Церковь Рождества Христова из села Осташково. Церковь Рождества Христова из села Осташково Осташковская церковь

Церковь Рождества Христова в Осташково

Село Осташково расположено на реке Клязьме. Деревянная церковь в честь Рождества Христова с приделом святителя Николая Чудотворца упоминается в храмозданной грамоте, данной Святейшим Патриархом Филаретом И.Б.Черкасскому 17 октября 1621 г. на построение новой церкви в селе Осташкове вместо сгоревшей.

Строительство каменной церкви относится к рубежу XVII-XVIII вв. Храм построен иждивением князя М.Я.Черкасского в честь Рождества Христова с приделом во имя святителя Николая.

С 1743 г. село Осташково с деревнями перешло во владение графов Шереметевых. При них в 1815 г. к Христорождественской церкви пристроили новую каменную колокольню по проекту архитектора К.С.Орденова, а 1830 г. - придел во имя Илии Пророка.

В 1894 г. церковь утеплили, к колокольне пристроили ризницу, в 1906 г. был произведен капитальный ремонт.

Церковь не закрывалась, поэтому сохранила свой облик. В храме много старинных киотов с намоленными иконами.

Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=435



Первое письменное упоминание о селе Осташково относится к началу XVII века. Тогда Осташково находилось во владении князей Черкасских. Их предок князь Инал был владетелем Кабарды. Поэтому в центральном малом щитке герба Черкасских изображена золотая держава на горностаевом поле, в первой четверти – черкес в княжеской шапке с копьем на белом коне, а во второй четверти – три серебряные звезды и скрещенные стрелы, а на них щит с полумесяцем, что свидетельствует о мусульманском происхождении этого рода. На Руси князья Черкасские приняли крещение и даже породнились с Рюриковичами: одна из княжон – Мария Темрюковна была второй женой царя Ивана Грозного.

Осташково принадлежало князю Ивану Борисовичу Черкасскому, двоюродному брату и ближнему боярину царя Михаила Федоровича Романова. Отец Ивана Борисовича приходился племянником кабардинскому князю Темрюку и был женат на Марфе Никитичне Романовой, тетке царя Михаила. В 1598 году князь Черкасский, тогда стольник, подписал соборное определение об избрании на царство Бориса Годунова. Однако, когда в 1599 году по приказу царя Бориса были схвачены Романовы, их родные, друзья и знакомые, среди них оказался и князь Черкасский. Причиной ареста послужило то, что в дом его отца был вхож Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий I. Он от самого князя Ивана Борисовича «честь получал».

В 1601 году боярский приговор определил князю Черкасскому, единственному из всех обвиняемых, самую высшую меру наказания – ссылку в Сибирь. Его имущество отписали на государя. Но потом меру наказания смягчили и Сибирь заменили на Нижний Новгород, а потом и вовсе князя Черкасского вернули в Москву.

В правление царя Василия Шуйского князь Черкасский вновь приблизился к престолу и стал кравчим. В 1610 году он командовал одним из полков и отличился в битве с поляками на реке Ходынке, а в 1611 году попал в плен к владимирцам, которые поддерживали польского королевича Владислава в его притязаниях на российский престол.

Избрание царем Михаила Федоровича Романова стало крутым поворотом в судьбе князя Черкасского. Вместе с И.Ф. Шереметевым и И.Н. Романовым он вошел в состав постоянного совета при государе и в 1613 году стал боярином. В 1618 году князь Иван Борисович был послан в Ярославль собирать ратных людей на помощь осажденной поляками Москве. Набранное им войско разбило отряды поляков в Ярославском, Устюжском и Белозерском уездах.

В дальнейшем князь Черкасский управлял Стрелецким, Иноземным, Рейтарским, Аптекарским, Казенного двора и Большой Казны приказами. Он постоянно находился при государе, сопровождал его на богомолья, присутствовал при приемах послов, участвовал в выборах царских невест. О степени его могущества, влияния и доверия царя говорит тот факт, что во время поездки Михаила на богомолье во Владимир князь Иван Борисович Черкасский «ведал Москву», то есть управлял столицей. Он был одним из самых богатых людей своего времени.

Его подмосковное владение – село Осташково никогда не было большим и многонаселенным, причем население его неуклонно сокращалось. Если в ХVII веке в селе имелось 14 дворов, то к концу ХVIII века их было всего 7, а в середине ХIX века и вовсе 6, в которых проживало 15 человек мужского пола и 24 – женского.

В 1617 году в Осташкове по распоряжению князя Черкасского была построена деревянная церковь Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца. Видимо, она простояла недолго, так как 17 октября 1621 года Святейший Патриарх Филарет дал князю Ивану Борисовичу Черкасскому храмозданную грамоту на построение новой церкви в селе Осташково вместо сгоревшей. В Писцовой книге за 1623 год указано, что «в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола строенье боярина князя Ивана Борисовича Черкаскаго».

После смерти князя Ивана Борисовича в 1642 году за неимением прямых наследников все его состояние перешло к двоюродному брату, ближнему боярину и воеводе, князю Якову Куденетовичу Черкасскому. Ему же стало принадлежать и Осташково. Яков Куденетович был воеводой, одним из выдающихся полководцев царя Алексея Михайловича. Он много воевал с поляками, разбил войска гетманов Радзивилла и Гонсевского, взял столицу Литвы Вильно. После его смерти в 1666 году ему наследовал сын, князь Михаил Яковлевич Черкасский, ближний боярин, последний воевода Тобольска.

При нем в 1699 году деревянная церковь Рождества Христова в Осташкове была заменена новой, кирпичной, которая сохранилась до наших дней. Предположительно ее строил крепостной архитектор Павел Потехин.

Род князей Черкасских прервался в начале ХIХ века. После смерти Михаила Яковлевича Черкасского в 1713 году село Осташково перешло к его сыну Алексею. Его дочь и единственная наследница княжна Варвара Алексеевна, фрейлина, а потом статс-дама была очень разборчивой невестой, ведь союза с ней многие искали из-за огромного состояния князей Черкасских. Варвара Алексеевна отвергла блестящего царедворца Карла Левенвольде, поэта и дипломата Антиоха Кантемира и в 33 года вышла замуж за владельца соседнего села Троицкого графа Петра Борисовича Шереметева. Этот брак соединил оба владения.

В 1810 году в Осташкове были организованы мастерские по производству изделий из папье-маше и первые мастерские по изготовлению железных подносов с росписью и лаковым покрытием – промысла, получившего впоследствии мировую известность как Жостовская декоративная роспись.

При Шереметевых в осташковском храме были проведены первые восстановительные работы и переделки. Храм был расширен, окна и арки растесаны, отчего внутри стало светлее и просторнее. Были обновлены также иконостас, убранство и церковная утварь. Скромная трехъярусная колокольня в стиле ампир была построена в 1815 году по проекту К.С. Орденова, о чем сообщает надпись на закладной доске храма. Пятнадцать лет спустя был пристроен придел во имя Илии Пророка.

Центральный иконостас храма был создан во второй половине XIX века. Большая часть его икон написана в Московской школе живописцев И.А. Соколова.

В 1894 году церковь утеплили. Позднее жители села на свои пожертвования пристроили паперть и ризницу. В конце ХIХ века были сделаны незначительные пристройки и обновлена роспись в трапезной. Следы первоначального декоративного убранства скрыты штукатуркой, которой покрыли фасады в 1903 году. Предполагается, что первоначально храм был пятиглавым, а стены его центральной части и приделов завершались рядом кокошников. На главках сохранились ажурные кресты конца ХVII века. Центральный иконостас датируется второй половиной ХIХ века, а пристройки у колокольни и масляная роспись интерьера - началом ХХ века. В 1904 году были обновлены деревянная резьба, росписи и иконы. Работы производили резчики мастерской Е.П. Елисеева и живописец Б.Е. Немиров.

Храм в честь Рождества Христова в селе Осташково не миновали революционные и постреволюционные экспроприации. Изъятия ценностей производились неоднократно, но иконы не тронули, ограничившись золочеными ризами и окладами, и сам храм не закрывали. В нем, единственном храме земли Мытищинской, регулярно проводились богослужения. Во время войны священник Василий Гумилевский привечал сельских детей, по мере возможности кормил их, а во время бомбежек выходил на крыльцо и усердно молился, дабы уберечь церковь и село от снарядов.

Осташковская церковь интересна как образец вотчинного храма. Даже поздние пристройки не портят его облик. Архитектура храма типична для посадских церквей ХVII века. Для вотчинного храма он довольно скромен, хотя назывался царским и имел венцы над главками (в силу родства князей Черкасских с Иваном Грозным и Михаилом Романовым). Основной объем храма состоит из бесстолпного, ныне одноглавого четверика с полукруглой апсидой. К западным углам его примыкают два одноглавых придела во имя Николая угодника и Ильи пророка, объединенных трапезной.

Ввиду того что церковь в Осташково не была закрыта и разорена в годы советской власти, в ней сохранилось большое количество икон ХVIII–ХIХ веков, заказанных специально для этого храма, а также подаренных прихожанами. Есть несколько семейных икон с ликами святых покровителей членов семьи. Такова семейная икона архистратига Михаила, святых Афанасия, Макария и Феодора.

Федоровская икона Божией Матери была принесена в храм жителями Ульянкова после сильного пожара, когда выгорела почти вся деревня. Среди наиболее почитаемых – местная икона святого Харлампия. Ее при массовых эпидемиях носили по деревням.

Интересна история иконы Николая угодника, которую некоторые прихожане называют Никола-Окопник. Во время войны осташковские женщины и дети рыли окопы и случайно наткнулись на деревянную доску. Когда ее очистили, то оказалось, что это икона Николая Чудотворца. По рассказам очевидцев, когда началась бомбежка и испуганные дети сбились в кучку, женщины взяли этот образ и пошли с ним по окопам. С этого дня немецкие самолеты перестали прилетать. Какое-то время икона находилась в окопах. Солдаты сделали из нее дверь в землянку образом вовнутрь и молились на него перед боем. Когда немцев отогнали от Москвы и линия боя переместилась к Западу, солдаты, покидая окопы, передали икону Николая Чудотворца осташковскому храму.

Осташковский храм был и остается красивейшим сооружением в окрестностях Мытищ. В нем гармонично слились черты разных архитектурных стилей, иконописи, стенной росписи, декоративного убранства. Выполненные с любовью и тщанием, разностилевые элементы не противоречат друг другу, а дополняют и обогащают друг друга. По осташковской церкви можно проследить, как развивалась русская церковная архитектура на протяжении четырех столетий. Мощные стены храма восходят к русско-византийскому стилю. Ампирная колокольня рядом с ними кажется особенно легкой и ажурной. Иконы, главного иконостаса, написанные в манере, характерной для XVIII века, обрамлены резными рамами под русскую старину. Стенные росписи начала ХХ века напоминают о сказочно-былинном стиле В.М. Васнецова. Рядом с ними – резные ограждения алтарей и скамьи начала ХХI века, также напоминающие о былинной Руси. Все это сливается в единый художественно-исторический ансамбль и создает очень интересный и привлекательный образ старинного, но не устаревшего храма.

Ранее находившаяся на берегу Клязьмы церковь после сооружения Клязьминского водохранилища и разлива воды стала хорошо смотреться с противоположного берега. Силуэт колокольни неоднократно использовался в жанровых сценах знаменитых жостовских подносов. С 1980 года храм Рождества Христова в селе Осташково охраняется государством как памятник архитектуры.

В рамках празднования 2000-летия Рождества Христова отмечалось и 300-летие Осташковского храма Рождества Христова. Торжества по этому случаю возглавил Высокопреосвященнейший Григорий, архиепископ Можайский.

В настоящее время при храме открыта воскресная школа. В приходе создана творческая мастерская «Земстии». Руками ее мастеров создается архитектурный комплекс храма Рождества Христова в селе Осташково. При въезде в село установлен деревянный Поклонный крест. В той же сказочной васнецовской манере оформлены автобусная остановка и деревенский колодец.

Осташковский храм это - не только религиозное учреждение, это еще и памятник культуры и истории. Сюда часто приезжают экскурсанты. Тесные культурные связи у клира храма налажены с музеем-заповедником Останкино, также бывшим владением Шереметевых.

В миссионерскую карту осташковского храма Рождества Христова входят деревни Жостово, Сорокино, Пансионат. К храму приписаны часовня Смоленской иконы Божией Матери в деревне Чиверево. Первая деревянная часовня здесь была построена в 1844 году. Впоследствии она сгорела, и на ее месте в 1902 году по проекту епархиального архитектора Николая Николаевича Благовещенского была построена небольшая кирпичная часовня, богато украшенная тесаным кирпичным декором и увенчанная одной главкой.

В послереволюционное время часовня была закрыта. После чего были утрачены завершение главки, часть декора, интерьер, поврежден цоколь. В 2001 году часовня была частично отремонтирована и на ней была восстановлена утраченная глава с крестом.

Фото: Церковь Рождества Христова в Осташково

Фото и описание

Деревянный Христорождественский храм в Осташково был построен в начале XVII века. Заказчиком строительства был князь Черкасский, которому в тот период времени принадлежало село. Известно, что церковь простояла всего три-четыре года, а потом погибла в огне пожара. Вскоре вместо нее была выстроена новая деревянная Христорождественская церковь.

В конце 90-х годов XVII столетия деревянное здание было заменено кирпичным, которое сохранилось до настоящего времени и является сегодня главной достопримечательностью села. Имя архитектора неизвестно, но историки предполагают, что церковь построена крепостным зодчим П. Потехиным.

В XIX столетии село перешло во владение рода Шереметевых: единственная наследница князей Черкасских вышла замуж за графа П. Шереметева. Нужно отметить, что претендентов на ее руку было множество, но она долго никому не отдавала предпочтения и вступила в брак лишь в возрасте тридцати трёх лет. В тот период времени, когда селом владел род Шереметевых, храм был впервые переделан, в нем также прошли восстановительные работы. Здание было расширено, были обновлены его интерьеры. В начале XIX века была возведена ампирная колокольня, позже к храму был пристроен Ильинский придел. В конце XIX века храм был утеплен. В начале XX столетия здание было оштукатурено.

В период советской власти многие церковные ценности были изъяты, но богослужения в храме продолжались. В церкви сохранилось множество старинных икон. Интересна история одного из образов – иконы Николая Угодника. В годы Великой Отечественной войны она была найдена местными жительницами, рывшими окопы вблизи села. Во время одной из бомбежек несколько женщин прошли с этим образом в руках по окопам; рассказывают, что после этого случая бомбежки прекратились. Позже солдаты сделали из иконы дверь в землянку и молились перед ней. Когда линия фронта переместилась и советские солдаты покинули окрестности села, они передали икону в местный храм, где она находится и по сей день.

Эта на первый взгляд мало чем примечательная церковь в подмосковном селе Осташково является единственным храмом Мытищинского района, который никогда не закрывался со времени его постройки в 1699 году, и поэтому сохранившемся практически в том виде, каковым он был в дореволюционной России (с пристройками XIX века).

Храм Рождества Христова в Осташкове интересен еще и своей историей, а также историей села, в котором он построен, тесно связанной с двумя аристократическими фамилиями России - князьями Черкасскими и графами Шереметевыми.

Село Осташково , расположенное на Клязьме (а со времени постройки канала им. Москвы, на берегу Клязьминского водохранилища), известно в письменных источниках с начала XVI века.

Тогда оно находилось во владении князя Ивана Борисовича Черкасского , потомка правителей Кабарды (одна из представительниц этого кавказского рода - Мария Темрюковна - была второй женой самого Ивана Грозного). Сам же князь И. Б. Черкасский являлся двоюродным братом и ближним боярином царя Михаила Федоровича Романова, в разные годы управляя Стрелецким, Казенным, Иноземным и другими важнейшими приказами. О степени его влиятельности при дворе первого царя династии Романовых говорит хотя бы то, что во время отъездов государя из столицы на богомолье, именно князю Черкасскому Михаил Федорович доверял «ведать» Москвой, то есть, оставляя его «заместителем престола».

Герб Черкасских:


Князь И. Б. Черкасский был одним из богатейших людей своего времени, но одно из многочисленных, принадлежавших ему сел - Осташково - богатым назвать было трудно (всего 14 дворов, причем их число постоянно сокращалось).
Тем не менее, в 1617 году по распоряжению князя в Осташкове была построена деревянная церковь Рождества Христова с приделом во имя Николая Чудотворца, не простоявшая и четырех лет. О этом свидетельствует «храмозданная грамота» патриарха Филарета, данная князю И. Б. Черкасскому на возведение новой церкви в Осташково взамен прежнего сгоревшего храма.

Из-за бездетности И. Б. Черкасского, после его смерти (1642 г.), Осташково как вотчинное владение перешло к его двоюродному брату Якову Куденетовичу , одному из воевод царя Алексея Михайловича, прославившемуся своими победами в Польше (в частности, взятием Вильны).
В 1666 году ему наследовал сын - Михаил Яковлевич , при котором, в 1699 году, деревянная церковь Рождества Христова в Осташкове была заменена новой, кирпичной, которая и сохранилась до наших дней.

Фото 1986 года:

Предположительно, ее построил крепостной архитектор Павел Потехин .

Единственная наследница пресекшегося в мужской линии рода Черкасских Варвара Алексеевна (внучка М. Я. Черкасского) вышла замуж в возрасте 33 лет, что для того времени было просто невероятно поздно. На ее руку (и огромное состояние) претендовали многие, в том числе блестящий царедворец Карл Левенвольде и знаменитый поэт и дипломат Антиох Кантемир, но она отдала предпочтение владельцу соседнего села Троицкого графу Петру Борисовичу Шереметеву . Этот брак объединил оба владения.

Герб Шереметевых:


При Шереметевых село Осташково стало быстро меняться. Так в нем в 1810 году были организованы мастерские по производству металлических подносов с росписью и лаковым покрытием, впоследствии получивших всемирную известность как Жостовская роспись .

А в 1815 году по проекту архитектора К. С. Орденова была возведена трехъярусная колокольня а ампирном стиле.

В настоящее время основной объем храма состоит из бесстолпного четверика с полукруглой апсидой и двух приделов во имя Николая Угодника и Ильи Пророка, объединенных трапезной.

Воскресенская церковь в Осташкове (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

На живописном берегу Селигера расположился действительно уникальный ансамбль: две каменные церкви - затейливо претенциозная и аскетично строгая - с двумя колокольнями. Одна из них эффектно выделяется своей внушительной шатровой колокольней и богатым убранством - это и есть любимый осташковцами Воскресенский собор.

Конец 17 века знаменуется активным возведением в Осташкове каменных храмов, самым первым из которых стал собор Воскресения Христова с колокольней.

Историческая справка

Конец 17 века знаменуется активным возведением в Осташкове каменных храмов, самым первым из которых стал собор Воскресения Христова с колокольней - строительство церкви завершилось в 1689 г.

В те годы Воскресенский собор считался самым большим и величественным церковным сооружением в Тверской губернии.

Немного позднее у него появился каменный сосед - Троицкий собор. В целом возведение сразу двух каменных церквей для скромного по размерам Осташкова стало событием действительно неординарным. В последующие годы Вознесенский собор несколько раз расширялся, завершающая перестройка последовала в середине 19 века, в результате чего древнерусский стиль церкви сменился на новый, более классический.

История храма в советские годы не выбивается из ряда других трагических историй, приключившихся с русскими церквями: с приходом советской власти собор Воскресения Христова закрыли, роскошную настенную роспись заштукатурили, а храмовые помещения отдали под склады Осташковторга.

Архитектурный облик Воскресенского собора

Первоначально Воскресенская церковь имела характерные черты знаменитого русского узорочья: затейливые формы, обилие и изящество декора, живописность силуэта.

В дни церковных праздников соборные стены и окна красиво подсвечивались, что придавало храму особый шарм.

В середине 19 века во время перестройки многие архитектурные детали были сбиты и заменены новыми, и храм приобрел более строгий современный облик, а вот колокольня собора свои древнерусские очертания сохранила: восьмигранный столп, выполненный в готическом стиле, венчает ажурный шатёр, а каждая из граней украшена арками, полуколоннами и оконными наличниками.

Соборная роспись

Собор Воскресения Христова расписывали осташковские мастера; живописцы сделали его интерьеры красочными и живыми (в отличие от соседнего Троицкого собора, где роспись была более формальной и сумрачной). В 1960-1980-х гг. в соборе проводились реставрационные работы по восстановлению закрашенной в советские годы настенной живописи, в результате чего были расчищены композиции на тему страстей Христовых, которые представляют огромную художественную и историческую ценность.

Вознесенский и Троицкий соборы - это единственные каменные постройки Осташкова, относящиеся к 17 веку, которые сохранились до наших дней.

Как добраться

Адрес: г. Осташков, ул. Володарского, 5.

Добраться до собора можно на автобусе № 3 (остановка «Речной вокзал»), оттуда необходимо пройти около 500 м.

В селе Осташково Мытищинского района расположилась церковь Рождества Христова, датируемая 1699 годом. Настоятелем указанной церкви является священник Кулешов Виталий Юрьевич.

Стоит отметить, что одно из первых письменных упоминаний села Осташково принадлежит началу семнадцатого века. В те времена Осташково являлось владением князей черкасских . Князь Инал – их предок, был владельцем Кабадры. Данный факт поспособствовал тому, что на центральном малом щитке «черкасского» герба была изображена на горностаевом поле золотая держава, в четверти первой – на белом коне черкес с копьем в княжеской шапке, в четверти второй – скрещенные стрелы и три серебряные звезды, а поверх щит с полумесяцем, это стало свидетельством мусульманского происхождения указанного рода. Князья Черкасские на Руси не только приняли крещение, но и породнились с Рюриковичами: Мария Темрюкова (одна из княжон) – была второй женой государя Ивана Грозного.

Принадлежало Осташково князю Черкасскому Ивану Борисовичу , ближнему боярину и двоюродному брату царя Романова Михаила Федоровича . Родитель Ивана Борисовича был в близком родстве с князем Темрюком из Кабарды, тот приходился ему дядей. А матерью его была Романова Марфа Никитична, тетушка царя Михаила. Когда Борис Годунов избирался на царство, а это было во время 1598 года, то соборное определение об этом подписано было князем Черкасским, служившим тогда стольником. Но, несмотря на это, князя схватили по отданному царем Борисом приказу в 1599 году, когда был арестован весь род Романовых и их близкие; даже друзей и знакомых не миновала эта участь. Князь Черкасский оказался под арестом еще и по причине давней дружбы его отца с Отрепьевым Григорием, который в будущем стал Лжедмитрием Первым. А князь Иван Борисович и сам ему "честь оказывал".

По боярскому приговору 1601 года князь Черкасский попал под действие самой высшей меры наказания - это была ссылка в Сибирь, причем он один из всех арестованных получил столь суровое наказание, а все имущество князя было отписано государю. Затем, по неизвестной причине, страшная ссылка в Сибирь была заменена на проживание в Нижнем Новгороде, а позднее и вообще князь Черкасский получил милостивое разрешение вернуться в Москву.

А вот времена, когда правил царь Шуйский Василий, опять приблизили князя Черкасского к престолу, сделав его кравчим. 1610 год принес князю успешное командование полком и предоставил возможность отличиться в Ходынском сражении с поляками, но в 1611 году его пленили коварные владимирцы, поддерживавшие притязания на российский престол королевича из Польши - Владислава.

Однако самый крутой поворот судьба князя преподнесла ему после того, как на царствование вернулся род Романовых в лице Михаила Федоровича. Князь Черкасский был введен в постоянный совет при государе совместно с Шереметевым И.Ф. и Романовым И.Н., а в 1613 году получил титул боярина. Спустя пять лет князь, теперь уже боярин Черкасский Иван Борисович отправляется в город Ярославль, чтобы призвать там воинскую рать для оказания неотложной помощи Москве, находящейся в осаде у войска польского. С набранными им воинами-ярославцами князь освобождает сразу три уезда: Ярославский, Белозерский и Устюжский, разгромив там польские отряды наголову.

В последующее время сразу семь приказов при дворе были отданы под его управление, это Стрелецкий, Иноземный, Рейтарский, Аптекарский, Казенного двора и Большой Казны. Это говорит о том, что князь пользовался безграничным доверием государя. Иван Борисович неотступно был при царской персоне, сопровождая государя на многочисленные богомолья, участвуя в посольских приемах и даже оказывая помощь при выборе царских невест. Однажды, при отъезде царя Михаила в Ярославль на очередное богомолье, князь Иван Борисович был оставлен им на "ведание Москвой", ему всецело доверялось управление столицей. Возможности его влияния и всемогущества трудно переоценить, ко всему прочему он являлся едва ли не самым богатым человеком своего времени.

Осташково село

Село Осташково - малонаселенное подмосковное имение князя Черкасского, имевшее склонность к еще большему сокращению числа жителей. По статистическим данным того времени в этом селении было 14 подворий в 17 веке, в конце 18 века насчитывалось всего 7 дворов, а середина 16 века могла похвастать только пятнадцатью лицами мужского и двадцатью четырьмя - женского пола, кои проживали уже в шести подворьях.

Князь Черкасский распорядился построить в 1617 году в имении Осташково деревянный храм Рождества Христова, в котором непременно должен быть придел Николая Чудотворца. По всей видимости, существование этого небольшого храма было весьма недолгим. Уже в 1621 году, 17 октября владелец Осташкова получил от Святейшего Патриарха Филарета грамоту-разрешение на возведение новой церкви в селе взамен сгоревшего деревянного храма. "...в церкви образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола строенье боярина князя Ивана Борисовича Черкаскаго", - эта часть записи Писцовой книги 1623 года свидетельствовала о наличии уже нового храма в имении князя.

1642 год стал годом кончины князя Черкасского Ивана Борисовича. Поскольку он не имел прямых наследников, то ближний боярин и воевода - двоюродный брат князь Черкасский Яков Куденетович унаследовал все его богатство. Естественно и имение Осташково тоже перешло к новому хозяину, боевому воеводе и выдающемуся полководцу при царе Алексее Михайловиче. Князь Яков Куденетович был известен тем, что разгромил войска польских гетманов Гонсевского и Радзивилла, завоевал Вильно, столицу Литвы. В 1666 году наследником огромного состояния князя Якова, после его смерти, стал князь Черкасский Михаил Яковлевич - сын полководца, ближний боярин и последний тобольский воевода.

При Михаиле Яковлевиче Осташковскую деревянную церковь Рождества Христова заменили новым кирпичным храмом, выстроенным крепостным архитектором Потехиным Павлом, по предположительным данным. Эта прекрасная церковь дожила до нашего времени, сохранив свое предназначение.

В начале 19 века знаменитый род богатейших князей Черкасских был прерван на сыне Михаила Яковлевича - Алексее, получившем имение Осташково в 1713 году, после кончины отца. Единственной и последней наследницей всех богатств князей Черкасских стала княжна, фрейлина, а позже и статс-дама Варвара Алексеевна. Она была очень разборчива в женихах, поскольку понимала прекрасно, что многие мечтали о брачном союзе с нею из-за её огромнейшего наследства. Отказ от княжны получил блестящий Карл Левенвольде, царедворец; также отказано было и известному поэту и дипломату Антиоху Кантемиру, искавшему руки Варвары Алексеевны. Богатой невесте было уже тридцать три года, когда её мужем стал граф Шереметев Петр Борисович, владелец селения Троицкого, расположенного по соседству с Осташковом. После заключения брака между соседями оба владения были благополучно объединены.

Жостовской декоративной росписи, как всемирно известному промыслу, дал начало 1810 год, когда было организовано производство изделий из папье-маше в Осташковских мастерских. Затем там начали изготавливать расписные жестяные подносы с лаковым покрытием, получившие большое признание, благодаря необыкновенной красоте и яркости росписи.

Владельцы Шереметевы занялись восстановительными работами и первыми переделками осташковского храма. Площадь храма была расширена, значительно увеличены окна и арки, от этого стало светло и просторно внутри помещения. Был искусно обновлен иконостас, церковь получила богатое убранство и новую утварь. В 1815 году возвели в стиле ампир новую скромную колокольню в три яруса согласно проекту Орденова К.С. Об этом событии свидетельствует закладная доска церкви своей краткой надписью. А вот придел во имя Илии Пророка пристроили к основному зданию храма уже через 15 лет после основного строительства.

Вторая половина 19 века стала временем создания основного Центрального иконостаса в храме. Большая часть его икон написана с истинной любовью живописцами Московской школы Соколова И.А. Помещение церкви было холодным, поэтому в 1894 году занялись её утеплением, а несколько позже сельчане на свои средства пристроили ризницу и паперть. 19 век добавил ещё некоторые мелкие пристройки к храму, а трапезная была обновлена свежей росписью. В 1903 году фасады храма Рождества Христова были покрыты штукатуркой, которая скрыла весь изначальный декор церковного убранства. Вероятнее всего - у храма было сначала пятиглавье и целый ряд изящных кокошников завершал все приделы и центральную часть, венчая их стены. Лишь ажурные кресты на главках, выполненные в конце 17 века, до сих пор красуются на своих местах. Вторая половина 19 века свидетельствует о возникновении Центрального иконостаса храма, а вот покрытие масляной росписью всего интерьера и появление малых пристроек у колокольни - это уже начало двадцатого века. Резчики из мастерской Елисеева Е.П. старательно поработали над обновлением деревянной резьбы в 1904 году, а живописцем Немировым Б.Е. была подарена новая жизнь искусным росписям и иконам храма.

Осташковский храм Рождества Христова, конечно же, не обошла революция и не менее суровые послереволюционные годы. Несколько раз изымались ценности из храма, правда - иконы оставались нетронутыми, а вот богатые оклады и золоченые ризы, церковная утварь были экспроприированы, но храм оставался открытым. Это единственный из всех храмов на Мытищенской земле, проводивший регулярные богослужения во все времена своего существования. В военные годы Гумилевский Василий, служивший священником в храме, собирал осташковских детишек, чтобы покормить их, когда была такая возможность. А чтобы оградить село и церковь от попадания снарядов, священнослужитель усердно молился, стоя на крыльце церкви, пока бомбежка не кончалась.

Церковь поселения Осташково являет собой образец истинного храма вотчины. И никакими последующими пристройками его облика испортить не смогли. По своей архитектуре храм - типичный представитель церквей всех посадов 17 века. Как вотчинный храм он выглядел весьма скромно, несмотря на то, что именовался царским и его главки покрывали венцы, свидетельствуя о родстве князей Черкасских с такими царями как Иван Грозный и Михаил Романов. Полукруглая апсида и ныне одноглавый бесстолпный четверик составляют основной объем храма. Трапезная соединяет одноглавые приделы во имя Ильи Пророка и Николая Угодника, примыкающие к углам храма с запада.

Множество икон 18-19 веков, сделанных по специальному заказу для Осташковского храма , а также подаренных ему прихожанами, прекрасно сохранились и дошли до наших дней благодаря тому, что храм не был варварски разорен и закрыт советской властью. Церковью и сейчас хранятся некоторые семейные иконы с изображениями святых покровителей всех членов семьи. Такую семейную икону святых Афанасия, Феодора и Макария подарил архистратиг Михаил.

Жители Ульянкова отдали в храм икону Федоровской Божией Матери уцелевшую в сильном пожаре, уничтожившем почти всю деревню. К наиболее почитаемым относят также местную икону святого Харлампия, носимую по всем деревням округи во время массовых эпидемий. Икона Николая угодника обладает весьма непростой интересной историей. Эта икона названа некоторыми прихожанами Николой-Окопником, она была случайно обнаружена осташковскими женщинами и детьми при рытье окопов в военное время. Очистив найденную деревянную доску поняли, что нашли икону Николая Чудотворца. Очевидцы свидетельствовали, что с началом бомбежки испуганные ребятишки собрались в кучку, а женщины, взявши в руки найденный образ, обошли все окопы и с того момента фашистские бомбардировщики перестали прилетать сюда. Некоторое время чудотворная икона ещё оставалась в окопах. Бойцы молились на этот образ перед боем, сделав из доски с образом Николая Чудотворца дверь в землянку. Когда же линия фронта передвинулась на Запад, отбросив фашистов от Москвы, солдаты принесли икону в храм Рождества Христова в Осташкове.

Этот светлый храм признан самым красивым строением Мытищинских окрестностей. Он гармонично сочетает в себе некоторые черты различных стилей архитектуры, прекрасной иконописи, редкой талантливой росписи стен и интереснейшего декора церковного убранства. Различные по стилю и исполнению элементы этого убранства не только не мешают соседству, но делают ярче и богаче общее восприятие прекрасных творений рук человеческих, вдохновленных благодеянием и любовью к созиданию. На примере Осташковского храма наглядно прослеживается развитие церковной русской архитектуры в течение четырехсот лет.

Русско-византийский стиль характеризует мощные храмовые стены, поэтому на их фоне ампир колокольни выглядит удивительно легко и ажурно. Манера 18-го века сразу же видна в прекрасной иконописи главного иконостаса с тончайшей резьбы обрамлением в стиле русской старины. Характерные росписи стен начала двадцатого века выполнены в сказочно-былинном стиле русского художника В.М.Васнецова. Искусное резное ограждение алтарей, скамьи, выполненные в начале двадцать первого века - тоже напоминание о времени русских былин. Все эти черты искусства создают общий исторический и художественный образ старины и особой притягательности нынешнему неустаревающему храму.

Особенно хорошо смотрится сейчас храм с противоположного берега Клязьминского водохранилища . Мастера-жостовцы часто используют силуэт колокольни на фоне разлившейся воды, изображая его в жанровых сценах росписи своих знаменитых подносов. В 1980 году церковь Рождества Христова в Осташкове была признана памятником архитектуры и взята под охрану государством.

Трехсотлетний юбилей храма Рождества Христова был приурочен в Осташкове к великому празднованию двухтысячелетия Рождества Христова. Большое торжествование было возглавлено Высокопреосвященнейшим Григорием, архиепископом Можайским. Ныне храмом организована успешно действующая воскресная школа. В Осташковском приходе возникла мастерская "Земстии", творческая работа мастеров которой создает цельный художественно-архитектурный комплекс при храме Рождества Христова в Осташкове. Деревянный Поклонный крест стоит перед въездом в село. Оформление автобусной остановки и деревенского колодца выполнены также в сказочной манере великого В.М.Васнецова.

Осташковская церковь является не просто религиозным учреждением, она еще достойно выполняет ответственную роль памятника культуры и истории. Здесь часто бывают различные экскурсии из ближних и дальних мест. Клир храма поддерживает теснейшие культурные связи с Останкинским музеем-заповедником, также принадлежавшим в давние времена Шереметевым.

Миссионерская карта Осташковского храма включает в себя деревни Сорокино и знаменитое Жостово , и ещё Пансионат . Часовня Смоленской иконы Божией Матери, что расположена на земле деревни Чиверево, приписана тоже к храму. Первой деревянной часовне, построеной в деревне в 1844 году, было суждено впоследствии сгореть, а на том же месте в 1902 году возвели маленькую часовенку из кирпича. Щедро изукрашеная декором из тесаного кирпича, она венчалась одной главкой, согласно проекту, созданному епархиальным талантливым архитектором Николаем Николаевичем Благовещенским .

Во время, наступившее после свершения революции, часовню закрыли, вследствие чего были утеряны часть интересного декора, редкий интерьер, завершение главки на часовне, а еще поврежден цоколь. Утраченную главу с крестом восстановили в 2001 году, а в часовне сделали небольшой частичный ремонт. Часовня иконы Божией Матери Смоленская является приписной к Христорождественскому храму в Осташково.

Этот храм можно найти по адресу : село Осташково, Мытищенского района, дом № 38 .

error: