Д игра какая. Дидактическая игра «Назови, какая?»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели:

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко,развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Ар-ар-ар - кипит наш само....

Ры-ры-ры - детей много у го...

Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях,развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

– Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

Уважаемые родители!

Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико- грамматических представлений требует определенной систематической работы специалиста: учителя - логопеда.

Однако родители дома могут закреплять начатую специалистом работу. Для этого рекомендуется организовать дома в свободное время несложные словесные игры. Эти игры не требуют специальной подготовки. Они помогут вашему ребенку освоить лексические понятия, усвоить грамматические нормы, научат грамотно говорить. Вам предлагаются игры с детьми дома, не требующие специальной подготовки. Вдумчиво прочтите предлагаемые задания и потренируйтесь сами в подборе определений, а затем с ребенком.

Словесная игра: «Какой, какая, какое?»

Цель: расширить словарный запас ребенка за счет введения в активную речь слов - определений

Задание: подобрать 8-10 слов к существительным, используя только прилагательные. Можно использовать игрушки, картинки, предметы.

Вы предлагаете ребенку поиграть в слова и просите придумать, как можно назвать тот или иной предмет, используя только слова, про которые можно сказать какой или какая?

Добавляете, что нельзя говорить: что делает этот предмет? или из чего состоит? Затем даете образец ответов.

Например: берете игрушечного жирафа (пластмассовую или мягкую игрушку) или смотрите на картинку и подбираете слова - определения.

Жираф (какой) - дикий, травоядный, млекопитающий, высокий, пятнистый, красивый, длинношеий, длинноногий, короткохвостый, спокойный и т. д.

Корова (какая) - домашняя, травоядная, млекопитающая, рогатая, длиннохвостая, доящаяся, мычащая, большая, тяжелая, бодающаяся, полезная, нужная, красивая, сильная, разноцветная (коричневая, черная, пятнистая и т. д.)

Примечание: если ребенку трудно самому подобрать прилагательные, то нужно помочь вопросами:

длинный хвост - значит какой он? (она?) (длинно...хвостый)

короткие ноги - значит какой он? (она?) (коротко...ногий)

питается травой - значит какой он? (она?) (траво...)

питается мясом, охотится - значит какой он? (она?) (............)

Точно также можно подбирать прилагательные к овощам и фруктам, предметам быта, одежде.

В словесные игры можно играть по дороге домой, во время прогулки, в любое свободное время.

Успеха вам, уважаемые родители, и прилежания!

Учитель - логопед: Жирова М.Г.

Картотека дидактических игр

Тема: Животные

Дидактическая игра «У кого – кто»

У кошки – котенок, котята

У собаки – щенок, щенята

У свиньи – поросенок, поросята

У коровы – теленок, телята

У лошади — жеребенок, жеребята

У овцы – ягненок, ягнята

У тигра – тигренок, тигрята

У лисы – лисенок, лисята

У козы – козленок, козлята

У медведя – медвежонок, медвежата

У волка – волчонок, волчата

У зайца – зайчонок, зайчата

У ежа – ежонок, ежата

У льва — львенок, львята

У лягушки – лягушонок, лягушата

Корова – мычит (му-у)

Собака – лает (гав-гав)

Свинья – хрюкает (хрю-хрю)

Лошадь – ржет (иго-го)

Овца – блеет (бе-е)

Кошка – мяукает (мяу)

Лягушка – квакает

Курица – кудахчет

Утка — крякает

Жук – жужжит

Волк – воет

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Тигр — рычит

Петух – кукарекает

Кукушка — кукует

Дидактическая игра «Назови ласково»

кошка – кошечка цветок – цветочек

собака – собачка звонок — звоночек

лошадь – лошадка листок- листочек

овца – овечка корабль — кораблик

коза – козочка самолет — самолетик

стул – стульчик звезда — звездочка

стол – столик сын — сыночек

кровать- кроватка мама — мамочка

окно- окошко папа — папочка

дом –домик дочь — доченька

платье- платьице ветер — ветерок

рубашка – рубашечка дождь — дождик

носки – носочки снег — снежок

платок – платочек солнце — солнышко

Дидактическая игра «Чей хвост»

Корова — коровий

Заяц – заячий

Овца-овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка –кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Еж – ежиный

Белка –беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Ворона – вороний

Собака –собачий

Дидактическая игра «КОМУ ЧТО ДАДИМ»

Мясо – волку

Малину – медведю

Морковку — …зайцу

Яблоко — …ежу Орехи — …белке Сено — …коню

Косточку — …собаке

Молоко — …кошке

Зерно — …петуху, курице

Дидактическая игра «Назови семью»

Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

Еж – ежиха – ежонок;

Лис – лиса – лисенок;

Заяц – зайчиха – зайчонок;

Слон – слониха – слоненок;

Конь – лошадь – жеребенок

Петух – курица — цыпленок

Кабан – свинья – поросенок

Дидактическая игра « КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в …берлоге.

Волк живет в … логове.

Белка живет в …дупле.

Муравей – в муравейнике.

Птица – в гнезде.

Акула – в море.

Собака — в конуре.

Курица — в курятнике.

Конь – в конюшне.

Пчелы – в улье.

Щука – в реке.

Дидактическая игра «Чьи глаза»

Корова – коровьи

Заяц — заячьи

Овца — овечьи

Лошадь – лошадиные

Кошка — кошачьи

Коза – козьи

Поросенок – поросячьи

Еж – ежиные

Белка – беличьи

Волк –волчьи

Лиса – лисьи

Тема: Овощи и фрукты

Дидактическая игра «Большой – маленький»:

Огурец – огурчик

Помидор – помидорчик

Горох – горошек

Лук – лучок

Тыква – тыковка

Морковь – морковка

Капуста – капусточка

Арбуз – арбузик

Дыня – дынька

Яблоко – яблочко

Лимон – лимончик

Апельсин — апельсинчик

Дидактическая игра «Назови цвет»:

Морковь (какая?) – оранжевая

Капуста (какая?) — белая

Помидор (какой?) – красный

Огурец (какой?) – зеленый

Репа (какая?) – желтая

Апельсин (какой?) — оранжевый

Лимон (какой?) – желтый

Арбуз (какой?) – полосатый

Слива (какая?) — синяя

Малина (какая?) — красная

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Морковь, горох, капуста, яблоко.

Помидор, слива , огурец, репа.

Малина , картошка, лук, тыква.

Свекла, редис, клубника , помидор.

Яблоко, лимон, морковь , груша.

Апельсин, кабачок , слива, вишня.

Баклажан, огурец, капуста, черешня.

Тема: Одежда

Дидактическая игра «Один-много»

Один шарф – много… шарфов

Одна шапка – много…шапок

Одни перчатки – много …перчаток

Один носок – много…носков

Одна куртка – много…курток

Одно платье – много … платьев

Один костюм – много…костюмов

Одна шляпа – много … шляп

Одни сапоги – много …сапог

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) — новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) — белая, праздничная….

Шуба (какая?) — меховая, теплая…

Тема: Профессии

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Повару — кастрюля, поварешка,…

Врачу – шприц, вата…

Учителю – книга, ручка…

Почтальону – письма, газеты…

Продавцу – весы, продукты…

Строителю – кирпич, цемент…

Парикмахеру – ножницы, зеркало…

Художнику – кисти, краски…

Садовнику – лейка, грабли…

Портнихе – нитки, иголка…

Прачке – стиральная машина, прищепки…

Дидактическая игра «Кто что делает»

Врач – лечит людей

Повар — …готовит обед

Строитель — …строит дом

Космонавт — …летает в космос

Учитель – … учит детей

Шофер — …водит машину

Садовник – выращивает цветы

Художник – рисует картины

Воспитатель – воспитывает детей

Прачка – стирает белье

Портниха – шьет одежду

Милиционер – следит за порядком на улице

Тема: ТРАНСПОРТ

Дидактическая игра «Подбери признак»

Машина (какая?) – красная, новая, …

Самолет (какой?) – большой, быстрый, …

Пароход (какой?) – белоснежный, красивый, …

Грузовик (какой?) – тяжелый, огромный, шумный…

Велосипед (какой) – новый, двухколесный…

Поезд (какой?) – скоростной, длинный, быстрый…

Лодка (какая?) – маленькая, большая, деревянная…

Самосвал (какой?) – мощный, огромный, тяжелый…

Вертолет (какой?) – грузовой, серебристый,…

Дидактическая игра «Назови профессию»

Кто управляет самолетом?…Летчик

Кто управляет вертолетом?…Вертолетчик

Кто управляет теплоходом?…Капитан

Кто управляет поездом?…Машинист

Кто управляет трамваем?…Вагоновожатый

Кто управляет грузовой машиной? …Шофер

Кто ремонтирует автобус?…Механик

Кто моет автобус?…Мойщик

Кто продает билеты в автобусе?…Кондуктор

Кто проверяет билеты в поезде?…Контролер

Кто служит на водном транспорте?…Моряки

Кто поддерживает связь с землей по радио на самолете?…Радист

Кто оказывает помощь пассажирам в самолете?…Стюардесса

«КОГО? ЧТО?»

Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу?..Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?… Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…

Кого можно увидеть на улице? Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…

Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…

Кого ищет девочка? Кого купила мама?

Что ищет девочка? Что купила мама?

Кого потерял Миша? Кого увидел папа?

Что потерял Миша? Что увидел папа?

«Кто что делает?» (закончи предложение)

Образец: Мальчик ест…суп (котлету, яичницу)

Мальчик пьет…компот (воду, чай)

Девочка рисует…цветы Вова нашел…карандаш

Мама стирает…платье Мама мыла…посуду

Мама сажает… лук Папа чинил…велосипед

Мама купила…хлеб Лена читает…письмо

Петя несет… сумку Вася чистит..обувь

Катя увидела…собаку Мама режет…овощи

Наташа услышала…птичку Бабушка вяжет… носки

Папа ремонтирует…машину Мама шьет …рубашку

Девочка моет …окно Петя смотрит…телевизор

Мальчик вешает…картину Папа покупает…молоко

Дидактическая игра «Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика — носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»:

у нас пальто, а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки

Дидактическая игра «ОН – ОНА»

«В одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил — и девочка Саша ходила, мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала

Летал – летала

Скучал – скучала

Танцевал – танцевала

Убегал – убегала

Спал – спала

Читал – читала

Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..

Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?…

Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца ваза – две…вазы

стул – два..стула вишня – две…вишни

стол — два…стола слива – две…сливы

кот — два …кота кошка – две…кошки

тюльпан – два …тюльпана роза – две…розы

помидор – два…помидора чашка – две…чашки

окно – два…окна машина – две…машины

дерево – два…дерева кастрюля – две…кастрюли

костюм – два…костюма майка – две…майки

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос — кому?»

Дается образец:

Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.

Кому девочка пишет письмо? … Девочка пишет письмо брату.

Кому Петя подарил цветы?

Кому Лена дает сена?

Кому Катя наливает суп?

Кому папа ремонтирует машину?

Кому дедушка читает сказку?

Кому Наташа бросила косточку?

Кому Галя бинтует лапу?

Кому Вова сыплет крошки?

Кому медсестра делает укол?

Кому мама открывает дверь?

Кому Надя заплетает косу?

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос — чем?»

Дается образец:

Чем Вова ест котлеты?… Вова ест котлеты вилкой.

Чем Коля ловит рыбу?…Коля ловит рыбу удочкой.

Чем Таня ест бульон?

Чем мама наливает суп?

Чем папа пилит дрова?

Чем бабушка гладит белье?

Чем дочка подметает пол?

Чем Маша рисует картину?

Чем Лена причесывает волосы?

Чем медсестра забинтовывает рану?

Чем дедушка режет колбасу?

Чем маляр красит стену?

Чем Люся моет руки?

Чем Гена копает грядку?

Чем мама покрывает ногти?

Чем Катя клеит бумагу?

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос – с чем?»

Дается образец:

С чем ведро, если в нем молоко — …ведро с молоком

вода — …ведро с водой

белье — …ведро с бельем

  1. С чем ведро, если в нем – мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.
  2. С чем кастрюля, если в ней — суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.
  3. С чем банка, если в ней — капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.
  4. С чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.

«Закончи предложение» (с мячом)

Лимоны кислые, а сахар…сладкий

Собака лает, а кошка…мяукает

Ночью темно, а днем…светло

Зимой холодно, а летом…жарко

Ты ешь ртом, а слушаешь…ушами

Ты читаешь глазами, а пишешь…рукой

Утром мы завтракаем, а днем…обедаем

Днем мы обедаем, а вечером…ужинаем

Птица летает, а змея…ползает

Лодка плывет, а машина …едет

У человека две ноги, а у собаки…четыре лапы

Птицы живут в гнездах, а люди…в домах

Зимой идет снег, а летом…дождь

В России говорят по-русски, а в Англии…по-английски

Из шерсти вяжут, а из ткани…шьют

Балерина танцует, а пианист…играет

Дрова пилят, а гвозди…забивают

Певец поет, а строитель…строит

«Четвертый лишний»

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка , санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник , альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

«Кто кем (чем) будет?»

Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей

Цыпленок…курицей, петухом

Мальчик…мужчиной, дедушкой

Желудь…дубом

Икринка…рыбой, лягушкой

Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой

Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной

Кирпич…домом, забором

Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой

Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой

Почка…листом, цветком

Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром

Козленок…козой, козлом

«Кем (чем) был?»

Цыпленок….яйцом Ботинки…кожей

Лошадь….жеребенком Дом….кирпичом

Корова….теленком Мастер….учеником

Дуб…желудем Собака….щенком

Рыба….икринкой Листок….почкой

Яблоня….семечком Свитер….шерстью

Лягушка….головастиком Шуба…мехом

Бабочка…..гусеницей Птица….птенцом

Хлеб….мукой Козел….козленком

Шкаф….доской Овца….ягненком

Велосипед… железом Свинья…поросенком

Рубашка….тканью Лошадь…жеребенком

Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного падежа существительных во множественном числе.

Дидактический материал: демонстрационные предметные картинки с изображением предметов в единственном числе и раздаточные предметные картинки с изображением предметов во множественном числе: флажок - флажки, кукла - куклы, мишка - мишки, машинка - машинки, глаз - глаза, ухо - уши, рука - руки, нога - ноги, книга - книги, окно - окна, дверь - двери, курица - куры, утка - утки, гусь - гуси, ботинок - ботинки, дом - дома, стол - столы, стул - стулья, костер - костры, перо -перья, поезд - поезда, дерево - деревья, куст - кусты, цветок - цветы, комар - комары, пчела - пчелы, воробей - воробьи, кресло - кресла.

Первая половина картинок предназначена для детей 3-4 лет. Остальные картинки - для детей 4-5 лет.

Игровые правила : образовать форму множественного числа названного существительного (или родительного падежа существительного во множественном числе).

Игровые действия: поиск нужной картинки, элемент поиска и находки слова в нужной форме.

Ход игры

Взрослый раздает детям картинки с изображением предметов во множественном числе. Показывает предметную картинку с изображением предмета в единственном числе и говорит: «У меня кукла. А у вас?» Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, показывает ее и отвечает: «А у меня куклы» или «А у меня много кукол». И т.д.

Игра «Какой, какая, какое?»

Цель: учить детей слушать партнера, дополнять его высказывания; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

Дидактический материал: ; фишки.

Игровые правила: уже сказанное не повторять.

Игровые действия: провести соревнование, кто больше: подбирать к слову как можно больше определений.

Ход игры

Взрослый предлагает поиграть со словами: «Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он. Например, яблоки. (Демонстрируется картинка.) Какие они?

Дети подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, взрослый подсказывает слова, которые не назвали дети. Например:

Яблоки … (круглые, румяные, сочные, душистые, спелые, большие, наливные).

Ежик … (колючий, запасливый, пугливый, маленький, ушастый).

Взрослый задает наводящие вопросы («Как сказать о ежике, чтобы стало понятно, что его тело покрыто иголками?», «Что он делает со съестными припасами?», «Боится ли он лисы?», «Он быстро бегает?», «У него большие ушки?» И т.д.).

В конце игры взрослый объединяет вместе все фишки, хвалит детей: «Вот сколько разных слов вы назвали».

Когда дети смогут называть достаточно большое количество слов, можно устроить между ними соревнование «Кто назовет больше слов?».

Игра «Мишка-музыкант»

Цель: учить соотносить наименования музыкальных инструментов и музыкальных специальностей.

Дидактический материал: карточки с изображением музыкантов с музыкальными инструментами: заяц-барабанщик, мишка-горнист, лиса-гитаристка, заяц-скрипач, ежик-баянист, лев-аккордеонист, кукла-пианистка, волк-балалаечник; медвежонок (игрушка).

Игровые правила: образование слов - названий музыкальных специальностей.

Игровые действия: отгадывание музыкальной специальности медвежонка и персонажей открыток (карточек) , воображаемая игра на музыкальных инструментах.

Ход игры

В гости к детям приходит медвежонок, приносит открытки (карточки).

Медвежонок: Я принес вам открытки. На них изображены разные музыканты. Я тоже музыкант. (Выставляет открытки перед детьми). Отыщите, кто здесь горнист (Ответы детей.) Правильно, я горнист. А как вы догадались, что горнист - это я? (Потому что на открытке медвежонок держит в руках горн.) А кто здесь гитарист? Как вы догадались? И т.д.

Взрослый: Сейчас, ребята, мы загадаем вам загадки. Догадайтесь, кто на чем играет. (Изображает игру на пианино.) На чем я играю? Значит, я пиа…(-нист). А сейчас на чем я играю? (Изображает игру на скрипке.) Значит, я кто? (Скрипач.) Пианино нужно пианисту, скрипка - скрипачу. А для кого балалайка? Кто играет на балалайке? (Балалаечник.) А на гармошке? На аккордеоне? На баяне? И т.д.

В процессе игры возникает словотворчество. Дети называют разные варианты, пока не назовут слово правильно. Поэтому нежелательно заранее читать написанные на обратной стороне карточек слова. Гораздо полезнее побуждать детей к экспериментированию со словами, подбодряя их улыбкой, взглядом. При необходимости взрослый подсказывает начало слова или все слово.

Медвежонок предлагает детям изобразить игру на музыкальном инструменте и «отгадывает», кого изображают дети, время от времени «ошибаясь» и давая возможность ребенку исправить его ошибку.

По предложению взрослого ребенок составляет с помощью карточек «оркестр», придумывает, перед кем он выступает, что исполняет, что было потом.

Игра «Киоск открыток»

Цель: учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей.

Дидактический материал: карточки с изображением спортсменов: хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, наездники, лучники, фехтовальщики, конькобежцы, лыжники, гимнастки; медвежонок (игрушка).

Игровые правила: образование слов - названий спортивных специальностей.

Игровые действия: поздравления медвежонка; отгадывание спортсменов по характерным движениям.

Ход игры

Взрослый сообщает, что у медвежонка Миши день рождения. Дети могут его поздравить и сделать ему подарки.

Дети по очереди выбирают открытки, называют изображенных спортсменов и что они делают. Например: «Это футболисты, они играют в футбол». После этого «делается покупка», ребенок поздравляет медвежонка, дарит ему открытку.

После того как все открытки куплены и подарены медвежонку, взрослый с медвежонком загадывают загадки, изображая движения спортсменов. Дети отгадывают.

По-прежнему взрослый сначала дает детям возможность перебрать разные варианты слов. Так, пловца дошкольники могут назвать плавщиком, плывуном, плавильщиком и т.п. Если никто не назовет слово правильно, взрослый подсказывает или называет его.

Затем дети могут «организовать соревнования» между спортсменами, рассказывая об их достижениях.

Игра «Чего не хватает Вове для прогулки?»

Цель:

Дидактический материал: варежки, носки, пальто, шубы, шапки, сапожки.

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: назвать предметы одежды; запомнить картинки; назвать недостающие предметы по памяти.

Игровые действия: запомнить картинки, назвать, чего не хватает.

Ход игры

Взрослый рассказывает детям коротенькую историю про двух мальчиков.

Мальчиков звали Миша и Вова. Толя аккуратный, у него зимняя одежда аккуратно сложена в своем шкафчике. Какая зимняя одежда лежала у Миши в шкафчике?

Дети называют предметы одежды. По ходу называния взрослый выкладывает перед ними картинки. Если дети чего-то не назвали, то показывается картинка-подсказка, и дети ее называют.

Толя быстро собрался на прогулку. Надел шапку, сапожки… (Сперва перечисляются предметы и по мере называния картинки убираются.) А у Вовы никак не получается собраться, потому что он был неаккуратен и разбросал всю одежду. Нашел он только шапку. Чего еще не хватает Вове, чтобы пойти на прогулку?

Дети называют по памяти самостоятельно. Взрослый выкладывает соответствующие картинки. Если дети ошибаются, то взрослый ненавязчиво поправляет их: не хватает носков и т.п. Обращает внимание на «упрямое» слово «пальто», которое не изменяется: «Нужно говорить не хватает пальто».

Игра «Чего не стало?»

Цель: воспитывать у детей умение ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами, поддерживать короткий диалог; упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.

Дидактический материал: большая плотная карта с прорезями для пяти картинок; 8 тематических наборов предметных картинок на «ножках», которые можно вставить в прорези (первые пять-шесть наборов предназначены для детей 3-4 лет, остальные - для детей 4-5 лет и старше):

  • Яблоки, груши, бананы, апельсины, лимоны, вишни, черешни, сливы.
  • Незабудки, гвоздики, ромашки, ландыши, розы, колокольчики, нарциссы, тюльпаны.
  • Краски, карандаши, ножницы, тетради, кисточки, ручки, ластики, линейки.
  • Носки, гольфы, сапожки, тапочки, шубы, шапки, туфли, варежки.
  • Кошки, волки, львы, медведи, лисы, собаки, зайцы, тигры.
  • Куры, гуси, утки, индюки, лебеди, вороны, воробьи, ласточки.
  • Змеи, черепахи, лягушки, ящерицы, цыплята, гусята, индюшата, утята.
  • Волчата, львята, тигрята, бельчата, зайчата, поросята, котята, ягнята.

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: запомнить картинки; закрыть глаза; партнеру спрятать некоторые из картинок; игроку открыть глаза и сказать, чего не стало. Поменяться ролями с партнером.

Игровые действия: запомнить картинки, зажмурить глаза, назвать, чего не стало.

Ход игры

Взрослый (сам или от имени какого-либо занимательного персонажа, например, Петрушки, куклы Маши) показывает детям по одной предметной картинке из набора и предлагает назвать, что нарисовано. Каждую названную картинку взрослый вставляет в прорезь карты (всего четыре-пять картинок).

Полезно задать ребенку вопрос, как все это назвать одним словом (фрукты, цветы, принадлежности (или предметы) для рисования, овощи, еда (лакомства), одежда, обувь и т.д.). Взрослый предлагает детям хорошо запомнить картинки, затем закрыть глаза. В это время убирает одну из картинок. Ребенок открывает глаза и отвечает на вопрос «Чего не стало?», (Бананов, яблок и т.д.)

С одним набором картинок игра проводится несколько раз, при этом выбираются разные сочетания картинок из набора.

В дальнейшем можно не просто убирать одну картинку, а заменять ее другой, например, не стало бананов, а появились вишни.

Аналогичным образом постепенно обыгрываются все наборы картинок. Если в игре участвует более одного ребенка, взрослый предлагает им поиграть самим: «Теперь играйте сами. Петя прячет, а Сережа (остальные дети) отгадывает (отгадывают). Теперь Сережа прячет, а остальные отгадывают. Так по очереди играйте дальше».

Игра «Запомни и нарисуй»

Цель: воспитывать у детей умение свободно общаться в процессе выполнения совместного рисунка; учить согласовывать прилагательные с существительными (бананы желтые, ландыши белые, гвоздики красные и т.д.).

Дидактический материал: тематические наборы картинок «Фрукты», «Цветы» и др. (см. материал к игре «Чего не стало?»).

Игровые действия: рассмотреть картинки, постараться запомнить как можно больше предметов. Нарисовать их вместе с товарищем.

Ход игры

Взрослый демонстрирует по одной картинке из тематического набора. Дети называют изображенное. Если дети затрудняются, взрослый подсказывает. Картинки выкладываются перед детьми в ряд. Взрослый спрашивает, как назвать все изображенное одним словом (фрукты, одежда и т.п.). Предлагает еще раз назвать картинки, запомнить их. (По мере называния переворачивает картинки изображением вниз.)

Затем взрослый раздает детям листы бумаги и фломастеры и предлагает нарисовать все фрукты, цветы и т.д., которые они запомнили.

В процессе рисования дети переговариваются, комментируют свои действия и действия партнера, обращаются друг к другу с вопросами. Взрослый также может участвовать в разговоре, задавая вопросы типа «Какого цвета лимон?», «Бывают ли желтые помидоры?», «Что бывает фиолетовым?» и т.п.

После окончания работы взрослый вместе с детьми рассматривает рисунки, исправляет ошибки.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей группировать предметы по существенным признакам; приучать объяснять свое решение.

Дидактический материал: тематические наборы картинок (см. материал к играм «Чего не стало?», «А что у вас?»).

Игровые действия: рассмотреть картинки, найти и исключить лишнюю, т.е. не входящую в тематическую группу; объяснить свое действие.

Ход игры

Взрослый выкладывает перед ребенком четыре картинки, три из которых входят в одну тематическую группу, а четвертая - в другую (например, яблоки, груши, розы, сливы).

Предлагает назвать картинки, спрашивает: «Что здесь лишнее?» Ребенок исключает из ряда рисунок с изображением роз, объясняя, почему это лишнее (яблоки, груши, сливы - фрукты, а розы - цветы).

Игра усложняется, когда перед ребенком выкладываются изображения близких по существенным признакам предметов (ботинки, туфли, тапочки, носки - лишние носки, так как это не обувь и т.п.).

Игра «Упрямые слова»

Цель: формировать умение у детей правильно употреблять в речи неизменяемые слова.

Дидактический материал: предметные картинки: пальто, пианино, радио, кино, чашка с кофе; наборы сюжетных картинок:

1. Мама пришивает пуговицы к пальто. Девочка дома надевает пальто. На вешалке в гардеробе висит несколько детских пальто. Девочка стоит рядом. Девочка снимает пальто, собирается вешать его на вешалку.

2. У стены стоит пианино, на пианино - ваза. Кот выглядывает из-за пианино. Девочка играет на пианино. Собачка на задних лапках пытается достать до клавиш пианино.

3. Папа покупает в магазине радиоприемник. На полке стоит радио. Бабушка слушает радио. Дети танцуют под музыку по радио.

4. Разные звери идут в кино (изображен кинотеатр с надписью «Кино».). В кинозале звери смотрят кино. Звери выходят из кино. Волк и заяц снимаются в кино.

5. В магазине продается кофе (банки с растворимым и пакеты с молотым кофе, кофе в зернах). Мама несет к столу в кофейнике кофе. Дети за столом пьют кофе с молоком (на столе молочник ). Мама предлагает папе чашку кофе.

С детьми 4-5 лет проводится игра с картинками «пальто» и «пианино», картинки «радио», «кино», «кофе» предлагаются детям пяти лет. Разумеется, это разделение условное, прежде всего необходимо ориентироваться на то, с какими предметами ребенок чаще встречается в повседневной жизни, при употреблении каких слов допускает ошибки.

Игровые правила: закончить предложение, составленное по картинке.

Игровые действия: «упрямое слово» в качестве игрового элемента.

Ход игры

Взрослый показывает детям предметную картинку, просит назвать, что на ней нарисовано (например, пальто) . Говорит, что слово «пальто» очень упрямое. Оно не хочет изменяться. Затем показывает детям поочередно сюжетные картинки из набора 1 , предлагает закончить предложение: «Девочка надевает… (пальто) ». «Девочка, снимает… (пальто) ». «На вешалке висят детские … (пальто) ». Можно сказать «На вешалке много детских … (пальто) ». «Оторвались пуговицы у … (пальто) ». «Мама пришивает пуговицы к … (пальто) ». Каждую картинку взрослый поочередно складывает в стопку.

По этим же картинкам можно задать детям вопросы типа: «Какие карманы у пальто?», «Какой воротник у этого пальто?», «Рукава у этого пальто с манжетами или без?» И т.п.

Приводим примерные предложения, которые взрослый предлагает детям закончить, к остальным наборам картинок.

Набор 2. «У стены стоит.,. (пианино) ». «Ваза стоит на … (пианино) ». «Девочка играет на … (пианино) ». «Кот спрятался за … (пианино) ». «Кот выглядывает из-за … (пианино) ». «Собачка решила поиграть на … (пианино) ». «Собачка хочет дотянуться до клавиш … (пианино) ».

Набор 3. Взрослый может начать с загадки:

Далеко от нас Москва, Но слышны ее слова. Только что наладили В нашем доме … (радио) , «Папа купил в магазине … (радио) ». Взрослый уточняет: «Можно сказать радиоприемник». Далее: «Папа поставил на полку … (радиоприемник) ». «Передают новости по … (радио) ». «Ба-(бушка слушает … (радио) ». «Сейчас передают музыку по … (радио) ». «Дети танцуют под музыку по … (радио) ». «Скучно жить без … (радио) ».

Набор 4. «Звери идут в … (кино) ». «Волк идет … (в кино) ». «Лиса … (идет в кино) ». «Все звери сидят в кинотеатре и смотрят … (кино) ». «После окончания звери идут из … (кино) ». «Снимается фильм «Ну, погоди!». Волк и заяц снимаются в … (кино) ».

Набор 5. «В магазине продается разный … (кофе) ». «Продается растворимый … (кофе) ». «А вот на витрине пакеты с молотым … (кофе) ». «Мама сварила вкусный … (кофе) ». «У нее в кофейнике много … (кофе) ». «Дети пьют … (кофе) », Взрослый предлагает посмотреть, что стоит на столе. (Молочник с молоком.) «Значит, какой кофе пьют дети?» (Дети пьют кофе с молоком.) «Папа тоже хочет выпить чашку … (кофе) ». «Мама налила папе черный … (кофе) ».

Каждый из наборов картинок ребенок по предложению взрослого раскладывает в том или ином порядке и составляет по ним рассказ, придумывая, «что было потом».

error: