CNN: Российско-американские отношения движутся под откос. Российско-американские отношения Российские и американские отношения

Российско (советско) – американские отношения на всей своей временной протяжённости отличались противоречивостью и нестабильностью. Не стал исключением и постсоветский период. Исключением была лишь та наивность, с которой руководители новообразованной Российской Федерации подошли к вопросам международной политики и в частности – к линии политического поведения в отношениях с США.

Начало 90-х гг. было наполнено эйфорическими ожиданиями, связанными с убеждённостью пришедших к власти политиков либерального толка, что уничтожение СССР ликвидировало все препятствия и одновременно создало все условия для перехода в отношениях с Западом, и прежде всего его лидером – США, к полноценному партнёрству и сотрудничеству. Очень короткий период в начале отношений поддерживал эти ожидания, создавал впечатления их обоснованности.

В феврале 1992 г. президент России Б.Ельцин совершил первый официальный визит в Вашингтон. В ходе его была подписана Декларация о новых отношениях между РФ и США . Декларация провозгласила, что отношения между двумя странами будут строиться на принципах:

1. Дружба и партнёрство, взаимное доверие. США и РФ не рассматривают более друг друга в качестве потенциальных противников.

2. Устранение остатков враждебности периода «холодной войны», в т.ч. сокращение стратегических арсеналов.

В документе было сказано о стремлении США и России создать «новый союз партнёров», т.е. о переходе от сотрудничества по ограниченному кругу вопросов к союзническому типу отношений.

В июне 1992 г. Ельцин посетил Вашингтон вторично. Была подписана Хартия российско-американского партнёрства, подтверждавшая и конкретизировавшая основные положения Декларации относительно сотрудничества в сферах международного мира и безопасности, экономических отношений.

Однако в Хартии уже ничего не говорилось о «новом союзе партнёров». Принципиально новым было следующее: в первой части Хартии оговаривались принципы, которые должны быть заложены в основу российско-американских отношений. Они касались проведения внутренней политики: демократия, свобода, зашита прав человека, уважение прав меньшинств, в том числе национальных. Это был первый случай в российской истории, когда в документе, заключённом с иностранным государством, регламентировались положения, касавшиеся государственного строя и внутренних дел России.

Отсюда со всей очевидностью следовало, что ни о каком равноправном российско-американском союзе речи не идёт. Россия для Соединённых Штатов была в лучшем случае младшим партнёром, дальнейшие отношения с которым будут строиться в зависимости от его «поведения», т.е. от проведения внутренних преобразований, оценку которым будут давать те же США. Это подтверждала и договорённость того же 1992 г. о предоставлении сторонами друг другу режима наибольшего благоприятствования в торговле. Он был предоставлен России не на постоянной основе, как другим странам, а на один год, с ежегодным продлением по решению американского Конгресса. Фактически США получили возможность оказывать на Россию давление посредством угрозы отменить его в любое время.

Причина отхода от «буквы и духа» февральской Декларации объясняется тем, что к июню 1992 г. была решена проблема, вызывавшая особое беспокойство Вашингтона и требовавшая участия России. США опасались появления новых ядерных держав в лице Украины, Белоруссии и Казахстана, на территории которых оставалось советское ядерное оружие. Имелось беспокойство, которое разделяла и Москва, относительно утечки атомного оружия и технологий его производства.

Согласованное давление РФ и США привело к тому, что в мае 1992 г. Украина, Белоруссия и Казахстан обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерных стран. Оружие вывозилось в Россию, ядерный статус которой, как правопреемницы СССР, никем не оспаривался. Проблема ядерного наследия была благополучно решена, и для США потребность в тесном сотрудничестве со всё более слабевшей Россией стала не самой актуальной.

Предельно ясной позиция США стала к началу 1994 г., когда был поднят вопрос о расширении НАТО на восток. О такой возможности было заявлено ещё в конце правления администрации Буша-старшего. Для демократической администрации Б.Клинтона расширение альянса стало важнейшим приоритетом.

Все последующие годы российско-американские отношения развивались неровно. Достаточное взаимопонимание и обоюдный стойкий интерес отличало сотрудничество в сфере ядерной безопасности: в январе 1993 г. был под подписан Договор СНВ-2, а в апреле 2010 – СНВ-3; стороны постоянно взаимодействуют в вопросе недопущения распространения ядерного оружия.

Однако по целому ряду других тем позиции сторон оказались несовместимыми: расширение НАТО, действия альянса на Балканах, правомерность самой концепции «гуманитарной интервенции», незыблемость приоритета международного права, роль и место ООН в современном мире, признание независимости Косово, судьба ПРО, планы США по созданию национальной ПРО и размещению её элементов в Восточной Европе и т.д. Позиции сторон оказались коцептуально различны и во взглядах на модель мирового устройства.

К концу 1990-х гг. в отношениях России и США можно говорить о кризисе. В 1997 г. Б.Клинтон подписал директиву, ставившую перед американскими стратегическими ядерными силами задачу «сохранять возможность нанесения ядерного удара по российским военным и гражданским объектам».

Позитивный поворот в российско-американских отношениях произошёл перед лицом новой глобальной угрозы – международного терроризма. Активная позиция России с самого начала антитеррористической операции была высоко оценена в США. Россию перестали отождествлять с угрозой для безопасности Америки. В мае 2002 г. состоялся визит президента Дж. Буша, в ходе которого была подписана Совместная декларация о новых стратегических отношениях между РФ и США, содержание которой охватывало максимально широкий спектр направлений сотрудничества. Появилась надежда, что идея двустороннего партнёрства, потерпевшая фиаско в 1992-2000 гг., может стать реальностью.

Однако уже вскоре развитие событий показало, что у России и США сохраняются принципиально несовместимые подходы по ряду жизненно важных вопросов международной жизни. Россия осудила американское вторжение в Ирак и не приняла стратегию «демократического» переустройства мира Дж.Буша. С другой стороны, США оказались не готовы к быстрому восстановлению Россией внешнеполитической самостоятельности. Вашингтон был готов к партнёрству с Москвой в решении важных для Америки проблем, но не к тому, что Россия возьмёт курс на восстановление державной мощи, способной бросить вызов интересам США.

Главным полем столкновения интересов стало постсоветское пространство. Цель США – предотвратить восстановление российского влияния на бывшей советской территории. За исключением раз и навсегда утраченной Прибалтики, противостояние шло по всему периметру российской границы. Крайние формы оно приобрело в августе 2008 г. во время так называемого «Кавказского кризиса», вызванного грузинской авантюрой в Южной Осетии. Американские военные корабли вошли в Чёрное море и их боестолкновение с Черноморским флотом России, поддерживавшим с моря действия Российских Вооружённых Сил в Закавказье, казалось весьма вероятным.

Из «Кавказского кризиса» в Вашингтоне сделали определённые выводы. Президентство Барака Обамы началось с выдвижения идеи «перезагрузки» отношений с Россией. Это понимается как отказ от трактовки России как «врага» и переход к отношениям как с «партнёром-соперником»: партнёр при решении, например, проблемы нераспространения ядерного оружия; соперник на пространстве сопредельных государств Европы и Азии. По оценке председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике С.Караганова предложенная «перезагрузка» на самом деле «была квазиперезагрузкой, поскольку она не касалась главной проблемы – признания российских интересов безопасности на территории бывшего СССР» .

Тем не менее, именно отношения, характеризуемые понятием «партнёры-соперники», наиболее реальны и даже желательны для России и США как сегодня, так и в обозримом будущем.

США всегда будут относиться к России настороженно, поскольку за исключением Китая и возможно - Евросоюза, только Россия является потенциальным глобальным конкурентом США и не скрывает свои глобальные амбиции. Диапазон интересов наших стран настолько широк, что реально практически вся мировая «повестка» становится «повесткой» двусторонней.

Противостояние в ряде случаев неизбежно, но недопустимо доводить его до «последней грани». Важно понимание, что Россия и США вряд ли когда-нибудь станут друзьями, но они никогда не должны больше становиться врагами. Идеальный формат наших отношений – постоянный диалог разумных партнёров-соперников, всегда готовых к жёсткой защите своих национальных интересов, но никогда не смешивающих истинные интересы с ложными.

Сегодня обе стороны стремятся строить свои отношения, исходя из описанной выше реальности. В Стратегии национальной безопасности США 2010 г. Россия признаётся одним из центров международного влияния, подчёркивается, что «в интересах США – сильная, миролюбивая, процветающая Россия» . В свою очередь Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. делает в отношениях с США акцент на поддержание постоянного диалога и обеспечение «совместной выработки культуры управления разногласиями на основе прагматизма и соблюдения баланса интересов» .

Российско – американский диалог не только отвечает правильно понятым национальным интересам обеих стран, но и является одной из основ поддержания стратегической стабильности в мире

«Разочарование — исключительное разочарование — вот чем оказался 2017 год для российско-американских отношений. Взаимоотношения в тупике, глубоком и темном — и темнота только сгущается.

Обе стороны надеялись на лучшее. Москва, отказавшись от развития отношений с администрацией Барака Обамы, сразу же ударилась в самообман, поверив в то, что сумбурные предвыборные заявления Дональда — это свежий подход США к российскому направлению.

Люди из новой администрации, включая самого Трампа, с некоторой горячностью предполагали, что они смогут заключить сделки с путинским руководством, снять санкции, провести четкую разграничительную линию между Россией и проблемными странами типа Сирии и Ирана и таким образом направить двусторонние отношения в более конструктивное русло.

Наиболее здравый из этих политиков, госсекретарь США , заявлял по этому поводу:

«Наши взаимоотношениях находятся в самой низшей точке со времен «холодной войны», и эта спираль продолжает закручиваться вниз. Мы должны стабилизировать ее и начать поиски путей к восстановлению».

Но эти попытки провалились, и зерна этого провала проросли практически сразу же. Всего лишь спустя три недели после начала работы новой высокопоставленные представители кабинета начали выступать с заявлениями, в том числе с критикой в адрес России, которые мало чем отличались от слов их предшественников.

Когда же возникла токсичная проблема российского вмешательства в американские выборы 2016 года, она отравила все остальные направления двусторонних взаимоотношений.

Ущерб увеличился еще и потому, что российская сторона отказалась признать серьезность этой темы и восприняла ее исключительно как махинацию внутри американского политического процесса, — а конгресс США оказался полностью поглощен этим вопросом, но решил разобраться с ним самым непродуктивным — и даже контрпродуктивным — способом.

Проблему проигнорировали, и она сковала администрацию Трампа и парализовала любые мысли о поиске точек сближения с Россией. В свою очередь, российскую сторону ситуация еще сильнее убедила в том, что американцы неисправимы и менять что-либо в российской политике просто не имеет смысла.

В результате взаимоотношения спотыкаются от одной проблемы к другой — Украина, Сирия, договор об РСМД, Иран, санкции, Северная Корея, — и ни по одному направлению не удается достичь прогресса, обе страны все чаще обращаются к тенденциозной риторике прошлого.

Сложно представить, что 2018 год сильно изменит ситуацию и изменит ее вообще. Ни одна из двух стран не готова и не способна переступить через нынешнюю узкую повестку и взвесить последствия ситуации, в которой они не смогут сообща решить проблемы ядерного мира, грозящего выйти из-под контроля.

В этом мире система европейской безопасности вновь скатывается к опасной военной конфронтации, изменения климата грозят чередой конфликтов за ресурсы, а США и Россия трагичным образом предпочитают воспринимать появление новых великих держав, в частности, Китая, не как повод к стратегическому сотрудничеству, а как призыв к соперничеству.»

«В ушедшем году, по крайней мере, в России были надежды, что новой американской администрации во главе с Дональдом Трампом удастся переломить негативную тенденцию в двухсторонних отношениях. Что мы начнем потихоньку возвращаться к нормальному сотрудничеству, уйдет негативная риторика и, может быть, удастся продвинуться вперед по целому ряду направлений — от Сирии до Северной Кореи.

Этого не получилось. Более того, 2017 год стал годом нового пакета антироссийских санкций, очень серьезного, отменить который вряд ли удастся в ближайшее время.

Самое печальное в том, что Россия стала фактором внутриамериканской политики.

То есть у разных политических классов и сил могут быть расхождения по целому ряду вопросов актуальной повестки, но антироссийский консенсус становится частью американской идентичности. А если это стало идентичностью, то с этим мало что можно поделать.

Задача 2018 года — добиться стабилизации российско-американских отношений, прекратить раскручивание санкционной спирали и снизить накал враждебной риторики. Необходимо договориться о восстановлении контактов, по возможности, на разных уровнях и сферах.

Очень важно не допустить развала режима российско-американского контроля над стратегическими вооружениями.

Эта задача распадается надвое. Во-первых, под угрозой договор об РСМД. Хотелось бы его сохранить: чтобы ни США, ни Россия не вышли из него. Во-вторых, надо договориться о продлении СНВ-3. Если это удастся, ты мы сохраним ту базу, на которой могут строиться дальнейшие соглашения, в том числе многосторонние.

Ну и, конечно, нужно сохранить сферы нашего позитивного взаимодействия. Например, российско-американское сотрудничество в Арктике. Оно существует и развивается по своей логике, и здесь главное не мешать, не превратить это взаимодействие в разменную карту политического торга.»

, председатель Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай»

«Мировая пресса, включая, кстати, российскую, переполнена мрачными прогнозами о том, что никакого общего будущего, никакого плодотворного сотрудничества между нашими странами ожидать не стоит. Однако эта мизантропическая картина противоречит не только заявлениям лидеров и России, и США, но и некоторым обстоятельствам, на которые стоило бы обратить внимание.

Российский лидер, невысоко оценив нынешнее состояние отношений между странами, тем не менее, сказал, что надеется на возможное улучшение отношений в перспективе.

Президент США, хоть и назвал Россию стратегическим соперником наряду с Китаем, но, если так можно выразиться, не вышел за рамки спортивно-политической терминологии.

Еще интереснее то, что практические отношения между США и Россией продолжаются весьма успешно. В сфере космических исследований, например, и даже в деле борьбы с запрещенным в России ИГ. Сказанное совершенно не означает отсутствие трений, публичной полемики, колких взаимных обвинений, но, обратите внимание, это не мешает американским спецслужбам предупредить российских коллег об опаснейшем теракте и предотвратить его.

Характерно, что лидеры двух стран с откровенным одобрением высказываются об этом акте взаимопомощи.

Проблема, как мне кажется, в том, что обе страны, как это ни покажется странным, переживают в чем-то сходный момент своего развития. И российское, и американское общество переживает острейший момент самоопределения, момент выбора пути.

Так вышло, что для американского общества основным образом Другого, на противостоянии которому основывается самоидентификация, стало российское общество, а для российского - американское. Вопросом, насколько воображаемые образы совпадают с реальным положением дел, похоже, мало кто задается.

Это — следствие невиданного мирового прогресса: общества переосмысливают себя, выбирают свой образ будущего. Если этот образ появится, он станет великой интеллектуальной инвестицией.

Получается, что в мучительном размышлении о будущем и Россия, и США могут выбрать в том числе и новые отношения друг с другом, — иные, чем сейчас.

Очевидно, что элиты обеих стран не мыслят мир друг без друга. Осталось ответить на вопрос, какую роль они отведут другой стороне?»

Дипломатические отношения между Россией и США были установлены 5 ноября (24 октября по старому стилю) 1809 года. После революции 1917 года Соединенные Штаты отказались признавать Советское правительство. Дипломатические отношения между СССР и США были установлены 16 ноября 1933 года.

Российско-американские отношения за сравнительно короткий срок прошли сложную эволюцию — от готовности России и США к сотрудничеству до взаимных разочарований и постепенного дистанцирования стран друг от друга.

Первый президент России Борис Ельцин впервые посетил США 31 января — 1 февраля 1992 года. В Кэмп-Дэвиде прошел саммит с участием российского лидера и американского президента Джорджа Буша-старшего. Стороны договорились продолжать процесс сокращения стратегических ядерных вооружений, сотрудничать в области торговли оружием, сфере нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и пр. По итогам встречи принята Кэмп-Дэвидская декларация, зафиксировавшая новую формулу российско-американских отношений, впервые было официально провозглашено окончание холодной войны .

7-16 ноября 2001 года президент России Владимир Путин совершил первый государственный визит в США . Главной темой российско-американских консультаций стала координация совместных усилий в борьбе с терроризмом. Обсуждалась общая международная обстановка и ситуация в отдельных регионах мира — в Центральной Азии, в Ираке, в зоне арабо-израильского конфликта и на Балканах. По итогам переговоров Владимир Путин и Джордж Буш-младший приняли совместные заявления по положению в Афганистане и ситуации на Ближнем Востоке, борьбе с биотерроризмом, противодействию незаконному обороту наркотиков, новым отношениям между США и Россией, экономическим вопросам.

В настоящее время отношения России и США переживают непростой период из-за различных подходов к урегулированию ряда важных международных проблем. В контексте внутриукраинского кризиса, во многом спровоцированного Вашингтоном, с марта 2014 года администрация Барака Обамы пошла по пути сворачивания связей с Россией, в том числе прекратила взаимодействие по линии всех рабочих групп совместной Президентской комиссии и в несколько этапов ввела санкции против российских физических и юридических лиц. С российской стороны предприняты ответные шаги, как зеркальные, так и асимметричные.

В этих условиях особую значимость имеет продолжающийся политический диалог на высшем и высоком уровне.

29 сентября 2015 года президент России Владимир Путин и президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама провели двустороннюю встречу "на полях" сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

30 ноября 2015 года Владимир Путин встретился с президентом США Бараком Обамой "на полях" конференции ООН по вопросам изменения климата в Париже. Состоялся подробный обмен мнениями по сирийской проблематике, обсуждалась также ситуация на Украине.

5 сентября 2016 года лидеры России и США встретились "на полях" саммита "Группы двадцати" в Ханчжоу (Китай). Также обсуждались актуальные вопросы международной повестки дня, в частности, ситуация в Сирии и на Украине.

Владимир Путин и Барак Обама также неоднократно общались по телефону.

28 января 2017 года состоялся телефонный разговор Владимира Путина с президентом США Дональдом Трампом. Владимир Путин поздравил Дональда Трампа с официальным вступлением в должность, пожелал успехов в предстоящей деятельности. В ходе беседы с обеих сторон был продемонстрирован настрой на активную совместную работу по стабилизации и развитию российско-американского взаимодействия на конструктивной, равноправной и взаимовыгодной основе.

4 апреля 2017 года лидеры России и США вновь пообщались по телефону .

Регулярный контакт поддерживали руководители внешнеполитических ведомств Сергей Лавров и Джон Керри, проведшие в 2015-2016 годах более 20 встреч и десятки телефонных разговоров.

В 2015-2016 годах Джон Керри четыре раза посещал Россию с рабочими визитами (12 мая и 15 декабря 2015 года, 23-24 марта и 14-15 июля 2016 года).

16 февраля 2017 года состоялась министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Переговоры Лаврова и Тиллерсона прошли в Бонне в преддверии министерского заседания G20.

Продолжается интенсивный обмен мнениями по актуальным международным и региональным проблемам, включая ситуацию на Ближнем Востоке, в Афганистане и на Корейском полуострове, противодействие международному терроризму и другим вызовам. При ведущей роли России и США выработана договоренность по урегулированию иранской ядерной проблемы, запущена работа Международной группы поддержки Сирии и введен в действие режим прекращения огня в этой стране.

Интенсивность обсуждения тематики контроля над вооружениями и нераспространения была резко снижена Вашингтоном в 2014 году наряду со свертыванием им контактов между военными. Вместе с тем, продолжается реализация Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанного 8 апреля 2010 года в Праге (вступил в силу 5 февраля 2011 года, срок действия — 10 лет с возможностью продления). Одним из наиболее проблемных в военно-политической сфере остается вопрос развертывания ПРО США. Диалог по нему приостановлен американцами, не желающими учитывать российские озабоченности, еще до событий на Украине.

В последние несколько лет динамика межпарламентских связей существенно снизилась из-за негативного отношения к сотрудничеству с российскими парламентариями со стороны членов Конгресса. После введения американцами санкций против целого ряда представителей Федерального Собрания имеют место только отдельные эпизодические контакты.

В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и санкций отмечается снижение двустороннего товарооборота. По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и США по итогам 2016 года составил 20276,8 миллиона долларов (в 2015 году — 20909,9 миллиона долларов), в том числе российский экспорт — 9353,6 миллиона долларов (в 2015 году — 9456,4 миллиона долларов) и импорт — 10923,2 миллиона долларов (в 2015 году — 11453,5 миллиона долларов).

По доле в российском товарообороте в 2016 году США заняли пятое место, по доле в российском экспорте — 10-е место, по доле в российском импорте — третье место.

В структуре экспорта России в США в 2016 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: минеральные продукты (35,60% от всего объема экспорта России в США); металлы и изделия из них (29,24%); продукция химической промышленности (17,31%); драгоценные металлы и камни (6,32%); машины, оборудование и транспортные средства (5,08%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (1,63%).

Российский импорт из США в 2016 году был представлен следующими группами товаров: машины, оборудование и транспортные средства (43,38% от всего объема импорта России из США); продукция химической промышленности (16,31%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (4,34%); металлы и изделия из них (4,18%); текстиль и обувь (1,09%).

В сфере двусторонних отношений действует несколько десятков межправительственных и межведомственных договоренностей по различным вопросам, включая транспорт, реагирование на чрезвычайные ситуации и т.п. В сентябре 2012 года вступило в силу соглашение об упрощении визовых формальностей. Россия ставит вопрос о дальнейшей либерализации режима взаимных поездок.

В области культурных связей с большим успехом в США проходят гастроли российских исполнителей классической музыки, театра и балета. Значительные усилия предпринимаются для сохранения и популяризации российского культурно-исторического наследия в США, включая музей на месте крепости Форт-Росс в Калифорнии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Российско-американские отношения насчитывают более 200 лет. Впервые официальный обмен послами произошел в 1780 году, хотя неофициальные контакты устанавливались и раньше. Послом США в Россию был направлен Фрэнсис Дейна, кстати, позже послом был Джон Куинси Адамс, впоследствии 6-й президент США. А первым послом России в США — Андрей Дашков.

На протяжении 19-го века отношения США и России находились на дружеском уровне, достигнув пика во время 1861-65 годов, когда два российских флота были отправлены к берегам Америки для помощи в блокировании британцев. Некоторое обострение наблюдалось в середине столетия на почве столкновения интересов на Аляске и на тихоокеанском побережье США. С конца 19-го века, в период экономического подъема России, Америка увидела в ней конкурента на мировой экономической и политической арене, особенно в Тихоокеанском регионе. Результатом этого стало применение политики сдерживания, которая особенно сильно проявилась в период русско-японской войны в начале 20-го века. В это время Америка оказывала финансовую и промышленную помощь Японии.

Вплоть до событий 1917 года в России отношения двух стран были сдержанно-дружественными. Однако после октябрьского переворота США отказались признать вновь образованное государство и даже участвовали в вооруженной интервенции.

США среди западных держав последними признали СССР и только в 1933 году между нашими государствами вновь были установлены дипломатические отношения. Америка участвовала в развитии советской промышленности, внеся колоссальный вклад в индустриализацию страны, предоставляя технологии, лицензии на выпуск продукции, поставляя оборудование.

С началом Второй мировой войны отношения двух стран были союзническими. С 1941 года Америка организовала поставку военной помощи по ленд-лизу — вооружение, технику, продовольствие и другие товары.

После окончания Второй мировой войны СССР превратился в серьезную силу на мировой политической арене, став одним из двух полюсов биполярного мира. Поэтому вплоть до распада СССР отношения между двумя странами были натянутыми, меняясь от прагматизма до открытой конфронтации (войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане и другие конфликты с участием, прямым или косвенным, двух стран).

При этом, несмотря на военное и идеологическое противостояние, оба государства имели тесные контакты в других сферах. Это касается культуры, науки, техники, и так далее.

Распад Советского Союза дал толчок новым отношениям между двумя странами. Оставаясь напряженными в течение всего периода по разным причинам, в целом отношения строились и продолжают строиться на принципах уважения, уступок и договоренностей по разным позициям. Несмотря на санкции, введенные американским правительством по отношению к некоторым гражданам РФ, остается надежда на улучшение отношений. США являются одним из основных торговых партнеров Российской Федерации, развивается сотрудничество в таких важных социальных сферах, как образование, медицина, культура, наука.

Дипломатические отношения между странами подразумевают обмен посольствами, представляющими интересы своих государств. История посольства США в России неразрывно связана с историей русско-американских отношений и содержит в себе немало интересных фактов. Об этом

Несколько дней назад генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш сказал на заседании Совета безопасности, что холодная война вернулась. А министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил , что отношения Москвы с Западом даже хуже, чем в те времена.

Конфликт между Россией и США нарастает уже несколько лет подряд. Но так было не всегда. В истории двух стран встречались теплые и даже братские периоды. RTVI вспомнил эти моменты.

Война за независимость США

Во время войны североамериканских колоний за независимость от Британской империи Россия, по сути, поддержала мятежников, объявив вооруженный нейтралитет в 1779 году.

Англичане хотели объявить порты Франции и Испании блокадными, досматривать корабли нейтральных держав и даже изымать их товары, но совместная декларация России, Швеции, Дании и других стран разрушила планы Лондона. Российский флот - в том числе своим оружием - помог молодой американской республике получать продовольствие и другие нужные товары.

В 1860-х

Во время Гражданской войны Россия снова пришла на помощь американцам. Император Александр II в 1863 году отправил две российские эскадры в Нью-Йорк и Сан-Франциско. Они сдерживали флот южан от нападений на эти порты и одновременно мешали Англии с Францией вступить в конфликт на стороне конфедератов.

На русских кораблях в Нью-Йорке бывали министры и конгрессмены. На одном из кораблей в Нью-Йорк прибыл молодой Римский-Корсаков, в будущем композитор.

Вот некоторые заголовки американских газет того периода: «Новый союз скреплен. Россия и Соединённые Штаты братствуют», «Русский крест сплетает свои складки с звездами и полосами», «Восторженная народная демонстрация», «Большой парад на Пятой улице».

Вскоре после окончания Гражданской войны в США Россия продала американцам Аляску за 7,2 млн долларов золотом.

После Февральской революции 1917 года

США первыми признали временное правительство в России. Об этом лично заявил посол в Петрограде Дэвид Фрэнсис. Правительство США воспринимало новую Россию без царя как большую «братскую» демократическую державу, предлагало займы и поддержку. Американские журналисты в целом положительно восприняли свержение царя в России.

Но дружба братьев-демократов была недолгой. После того как большевики пришли к власти, отношения резко ухудшились. США поддерживали «белую армию» и даже вводили войска на Дальнем Востоке и в Поморье.

В начале 1930-х

Начало Великой депрессии подтолкнуло США к восстановлению отношений с Советами. В 1933 году Вашингтон наконец признал СССР официально, и после этого страны начали активно дружить - по крайней мере, в том, что касалось экономики. Москве были нужны технологии и инвестиции, а американским компаниям был нужен рынок сбыта.

Сталинской индустриализации помогали, в частности, компании Ford, Austin Company (построили завод ГАЗ в Нижнем Новгороде), Albert Kahn Inc. (построили Челябинский и Сталинградский тракторные заводы) и General Electric (помогали с ГОЭЛРО, в строительстве электростанций и первых электровозов).

Во время Великой Отечественной войны

После нападения Германии на СССР и Японии на США в 1941 году страны (вместе с Британией и другими государствами) стали союзницами. Впрочем, поддержка по лендлизу началась еще осенью 1941 года. В 1942 году был подписан договор о взаимной помощи.

Пропаганда в обеих странах рассказывала солдатам и населению о том, что страны воюют за свободу. В СССР рисовали агитационные плакаты, а в США, например, в 1943 году вышел полудокументальный фильм «Миссия в Москву », который принудительно показывали во всех кинотеатрах страны: в нем оправдывались сталинские репрессии 1937-1938 гг. Через десять лет во время разгула «маккартизма» он был запрещен как прокоммунистическая пропаганда.

Кульминацией стала встреча на Эльбе в апреле 1945. Уже летом в 1945 году отношения стали стремительно портиться, особенно после ядерных бомбардировок Японии.

Падение Берлинской стены
Борис Кавашкин / ТАСС

После падения Берлинской стены

В 1985 году в СССР к власти пришел Михаил Горбачев. Вместе с перестройкой и гласностью он объявил о «новом мышлении», которое предполагало другой взгляд на международные отношения и отказ от классового подхода.

После падения Берлинской стены в 1989 году разваливается Варшавский договор и бывшие советские сателлиты один за одним заявляют о демократизации и желании вступить в «единую» Европу. В самом СССР на фоне экономических и других трудностей (пустые прилавки, очереди, массовые протесты, этнические конфликты) западная модель - прежде всего, американская - однозначно воспринимается как образец для подражания.

После распада Советского Союза теплые отношения сохранялись еще несколько лет. В 1992 году президент Ельцин выступил перед Конгрессом США с речью о необходимости перейти от противостояния к взаимодействию.

В 1992-1994 гг. США осуществляли операцию Provide Hope: в 33 города бывшего СССР доставили 25 тысяч тонн гуманитарных грузов.

В 1994 году Россия вошла в «Партнерство во имя мира» - программу сотрудничества стран бывшего СССР и НАТО. В 1997 году был подписан основополагающий акт Россия-НАТО, в котором говорилось, что Россия и НАТО не соперники.

Все резко изменилось в марте 1999 года с началом бомбардировок Югославии авиацией НАТО, которые впервые за долгое время вызвали всплеск антиамериканских настроений как на правительственном, так и на обывательском уровнях.

Gulnara Samoilova / AP

После терактов 11 сентября Владимир Путин был одним из первых, кто позвонил Джорджу Бушу-младшему со словами соболезнований и поддержки.

Россия вошла в антитеррористическую коалицию, которую создали США в 2001 году. Москва активно поддержала операцию в Афганистане, в том числе предоставила свое воздушное пространство.

Некоторое время казалось, что это потепление надолго. В 2002 году появилась совместная декларация Буша и Путина, в которой подчеркивалось, что страны теперь партнеры. В ней шла речь об уважении демократических ценностей, расширении связей между странами, совместном решении конфликтов в Афганистане, Абхазии, Нагорном Карабахе, а также об экономическом сотрудничестве (и вступлении России в ВТО).

Но все снова испортилось в том же 2002 году, когда США вышли из договора по ПРО, а Россия из СНВ-2. А с началом операции американцев в Ираке в 2003 году отношения стали еще сложнее.

Опечатка про «перегрузку» стала пророческой.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

error: