-КОСТИ

4) Предупредительный диктант. Логопед рисует на доске, схемы слов, над соответствующим словом надписывает букву Г или К. После того, так ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске.

ГЛАВНЫЙ, ГРУЗДИ, СКАЛКА, ГРЕЛКА, ГЕОГРАФИЯ, ТЕЛЕГА, ГЛУБОКИЙ, ГОСТИ, ГРАЧИ, КАРАНДАШИК.

в) Дифференциация Г-К в предложениях.

Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

Грызть, под, кость, собак, крыльцом.

Грелась, на, годика, солнышко.

Колхозники, в, складывать, сено, стог.

Дорога, усыпана, вся, галькой.

Под, согнулись снегом, ветки, кусты, и, деревьев.

Прочтите предложения, найдите главные члены предложения.

г) Дифференциация Г-К в связной речи.

Прочтите сказку.

«Как варить компот»

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

«Слушайте все, я прочитал, в старой книге, как сварить компот?»

«Ну и как же его варить?».

«Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной» Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем развел костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой. Чсрез некоторое время он позвонил в колокольчик:

«Готово? Кушайте на здоровье?»

Попробовали друзья, плюются:

«Компот называется? Сам ешь?»

«Почему же так невкусно получилось» - мрачно размышлял кот.

Вопросы:

Как вы думаете, почему у кота не удался компот?

Когда вы читали текст, какая вам буква чаще встречалась К или Г?

Ответьте на вопросы по содержанию сказки:

    Кто жил во дворе?

    Что сообщил друзьям кот?

    Что принесли животные коту для компота?

    Понравилось ли друзьям угощение кота?

А теперь перескажите содержание сказки.

    Итог занятия . Чему научились на занятии?














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

Совершенно верно это гусеницы.

Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

Дайте характеристику звуку

“К” - согласный, глухой, твердый

Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” - согласный, звонкий, твердый

Что общего у этих звуков?

Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка - красный и синий круги
  • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

(Ответ №24)

Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Второе задание.

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

вагон, виноград, глобус

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Составление предложений

Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Девочка гонит гусей к реке.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

Пластические этюды

У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

Домашнее задание

Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

III. Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с http://images.yandex.ru
  • Логопедическое занятие в 3 классе

    Тема. Дифференциация Г-К в словах, предложении.

    Цели:

    1.

    2.

    3.

    4. Развитие связной речи;

    5.

    Задачи:

    Образовательные:

    учить различать звуки [Г] - [К];

    выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов;

    учить дифференцировать буквы Г - К на письме.

    Коррекционные:

    Развивающие:

    1. Организационный момент.

    Отгадайте загадки:

    Звук [К]:

    Я пеструшка, я хохлатка.
    Куд-куда! - кричу я кратко.
    Кричу, и слышит улица:
    Снесла яичко...(Курица)

    Звук [Г]:

    Норовит щипнуть за ноги,
    Я гоню его с дороги:
    "Прочь! Тебя я не боюсь!"
    "Га-га-га!" - смеётся… (гусь)

    Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

    Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

    На какие звуки начинаются слова?

    Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

    II. Основная часть.

    Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К].

    Давайте сравним звуки Г -К и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

    Положите руку на горлышко. Произнесите звук Г.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука - губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

    Звук Г - согласный, твердый, звонкий.

    Произнесите звук К.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука - губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.

    Звук К - согласный, твердый, глухой.

    Значит звуки [Г] - [К] являются парными.

    Работа в тетрадях: записать число.

    Логопед проговаривает обучающимся, слог со звонким звуком. Ребята должены назватьи записать слог с глухим согласным звуком.

    Га - ка, го - ко, гу - ку, ги - ки

    Проговаривание чистоговорок со звуками Г-К.

    Га-га-га - вышли гуси на луга.

    КА-ка-ка - наша елка высока.

    Го-го-го - не увижу никого.

    Ко-ко-ко - по теченью плыть легко

    Гу-гу-гу - много пчелок на лугу

    Ку-ку-ку - Катя сыпала муку.

    Вставить пропущенный слог ГА или КА. Запиши в тетрадь.

    ДУ…(ГА), РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА), ОТВА…(ГА).

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ

    Физминутка.

    Закончите предложения, используя слова для справок, подчеркнуть к -г.

    Молоко жидкое, а сметана ……………..

    Малина сладкая, а калина ……………..

    Ручей узкий, а река ……………..

    Петь хорошо вместе, а …………….. отдельно.

    Слова для справок: _устая, _орькая, широ_ая,_оворить.

    Подберите на дисках слова, противоположные по значению.

    Запиши слова парами вставляя г или к.

    горе - радость

    чистота - грязь

    богатый - бедный

    восход - закат

    громко - тихо

    Вставь в слова буквы г или к.

    Составь слова парами на доске.

    кора - гора

    кол - гол

    горка - корка

    калька - галька

    Дифференциация звуков на уровне текста.

    Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы Г или К.

    Собака грызет …ости. В четверг к нам придут …ости. Гриша любит хлебную …орку. В понедельник весь класс ходил на …орку. Во дворе шла интересная и…ра. Очень полезная черная и…ра. В саду цветет …алина. Катину подругу зовут…алина.

    III Итог занятия.

    С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

    Дайте характеристику данным звукам.

    Дополнительное задание

    1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

    б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка

    2. Запишите слоги с буквами г и к.

    а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять

    б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, клинок, клеит, кричит

    в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери

    г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, ветки, клетка

    3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

    горка — корка гости — кости кол — гол калька — галька

    трот — крот икра — игла Галина — калина голос — колос

    4. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите букву г или к над соответствующим слогом. Напишите под схемой соответствующее ей слово.

    куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблу-ки, голуби, сапоги, скакалка, каблук.

    6. Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

    7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы гик разными карандашами.

    город — городок, игла — ..., газета — ..., гриб — …, голос - …, графин - …, кора — ..., голова—..., голубь—..., губы - …, гармонь — ...

    8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

    нит... ...зета ру… но... ро-… лу... ре…

    кочер... соба... баран... лопат... бере... ма...зинру...ва

    ро…тыйма…роныбо...тый бит... сем... вет... нор...

    Ражи...рета...питан...чели

    9. Закончите слова, добавив слог га или ка.

    но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро...

    ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад...

    10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

    у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с…аз…а, я…од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил

    11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к. появился гласный.

    утюг—... молоток—... когти—... листок—... берег—... ногти—...

    овраг — ... полог — ... локти — ... галстук — ... сапог — ... легкий — ...

    стог—... клубок—... мягкий—...

    12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите про-верочное слово.

    сне..., кула..., творо..., пау..., ро..., столби..., замо..., дуршла..., пиджа..., дру..., каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу…, клубо..., лу..., четвер...

    13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

    Вопросы: Что на спине у верблюда? (Или характерный признак верблюда.)

    Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

    Что остается на столе после разрезанного хлеба?

    Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

    Что грохочет во время грозы?

    Как называется зеленый массив в городе?

    Где устанавливают общую телевизионную антенну?

    Чем измеряют температуру?

    Слова для справок: горб, гамак, крошки, погре-мушка, гром, парк, на крыше, градусником.

    14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквы г, к. разными

    карандашами.

    Что за зверь зимой холодной

    Ходит по лесу голодный?

    Пять мальчиков,

    Пять чуланчиков;

    Разошлись мальчики

    В темные чуланчики,

    Каждый мальчик

    В свой чуланчик.

    Без головы, а в шляпе.

    Одна нога, и та без сапога.

    Всегда шагаем мы вдвоем,

    Похожие, как братья.

    Мы за обедом — под столом,

    А ночью — под кроватью.

    Красные лапки

    Щиплют за пятки,

    Беги без оглядки.

    Черный, проворный

    Кричит: «крак!»

    Червякам враг.

    Он качалка и кровать.

    Хорошо на нем лежать.

    Он в саду или в лесу

    Покачает на весу.

    Маленький, удаленький

    Сквозь землю прошел,

    Красную шапочку нашел.

    Голубочка бела

    В дом прилетела.

    Что, где видала,

    Про все рассказала.

    Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

    15. Диктанты.

    Предупредительный диктант

    Методические указания. Логопед рисует на доске схемы слов, над соответствую-щим словом надписывает букву г или к. После того как ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске .

    главный, грузди, скалка, угрюмый, грелка, гири, головка, геогра-фия, крик, биография, грядка, телега, глубокий, кулак, глазки, гамак, гости, грачи, кепка, колонка, кости, карандашик, гадюка, галстуки.

    Послоговой диктант (с проговариванием слогов)

    гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки, сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, колхозники, кружечка, белка, лук, горе, горький

    Проверочный диктант

    буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, каль-ка, глубокий, галька, крыжовник, сапог, пирог, мак, гамак, рогатый, рог

    Дифференциация г — к в предложениях

    1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

    гости - кости Собака грызет....

    В четверг к нам придут....

    горка — корка Гриша любит хлебную....

    В понедельник весь класс ходил на

    гол — кол Галкин Коля забил в ворота....

    Строители вбили первый....

    галька — калька На море много... .

    У копировщицы много... .

    Галина — калина В саду цветет....

    Катину подругу зовут....

    икра — игра Во дворе шла интересная....

    Очень полезна черная... .

    2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.

    а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий

    б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец

    3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к карандашами разного цвета.

    Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голу-бей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

    4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Подчеркните буквы г, к.

    грозди калины кисти винограда мешок картошки

    горсть крупы высоко прыгнул скакал галопом

    громко говорили кормила голубей грызла кость

    копал грядки кивнул головой раскрасил гуашью

    загадал загадку купил гармошку грелся на солнышке

    катился с горки скакал по дороге качался в гамаке

    играл на скрипке скрылся за горизонтом прыгнул через канаву

    5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к в этих словах.

    Сегодня на уроке мы отгадывали... . Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует... . На доме развевался красный... . Галя сма-тывает нитки в... . Замяукал маленький, серенький... . Машина еха-ла по асфальтовой... . Галя раскрашивает картинку цветными... . В лесу ребята собрали белые... и спелые... . Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с... .

    6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните согласные г, к.

    Летнее утро.

    Небо...олубое. Бри...ада работала на лу...у. ...олхозни...и во-зили душистое сено и с...ладывали его в сто...а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачествомоло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода...олхозни...и получают дру...иепроду...ты.

    Кабачок.

    Абачо…-толстячо...

    Ле... на...ряд...у —

    И молчо... .

    Он лежит на...ряд...е

    С мая,

    Оловы не поднимая.

    Маленькое и большое.

    Малень...ая Маня

    Малень...ой лопат...ой

    Бережно вс...опала

    Малень...ую...ряд...у.

    Малень...ое семя

    В...ряд...у посадила,

    Малень...им забором

    Е...о о...ородила.

    Я подумал, ...лядя

    На ее работу:

    «Вырастет, наверное,

    Малень...ое что-то».

    Но ошибся...реп...о

    Я в своей до...ад...е:

    Вели...ан арбузище

    Вырос тут на...ряд...е.

    На школьном участке.

    Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ручей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...ольни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. О...тябрятапомо...ают пионерам.

    7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишитеих. Подчеркните в них буквы г, к.

    Вопросы: Какие птицы прилетают весной?

    Где растут овощи?

    Какой город-герой находится на реке Неве?

    Куда выезжают пионеры летом?

    Кто воркует, а кто гогочет?

    Чем сгребают сено?

    Какая птица кукует в лесу?

    Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

    8. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

    Грызть, под, кость, собака, крыльцом. Грелась, на, гадюка, солнышко. Колхозники, в, складывать, сено, стог. Покрыто, кругом, снегом, всё. Под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев. Класс, наш, ходил, выставка, картины, на , графики, и. Скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются. Дорога, усыпана, вся, галькой. Отправились, на, гурьбой, октябрята, про-гулка.

    Тема. Дифференциация З-С в словах, предложении.

    Цели:

    1. Учить различать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи;

    2. Развитие фонематического восприятия;

    3. Совершенствование грамматического строя;

    4. Развитие связной речи;

    5. Развитие внимания, памяти, мышления.

    Задачи:

    Образовательные:

    учить различать звуки [З] - [С];

    выделять звуки [З] - [С] в ряду других звуков, слогов, слов;

    уточнить акустико - артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учить определять позицию звука в слове;

    учить дифференцировать буквы З - С на письме.

    Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

    Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

    1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

    зуб — суп, роза — роса, коза — коса, Зоя — соя

    2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук

    с или з.

    сок, зонт, сук; зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязанка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, васи-лек, пузырек

    3. Определите наличие и место звуков с, з: в словах

    Приблизительный перечень слов: выставка, кра-сота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весенние, стакан, забор.

    слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.

    4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конеч-ный"слог.

    а) сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны

    б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези

    5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой з, во вто-рую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыду-щих заданий.)

    6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

    Такан, ...акон, ...покойно, ...ладкий, ...лой, ...абота, ...лово, ...доровье, ...оловей, ...а...лонка, ...драв...твуй, ...па...ибо, ...анаве...ка, ...о...нательный, ...али...ать, ...о...тавить, ...а...тавить, ...ано...а

    7. Допишите недостающий слог с буквой з или с.

    та..., ко..., ко..., ва..., у..., ро..., бу..., ро..., ва...

    Слова не должны повторяться, при затруднении логопед может дать картин-ки:

    тазы, косы, козы, ваза, вазы, усы, розы, бусы, росы.

    8. Закончите и запишите слово, добавив слоги:

    а) за или са:

    ли… …пог …бота пи...тель

    Ли… …мок …гадка вя…ли

    ко… …хар …погипи…ла

    мимо… …жег …веса ли…ла

    б) зы или сьг.

    но... воло... зано... на…вать

    ва... моро... занаве... на…пать

    ро... стреко... капри... по…пать

    9. К данным словам присоедините приставку за, назовите и запишите получившеся слова.

    Образец: нести — занести.

    вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, солить, сорить, просить

    10. Составьте схемы слов, звуки з, с запишите над соответствующим слогом.

    Образец: забор з, записка з с.

    сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, кузнец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, запоздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, застудить, засада, заснуть.

    11. Рассмотрите картинки. Назовите их. Сделайте схему этих слов. Надпишите буквы з, с. Запишите слова, разделите на слоги.

    Приблизительный перечень: зана-веска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо.

    12. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный, под-черкните и назовите последний слог.

    Образец: вяз — вя зы , лес — ле са .

    глаз — … нос — … мороз - … овес — … грязь - …

    пояс — … арбуз — груз - … компас - … заказ — …

    насос — ... водолаз — ... вкус — ...

    автобус — ... занос — … трус— ... воз — ...

    13. Измените, слово так, чтобы после согласных з, с появилась гласная. Подчеркните эту гласную. Объясните, как проверить звонкий согласный в середине слова.

    Образец: низко — низ о к, коляска — коляс о чка.

    низко — ... узкий — ... близко — ... скользко — …

    сказка - … березка - … коляска - … указка - …

    замазка — ... повязка — ... краска — ... маска — ...

    стамеска — ... просьба — ... дерзкий — ... редиска — ...

    14.Вставьте пропущенную букву з или с. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, при помощи которой вы проверили эти согласные.

    Образец: у...кий (уз е нький), кра...ка (крас о чка).

    кра...ка, совхо..., тру..., зака..., дер...кки, бли...ко, бере...ка, ове..., гла..., вку.... водола..., автобу..., троллеибу..., сколь...кии, ни...ко, повя...ка, свя... ка

    15. Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте проверочные слова к словам раз,ваз. Выпишите слова парами. Подберите проверочное слово к слову таз.

    Ни разу!

    Можно двадцать тысяч раз

    Уронить железный таз.

    А фарфоровую вазу

    Уронить нельзя ни разу.

    Ведь на двадцать тысяч раз

    Надо двадцать тысяч ваз. (А. Кондратьев.)

    16. Запишите слова в три колонки: с буквой з — в первую, с буквой с — во вторую, с буквами з, с — в третью. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим. К звонким согласным подберите проверочное слово. Выделенные слова пишите по слогам.

    санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка , стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, запис-ка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, занавеска, забился, развесистый, засветить, пластилин, засада, зазевался.

    17. Словарный диктант (с опорой на графическую схему слова).

    Методические указания:

    а) логопед произносит слово, Обучающиеся дают графическое изображение этого слова, надписывают буквы з, с, затем пишут слово целиком.

    резина, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень

    заставил, золото, засверкал, зазнайка, замерзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы

    Приблизительный перечень: глаза, волосы, санки, сосна, костер, земляника, капуста, корзина.

    18. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните буквы з, с. Запишите выделенные слова по слогам.

    Методическое указание. Логопед выписывает загадку на доску или индивидуаль-ные карточки. Оучающиеся читают загадку и выполняют данное задание. Правиль-ность выполненного задания проверяется по ходу работы.

    Летом серый, зимой белый. Эта хищница болтлива.

    Воровата, суетлива,

    Серебристые подвески - Стрекотунья белобока.

    След январского мороза - А зовут ее … .

    Белоствольная … . Слово для объяснения: суетлива.

    Слова для объяснения:

    подвески, перлески.

    Бел как снег, Дом открыт со всех сторон,

    В чести у всех. В доме - тысячи колонн.

    В рот попал - Над колоннами шатры,

    Там и пропал. Под колоннами - ковры.

    Тут живут и на коврах,

    Объяснить выражение: И в колоннах,

    «в чести у всех». И в шатрах.

    Слово для объяснения: шатер.

    Золотое решето Тает снежок,

    Черных домиков полно. Ожил лужок.

    Сколько черненьких домков, День прибывает.

    Столько беленьких жильцов. Когда это бывает.

    Снег на полях, Иней сверкает,

    Лёд на реках. Когда это бывает?

    Отгадки: зайчик, сорока, береза, лес, подсолнух, сахар, зи-мой, весной.

    Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу.

    зуб — суп У Зои разболелся коренной … .

    Бабушка сварила вкусный … .

    коза — коса У Зины красивая, пышная … .

    В огород забрела … .

    зыбь — сыпь У больного высыпала красная … .

    На болоте страшная … .

    солить — залить Огурцы надо … рассолом.

    Надо … на зиму огурцы.

    сев — зев У больного красный … .

    Начался весенний … .

    злить - слить Не надо … собаку.

    Остатки воды можно … .

    2. 3акончите словосочетание одним словом, содержащим звук с или з.

    Образец: Вязать носок.

    Нести... . Занести... . Везти... . Завезти... . Вязать... . Завя-зать... .

    Слова для справок: сумку, газету, санки, узел, носки.

    3. Составьте словосочетания, используя слова пунктов а и б.

    а) морозный, веселый, интересная, звонкая, полосатая. Крем-левские, высокий, знойная, зыбкая

    б) сказка, воздух, песня, запевала, пустыня, забор, звезды, зебра, трясина

    4. Составьте словосочетания, подбирая к словам первой строчки подходящие по смыслу из второй. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения.

    а) самовар, озеро, автобус, звонок, соловей, кузнечик, змея

    б) замерзло, закипел, уползла, засвистел, затормозил, застреко-тал, зазвенел

    5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложения.

    Спелый арбуз. Сильный мороз. Зимняя спячка.

    Загорелая спина. Злая собака. Здоровые зубы.

    Старый зонтик. Морозный воздух. Спелый колос.

    Заботливая сестра. Смелый поступок. Звездное небо.

    6. Выпишите из текстов слова с буквами з, с. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим.

    Ждите нас.

    Улыбнись, луна, засмейся.

    Мягкий свет, вокруг разлейся.

    Два луча пусть перед нами

    Лягут словно рельсы.

    Оторвемся от земли мы.

    Так взлетим, что только звезды

    Пронесутся мимо!

    Вы не бойтесь — мы вернемся

    Живы, невредимы.

    Зарядка.

    По порядку

    Стройся в ряд!

    На зарядку

    Все подряд!

    Мы растем смелыми,

    На солнце

    Загорелыми.

    Ноги наши

    Быстрые.

    Метки

    Наши выстрелы.

    Заметно стали убывать дни. Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем не видно ни одной звезды. Поздно приходит рассвет.

    Зазвенел звонок, дети быстро заняли свои места. Снег быстро засыпал заячьи следы. Спелые арбузы привезли на колхозный ры-нок. Колхозники вовремя скосили спелый овес.

    Золотой луг.

    Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво.

    Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрыл-ся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.

    Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрыва-ются и как луг становится опять золотым.

    Какие интересные цветы, одуванчики: они вечером ложатся спать, а утром встают.

    (По М. Пришвину.)

    7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

    Зазвенел... , и ученики вошли в.... Пошел дождь, люди раск-рыли.... Самолет набрал... и.... После... наступает весна. На елку к детям пришел Дед... . Солнце... мало. Вот пришли... и зима... .

    8. Составьте предложения из данных слов.

    За, собака, забором, залаяла. Зубы, у, разболелись, Сони, сильно. За, собака, гналась, зайцем. Взяла, зайца, собака, след. Оборва-лась, песня, внезапно, звонкая. В, стог, змея, сена, уползла. Звон-ко, в, запел, саду, соловей. Лепестки, Соня, и, собирали, Зоя, роз. На, засверкала, кустах, роса.

    розы и ваза, стрекоза и кузнечик, таз и кастрюля, слон и зебра, змея и ман-густа.

    Дифференциация з — с в связных текстах

    Вместо точек вставьте пропущенную букву з или с.

    Зима.

    На...тупила...има. Были...ильные моро...ы. ...ина в...яла...анки и пошла на горку. Она катала...ь на...анках с горки. За ней бегала...обакаТре...ор. Не боит...я...инаморо...а.

    Березка.

    В...аду бере...ка. Бере...ка была...ухая. На бере...кегне...до...яблика. ...яблик та...кал в гне…до ли…тики.

    Гвоздика.

    Погляди-ка, погляди-ка, Все бере…ы - …еркала

    Что за кра…ный огонек? Из …еленого …текла.

    Это дикаягво…дика

    Новый пра…днует денек. Белка пе…енки поет

    Да орешки в…е гры…ет,

    имним утром от моро…а А орешки не про…тые

    На …аре …венятбере…ы. В…е …корлупки …олотые.

    Тема. Дифференциация З-Ж в словах, предложении.

    Министерство образования Республики Башкортостан

    ГБОУ Табынская специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа - интернат VIII вида

    Дифференциация Г - К

    в словах и предложениях

    Провела:

    учитель - логопед

    Вахитова Г.А.

    Табынское 2013 г.

    Дифференциация звуков Г-К

    Цели:

    образовательные

    Различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме;

    Закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К;

    Дифференциация звуков по звонкости - глухости;

    Дифференциация существительных единственного и множественного числа;

    развивающие

      развитие процессов памяти, внимания, мышления;

      развитие мелкой моторики, согласования движений и речи.

      развитие фонематических процессов.

    Воспитательные

      воспитание желания правильно и красиво говорить;

      создание ситуации успеха.

    Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, кочерга, тетради, смайлики для оценки настроения.

    Содержание занятия:

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня 6 февраля, среда, урок логопедии.

    Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Сегодня здесь с нами гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им тоже. Они добры и приветливы, а мы спокойны и сосредоточены. Всем хорошего настроения!

    Давайте начнём наше занятие.

    II. Основная часть.

    1. Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт, В нем разрезная картинка, которые Вам необходимо собрать. (Дифференцированное задание, индивидуально для каждого) .

    Ученики собирают разрезную картинку.

    Логопед: Кого вы видите на картинке?(гном).

    Верно. Это гном, но не простой гном, а гном Речевичок, который живет в стране правильной речи. Он сегодня пришел к нам на занятие и принёс много интересных заданий (слайд 1) .

    2. Речевичок просит Вас сделать артикуляционную гимнастику. «Широкий язык - узкий язык», «Киска сердится», « Трубочка».

    Какие упражнения выполняли? (для языка).

    Следующие упражнения для губ.

    Улыбочка - трубочка, оскал, спрятали губки.

    Какие упражнения выполняли? (для губ).

    Упражнения для развития дыхания.

    «Свеча», «Сдуем пушинку с руки», « В в зимнем лесу».

    Мы подули высоко,

    Мы подули низко,

    Мы подули далеко,

    Мы подули близко.

    Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

      Работа по картинкам (слайд 2 ).

    Гусь, голубь, грач, курица, кукушка, коршун. Как их назвать одним словом? (птицы).

      Выделение первого звука в словах: грач, гусь, голубь. Какой звук повторялся в названиях птиц? (Г).

      Сообщение темы занятия (слайд №3).

      Уточнение и сравнение артикуляций звуков Г и К.

    а). Произнесите звук Г, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?

    Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука Г? (дрожит). ( слайд 4).

    б). Произнесите звук К, глядя в зеркало. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?

      Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука К? (не дрожит). ( слайд 5).

    Вывод: Звук Г произносится с голосом, он звонкий. Звук К произносится без голоса, он глухой.

    7.Характеристики звуков (сходства и различия)(слайд № 6).

    8. Дифференциация звуков Г и К в слогах.

    Логопед: Наш Речевичок просит вас повторить слоги:

    ГА - ГА - КА КУ-ГУ-КУ

    АГА - АГА -АКА КА - ГА - КА - ГА

    Ко- КО -ГО ГО - КО -ГО - КО

    9.Соотнесение с буквой(слайд №7).

    А как на письме обозначим звук Г? (буквой Г, г).

    Перед нами буква Г

    Стоит, подобно кочерге.

    И подобно кочерге

    Горбит спину буква Г.

    Словарная работа - кочерга , это металлический предмет для перемешивания топлива в печи(показ кочерги).

    Это печатная буква. А вот прописная(плакатики с печатной и прописной буквами Г).

    Письмо пальцем на парте Г:

    Прописной заглавной;

      прописной строчной.

    А как на письме обозначим звук К?(буквой К,к).

    На прямую палочку

    Справа села галочка.

    Там поныне и сидит,

    Буквой К на нас глядит .

    Письмо пальцем на парте К:

    Прописной заглавной;

      прописной строчной.

    10. Чтение слогов (слайд № 8).

    11.Чтение слогов со стечением согласных(слайд № 9).

    12.Дифференциация в словах(слайды 10, 11).

    Логопед: Ребята! Речевичок просит вас посмотреть на картинки, назвать их, определить буквы занятия.

    Какая картинка лишняя? Почему?( слайд 10).

    Такое же задание по слайду № 11.

    13. Игра « Много-один »(с перекидыванием мяча, слайд № 12).

    14. Составление словосочетаний(слайд № 13).

    15.Работа по дополнению предложения словами- паронимами(слайд №14).Устно.

    Логопед: Ребята! Речевичок принёс вам ещё одно интересное задание: нужно прочитать предложение и дополнить его подходящим по смыслу словом из правого столбика. Вам помогут картинки.

    16. Пальчиковая гимнастика: выполнять одновременно двумя руками с проговариванием слов (слайд 15).

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, солнечный денёк!

    Здравствуй, маленький дубок!

    Мы живем в родном краю,

    Всех я вас приветствую!

    17.Дифференциация звуков Г и К на письме(слайд № 16).

    Логопед: Откройте тетради, запишите число, тему урока.

    Запишите предложения, буквы занятия подчеркните:Г - одной чертой, а К - двумя чертами.

    III. Итог урока. Рефлексия.

      оценивание работы учащихся на уроке;

      вывод: какие звуки различали?

      оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов.

    Задание на подготовку: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки Д-Т.

    Гном Речевик прощается с вами и говорит «Спасибо, до новых встреч!»( Слайд 17).





    error: