Частицы. Члены предложения и частицы Входит ли частица не в состав сказуемого

Грамматические основы сложного предложения

Скачать материал

Формулировка задания:

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой:
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

Правильный ответ: 3

Комментарий: 1-я основа - Анна Федотовна прикрыла глаза, прислушалась; 2-я - душа молчала; 3-я - голос не звучал.

Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить материал задания 8 (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал.

Что нужно знать:

Подлежащее

ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга . Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она .

В роли подлежащего может выступать:

1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное).

2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.

3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже: Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

Подлежащее, выраженное словосочетанием

Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием :

1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравилась , Черное море прекрасно ;

2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедем . Железная дорога идет вдоль берега Черного моря;

3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза;

4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже: На скамейке сидели три старика ;

5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию;

6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из: Каждый из нас хотел стать отличником ;

7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным : В каждом из нас есть что-то особенное ;

8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто)

Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе.

Примечание

1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего).

Пример: Ветер колышет колос . В данном предложении два слова отвечают на вопрос "что?": ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь . Подлежащее здесь "все новое", так как его действие - интересует. А слово молодежь является дополнением.

2. Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения.

Пример: Откуда-то подуло . Мне дали возможность исправить двойку.

Сказуемое

СКАЗУЕМОЕ — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что э то такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами

В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

1. Одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает - это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы - это форма глагола в условном наклонении) .

2. Устойчивым сочетанием глагольного характера : Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании.

3. Фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм) : Довольно бить баклуши ! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое может состоять из:

1. Вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола : Ветер продолжал завывать . Я начал изучать теорию литературы.

2. Вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола : Мама хочет поехать на море.

3. Краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола : Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе.

4. Устойчивого сочетания и неопределенной формы глагол а: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз.

5. Предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать .

Примечание

Составное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого.

Пример:
- Вася начал петь .
- Петя попросил Васю

петь тише.
В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?).
Я хочу отдохнуть. Она присела (с какой целью?) отдохнуть

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое может состоять из:

1. Глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. : Небо было хмурым . За окном становилось темно . Солнце на горизонте казалось огромным . Море было синее-синее .

2. Имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки : Он врач (он есть врач). Мама - инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным.

Осложненное составное именное сказуемое:

Я хочу стать врачом .

В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом ) и составного глагольного (хочу стать ). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.

Я должен был стать врачом .

В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был ), составного глагольного (должен был стать ) и составного именного (стать врачом ).

Примечание

Если вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте

а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.

б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.

Частицы в составе сказуемого

В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не .

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю .
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою .
(В. Высоцкий)

Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.

Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)

Пусть говорят!

Он чуть не плакал от обиды.

Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.

Ну ты опоздал так опоздал , я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)

В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит .

Грамматическая основа

Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным .

Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.

В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.

Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые).


Внимание к структурным и семантическим свойствам предложения и его членов позволило дифференцировать функциональные свойства частиц, неоднозначных по синтаксической роли. Они могут входить в состав члена предложения, могут оформлять все предложение в целом. Во многих случаях трудно четко отграничить частицы, относящиеся ко всему предложению, от частиц, входящих в состав какого-либо одного члена предложения. Такие полифункциональные частицы более емки по структурно-семантическим свойствам, чем частицы с одной функцией.
Входя в состав члена предложения, смысловые частицы привносят в семантику члена предложения в соответствии с разрядом свои значения (указательные, определительно-уточняющие, выделительно-ограничительные, усилительные): Стройка - это огромный механизм, и его звено - лишь маленькая клеточка этого механизма (Чичков); Только влюбленный имеет право на звание человека (Блок); Шумливы только мелкие речки (Песков); Петя знал, что он плохо воспитан и что некоторые неудачи в его жизни произошли им.еиножо..этой_пртчине (Каверин); Я готов обнять даже Лом. у Москвы-реки (Лазарев); Мы - дети баррикад. Мы сами - баррикады (Евтушенко).
На границе между предложениями смысловые частицы берут на себя и функции союзов: Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка - это флаг корабля. (Лебедев-Кумач); Но черствый хлеб не перестает быть хлебом. Даже самый черствый хлеб не превращается в камень (Ю. Яковлев).
Эмоционально-экспрессивные (восклицательные) частицы (Что за, как, какой, куда, где там, куда там) сочетают две функции: 1) выступают как строевые элементы восклицательного предложения и усиливают восклицательную интонацию всего предложения (при наличии их обязательно ставится восклицательный знак!); 2) усиливают степень качества того слова, с которым непосредственно сочетаются: Что за прелесть эти сказки! (Пушкин); Как эти ливни золотые, пугая, радовали нас! (Бунин); Как хороши, как свежи были розы! (Мятлев); Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Некрасов); Какая теплая и темная заря! (Бунин).
Как и какой функционально сближаются с наречием очень. В таких случаях не следует добиваться однозначной морфологической квалификации их. Ср. также: Исключение составлял зазимовавший в поселке писатель... Да, впрочем, какой он был писатель. По целым суткам пропадал с рыбаками в море... (Куприн); Тишина, ах, какая стоит тишина! (Алигер); Ах, какая большая стоит тишина! (Алигер).
Особенно разнообразны функции модальных частиц.
Отрицательная частица не может входить в состав любого члена предложения, частица ни при повторе совмещает функции союза с функцией частицы; частица не при повторе усиливает утверждение: Ни зима, ни весна, ни лето, ни осень не оказывали ни малейшего видимого влияния ни на него, ни на его образ жизни (Бунин); Но он не мог не думать о работе (Яшин).
Вопросительные частицы {разве, неужели, ли) являются одним из средств оформления вопросительного предложения, в состав членов предложения не входят: разве гром бывает немотою болен? Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел? (Маяковский); - А плохо разве быть великим хирургом? (Крелин); Приходилось ли видеть колючие кусты можжевельника, приятно пахнущие смолою? (Соколов-Микитов). И даже эти самые однозначные частицы имеют выделительно-ограничительное и усилительное значение, примыкая в интерпозиции к глаголу- сказуемому.
Сравнительные частицы (как, как бы, словно, будто, как будто, точно, вроде и др.) вносят в семантику членов предложения значения сравнения, неуверенности, предположения: И он по площади пустой бежит и слышит за собой как будто грома грохотанье (Пушкин); Дни как битвы (Сикорский); Я брожу как_бы?во_?сне^ (Тютчев); Я успел только разглядеть очертания небольшой, как будто детской руки (Короленко).
Сравнительные частицы могут относиться ко всему предложению или его обособленной части, изменяя их модальность: Молодой, нежный месяц, будто забытый жницей серебряный серп, лежал на синем пологе ночи (Паустовский); Сосна-великанша, будто отдаваясь сладкой своей гибели, еще не шевельнула ни единой иглой (Белов).
Формообразующие частицы (пусть, пускай, да, бы, дай (-те), давай (-те), самый и др.) проявляют себя в предложении неоднозначно.
Частица бы (б) всегда входит в состав сказуемого, образуя форму сослагательного наклонения: Хотел бы в единое слово я слить мою грусть и печаль (Мей).
Частица самый образует превосходную степень прилагательного и вместе с ним выполняет функцию одного члена предложения: Гайдар писал тогда самый изумительный свой рассказ «Голубую чашку» (Паустовский); До самой последней минуты инженер Алексей Ковшов не верил, что уезжает на восток (Ажаев).
В сочетании с существительными частица самый имеет усилительное значение и вместе с существительным образует один член предложения: Баржа стояла в самой глубине бухты, под берегом (Конецкий); Его обдало теплом и тем милым хлебным запахом, которым были пропитаны самые стены (Николаева).
Частицы пусть, пускай, да, давай(-те) и др. выполняют двойную функцию: оформляют побудительное предложение и служат для образования формы повелительного наклонения глагола-сказуемого: Да будет мягким сердце, твердой воля! Пусть этот нестареющий наказ напутствием послужит каждой школе, любой семье и каждому из нас (Маршак); Да здравствуют звонкие песни и радость улыбки вокруг! (Лебедев- Кумач).
Особенно очевидна двойная функция частицы пусть при сопоставлении однофункциональных предложений, различных по способам выражения грамматического значения предложения: Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, пусть солдаты немного поспят (Фатьянов).
Формообразующая функция частиц да, пусть и др. ярче при их интерпозиции: Наш веселый смех пусть несется дальше всех (Ошанин); Дни тяжких испытаний наступают, но, принимая тяготы войны, пусть руки наши устали не знают, сердца да будут ожесточены (Чивилихин).
Подводя итоги анализа синтаксических функций служебных слов, отметим, что наиболее определенны синтаксические функции предлога: он всегда входит в состав члена предложения. Структурная и семантическая роль союзов и частиц менее определенна: здесь возможны вариативные оценки союзов и частиц, тем более что нередко они сочетаются в одном слове: с одной стороны, союзы принимают на себя смысловой груз частиц, с другой - частицы начинают выполнять роль средств связи. То же самое можно сказать и о частицах, обслуживающих члены предложения и предложение в целом. При разборе таких предложений по членам предложения возможны вариативные решения.
А. К. Федоров

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

    существительным и инфинитивом, например: Наша задача – отразить атаку;

    инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;

    числительным и существительным, например: Четыре – четное число;

    существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.

6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится , если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить ) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство );

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара .

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки .

УПРАЖНЕНИЕ

    Грушницкий _ юнкер (Лермонтов).

    А вы _ не охотник? (Тургенев).

    Главный предмет его _ естественные науки (Тургенев).

    Рацеи разводить _ болтать пустое (Островский).

    Пруд _ как блестящая сталь (Фет).

    Они _ какие-то помещики (Достоевский).

    Воспоминания _ один только стыд и рвание волос (Гончаров).

    Его цель _ сделаться героем романа (Лермонтов).

    Дальние проводы _ лишние слезы (Островский).

    Нуль да нуль _ нуль (Фонвизин).

    Невежда без души _ зверь (Фонвизин).

    Вы _ студент? (Достоевский).

    Мать от радости прослезилась, а отец _ хоть бы что!

    Календарь _ это расписание работы солнышка на весь год (Виталий Бианки).

    Вспомните, что автор "Симфонии" _ юноша, студент-естественник, работающий в лаборатории по органической химии и ведущий двоякого рода разговоры: и с товарищами экстремистами, проповедующими, что "все мы летим куда-то"; и с приличными, блюдущими традиции приват-доцентиками (Белый).

    Отец его _ военный доктор, сосланный Николаем Первым … (Белый).

    И вечная мука _ вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове! (Бунин).

    И это все, что было в моей жизни, а остальное _ ненужный сон (Бунин).

    По моему понятию, тут вот что выходит: трудовому человеку, ежели он _ не хитник, не барышник, охота, поди, поглядеть на красоту горы, а всяк лезет в яму с какой-нибудь своей думкой (Бажов).

    Мне вот кажется, что счастливые люди _ это не молодые, а пьяные, - продолжала она шептать. (Горький).

    Скажите, Мастаков _ пара для моей Лиды или не пара? (Аверченко).

    Корни деревьев у дорожки _ как пальцы гигантов.

    Запомни, Даша, что лгать _ это унижать самого себя (Брюсов).

    Раз нельзя было сказать правду, единственное, что ему оставалось делать, _ это прекратить интимность с Жоржем и отныне поддерживать лишь просто товарищеские отношения (Степняк-Кравчинский).

    Талант у него _ дай бог каждому.

    Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, _ это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня (Чехов).

    Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе _ это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига (Чехов).

    Цель моя _ победить эту многоголовую гидру (Чехов).

    Театр _ это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры _ миссионеры (Чехов).

    Сам Ефим _ пальца в рот не клади (Шукшин).

    Неправда, равнодушие _ это паралич души, преждевременная смерть (Чехов).

    Когда он вернулся домой, она, уже одетая и причесанная, сидела у окна и с озабоченным лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала, и он подумал, что питье кофе _ не такое уж замечательное событие, чтобы из-за него стоило делать озабоченное лицо, и что напрасно она потратила время на модную прическу, так как нравиться тут некому и не для чего (Тургенев).

    Нигилист _ это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип (Тургенев).

    Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя за богатого старика выйти, по мнению моему, _ дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное (Тургенев).

    Я хочу только сказать, что аристократизм _ принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди (Тургенев).

    Боже мой, я _ секретарь земской управы, той управы, где председательствует Протопопов, я _ секретарь, и самое большее, на что я могу надеяться, _ это быть членом земской управы! (Чехов).

Частица – это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. (В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.). В зависимости от передаваемых дополнительных значений выделяют: смысловые частицы (вот он, приблизительно два), модальные частицы (да , мы встречались, ну , иди), и формообразующие частицы, которые передают различные грамматические значения: Пусть идет. Да здравствуют участники слета!

Основные смысловые частицы

Название

Частицы

Значение

Примеры

Указательные

вон, вот, это и др.

указывают на предметы, явления

1. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (И. Крылов). 2. Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов (А. Чехов).

Уточняющие

именно, почти, точно, как раз и др.

уточняют какое-либо слово или выражение

Матушка почти не обращала на меня внимания (И. Тургенев).

Выделительно-ограничительные

только, всего, лишь, всего-навсего и др.

придают слову или группе слов ограничительный оттенок

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, синь очей утративший во мгле… (С. Есенин)

Усилительные

даже, ведь, же, и, ни и др.

подчёркивают определённые слова

Даже приказчик издал какой-то неодобрительный звук (Л. Толстой).

Вопросительные

разве, ли, неужели, ужель и др.

выражают вопрос в вопроситель-ных предложениях

Разве я могу сомневаться в этом? (Л. Толстой)

Отрицательные

не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, далеко не и др.

выражают отрицание.

Частица нет употребляется при отрицательном ответе на вопрос и отделяется запятой

Самостоятельность, чувство свободы и личная инициатива в науке не меньше нужны, чем, например, в искусстве или торговле (В. Чехов).

«Так вы приедете к нам?» – «Нет , не приеду» (Л. Толстой).

Утвердительные

да, точно, так и др.

выражают утверждение

«Уж женат?» – «Да, третий год пошёл с Филипповок» (Л. Толстой).

Отделяются запятой.

Сравнительные

как, словно, будто, как будто, точно и др.

выражают сравнение.

Употребляют-ся при сказуемом

1. Дубровский как будто очнулся от усыпления (А. Пушкин). 2. Спелая рожь как золотистое море .

Восклицательные

что за, как, о и др.

выражают эмоции

1. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). 2. Тебе, Казбек, о страж востока, принёс я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).

Формообразующие частицы

Грамматическая форма

Частицы

Примеры

Повелительное наклонение глагола

пусть, пускай, да, давай

Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый! (М. Лермонтов)

Условное наклонение глагола

бы, б

Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил (С. Есенин)

Устаревшая форма прошедшего времени глагола

было

Мы начали было толковать о новом уездном предводителе, как вдруг у двери раздался голос Ольги: «Чай готов» (И. Тургенев).

Модальные частицы

Значения

Частицы

Примеры

Волеизъявление (такое же значение у формо-образующих частиц)

Дай-(ка), ну, а ну, ну-ка, пускай, пусть, давай

Нет, не тебя так пылко я люблю (П.)

Отношение к действию: вопрос, утверждение, отрицание, сравнение

Да, нет, ли, как бы

Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.) Поступай как знаешь .

Восклицательно-экспрессивные

Что за, -с

Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.)

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь ), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то , куда-то (постфикс) – Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Сказуемое — это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице либо в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каковой он? что он такое? кто он таковой?

Примеры сказуемого и более распространённые методы его выражения:

Идёт дождь (что делает предмет? сказуемое выражено спрягаемым глаголом).

Ему скучновато (что с ним происходит? сказуемое выражено предикативным наречием — категорией состояния).

Он велик (каковой он? сказуемое выражено коротким прилагательным).

Алексей — учитель (кто он таковой? сказуемое выражено одушевлённым существительным).

Байкал — большущее озеро (что он такое? сказуемое выражено неодушевлённым существительным).

Типы сказуемых:

  • Обычное глагольное сказуемое.
  • Составное глагольное сказуемое.
  • Составное именное сказуемое.
  • Обычное глагольное сказуемое

    Обычное глагольное сказуемое — это сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-нибудь наклонения (изъявительное наклонение; условное наклонение, повелительное наклонение):

    Наступает нахмуренное утро (изъявительное наклонение, истинное время).
    Пришло нахмуренное утро
    (изъявительное наклонение, прошедшее время) .

    Сергей будет поступать в театральное училище (изъявительное наклонение, будущее время).
    Он с наслаждением уехал бы в деревню (условное наклонение).
    Запишите домашнее задание (повелительное наклонение).

    Другие методы выражения обычного глагольного сказуемого:

    1. Инфинитив: Жить — родине служить .

    2. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола класса бац, хвать, прыг ): Подруга любая здесь тихо толк подругу .

    3. Фразеологический оборот с основным словом — глаголом в спрягаемой форме: Команда одержала победу в чемпионате. Он снова дурью мается .

    Другие примеры: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в колебание, танцует под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, прогуливается ходуном, учавствует, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, в отсутствие ножика зарезал, из пальца высосал, отдал приказ длительно жить, положил зубы на полку, выжил из разума, обдал презрением и т.п.

    4. Глагол в спрягаемой форме + модальная частичка (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, как будто, словно, вроде бы, как будто, точно, едва лишь ли, чуть ли не, только-только и др.):

    Давай я поеду с тобой.
    Пусть уезжает с папой.
    Да приснятся для тебя сладкие сны.
    Он было пошёл к двери, однако вдруг тормознул .
    В комнате словно пахло гарью.
    Он как будто остолбенел от страха.
    Он чуть ли не погиб с горя.
    Он только-только не кувыркался , стараясь рассмешить публику.
    Он едва лишь ли не помешался от радости.

    Особенного внимания требуют последующие методы выражения обычного глагольного сказуемого:

    1. Форма сложного грядущего времени (буду писать; будут петь и др.) — это обычное глагольное сказуемое.

    2. Как будто, как будто, словно, точно, вроде бы при сказуемом — модальные частички, а не сравнительные союзы, потому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не делятся запятой!) .

    3. Модальная частичка было обозначает действие, начавшееся, однако не свершившееся из-за каких-то обстоятельств, неожиданных событий, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением постоянной повторяемости действия) не выделяется. Ср.: Он было пошёл к двери, однако вдруг тормознул (часть сказуемого). — Он, бывало, неделями в деревне не показывался (вводное слово).

    4. Чтоб отличить обычное глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует держать в голове:

    а) фразеологизм нередко есть возможность поменять одним словом:

    одержать победу одолеть; иметь значение значить; обещать обещать; дать приказ приказать и др.;

    б) в ординарном глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя поменять на связку быть , а в составном именном сказуемом — есть возможность. Ср.: Он повесил нос (нельзя сказать: Он был нос) ; Она посиживала усталая Она была усталая (составное именное сказуемое); Он родился счастливым Он был счастливым (составное именное сказуемое).

    В речи (отдельно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые обыкновенные глагольные сказуемые.

    Осложнённое обычное глагольное сказуемое — это сочетание 2-ух глаголов либо сочетание глагола с разными частичками.

    Более распространёнными посреди их являются последующие:

    1) сочетание 2-ух глагольных форм с частичкой так (Удружил так удружил ! );

    2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме (Пойду позову маму );

    3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частичками да, ну и, и (Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду — это не однородные сказуемые, а одно осложнённое сказуемое);

    4) сочетание глагола с частичками да как, знай (для себя), ну и, так и, для себя (А Иванушка знай для себя держись ; Я так и вскрикнула );

    5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного класса (Он её поедом ест ; Она ревмя ревёт );

    6) сочетание 2-ух однокоренных глаголов и частички не меж ними, с модальным значением невозможности: Ждем не дождемся весны; Дышит не надышится расчудесным, горным воздухом;

    7) сочетание инфинитива с личной формой такого же глагола, которой предшествует частичка не , для усиления отрицательного значения сказуемого: Сам работать не работает , ну и другим мешает;

    8) сочетание оборота только и делаю, что с следующим глаголом в той же форме для обозначения интенсивности действия: Он только и делает, что отрисовывают ;

    9) повторение сказуемого для обозначения продолжительности действия: Пищу, пищу в чистом поле.

    См. Упражнение к теме «Сказуемое. Обычное глагольное сказуемое»

    Дополнительно:

  • Что такое составное глагольное сказуемое?
  • Какова структура составного глагольного сказуемого?
  • Что такое осложнённое составное глагольное сказуемое?
  • Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?
  • Чем выражается основная часть составного глагольного сказуемого?
  • Чем выражается вспомогательная часть составного глагольного сказуемого?
  • Какие есть нетипичные случаи строения составного глагольного сказуемого?
  • Какие глаголы могут быть вспомогательными в составном глагольном сказуемом?
  • Какое значение может иметь личная форма глагола в составном глагольном сказуемом?
  • Какие сочетания спрягаемого глагола с инфинитивом не могут быть составным глагольным сказуемым?
  • Источник материала Интернет-сайт

  • Глава «Осложненное глагольное сказуемое» в пособии Валгиной Н.С. «Современный российский язык»
  • Глава «Сказуемое. Обычное глагольное сказуемое» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс российского языка»
  • Дополнительно на сайт:

  • Где отыскать материал по теме «Устойчивые обороты с внедрением союза «как»?
  • Где отыскать материал по теме «Сравнительные частички в составе сказуемого»?
  • Где отыскать материал по теме «Пунктуация при сравнительном обороте с союзом «как»?
  • Где отыскать упражнения по теме «Пунктуация при сравнительном обороте с союзом «как»?
  • Где отыскать материал по теме «Знаки препинания при слове «как» и синонимичных союзах»?
  • Где отыскать упражнения по теме «Знаки препинания при слове «как» и синонимичных союзах»?
    • Какие частички могут заходить в состав обычного глагольного сказуемого?

      Сказуемое — это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице либо в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каковой он? что он такое? кто он таковой? Примеры сказуемого и более распространённые методы его выражения: Идёт дождь (что делает предмет? сказуемое выражено спрягаемым...

    error: